Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Впереди жаркие летние дни, а значит, «самочувствие» двигателя будет во многом зависеть от эффективности и исправности системы охлаждения. Какие превентивные меры можно принять, чтобы избежать неприятностей по этой части и как быть, если они все-таки случились?

Прежде всего рекомендуем почитать наш предыдущий материал по этой теме – он рассказывает про особенности и скрытые риски современных систем охлаждения. Если лень идти по ссылке, очень кратко повторим основные тезисы:

  • для оптимизации температурного режима в современных моторах может использоваться раздельная система охлаждения с двумя термостатами, часто электронно-управляемыми.  Водяной насос также может иметь электропривод, а значит, можно регулировать его производительность в зависимости от текущего режима – все это повышает точность регулирования и эффективность системы охлаждения;
  • современные моторы, как правило, имеют рабочую температуру свыше 100°C (у некоторых двигателей BMW она вообще составляет 110-120°C) – в итоге снижение эффективности работы системы охлаждения при минимальном запасе по температуре грозит обернуться перегревом;
  • указатели температуры в современных автомобилях не отражают реального положения дел: стрелка может находиться в одном и том же положении в диапазоне 85-105°С, так что склонность к перегреву вы можете не обнаружить;
  • высокая рабочая температура и локальные перегревы негативно сказываются на состоянии пластиковых и резиновых деталей, которые быстро старятся, рассыхаются, теряют герметичность и провоцируют новые проблемы.

Таким образом, современный высокотехнологичный автомобиль может иметь сложную систему охлаждения, которая, впрочем, не всегда способна уследить за заданным температурным режимом термонагруженного мотора, что и приводит к локальному или общему перегреву.

При этом дедовские методы проверки (пощупать патрубок, бросить клапан термостата в кипящую воду, подключить вентилятор напрямую и т.д.

) могут сработать не всегда в силу того, что детали объединены в блоки, упрятаны глубь агрегата, в конце концов потому, что многое теперь регулируется через ЭБУ, который получает данные через датчики и отдает команды исполнительным механизмам. Но все же основы функционирования системы и ее обслуживания никто не отменял. Вот с этого и начнем.

Контроль и профилактика

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Как и другие технические жидкости, антифриз имеет свой срок службы. В зависимости от состава он составляет от двух до пяти лет. И срок этот лучше на растягивать. Почему? Со временем присадки «уходят». Если продолжать эксплуатировать старую жидкость, возрастет риск развития коррозионных процессов и загрязнений в системе, что как минимум приводит к снижению ее эффективности – ухудшается теплопередача, снижается ток жидкости в «узких» местах, страдает крыльчатка помпы. Антифриз должен соответствовать предписаниям производителя и элементарно быть качественным.

Одна из наиболее распространенных неисправностей системы охлаждение – недостаточный уровень жидкости, как правило, в результате ее утечек через потерявшие целостность патрубки или негерметичные соединения. Поэтому важен периодический контроль уровня, а также визуальная проверка системы на предмет утечек.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Осматривая патрубки, важно убедиться, что они не имеют трещин и других повреждений, особенно там, где сжимаются хомутами. Также должен насторожить характерный запах антифриза, который указывает на его утечки из системы. Если этот запах чувствуется в салоне при включении «печки», значит, скоро «рванет» в районе радиатора отопителя.

Не забываем и о том, что жидкость может немного выкипать в процессе эксплуатации. В этом случае, если используется концентрат антифриза, смешанный с дистиллированной водой, доливается только последняя. При этом важно соблюдать необходимую пропорцию (как правило, она составляет 1:1), чтобы сохранить качества жидкости в условиях низких температур.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Для проверки плотности используется ареометр. Забор антифриза производится прямо из расширительного бачка. Однако необходимо учитывать, что измерение требуется производить при определенной температуре.

В европейских странах и у нас плотность проверяется при +20°С, но, например, международный стандарт ASTM D1122 предполагает измерение при +15,5°С (±0,3°С).

Требуемая температура, как правило, указана на шкале прибора.

Как минимум визуального контроля требует и радиатор. Отсутствие следов утечки жидкости и повреждений сот – хорошая новость, но также важно убедиться, что радиатор и пространство перед/за ним остаются чистыми. Как правило, в современных автомобилях применяется несколько радиаторов (охлаждения двигателя, кондиционера, масляный и т.д.

), вместе они образуют довольно плотный «бутерброд», в котором скапливается пух и грязь. Эти загрязнения необходимо удалить, либо промывая радиаторы водой под слабым напором (сильная струя автомойки способна повредить нежные детали радиатора!), либо с помощью щетки.

Если оставить как есть, эффективность системы охлаждения будет снижена, что может стать одной из причин перегрева.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Про водяной насос скажем чуть ниже, но если говорить о превентивных мерах, то помним о том, что если помпа завязана на привод ГРМ, то и менять ее стоит одновременно с ремнем и роликами, если производителем не указан иной регламент. Часто ресурс насоса оказывается ниже, чем срок службы двух комплектов привода ГРМ, а резко вышедшая из строя помпа может обернуться не только перегревом, но еще и серьезными повреждениями мотора при обрыве ремня.

