Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

Система охлаждения

Для чего нужна система охлаждения в автомобиле? Дело в том, что для обеспечения нормальной работы двигателя, необходим комфортный тепловой режим.

При интенсивной работе двигателя, температура в его цилиндрах достигает очень высоких показателей, поэтому он нуждается в охлаждении.

Устройства, которые призваны отводить тепло от двигателя и обеспечивать поддержание теплового состояния в допустимых пределах, называют системой охлаждения.

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

Система охлаждения двигателя: 1 – шланг подвода жидкости к насосу; 2 – водяной насос; 3 – отводящая трубка радиатора отопителя; 4 – подводящий патрубок радиатора отопителя; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 – электровентиляторы системы охлаждения; 7 – пробка; 8 – опора радиатора; 9 – кронштейн; 10 – верхний кожух радиатора; 11 – радиатор; 12 – нижний кожух радиатора; 13 – паровоздушный шланг расширительного бачка; 14 – подводящий шланг радиатора; 15 – термостат; 16 – отводящий шланг радиатора; 17 – жидкостный шланг расширительного бачка; 18 – расширительный бачок

Система охлаждения двигателя предупреждает преждевременный износ оборудования, ведь при недостаточно хорошем отводе тепла, двигатель перегревается и теряет свои качества.

Что может произойти, если работа системы охлаждения нарушена? Недостаточное охлаждение двигателя может привести к увеличению расхода топлива, износу деталей из-за недостаточной смазки (она чрезмерно выгорает), к тому же сам двигатель не сможет развивать нужную скорость.

Количество теплоты, которое должна отводить действующая система охлаждения зависит от мощности авто, режимов работы двигателя.

Если двигатель будет чрезмерно охлаждаться, то это вызовет изменение вязкостных свойств масла, что также снизит мощность двигателя и экономичный расход топлива.

Оптимальный тепловой режим, который следует поддерживать системе охлаждения – это 85—95 °С (независимо от нагрузки).

Для современных поршневых двигателей возможно применение жидкостного или воздушного охлаждения. Воздушное охлаждение – охлаждение двигателя возможно благодаря функционированию многолопастного вентилятора, который отводит излишнюю теплоту. В воздушной системе охлаждения нет радиатора, насоса, её конструкция проста.

Такая система проста и в обслуживании, не массивна и не имеет таких сложностей как жидкостная, в которой в зимний период возможно замерзание воды. Но на автомобильных двигателях распространение получила именно жидкостная система охлаждения.

Она эффективно обеспечивает пуск двигателя при низких температурах и создает меньший шум при работе.

Жидкостное охлаждение – применяется в современных транспортных средствах, охлаждающие элементы – антифриз, вода, тосол. Охлаждающая система состоит из:

  • рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров;
  • термостата;
  • насоса (помпа);
  • радиатора;
  • расширительного бачка радиатора;
  • вентилятора;
  • соединительных патрубков и шлангов

Рубашка охлаждения имеет множество каналов, по которым циркулирует, перемещается жидкость. Для того чтобы охлаждающая жидкость могла перемещаться, требуется насос, который заставляет её двигаться.

В жидкостной системе охлаждения есть термостат, который предназначен для поддержания теплового режима, оптимального для принятых условий эксплуатации.

Если двигатель холодный, как это обычно бывает при запуске, термостат закрыт и жидкость перемещается только мо малому кругу, чтобы сократить время прогрева.

По достижении температуры выше 80—85 °С, автоматически открывается термостат и часть охлаждающей жидкости попадает в радиатор.

По большому кругу жидкость направляется для циркуляции при достижении высоких температур – это в этом случае термостат открывается полностью.

Вот так, в зависимости от режима эксплуатации и условий работы, функционирует термостат – по малому кругу для быстрого прогрева двигателя, и по большому – во избежание перегрева, в жаркие сезоны года.

Радиатор установлен в передней части отсека, служит для охлаждения жидкости за счет потока встречного воздуха. Состоит радиатор из множества перепонок, трубок и каналов. Такая конструкция радиатора позволила увеличить объем охлаждающейся жидкости.

Расширительный бачок радиатора обычно изготавливают из пластмассы, через него заливается охлаждающая жидкость.

Но кроме этого предназначения расширительный бачок выполняет важную задачу – компенсирует при нагревании и охлаждении изменение давления и объема жидкости в системе.

В системе охлаждения применяется 2 типа вентиляторов: постоянный и периодически включающийся электровентилятор. Второй тип вентилятора включается тогда, когда температура жидкости для охлаждения достигает 100°С. Соединительные патрубки, шланги, нужны для того, чтобы соединять рубашки охлаждения двигателя с насосом, радиатором, термостатом.

Правила технического обслуживания системы охлаждения

Для нормального функционирования системы охлаждения рекомендуется соблюдать несколько простых правил, которые помогут избежать ошибок, приводящих к поломкам оборудования.

Прежде всего, начинающий автолюбитель должен запомнить, что проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке нужно обязательно.

Если владелец авто заметит утечку, ему необходимо обратиться к специалистам, чтобы найти причину снижения уровня.

В теплое время года автомобилисты используют обыкновенную воду для охлаждения и нужно своевременно её сливать перед наступлением холодов, чтобы не допустить замерзания воды в системе. При низких температурах заливают незамерзающую жидкость. Специалисты рекомендуют заливать незамерзающую жидкость в течение всего года.

Перегрев двигателя – это всегда неприятности для водителей, они вынуждены останавливаться в дороге, чтобы решить возникшую проблему. Зачастую водитель открывает пробку радиатора, забывая или не зная о том, что делать этого нельзя. Находящаяся под давлением жидкость может выстрелить и нанести ожоги находящимся вблизи людям.

Перегрев двигателя может возникать при неисправности термостата или при слабом натяжении ремня вентилятора, поэтому выдвигаясь в продолжительный путь, рекомендуется провести тщательный осмотр авто на предмет поломок. Также очень желательно брать запасной ремень помпы, так как без него охлаждающая система работать не будет, а это приведет к выходу из строя двигателя.

Насторожить водителя должны и капли жидкости на масляном щупе. Это может сигнализировать о том, что произошло повреждение прокладки головки блока цилиндров. Продолжать эксплуатацию авто в этом случае нецелесообразно, так как охлаждающая жидкость, попавшая в масляный поддон, нарушит состав смазки. А это только ускорит преждевременный износ деталей двигателя.

Читать еще:  Горит значок двигатель на приоре что это такое

Зачем нужно охлаждение двигателя и как это работает

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

  1. Функции и виды системы
  2. Структура системы
  3. Принцип работы системы
  4. Основные неисправности системы
  5. Основы эксплуатации и обслуживания системы
  6. Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости
  7. Диагностика негерметичности системы
  8. Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя

Функции и виды системы

Основное назначение системы охлаждения и бензинового, и дизельного ДВС сводится к принудительному отводу тепла от деталей двигателя, которые нагреваются в процессе его работы, и поддержанию его рабочего температурного режима. Помимо данной функции, система охлаждения автомобиля выполняет и ряд иных сопутствующих задач:

  1. ускорение прогрева двигателя до рабочей температуры;
  2. нагрев воздуха для отопления салона;
  3. охлаждение системы смазки ДВС;
  4. охлаждение выхлопных газов (при применении рециркуляции);
  5. охлаждение воздуха (при турбонаддуве);
  6. охлаждение смазки в коробке передач (при АКПП).

В зависимости от принципа действия и способа функционирования принято различать следующие системы охлаждения:

  • жидкостную (основанную на отводе тепла потоком жидкости);
  • воздушную (базирующуюся на охлаждении воздушным потоком);
  • комбинированную (сочетающую в себе принцип действия жидкостной и воздушной систем).

Структура системы

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

  1. радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
  2. радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
  3. рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  4. термостата;
  5. циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
  6. расширительного бачка;
  7. крана радиатора «печки»;
  8. соединительных патрубков и шлангов.

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

Принцип работы системы

Принцип функционирования системы охлаждения двигателя (и бензинового, и дизельного) весьма прост и основан на целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у деталей двигателя (в рубашках охлаждения), под воздействием давления, создаваемого водяным насосом, начинает циркулировать по системе, осуществляя теплообмен.

Первоначально движение жидкости осуществляется при закрытом термостате по малому кругу, то есть без работы радиатора. Это делается для того, чтобы убыстрить процесс прогрева двигателя и доведения его до рабочей температуры. После возврата жидкости в рубашки охлаждения процесс циркуляции продолжается.

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

При необходимости (например, в холодное время года) охлаждающая жидкость через открытый кран отопителя заходит в «печку», где с помощью радиатора, с одной стороны, дополнительно остывает, отдавая избыточное тепло, а с другой, — обогревает воздух в салоне автомобиля.

Основные неисправности системы

Если обратиться к пункту 2.3.

1 ПДД и к «Перечню неисправностей…», с которыми ограничивается движение транспортных средств, то в них можно обнаружить полное отсутствие упоминаний о проблемах, связанных с системой охлаждения двигателя.

Это означает, что поломки системы не позиционируются в качестве неисправностей, с которыми запрещается движение. А, следовательно, система охлаждения и ее ремонт – это личное дело каждого водителя, степень его комфорта на дороге.

Каковы же основные «несерьезные» проблемы, которые может испытывать система охлаждения ДВС?

Читайте также:  Nissan x trail двигатель схема

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

  1. при заклинивании в положении «открыто» охлаждающая жидкость двигается только по большому кругу (с постоянным использованием радиатора), что приводит к слабому и длительному прогреву двигателя и, соответственно, плохой обогреваемости салона автомобиля;
  2. при заклинивании в положении «закрыто» охлаждающая жидкость, напротив, двигается только по малому кругу (без использования радиатора), что обусловливает перегрев двигателя и может привести к необратимым изменениям в структуре металла, уменьшению ресурса силового агрегата и даже к его поломке.

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлажденияЧитать еще:  Что будет если перелить масло в дизельный двигатель

Основы эксплуатации и обслуживания системы

Контроль за состоянием системы охлаждения – это необходимое условие комфортного движения на транспортном средстве. Несмотря на то, что неисправности указанной системы не запрещают эксплуатации автомобиля, водитель должен понимать опасность перспективы выхода ее из строя.

Перегрев двигателя, более чем возможный в теплое время года, и недостаточный обогрев салона автомобиля в зимнюю пору приводит к необходимости ремонта, порой весьма дорогостоящего.

Соблюдение элементарных правил эксплуатации системы охлаждения двигателя позволит избежать, вовремя предупредить или минимизировать воздействие неисправностей на нормальную работу автомобиля.

Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости

Расширительный бачок служит для визуального контроля за уровнем жидкости в системе охлаждения. Дело в том, что объем системы охлаждения постоянен, а вот объем жидкости изменяется в зависимости от условий эксплуатации. При понижении или повышении уровня охлаждающей жидкости (указанного на расширительном бачке) необходимо корректировать ее количество в системе.

Диагностика негерметичности системы

Постоянное понижение уровня охлаждающей жидкости чаще всего связано с ее протеканием. Многочисленные соединения патрубков с элементами системы охлаждения, коррозия основного радиатора или радиатора «печки» приводят к постоянному уменьшению уровня жидкости в расширительном бачке.

Диагностирование проблемы связано с обнаружением темных пятен на узлах и агрегатах, расположенных в моторном отсеке, мокрым следам на проезжей части, а также по характерному сладковато-приторному запаха тосола.

Более серьезный характер носит обнаружение следов тосола на масляном щупе, что приводит к дорогостоящему ремонту двигателя.

Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя

Перегрев может быть связан с несколькими причинами:

  1. заклиниванием термостата в положении «закрыто»;
  2. засорением каналов системы;
  3. недостаточным уровнем жидкости в системе.

А вот недостаточный нагрев двигателя автомобиля свидетельствует исключительно о заклинивании термостата, который работает только в положении «открыто».

Подведем итог. Система охлаждения двигателя выполняет функции отвода излишнего тепла от силового агрегата, образовавшегося в процессе работы, и поддержания нормального (рабочего) режима его эксплуатации.

Wahler: Подробно о термостате и его неисправностях

  • Прочитано: 10758
  • Дата: 31-07-2009, 14:40
  • Печатать

Двигатель автомобиля работает в широком диапазоне климатических условий и при больших колебаниях нагрузок. Температура охлаждающей жидкости, а следовательно, и самого двигателя, должна регулироваться так, чтобы она оставалась постоянной внутри очень узкого диапазона своих значений. Эффективным способом решения данной задачи является установка в системе охлаждения термостата.

Общие положенияТермостат чувствителен к изменениям температуры независимо от изменений давления в системе охлаждения.

При запуске двигателя температура охлаждающей жидкости равна температуре окружающей среды и для сокращения времени прогрева термостат ограничивает циркуляцию малым контуром – рубашка охлаждения блока и головки цилиндров + отопитель.

По мере роста рабочей температуры клапан термостат плавно регулирует подачу охлаждающей жидкости из основного радиатора системы в двигатель. И, наоборот, при падении температуры срабатывает клапан термостата, увеличивая количество охлаждающей жидкости, перепускаемой в обход радиатора.

Этот метод позволяет поддерживать рабочие температуры на требуемом уровне, получать хорошие характеристики работы отопителя салона и снижать токсичность отработавших газов с одновременным увеличением ресурса двигателя.

Основным элементом конструкции термостата является заполненный воском специального состава герметичный термочувствительный элемент, объем которого изменяется с изменением температуры. Открывание и закрывание рабочего клапана термостата происходит строго при определенных значениях температуры.

Что может натолкнуть на мысль о том, что неисправен именно термостат? Недостаточный прогрев двигателя, перегрев двигателя очевидны, но вместе с ними может быть еще ряд таких признаков: некомфортная температура в салоне в холодное время года, повышенный расход топлива, снижение динамических показателей автомобиля. Но прежде чем озадачиваться судьбой термостата и думать о его замене, необходимо вспомнить, что он лишь является одним из элементов системы охлаждения и может быть совершенно «невиновен» в причине ее неисправности.

Перед тем, как прийти к заключению, что причиной неисправности в системе охлаждения является термостат, проверьте уровень охлаждающей жидкости (внимание – во избежание ожогов проверка производится на холодном двигателе), натяжение приводного ремня насоса охлаждающей жидкости и исправность датчика и указателя (или сигнальной лампы) температуры охлаждающей жидкости.

Влияние температурных параметров на работу мотора

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и их составные части подвергаются сильному нагреву во время эксплуатации различных транспортных средств. При этом, как перегрев, так и переохлаждение мотора способны спровоцировать выход его из строя.

В связи с этим одной из важнейших задач разработчиков силовых агрегатов является обеспечение оптимального теплового режима их работы.

Грамотно организованная система охлаждения двигателя способствует получению наилучших эксплуатационных параметров ДВС, к которым относятся:

  1. Максимальная мощность.
  2. Минимальный расход горючего.
  3. Увеличенный срок эксплуатации.

За один рабочий цикл температура в цилиндрах ДВС изменяется от 80…120 градусов Цельсия во время впуска горючей смеси до 2000…2200 градусов Цельсия в процессе ее сгорания. При этом силовой агрегат достаточно сильно нагревается.

Принято считать, что двигатель нормально функционирует, если интервал изменения температуры в районе блока цилиндров находится в пределах 90 – 110 градусов Цельсия.

Если мотор во время работы охлаждается недостаточно интенсивно, то его детали сильно нагреваются и изменяются в размерах. Значительно уменьшается (из-за выгорания) и объем моторного масла, залитого в картер. В итоге увеличивается трение между взаимодействующими деталями, что приводит к их быстрому износу или даже заклиниванию.

Однако и переохлаждение ДВС отрицательно сказывается на его работе. На стенках цилиндров холодного двигателя происходит конденсация паров топлива, которые, смывая слой смазки, разжижают моторное масло, находящееся в картере.

Для исключения негативных последствий, связанных с нарушением теплового режима, системы охлаждения проектируются так, чтобы исключить перегрев и переохлаждение мотора в процессе эксплуатации.

В результате химические свойства последнего ухудшаются, что способствует:

  • увеличенному расходу моторного масла;
  • интенсивному износу трущихся поверхностей;
  • падению мощности силового агрегата;
  • увеличению расхода горючего.

Классификация

При работе мотора необходимо обеспечить отвод от 25 до 35% выделяемого тепла. Для его эффективного поглощения (отвода) чаще всего используют воду, воздух или специальную жидкость (тосол, антифриз). Материал теплоносителя определяет способ охлаждения силового агрегата.

Различают системы:

  1. Принудительного воздушного охлаждения.
  2. Жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

Жидкостная система охлаждения

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

В настоящее время для эффективного охлаждения автомобильных двигателей используют закрытую систему жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

Конструкция

В обязательном порядке система содержит расширительный бачок, который служит для компенсации изменения объема жидкости при изменении ее температуры. Кроме того, через него заливают теплоноситель.

Это интересно:  Проекционные дисплеи (HUD), разновидности и история создания

Также в состав системы входят:

  • водяная рубашка силового агрегата (пространство между двойными стенками блока цилиндров и его головки в местах отвода чрезмерного количества тепла);
  • датчик температуры;
  • биметаллический или электронный термостат, обеспечивающий оптимальную температуру в системе;
  • помпа-насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе;
  • вентилятор, с помощью которого усиливается поток встречного воздуха на основной радиатор системы;
  • радиатор, осуществляющий передачу тепла окружающей среде;
  • радиатор отопителя, предназначенный для передачи тепла непосредственно в салон автомобиля;
  • контрольный прибор, встроенный в панель приборов автомобиля.

Принцип действия

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Постоянно циркулируя внутри системы, она отводит тепло от составных частей мотора, нагревающихся в процессе работы, нагревается, попадает в радиатор, охлаждается в радиаторе встречным потоком воздуха и возвращается обратно.

При необходимости включается вентилятор, усиливая эффективность охлаждения. Для замкнутых систем охлаждения температура теплоносителя не должна превышать 126 градусов Цельсия. Таким образом, обеспечивается оптимальный тепловой режим работы силового агрегата.

Дополнительные функции

Кроме своей главной задачи – отвода тепла от нагревающихся элементов, жидкостная система охлаждения двигателя обеспечивает также:

  • Прогрев силового агрегата в холодное время года

В современных системах жидкостного охлаждения предусмотрено два контура, по которым может циркулировать охлаждающая жидкость. Это сделано для того, чтобы в момент пуска холодного двигателя, когда его детали и сама жидкость имеют низкую температуру, циркуляция теплоносителя осуществлялась по малому кругу (мимо радиатора).

Читайте также:  Аэросани с автомобильным двигателем своими руками

Обеспечивается это термостатом, который в момент, когда температура поднимется до определенного уровня (70-80 градусов Цельсия), открывается, давая возможность теплоносителю циркулировать по большому кругу (через радиатор). Таким образом, осуществляется ускоренный процесс прогрева двигателя.

  • Нагревание воздуха в салоне автомобиля

В холодное время года с помощью горячего теплоносителя происходит нагревание воздуха в салоне автомобиля. Для этого служит дополнительный радиатор, установленный в салоне и оснащенный собственным вентилятором. С их помощью тепло, отобранное от горячей жидкости, распространяется по всему объему салона.

  • Снижение температуры нагнетаемого в цилиндры воздуха

Специально для двигателей, оснащенных турбонагнетателями, предусмотрены двухконтурные системы, в которых один контур обеспечивает охлаждение жидкости, а второй – охлаждение воздуха.

Кроме того, контур охлаждения теплоносителя также представляет собой двухконтурную систему, один контур которой охлаждает головку блока цилиндров, а другой – сам блок.

Это вызвано тем, что в турбированном моторе температура головки блока цилиндров должна быть ниже температуры самого блока на 15…20 градусов Цельсия. Особенностью такой системы охлаждения является то, что каждый контур контролируется собственным термостатом.

Достоинства и недостатки

Жидкостная система охлаждения двигателя присутствует практически у всех современных автомобилей. Принципиально отличаясь от систем воздушного охлаждения, она гарантирует:

  • равномерное и быстрое прогревание силового агрегата;
  • эффективный отвод тепла в любых условиях эксплуатации двигателя;
  • снижение затрат мощности;
  • стабильный тепловой режим работы мотора;
  • возможность использования выделяемого тепла для нагревания воздуха в салоне и пр.

Это интересно:  Топливные фильтры на ВАЗ 2110–2112: замена своими руками

Среди немногочисленных недостатков жидкостной системы охлаждения можно отметить:

  • необходимость регулярного обслуживания и сложность ремонта;
  • повышенную чувствительность к изменениям температуры.

Неисправности и способы их устранения

Всем системам жидкостного охлаждения свойственны характерные неисправности. Чаще всего встречаются:

  1. заклинивание термостата в закрытом положении (циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу);
  2. поломка помпы;
  3. повреждение выпускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка;
  4. утечка теплоносителя вследствие разгерметизации системы (повреждение уплотнителей, коррозия и пр.).
  5. Кроме того, достаточно часто термостат заклинивает в положении «Открыто» (теплоноситель циркулирует по большому кругу), что увеличивает время прогрева холодного мотора и способствует нестабильности теплового режима при его дальнейшей работе.

Все эти неисправности характеризуются значительным повышением рабочей температуры силового агрегата, что может привести к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.

Устраняются все дефекты путем замены неисправных и/или поврежденных деталей или комплектующих.

Воздушная система охлаждения

Моторами воздушного охлаждения оснащались транспортные средства в 50-70 годах прошлого века. Типичными представителями таких автомобилей являются «Запорожец» или FIAT 500. Сейчас моторы с воздушным охлаждением в автомобилестроении практически не встречаются.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно система принудительного воздушного охлаждения монтируется в подкапотном пространстве транспортного средства и состоит из:

  • отсасывающего или нагнетающего вентилятора;
  • направляющих ребер рубашки охлаждения двигателя;
  • органов управления (дроссельные заслонки, управляющие подачей воздуха или муфта, регулирующая частоту вращения вентилятора в автоматическом режиме);
  • температурного датчика, установленного в силовом агрегате;
  • контрольного прибора, выведенного на приборную панель в салоне автомобиля.

Охлаждение мотора осуществляется встречным холодным воздухом. Для усиления его потока чаще всего используют вентилятор нагнетающего типа. Он усиливает поток холодного плотного воздуха и обеспечивает его подачу в больших количествах при малых энергетических затратах.

Отсасывающий вентилятор требует больших затрат мощности, однако обеспечивает более равномерный отвод тепла от деталей силового агрегата.

Достоинства и недостатки

Моторы с принудительным воздушным охлаждением отличаются:

  • простотой конструкции;
  • низкими требованиями к изменению температуры окружающей среды;
  • небольшим весом;
  • несложным техническим обслуживанием.

К недостаткам системы воздушного охлаждения относят:

  • большую потерю мощности мотора, которая расходуется на обеспечение работы вентилятора;
  • высокий уровень шума во время работы вентилятора;
  • недостаточное охлаждение отдельных элементов двигателя из-за неравномерного обдува;
  • невозможность использования излишков тепла для обогрева салона.

Влияние системы охлаждения двигателя на надежную работу автомобиля

Система, отвечающая за своевременное охлаждение двигателя, представляет собой совокупность множества приборов и устройств, которые обеспечивают надежный подвод охлаждающего рабочего тела к нагретым частям двигателя, а также последующий отвод излишков тепла в окружающую среду. В настоящее время множество автомобилей возлагают на данную систему и другие функции такие, как регулирование температуры в коробке передач, обеспечение кондиционирования салона, а также закачка воздуха в элементы турбонаддува.

Исправность системы охлаждения двигателя гарантирует стабильное поддержание наиболее оптимального теплового режима работы мотора автомобиля.

Благодаря своевременному срабатыванию подобных комплексов исключается повышенный износ деталей, перегрев двигателя, снижение мощности мотора и ухудшение качества топливной смеси, поступающей в цилиндры.

В настоящее время различают несколько типов данных систем в соответствии с их принципом действия:

  1. Жидкостная;
  2. Воздушная;
  3. Комбинированная, которая совмещает в себе некоторые элементы представленных выше комплексов.

Тем не менее, многие заводы-изготовители устанавливают на свою продукцию жидкостную систему, поскольку небезосновательно считают ее наиболее эффективной из всех.

Как можно догадаться из названия, в качестве рабочего тела в ней выступает специальная жидкость, которая прогоняется через все устройства и приборы, осуществляя требуемый отвод тепла.

Система охлаждения двигателя состоит из нескольких основных конструктивных элементов, таких как:

  1. Центробежный насос, который отвечает за постоянную циркуляцию жидкости;
  2. Теплообменник;
  3. Радиатор, с которого излишек тепла уходит в окружающую среду;
  4. Расширительный бачок. Позволяет регулировать давление и уровень жидкости в системе;
  5. Термостат, измеряющий параметры рабочей среды;
  6. Система патрубков, по которой, собственно, и происходит циркуляция охлаждающего тела.

Если какое-нибудь из этих устройств вышло из строя, то необходимо сразу вызвать эвакуатор для вашей же безопастности.

Важной составляющей системы охлаждения двигателя является датчик температуры. Данный элемент управления осуществляет измерение и контроль параметров, которые в дальнейшем преобразуются в электрические импульсы, поступающие на электронный блок управления (ЭБУ).

Он, в свою очередь, обрабатывает поступающие сигналы и подает команды на различные исполнительные устройства, а также на бортовой компьютер. Поэтому вы имеете возможность в любой момент узнать интересующие вас параметры.

Поломка датчика температуры двигателя может привести к перегреву или же, наоборот, излишнему охлаждению мотора, ухудшению качества холостого хода, увеличение расхода топлива и ухудшению уровня выхлопных газов.

А это в свою очередь может повлечь за собой заглохание двигателя, потерю мощности и значительное ухудшение общей управляемости автомобиля.

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2021

Узнайте, когда делать переходные проводки по новым ФСБУ, чтобы они не попали в отчетность за 2021 год.

Только 4 февраля пошаговый разбор заполнения годового отчета с учетом новых ФСБУ на большом вебинаре с одним из лучших спикеров по бухучету, аудитором, главным методологом ГК Energy Consulting А. Рабиновичем.

Записаться>>>

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

  • Cтраница 1
  • Чрезмерное охлаждение двигателя ухудшает сгорание топлива Рё способствует образованию отложений РІ предкамерах, выхлопных окнах Рё глушителе.  [1]
  • Чрезмерное охлаждение двигателя возможно РїСЂРё заедании термостата или жалюзи РІ открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов РІ зимнее время.  [3]
  • Чрезмерное охлаждение двигателя также нежелательно, так как РѕРЅРѕ влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ конденсацию частиц топлива РЅР° стенках цилиндров ( РІ карбюраторных двигателях), ухудшение смесеобразования Рё воспламеняемости рабочей смеси, уменьшение скорости ее сгорания Рё, как следствие, уменьшение мощности Рё экономичности двигателя.  [4]

Однако чрезмерное охлаждение двигателя также отрицательно сказывается РЅР° его работе. РџСЂРё переохлаждении РЅР° стенках цилиндров конденсируются пары топлива ( бензина), которые смывают смазочный материал, разжижают масло РІ картере.  [5]

Однако чрезмерное охлаждение двигателя также нежелательно, так как РїСЂРё этом РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ неполное сгорание смеси, Р° следовательно, уменьшается количество тепла, идущее РЅР° полезную работу ( РѕРЅРѕ составляет 25 — 35 % всего тепла, развиваемого РІ двигателе), Рё поэтому уменьшается мощность двигателя.  [6]

РџСЂРё чрезмерном охлаждении двигателя ухудшается смесеобразование, что ведет Рє неполному сгоранию топлива, сопровождающемуся разжижением масла РІ картере Рё образованием РІ нем низкотемпературных осадков.  [7]

О неисправностях системы охлаждения свидетельствует перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.

Причинами перегрева РјРѕРіСѓС‚ быть: недостаточное количество охлаждающей жидкости РІ системе; недостаточное натяжение или замасливание ремней РїСЂРёРІРѕРґР° вентилятора Рё РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ насоса; неисправности РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ насоса Рё вентилятора; заедание клапана термостата РІ закрытом положении; большое отложение накипи; загрязнение радиатора; заедание жалюзи РІ закрытом положении. Причинами переохлаждения РјРѕРіСѓС‚ быть: заедание клапана термостата РІ открытом положении; заедание жалюзи радиатора РІ открытом положении; отсутствие утеплительных чехлов РІ зимнее время.  [8]

О неисправности охлаждающей системы свидетельствует перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.

Читайте также:  Двигатель nissan sr20 характеристики

Причинами перегрева являются: недостаточный расход охлаждающей жидкости РІ системе; слабое натяжение или замасливание ремней РїСЂРёРІРѕРґР° вентилятора Рё РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ насоса; неисправности РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ насоса или вентилятора; заедание клапана термостата РІ закрытом положении; большое отложение накипи; загрязнение радиатора; заедание жалюзи РІ закрытом положении. Переохлаждение двигателя наблюдается РїСЂРё заедании клапана термостата РІ открытом положении, заклинивании жалюзи радиатора РІ открытом положении Рё РїСЂРё отсутствии утеплительных чехлов РІ зимнее время РіРѕРґР°.  [9]

Внешними признаками неисправности системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя, потеря герметичности. Перегрев возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системе.

Особенно это проявляется при применении антифризов, которые вспениваются из-за наличия в системе воздуха и замедляют отвод тепла.

Для предотвращения замерзания антифриза необходимо поддерживать его нормативную плотность.  [10]

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости.  [11]

Признаками неисправности являются подтекания охлаждающей жидкости, перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.

Причинами подтекания жидкости могут быть повреждение шлангов и их соединений, сальника водяного насоса, трещины, и выход из строя прокладок.

Перегрев двигателя имеет место РїСЂРё недостаточном количестве охлаждающей жидкости РІ системе, РїСЂРё образовании накипи, загрязнении радиатора, РїСЂРѕР±СѓРєСЃРѕРІРєРµ ремня вентилятора или его обрыве, неисправности термостата, поломке РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ насоса или же РїСЂРё заедании жалюзи радиатора РІ закрытом положении. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно РїСЂРё заедании термостата или жалюзи РІ открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов РІ зимнее время.  [12]

  1. Рћ неисправностях системы охлаждения свидетельствует перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.  [13]
  2. Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.  [15]
  3. Страницы:      1    2

Почему современные двигатели имеют сложные системы охлаждения? Потому что работают на грани перегрева!

Зачем это надо, чем чревато и почему почти неизбежно, будем сейчас разбираться.

Температурное непостоянство

Система охлаждения не просто не допускает перегрева двигателя — ее функция заключается в быстром достижении и поддержании заданной рабочей температуры, что может быть непросто, учитывая внешние факторы, разные режимы работы мотора и, собственно говоря, разные условия движения.

Сначала двигатель «холодный» — его надо как можно быстрее вывести в устойчивый температурный режим.

А далее этот режим поддерживать, притом что мотор по ряду причин то охлаждается, то греется в зависимости от внешних условий, скорости движения автомобиля и того, как активно водитель жмет на «газ».

Чтобы было нагляднее, представьте, что у вас на плите стоит кастрюля, воду в которой следует держать в диапазоне 85-95°C.

Кажется, что это просто — до тех пор, пока кто-то не начнет то и дело то убавлять, то прибавлять газ на конфорке. И вот ваша вода то пытается вскипеть, то норовит остыть.

А у вас из всех инструментов регуляции — только подача холодной воды через трубку. И это означает как минимум несколько вещей:

  • ваши действия «догоняющие», вы начинаете реагировать после того, как меняется температура;
  • эффект от ваших действий имеет определенную инерцию, что влияет на оперативность и точность;
  • все это приводит к тому, что выдерживать точную температуру невозможно, остается лишь вписываться в определенный диапазон значений, особенно в переходных режимах;
  • ваши возможности ограничены и в определенной ситуации могут оказаться недостаточными.

Указатели врут

Вы скажете, что раз температура так пляшет, то и стрелка указателя на панели приборов должна двигаться туда-сюда по шкале то в сторону перегрева, то в сторону недогрева. На некоторых старых моделях так и было! Стрелка указателя оперативно показывала изменения температуры. Но к чему нервировать водителя этими постоянными движениями, особенно в сторону красного сектора?

Поэтому на современных моделях стрелка неподвижно стоит в одном положении, показывая «норму» и при 85°C, и при 105°C.

И в этом плане толку от нее не больше, чем от модного нынче индикатора (синий сигнал означает, что двигатель еще холодный, желтый или красный говорит о риске перегрева).

Для не очень опытного водителя такой индикатор, пожалуй, даже лучше — больше шансов, что обратит внимание на проблему при загорании контрольной лампы.

Кстати, «температура двигателя» — понятие довольно условное. Ведь в разных зонах (ГБЦ, блок, поддон и т.д.), не говоря уже про водяной насос или термостат, термометр будет показывать разные значения.

Система высокой точности

В «аналоговую» эпоху, где все электрическое управление работой системы охлаждения сводилось максимум к контролю температуры и включению электровентилятора, а все остальное работало за счет механических систем, обеспечивать работу двигателя в узком температурном режиме было достаточно сложно. Но современные технологии позволили значительно улучшить эффективность и точность работы всей системы как раз за счет того, что появилась возможность прямого управления узлами и исполнительными механизмами.

Для оптимизации температурного режима нынче используется раздельная система охлаждения с двумя термостатами, причем они могут быть электронноуправляемыми. Водяной насос также может иметь электропривод, а значит, можно регулировать его производительность в зависимости от текущего режима.

Подачу воздуха в моторный отсек и к радиаторам охлаждения также можно регулировать за счет управляемых заслонок-жалюзи. Все это — ради большей эффективности и точности системы, чтобы двигатель как можно дольше оставался в заданном температурном диапазоне.

А тот, в свою очередь, имел бы как можно более узкий диапазон значений.

«Запланированный» перегрев с риском форс-мажора

Если старые двигатели работают при температуре до 100°C, то современные, как правило, имеют рабочую температуру свыше 100°C. Взять те же моторы BMW, рабочая температура которых 110-120°C.

Сделано это для достижения максимальной отдачи и обеспечения лучшей топливной экономичности. Ничего не попишешь: максимально эффективен ДВС как раз при работе на пределе, когда до детонации или перегрева его отделяет тонкая грань.

Собственно по этой причине и требуется высокая производительность и точность системы охлаждения, чтобы до перегревов дело не доводить.

Это непросто, особенно с учетом того, что современные двигатели форсированы и термонагружены. Добавляют проблем и компоновочные решения. Взять, к примеру, 4,4-литровый V8 S63 компании BMW. Турбины находятся в развале блока, из-за чего электрика и многие детали систем наддува, смазки и охлаждения страдают от высоких температур, что сказывается на сроке их службы.

С возрастом факторов риска становится только больше.

«Бутерброды» из радиаторов забиваются пухом и дорожным мусором, утечки охлаждающей жидкости или ее выкипание могут привести к ее недостаточному уровню в системе, также с возрастом возрастает вероятность отказа датчиков, термостатов и т.д. В итоге снижение эффективности работы системы охлаждения при минимальном запасе по температуре грозит обернуться перегревом.

Неочевидные последствия

Пробитая прокладка, головка винтом, а при наихудшем сценарии еще и заклинивший от температурного расширения деталей мотор — все это крайние случаи серьезного перегрева. И до этого еще надо дело довести. Но мы уже сказали: современные двигатели и так работают «на грани», при температурах, которые еще 20 лет назад считались слишком высокими, чтобы быть нормой. Да, наука и промышленность не стоят на месте, разрабатывают и внедряют термостойкие материалы, но всех проблем это не решает.

Как показывает практика, высокая рабочая температура и локальные перегревы, о которых владелец даже не подозревает (стрелка-то показывает 90°С!), негативно сказываются на состоянии пластиковых и резиновых деталей, которых предостаточно в каждом моторе, причем в ответственных системах (того же охлаждения, а также смазки). Такие детали быстрее стареют, рассыхаются, теряют герметичность и провоцируют новые проблемы.

Более жесткие условия работы накладывают свои требования на характеристики и качество применяемого моторного масла, тем более что в современных моторах применяются масла пониженной вязкости.

Поэтому для снижения риска повреждений деталей из-за разрыва масляной пленки или масляного голодания крайне важен правильный подбор масла по параметрам и классу качества.

И, разумеется, чем меньше межсервисный интервал, тем лучше.

Собственно своевременное обслуживание, включающее в том числе проверку функциональности системы охлаждения (как визуальную, так и инструментальную, компьютерную) и регламентную замену антифриза, — главное условие снижения риска перегрева двигателя.

Также неплохо бы помнить, что неоптимальным режимом является не только агрессивная езда, но и движение на малой скорости или же работа двигателя на холостых оборотах (когда автомобиль «толкается» в заторах). В эти моменты на стрелку указателя или индикатор температуры стоит посматривать чаще.

Какими бы «задемпфированными» они не были.

Автобизнес

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector