Боинг 767 сколько двигателей

Boeing 767 — знаменитый дальнемагистральный лайнер, использующийся зарубежными и российскими авиаперевозчиками. Существует как в гражданских, так и в военных модификациях.

Расскажем об истории появления самолета, разберем его свойства, достоинства и недостатки.

Обязательно выясним, где в салоне модели Боинг 767 300 лучшие места, где — худшие, и проиллюстрируем наши данные схемой салона boeing 767 300, чтобы помочь пассажирам с верным выбором билетов на дальние перелеты.

Боинг 767 сколько двигателейБоинг 767-200 авиаперевозчика «ЮТэйр»

История разработки пассажирского самолёта Boeing 767

Первый в истории гражданской авиации дальнемагистральный лайнер создали конструкторы американской авиастроительной корпорации Boeing. Это был Боинг 747, он же «Джамбо Джет» или просто «747», впервые переданный в эксплуатацию в 1970 году.

Следующую разработку авиапроизводитель изначально хотел сделать ближнемагистральным пассажирским самолетом, но передумал из-за отсутствия спроса со стороны перевозчиков, и поставил инженерам задачу спроектировать более совершенный лайнер, предназначенный для трансконтинентальных рейсов.

Конструкторы предложили производственникам несколько проектов, включая трехдвигательный, с T-образным килем. Исходя из технических параметров новейших к тому моменту реактивных моторов и из экономической целесообразности, в корпорации остановились на двухдвигательном однокилевом лайнере, имеющем ряд сходств с Airbus A300.

Помимо суперсовременных двигателей, при изготовлении нового авиалайнера были использованы улучшенные сплавы алюминия и композиционные материалы, а при проектировании — реализованы конструктивные усовершенствования аэродинамических свойств. Это обеспечило снижение массы воздушного судна и расхода топлива, позволив безболезненно увеличить длину фюзеляжа, вместимость салона, тем самым дать возможность авиакомпаниям продавать побольше билетов.

Боинг 767 сколько двигателей«Стеклянная кабина» Боинга 767

Важное техническое новшество, внедренное в Боинге 767 — система управления полетом (Fly Menegment System, сокращенно FMS), включающая новые электронно-лучевые дисплеи вместо аналоговых индикаторов.

Благодаря FMS, численность экипажа сократилась до двух пилотов — без штурмана и бортинженера, хотя последнего на первых порах в состав экипажа нередко включали, а кабину делали 3-х местной.

Позднее такое оборудование, реализованное впервые, получило название «стеклянная кабина».

Фактическое изготовление широкофюзеляжников новой конструкции стартовало в июле 1978 на заводе авиапроизводителя в г. Эверетт, штат Вашингтон. 26 сентября 1981 г. состоялся первый испытательный полет, прошедший успешно, если не считать вытекания гидравлической жидкости из системы выпуска-убирания шасси.

Тестирование 767-го продолжалось почти год, после чего в июле 1982 модель 767-200 успешно прошла сертификацию уполномоченными инстанциями США и Великобритании, а 19 августа перевозчик United Airlines первым приступил к ее эксплуатации.

Самая востребованная модель — 767-300, сертифицированная в 1986 году, и сегодня продолжает эксплуатироваться авиаперевозчиками, несмотря на значительное количество катастроф с участием «Боингов». Но Аэрофлот в 2014 вывел их из эксплуатации, а впоследствии от них отказалась и его дочерняя авиакомпания «Россия».

Описание и техническая характеристика

По сравнению с конструкцией модели 747, в 767-м Боинге более, чем на 50% увеличены размер и хорда крыла. Он сделан широкофюзеляжным, что на полтора метра увеличило ширину салона.

Основные характеристики 767-300 — самого распространенного представителя 767-го семейства:

  • Длина — 54,94 метра;
  • Размах крыла — 47,6 м;
  • Ширина фюзеляжа — 5,03 м;
  • Вес — 86,07 тонн;
  • Вместимость пассажиров — min 218, max 350 чел.;
  • Вместимость груза и багажа — 106,8 куб.м.

Два двигателя подвешены по сторонам к крылу. Модели моторов компания использовала разные и от различных производителей:

  • «Дженерал Электрик» — CF6-80A либо CF6-80C2;
  • «Пратт & Уитни» — PW4062;
  • «Роллс-Ройс» — RB211.

Оперение лайнера однокилевое, крыло стреловидное. 767-й принадлежит к низкопланам, то есть к самолетам с одним крылом, которое располагается низко относительно фюзеляжа.

Летные характеристики Boeing 767

Свойства версии авиалайнера 767-300:

  • Взлетная масса — до 158,76 т;
  • Крейсерская скорость — до 851 км/ч;
  • Дальность — 9,7 тыс. км;
  • Расход топлива — 4800 кг/ч при предельной загрузке.

Схема салона и расположение мест

Боинг 767 сколько двигателейКомпоновка салона B767-300 авиакомпании Pegas Fly

При обычной компоновке салона Боинга 767 300, схема размещения кресел предполагает:

  • стандартное деление салона на зоны «бизнес» и «эконом», где в более дорогой части установлено 12-20 кресел, а в более дешевой — 278-288;
  • установку кресел в зоне «эконом» в ряд по принципу 2х3х2, в «бизнес» — 2х2х2 для увеличения ширины прохода;
  • расстояние между сиденьями до 57 см в эконом-зале и 105 см в бизнес-зоне;
  • использование самолетами чартерных авиалиний, установки кресел по схеме моносалона с максимальным числом сидений (330-350);
  • семь санузлов на борту — один в начале, два в середине салона и четыре в конце.

Выбирая самое удобное расположение кресел, нужно исходить из собственных потребностей.

Необходимо «на берегу» определиться, какое из качеств мест в салоне воздушного судна самое главное:

  • набор опций, делающих перелет повышенно комфортным (доступно только в бизнес-зоне);
  • больше простора для ног;
  • минимальная тряска;
  • возможность сидеть у иллюминатора или, наоборот, у прохода.

Теперь расскажем, где находятся места с теми или иными свойствами.

Боинг 767 сколько двигателейСалон Боинга 767, зона эконом-класса

Лучшие места

Самые комфортные места расположены в бизнес-зоне, отличиями которой являются:

  • большое пространство между сиденьями;
  • развлечения для пассажиров, доступная в любой момент зарядка гаджетов;
  • возможность пользоваться пледами, подушками, масками для сна.

Стоит ли доплачивать за комфорт, покупая более дорогие билеты, каждый пассажир решает сам. Иногда за места в комфорт-классе можно расплатиться накопленными милями по условиям программы лояльности от авиаперевозчика.

Садиться в бизнес-зоне либо в начале основного салона следует тем, кто предпочитает доступ к максимальному выбору блюд, раздаваемых на обед (пассажирам в конце и даже середине салона некоторых блюд очень часто не хватает).

Чтобы меньше ощущать тряску, рекомендуется размещаться в передней либо средней части судна.

Больше простора для ног пассажирам в первом ряду, а также в рядах 14 (C, D, F), 16 (A, B, G, H), 32 (C, D, E, F) и 33 (A, B, G, H). Но, как следует из схемы Боинга 767 300, эти места находятся в зоне аварийного выхода, поэтому их нельзя занимать лицам с ограниченными возможностями, пассажирам с детьми и/либо животными.

Хорошие места

Боковые места предпочтительны для пар, путешествующих вместе. При таком выборе:

  • есть доступ к иллюминатору, к которому можно пересаживаться поочередно, по взаимному согласию;
  • не нужно тревожить сторонних людей, чтобы пойти в санузел;
  • пара получает хоть немного пространства, отделенного от остальных пассажиров.
  • У иллюминаторов также садятся те, кто предпочитает любоваться пейзажами либо всю дорогу отдыхать не вставая.
  • Кресла у проходов удобны только для тех, кому предстоит часто вставать во время перелета (скажем, пассажирам с детьми-непоседами).

Средние места менее удобны из-за ограниченного числа подлокотников и необходимости беспокоить соседей, если нужно встать. Но из возможных неудобств эти — не самые существенные.

Плохие места

Как и в большинстве авиалайнеров, сиденья в хвосте наименее удобны для расположения при перелете, поскольку здесь сильнее ощущается работа двигателей и тряска.

Места в 11-м и 27-м рядах относятся к худшим из-за близости туалетов.

В 24-м, 25-м и 38-м рядах спинки кресел полностью не откидываются, что мешает отдыхать в положении лежа. Здесь также уменьшено пространство для ручной клади и есть риск, что ее придется ставить у ног, а это еще одно досадное неудобство.

Авиаперевозчики вправе компоновать салон на свое усмотрение.

Рекомендуется:

  • сравнить приведенную здесь схему с расположением сидений в Боинге своей авиакомпании;
  • избегать кресел в конце отсека — именно в них спинки полностью не откидываются;
  • избегать близости к туалетам.

Безопасность полетов

По состоянию на 1 августа 2020 года, в авиакатастрофах и больших авариях погибло 19 Боингов 767. Попытки угона фиксировались семь раз, в этих инцидентах погибли 282 человека. Всего человеческих жертв в результате происшествий — 857.

По безопасности 767-й Boeing сильно уступает не только более новому 777-му, но и Airbus A340 и своему прямому конкуренту Airbus A330.

Боинг 767 сколько двигателейBoeing 767 в воздухе

Плюсы и минусы Боинга 767

Боинг 767 снискал славу довольно комфортного самолета, остающегося очень востребованным и успешно соревнующимся с главным прямым конкурентом — линейкой Airbus A330.

Читайте также:  4d56 двигатель какое масло лить

Основной минус лайнера — небезупречная репутация из-за частых происшествий с его участием.

Основные модели Boeing 767

Boeing 767-200

Базовая модель 767-го семейства использовалась в основном для внутриамериканских рейсов большой протяженности — перевозок между крупнейшими городами западной и восточной части США (Лос-Анджелес — Нью-Йорк, Сан-Франциско — Вашингтон и др.).

Производитель изготовил всего 128 таких самолетов. В конце 1980-х они были сняты с производства в пользу усовершенствованной модификации 767-200ER. Позднее на базе пассажирского 767-200 корпорация создала судно для перевозки грузов 767-200SF.

Boeing 767-200ER

Вариация 767-200ER разработана как двухдвигательный лайнер для трансконтинентальных перелетов, о чем говорит аббревиатура ER — extended range, по-русски — повышенная дальность. Первым эксплуатантом модели стала El Al Israel Airlines, началось использование в 1984, спустя два года после базового лайнера.

Отличия этого Боинга от базовой модели:

  • добавленный бак для увеличения объема топлива на борту, что необходимо для повышения дальности полета без дозаправки;
  • установка более мощных моторов.

На сегодня в эксплуатации остается около 150 самолетов 767-200ER, включая бывшие лайнеры, переделанные в грузовые.

Boeing 767-300

Разработка 767-300 сопряжена с удлинением фюзеляжа на 6,43 метра и увеличением общей длины Боинга почти до 55 м. Впоследствии его стали оснащать более мощными моторами — RB211 от «Роллс-Ройс».

Первый эксплуатант модели 767-300 — Japan Airlines. Производитель изготовил 104 таких самолета. В конце 2000-х корпорация начала выпускать грузовой вариант — 767-300BCF.

Боинг 767 сколько двигателейБоинг 767-300ER немецкого перевозчика Condor Airlines

Boeing 767-300ER

Боинг 767 300ER — вариация 767-300 с увеличенной дальностью полета, взлетной массой и вместимостью пассажиров, благодаря чему именно она отличилась наибольшим спросом со стороны авиаперевозчиков среди всех моделей семейства. К 2010 году выпущено более 520 единиц.

Именно Boeing 767-300ER в 1989-м совершил первый в мире рейс, отвечающий новым нормам ETOPS-180, то есть продолжающийся в пределах 180 минут полета до ближайшего аэродрома. Самолет без дозаправки благополучно преодолел расстояние с материковой части США до Гонолулу — столицы Гавайев.

Boeing 767-300F

Самолет с литерой F — отдельная грузовая вариация, разработанная в 1990-х годах на базе 767-300ER, вмещающая 24 стандартных поддона (2,2х3,2 метра) с грузом на главную палубу и до 30-ти контейнеров LD2 на нижнюю палубу. Первый заказчик-эксплуатант — UPS Airlines.

Boeing 767-400ER

Боинг 767 сколько двигателейБоинг 767-400ER компании Continental Airlines

767-400ER — последняя модернизация Boeing 767, датированная 2000 годом, разработанная с еще большим удлинением — до 61,4 метра — и увеличением пассажировместимости до 375 чел. в моносалонной компоновке.

Также изменились:

  • размах крыла — повышен до 51,9 м (с добавлением нового элемента конструкции крыла — винглетов, т. е. законцовок);
  • дальность — увеличена до 10,4 тыс. км;
  • пилотажное оборудование и интерьер кабины — по образцу семейства Боинг 777.

Всего выпущено 37 самолетов 400ER для двух авиакомпаний.

Существуют также военные модификации Боинга 767:

  • самолет-заправщик;
  • средний транспортник;
  • самолет управления JSTARS (изготовлена одна машина для ВВС США);
  • авиакомплекс радиообнаружения и наведения (две машины для армии Японии).

Ни одна военная модель не пошла в серийное производство, поскольку заказов на партии более двух самолетов от военных ведомств не поступало.

Приходилось ли вам летать на Боинге 767, какие впечатления остались от перелета? Остались вопросы о технических особенностях лайнера или, может быть, о выборе лучших мест для дальнего авиапутешествия? Оставьте комментарий, мы всегда благодарны за ваши отзывы и вопросы, мнение каждого читателя для нас очень важно!

Боинг-767

Боинг 767 сколько двигателей

В начале 70-х годов возникла необходимость в пассажирском самолёте на 200-210 пассажиров, который занимал бы промежуточное положение между Боинг-727 и Боинг-747. В 1972 году фирма «Боинг» совместно с итальянским концерном «Аэриталия» разработала проект BA-751. Затем на фирме «Боинг» под руководством К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7. Первоначально разрабатывался трёхмоторный вариант, по в 1976 году под влиянием проектов А-300 и DC-X-200 было принято решение сделать самолёт двухмоторным. В 1977 году появился проект 7S7, который с января 1978 года стал называться Боинг-767. 14 июля 1978 года появился первый заказ на 30 самолётов. Для его производства были возведены новые цеха на заводе фирмы в Эверетте. Всю механизацию крыла, киль и рули начала изготавливать фирма «Аэриталия». Был подписан контракт на поставку комплектующих и с другими фирмами из разных стран (например, Японии).

Изготовление первого прототипа на заводе в Эверетте началось 6 июля 1979 года. 4 августа 1981 года состоялась его выкатка из сборочного цеха. 26 сентября он впервые он поднялся в небо (раньше, чем Боинг-757).

В августе 1982 года самолёт демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо. В конце июля 1983 года был сертифицирован вариант с двигателями JT9D-7R4D, а в начале сентября — с CF6-80A.

Первый пассажирский рейс состоялся 8 сентября 1983 года.

Самолёт Боинг-767 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж (сечение 5,03х5,41 м) цельнометаллический полумонокок безопасноповреждаемой конструкции. В конструкции фюзеляжа широко использованы усовершенствованные алюминиевые сплавы и композитные материалы.

Существует несколько вариантов планировки салона с числом метст для пассажиров от 181 до 285. У самолётов, летающих над морем, все двери и аварийные выходы оснащены надувными трапами.

Крыло двухлонжеронное, стреловидное (31,5° по линии четвертей хорд), снабжено предкрылками по всему размаху и двухсекционными закрылками: внешние однощелевые, внутренние — двухщелевые. Шасси трёхопорное с передней управляемой стойкой.

Силовая установка состоит из двух ТРДД JT9D-7R4D (или более поздних модификаций) фирмы «Прэтт энд Уитни». По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CF6-80A тягой 21747 кгс фирмы «Дженерал Электрик» или RB.211-524G тягой 26307 кгс фирмы «Роллс-Ройс».

Пилотская кабина оборудована жидкокристаллическими дисплеями. Аэронавигационное оборудование разработано фирмой «Коллинз». Первые самолёты имели экипаж из 3 человек. Позже из экипажа был исключён бортинженер. По конструкции самолёт широко унифицирован с Боинг-757: взаимозаменяемы 62,5% узлов и агрегатов.

Серийное производство продолжается. Изготовлено не менее 640 самолётов. Первой авиакомпанией, получившей Боинг-767, стала американская «Юнайтед».

Поставляется авиакомпаниям Австралии, Австрии, Великобратинии, Испании, Канады, Непала, Новой Зеландии, ОАЭ, США, Филиппин, ФРГ, Швеции, Японии.

Боинг-767 эксплуатируется российскими компаниями «Аэрофлот», «Трансаэро», занимающимися международными авиаперевозками.

Модификации самолёта:

  • Боинг-767AEW — самолёт ДРЛО. Разработан для Японии.
  • Боинг-767AOA — летающая станция слежения и целеуказания. Оснащён инфракрасным телескопом. Изготовлен в 1987 году в 1 экземпляре.
  • Боинг-767E (Боинг-767-300F) — грузовой на базе 767-300ER. Отличается большой грузовой дверью (3,4х2,66 м) по левому борту, усиленным полом, отсутствием иллюминаторов в салоне. Грузоподъёмность 56 т при взлётной массе 185,3 т. Разрабатывался с января 1993 года при участии ОКБ им. С.В.Ильюшина. Выпускается с 1995 года.
    • Боинг-767-34AF — самолёт для авиакомпании «Юнайтед Парсел Сервис» (UPS). Изготовлено 30 самолётов.
  • Боинг-767VC-X — служебный самолёт президента США (проект).
  • Боинг-767-100 — с укороченным фюзеляжем на 170 пассажиров (проект). Разрабатывался для авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз».
  • Боинг-767-200 — самолёт на 190-200 пассажиров. Первый полёт 26 сентября 1981 года. В 1982-1992 годах изготовлено 128 самолётов.

    • Боинг-767-204 — самолёт для чартерной авиакомпании «Британия». Отличался двигателями CF6-80A. Взлётная масса увеличена до 140 т, пассажировместимость — до 290 человек.
    • Боинг-767-205 — самолёт для норвежской авиакомпании «Браатэнз — S.A.F.E.».
    • Боинг-767-209 — самолёт для авиакомпании «Чайна Эйрлайнз». Взлётная масса увеличена до 143 т.
    • Боинг-767-222 — самолёт для американской авиакомпании «Юнайтед». Изготовлено 50 самолётов.
    • Боинг-767-223 — самолёт для авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз».
    • Боинг-767-231 — самолёт для авиакомпании TBA. Изготовлено 10 самолётов.
    • Боинг-767-232 — самолёт для авиакомпании «Дельта». Отличался двигателями CF6-80A. Изготовлено 42 самолёта.
    • Боинг-767-233 — самолёт для авиакомпании «Эйр Канада». Взлётная масса увеличена до 140,6 т.
    • Боинг-767-258 — самолёт для израильской авиакомпании «Эл Ал».
    • Боинг-767-275 — самолёт для авиакомпании «Пасифик Вестерн». Отличались двухместной пилотской кабиной.
  • Боинг-767-200ER — самолёт для трасс большой протяжённости.

    Отличается увеличенным до 76840 л запасом топлива. Взлётная масса достигла 156,5. Пассажирвместимость состаляет 208 чел. Разработан в 1983 году. Первый полёт 6 марта 1984 года. С 1984 года изготовлено не менее 100 самолётов.

    • Боинг-767-241ER — самолёт для бразильской авиакомпании «Вариг». Изготовлено 6 самолётов.
    • Боинг-767-258ER — самолёт для израильской авиакомпании «Эл Ал». Переоборудован из Боинга-767-258.
    • Боинг-767-260ER — самолёт для авиакомпании «Эфиопиен Эйрлайнз». Отличается двигателями JT9D-7R4E.
    • Боинг-767-269ER — самолёт для авиакомпании «Эйр Кувейт». Отличается двигателями JT9D-7R4E.
    • Боинг-767-2D7ER — самолёт для таиландской авиакомпании «Тай Интернейшнл Эйруэйз» (проект). Отличался двигателями CF6-80A.
    • Боинг-767-2J6ER — самолёт для авиакомпании «Сивил Эйркрафт Администрайшн оф Чайна».
    • Боинг-767-2Q8ER — самолёт для лизинговой компании ILFC. Отличался двигателями CF6-80C2B4F тягой 26262 кгс.
    • Боинг-767-23AER — самолёт для австралийской лизинговой компании «Ансетт Уорлдвайд Авиейшн Сервисиз». Отличался двигателями PW4056.
    • Боинг-767-23BER — самолёт для авиакомпании «Эйр Мауритиус». Отличался двигателями CF6-80C2B4F.
  • Боинг-767-300 — с удлинённым на 6,42 м фюзеляжем (3,07 перед крылом и 3,35 м за крылом). Отличается двигателями RB.

    211-524G тягой 26307 кгс фирмы «Роллс-Ройс», усиленными крылом и шасси. Взлётная масса увеличена до 156,5 т. Разрабатывался с февраля 1983 года. Первый полёт 30 января 1986 года. С 1986 года изготовлено не менее 100 самолётов.

    • Боинг-767-332 — самолёт для авиакомпании «Дельта».
    • Боинг-767-336 — самолёт для авиакомпании «Бритиш Эйруэйз». Отличается двигателями RB.211-524H тягой 27487 кгс.
    • Боинг-767-381 — самолёт для японской авикомпании ANA.
    • Боинг-767-3Z9 — самолёт для авиакомпании «Лауда Эйр».
  • Боинг-767-300ER — самолёт для трасс большой протяжённости. Отличается двигателями CF6-80C2, усиленным крылом и шасси, увеличенным до 91029 л запасом топлива. Разрабатывался с марта 1985 года.

    Первый полёт 19 ноября 1986 года. Выпускается с 1988 года. Изготовлено не менее 324 самолётов.

    • Боинг-767-323ER — самолёт для авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз». Изготовлено 15 самолётов.
    • Боинг-767-3P6ER — самолёт для лизинговой компании «Поларис Эйркрафт Лизинг Корпорейшн».
    • Боинг-767-3T9ER — самолёт для австрийской чартерной компании «Лауда Эйр». Отличался двигателями PW4056. Изготовлен в одном экземпляре.
    • Боинг-767-3Y0ER — самолёт для лизинговой компании «Джи Пи Эй Груп». Отличался расположением дверей.
    • Боинг-767-3Z9ER — самолёт для компании «Лауда Эйр». Отличался двигателями PW4060. Изготовлено 2 самолёта.
  • Боинг-767-400ER — с удлинённым фюзеляжем (на 6,42 м по сравнению с Боинг-767-300). Отличается крылом увеличенного на 3,66 м размаха, вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах консолей крыла, обновлённым интерьер пассажирского салона (по типу Боинг-777). Разрабатывался с 1996 года. Первый полёт 9 октября 1999 года. Выпускается с 1999 года.

    • Боинг-767-422 — самолёт для компании «Юнайтед». Изготовлено 26 самолётов.
    • Боинг-767-432 — самолёт для компании «Дельта». Изготовлен 21 самолёт.
  • Боинг-767-400ERХ — с увеличенной дальностью полёта (проект). Разрабатывается с 2000 года для компании «Кения Эйрлайнз».
  • E-8A — самолёт целеуказания на базе Боинг-767-320B. Оснащён многорежимной РЛС бокового обзора. Разрабатывается с 1985 года совместно с фирмой «Грумман».
  • Корпорат 77-62 — «салон» (проект).
Читайте также:  В каком разделе искать подушку двигателя

Лётно-технические характеристики

767-200 767-300
Двигатели JT9D-7R4D RB.211-524G
Взлётная тяга, кгс 2×21636 2×26307
Габариты, м:

  • размах крыла длина
  • высота
47,57 48,51 15,85 47,57 54,90 15,85
Площадь крыла, м2 283,3 283,3
Масса, т:

  1. пустого взлётная нормальная
  2. посадочная
80,1 143,0 123,4 90,1 159,2 136,0
Запас топлива, л 63210 63210
Коммерческая нагрузка, т 33,3 38,4
Число пассажиров, чел. 181-290 218-360
Скорость, км/ч: крейсерская посадочная 910 325 910 325
Дальность полёта, км 4350 7680
Практический потолок, м 13100 13100
Длина разбега, м пробега, м 2190 1260 2300 1400
Экипаж, чел. 2-3 2

Литература

  1. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-767. — М.: «Авико Пресс», 1994.

Boeing 767 (Боинг 767)

Boeing 767 — широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для совершения полётов средней и большой протяжённости. Первый двухмоторный авиалайнер, получивший право выполнять регулярные пассажирские рейсы через Атлантический океан. Производится американской компанией Boeing с 1981 года.

История

Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году, когда авиакомпания United Airlinesпроявила заинтересованность в машине такого класса и разместила заказ на покупку сразу 30 самолётов. Первый Boeing 767, до сих пор находящийся во владении Boeing, был построен и вышел за ворота завода в Эверетте, штат Вашингтон, 14 августа 1981 года, и совершил первый полёт 26 сентября.

Разработка модели Boeing 767-300 началась в сентябре 1983 года. Эта модель имеет фюзеляж, который на 6,5 метра длиннее, чем у Boeing 767-200, что позволило увеличить количество пассажиров на 22 % (примерно 40 пассажиров) и количество перевозимого груза на 31 %. За основными моделями последовали варианты с увеличенной дальностью полётов.

Общие сведения

Размеры Boeing 767 между меньшим 757 (с фюзеляжем обычных размеров) и большими широкофюзеляжными 747 и 777.

Применение новейших технологий снизило эксплуатационные расходы и улучшило комфорт пассажиров до уровня, которого не было на то время ни в одном другом авиалайнере.

Конструкция 767 сочетает в себе высокую, в сравнении с моделью 747, эффективность использования топлива, гибкость в использовании, низкий уровень шума и современные системы авионики, включая полностью цифровую систему управления полётом. Для его создания использовались самые современные на тот момент материалы, такие как новые алюминиевыесплавы и различные композитные материалы.

Пассажирский салон с двумя проходами следует стандарту пространства и комфорта, который был установлен 747, первым широкофюзеляжным авиалайнером.

Исследования мнений пассажиров показали, что компоновка посадочных мест, которая была применена в 767 (7 пассажирских сидений в ряду по схеме 2+3+2), по замыслу производителя, должна была понравиться коммерческим авиакомпаниям как более комфортабельная, в сравнении с альтернативными вариантами.

Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций, и в результате он мог вместить около 224 пассажиров в стандартной компоновке с тремя классами салонов, однако имеется много возможностей по увеличению количества пассажирских мест. Например для чартерных рейсов существует вариант 767-300 с салоном одного класса, способный вместить до 325 пассажиров.

Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-200 способен вместить до 86,9 м³ груза, а вариант 767-300 — 114,2 м³ соответственно, что было на 45 % больше, чем подобный показатель для 707 модели, и больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса.

По приблизительным оценкам, 767 перевёз 795 миллионов пассажиров и выполнил 4,8 миллионов коммерческих рейсов с того момента, когда он впервые вступил в строй 8 сентября 1982. Средняя продолжительность налётов за день для всех выпущенных машин составляет 10 часов.

В отличие от других широкофюзеляжных самолетов второго поколения — французских Airbus A300 и A310 и российского Ил-96, уже практически сошедших со сцены, Boeing 767 на настоящее время (2015 год) продолжает производиться и активно эксплуатируется по всему миру.

Варианты

Boeing 767 производился в трёх вариантах длины фюзеляжа. Длина самолёта постепенно росла по мере того, как начиналось производство моделей 767-200, 767-300 и 767-400ER.

Фирма также предлагала модификации с большей дальностью полёта — 767-200ER и 767-300ER («ER» означает Extended Range, повышенная дальность) Грузовой вариант производился как грузовой самолёт на базе модели 300ER под обозначением 767-300F и конвертировался из пассажирских моделей 767-200 и 767-300.

При обозначении различных модификаций Boeing и авиакомпании-эксплуатанты часто соединяют название модели (767) и обозначение модификации (-200, -300 или -400) в один индекс (например, «762» или «763»).

При этом обозначение дальности (ER) зачастую опускается.

Система обозначения типа самолёта ИКАО предусматривает совмещение первой буквы названия производителя, индекс модели и обозначение модификации Boeing 767-200 обозначается B762, 767-300 — «B763», 767-400ER как «B764».

767-200

Boeing 767-200 авиакомпании Braathens S.A.F.E. 

Первый вариант самолётов семейства Boeing 767, 767-200 начал создаваться в 1978 году и первая машина этой модификации приступила к коммерческим полётам в 1982 году, когда начала обслуживать линии авиакомпании United Airlines.

С самого начала основными заказчиками этого самолёта выступали так же авиакомпании Delta Air Lines и American Airlines, которые использовали 767-200 в основном на внутренних линиях США, между крупнейшими аэропортами страны, например такими центрами как Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

Обычная компоновка пассажирского отсека 767-200 имела три салона, различающихся по классам с общим количеством посадочных мест — 181 или два салона с общим количеством мест — 224.

Все стандартные модели 767-200 имели максимальное количество пассажирских мест в количестве 255, из-за ограничений которой накладывало количество и расположение аварийных выходов в самолёте. Заказчики имели возможность заказать модификацию с количеством посадочных мест 290, но это требовало установки дополнительной двери и размещения всех пассажиров в одном салоне с компоновкой кресел по формуле 2-4-2.

Некоторое количество 767-200 были впоследствии переоборудованы в соответствии со спецификацией 767-200ER. В 1998 году Boeing объявил о начале проекта по переделке 767-200 в грузовой вариант с названием 767-200SF, предназначенного для замены на DC-8 на грузовых линиях.

Читайте также:  Двигатель вздрагивает на холостых ваз 2107

Всего за всё время было поставлено заказчикам 128 самолётов модификации 767-200, причём все предварительные заказы на самолёты этой серии были полностью выполнены.

По состоянию на июль 2010 года в рабочем состоянии в различных авиакомпаниях оставалось 156 самолётов Boeing 767-200/-200ER/-200SF.

Основными конкурентами 767-200 были самолёты Airbus A300 и Airbus A310.

Boeing 767-200SF компании DHL Aviation

767-200ER

Первый самолёт с расширенным, по сравнению с моделью 767-200, радиусом полётов, и получивший обозначение 767-200ER (Extended Range), был поставлен авиакомпании El Al в 1984 году.

Модель 767-200ER стала довольно популярной среди небольших авиакомпаний, которые хотели получить широкофюзеляжный самолёт, способный летать на достаточно большие расстояния, но для которых не была нужна вместительность 747. 767-200ER стал первым самолётом в семействе 767, способным совершать беспосадочные трансатлантические полёты.

1 февраля 1985 года 767-200ER авиакомпании Trans World Airlines совершил первый для двухмоторного авиалайнера регулярный пассажирский трансатлантический рейс Бостон-Париж согласно правил ETOPS-120, что позволило следовать коротким маршрутом над водой на большом удалении от близлежащего аэропорта.

В результате полета выяснилось что часовый расход топлива оказался более чем на 3000 кг/час меньше чем у Lockheed L-1011 TriStar на том же маршруте. Получение разрешения FAA на полеты ETOPS-120 для 767-200ER позволило многим авиакомпаниям отказаться от своих менее экономичных трех и четырех двигательных самолетов.

В 1991 году количество пассажиров перевезенных через Атлантический океан на Boeing 767 превысило количество перевезенных на трех и четырех двигательных авиалайнерах. 17 апреля 1988 года 767-200ER, принадлежащий авиакомпании Air Mauritius, установил рекорд дальности для реактивных самолётов с двумя двигателями, пролетев 16 162 километра между Галифаксом и Порт-Луи.

Всего авиакомпаниям было поставлено 121 767-200ER. Несмотря на то, что непосредственная замена этой модели не разрабатывалась, считается, что новый самолёт компании Boeing 787-8, станет непосредственным преемником 767-200ER.

Boeing 767-200ER компании American Airlines

767-300

Модель Boeing 767-300, представляет собой удлинённый на 6,43 метра 767-200. Общая длина этой модели составляет 54.94 метра. Первый заказ на 767-300 поступил от авиакомпании Japan Airlines в 1983 году.

Самолёт совершил свой первый полёт 30 января 1986 года и первая машина была передана заказчику 25 сентября того же года. Непосредственным конкурентом 767-300 является Airbus A330-200.

Ожидается, что 767-300 будет постепенно заменяться по мере поступления нового самолёта Boeing 787-8. На данный момент было произведено и передано заказчикам 104 самолёта модели 767-300.

Всего различных вариантов 767-300/-300ER/-300F по состоянию на июль 2010 года в различных авиакомпаниях насчитывалось 670 штук, что составляло примерно две трети от общего количества построенного за всё время выпуска.

Boeing 767-300 авиакомпании British Airways

767-300ER

Boeing 767-300ER Романа Абрамовича

Boeing 767-300ER авиакомпании United Airlines

Модификация 767-300ER представляет собой версию 767-300 с увеличенной дальностью полёта. Головным заказчиком стала авиакомпания American Airlines, получившая первые самолёты в 1988 году.

В 1989 году American Airlines выполнила первый коммерческий рейс на двухдвигательном самолете из континентальной части США в Гонолулу, это был первый в мире рейс сертифицированный по ETOPS-180. Большая дальность полёта достигнута увеличением объёма топлива на борту за счёт повышения максимальной взлётной массы до 185 тонн.

К 1993 работы над совершенствованием конструкции самолёта позволили поднять МВМ до 187 тонн. На самолёт устанавливались двигатели Pratt & Whitney PW4000, General Electric CF6 или Rolls-Royce RB211. Типичными маршрутами для этой модификации стали Лос-Анджелес — Франкфурт, Москва — Пекин и т. п.

Увеличенная пассажировместимость и большая дальность сделали −300ER самой популярной модификацией модели. На март 2014 года поставлено 582 самолёта и 1 заказ ещё не выполнен. На июль 2011 года авиакомпании эксплуатировали 511 самолётов этой модификации. Основным конкурентом этой модификации является Airbus A330-200.

Один из Boeing 767-300ER был приобретён известным российским бизнесменом Романом Абрамовичем для личного пользования. За характерную окраску самолёт получил прозвище «Бандит».

767-300F

Модификация 767-300F является заводской грузовой версией 767-300ER. Головным заказчиком в 1995 году выступила компания UPS Airlines. 767-300F вмещает 24 стандартных поддонов размером 2200×3200 мм на верхней палубе и до 30 контейнеров LD2 на нижней.

Общий объём перевозимого груза составляет 438 куб. м. Самолёт оснащён большим грузовым люком на верхней палубе, рядом с дверью для экипажа. Нижняя палуба загружается и разгружается через три двери — две с левой стороны и одна справа.

Версия для основного рынка с бортовыми погрузочными и швартовочными устройствами, системой поддержания микроклимата и отсеками для отдыха экипажа была впервые поставлена авиакомпании Asiana Airlines 23 августа 1996 года.

На март 2014 года было поставлено 88 самолётов модификации 767-300F. На июль 2011 года 59 из них находились в коммерческой эксплуатации.

В 2008 году в Пайя Лепар, Сингапур, компания ST Aerospace Services начала программу конверсии пассажирских 767-300 в грузовые под названием 767 PTF (Passenger To Freighter — «пассажирский в грузовой»). Подобные программы конверсии Boeing 767 в грузовую модификацию также предлагают компании Israel Aerospace Industries и Wagner Aeronautical[15].

767-400ER

Boeing 767-400ER авиакомпании Delta Air Lines

Модификация 767-400ER стала результатом второго удлинения фюзеляжа базовой модели. Головным заказчиком стала авиакомпания Continental Airlines в 2000 году. Модификация на 6,43 м длиннее модификации 767-300 и имеет длину 61,4 м.

Размах крыла увеличен на 4,36 м за счет более длинных и скошенных законцовок. Кроме этого, было внедрено новое пилотажное оборудование, пересмотрена конструкция шасси и установлен интерьер салона Signature Interior, впервые появившийся на Boeing 777.

На самолёте устанавливаются двигатели Pratt & Whitney PW4000 или General Electric CF6 повышенной мощности.

Федеральное авиационное агентство США (FAA) сертифицировало 767-400ER по правилам ETOPS 180 ещё до начала эксплуатации. Такая сертификация позволяет эксплуатировать самолёт на авиатрассах, находящихся не более чем в 180 минутах полёта от запасных аэродромов.

Запас топлива не был увеличен, поэтому дальность полёта модификации 767-400ER меньше, чем у −300, и составляет 10 418 км. Типичным маршрутом для данной модификации является Лондон-Токио.

В 2000 году предлагалась модификация 767-400ERX с увеличенной дальностью полёта, однако спустя год она была убрана из прайс-листа производителя. Авиакомпании Continental Airlines и Delta Air Lines были единственными корпоративными заказчиками модификации и получили 37 самолётов.

На март 2014 года все они находятся в эксплуатации. Ещё один экземпляр был произведён для военных и позднее был передан частному заказчику. Ближайшим конкурентом модификации является Airbus A330-300.

Вернуться в Модельный ряд самолётов Boeing:

Технические характеристики  

  • Boeing 767 — двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
  • Расход топлива — 4800 кг в час при максимальной коммерческой загрузке.

767-200
767-200ER
767-300
767-300ER
767-300F
767-400ER

Длина

Размах крыла

Пассажировместимость,чел.

Груз

Макс. взлетная масса

Масса пустого

Дальность

Крейсерская скорость

Двигатели

48,51 м 54,94 м 61,4 м
47,57 м 51,9 м
от 181 до 255 от 218 до 350 от 245 до 375
81,4 м³ 106,8 м³ 454 м³ 129,6 м³
142 880 кг 179 170 кг 158 760 кг 186 880 кг 186 880 кг 204 120 кг
80 130 кг 82 380 кг 86 070 кг 90 010 кг 86 180 кг 103 870 кг
9 400 км 12 200 км 9 700 км 11 305 км 6 050 км 10 450 км
M=0,80 (851 км/ч)
Два турбовентиляторных двигателя; обычно применяются General Electric CF6-80A, (ранние 767-200 и 767-300 кроме ER) или General Electric CF6-80C2 (обычно 65 000 lbf), или Пратт & Уитни PW4062 (обычно 63 000 lbf);очень ограничено использование двигателей Rolls-Royce RB211 (обычно 60 000 lbf)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector