Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

ГАЗ-4301 является первым среднетоннажным грузовым автомобилем, использующим дизельную силовую установку. Разработка данной модели и подготовка к серийному производству заняла довольно большой временной период, и несмотря на это, грузовик пробыл на конвейере всего лишь пару лет.

В начале 1980-х годов Горьковский автомобильный завод приступил к разработке совершенно нового грузового автомобиля. Ему был присвоен заводской индекс ГАЗ-4301. В 1983 году до серьезных испытаний добралась первая экспериментальная серия машин.

Так как основной сферой применения планировалось сделать именно выполнение различных сельскохозяйственных задач, то и испытывали машину в подобных условиях. Местом для проведения сначала стали подмосковные колхозы. Позже грузовики приняли участие в тестовом автопробеге длинной в 9 тысяч километров.

Весь маршрут начинался в Горьком, затем пролегал через Куйбышев, Аральск и Ташкент, а финишем стали горы Памира.

В результате проведенных испытаний, ГАЗ-4301 показал себя довольно отлично, и тут, казалось бы, следовало отправить модель в серийное производство. Но в связи с некоторыми обстоятельствами в стране, выпуск новых грузовиков начался только в 1992 году.

Одновременно с выпуском данной модели Саранский завод автосамосвалов разработал на ее базе модифицированную версию зерновоза, получившую заводской индекс ГАЗ-САЗ-4509.

Эта модификация, так же, как и базовый грузовик, была рассчитана на работу в сельских хозяйствах, но имела самосвальный кузов.

ГАЗ-САЗ-4509 мог применяться как одиночный грузовик, так и вместе с прицепом, также самосвальным марки ГКБ-8536.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Дальнейшее развитие грузового автомобиля ГАЗ-4301 и его модификации привело бы к довольно большим успехам, поскольку они имели хорошие перспективы для этого. Но в связи с развалом СССР, практически все сельские хозяйства, на которые и были ориентированы данные грузовики, просто исчезли. По крайней мере, в том виде, в котором они существовали ранее.

Позже появилась и другая проблема, но уже для стандартного ГАЗ-4301, связанная с изменением экономических условий в стране. Спрос на автомобиль сильно упал, из-за чего в 1995 году было принято решение завершить серийное производство дизельных грузовиков.

Отличия

После данной модели продолжилось серийное производство другого грузовика – ГАЗ-3307. В плане внешнего вида он был практически копией ГАЗ-4301, но если присмотреться к двум машинам, то можно заметить несколько отличий.

Например, ГАЗ-4301 имеет высоко выведенную трубу забора воздуха и более мощную и широкую рамную конструкцию. Кроме этого отличаются даже колесные диски. Обе машины обладают разными отверстиями для крепления. И если для ГАЗ-3307 еще можно найти альтернативные колеса, то для ГАЗ-4301 устанавливаются исключительно собственные.

Кабина

ГАЗ-4301 оснащался двухдверной цельнометаллической кабиной, рассчитанной на двух человек. Внутри присутствуют места для крепления ремней безопасности.

Стандартная отопительная система имеет два радиатора, соединенных с системой смазки силового агрегата. Помимо этого кабина грузовика обладает также и независимым воздушным отопителем с двумя рабочими режимами.

Такой отопитель для работы использует дизельное топливо.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Если на предшествующих моделях, которыми являются грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53, в качестве сидений использовался один большой диван, то в новой машине производитель установил два раздельных сидения, одно из которых водительское, а второе пассажирское.

На водительском сидении имеется подвеска, в состав которой входит цилиндрическая пружина и гидравлический амортизатор. Такая конструкция позволяет дополнительно сгладить дорожные неровности, сделав тем самым работу более комфортной.

Кроме этого инженеры продумали и посадку водителя. Сидение оснащено несколькими регулировками, что позволяет водителю достаточно удобно разместиться в зависимости от своего телосложения. Продольное положение сидения в кабине изменяется посредством салазок, обладающими восьмью фиксированными положениями.

Спинка оснащена тремя фиксированными положениями, устанавливающими угол наклона в 4, 7 и 10 градусов. Такую возможность обеспечивают шарнирный механизм, бесступенчато изменяющий степень наклона данной спинки. Для пассажира внутри установлено откидное сидение.

Применение откидного механизма поспособствовало облегчению свободного доступа к независимому отопителю.

Видео

Технические характеристики

Двигатель

Грузовой автомобиль ГАЗ-4301 оснащался шестицилиндровым рядным силовым агрегатом марки ГАЗ-542.10. Этот двигатель работает на дизельном топливе и был разработан Горьковским автомобильным заводом по лицензионным технологиям немецкого производителя Deutz. Стоит отметить, что мотор ГАЗ-542.10 является первым дизельным агрегатом, который разработали и собрали специалисты ГАЗ.

Данный двигатель оборудован двумя топливными насосами, низкокомпрессионным поршневым топливным инжектором и высококомпрессионным центробежным регулируемым двухрежимным рядным инжектором. Кроме этого мотор имеет механизм, позволяющий осуществлять подкачку дизельного топлива вручную.

Характеристики ГАЗ-542.10:

  1. Максимальная мощность на выходе – 125 л.с. (при 2800 об/мин);
  2. Наибольший крутящий момент – 370 Н.м. (ПРИ 1600-1800 об/мин);
  3. Степень сжатия в камере сгорания – 18:1;
  4. Диаметр цилиндров – 105 мм;
  5. Ход поршня – 120 мм;

КПП

ГАЗ-4301 оснащался пятиступенчатой трехходовой механической коробкой передач, имеющей пару инерционных синхронизаторов на второй, третьей, четвертой и пятой передаче. Кроме этого трансмиссия грузовика обладает однодисковым сухим сцеплением, в котором присутствуют диафрагменная пружина и гидравлический привод управления.

Передача крутящего момента на задние колеса осуществляется посредством двух открытых карданных валов, имеющих промежуточную опору. Также здесь имеется три карданных шарнира с игольчатыми подшипниками. Главная передача здесь гипоидная, коническая.

Задний мост оснащен коническим, шестеренчатым дифференциалом, в котором имеется принудительная блокировка. Включение блокировки осуществляется дистанционно за счет пневматического крана.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

На модификациях ГАЗ-4301 от Саранского самосвального завода, в состав трансмиссии входила та же коробка передач, но уже с редуктором отбора мощности. К данному узлу устанавливался шестеренчатый насос, обеспечивающий в гидравлической системе необходимое для работы давление.

Тормозная система

Автомобиль имеет современную для своего времени двухконтурную тормозную систему, состоящую из рабочего, запасного и стояночного тормоза.

Все колеса грузовика оборудованы барабанными тормозными механизмами с двумя автономными приводами. Для удобства при управлении тормозная система имеет пневматические усилители и гидравлический привод.

Стоит отметить, что на барабанных механизмах присутствует специальное устройство, которое в автоматическом режиме регулирует зазор между колодками и барабаном.

Рулевое управление

Рулевое управление данного грузовика обладает глобоидальным червяком, имеющим трехгребневый ролик с шарикоподшипником, и гидравлическим усилителем, который существенно облегчает какие-либо движения рулем.

Ходовая часть

ГАЗ-4301 спереди имеет зависимую подвеску, которая обладает двумя продольными полуэллиптическими рессорами. Также здесь имеется и дополнительный резиновый буфер сжатия, предотвращающий проседание рессор.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Задняя подвеска реализована по похожей схеме. Здесь также установлены продольные полуэллиптические рессоры и дополнительные металлические рессоры, выполняющие роль амортизаторов. Кстати об амортизаторах: передняя подвеска оснащена гидравлическими, телескопическими амортизаторами двунаправленного действия.

Специалисты увеличили энергоемкость рессорной подвески и ограничили их прогиб под весом груза за счет установки резиновых буферов сжатия, которые расположены на лонжероне рамной конструкции возле передней оси.

Нижняя полка лонжеронов в задней части рамной конструкции имеет практически такие же буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 6430 мм.
  2. Полная ширина – 2380 мм.
  3. Высота по кабине – 2420 мм.
  4. Высота по тенту – 2870 мм.
  5. Длина колесной базы – 3700 мм.
  6. Ширина передней колеи – 1700 мм.
  7. Ширина задней колеи – 1710 мм.
  8. Дорожный просвет – 245 мм.

  9. Наименьший радиус разворота – 8000 мм;
  10. Длина грузовой платформы – 3490 мм;
  11. Ширина грузовой платформы – 2170 мм;
  12. Высота бортов – 510 мм.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Особенности

Несмотря на свою довольно короткую историю, грузовой автомобиль ГАЗ-4301 имеет достаточно много различных отзывов, наибольшая часть которых положительные. Как отмечают владельцы, данный грузовик это простая, выносливая, неприхотливая и грузоподъемная машина, способная справиться с множеством различных задач.

Расход топлива

Модель обладает мягкой и очень эффективной подвеской. Как показала практика, двигатель грузовика имеет средний расход дизельного топлива при езде в городских условиях от 19 до 22 литров на 100 километров пути. На трассе расход топлива редко превышает и 17 литров на 100 километров пути.

Ресурс двигателя

Кроме вполне небольшого расхода, установленная силовая установка, по словам владельцев, имеет очень высокую надежность, долговечность, а также и неплохую тягу, позволяющую грузовику справляться даже с весьма серьезными нагрузками.

Многократно подтверждалось и то, что данный мотор вполне спокойно может отработать свой эксплуатационный ресурс и при этом каких-либо серьезных неисправностей и поломок не случается. Весь капитальный ремонт двигателя сводится к простой замене колец и вкладышей.

Система охлаждения практически вечная, поскольку вместо жидкости здесь используется воздух.

Но отзываются так о двигателе не все владельцы, поскольку остальных силовой агрегат наоборот многократно подводил. По словам таких водителей, моторы не всегда отрабатывают весь свой срок, чаще всего ломаются.

Довольно распространенной проблемой в этих двигателях является поломка коленчатого вала, который просто может лопнуть. Казалось бы, если лопнул, то можно заменить и использовать технику дальше, но нет.

Здесь есть интересная особенность: в случае такой поломки части коленвала легко пробивают дыру в блоке цилиндров, что делает ремонт значительно дороже.

Читайте также:  Датчик температуры двигателя daewoo tico

Но если в годы серийного производства хоть можно было отыскать детали по вполне доступной цене, то сейчас же, в связи с мелкосерийностью грузовика, найти что-либо в хорошем состоянии является очень сложной задачей, к тому же и стоимость на запчасти будет сложно назвать адекватной.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Установленная коробка передач отличается четкостью переключения и хорошей надежностью. Но стоит отметить, что слабым местом здесь являются синхронизаторы. Именно с ними здесь и случаются различные неисправности.

Довольно положительно владельцы отзываются и о тормозной системе грузовика. Автомобиль оснащен пневмогидравлическими тормозами, как на моделях ПАЗ, которые отличаются хорошей эффективностью и долговечностью.

Рулевое управление оборудовано гидравлическим усилителем, применяемым также и на ГАЗ-66. В целом, данный узел работает вполне надежно, но при эксплуатации в условиях низких отрицательных температур иногда случается его отказ.

Все, кто когда-либо владел этим грузовиком, отмечают плохое качество металла, который используется на кабине и кузове. В среднем, коррозия появляется здесь после 5-7 лет эксплуатации, причем потом начинает активнее гнить.

Цена

Хоть ГАЗ-4301 и выпускался всего лишь на протяжении трех лет, отыскать в настоящее время полностью рабочий образец не составит особого труда.

Доска объявлений предлагает массу вариантов, как на российском рынке, так и на украинском. Причем на последнем их гораздо больше.

Что касается стоимости, то в зависимости от технического состояния и пробега, грузовой автомобиль ГАЗ-4301 можно приобрести по цене от 75 тысяч и до 250 тысяч рублей.

ГАЗ-4301: описание и технические характеристики грузовика

Впервые ГАЗ-4301 вышел как испытательная модель в 1982 году. Конструировали его главные инженеры Горьковского автомобильного завода Бутусов и Просвирин.

Это был первый советский дизельный грузовик, разработка которого началась после постановления ЦК КПСС.

Испытания новой модели проходили в различных условиях – на посевных и уборочных мероприятиях, на длительном пробеге в 9 000 км от Горького до Памира. И с января 1993 года стартовало производство серийной модели ГАЗ-4301.

  • Кроме установки дизельного двигателя, новая машина отличается от старого ГАЗа-53 еще и возможностью использовать ее как автопоезд.
  • Новый турбодизель позволил соревноваться с конкурентами на рынке грузоперевозок.
  • Аналогичная модель ГАЗ-3307 отличается только 4-цилиндровым дизелем и уменьшенной мощностью в сравнении с 6-цилиндровым.

Особенности двигателя

Дизельный двигатель ГАЗ-542 не являлся собственной разработкой инженеров завода, а производился по лицензии, купленной у Deutz. Таким образом, впервые на ГАЗе начали выпускаться двигатели на дизельном топливе.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Двигатель на ГАЗе-4301 имеет хорошие технические характеристики и развивает 125 «лошадей» мощности. Расходует автомобиль 16 литров дизельного топлива на 100 км.

Система питания двигателя топливом нагнетает давление двух уровней: низкого и высокого.

Насос поршневого инжекторного типа применяется для поддержания низкого уровня давления, а механический центробежный насос с регулировкой и двумя режимами работы обеспечивает компрессию высокого уровня.

Предусмотрен и ручной режим подкачки дизеля в некоторых ситуациях. Для более продолжительной работы мотора применена усиленная система очистки топлива: первичная и вторичная.

В первом случае происходит грубая очистка с помощью сепаратора с сеточными элементами. Фильтровальные компоненты из бумаги обеспечивают глубокую очистку.

Отличительной чертой ГАЗа-4301 является высоко выведенная труба забора воздуха. В начале трубы стоят фильтрационные сменные элементы.

Система снабжена датчиком загрязненности. Охлаждение двигателя осуществлено с помощью гидромуфты и шестереночной передачи на вентилятор.

Дизельный мотор выгодней бензинового, особенно на длительных перевозках. Но есть некоторые правила эксплуатации, которые позволят продлить срок службы автомобиля и, в частности, мотора.

Рассмотрим некоторые практические советы:

    Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

  • регулярная замена масла с частотой, указанной в инструкции по эксплуатации (каждые 15 тыс. км);
  • очистка масляной центрифуги с определенной периодичностью (каждые 30 тыс. км);
  • внимательно следить за температурой нагрева двигателя и при серьезных нагрузках открывать путь маслу через специальный масляный радиатор;
  • желательно чистить сетку маслоприемника и шлифовать шестерни масляного насоса каждые 50 тыс. км;
  • очень важно содержать двигатель в чистоте по причине оснащения воздушным охлаждением, так как загрязнения препятствуют требуемой теплопередаче;
  • нельзя сразу глушить машину после работы, т. к. турбина в процессе использования сильно нагревается. Поэтому нужно дать двигателю немного поработать на холостом ходу;
  • через каждые 25-30 тыс. км необходимо промывать масляную систему.

КПП

  1. Механическая коробка передач имеет 5 ступеней передаточных соотношений с синхронизацией каждой, кроме задней и первой.
  2. Сцепление с пружинной диафрагмой имеет сухой тип трения и гидравлику для управления.

  3. Задние колеса приводятся в движение при помощи карданной передачи, два вала которой открыты и закрепляются на трех подшипниковых шарнирах.

Система торможения автомобиля выполнена с высоким процентом надежности всех узлов.

Существует два отдельных привода, способных управлять двухконтурными тормозными узлами в каждом колесе.

Длина тормозного пути автомобиля весьма зависит от распределения нагрузки на каждое колесо. Очень важно, чтобы не произошло преждевременного блокирования одной из пар колес.

Важно! Если передние колеса блокируются, то автомобиль теряет управляемость, а когда задние переходят в режим торможения скольжением, есть велика вероятность заноса. Во избежание этих последствий необходимо правильно распределить момент торможения – одинаково на все четыре колеса.

  • При таком условии обеспечиваются максимальная безопасность самого процесса и минимальный тормозной путь.
  • При торможении динамический центр тяжести автомашины перераспределяет нагрузку на оси: примерно 60% – на переднюю и 40% – на заднюю.
  • Вследствие этого передние колеса настраиваются на более интенсивную блокировку.
  • Именно для повышения надежности и безопасности конструкторы предусмотрели две тормозные системы с одним гидроприводом и двумя пневмоусилителями.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

  1. Грузовик укомплектован тормозными барабанами на 4-х колесах, которые выполняются в литом варианте из чугуна.
  2. В этом механизме предусмотрено устройство для автоматического контроля воздушного промежутка между колодкой и барабаном.
  3. Все четыре барабана легко снимаются, что дает доступ к обслуживанию системы.
  4. Стояночный тормоз обеспечивается ручным приводом с редукторным механизмом, и разжимаются колодки только на задних колесах.

Диски колес являются уникальным элементом этого грузовика и сконструированы именно под него. Они имеют вентиляционные люки, что повышает обдув тормозных барабанов.

Колесные диски центруются отверстием, которое насаживается на край ступицы, в отличие от распространенной системы конусных гаек.

Диаметр и класс шин определяются серией предназначения, для данного автомобиля это 8,25Р20. Шины этой серии имеют уровень слойности НС12. Давление в передних шинах нормируется показателем 370 кПа, а в задних – 540 кПа.

Ходовая и рулевое управление

  • Подвеска автомобиля предназначена для объединения кузова и несущей рамы с колесной частью.
  • Основная ее задача – правильно распределить нагрузки, испытуемые кузовом в процессе езды, и уменьшить негативное влияние от ударов.
  • Грамотно сконструированная подвеска обеспечивает плавность, комфортность передвижения, улучшает тяговые характеристики и устойчивое расположение грузовика на дороге.
  • В передней подвеске ГАЗа-4301 использованы полуэллиптические пружины с возможностью регулировки сжатия за счет прорезиненных проставок.

В задней подвеске скомбинированы пружинный и рессорный типы подвешивания. Телескопические амортизаторы справляются со своей задачей и сглаживают все колебания и удары по кузову грузовика.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Рулевая система автомобиля снабжена гидравлическим усилителем. Это обеспечивает легкость поворота рулевого колеса и удобство водителя вместе с меньшей утомляемостью.

Механизм поворота колес снабжен червячной передачей глобоидального типа и трехгребневым колесом, закрепленным на подшипнике.

Эта система позволила изолировать непосредственно рулевое колесо от вибраций и ударов о неровности дорожного покрытия.

Применение усиления гидравлическим способом позволило понизить число оборотов рулевого колеса от левого крайнего положения в правое и наоборот. Это повысило популярность машины для городских грузоперевозок.

Устойчивость автомобиля была повышена за счет доработки многих узлов: низкий центр тяжести, увеличено расстояние между колесными колеями, блокировка заднего дифференциала осуществлена дистанционной пневматической системой, улучшена конструкция КПП.

Кузов и рама

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Она получилась наиболее устойчивой к перенагрузкам и коррозийному разрушению.

Но все-таки при эксплуатации уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и укреплению заклепочных соединений.

Причины популярности

  1. Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.
  2. К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.

  3. Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.
  4. Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.

  5. Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.
  6. Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.

  7. Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.

В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.

Более детально рассмотреть конструкцию ГАЗ-4301 можно в следующем видео:

Устройство и технические характеристики газ-4301: это познавательно

Главная / ГАЗ /  

Одним из первых дизельных среднетоннажных грузовиков советского производства стал автомобиль ГАЗ-4301.

За всё время было выпущено чуть более 28 000 экземпляров, хотя путь данного грузовика к конвейерному производству был очень долгим.

Несмотря на небольшое количество выпущенных дизельных грузовиков, именно ГАЗ-4301 дизель стал той машиной, которая дала толчок к развитию дизельных среднетоннажных грузовиков отечественного производства.

История появления ГАЗ-4301

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Первый дизельный грузовик ГАЗ-4301 был выпущен в 1982 году. Он появился благодаря постановлению ЦК КПСС, которое обязало руководство Горьковского автомобильного завода в кратчайшие сроки разработать среднетоннажные грузовики, работающие на дизельном топливе. Небольшая партия первых дизельных автомобилей была отправлена на испытания, с которых она быстро вернулась на доработку.

После первой доработки ГАЗ-4301 с дизельным двигателем были отправлены для глобальных испытаний в автоколонны и в крупные колхозы. В таком темпе грузовики испытывались и дорабатывались более 10 лет.

В результате первые серийные версии ГАЗ-4301 появились только в 1993 году. Сразу после появления грузовики стали конкурировать с лидером рынка того времени – ГАЗ-53.

Преимущества новой модели были очевидны:

  • Наличие нового дизельного двигателя, который превосходил бензиновые моторы по мощности и экономичности. Данный двигатель был турбированный, что значительно увеличивало его мощность;
  • Благодаря использованию нового мотора, ГАЗ-4301 можно было использовать в качестве автопоезда;
  • Новая ходовая часть;
  • Новая коробка передач. КПП ГАЗ-4301 отличалась надёжностью и высоким рабочим ресурсом;
  • Наличие качественного гидроусилителя руля.

Общая грузоподъёмность грузовика составляла 4,5 тонн. Даже с таким грузом автомобиль набирал свою максимальную скорость достаточно бодро.

Это интересно: Технические характеристики гусеничного вездехода газ-34039

История выпуска

Выпускать грузовики стали на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ занялся разработкой модели с кодовым названием 4301. работала над ним ведущая группа инженеров-проектировщиков.

В строительстве этого автомобиля фигурируют такие фамилии, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка автомобиля ГАЗ грузового типа.

Целый год грузовик тестировался на посевных и уборочных работах.

Двигатель газ 542 дизель технические характеристики

Затем, грузовик ожидал маршрут длинной в 9 тыс. км.

Двигатель 542 для ГАЗ-4301

Проектирование среднетоннажных заднеприводных самосвалов марки ГАЗ 4301 стартовало вначале 90-х гг. Начальные экземпляры появились в 1982 г., а через год они уже прошли тестовый автопробег по направлению Горький-Куйбышев-Аральск-Ташкент-Памир длительностью 9 тыс.

км, до этого техника прошла испытания при посевных и уборочных работах близ Солнечногорска.

Опытно-производственная партия ГАЗ 4301 была выпущена в апреле 1984 г., а в 1992 г.

на автозаводе запустили серийное производство согласно лицензии немецкого предприятия Deutz, продолжавшееся вплоть до 1994 г. За это время завод успел сделать 28158 машин этой марки.

От предыдущих прототипов новый автомобиль ГАЗ 4301 существенно отличался рядом особенностей: использованием дизеля и внедренной в процессе проектировки способностью эксплуатации в комплексе автопоезда.

Исторический обзор ГАЗ 4301

ГАЗ 4301 выпустили в виде экспериментальной модели (1982 г.) благодаря инженерам – разработчикам Горьковского автозавода. Причиной его появления стало следующее: ЦК КПСС постановило разработать дизельные грузовики и запустить их в производство. После представления первых образцов они были отправлены на доработку.

Далее он прошел основательную проверку на больших трассах, посеве, уборке урожая, прежде чем была запущена в производство серийная модель ГАЗ 4301 (1993 г.). До 1992 года была выпущена небольшая партия грузовиков, которая эксплуатировалась только в крупных колхозах. Эта машина стала конкурентоспособной в сфере грузоперевозок.

Её преимущества по сравнению с ГАЗ 53 – новый турбодизель, использование в качестве автопоезда, новые кабина, ходовая часть, усилитель руля. Грузоподъёмность ГАЗ 4301 – 4,5 тонн. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 3 тонны, на задние – 5 тонн. Технические характеристики ГАЗ 4301 требуют особого внимания.

Фото ГАЗ 4301:

Грузовик ГАЗ 4301

Трансмиссия

В составе трансмиссии грузовика ГАЗ-4301 – однодисковое сцепление сухого трения, с диафрагментарной пружиной и гидравлическим приводом. А также механическая пяти-ступенчатая коробка переключения передач, трёхходовая, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой и задней. Синхронизаторов на данной КПП два, инерционного типа.

  Автобус Higer KLQ 6826 GQ городской

Передаточные числа: I — 6,286; II — 3,391; III — 2,133; IV — 1,351; V — 1,0; заднего хода — 5,429.

Карданная передача – двумя валами открытого типа с промежуточной опорой; три карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Главная передача – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,857. Дифференциал – конический, шестеренчатый, с принудительной блокировкой. Управление механизмом блокировки – дистанционное, пневматическим краном.

Мотор: устройство и особенности

От ранее выпущенных моделей ГАЗ 4301 радикально отличался тем, что впервые использован новый мощный двигатель – дизель. Был установлен двигатель ГАЗ 542 с шестью цилиндрами. Мощность его составляла 125 литров в секунду.

Его появление было связано с купленной у Deutz лицензией. Сам же двигатель ГАЗ 542 разработала австрийская компания Steyr. Он стал пионером в производстве на советском заводе двигателей на дизтопливе.

Расход дизтоплива автомобиля составляет всего 16 литров на сто километров.

Двигатель оснащен двумя насосами. Они подают дизтопливо:

  • первый – низкокомпрессионый поршневой инжектор для топлива – поддерживает низкое давление;
  • второй – высококомпрессионный механический центробежный регулируемый двухрежимный инжектор рядного типа – обусловливает сжатие высокого уровня.

При необходимости водитель может сам вручную подкачать дизель. Это возможно благодаря специальной топливоподкачивающей помпе.

При возникновении ситуации достаточно длительного функционирования мотора предусмотрено несколько видов системы очистки топлива:

  1. Третья система связана с сухим воздушным фильтрованием. Оно возможно благодаря фильтрационным компонентам, которые можно менять, и датчику загрязнённости. Охлаждение мотора обеспечивают гидромуфта, шестирёночная вентиляторная передача.
  2. Вторичный – тонкий, или глубокий, вид очистки. Обеспечивается она бумажными фильтровальными компонентами.
  3. Первичный – грубый вид очистки. Здесь используется фильтрующий сепаратор. Он оснащен сеточными компонентами.

Тех. характеристики

  • ГАЗ 17310 (12)
  • ГАЗ 2217 (Соболь Баргузин) (32)
  • ГАЗ 22171 (6)
  • ГАЗ 2308 (3)
  • ГАЗ 2310 (Соболь) (20)
  • ГАЗ 2330 (3)
  • ГАЗ 2705 (57)
  • ГАЗ 2747 (2)
  • ГАЗ 2752 (Соболь) (43)
  • ГАЗ 2757 (1)
  • ГАЗ 2834 (1)
  • ГАЗ 3102 (27)
  • ГАЗ 3103 (1)
  • ГАЗ 3104 (1)
  • ГАЗ 3105 (2)
  • ГАЗ 3106 (3)
  • ГАЗ 3110 (21)
  • ГАЗ 3111 (6)
  • ГАЗ 3120 (1)
  • ГАЗ 3221 (71)
  • ГАЗ 3234 (1)
  • ГАЗ 3302 (121)
  • ГАЗ 3310 (20)
  • ГАЗ 33104 (2)
  • ГАЗ Maxus (16)
  • ГАЗ Volga Siber (2)
  • ГАЗ ГАЗель Next (4)
  • ГАЗ ГАЗон Next (6)

Автомобильный каталог содержит описание, технические характеристики и фотографии автомобилей ГАЗ / GAZ, выпускаемых с 1997 г.

Коробка передач и тормозная система

Коробка передач была переделана инженерами с целью повышения качества машины. В результате повысился запас рабочего ресурса и снизился шум. Он возникал, когда переключали скорости. Коробка передач является механической, пятиступенчатой. Каждая передача синхронизирована. Исключения составили первая и задняя.

Составляющие коробки передач:

  • однодисковое замкнутое сцепление. Тип трения, характерный для него, – сухой;
  • пружинная диафрагма;
  • гидравлическая установка.

В тормозной системе есть два контура. Колеса оснащены встроенными узлами с двумя индифферентными приводами, которые не зависимы друг от друга.

Тормозное действие рассредоточивается на все колеса, в ситуации плавного торможения – в соотношении приблизительно 60 на 40. Из них 60% приходится на передние колёса, а 40% – на задние.

ГАЗ 4301 дизель также оснащен отдельной тормозной системой. Для прицепа предусмотрена пневматическая установка.

На каждом из колес есть съемный тормозной барабан. Это облегчает обслуживание автомобиля. Если нужно устранить какие-либо дефекты или полностью заменить цельные барабаны, можно прибегнуть к подручным средствам, снять и заменить их в обычных условиях. Тормозные барабаны представляют собой износостойкие и высокопрочные чугунные изделия.

Система торможения данного грузовика обладает специальным прибором. Благодаря ему автоматически регулируются зазоры в паре «колодка-барабан».

На задних колесах – тормозные узлы с механическим приводом. Они являются стояночным тормозом. На колесных дисках имеются специальные вентиляционные люки, что обеспечивает хорошее обдувание барабанов.

Молоковоз ГАЗ 4301

  Бензопила Goodluck Gl4500m Регулировка Карбюратора

История марки ГАЗ

31 мая 1929 г.

ВСНХ СССР и американская заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА».

Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с . Архитектурно-строительный проект разрабатывался .

29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик НАЗ-АА. А с декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.

Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской . Несмотря на это. они уже несколько отличались от американских прототипов: для российского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм.

Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений. конструкторы создали немало модификаций на базе «полуторки». В 1933 г. появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30.В конце 1934 г. на конвейер встал трехосный грузовик ГАЗ-ААА.

Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42.

На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 г.

Новой вехой в истории завода стало создание и освоение легкового автомобиля М-1. По соглашению. подписанному с . этому автомобилю. как и ГАЗ-А. был также определен свой фордовский прототип. Однако конструкторский коллектив ГАЗа. возглавленный в 1933 г.

талантливым специалистом и организатором А.А.Липгартом. учитывая не только полученный опыт производства и эксплуатации первой модели. но и свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль. решительно отказался от копирования американского образца.

Внешний вид автомобиля тоже был изменен: за счет укрупнения передней части и удлиннения рамы и колесной базы лучше стали пропорции. более интересным стал облик всего переднего узла — крыльев капота и облицовки радиатора. Таким образом.

конструкторский коллектив завода созданием автомобиля ГАЗ-М1 не только выдержал крупный экзамен. но и заложил основы конструкторской школы ГАЗа. В 1937 г. автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже.

Легковой автомобиль с новым двигателем получил индекс ГАЗ-11-73. Его первые образцы были готовы в 1938 году. Кроме силовой установки. на автомобилях был введен еще целый ряд усовершенствований: удлиненные передние рессоры. более эффективные тормоза. новый щиток приборов и др. На базе ГАЗ-11-73 был создан автомобиль ГАЗ-11-40 с кузовом фаэтон.

начать серийное производство которого помешала война. А вот полноприводная модификация ГАЗ-61. созданная В.А. Грачевым. выпускалась серийно. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной 38`. без труда поднимался по крутой пешеходной лестнице. преодолевал брод глубиной 720 мм. Специалисты утверждали.

что при установке специальных шин с развитыми грунтозацепами ГАЗ-61 по проходимости превосходил полугусеничные машины.

Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники.Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67. бронеавтомобили БА-64. БА-64Б. танки: Т-60. Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий. боеприпасов и различного военного снаряжения.

Правительство высоко оценило труд автозаводцев в годы войны. наградив завод орденами Ленина. Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Первым в ряду новинок стоял грузовик ГАЗ-51. Их массовый выпуск начался в июне 1946 г.

ГАЗ-51 для того времени представлял собой весьма передовую и совершенную конструкцию. Его создатели при небольшом увеличении массы по сравнению с предшественником сумели повысить грузоподъемность более чем в полтора раза и межремонтный пробег в два раза.

Усиленная рама и узлы ходовой части обладали немалым запасом прочности и могли эксплуатироваться с большими перегрузками. Шестицилиндровый двигатель мощностью 70 л.с. позволял развивать скорость 70 км/час. За три десятка лет автомобиль неоднократно модернизировали.

Первоначально на машинах. в связи с острым дефицитом стального листа в послевоенные годы. стояла кабина смешанной деревянно-металлической конструкции с деревянными подножками. Позже кабины стали цельнометаллическими. В последующие годы автомобиль претерпел еще целый ряд изменений.

которые нашли отражение в индексе модели — ГАЗ-51А.

Система управления и подвеска автомобиля

В рулевую систему данной серийной модели автомобиля входит гидравлический усилитель, улучшающий вождение. Он значительно облегчает усилия при выполнении поворота и снижает передаточное число рулевого механизма. В результате его применения отпала необходимость интенсивного поворота руля при необходимости.

Это явилось большим достоинством автомобиля при движении в узком, ограниченном пространстве. Поворот стал энергетически менее затратным, а водитель – меньше уставать. В механизм поворота колес входит червячная передача глобоидального типа и 3-х-гребневое колесо на подшипнике.

Это позволяет сгладить удары на руль при движении по неровной, ухабистой дороге, легче управлять грузовым автомобилем в сложной ситуации (пробило шину, камни и булыжники на дороге).

Подвеска автомобиля объединяет кузов, несущую раму и колёсную часть. Её предназначение состоит в равномерном распределении нагрузки во время движения и снижения отрицательного воздействия ударов. Если подвеска сделана правильно, то движение будет плавным, а грузовик – устойчивым в период езды.

В ГАЗ 4301 дизель используется подвеска двух видов:

  1. Передняя подвеска. Она состоит из двух фронтальных пружин (вид полуэллипс) и резиновых пластин (комплект сжатия). Её цель – снижение нагрузки и оптимальное распределение её на опорные части во время езды.
  2. Задняя подвеска. Сюда входят две пружины и рессоры. Её назначение – сгладить и снизить удары по кузову. Это обусловливают гидравлические амортизаторы, прикрепленные к раме и осевым опорам.

Благодаря усовершенствованию разных узлов автомобиль стал более устойчивым. Что было доработано? Во-первых, улучшили конструкцию коробки передач, понизили центр тяжести, увеличили ширину колесной колеи, добавили дистанционную пневматическую систему.

Общая информация

Технические характеристики ГАЗ 4301 отличаются своими индивидуальными особенностями, такими как нестандартные детали, элементы, направленные на повышение качества эксплуатации грузовика. Это:

  Бензиновый мотоблок Patriot УРАЛ (мотоблок Патриот УРАЛ)

  • электрофакел. Он необходим, чтобы упростить запуск дизеля;
  • амортизационное кресло. Обеспечивает комфорт, смягчение водителю в процессе езды;
  • продуманная специально сконструированная вентиляционная система;
  • новая отопительная система;
  • оптимальное устройство обдувки переднего стекла.

Параллельно с ГАЗ 4301 на его шасси активно производилась другая модель – ГАЗ 4509 (1992 г.). Направленность этого сельскохозяйственного автомобиля-самосвала – работа в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008. Технические характеристики ГАЗ 4509: грузоподъёмность – 4,25 тонны, двигатель дизель, расход топлива – 15,4 литра на 100 км, максимальная скорость – 85км/ч.

Данная серийная модель автомобиля выигрывает по своим характеристикам при сравнении с другими моделями аналогичного типа. Водители чаще всего дают положительные отзывы об этом грузовике.

Единственное, что на сегодня их смущает, что в силу оригинальности деталей запасные части для ремонта найти очень трудно. Может спасти только разборка автомобиля, где можно подобрать нужные запчасти, бывшие в употреблении.

Причины снятия с производства

Несмотря на популярность, ГАЗ 4301 дизель был снят с производства. Каковы причины?

  1. Недостаточно высокие уровень качества двигателя и проходимость автомобиля → небольшой спрос на рынке.
  2. Тяжелый мотор → увеличенная нагрузка на передние колеса → недостаточно высокая проходимость, застревание на мягкой поверхности.
  3. Кризис девяностых: отсутствие необходимого финансирования и помощи со стороны государства → низкие продажи и востребованность таких машин → повышение цен на них → прекращение выпуска турбодизеля.

Грузовик ГАЗ 4301 дизель до сих пор используется в сельском хозяйстве и является любимцем водителей. Он по сей день конкурентоспособен при выборе между отечественным и зарубежным производством грузовых автомобилей.

Ходовая часть, подвеска

На ГАЗ-4301 использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительным резиновым буфером сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия.

Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.

Колёса на ГАЗ-4301 установлены дисковые, с двухкомпонентным ободом, с разрезным бортовым кольцом. Шины – пневматические, радиальные, размера 8,25 R20, нормы слойности – НС-12. рекомендуемое давление в шинах составляет: передних колёс – 370 кПа, или 3,8 кгс/см2; задних колёс – 540 кПа, или 5,5 кгс/см2.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector