Ту-134А [10] |
Ту-134Б-3 [10] |
Рвзл. = 6800 кгс Ркр. = 1600 кгс Робр.шах = 2500 кгс Суд.взл. = 0,605 кг/кгс.ч Суд.кр. = 0,786 кг/кгс.ч Швзл. = 1,0 Тг взл. = 1357 К Ов взл. = 127 кг Мдв. = 1768 кг Дата ГСИ 1969 г.
Д-30 III серии
Рвзл. = 6930 кгс Ркр. = 1600 кгс Суд.взл. = 0,610 кг/кгс.ч Суд.кр. = 0,793 кг/кгс.ч Швзл. = 0,843 Тг взл. = 1330 К Ов взл. = 128 кг/с Мдв. = 1809 кг Дата ГСИ 1981 г.
Ту-134А-3 [2] |
Ту-134УБЛ [1] |
См. ГТУ-2,5П и ГТУ-4П в данной главе.
«АВИАДВИГАТЕЛЬ»
Д-30КП
авиационный турбореактивный двигатель
Двухконтурный ТРД Д-30КП с реверсивным устройством устанавливается на всех модификациях транспортного самолета Ил-76, включая самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, самолет-амфибию А-40 и самолет-заправщик Ил-78. Всего в ОАО «Рыбинские моторы» изготовлено более 4500 двигателей Д-30КП разных серий.
Двигатель прошел Госиспытания в 1972 г. В эксплуатацию поступил в 1974 г.
Д-30КП II серии обеспечивает проектную взлетную тягу при температуре окружающей среды до +30°С. Ремонт Д-30КП выполняется на ГП «123 Авиационный ремонтный завод, ГП», ГП «Николаевский авиаремонтный завод», ОАО «Рыбинские моторы». Ремонт также может быть организован через Управление капитально-восстановительного ремонта авиационной техники и вооружения ВВС РФ.
Д-30КП представляют собой турбореактивный двухконтурный двухваль- ный двигатель со смешением потоков газа наружных и внутренних контуров. Двигатель состоит из следующих основных узлов: компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного и реверсивного устройств. Компрессор двигателя двух- каскадный, осевой.
Каскад низкого давления имеет одну сверхзвуковую ступень и приводится во вращение турбиной низкого давления. Каскад высокого давления приводится во вращение турбиной высокого давления. Разделительный корпус предназначен для разделения потока воздуха между контурами, а также для размещения центрального привода к передней и задней коробкам приводов.
Камера сгорания трубчато-коль- цевого типа расположена между компрессором и турбиной. В ее конструкции предусмотрена возможность осмотра и замены жаровых труб, газосборников, форсунок и других деталей при частичной разборке двигателя. Турбина двигателя осевая, реактивная.
Диски, сопловые и рабочие лопатки обеих ступеней турбины высокого давления охлаждаются воздухом, в четырехступенчатой турбине низкого давления охлаждаются только диски. Задняя опора турбины является силовым узлом, на котором располагаются детали крепления задней подвески двигателя к самолету.
Выходное устройство имеет камеру смешения и дозвуковое, нерегулируемое реактивное сопло. Реверсивное устройство имеет две наружные отклоняющиеся створки. Система управления этим устройством гидравлическая, замкнутая, автономная.
Агрегаты, обеспечивающие работу двигателя и самолета, установлены на двух коробках приводов, расположенных в нижней части двигателя (передняя установлена на раздельном корпусе, задняя — на подвесках во впадине наружного кожуха камеры сгорания).
Для работы генератора переменного тока с постоянной частотой вращения двигатель оборудован дифференциальным приводом постоянной частоты вращения с воздушной турбиной. Управление двигателем осуществляется из кабины экипажа рычагами «ГАЗ — РЕВЕРС» и «ОСТАНОВ».
Рычаг «ГАЗ — РЕВЕРС» является комбинированным и состоит из основного рычага управления двигателем (РУД — управление прямой тягой) и дополнительного рычага управления реверсивным устройством (РУР — управление обратной тягой).
Запуск двигателя автоматический и осуществляется от воздушного стартера.
Д-ЗОКПII серии [5] |
В двигателе используется электронная система зажигания, в которую входят агрегат зажигания и две свечи поверхностного заряда. Масляная система двигателя автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все ее агрегаты расположены на двигателе.
Двигатель оборудован следующими системами защиты и раннего обнаружения неисправностей: системами ограничения максимальной частоты вращения роторов КВД и КНД и максимального давления воздуха за КВД; системой ограничения температуры газа за турбиной на основных режимах работы двигателя; системой защиты от опасных частот вращения турбины ППО, воздушного турбо- стартера и генератора переменного тока; противооблединительной системой (ПОС) воздухозаборника, обтекателя передней опоры и лопаток ВНА КНД; системой сигнализации и пожаротушения внутри двигателя; системой контроля и сигнализации о вибронагрузках двигателя; сигнализацией о наличии металлической стружки в масляной системе; сигнализацией о перепаде давлений на основном топливном фильтре; сигнализацией о минимально допустимом давлении топлива в насос-регуляторе; сигнализацией и минимально допустимом давлении масла на входе в двигатель.
На двигателе установлены датчики контрольно-измерительной аппаратуры масляной системы и системы теплопередачи, реверсивного устройства, положения регулирующих органов механизации компрессора, температуры газа за турбиной и т. д.
Компрессор осевой, двухкаскадный. Число ступеней: КНД — 3, КВД — 11. Степень повышения давления на взлетном режиме: в КНД — 2,8, в КВД — 9,35, суммарная — 19,45.
Степень повышения давления на максимальном продолжительном режиме: в КНД
Ил-76ТД [4] |
Ил-76МД [10] |
А-50 [1] |
— 1,87, в КВД — 8,45, суммарная — 15,57. Камера сгорания трубчато- кольцевая с 12 жаровыми трубами. Турбина осевая, реактивная. Число ступеней: ТВД — 2, ТНД — 4. Выходное устройство с камерой смешения. Площадь на срезе сопла 0,83 кв.м. Реверсивное устройство двухстворчатое. Топливо: ТС-1, Т-1 и их смеси. Масло: МК-8, МК-8П и их смеси. Расход масла 0,9 кг/ч.
Источник сжатого воздуха: турбоком- прессорный стартер энергоузел ТА-6А, аэродромная установка, компрессор работающего двигателя. Двухконтурный ТРД Д-30А, модификация Д-30КП, предназначен для пассажирского самолета с высокой грузоподъемностью.
В двигателе проведены определенные доработки в наружном корпусе (установлены звукопоглощающие панели), реверсивном устройстве, системе крепления силовой установки. Д-30А оснащен новым одноступенчатым вентилятором без входного направляющего аппарата. В 1977 г. Д-30А успешно прошел 200-часовые испытания, однако в 1978 г. работы были прекращены.
Д-30КП-Л — это ТРДД для самолета Ил-76К, который используется для искусственного создания условий невесомости. Он отличается от прототипа введением специальных агрегатов в маслосистему. Д-30КПВ тягой 12000 кгс (без реверсивного устройства) устанавливается на самолеты-амфибии А-40. В основном, в эксплуатации находятся двигатели Д-30КП I и II серии.
Соотношение двигателей по сериям 1:4. Из общего количества двигателей находятся на крыле 59%. Отработали межремонтные ресурсы и ресурс до первого ремонта 38% двигателей и находятся в составе ремфонда. 2,3%
Д-30КП находятся в резерве. Около 50% Д-30КП имеет наработку свыше 4000 часов, из них более половины наработали с начала эксплуатации свыше 6000 часов. В эксплуатации находятся двигатели с наработкой свыше 6500 часов. 75% двигателей прошли капитальный ремонт.
В настоящее время ОАО «Рыбинские моторы» совместно с ГосНИИ ГА проведен комплекс работ и оформляется решение об установлении двигателям Д-30КП/КП-11 назначенного ресурса 9000 часов (4620 циклов). Гарантийный ресурс до первого ремонта 2000 часов (1025 циклов).
Ресурс до первого ремонта по техническому состоянию 4000 часов (1539 циклов). Гарантийный межремонтный ресурс 2000 часов (1025 циклов). Межремонтный ресурс по техническому состоянию 4000 часов (1539 циклов). Назначенный ресурс 6500 часов (3375 циклов).
Календарный срок службы 10 лет.
D30KP курсовая. D-30KU — копия. Программа модернизации двигателей д30ку154 обусловлена повышающимися экономическими и экологическими требованиями к пассажирским самолётам, в особенности на международных авиалиниях
Подборка по базе: 6 Программа практики.pdf, Рабочая программа по химии 10 класс (Рудзитис 2021).docx, План программа обучения.doc, Предвыборная программа для Молодежного Парламента.doc, государственная программа.docx, Психология детей раннего возраста программа.
doc, ЗЧС Аннотации к рабочим программам.pdf, Рабочая программа по информатике.docx, УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. для подготовки и переподготовки рабочих по пр, МБФ русск рабочая программа.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……….……………………………………………………4
- Технические характеристики……………….…………………4
- Конструкция…………………………………………………..5
- Термодинамический расчёт…….…..……………………………..8
- Результаты газодинамического расчёта…………………….17
- Вывод………………………………………………………….19
- Газодинамический расчёт…….…….……..…………………..…20
- Результаты газодинамического расчёта. ………….………..39
- Результаты проделанной работы……………………………40
- График…………………………………………………………40
- Заключение………….……………………………………………41
- Список литературы…………………………………..…………….43
Введение
Д-30КУ — двухконтурный турбореактивный двигатель, в различных модификациях устанавливается на пассажирские самолёты Ту-154М (Д-30КУ-154), Ил-62М (Д-30КУ) и транспортный Ил-76 (Д-30КП).
Модификации отличаются прежде всего регулировкой (Д-30КУ задросселирован относительно Д-30КП), также на Д-30КП реверсивное устройство повёрнуто на 90° относительно установки на других двигателях серии. Разработан в ОАО «Авиадвигатель». Производится в НПО «Сатурн».
С Д-30Ф6 самолёта МиГ-31 общего практически не имеет, а по сравнению с базовыми двигателями Д-30 самолётов Ту-134 эти двигатели сильно модернизированы и более приспособлены под Ил-62, Ил-76 и Ту-154
Программа модернизации двигателей Д-30КУ-154 обусловлена повышающимися экономическими и экологическими требованиями к пассажирским самолётам, в особенности на международных авиалиниях. Продолжаются работы над созданием четвёртой серии этого двигателя, что, по оценке специалистов, позволит ему оставаться конкурентоспособным до 2020 года.
Конструкция
Двигатель — двухвальный, с 3-ступенчатым компрессором и 4-ступенчатой турбиной низкого давления, 11-ступенчатым компрессором и 2-ступенчатой турбиной высокого давления. За 5-й и 6-й ступенями КВД установлены антипомпажные клапаны перепуска, открываемые при помощи 6 топливных гидроцилиндров при запуске двигателя и закрываемые пружинами при оборотах КВД выше 79 %.
Перед неподвижным направляющим аппаратом первой ступени КВД установлен регулируемый входной направляющий аппарат (ВНА), в силу расположения перед неподвижным НА мало влияющий на угол натекания потока на лопатки ротора и предназначенный для ограничения расхода воздуха через компрессор на малых режимах для предотвращения помпажа. При запуске и на малых режимах двигателя ВНА закрыт на предельный угол 33 °, при оборотах КВД 74,5 % начинает открываться по гидросигналу от датчика приведённых оборотов ДПО-30К и при оборотах в 92,5 % открывается полностью.
Рис.1. ТРДД Д-30КП
Двигатель состоит из следующих основных узлов: компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного и реверсивного устройств
Компрессор двигателя двухкаскадный, осевой: I каскад — КНД — имеет I сверхзвуковую ступень и приводится во вращение ТНД; II каскад — КВД — приводится во вращение ТВД.
Разделительный корпус предназначен для разделения потока воздуха между контурами, а также для размещения деталей центрального привода к передней (ПКП) и задней (ЗКП) коробкам приводов.
Разделительный корпус является силовым узлом, несущим детали крепления двигателя к самолету, и служит опорой роторов КНД и КВД.
Камера сгорания трубчато-кольцевая, расположена между компрессором и турбиной. В ее конструкции предусмотрена возможность осмотра и замены жаровых труб, газосборников, форсунок и других деталей при частичной разборке двигателя.
Турбина двигателя осевая, реактивная, состоит из ТВД и ТНД. Диски, сопловые и рабочие лопатки обеих ступеней ТВД охлаждаются воздухом, в четырехступенчатой ТНД охлаждаются только диски. Задняя опора турбины является силовым узлом, на котором располагаются детали крепления задней подвески двигателя к самолету.
Выходное устройство имеет камеру смешения и дозвуковое, нерегулируемое реактивное сопло.
Реверсивное устройство имеет две наружные отклоняющиеся створки; система управления этим устройством — гидравлическая, замкнутая, автономная.
Агрегаты, обеспечивающие работу двигателя и самолета, установлены на двух коробках приводов, расположенных в нижней части .
двигателя (передняя установлена на разделительном корпусе, задняя — на подвесках во впадине наружного кожуха камеры сгорания).
Для работы генератора переменного тока с постоянной частотой вращения двигатель оборудован дифференциальным приводом постоянной частоты вращения (ППО) с воздушной турбиной.Управление двигателем осуществляется из кабины экипажа рычагами ГАЗ — РЕВЕРС и ОСТАНОВ.
Рычаг ГАЗ — РЕВЕРС комбинированный и состоит из основного рычага управления двигателем (РУД — управление прямой тягой) и дополнительного рычага управления реверсивным устройством (РУР — управление обратной тягой).Рис.1.1. Разрез ТРДД Д-30КПЗапуск двигателя автоматический и осуществляется от воздушного стартера.Регулирование подачи топлива в камеру сгорания при неизменном режиме работы и различных условиях полета производится автоматически по программе nвд=const с учетом требований защиты узлов от тепловых и механических нагрузок.В двигателе используется электронная система зажигания, в которую входят агрегат зажигания и две свечи поверхностного разряда. Масляная система двигателя автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все ее агрегаты расположены на двигателе.Двигатель оборудован следующими системами защиты и раннего обнаружения неисправностей:
- системами ограничения максимальной частоты вращения роторов КВД и КНД и максимального давления воздуха за КВД;
- системой ограничения температуры газа за турбиной на основных режимах работы двигателя;
- системой защиты от опасных частот вращения турбины ППО, воздушного турбостартера и генератора переменного тока;
- противообледенительной системой (ПОС) воздухозаборника, обтекателя передней опоры и лопаток ВНА КНД;
- системой сигнализации и пожаротушения внутри двигателя;
- системой контроля и сигнализации о вибронагрузках двигателя;
- сигнализацией о наличии металлической стружки в масляной системе;
- сигнализацией о перепаде давлений на основном топливном фильтре;
- сигнализацией о минимально допустимом давлении топлива в насос-регуляторе;
- сигнализацией о минимально допустимом давлении масла на входе в двигатель.
Таблица 1.
Модификация | Д-30КУ | Д-30КП |
Направление вращения роторов (со стороны реактивного сопла) | Левое | Левое |
Компрессор | Осевой, двухкаскадный | Осевой, двухкаскадный |
Число ступеней: | ||
КНД | 3 | 3 |
КВД | 11 | 11 |
Степень повышения давления в САУ: | ||
в КНД | 2,0 ± 0,1 | 2,8 ± 0,1 |
в КВД | 8,7 ± 0,1 | 9,35 ± 0,1 |
суммарная | 17,4 ± 0,2 | 19,45 ± 0,2 |
на максимальном продолжительном режиме | ||
в КНД | 1,87 ± 0,1 | 1,87 ± 0,1 |
в КВД | 8,3 ± 0,1 | 8,45 ± 0,1 |
суммарная | 15,45 ± 0,2 | 15,57 ± 0,2 |
Механизация КВД | Клапаны перепуска воздуха (КПВ) за V и VI ступенями КВД и регулируемый входной направляющий аппарат (РВНА) КВД | Клапаны перепуска воздуха (КПВ) за V и VI ступенями КВД и регулируемый входной направляющий аппарат (РВНА) КВД |
Камера сгорания | Трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами | Трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами |
Турбина | Осевая, реактивная | Осевая, реактивная |
Число ступеней: | ||
ТВД | 2 | 2 |
ТНД | 4 | 4 |
Выходное устройство | С камерой смещения | С камерой смещения |
Площадь на срезе реактивного сопла, м^2 | 0,83 | 0,83 |
Реверсивное устройство | Двухстворчатое | Двухстворчатое |
Сухая масса двигателя, кг: | ||
без реверсивного устройства | 2300 + 2% | — |
с реверсивным устройством | 2650 + 2% | 2650 + 2% |
Сухая масса с изделиями, установленными на ТРДД и не входящими в его сухую массу, кг: | ||
без реверсивного устройства | 2568 + 2% | — |
с реверсивным устройством | 2953 + 2% | 2985 + 2% |
Габаритная длина, мм | 5698 ± 10 | 5448 ± 10 |
Габаритный диаметр без учета выступающих патрубков, кронштейнов и агрегатов, мм | 1560 | 1560 |
На двигателе установлены датчики контрольно-измерительной аппаратуры масляной системы и системы топливоподачи, реверсивного устройства, положения регулирующих органов механизации компрессора, температуры газа за турбиной и т. д.
2. Термодинамический расчёт ТРДД
Термодинамический расчёт двигателя проводится с целью определения параметров газового потока (рабочего тела) в характерных сечениях элементов его проточной части , а так же расчёта удельной тяги (Руд) и удельного расхода топлива (cуд), характеризующих совершенство ТРДД со смешением потока. Схема двигателя с его характерными сечениями представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 — Расчётная схемаДАНО: тип двигателя – ТРДД со смешением потоков;
- тяга двигателя P= 120 кН ;
- степень двухконтурности m= 2,2
- степень повышения давления воздуха в компрессоре π*к∑ = 20,2 ;
- степень повышения давления воздуха в КНД π*КНД = 2,08 ;
- температура газа перед турбиной Т*г = 1415 К ;
ОПРЕДЕЛИТЬ:
- параметры заторможенного потока в характерных сечениях двигателя;
- удельные параметры и КПД двигателя;
- расход воздуха через двигатель.
Часть 1
1. Определение параметров рабочего тела перед двигателем (сечение Н-Н)
По таблицам МСА находим для заданной высоты давление рн и температуру Тн и определяем параметры заторможенного потока р*н и Т*н по формулам:
2. Определение параметров воздуха на входе (КНД) (сечение В-В)
Согласно уравнению сохранения энергии находим
Коэффициент восстановления полного давления во входном устройстве σвх принимаем равным 0,99 и определяем p*в по формуле
3. Определение параметров рабочего тела за компрессором низкого давления в наружном контуре (сечение КНД-КНД)
- КПД компрессора низкого давления η*КНД выбираем 0,86 и находим работу сжатия воздуха в наружном контуре по уравнению, полученном из уравнения сохранения энергии:
- Давление р*КНД Ⅱ и температуру Т*КНД Ⅱ во внешнем контуре определяем по формулам:
- ;
- ;
4. Определение параметров на выходе из сопла наружного контура По уравнению сохранения энергии имеем:
- .
- Принимая во внимание, что в проектируемом ТРДД с большой степенью двухконтурности наружный контур имеет малую длину, принимаем коэффициент восстановления полного давления в наружном контуре Тогда давление заторможенного потока перед соплом находим по формуле:
- Перепад давлений больше критического
- поэтому скорость истечения воздуха из сопла наружного контура вычисляем по формуле:
Р”-30 (РџРЎ-30)
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 (ПС-30)
разработан в ОКБ П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта
Ту-134. Серийное производство организовано на
Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году.
Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных
и внутренних контуров.
Двигатель состоит из компрессора, разделительного
корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и
выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным
устройством.
Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного
стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и
2 свечи поверхностного заряда.
Масляная система автономная, нормально
замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены
на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1,
РўРЎ-1, Р Рў.
Всего изготовено около 8000 двигателей семейства Д-30. В просессе
производства конструкция постоянно дорабатывалась.
Двигатели семейства
Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире.
Капитальный ремонт
осуществляется РЅР° РЅР° РђРћ «РџРµСЂРјСЃРєРёРµ моторы», Р° также РЅР° авиаремонтных
заводах №123 (Старая Русса), №570 (Ейск).
Модификации двигателя:
- Р”-30 (РџРЎ-30) — базовый. Выпускается РІ Перми.
- Р”-30Р’ — турбовальный для вертолёта Р’-12Рњ (проект).
-
Р”-30РљРџ — двигатель для Р�Р»-76. Отличается
реверсивным устройством. Выпускается с 1972 года в Рыбинске. Устанавливается
также РЅР° Рђ-50, Р�Р»-78. - Р”-30РљРџ-2 — модернизированный. Поставляется РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ РІ Китай.
-
Р”-30РљРџ-3 «Р‘урлак» — форсированный РґРѕ 14000 РєРіСЃ. Разработан РІ 2003-2005 годах
РІ РќРџРћ «РЎР°С‚СѓСЂРЅ». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности. - Р”-30РљРџР’ — двигатель для Рђ-40.
-
Р”-30РљРЈ — двигатель СЃ тягой 11500 РєРіСЃ. Устанавливался РЅР° Р�Р»-62Рњ.
Выпускается в Рыбинске. -
Р”-30РљРЈ-154 — двигатель для РўСѓ-154Рњ. Увеличен
ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана
малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума.
Выпускается РІ Рыбинске. - WS-18 — китайская РєРѕРїРёСЏ Р”-30РљРџ-2. Устанавливается РЅР° бомбардировщик H-6K.
Технические характеристики (Д-30КП)
Габариты, мм: длина диаметр |
6000 — |
Масса сухая, кг | 2640 |
Степень двухконтурности | 2,36 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с | 279 |
Степень повышения давления РІ компрессоре | — |
Температура газа перед турбиной, °C | 1154 |
РўСЏРіР°, РєРіСЃ:
|
12000 2750 3800 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.: на взлётном режиме на крейсерском режиме |
0,5 0,7 |
Частота вращения ротора, РѕР±/РјРёРЅ. | — |
Литература
- Виноградов Р .Р�., Пономарёв Рђ.Рќ. Развитие самолётов РјРёСЂР°. — Рњ.: «РњР°С€РёРЅРѕСЃС‚роение», 1991. — РЎ. 218.
- Назарова Р•. Гражданские двигатели РќРџРћ «РЎР°С‚СѓСЂРЅ» // Двигатель. — 2002. — в„–1. — РЎ. 14-15.
- Николаев Рђ. Пять десятилетий Павла Соловьёва // Двигатель. — 2003. — в„–1. — РЎ. 22-27.
Турбореактивный авиационный двигатель Д-30
Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.
Разработчик: ОКБ-19 П.А.Соловьёва Страна: СССР Разработка: 1963 г.
Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году.
Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире.
Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).
Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством.
Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе.
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Модификации: Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях: -Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;
-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А;
-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3. Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78. Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40.
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Выпускается в Рыбинске. Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.
- Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31.
- ТТХ (Д-30КП):
- Длина, мм: 6000 Диаметр, мм: — Масса сухая, кг: 2640 Степень двухконтурности: 2,36 Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279 Степень повышения давления в компрессоре: — Температура газа перед турбиной, °C: 1154 Тяга, кгс -на взлётном режиме: 12000 -на крейсерском режиме: 2750 -обратная максимальная: 3800 Удельный расход топлива, кг/кгс-ч. -на взлётном режиме: 0,5
- -на крейсерском режиме: 0,7.
- Двигатель Д-30 I серии.
- Двигатель Д-30 II серии.
Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.
- Двигатель Д-30КП.
- Двигатель Д-30КП.
- Двигатель Д-30КП.
- Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
- Двигатель Д-30КП в роли учебного пособия в МГТУ ГА.
- Двигатель Д-30КУ-154.
- Двигатель Д-30КУ-154.
- Двигатель Д-30Ф-6 в роли учебного пособия.
- .
- .
Список источников: Р.И.Виноградов, А.Н.Пономарёв. Развитие самолётов мира. Иллюстрированный каталог Авиации мира (http://www.brazd.ru). Журнал «Двигатель» № 1 за 2003 г. А.Николаев. Пять десятилетий Павла Соловьёва.
Фотоархив сайта russianplanes.net
Д 30кп запуск двигателя
Д-30 I серии с 1967 Д-30 II с 1970
Турбовентиляторный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году (I серия) для пассажирского самолёта Ту-134. Устанавливался в 1965-69 годах.
С 1970 года на Ту-134А устанавливался Д-30 II серии, который уже имел реверс. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году.
В дальнейшем двигатель неоднократно дорабатывался и модифицировался.
На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30 II/III серий, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая наработка за всю историю 30 891 800 часов. В 2011 году наработка на досрочный съём двигателя по конструктивно-производственным дефектам, составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов) [1] .
Содержание
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством.
Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная.
Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе.
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Описание
В середине прошлого века велась активная разработка компактных одноцилиндровых двигателей, которые предназначались для установки на мотовелосипеды, мопеды и компактную сельскохозяйственную технику. В итоге были разработаны и получили популярность двигатели Д4, Д5, Д6 и Д8. Такие силовые агрегаты отличались простотой в использовании, они были надежные и нетребовательные в уходе.
Двигатели благодаря простоте своей конструкции с легкостью крепятся к раме мотовелосипеда при помощи опорных хомутов.
Передача вращения от мотора к задним колесам мопедов осуществляется через муфты сцепления и соответствующую роликовую цепь. Д6 не подразумевает использования коробки передач, что существенно упрощает пользование техникой.
Управление работой силового агрегата осуществляется через ручку дросселя, которая механически соединяется с карбюратором.
Читать еще: Двигатель 406 стук нижней цепи
Двигатели серии Д, несмотря на свои компактные размеры и небольшие рабочие объемы, обеспечивают легким мопедам отличные показатели динамики. На ровной дороге легкий мотовелосипед может разогнаться до 40 километров час.
При этом за счёт запаса тяги техника могла использоваться и на проселочных дорогах.
Отметим, что и сегодня, по прошествии более чем полувека с начала производства этих силовых агрегатов они всё также востребованы у отечественных мотолюбителей и с успехом используются на легкой технике.
Модификации
Базовая модель Д-30 (ПС-30) неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. Тем не менее различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
— взлетный режим TH= +15 °C ,PH = 730 мм рт. ст.,H = 0
— крейсерский режим Н = 11 км, М = 0,8
6800 (68 кН)[4] 13006934
- Д-30КП-2, Д-30КП-Л[5]
- WS-18 — китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на транспортник Xian Y-20 и бомбардировщик H-6K[6]. Тем не менее в 2016 году стало известно о контракте на поставку большой партии Д-30КП-2 в Китай.[7]
- Д-30КП-3 «Бурлак» — глубоко модернизированный в 2000-х годах в НПО «Сатурн» турбовентиляторный двигатель[8]. Отличается новым вентилятором, увеличенной более чем в 1,5 раза степенью двухконтурности[8], увеличенной на 1 тонну тягой, на 11 % снижен расход топлива. Соответствует нормам четвёртой главы ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ[9].
- Д-30КПВ — двигатель для А-40 «Альбатрос»[5].
Таблица параметров двигателя Д-30КП разных серий. Источник:[5][10].
— взлетный режим — крейсерский режим
— взлетный режим— крейсерский режим
- Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20 К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов)[3]
Читать еще: Что такое пиролизный двигатель
Двигатель — двухвальный, с 3-ступенчатым компрессором и 4-ступенчатой турбиной низкого давления, 11-ступенчатым компрессором и 2-ступенчатой турбиной высокого давления. За 5-й и 6-й ступенями КВД установлены антипомпажные клапаны перепуска, открываемые при помощи 6 топливных гидроцилиндров при запуске двигателя и закрываемые пружинами при оборотах КВД выше 79%.
Перед неподвижным направляющим аппаратом первой ступени КВД установлен регулируемый входной направляющий аппарат (ВНА), в силу расположения перед неподвижным НА мало влияющий на угол натекания потока на лопатки ротора и предназначенный для ограничения расхода воздуха через компрессор на малых режимах для предотвращения помпажа. При запуске и на малых режимах двигателя ВНА закрыт на предельный угол 33°, при оборотах КВД 74,5% начинает открываться по гидросигналу от датчика приведённых оборотов ДПО-30К и при оборотах в 92,5% открывается полностью.
Двигатель — двухвальный, с 3-ступенчатым компрессором и 4-ступенчатой турбиной низкого давления, 11-ступенчатым компрессором и 2-ступенчатой турбиной высокого давления. За 5-й и 6-й ступенями КВД установлены антипомпажные клапаны перепуска, открываемые при помощи 6 топливных гидроцилиндров при запуске двигателя и закрываемые пружинами при оборотах КВД выше 79%.
Перед неподвижным направляющим аппаратом первой ступени КВД установлен регулируемый входной направляющий аппарат (ВНА), в силу расположения перед неподвижным НА мало влияющий на угол натекания потока на лопатки ротора и предназначенный для ограничения расхода воздуха через компрессор на малых режимах для предотвращения помпажа. При запуске и на малых режимах двигателя ВНА закрыт на предельный угол 33°, при оборотах КВД 74,5% начинает открываться по гидросигналу от датчика приведённых оборотов ДПО-30К и при оборотах в 92,5% открывается полностью.
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством.
Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная.
Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе.
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Читать еще: Шум при запуске дизельного двигателя
Разрез Д-30КП | |
Разрез Д-30КП-3 Бурлак | |
Разрез Д-30КУ | |
Несколько схем Д-30Ф6 |
На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
- Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.
Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
— взлетный режим TH= +15 °C ,PH = 730 мм рт.ст.,H = 0 — крейсерский режим Н = 11 км, М = 0,8
— взлетный режим — крейсерский режим
— взлетный режим — крейсерский режим
Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством.
Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная.
Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе.
Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Разрез Д-30КП |
Разрез Д-30КП-3 Бурлак |
Разрез Д-30КУ |
Несколько схем Д-30Ф6 |
На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
- Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.
Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
— взлетный режим TH= +15 °C ,PH = 730 мм рт.ст.,H = 0 — крейсерский режим Н = 11 км, М = 0,8
— взлетный режим — крейсерский режим
— взлетный режим — крейсерский режим