Boeing 767 — знаменитый дальнемагистральный лайнер, использующийся зарубежными и российскими авиаперевозчиками. Существует как в гражданских, так и в военных модификациях.
Расскажем об истории появления самолета, разберем его свойства, достоинства и недостатки.
Обязательно выясним, где в салоне модели Боинг 767 300 лучшие места, где — худшие, и проиллюстрируем наши данные схемой салона boeing 767 300, чтобы помочь пассажирам с верным выбором билетов на дальние перелеты.
Боинг 767-200 авиаперевозчика «ЮТэйр»
История разработки пассажирского самолёта Boeing 767
Первый в истории гражданской авиации дальнемагистральный лайнер создали конструкторы американской авиастроительной корпорации Boeing. Это был Боинг 747, он же «Джамбо Джет» или просто «747», впервые переданный в эксплуатацию в 1970 году.
Следующую разработку авиапроизводитель изначально хотел сделать ближнемагистральным пассажирским самолетом, но передумал из-за отсутствия спроса со стороны перевозчиков, и поставил инженерам задачу спроектировать более совершенный лайнер, предназначенный для трансконтинентальных рейсов.
Конструкторы предложили производственникам несколько проектов, включая трехдвигательный, с T-образным килем. Исходя из технических параметров новейших к тому моменту реактивных моторов и из экономической целесообразности, в корпорации остановились на двухдвигательном однокилевом лайнере, имеющем ряд сходств с Airbus A300.
Помимо суперсовременных двигателей, при изготовлении нового авиалайнера были использованы улучшенные сплавы алюминия и композиционные материалы, а при проектировании — реализованы конструктивные усовершенствования аэродинамических свойств. Это обеспечило снижение массы воздушного судна и расхода топлива, позволив безболезненно увеличить длину фюзеляжа, вместимость салона, тем самым дать возможность авиакомпаниям продавать побольше билетов.
«Стеклянная кабина» Боинга 767
Важное техническое новшество, внедренное в Боинге 767 — система управления полетом (Fly Menegment System, сокращенно FMS), включающая новые электронно-лучевые дисплеи вместо аналоговых индикаторов.
Благодаря FMS, численность экипажа сократилась до двух пилотов — без штурмана и бортинженера, хотя последнего на первых порах в состав экипажа нередко включали, а кабину делали 3-х местной.
Позднее такое оборудование, реализованное впервые, получило название «стеклянная кабина».
Фактическое изготовление широкофюзеляжников новой конструкции стартовало в июле 1978 на заводе авиапроизводителя в г. Эверетт, штат Вашингтон. 26 сентября 1981 г. состоялся первый испытательный полет, прошедший успешно, если не считать вытекания гидравлической жидкости из системы выпуска-убирания шасси.
Тестирование 767-го продолжалось почти год, после чего в июле 1982 модель 767-200 успешно прошла сертификацию уполномоченными инстанциями США и Великобритании, а 19 августа перевозчик United Airlines первым приступил к ее эксплуатации.
Самая востребованная модель — 767-300, сертифицированная в 1986 году, и сегодня продолжает эксплуатироваться авиаперевозчиками, несмотря на значительное количество катастроф с участием «Боингов». Но Аэрофлот в 2014 вывел их из эксплуатации, а впоследствии от них отказалась и его дочерняя авиакомпания «Россия».
Описание и техническая характеристика
По сравнению с конструкцией модели 747, в 767-м Боинге более, чем на 50% увеличены размер и хорда крыла. Он сделан широкофюзеляжным, что на полтора метра увеличило ширину салона.
Основные характеристики 767-300 — самого распространенного представителя 767-го семейства:
- Длина — 54,94 метра;
- Размах крыла — 47,6 м;
- Ширина фюзеляжа — 5,03 м;
- Вес — 86,07 тонн;
- Вместимость пассажиров — min 218, max 350 чел.;
- Вместимость груза и багажа — 106,8 куб.м.
Два двигателя подвешены по сторонам к крылу. Модели моторов компания использовала разные и от различных производителей:
- «Дженерал Электрик» — CF6-80A либо CF6-80C2;
- «Пратт & Уитни» — PW4062;
- «Роллс-Ройс» — RB211.
Оперение лайнера однокилевое, крыло стреловидное. 767-й принадлежит к низкопланам, то есть к самолетам с одним крылом, которое располагается низко относительно фюзеляжа.
Летные характеристики Boeing 767
Свойства версии авиалайнера 767-300:
- Взлетная масса — до 158,76 т;
- Крейсерская скорость — до 851 км/ч;
- Дальность — 9,7 тыс. км;
- Расход топлива — 4800 кг/ч при предельной загрузке.
Схема салона и расположение мест
Компоновка салона B767-300 авиакомпании Pegas Fly
При обычной компоновке салона Боинга 767 300, схема размещения кресел предполагает:
- стандартное деление салона на зоны «бизнес» и «эконом», где в более дорогой части установлено 12-20 кресел, а в более дешевой — 278-288;
- установку кресел в зоне «эконом» в ряд по принципу 2х3х2, в «бизнес» — 2х2х2 для увеличения ширины прохода;
- расстояние между сиденьями до 57 см в эконом-зале и 105 см в бизнес-зоне;
- использование самолетами чартерных авиалиний, установки кресел по схеме моносалона с максимальным числом сидений (330-350);
- семь санузлов на борту — один в начале, два в середине салона и четыре в конце.
Выбирая самое удобное расположение кресел, нужно исходить из собственных потребностей.
Необходимо «на берегу» определиться, какое из качеств мест в салоне воздушного судна самое главное:
- набор опций, делающих перелет повышенно комфортным (доступно только в бизнес-зоне);
- больше простора для ног;
- минимальная тряска;
- возможность сидеть у иллюминатора или, наоборот, у прохода.
Теперь расскажем, где находятся места с теми или иными свойствами.
Салон Боинга 767, зона эконом-класса
Лучшие места
Самые комфортные места расположены в бизнес-зоне, отличиями которой являются:
- большое пространство между сиденьями;
- развлечения для пассажиров, доступная в любой момент зарядка гаджетов;
- возможность пользоваться пледами, подушками, масками для сна.
Стоит ли доплачивать за комфорт, покупая более дорогие билеты, каждый пассажир решает сам. Иногда за места в комфорт-классе можно расплатиться накопленными милями по условиям программы лояльности от авиаперевозчика.
Садиться в бизнес-зоне либо в начале основного салона следует тем, кто предпочитает доступ к максимальному выбору блюд, раздаваемых на обед (пассажирам в конце и даже середине салона некоторых блюд очень часто не хватает).
Чтобы меньше ощущать тряску, рекомендуется размещаться в передней либо средней части судна.
Больше простора для ног пассажирам в первом ряду, а также в рядах 14 (C, D, F), 16 (A, B, G, H), 32 (C, D, E, F) и 33 (A, B, G, H). Но, как следует из схемы Боинга 767 300, эти места находятся в зоне аварийного выхода, поэтому их нельзя занимать лицам с ограниченными возможностями, пассажирам с детьми и/либо животными.
Хорошие места
Боковые места предпочтительны для пар, путешествующих вместе. При таком выборе:
- есть доступ к иллюминатору, к которому можно пересаживаться поочередно, по взаимному согласию;
- не нужно тревожить сторонних людей, чтобы пойти в санузел;
- пара получает хоть немного пространства, отделенного от остальных пассажиров.
- У иллюминаторов также садятся те, кто предпочитает любоваться пейзажами либо всю дорогу отдыхать не вставая.
- Кресла у проходов удобны только для тех, кому предстоит часто вставать во время перелета (скажем, пассажирам с детьми-непоседами).
Средние места менее удобны из-за ограниченного числа подлокотников и необходимости беспокоить соседей, если нужно встать. Но из возможных неудобств эти — не самые существенные.
Плохие места
Как и в большинстве авиалайнеров, сиденья в хвосте наименее удобны для расположения при перелете, поскольку здесь сильнее ощущается работа двигателей и тряска.
Места в 11-м и 27-м рядах относятся к худшим из-за близости туалетов.
В 24-м, 25-м и 38-м рядах спинки кресел полностью не откидываются, что мешает отдыхать в положении лежа. Здесь также уменьшено пространство для ручной клади и есть риск, что ее придется ставить у ног, а это еще одно досадное неудобство.
Авиаперевозчики вправе компоновать салон на свое усмотрение.
Рекомендуется:
- сравнить приведенную здесь схему с расположением сидений в Боинге своей авиакомпании;
- избегать кресел в конце отсека — именно в них спинки полностью не откидываются;
- избегать близости к туалетам.
Безопасность полетов
По состоянию на 1 августа 2020 года, в авиакатастрофах и больших авариях погибло 19 Боингов 767. Попытки угона фиксировались семь раз, в этих инцидентах погибли 282 человека. Всего человеческих жертв в результате происшествий — 857.
По безопасности 767-й Boeing сильно уступает не только более новому 777-му, но и Airbus A340 и своему прямому конкуренту Airbus A330.
Boeing 767 в воздухе
Плюсы и минусы Боинга 767
Боинг 767 снискал славу довольно комфортного самолета, остающегося очень востребованным и успешно соревнующимся с главным прямым конкурентом — линейкой Airbus A330.
Основной минус лайнера — небезупречная репутация из-за частых происшествий с его участием.
Основные модели Boeing 767
Boeing 767-200
Базовая модель 767-го семейства использовалась в основном для внутриамериканских рейсов большой протяженности — перевозок между крупнейшими городами западной и восточной части США (Лос-Анджелес — Нью-Йорк, Сан-Франциско — Вашингтон и др.).
Производитель изготовил всего 128 таких самолетов. В конце 1980-х они были сняты с производства в пользу усовершенствованной модификации 767-200ER. Позднее на базе пассажирского 767-200 корпорация создала судно для перевозки грузов 767-200SF.
Boeing 767-200ER
Вариация 767-200ER разработана как двухдвигательный лайнер для трансконтинентальных перелетов, о чем говорит аббревиатура ER — extended range, по-русски — повышенная дальность. Первым эксплуатантом модели стала El Al Israel Airlines, началось использование в 1984, спустя два года после базового лайнера.
Отличия этого Боинга от базовой модели:
- добавленный бак для увеличения объема топлива на борту, что необходимо для повышения дальности полета без дозаправки;
- установка более мощных моторов.
На сегодня в эксплуатации остается около 150 самолетов 767-200ER, включая бывшие лайнеры, переделанные в грузовые.
Boeing 767-300
Разработка 767-300 сопряжена с удлинением фюзеляжа на 6,43 метра и увеличением общей длины Боинга почти до 55 м. Впоследствии его стали оснащать более мощными моторами — RB211 от «Роллс-Ройс».
Первый эксплуатант модели 767-300 — Japan Airlines. Производитель изготовил 104 таких самолета. В конце 2000-х корпорация начала выпускать грузовой вариант — 767-300BCF.
Боинг 767-300ER немецкого перевозчика Condor Airlines
Boeing 767-300ER
Боинг 767 300ER — вариация 767-300 с увеличенной дальностью полета, взлетной массой и вместимостью пассажиров, благодаря чему именно она отличилась наибольшим спросом со стороны авиаперевозчиков среди всех моделей семейства. К 2010 году выпущено более 520 единиц.
Именно Boeing 767-300ER в 1989-м совершил первый в мире рейс, отвечающий новым нормам ETOPS-180, то есть продолжающийся в пределах 180 минут полета до ближайшего аэродрома. Самолет без дозаправки благополучно преодолел расстояние с материковой части США до Гонолулу — столицы Гавайев.
Boeing 767-300F
Самолет с литерой F — отдельная грузовая вариация, разработанная в 1990-х годах на базе 767-300ER, вмещающая 24 стандартных поддона (2,2х3,2 метра) с грузом на главную палубу и до 30-ти контейнеров LD2 на нижнюю палубу. Первый заказчик-эксплуатант — UPS Airlines.
Boeing 767-400ER
Боинг 767-400ER компании Continental Airlines
767-400ER — последняя модернизация Boeing 767, датированная 2000 годом, разработанная с еще большим удлинением — до 61,4 метра — и увеличением пассажировместимости до 375 чел. в моносалонной компоновке.
Также изменились:
- размах крыла — повышен до 51,9 м (с добавлением нового элемента конструкции крыла — винглетов, т. е. законцовок);
- дальность — увеличена до 10,4 тыс. км;
- пилотажное оборудование и интерьер кабины — по образцу семейства Боинг 777.
Всего выпущено 37 самолетов 400ER для двух авиакомпаний.
Существуют также военные модификации Боинга 767:
- самолет-заправщик;
- средний транспортник;
- самолет управления JSTARS (изготовлена одна машина для ВВС США);
- авиакомплекс радиообнаружения и наведения (две машины для армии Японии).
Ни одна военная модель не пошла в серийное производство, поскольку заказов на партии более двух самолетов от военных ведомств не поступало.
Приходилось ли вам летать на Боинге 767, какие впечатления остались от перелета? Остались вопросы о технических особенностях лайнера или, может быть, о выборе лучших мест для дальнего авиапутешествия? Оставьте комментарий, мы всегда благодарны за ваши отзывы и вопросы, мнение каждого читателя для нас очень важно!
Боинг-767
В начале 70-х годов возникла необходимость в пассажирском самолёте на 200-210 пассажиров, который занимал бы промежуточное положение между Боинг-727 и Боинг-747. В 1972 году фирма «Боинг» совместно с итальянским концерном «Аэриталия» разработала проект BA-751. Затем на фирме «Боинг» под руководством К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7. Первоначально разрабатывался трёхмоторный вариант, по в 1976 году под влиянием проектов А-300 и DC-X-200 было принято решение сделать самолёт двухмоторным. В 1977 году появился проект 7S7, который с января 1978 года стал называться Боинг-767. 14 июля 1978 года появился первый заказ на 30 самолётов. Для его производства были возведены новые цеха на заводе фирмы в Эверетте. Всю механизацию крыла, киль и рули начала изготавливать фирма «Аэриталия». Был подписан контракт на поставку комплектующих и с другими фирмами из разных стран (например, Японии).
Изготовление первого прототипа на заводе в Эверетте началось 6 июля 1979 года. 4 августа 1981 года состоялась его выкатка из сборочного цеха. 26 сентября он впервые он поднялся в небо (раньше, чем Боинг-757).
В августе 1982 года самолёт демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо. В конце июля 1983 года был сертифицирован вариант с двигателями JT9D-7R4D, а в начале сентября — с CF6-80A.
Первый пассажирский рейс состоялся 8 сентября 1983 года.
Самолёт Боинг-767 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж (сечение 5,03х5,41 м) цельнометаллический полумонокок безопасноповреждаемой конструкции. В конструкции фюзеляжа широко использованы усовершенствованные алюминиевые сплавы и композитные материалы.
Существует несколько вариантов планировки салона с числом метст для пассажиров от 181 до 285. У самолётов, летающих над морем, все двери и аварийные выходы оснащены надувными трапами.
Крыло двухлонжеронное, стреловидное (31,5° по линии четвертей хорд), снабжено предкрылками по всему размаху и двухсекционными закрылками: внешние однощелевые, внутренние — двухщелевые. Шасси трёхопорное с передней управляемой стойкой.
Силовая установка состоит из двух ТРДД JT9D-7R4D (или более поздних модификаций) фирмы «Прэтт энд Уитни». По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CF6-80A тягой 21747 кгс фирмы «Дженерал Электрик» или RB.211-524G тягой 26307 кгс фирмы «Роллс-Ройс».
Пилотская кабина оборудована жидкокристаллическими дисплеями. Аэронавигационное оборудование разработано фирмой «Коллинз». Первые самолёты имели экипаж из 3 человек. Позже из экипажа был исключён бортинженер. По конструкции самолёт широко унифицирован с Боинг-757: взаимозаменяемы 62,5% узлов и агрегатов.
Серийное производство продолжается. Изготовлено не менее 640 самолётов. Первой авиакомпанией, получившей Боинг-767, стала американская «Юнайтед».
Поставляется авиакомпаниям Австралии, Австрии, Великобратинии, Испании, Канады, Непала, Новой Зеландии, ОАЭ, США, Филиппин, ФРГ, Швеции, Японии.
Боинг-767 эксплуатируется российскими компаниями «Аэрофлот», «Трансаэро», занимающимися международными авиаперевозками.
Модификации самолёта:
- Боинг-767AEW — самолёт ДРЛО. Разработан для Японии.
- Боинг-767AOA — летающая станция слежения и целеуказания. Оснащён инфракрасным телескопом. Изготовлен в 1987 году в 1 экземпляре.
- Боинг-767E (Боинг-767-300F) — грузовой на базе 767-300ER. Отличается большой грузовой дверью (3,4х2,66 м) по левому борту, усиленным полом, отсутствием иллюминаторов в салоне. Грузоподъёмность 56 т при взлётной массе 185,3 т. Разрабатывался с января 1993 года при участии ОКБ им. С.В.Ильюшина. Выпускается с 1995 года.
- Боинг-767-34AF — самолёт для авиакомпании «Юнайтед Парсел Сервис» (UPS). Изготовлено 30 самолётов.
- Боинг-767VC-X — служебный самолёт президента США (проект).
- Боинг-767-100 — с укороченным фюзеляжем на 170 пассажиров (проект). Разрабатывался для авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз».
- Боинг-767-200 — самолёт на 190-200 пассажиров. Первый полёт 26 сентября 1981 года. В 1982-1992 годах изготовлено 128 самолётов.
- Боинг-767-204 — самолёт для чартерной авиакомпании «Британия». Отличался двигателями CF6-80A. Взлётная масса увеличена до 140 т, пассажировместимость — до 290 человек.
- Боинг-767-205 — самолёт для норвежской авиакомпании «Браатэнз — S.A.F.E.».
- Боинг-767-209 — самолёт для авиакомпании «Чайна Эйрлайнз». Взлётная масса увеличена до 143 т.
- Боинг-767-222 — самолёт для американской авиакомпании «Юнайтед». Изготовлено 50 самолётов.
- Боинг-767-223 — самолёт для авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз».
- Боинг-767-231 — самолёт для авиакомпании TBA. Изготовлено 10 самолётов.
- Боинг-767-232 — самолёт для авиакомпании «Дельта». Отличался двигателями CF6-80A. Изготовлено 42 самолёта.
- Боинг-767-233 — самолёт для авиакомпании «Эйр Канада». Взлётная масса увеличена до 140,6 т.
- Боинг-767-258 — самолёт для израильской авиакомпании «Эл Ал».
- Боинг-767-275 — самолёт для авиакомпании «Пасифик Вестерн». Отличались двухместной пилотской кабиной.
- Боинг-767-200ER — самолёт для трасс большой протяжённости.
Отличается увеличенным до 76840 л запасом топлива. Взлётная масса достигла 156,5. Пассажирвместимость состаляет 208 чел. Разработан в 1983 году. Первый полёт 6 марта 1984 года. С 1984 года изготовлено не менее 100 самолётов.
- Боинг-767-241ER — самолёт для бразильской авиакомпании «Вариг». Изготовлено 6 самолётов.
- Боинг-767-258ER — самолёт для израильской авиакомпании «Эл Ал». Переоборудован из Боинга-767-258.
- Боинг-767-260ER — самолёт для авиакомпании «Эфиопиен Эйрлайнз». Отличается двигателями JT9D-7R4E.
- Боинг-767-269ER — самолёт для авиакомпании «Эйр Кувейт». Отличается двигателями JT9D-7R4E.
- Боинг-767-2D7ER — самолёт для таиландской авиакомпании «Тай Интернейшнл Эйруэйз» (проект). Отличался двигателями CF6-80A.
- Боинг-767-2J6ER — самолёт для авиакомпании «Сивил Эйркрафт Администрайшн оф Чайна».
- Боинг-767-2Q8ER — самолёт для лизинговой компании ILFC. Отличался двигателями CF6-80C2B4F тягой 26262 кгс.
- Боинг-767-23AER — самолёт для австралийской лизинговой компании «Ансетт Уорлдвайд Авиейшн Сервисиз». Отличался двигателями PW4056.
- Боинг-767-23BER — самолёт для авиакомпании «Эйр Мауритиус». Отличался двигателями CF6-80C2B4F.
- Боинг-767-300 — с удлинённым на 6,42 м фюзеляжем (3,07 перед крылом и 3,35 м за крылом). Отличается двигателями RB.
211-524G тягой 26307 кгс фирмы «Роллс-Ройс», усиленными крылом и шасси. Взлётная масса увеличена до 156,5 т. Разрабатывался с февраля 1983 года. Первый полёт 30 января 1986 года. С 1986 года изготовлено не менее 100 самолётов.
- Боинг-767-332 — самолёт для авиакомпании «Дельта».
- Боинг-767-336 — самолёт для авиакомпании «Бритиш Эйруэйз». Отличается двигателями RB.211-524H тягой 27487 кгс.
- Боинг-767-381 — самолёт для японской авикомпании ANA.
- Боинг-767-3Z9 — самолёт для авиакомпании «Лауда Эйр».
- Боинг-767-300ER — самолёт для трасс большой протяжённости. Отличается двигателями CF6-80C2, усиленным крылом и шасси, увеличенным до 91029 л запасом топлива. Разрабатывался с марта 1985 года.
Первый полёт 19 ноября 1986 года. Выпускается с 1988 года. Изготовлено не менее 324 самолётов.
- Боинг-767-323ER — самолёт для авиакомпании «Америкэн Эйрлайнз». Изготовлено 15 самолётов.
- Боинг-767-3P6ER — самолёт для лизинговой компании «Поларис Эйркрафт Лизинг Корпорейшн».
- Боинг-767-3T9ER — самолёт для австрийской чартерной компании «Лауда Эйр». Отличался двигателями PW4056. Изготовлен в одном экземпляре.
- Боинг-767-3Y0ER — самолёт для лизинговой компании «Джи Пи Эй Груп». Отличался расположением дверей.
- Боинг-767-3Z9ER — самолёт для компании «Лауда Эйр». Отличался двигателями PW4060. Изготовлено 2 самолёта.
- Боинг-767-400ER — с удлинённым фюзеляжем (на 6,42 м по сравнению с Боинг-767-300). Отличается крылом увеличенного на 3,66 м размаха, вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах консолей крыла, обновлённым интерьер пассажирского салона (по типу Боинг-777). Разрабатывался с 1996 года. Первый полёт 9 октября 1999 года. Выпускается с 1999 года.
- Боинг-767-422 — самолёт для компании «Юнайтед». Изготовлено 26 самолётов.
- Боинг-767-432 — самолёт для компании «Дельта». Изготовлен 21 самолёт.
- Боинг-767-400ERХ — с увеличенной дальностью полёта (проект). Разрабатывается с 2000 года для компании «Кения Эйрлайнз».
- E-8A — самолёт целеуказания на базе Боинг-767-320B. Оснащён многорежимной РЛС бокового обзора. Разрабатывается с 1985 года совместно с фирмой «Грумман».
- Корпорат 77-62 — «салон» (проект).
Лётно-технические характеристики
767-200 | 767-300 | |
Двигатели | JT9D-7R4D | RB.211-524G |
Взлётная тяга, кгс | 2×21636 | 2×26307 |
Габариты, м:
|
47,57 48,51 15,85 | 47,57 54,90 15,85 |
Площадь крыла, м2 | 283,3 | 283,3 |
Масса, т:
|
80,1 143,0 123,4 | 90,1 159,2 136,0 |
Запас топлива, л | 63210 | 63210 |
Коммерческая нагрузка, т | 33,3 | 38,4 |
Число пассажиров, чел. | 181-290 | 218-360 |
Скорость, км/ч: крейсерская посадочная | 910 325 | 910 325 |
Дальность полёта, км | 4350 | 7680 |
Практический потолок, м | 13100 | 13100 |
Длина разбега, м пробега, м | 2190 1260 | 2300 1400 |
Экипаж, чел. | 2-3 | 2 |
Литература
- Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-767. — М.: «Авико Пресс», 1994.
Boeing 767 (Боинг 767)
Boeing 767 — широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для совершения полётов средней и большой протяжённости. Первый двухмоторный авиалайнер, получивший право выполнять регулярные пассажирские рейсы через Атлантический океан. Производится американской компанией Boeing с 1981 года.
История
Разработка экономичного двухмоторного реактивного авиалайнера, предназначенного для обслуживания линий средней и малой протяжённости, началась в 1978 году, когда авиакомпания United Airlinesпроявила заинтересованность в машине такого класса и разместила заказ на покупку сразу 30 самолётов. Первый Boeing 767, до сих пор находящийся во владении Boeing, был построен и вышел за ворота завода в Эверетте, штат Вашингтон, 14 августа 1981 года, и совершил первый полёт 26 сентября.
Разработка модели Boeing 767-300 началась в сентябре 1983 года. Эта модель имеет фюзеляж, который на 6,5 метра длиннее, чем у Boeing 767-200, что позволило увеличить количество пассажиров на 22 % (примерно 40 пассажиров) и количество перевозимого груза на 31 %. За основными моделями последовали варианты с увеличенной дальностью полётов.
Общие сведения
Размеры Boeing 767 между меньшим 757 (с фюзеляжем обычных размеров) и большими широкофюзеляжными 747 и 777.
Применение новейших технологий снизило эксплуатационные расходы и улучшило комфорт пассажиров до уровня, которого не было на то время ни в одном другом авиалайнере.
Конструкция 767 сочетает в себе высокую, в сравнении с моделью 747, эффективность использования топлива, гибкость в использовании, низкий уровень шума и современные системы авионики, включая полностью цифровую систему управления полётом. Для его создания использовались самые современные на тот момент материалы, такие как новые алюминиевыесплавы и различные композитные материалы.
Пассажирский салон с двумя проходами следует стандарту пространства и комфорта, который был установлен 747, первым широкофюзеляжным авиалайнером.
Исследования мнений пассажиров показали, что компоновка посадочных мест, которая была применена в 767 (7 пассажирских сидений в ряду по схеме 2+3+2), по замыслу производителя, должна была понравиться коммерческим авиакомпаниям как более комфортабельная, в сравнении с альтернативными вариантами.
Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций, и в результате он мог вместить около 224 пассажиров в стандартной компоновке с тремя классами салонов, однако имеется много возможностей по увеличению количества пассажирских мест. Например для чартерных рейсов существует вариант 767-300 с салоном одного класса, способный вместить до 325 пассажиров.
Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-200 способен вместить до 86,9 м³ груза, а вариант 767-300 — 114,2 м³ соответственно, что было на 45 % больше, чем подобный показатель для 707 модели, и больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса.
По приблизительным оценкам, 767 перевёз 795 миллионов пассажиров и выполнил 4,8 миллионов коммерческих рейсов с того момента, когда он впервые вступил в строй 8 сентября 1982. Средняя продолжительность налётов за день для всех выпущенных машин составляет 10 часов.
В отличие от других широкофюзеляжных самолетов второго поколения — французских Airbus A300 и A310 и российского Ил-96, уже практически сошедших со сцены, Boeing 767 на настоящее время (2015 год) продолжает производиться и активно эксплуатируется по всему миру.
Варианты
Boeing 767 производился в трёх вариантах длины фюзеляжа. Длина самолёта постепенно росла по мере того, как начиналось производство моделей 767-200, 767-300 и 767-400ER.
Фирма также предлагала модификации с большей дальностью полёта — 767-200ER и 767-300ER («ER» означает Extended Range, повышенная дальность) Грузовой вариант производился как грузовой самолёт на базе модели 300ER под обозначением 767-300F и конвертировался из пассажирских моделей 767-200 и 767-300.
При обозначении различных модификаций Boeing и авиакомпании-эксплуатанты часто соединяют название модели (767) и обозначение модификации (-200, -300 или -400) в один индекс (например, «762» или «763»).
При этом обозначение дальности (ER) зачастую опускается.
Система обозначения типа самолёта ИКАО предусматривает совмещение первой буквы названия производителя, индекс модели и обозначение модификации Boeing 767-200 обозначается B762, 767-300 — «B763», 767-400ER как «B764».
767-200
Boeing 767-200 авиакомпании Braathens S.A.F.E.
Первый вариант самолётов семейства Boeing 767, 767-200 начал создаваться в 1978 году и первая машина этой модификации приступила к коммерческим полётам в 1982 году, когда начала обслуживать линии авиакомпании United Airlines.
С самого начала основными заказчиками этого самолёта выступали так же авиакомпании Delta Air Lines и American Airlines, которые использовали 767-200 в основном на внутренних линиях США, между крупнейшими аэропортами страны, например такими центрами как Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
Обычная компоновка пассажирского отсека 767-200 имела три салона, различающихся по классам с общим количеством посадочных мест — 181 или два салона с общим количеством мест — 224.
Все стандартные модели 767-200 имели максимальное количество пассажирских мест в количестве 255, из-за ограничений которой накладывало количество и расположение аварийных выходов в самолёте. Заказчики имели возможность заказать модификацию с количеством посадочных мест 290, но это требовало установки дополнительной двери и размещения всех пассажиров в одном салоне с компоновкой кресел по формуле 2-4-2.
Некоторое количество 767-200 были впоследствии переоборудованы в соответствии со спецификацией 767-200ER. В 1998 году Boeing объявил о начале проекта по переделке 767-200 в грузовой вариант с названием 767-200SF, предназначенного для замены на DC-8 на грузовых линиях.
Всего за всё время было поставлено заказчикам 128 самолётов модификации 767-200, причём все предварительные заказы на самолёты этой серии были полностью выполнены.
По состоянию на июль 2010 года в рабочем состоянии в различных авиакомпаниях оставалось 156 самолётов Boeing 767-200/-200ER/-200SF.
Основными конкурентами 767-200 были самолёты Airbus A300 и Airbus A310.
Boeing 767-200SF компании DHL Aviation
767-200ER
Первый самолёт с расширенным, по сравнению с моделью 767-200, радиусом полётов, и получивший обозначение 767-200ER (Extended Range), был поставлен авиакомпании El Al в 1984 году.
Модель 767-200ER стала довольно популярной среди небольших авиакомпаний, которые хотели получить широкофюзеляжный самолёт, способный летать на достаточно большие расстояния, но для которых не была нужна вместительность 747. 767-200ER стал первым самолётом в семействе 767, способным совершать беспосадочные трансатлантические полёты.
1 февраля 1985 года 767-200ER авиакомпании Trans World Airlines совершил первый для двухмоторного авиалайнера регулярный пассажирский трансатлантический рейс Бостон-Париж согласно правил ETOPS-120, что позволило следовать коротким маршрутом над водой на большом удалении от близлежащего аэропорта.
В результате полета выяснилось что часовый расход топлива оказался более чем на 3000 кг/час меньше чем у Lockheed L-1011 TriStar на том же маршруте. Получение разрешения FAA на полеты ETOPS-120 для 767-200ER позволило многим авиакомпаниям отказаться от своих менее экономичных трех и четырех двигательных самолетов.
В 1991 году количество пассажиров перевезенных через Атлантический океан на Boeing 767 превысило количество перевезенных на трех и четырех двигательных авиалайнерах. 17 апреля 1988 года 767-200ER, принадлежащий авиакомпании Air Mauritius, установил рекорд дальности для реактивных самолётов с двумя двигателями, пролетев 16 162 километра между Галифаксом и Порт-Луи.
Всего авиакомпаниям было поставлено 121 767-200ER. Несмотря на то, что непосредственная замена этой модели не разрабатывалась, считается, что новый самолёт компании Boeing 787-8, станет непосредственным преемником 767-200ER.
Boeing 767-200ER компании American Airlines
767-300
Модель Boeing 767-300, представляет собой удлинённый на 6,43 метра 767-200. Общая длина этой модели составляет 54.94 метра. Первый заказ на 767-300 поступил от авиакомпании Japan Airlines в 1983 году.
Самолёт совершил свой первый полёт 30 января 1986 года и первая машина была передана заказчику 25 сентября того же года. Непосредственным конкурентом 767-300 является Airbus A330-200.
Ожидается, что 767-300 будет постепенно заменяться по мере поступления нового самолёта Boeing 787-8. На данный момент было произведено и передано заказчикам 104 самолёта модели 767-300.
Всего различных вариантов 767-300/-300ER/-300F по состоянию на июль 2010 года в различных авиакомпаниях насчитывалось 670 штук, что составляло примерно две трети от общего количества построенного за всё время выпуска.
Boeing 767-300 авиакомпании British Airways
767-300ER
Boeing 767-300ER Романа Абрамовича
Boeing 767-300ER авиакомпании United Airlines
Модификация 767-300ER представляет собой версию 767-300 с увеличенной дальностью полёта. Головным заказчиком стала авиакомпания American Airlines, получившая первые самолёты в 1988 году.
В 1989 году American Airlines выполнила первый коммерческий рейс на двухдвигательном самолете из континентальной части США в Гонолулу, это был первый в мире рейс сертифицированный по ETOPS-180. Большая дальность полёта достигнута увеличением объёма топлива на борту за счёт повышения максимальной взлётной массы до 185 тонн.
К 1993 работы над совершенствованием конструкции самолёта позволили поднять МВМ до 187 тонн. На самолёт устанавливались двигатели Pratt & Whitney PW4000, General Electric CF6 или Rolls-Royce RB211. Типичными маршрутами для этой модификации стали Лос-Анджелес — Франкфурт, Москва — Пекин и т. п.
Увеличенная пассажировместимость и большая дальность сделали −300ER самой популярной модификацией модели. На март 2014 года поставлено 582 самолёта и 1 заказ ещё не выполнен. На июль 2011 года авиакомпании эксплуатировали 511 самолётов этой модификации. Основным конкурентом этой модификации является Airbus A330-200.
Один из Boeing 767-300ER был приобретён известным российским бизнесменом Романом Абрамовичем для личного пользования. За характерную окраску самолёт получил прозвище «Бандит».
767-300F
Модификация 767-300F является заводской грузовой версией 767-300ER. Головным заказчиком в 1995 году выступила компания UPS Airlines. 767-300F вмещает 24 стандартных поддонов размером 2200×3200 мм на верхней палубе и до 30 контейнеров LD2 на нижней.
Общий объём перевозимого груза составляет 438 куб. м. Самолёт оснащён большим грузовым люком на верхней палубе, рядом с дверью для экипажа. Нижняя палуба загружается и разгружается через три двери — две с левой стороны и одна справа.
Версия для основного рынка с бортовыми погрузочными и швартовочными устройствами, системой поддержания микроклимата и отсеками для отдыха экипажа была впервые поставлена авиакомпании Asiana Airlines 23 августа 1996 года.
На март 2014 года было поставлено 88 самолётов модификации 767-300F. На июль 2011 года 59 из них находились в коммерческой эксплуатации.
В 2008 году в Пайя Лепар, Сингапур, компания ST Aerospace Services начала программу конверсии пассажирских 767-300 в грузовые под названием 767 PTF (Passenger To Freighter — «пассажирский в грузовой»). Подобные программы конверсии Boeing 767 в грузовую модификацию также предлагают компании Israel Aerospace Industries и Wagner Aeronautical[15].
767-400ER
Boeing 767-400ER авиакомпании Delta Air Lines
Модификация 767-400ER стала результатом второго удлинения фюзеляжа базовой модели. Головным заказчиком стала авиакомпания Continental Airlines в 2000 году. Модификация на 6,43 м длиннее модификации 767-300 и имеет длину 61,4 м.
Размах крыла увеличен на 4,36 м за счет более длинных и скошенных законцовок. Кроме этого, было внедрено новое пилотажное оборудование, пересмотрена конструкция шасси и установлен интерьер салона Signature Interior, впервые появившийся на Boeing 777.
На самолёте устанавливаются двигатели Pratt & Whitney PW4000 или General Electric CF6 повышенной мощности.
Федеральное авиационное агентство США (FAA) сертифицировало 767-400ER по правилам ETOPS 180 ещё до начала эксплуатации. Такая сертификация позволяет эксплуатировать самолёт на авиатрассах, находящихся не более чем в 180 минутах полёта от запасных аэродромов.
Запас топлива не был увеличен, поэтому дальность полёта модификации 767-400ER меньше, чем у −300, и составляет 10 418 км. Типичным маршрутом для данной модификации является Лондон-Токио.
В 2000 году предлагалась модификация 767-400ERX с увеличенной дальностью полёта, однако спустя год она была убрана из прайс-листа производителя. Авиакомпании Continental Airlines и Delta Air Lines были единственными корпоративными заказчиками модификации и получили 37 самолётов.
На март 2014 года все они находятся в эксплуатации. Ещё один экземпляр был произведён для военных и позднее был передан частному заказчику. Ближайшим конкурентом модификации является Airbus A330-300.
Вернуться в Модельный ряд самолётов Boeing:
Технические характеристики
- Boeing 767 — двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
- Расход топлива — 4800 кг в час при максимальной коммерческой загрузке.
48,51 м | 54,94 м | 61,4 м | |||
47,57 м | 51,9 м | ||||
от 181 до 255 | от 218 до 350 | — | от 245 до 375 | ||
81,4 м³ | 106,8 м³ | 454 м³ | 129,6 м³ | ||
142 880 кг | 179 170 кг | 158 760 кг | 186 880 кг | 186 880 кг | 204 120 кг |
80 130 кг | 82 380 кг | 86 070 кг | 90 010 кг | 86 180 кг | 103 870 кг |
9 400 км | 12 200 км | 9 700 км | 11 305 км | 6 050 км | 10 450 км |
M=0,80 (851 км/ч) | |||||
Два турбовентиляторных двигателя; обычно применяются General Electric CF6-80A, (ранние 767-200 и 767-300 кроме ER) или General Electric CF6-80C2 (обычно 65 000 lbf), или Пратт & Уитни PW4062 (обычно 63 000 lbf);очень ограничено использование двигателей Rolls-Royce RB211 (обычно 60 000 lbf) |