Проблемы с охлаждением: возможные причины и признаки

Насос отвечает за циркуляцию жидкости в системе, поэтому, если он перестает работать, отвод тепла прекращается, что служит причиной перегрева.

Самый крайний случай – резкая остановка насоса из-за заклинивания подшипника. Как раз это приводит к обрыву ремня ГРМ.

Но ведь привод помпы может осуществляться и другим способом (ремнем генератора, например) – и его неисправность также может привести к снижению эффективности или остановке насоса.

Если проблема перегрева появилась после замены помпы, не спешите грешить на сам узел. Возможно, проблема – в слишком толстой прокладке, из-за которой между крыльчаткой насоса и корпусом появляется слишком большой зазор, что снижает эффективность работы. И конечно, потеря герметичности прокладки также может стать причиной утечки охлаждающей жидкости.

Может «протекать» и корпус термостата, особенно если на нем завязано много патрубков (каждое соединение с возрастом становится потенциальным местом утечки антифриза).

Но все же чаще всего термостат напоминает о себе либо из-за недогрева, либо из-за перегрева двигателя – в зависимости от того, в каком положении зависнет клапан, отвечающий за выход на большой круг циркуляции охлаждающей жидкости.

Соответственно холодный шланг между термостатом и радиатором при перегревающемся двигателе укажет на закрытый клапан.

Повторимся: на старых моторах с простыми системами можно диагностировать источник проблем, щупая патрубки (холодный или горячий, под давлением или нет), а также проверить работоспособность клапана термостата, опуская его в горячую воду (он должен открываться при заданных для данной модели температурах). Но современные системы намного сложнее. Например, и термостат, и помпа могут иметь электропривод и срабатывать по команде блока управления, соответственно для поиска источника проблем уже потребуется чтение ошибок и параметров.

К перегреву может привести и неработающий вентилятор радиатора.

Если он электрический, то причины могут крыться в неисправном термовыключателе (из-за этого вентилятор может, наоборот, работать все время, приводя к переохлаждению мотора) либо в неработающем электромоторе вентилятора, реже – в его заклинивании из-за повреждения лопасти или попавшего между ней и корпусом постороннего предмета.

Не забываем и про механический привод вентилятора от двигателя через муфту – здесь причина, как правило, кроется в выходе и строя последней. В любом случае источник проблем по этой части достаточно легко обнаружить визуально или с помощью нехитрой инструментальной проверки.

Помпа работает, жидкость циркулирует по большому кругу, вентилятор крутит, но двигатель все равно перегревается. Причины могут быть разными. Во-первых, недостаточная скорость циркуляции из-за все-таки неисправного насоса, ограниченной проходимости каналов (привет, отложения и загрязнения!). Во-вторых, из-за забитого мусором радиатора (а мы предупреждали!).

В-третьих, возможно, в системе имеются воздушные пробки, из-за которых опять же нарушается циркуляция охлаждающей жидкости (в этом случае, несмотря на перегрев, из «печки» будет идти холодный воздух). Паровые пробки возникают из-за негерметичной системы охлаждения, нарушения технологии замены или долива охлаждающей жидкости, а также из-за неисправной крышки расширительного бачка.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

А это – отдельная история. За исключением совсем уж старых конструкций, система охлаждения работает с избыточным (порядка 1,1-1,4 атм) давлением.

И важную роль в его поддержании на этом уровне играет как раз крышка расширительного бачка, имеющая клапан сброса давления. Если он постоянно открыт и не допускает давление выше атмосферного, двигатель будет «кипеть».

Если же клапан заклинило в закрытом положении, есть риск, что повышенное давление повредит патрубки, пластиковые тройники и радиатор.

Работа пробки должна проверяться под давлением с помощью специального оборудования или самодельного приспособления (в последнем случае используется насос с манометром и старый расширительный бачок, лишние отверстия в котором глушатся). Клапан должен обеспечивать рабочее давление системы (зависит от двигателя, но это порядка тех же 1,1-1,4 атм) и открываться при его превышении.

Важно: все работы с крышкой расширительного бачка или радиатора должны проводиться на остывшем двигателе. Попытка открыть пробку, когда система находится под давлением, чревата травмами и ожогами.

Наконец, если ваш автомобиль с «автоматом», причина перегрева может быть в том, что антифриз смешивается с маслом из коробки. Как так? В ряде моделей контур системы охлаждения масла встроен в радиатор двигателя.

И если по какой-либо причине трубка повреждается, происходит смешивание технических жидкостей. Видимое следствие – перегрев двигателя, заложенная мина замедленного действия – повреждение коробки.

На проблему помимо повышения температуры двигателя указывает эмульсия в расширительном бачке.

Читайте также:  Двигатель g4js на какие машины устанавливался

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Да, ее можно видеть и при пробое прокладки ГБЦ, но это лишь один из многочисленных признаков этой неприятности, которая диагностируется и по другим проявлениям (выход выхлопных газов из-под ГБЦ, «бурление» жидкости в расширительном бачке и т.д.).

Перегрев в пути – что делать?

В конце концов, с причинами перегрева можно разобраться и потом, уже в гараже или на станции, имея под руками оборудование, материалы и справочники. Для рядового автомобилиста куда актуальнее другой вопрос: что делать, если перегрев случился в пути?

Продолжить движение или вызвать эвакуатор – это будет зависеть от того, насколько сильно перегревается двигатель и по какой причине.

Например, если не работает вентилятор, то обычно это приводит к перегреву лишь на небольшой скорости или работе двигателя на холостых, когда автомобиль стоит на месте. Иначе говоря, в условиях медленного городского движения.

Стоит вырваться на оперативный простор, и набегающий воздух решит проблему с охлаждением радиатора и моторного отсека.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Если произошло падение уровня охлаждающей жидкости из-за ее утечки, которую можно устранить или компенсировать периодической доливкой (в крайнем случае используем обычную воду – все равно потом систему обслуживать и антифриз менять), это тоже позволит продолжить движение. Но помним о том, что открывать крышку бачка или радиатора можно, когда двигатель остыл и давление в системе упало.

Если причины перегрева непонятны, оцениваем, насколько сильно греется двигатель, можно ли этому противостоять. Чтобы обеспечить достаточную циркуляцию жидкости по системе, держим не холостые, а средние обороты двигателя.

Чтобы отвести тепло, включаем на максимум «печку» и выставляем максимальную температуру. Отключаем кондиционер и все мощные электропотребители, которые можно.

Не стоим на месте, а двигаемся, чтобы набегающий воздух охлаждал радиатор и моторный отсек.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Если принятые меры позволяют заметно сбить температуру, то можно дотянуть до дома (стоянки, гаража, сервиса). Если нет, температура растет и не сбивается, не мучайте мотор, глушите его и вызывайте эвакуатор.

Расширительные бачки в базе объявлений Автобизнеса

Перегрев двигателя причины и способы устранения

Перегрев двигателя причины которые  и определяют  способы устранения. Поэтому при движении автомобиля необходимо периодически обращать внимание на работу двигателя. Но возможно и такое что указатель не превышает показания выше 80 градусов по Цельсию. А охлаждающей жидкости в системе может не оказаться.

Последствия перегрева возможны самые не предсказуемые. От критического повышения температуры до разрушения двигателя. Поэтому в случае перегрева двигатель необходимо вовремя остановить.

Перегрев двигателя-причины

Причины по которым происходит перегрев двигателя и способы устранения могут быть самые разные.

Забитые соты радиатора охлаждения

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Наиболее распространенная это забитый радиатор охлаждения. Он может быть забит из нутри. Что в современных двигателях маловероятно. Потому что повсеместно применяется тосол и антифризы. Они не создают нагара и кальциевых отложений. Единственное что может быть. Это возникновение осадка от присадок, применяемых в охлаждающей жидкости.  Осадок образуется из за несвоевременной замены жидкости. Но он большого вреда сотам радиатора не наносит осадок не оседает на стенках сот. Проблема с забивающимися сотами существовала раньше. Когда в качестве охлаждающей жидкости применялась вода.

Зимой её приходилось постоянно сливать. Накипь образовывала отложения на внутренне поверхности системы охлаждения. И каждый раз когда заливалась новая порция воды образовывались новые отложения накипи. Поэтому прохождение воды через радиатор затруднялась. Снижалась теплоотдача радиатора. В результате чего двигатель перегревался и закипал выбрасывая воду наружу.

В современных условиях применяются различные антифризы. Чтобы избежать образования осадка необходимо производить их замену. Тосол и антифриз марки G11 необходимо менять не реже чем через два года. За это время расходуются все присадки находящиеся в охлаждающей жидкости.

Защитный слой который ими образуется разрушается и выпадает в осадок. Этиленгликоль начинает разрушать стенки системы охлаждения. Образуется дополнительный осадок от продуктов окисления. Которые при большом избытке могут задержаться в сотах радиатора и полностью их перекрыть.

Антифризы G12, G12+,   G12++ , G13 имеют несколько иной состав присадок. Которые служат более длительный срок от 3 до 5 лет. Но также со временем расходуются и могут выпасть в осадок. И внутренняя поверхность системы охлаждения может остаться без защиты. И подвергнется разрушению

Засорение радиатора снаружи

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Радиаторы забиваются не только с внутренней поверхности,  но и с наружной. Соты радиатора с наружной стороны имеют узкие ячейки. В них попадает грязь и пыль. При взаимодействии с водой и нагревании образуются уплотнения. Которые тяжело в последствии продуть или вымыть. Соты периодически необходимо продувать сжатым воздухом или промывать под несильным напором воды.

 Нельзя промывать радиатор с помощью мойки высокого давления. Потому что между сотами  расположена медная или алюминиевая фольга. Её функции увеличивать поверхность для отвода тепла от радиатора. При воздействии воды под высоким давлении фольга гнется. и закрывает прохождение воздуха через радиатор. Выровнять её в последствии не возможно.

 Соты радиатора перестают охлаждаться. В результате чего двигатель перегревается. Если соты забиты из нутри или с наружи перегрев особенно заметен при увеличении нагрузки или движении на подъём.

В нормальном техническом состоянии температура повышается. Но система охлаждения справляется с повышением температуры. Включается вентилятор охлаждения. И температура уменьшается. Но если радиатор забит.

Температура продолжает расти.

Не включается вентилятор охлаждения

Непрерывное вращение вентилятора охлаждения

Существуют разные способы привода вентилятора. Ранее вентилятор вращался постоянно. Вращение передавалось  на шкив вентилятора  с помощью ремня от коленчатого вала.

Постоянное вращение вентилятора создаёт дополнительную нагрузку на двигатель. Увеличивает расход топлива. Очень тяжело поддерживать температурный режим двигателя. Поэтому на шкив вентилятора стали устанавливать муфты различных конструкций. Которые в автоматическом режиме осуществляют соединение приводного шкива и вентилятора . в зависимости от повышения температуры охлаждающей жидкости.

Вентиляторы с электрическим приводом

На легковых автомобилях применяют вентиляторы с электрическим приводом. То есть при достижении критической температуры . датчик температуры включает электродвигатель вентилятора охлаждения. При снижении температуры охлаждающей жидкости датчик отключает питание идущее на электродвигатель . и вентилятор перестаёт вращаться.

 Перегрев двигателя возникает, если не включается вентилятор охлаждения. Происходит это в основном из за выхода из строя датчика включения вентилятора.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Так же причины вызывающие перегрев двигателя это нарушения в электрической цепи и способы устранения в их ремонте. Такие как обрыв проводов, окисление контактов, выход из строя электродвигателя вентилятора. Датчик включения электродвигателя может находиться как на блоке, так и на радиаторе.

Если при повышающейся температуре вентилятор не включился, следует проверить исправность датчика. Для этого требуется снять с него клеммы и перемкнуть их между собой. При включении зажигания вентилятор должен начать вращение.

Не зависимо от температуры охлаждающей жидкости. Если этого не произошло то проблема в электрической цепи или в электродвигателе вентилятора. Но чаще всего выходит из строя именно датчик. Если перемкнуть контакты и вентилятор начнет вращение.

То свободно можно продолжать движение.

Привод вентилятора при помощи вискозной муфты

Преимущественно на грузовых автомобилях привод вентилятора осуществляется при помощи вискозной муфты. Ремень вращает шкив привода вентилятора от коленчатого вала. Вентилятор соединен со шкивом через вискозную муфту.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

 Принцип действия этой муфты основан на возможности определенных жидкостей изменять свои свойства. В спокойном состоянии эта жидкость текучая. Но при воздействий на нё резкого удара или создания резкой разности оборотов между двумя поверхностями жидкость твердеет и соединяет вращающиеся поверхности между собой.

В нашем случае шкив вращается от двигателя с большими оборотами. Вентилятор охлаждения не соединенный со шкивом имеет низкое количество оборотов. При попадании такой жидкости между шкивом и поверхностью соединенной с вентилятором происходит резкий удар. Жидкость при этом твердеет и заставляет вентилятор вращаться вместе со шкивом от приводного ремня.

На корпусе муфты со стороны радиатора имеется спираль. Когда от радиатора поступает горячий воздух, спираль расширяется. Она соединена с механизмом. который обеспечивает подачу жидкости между поверхностью соединенной со шкивом и поверхностью соединенной с вентиляторов.

 В результате разности оборотов происходит резкий удар по жидкости. Она твердеет. Вентилятор начинает вращаться. При снижении температуры жидкость под воздействием механизма выводится из полости поверхностей. Обороты вентилятора начинают падать.

Подобные муфты получили изначально широкое распространение. Но механизм оказался не надежным . Муфты часто начали выходить из строя и не включается вентилятор охлаждения . И от них отказываются. При поломке муфты как результат происходит перегрев двигателя.

Электромагнитные муфты

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

В настоявшее время используют электромагнитные муфты. Соединение приводного шкива и вентилятора происходит при помощи электромагнита. Обмотка электромагнита закреплена неподвижно под шкивом привода вентилятора. Вентилятор вращается независимо от шкива на своей ступице. На ступице вентилятора имеется шайба соединенная с ней при помощи эластичных пластин. Магнит срабатывает от датчика температуры. Который аналогичен датчику включения электродвигателя.

Пластина притягивается к приводному шкиву. Вентилятор начинает вращаться. Слабое звено в этой конструкции, как и в случае с электродвигателем. Датчик температуры. Он очень часто выходит из строя поэтому не включается вентилятор охлаждения.

Доходит даже до того. Что параллельно ему включают тумблер. Который. перемыкает контакты датчика. Благодаря чему вентилятор начинает вращаться. Помимо датчика возможен выход из строя электромагнита. Возможны проблемы с неисправностью проводки.

Читайте также:  Газ 3110 волга двигатель 406 инжектор расход газа

Но это гораздо реже.

Обрыв приводного ремня

Помимо электромеханических повреждений возможен банальный обрыв ремня. Который также вызовет перегрев двигателя причины и способы устранения предполагают его замену. Поэтому в дороге необходимо иметь запасной ремень привода вентилятора.

Если в дороге не получается устранить неисправность с приводом вентилятора. Движение все таки продолжить можно. Периодически останавливаться . Давать двигателю возможность остыть.

При этом требуется включить на всю мощность вентилятор отопителя салона. Температуру отопления салона следует установить на максимальную.

Печка значительно помогает охладить двигатель и увеличит время его нагревания.

Перегрев двигателя из за неисправности термостата

Конечно термостат может повлиять на перегрев двигателя. Только в случае если он полностью заклинит в закрытом положении. Подобное случается но очень редко. Ри нагрузке или движении на подъём. Охлаждающая жидкость не в полном объёме будет поступать от радиатора к двигателю.

Потеря охлаждающей жидкости

В процессе движения может лопнуть патрубок соединяющий двигатель с радиатором. При этом потеря жидкости окажется не замеченной. Так как пар пройдет под машиной. И может не попасть в поле зрения.

Указатель температуры на приборной доске не будет показывать критического увеличения. Потому что жидкости нет. Указатель более чем на 80 градусов не поднимется. Из за отсутствия охлаждающей жидкости двигатель быстро придет в негодность.

Спасти в этом случае может только наблюдательность.

Двигатель станет хуже тянуть. Появится детонация при резком нажатии на педаль газа. Потеряется приёмистость. В общем если что то изменилось в работе двигателя необходимо остановиться.

Если охлаждающую жидкость выбило из радиатора и и какое то количество осталось в системе. Чтобы долить жидкость нельзя глушить двигатель. Если под рукой нет антифриза или тосола. Можно залить воду. Но заливать её стоит небольш9ими порциями.

Что бы она равномерно распределялась по системе. На заглушенном двигателе холодная жидкость столкнется с кипятком и произойдет резкое расширение в результате получится удар. Он приведет к разрушению.

При резком охлаждение появятся трещины в головке блока цилиндров, в гильзах.

 Двигателю необходимо медленно остыть. Если жидкость ушла полностью двигатель необходимо остановить и дать ему остыть. Устранить неисправность и залить охлаждающую жидкость. В случае если зимой требуется залить воду необходимо удалить термостат.

 В противном случае замерзнет радиатор,. Могут полопаться соты. Разморозить радиатор потом можно будет только в теплом помещении. И конечно при установке автомобиля на открыто стоянке не забыть слить воду. С блока и с радиатора. Если сливных кранов нет снять нижний патрубок радиатора и открутить пробку  с боку на блоке двигателя.

Внутренний перегрев камеры сгорания двигателя

Помимо причин внешних связанных с работой системы охлаждения. Существуют скрытые причины перегрева двигателя. И зависят они от неправильного сгорания топлива.

Причины перегрева двигателя от неправильного сгорания топлива

Избыточная подача топлива в камеру сгорания

Избыточная подача топлива в камеру сгорания как на бензиновых так и на дизельных двигателях. Не позволяет сгореть топливу полностью за один цикл работы двигателя . Топливо продолжает догорать в последующих циклах. При этом возникает внутренний перегрев камеры сгорания.

Особенно это актуально для дизельных двигателей. Температура горения дизельного топлива достигает750-900 градусов по Цельсию. И малейшее несоответствие может довести температуру свыше 1200 градусов. Это приводит к прогоранию клапанов, поршней, головки блока цилиндров.

Разрушается гильза.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Неисправность форсунок

Связаны эти нарушения могут быть с неисправностью форсунок, Изменением объёма камеры сгорания. Если при ремонте установлена поршневая группа не соответствующая данной модели двигателя.

Нарушение угла опережения зажигания

Так же причины при которой происходит перегрев двигателя может быть неправильно выставленный угол опережения зажигания и способы устранения определяют его установку . При позднем зажигании топливо также не будет полностью сгорать. Остатки топлива будут догорать в последующих циклах работы двигателя.

Явный признак неправильного зажигания это белый налет который образуется на выхлопных коллекторах. Помимо этого будет наблюдаться детонация и потеря мощности двигателя. Система охлаждения двигателя справляется с местными перегревом. Повышение температуры в камере сгорания не сильно повышает температуру охлаждающей жидкости.

Но разрушения от внутреннего перегрева остаются.

Прорыв газов из камеры сгорания

При прогорании прокладки головки блока. Возможен прорыв газов в систему охлаждения. Образуются пробки . Они мешают нормальной циркуляции охлаждающей жидкости в системе.

Из за отсутствия циркуляции жидкость быстро нагревается и закипает. Первый признак прорыва газов это образование пузырьков в расширительном бачке.

Так же перестаёт работать печка, из неё начинает поступать холодный воздух.

Помимо нарушения прокладок могут образовывать трещины в голове блока и гильзах цилиндров. Очень важно обнаружить причину на начальном этапе.

Компрессор тормозной системы

Причину перегрева двигателя может вызвать компрессор устанавливаемый на грузовых автомобилях. Для обеспечения работы тормозной системы. Он имеет общую систему охлаждения с двигателем. Прорыв сжатого воздуха в систему охлаждения вызовет образование воздушных пробок. И как следствие возникнет  перегрев двигателя.

 Чтобы избежать перегрев необходимо внимательно следить за работой двигателя.  И при малейших отклонениях проводить осмотр и диагностику его систем.

Почему перегревается двигатель, и что делать при перегреве

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Причины перегрева двигателя автомобиля могут быть разными, но результат всегда один – при эксплуатации машины с превышением предельно допустимой рабочей температуры силового агрегата происходит ускоренный износ деталей и узлов. А если двигатель перегревается регулярно и сильно, то чаще всего это оканчивается заклиниванием его подвижных частей.

Поэтому долговечная работа двигателя возможна только при соблюдении рабочего температурного режима. Понимая, почему перегревается двигатель, вы сможете не только устранить причины перегрева, но и не допустите его в дальнейшем.

За поддержку температурного баланса в силовом агрегате отвечает система охлаждения двигателя. Следовательно, для того чтобы мотор не перегревался, систему охлаждения нужно регулярно обслуживать.

Элементы системы охлаждения, которые могут вызвать перегрев двигателя

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из нескольких важных узлов и элементов, которые вы можете рассмотреть на рисунках выше и ниже. От их слаженной работы зависит правильная работа силового агрегата. Неисправности некоторых частей системы охлаждения приводят к перегреву двигателя.

  1. Охлаждающая жидкость. Современные автомобили оснащаются жидкостной системой охлаждения закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости используют тосол или антифриз, которые должны отводить тепло от мотора и отдавать его окружающей среде.
  2. Рубашка охлаждения. Наиболее «горячими точками» в моторе становятся камеры сгорания, в которых происходит воспламенение топлива. Поэтому для отвода тепла в блоке цилиндров и головке блока цилиндров делаются полости, по которым проходит охлаждающая жидкость, унося с собой излишки тепла.
  3. Радиатор. Эта деталь автомобиля осуществляет теплообмен антифриза. По трубкам радиатора проходит горячая охлаждающая жидкость, а снаружи поток воздуха его обдувает, охлаждая жидкость в радиаторе.
  4. Насос или водяная помпа. Она предназначена для того, чтобы охлаждающая жидкость постоянно циркулировала в системе. Помпа заставляет перемещаться антифриз от двигателя к радиатору и обратно.
  5. Вентилятор. Когда автомобиль медленно движется в городской пробке или вообще стоит, потока воздуха не хватает для охлаждения мотора. В этом случае включается вентилятор, который увеличивает обдув радиатора и тем самым снижает температуру антифриза, не позволяя двигателю перегреваться.
  6. Термостат. В холодное время года разогрев двигателя происходит дольше, чем летом. Ускорить прогрев мотора до рабочей температуры призван термостат. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при определенной температуре охлаждающей жидкости. Именно неисправный термостат является наиболее частой причиной, по которой перегревается двигатель.
  7. Паровой клапан. В пробке радиатора или расширительного бачка монтируется паровой клапан. Он регулирует давление в системе охлаждения, срабатывая при превышении допустимого предела.

Как только автомобиль будет заведен, в системе охлаждения начинается непрерывная циркуляция жидкости. Принцип работы этой системы хорошо виден на рисунке ниже.

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

  • Горячий антифриз из рубашки охлаждения проходит по металлическим и резиновым патрубкам, достигая термостата.
  • Пока температура жидкости не достигнет требуемой отметки, от термостата антифриз снова отправляется к мотору, циркулируя по малому кругу.
  • Как только температура жидкости достигнет 80-90 °С, за работу принимается радиатор.
  • Если же антифриз продолжает нагреваться, достигая отметки 95-98 °С, то включается вентилятор.
  • Благодаря клапану на расширительном бачке или радиаторе, уровень жидкости при нагревании увеличивается, а при охлаждении возвращается в первоначальную точку.

Таким образом, если система охлаждения функционирует исправно, то двигатель не перегревается и работает в нормальном рабочем температурном режиме.

Основные причины по которым перегревается двигатель

Вентиляторы работают а двигатель перегревается

Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.

И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:

  1. Недостаток антифриза. Эта проблема выявляется при ежедневном осмотре уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину снижения уровня (возможно, необходим ремонт радиатора или потёк шланг) и после её устранения долить антифриз до требуемой отметки.
  2. Заедание термостата. Определить эту неисправность можно по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 °С, то, скорее всего, не исправен термостат. Вторым доказательством вероятной поломки станет холодный патрубок, соединяющий мотор с радиатором. Придется снимать термостат для ремонта или замены.
  3. Не работает водяная помпа. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреванию жидкости в рубашке охлаждения, при этом и патрубки, и радиатор остаются холодными. Насос подлежит срочной замене.
  4. Не включается вентилятор. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто бывает неисправный датчик температуры, реле или электромотор вентилятора. Опытный автомобильный электрик быстро найдет причину неполадки и заменит неисправный прибор.
  5. Пробой прокладки головки блока цилиндров. Частой причиной перегрева двигателя становится нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, сильно нагревая антифриз.  Это очень серьезная поломка, при которой двигатель подлежит разборке и ремонту. Подробности здесь: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ.
  6. Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла используются радиаторы, по которым циркулирует антифриз. Нарушение герметичности в таком радиаторе, а также пробой прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в густую массу, которая забивает трубки радиатора, что приводит к перегреву двигателя. В таком случае охлаждающую жидкость нужно заменить, предварительно устранив причину появления масла.
  7. Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает допустимый максимум и двигатель перегревается. Клапан нужно промыть или заменить.
Читайте также:  Двигатель lombardini 15ld500 расход топлива

Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.

Видео о том, что делать, если перегревается двигатель

Правильные действия при перегреве мотора

Замерший у обочины автомобиль, открытый капот, растерянные люди в клубах пара… Все видели эту картину на дороге летом, проезжая мимо и сочувствуя. А как действовать в такой ситуации самому? Разбираемся, почему кипит двигатель, как следить за его температурой и что делать при перегреве.

Почему кипит двигатель

Сразу оговоримся: кипит не сам двигатель, а его охлаждающая жидкость (антифриз). А двигатель при этом перегревается, причём существенно.

По правде, довести антифриз до кипения довольно трудно — для этого требуется температура примерно 130 °C, поскольку жидкость в системе охлаждения находится под давлением (при исправной крышке радиатора).

Нормальный температурный режим мотора: 80–90 °C. То есть даже при перегреве двигателя на 20–30 °C до кипения антифриза ещё далеко.

Откуда же тогда берутся клубы пара из-под капота? Всё просто: при повышении температуры антифриз расширяется, переполняя расширительный бачок радиатора, и выливается наружу — на раскалённый двигатель, трансмиссию и другие узлы.

При этом он теряет давление, которое помогало ему не кипеть внутри системы охлаждения. Попав в подкапотное пространство, антифриз закипает, почти как вода (при температуре около 100 °C), и интенсивно испаряется — отсюда и пар.

Причины перегрева двигателя

Перед тем, как ответить на вопрос «что делать» при перегреве, нужно определиться с другой дилеммой: кто виноват? Действия при разных причинах перегрева мотора отличаются, поэтому коротко разберём основных «виновников».

Причины перегрева двигателя:

  • Низкий уровень антифриза. Охлаждающей жидкости может быть недостаточно, чтобы эффективно охлаждать мотор. Как правило, уровень антифриза падает из-за утечки.
  • Заклинивание термостата. Если термостат не полностью открылся, то в радиатор попадает лишь часть антифриза, что не даёт ему нормально охлаждаться.
  • Засорение радиатора. Насекомые, листва, тополиный пух — всё это забивает соты радиатора, препятствуя отводу тепла.
  • Отказ вентилятора охлаждения. Электрические вентиляторы сгорают, а механические (приводимые напрямую от двигателя) вращаются вхолостую при поломке вискомуфты.
  • Износ или отказ помпы. Из-за некачественного или старого антифриза крыльчатку водяного насоса постепенно «съедает», что ухудшает циркуляцию антифриза. А при обрыве приводного ремня помпа полностью останавливается.
  • Потеря герметичности системы охлаждения. Самый простой вариант — поломка крышки радиатора. Самый сложный — пробой прокладки ГБЦ и прорыв картерных газов в систему.
  • Система охлаждения просто не справляется. Некоторые автомобили предрасположены к перегреву под нагрузкой даже при полностью рабочей системе охлаждения — она просто недостаточно эффективна из-за слишком тесного подкапотного пространства, инженерных просчётов или экономии.

На приборной панели большинства автомобилей всё ещё есть полноценный указатель температуры двигателя. К сожалению, на некоторых новых моделях его начали заменять на контрольные лампочки: синяя предупреждает о холодном двигателе, жёлтая или красная — о слишком горячем. Ориентироваться на них не очень удобно, но выбирать не приходится.  

Стрелочные указатели тоже подверглись упрощению — конкретные значения температуры на них давно не наносят. Средняя риска шкалы соответствует температуре ~86 °C и является нормальным режимом работы. Всё, что после неё в сторону буквы H (Hot, «горячий») — перегрев. Красная риска рядом с «H» соответствует температуре около 130 °C, когда антифриз уже кипит.

Обращайте внимание на указатель температуры, особенно в тяжёлых для двигателя условиях: в летних пробках, на затяжных подъёмах, на бездорожье. Если температурная стрелка перешагнула середину шкалы, нужно принимать срочные меры.

Как правило, при перегреве двигателя у водителей возникают почти гамлетовские вопросы. Глушить или не глушить? Останавливаться или ехать дальше? Сложность в том, что правильные действия зависят от причин перегрева (о которых мы говорили выше).

Понятно, что при кипящем моторе водителю не до комплексной диагностики — решение нужно принимать быстро. Универсальным индикатором здесь служит работоспособность печки, которую можно считать экспресс-тестом.

Итак, вот простой алгоритм, что делать, если стрелка температуры двигателя полезла вверх:

1. Включите печку на максимум. Да, включать в летнюю жару отопитель не очень приятно, но это единственный способ быстро и безопасно охладить мотор.

Печка является частью системы охлаждения и забирает из неё тепло — это и нужно при перегреве.

Задайте на климат-контроле максимальную температуру и обдув, выключите кондиционер (он нагружает двигатель) и откройте окна, чтобы не закипеть самому.

2. Если после ваших действий из воздуховодов подул горячий воздух — отлично, значит антифриз в системе есть, и вы успешно отводите лишнее тепло. В этом случае глушить мотор точно не стоит: пока он работает (пусть и при повышенной температуре), продолжает работать и помпа, обеспечивая циркуляцию антифриза и плавное охлаждение двигателя.

Останавливать машину также не надо — набегающий поток воздуха охлаждает антифриз в радиаторе, снижая температуру двигателя. Лучше всего продолжать движение, уменьшив обороты, чтобы нагрузка на мотор была минимальной. Идеальный сценарий — катиться накатом с горы.

А вот если впереди затяжной подъём, то лучше всё-таки остановиться: форсирование перевала только усугубит перегрев.

Вместо этого встаньте на обочине с работающим двигателем, откройте капот (лучше в перчатках, чтобы не обжечь пальцы об радиатор), оставьте печку включенной на максимум и ждите снаружи, пока температура не вернётся к нормальному значению.

3. А вот если из печки дует холодным воздухом — всё плохо: антифриза в системе нет, либо его уровень критически низок. В этом (и только в этом) случае нужно останавливаться, глушить мотор и очень долго ждать, пока он остынет. Затем доливать в радиатор антифриз (в крайнем случае — дистиллированную воду) и ехать в сервис — бесследно для двигателя такое приключение обычно не проходит.

Во-вторых, это просто бессмысленно, ведь давление в системе (а оно сохраняется и при заглушенном двигателе) не даёт антифризу кипеть. Резкий сброс давления вызовет не остывание, а локальное кипение охлаждающей жидкости в самых горячих местах мотора, что приведёт к его повреждению и дорогому ремонту.

2. Поливание двигателя холодной водой, «чтобы остудить». Вспомните, что мы делаем на кухне с только что сваренным яйцом? Опускаем в холодную воду — так скорлупа станет хрупкой и легко очистится. Чтобы не превратить горячий двигатель в подобие скорлупы, никогда не лейте на него воду — резкий перепад температуры пойдёт только во вред.

3. Доливка антифриза или воды в ещё не остывший мотор. Физика процесса похожа на предыдущий пункт: смешивание горячей и холодной жидкостей внутри радиатора может привести к повреждению металла и разрыву сот. Дождитесь, пока двигатель остынет, прежде чем заливать в него что-либо.

Профилактика перегрева

Обычно двигатель не перегревается просто так. Взгляните ещё раз на причины перегрева в начале статьи — их нужно исключить одну за другой, если вы столкнулись с повышением температуры в поездке. Вот что можно сделать самостоятельно прямо в дороге:

  • Проверьте внешнее состояние радиатора — возможно, он забит листвой или тополиным пухом. Обычно мусор скапливается в узком пространстве между радиаторами двигателя и кондиционера — достать его в полевых условиях можно с помощью тонкой ветки. Но соблюдайте осторожность: не погните мягкие соты и не обожгитесь.
  • После того, как мотор остыл, проверьте уровень антифриза и долейте его при необходимости — и в радиатор, и в расширительный бачок.

Если причина перегрева не очевидна, придётся посетить сервис — там проверят работу всех элементов системы охлаждения. Не помешает и заменить антифриз, особенно если он отработал больше 2 лет. И конечно, всегда нужно следить за указателем температуры, чтобы вовремя среагировать на её рост — простая внимательность может спасти двигатель.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector