Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

Время прочтения:

Разрабатывался двигатель ЗМЗ 406 на замену мотору 402 одновременно с проектированием автомобиля ГАЗ-3105 для правительства. Однако комплектовались им эти новые Волги лишь последней партии, которые нужно было срочно реализовать в связи со снятием машин с производства.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

За основу были взяты ЗМЗ 402 (комплектация) и движок серии H производителя SAAB (конструктивные решения).

В результате при том же объеме 2,3 л силовой привод обеспечивал 177 Нм крутящего момента вместо 210 Нм прототипа и 100 л. с. мощности вместо ожидаемых 150 л.с., как у шведского ДВС.

Инжекторная система, которой позже заменили карбюратор, смогла немного исправить положение – 201 Нм и 145 л. с., соответственно.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

Впервые в двигателе производителя ЗМЗ были использованы несколько передовых для того времени технических решений:

  • два впускных и два выпускных клапана на цилиндр;
  • электронные системы зажигания и впрыска;
  • схема газораспределительного механизма DOCH с двумя верхними распредвалами;
  • гидротолкатели вместо регулировки теплового зазора клапанов прокладками.

После внесенных изменений технические характеристики ЗМЗ 406 соответствуют приведенным в таблице значениям:

Изготовитель ЗМЗ
Марка ДВС 406
Годы производства 1997 – 2008
Объем 2286 см3 (2,3 л)
Мощность 73,55 кВт (100 л. с.)
Момент крутящий 177/201 Нм (на 4200 об/мин)
Вес 192 кг
Степень сжатия 9,3
Питание инжектор/карбюратор
Тип мотора рядный бензиновый
Зажигание коммутаторное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал 2 шт. схема DOCH
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 92 мм
Поршни оригинальные
Коленвал облегченный
Ход поршня 86 мм
Горючее АИ-92/А-76
Нормативы экологии Евро-3/Евро-0
Расход топлива трасса – 8,3 л/100 км
смешанный цикл 11,5 л/100 км
город – 13,5 л/100 км
Расход масла максимум 0,3 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 5W40, 10W30, 10W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для ЗМЗ 406по составу зимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного 6,1 л
Температура рабочая 90°
Ресурс ДВС заявленный 150000 км
реальный 200000 км
Регулировка клапанов гидротолкатели
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 10 л
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Свечи на ЗМЗ 406 отечественные А14ДВРМ или А14ДВР
Зазор свечи 1,1 мм
Цепь ГРМ 70/90 с башмаком или 72/92 со звездочками
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр с обратным клапаном
Маховик  7 отверстий со смещением, 40 мм внутренний диаметр
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки Goetze, светлые впускные,
темные выпускные
Компрессия от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 38 Нм

  • маховик – 72 – 80 Нм
  • болт сцепления – 19 – 30 Нм
  • крышка подшипника – 98 – 108 Нм (коренной) и 67 – 74 (шатунный)
  • головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 127 – 142 Нм + 90°

Заводской мануал содержит более точное описание параметров:

  • ЗМЗ 4063.10 – карбюратор, степень сжатия 8 для эксплуатации на топливе А-76, мощность 110 л. с., крутящий момент 186 Нм, вес 185 кг;
  • ЗМЗ 4061.10 – карбюратор, степень сжатия 8 под бензин А-76, мощность 100 л. с., крутящий момент 177 Нм, вес 185 кг;
  • ЗМЗ 4062.10 – инжектор, степень сжатия 9,3 под топливо АИ-92, мощность 145 л. с., крутящий момент 201 Нм, вес 187 кг.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406ЗМЗ 4063.10Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406ЗМЗ 4062.10 инжектор

Особенности конструкции

Официально двигатель ЗМЗ 406 стал третьим после 24Д и 402 в линейке силовых приводов Заволжского завода. Получил микропроцессорное зажигание, схему газораспределения DOCH с двухступенчатым цепным приводом.

Разработчиками по-прежнему использована рядная схема двигателя с 4 цилиндрами, но распредвалов стало два, они расположены сверху, внутри ГБЦ. Степень сжатия ДВС увеличена проектировщиками завода до 9,3 в базовой версии 4062.10 за счет центрального расположения свечи внутри камеры сгорания.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

Надежность повышена за счет чугунного блока цилиндров без гильз, снижения хода поршня до 86 мм и веса всей группы ШПГ. Шатуны с болтами, коленвал и поршневые кольца сделаны из высокопрочных материалов, поэтому капитальный ремонт требуется реже.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

Натяжители цепи автоматические, двойного действия – предварительный натяг пружиной, во время работы гидравликой. Степень очистки масла увеличена путем установки полнопоточного одноразового фильтра. Для навесного оборудования предусмотрен отдельный клиноременный привод. Прошивка ЭБУ соответствует версиям СОАТЭ, ИТЭЛМА VS5.6, МИКАС 5.4 или 7.1

Перечень модификаций ДВС

Изначально мотор проектировался инжекторным, поэтому версия 4062.10 считается базовой. Необходимость в карбюраторных модификациях 4061.10 и 4063.10 возникла позже.

Их устанавливали на Газель, поэтому сохранив объемы камер сгорания, нужно было снизить эксплуатационные расходы владельца.

Для этого руководство ЗМЗ снизило степень сжатия, чтобы перевести моторы на более дешевое топливо А-76.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

С моторами 4061 и 4063 произведена обратная модернизация:

  • снижена мощность и крутящий момент;
  • обороты ХХ стали 750 мин-1 вместо 800 мин-1;
  • максимальный крутящий момент достигается на 3500 оборотах, а не на 4000.

Все остальное навесное расположено на тех же местах без изменений. Часть деталей взаимозаменяемая, за исключением ГБЦ и поршневой.

Плюсы и минусы

Отрицательной особенностью силового привода ЗМЗ 406 является низкое качество литья и неудачные технические решения:

  • высокий расход масла вследствие недоработанной конструкции колец;
  • низкий ресурс ГРМ привода из-за натяжителя, разборной блок-звезды и громоздкой конструкции в целом.

Расход топлива высокий, но это характерно для большинства моторов грузовиков.

Зато снижены вибрации, головка блока цилиндров не откручивается при эксплуатации, прокладку не нужно постоянно менять, а гайки протягивать. Ремонтопригодность всех узлов высокая, сама конструкция надежная и простая. Пользователь избавлен от необходимости через каждые 20000 пробега регулировать зазоры клапанов.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

Список моделей авто, в которых устанавливался

Поскольку мотор ЗМЗ 406 имеет три версии, каждая из них использовалась на конкретных моделях авто производителя ГАЗ:

  • ЗМЗ 4062.10 – ГАЗ 31054 комплектации Люкс; ГАЗ 3102 (1996 – 2008 г.);
  • ЗМЗ 4061.10 – ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221;
  • ЗМЗ 4063.10 – ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221, 32213, 322132, 32214, СемАР 3234, Рута, Богдан и Дельфин.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

В первом случае характеристики двигателя подходили для городского цикла представительских автомобилей чиновников и правительства. Карбюраторные модификации снижали эксплуатационный бюджет Газелей фургонов, грузопассажирских авто и грузовиков.

Регламент обслуживания ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с

Согласно требованиям производителя, обслуживается двигатель ЗМЗ 406 в следующем порядке:

  • осмотр цепи ГРМ через 30000 пробега, замена через 100000 км;
  • замена масла и фильтра после 10000 км;
  • замена ОЖ примерно раз в два года или 30000 пробега;
  • подзарядка аккумулятора каждую осень, замена после 50000 км;
  • свечи зажигания хватают на 60000 пробега;
  • фильтр топливный приходит в негодность после 30000 км, воздушный – 20000 км;
  • катушки зажигания выходят из строя после 50000 пробега.

Ремонт ЗМЗ 406

Производитель рекомендует использовать для движков качественную смазку, чтобы исправно работали гидрокомпенсаторы и маслонасос. Изначально система охлаждения имеет слабые места – радиатор и термостат.

Все навесное оборудование высокоресурсное, за исключением помпы, полимерный ротор которой служит около 30000 км.

Из-за большого веса мотора своими руками произвести капремонт очень сложно в гараже без тельфера.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В силу конструкционных особенностей мотор ЗМЗ 406 гнет клапана только при перескакивании цепи. Причем, повреждаются они друг о друга (впускные и выпускные при одновременном подъеме), а не о поршни. При обрыве цепи такой неприятности не случится.

Поскольку устройство ДВС частично скопировано с СААБ, а частично сохранена конструкция ЗМЗ 402, для него характерны неисправности:

Высокие обороты ХХ 1)поломка датчиков
2)нет контакта регулятора ХХ
3)порваны шланги картерной вентиляции
1)замена датчиков
2)восстановление контакта
3)замена шлангов
Отказ цилиндра 1)неисправность ЭБУ

  1. 2)выход из строя катушки
  2. 3)пробой наконечника свечи
  3. 4)поломка форсунки
1)замена блока управления

  • 2)ремонт катушки
  • 3)замена наконечника
  • 4)ремонт/замена форсунки
Неустойчивая работа ДВС 1)подсос воздуха
2)вода в топливном баке
1)восстановление герметичности, замена прокладок
2)слив бензина, просушивание бака
Мотор не запускается 1)выход из строя системы зажигания
2)нарушена подача топлива
1)замена катушки, контакта
2)замена фильтра, клапана редукционного, регулировка фаз, замена топливного насоса
Читайте также:  Двигатель автомобиля что где находится

Из-за большого диаметра поршней блок и ГБЦ чувствительны к перегреву, поэтому контролировать уровень рабочих жидкостей следует регулярно (масла и антифриза).

Варианты тюнинга мотора

Изначально двигатель ЗМЗ 406 позволяет увеличить мощность собственными силами до 200 – 250 л. с. Для этого используется механический тюнинг:

  • установка фильтра нулевого сопротивления;
  • снижение температуры воздуха во впускном тракте;
  • замена штатного карбюратора К-16Д Солексом (необходима регулировка винтами качества/количества).

Тюнинг ЗМЗ 406

Для микроавтобусов и грузовиков Газель тюнинг турбонаддувом малоэффективен, поскольку снижается эксплуатационный ресурс ДС и резко увеличивается расход топлива.

Таким образом, инжекторная модификация ЗМЗ 4062.10 и карбюраторные версии 4061.10, 4063.10 разработаны на основе шведского движка серии Н для грузовиков и представительского класса авто. Допускается тюнинг, прежде всего, для увеличения крутящего момента.

Это интересно:  Пару слов о газовых форсунках

Двигатель ЗМЗ-406

ЗМЗ-406 — линейка рядных 4-цилиндровых 16-клапанных бензиновых автомобильных двигателей внутреннего сгорания производства ОАО «Заволжский моторный завод». Двигатель ЗМЗ-406 первоначально проектировался для установки на перспективную модель ГАЗ-3105. Первые прототипы двигателя появились в 1993 году, начало мелкосерийной сборки в 1996 году, выход на главный конвейер в 1997 году.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406

Технические характеристики

Производство ЗМЗ
Марка двигателя ЗМЗ-406
Годы выпуска 1997-2008
Материал блока цилиндров чугун
Система питания инжектор/карбюратор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 86
Диаметр цилиндра, мм 92
Степень сжатия 9.3
8*
Объем двигателя, куб.см 2286
Мощность двигателя, л.с./об.мин 100/4500*
110/4500**
145/5200
Крутящий момент, Нм/об.мин 177/3500*
186/3500**
201/4000
Топливо 92
76*
Экологические нормы Евро 3
Вес двигателя, кг 185*
185**
187
Расход топлива, л/100 км
— город
— трасса
— смешан.
13.5

Расход масла, гр./1000 км до 100
Масло в двигатель 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40 / 20W-40
Сколько масла в двигателе 6
При замене лить, л 5.4
Замена масла проводится, км 7000
Рабочая температура двигателя, град. ~90
Ресурс двигателя, тыс. км
— по данным завода
— на практике
150
200+

* — для двигателя ЗМЗ 4061.10 ** — для двигателя ЗМЗ 4063.10

Модификации ДВС 3M3-406

  • 3M3-4062.10 – инжекторный мотор под бензин АИ-92. Обладает степенью сжатия – 9,3. Мощность – 150 л.с. Для легковых автомобилей и микроавтобусов ГАЗ 31054 комплектации Люкс; ГАЗ 3102 (1996 – 2008 гг).
  • 3M3-40621.10 – модификация двигателя 3M3-4062.10, соответствующая экологическому стандарту «Евро-2».
  • 3M3-4063.10 – карбюраторный вариант мотора, предназначенный для установки на лёгкие коммерческие грузовики и микроавтобусы ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221, 32213, 322132, 32214, СемАР 3234, Рута, Богдан и Дельфин. Снижена до 8 степень сжатия под бензин А-76. Мощность – 110 л.с.
  • 3M3-4061.10 – карбюраторный двигатель для лёгкого коммерческого транспорта ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221. Снижена до 8 степень сжатия под бензин А-76. Мощность — 100 л.с.

Распространенные неисправности и эксплуатация

  • Чаще всего владельцы жалуются на капризные карбюраторные версии;
  • Низкой надежностью обладает цепь ГРМ (при обрыве клапана не гнет);
  • Много проблем доставляет система зажигания, чаще всего — катушки;
  • Гидрокомпенсаторы обычно служат не более 50 000 км, а затем начинают стучать;
  • Быстро залегают маслосъемные кольца и начинается масложор.

Карбюраторный 406-й мотор менее экономичен из-за невозможности точной регулировки подачи бензина. Более точно отрегулировать количество топлива практически невозможно, что отражается на показателях мощности и расхода горючего.

Инжектор заметно превосходит карбюраторный аналог по надежности, экономичности и мощности. Одним из основных положительных качеств инжекторов можно отметить отсутствие необходимости производить обязательные регулировки мотора. Система питания здесь не подвержена засорению, жиклеры отсутствуют, топливо в точном количестве поступает непосредственно в цилиндры.

Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406Двигатели модели ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 (вид слева):1 — сливная пробка; 2 — масляный картер; 3 — выпускной коллектор; 4 — кронштейн опоры двигателя; 5 — кран слива охлаждающей жидкости; 6 — водяной насос; 7 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 8 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 — датчик температурного состояния двигателя; 10 — корпус термостата; 11 — датчик аварийного давления масла; 12 — датчик указателя давления масла; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — катушка зажигания.
Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406Двигатели модели ЗМЗ-4061.10 и 4063.10 (вид справа):1 — диск синхронизации; 2 — датчик синхронизации; 3 — масляный фильтр; 4 — стартер; 5 — датчик детонации; 6 — трубка слива охлаждающей жидкости из отопителя; 7 — впускная труба; 8 — гидронатяжитель цепи; 9 — генератор; 10 — ремень генератора; 11 — шкив водяного насоса; 12 — натяжной ролик; 13 — бензонасос.
Внешняя скоростная характеристика двигателя змз 406Поперечный разрез ЗМЗ-4061.10 и 4063.10:1 — масляный картер; 2 — приемник масляного насоса; 3 — масляный насос; 4 — привод масляного насоса; 5 — шестерня промежуточного вала; 6 — блок цилиндров; 7 — впускная труба; 8 — патрубки вентиляции; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — впускной клапан; 11 — крышка клапанов; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — указатель (щуп) уровня масла; 14 — гидротолкатель клапана; 15 — наружная пружина клапана; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — выпускной клапан; 18 — головка блока цилиндров; 19 — выпускной коллектор; 20 — поршень; 21 — поршневой палец; 22 — шатун; 23 — коленчатый вал; 24 — крышка шатуна; 25 — крышка коренного подшипника; 26 — сливная пробка; 27 — корпус толкателя; 28 — направляющая втулка; 29 — корпус компенсатора; 30 — стопорное кольцо; 31 — поршень компенсатора; 32 — шариковый клапан; 33 — пружина шарикового клапана; 34 — корпус шарикового клапана; 35 — разжимная пружина.

Вам «брутто», или «нетто» ? Сколько «лошадей» в ЗМЗ-406

О различных способах определения максимальной мощности двигателей и том, в какое заблуждение можно впасть, если слишком буквально воспринимать её указанные в различных источниках значения, на примере моторов семейства ЗМЗ-406.

Правильный ответ на второй из вынесенных в заголовок статьи вопросов: на самом деле у двигателя нет одной-единственной «настоящей» мощности — существует целый ряд величин максимальной мощности одного и того же мотора, определённых по методике того или иного стандарта (национального, международного, отраслевого, фирменного и т.п.). Подробнее — см. далее.Правильный ответ на второй из вынесенных в заголовок статьи вопросов: на самом деле у двигателя нет одной-единственной «настоящей» мощности — существует целый ряд величин максимальной мощности одного и того же мотора, определённых по методике того или иного стандарта (национального, международного, отраслевого, фирменного и т.п.). Подробнее — см. далее.

С двигателем ЗМЗ-406 связан кажущийся на первый взгляд курьёзным эпизод, когда его указываемая производителем мощность составляла сначала 150 или 145 л.с.

, а затем с годами последовательно уменьшалась, пока не «стабилизировалась» вокруг отметки около 130 л.с. У таких метаморфоз числа, указанного в технической характеристике мотора, были вполне объективные причины.

Называются они «разные способы и методики определения мощности двигателя».

Как происходит определение максимальной мощности двигателя. Фактически при этом измеряется развиваемый им крутящий момент и число оборотов, а мощность определяется по формуле. Раньше такие обкаточно-испытательные стенды были на любом крупном предприятии, занимавшемся ремонтом двигателей.Как происходит определение максимальной мощности двигателя. Фактически при этом измеряется развиваемый им крутящий момент и число оборотов, а мощность определяется по формуле. Раньше такие обкаточно-испытательные стенды были на любом крупном предприятии, занимавшемся ремонтом двигателей.

Для начала, в виде справки — абсолютно во всех официальных характеристиках всех автомобилей, вне зависимости от времени и места их производства, всегда указывается мощность самого двигателя, «снятая» с его маховика.

И да, именно максимальная мощность, она же — мощность при полной нагрузке (а есть ещё мощности одного и того же двигателя при частичных нагрузках, при разном числе рабочих оборотов, отличающемся от оборотов максимальной мощности).

Мощность «с колёс» определяют в основном спортсмены и любители тюнинга, и в официальных документах она практически не фигурирует, а средством точного определения мощности двигателя колёсный стенд не является.

Далее, существуют различные способы определения максимальной мощности двигателя (на маховике), а также конкретные методики её определения тем или иным способом, описанные различными стандартами; все они по сути сводятся к одному из двух вариантов:

  • Без учёта потерь на привод навесных агрегатов («брутто»)
Читайте также:  Вентилятор системы охлаждения двигателя ваз схема

При определении мощности этим способом двигатель испытывается без выпускной системы и навесного оборудования — «помпы» системы охлаждения, вентилятора, генератора, насоса ГУРа, и так далее; а если это невозможно без потери работоспособности двигателя — потери на его привод определяются отдельно и прибавляются к полученной в результате испытаний мощности двигателя. Конкретный перечень допустимого при испытаниях навесного оборудования определяется конкретной методикой. Охлаждение двигателя при таких испытаниях осуществляется от внешнего циркуляционного насоса. Топливную аппаратуру при этом часто допускается «подкручивать» до оптимальных мощностных параметров (в ущерб экономичности и экологичности), а опережение зажигания — настраивается на оптимальные углы, также отличающиеся от штатных заводских установок (как правило скорректированных в пользу экологических стандартов и иных задач). В общем — делается всё, чтобы двигатель показал абсолютный максимум того, на что он способен.

При таком способе определения получается так называемая мощность «брутто«, она же — лабораторная или стендовая мощность.

Именно так определялась при сертификации мощность двигателей отечественных автомобилей, выпущенных до начала 2000-х годов (включая и ЗМЗ-406) — «брутто» по ГОСТ 14846 (старой редакции от 1981 года; ныне действующая — от 2020).

И именно мощность «брутто» по ГОСТ указана в паспортах транспортных средств (ПТС) автомобилей, выпущенных в СССР и России примерно до 2000 года.Эта традиция шла ещё с довоенных лет и, видимо, была позаимствована из практики американского автомобилестроения.

Методика определения мощности «брутто» по ГОСТ приведена в книге 1978 года «Тягово-скоростные качества автомобилей» (отрывок):

… Испытанию подвергают приработанный двигатель, в комплекте оборудования которого вентилятор системы охлаждения и глушитель шума выпуска отсутствуют. Следовательно, в полученных таким методом характеристиках двигателей не учтены потери мощности в глушителе и на привод вентилятора, которые будут иметь место в работе двигателя, установленного на автомобиле …

Именно определённая по данной методике максимальная мощность — 150 л.с. — и была указана во многих справочниках для ЗМЗ-4062.

10 самого раннего выпуска, ставившегося на некоторые автомобили «Волга» ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110 (фактически таких моторов было выпущено очень мало, но в инструкции эти цифры попасть успели).

Впоследствии степень сжатия этого мотора снизили с 9,5 до 9,3 для уверенной работы на бензине АИ-91 (был и такой) — при этом из мотора «убежало» пять «лошадей» — сталось 145 л.с. «брутто».

  • С учётом потерь на привод навесных агрегатов («нетто»)

При этом способе определения мощности двигатель испытывается в том виде, в котором он стоит на автомобиле: при заводских настройках всех систем, со всем положенным навесным оборудованием, воздушным фильтром и штатной выпускной системой.

При таком способе получается так называемая мощность «нетто«, и, разумеется, её величина всегда оказывается существенно меньше, чем мощность «брутто» — в среднем примерно на 15…

20% (но всё равно заметно больше значения мощности, полученного на колёсах автомобиля, в который установлен тот же самый двигатель, так как не учитывает потери в трансмиссии).

После того, как в Россию хлынул поток иномарок, у которых мощность двигателя указывалась в характеристиках как правило именно «нетто» (например, для немецких машин — «нетто» по стандарту DIN), неразбериха с цифрами мощности в документах стала вызывать вопросы — особенно в учётом того, что по мощности в России рассчитывается транспортный налог. Поэтому с 1999 года Госстандарт России (ныне Росстандарт), заведующий в числе прочего процессом сертификации автомобилей, решил навести в этом вопросе порядок и потребовал от производителей указывать в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС) только мощность «нетто», в соответствии с Правилом ЕЭК ООН №85.

Этому требованию подчинился и ГАЗ, так что в документах автомобилей, выпущенных примерно начиная с 2000 года, должна быть указана уже максимальная мощность «нетто» — в случае впрыскового 406-го мотора это как правило 130 или 131 л.с. (в зависимости от модификации).

При этом в других, менее официальных, местах (например — в руководстве по эксплуатации или литературе по ремонту) для того же самого мотора может быть указана и мощность «брутто».

Более того, ЗМЗ до сих пор в своей внутренней документации и даже рекламных материалах использует значения мощности и крутящего момента «брутто»:

Из официального буклета ЗМЗ с информацией по выпускаемым им двигателям.Из официального буклета ЗМЗ с информацией по выпускаемым им двигателям.

Ссылка на буклет на сайте ЗМЗ

В общем — при указании значения мощности всегда должно уточняться, как минимум, идёт ли речь о мощности «нетто» или «брутто», иначе смысла в приводимых цифрах не так уж и много. Желательно же вообще указание того, по какому конкретно стандарту было проведено её определение.

Считать мощность “брутто” завышенной, или, наоборот, мощность “нетто” заниженной – вопрос философский. Важно понимать, что обе цифры являются объективными и повторяемыми при повторных испытаниях по соответствующей методике.

Проблемы начинаются только тогда, когда начинают вперемешку указывать или сравнивать друг с другом результаты, полученные разными способами: напрямую сравнивать мощность «брутто» и «нетто» — это примерно такая же грубая ошибка, как сравнивать скорость в милях и километрах в час.

Фактическая же мощность, развиваемая двигателем, остаётся одной и той же; меняется лишь тот способ, при помощи которого она определяется при сертификационных испытаниях.

Вообще, любая мощность – теоретическая характеристика, которая не измеряется, а рассчитывается на основе других; спорить какая именно мощность “более настоящая” – немного так глупо.

А на то, как автомобиль ведёт себя при разгоне, вообще влияет целый комплекс взаимодействующих друг с другом факторов, включающий мощность его мотора в различных режимах работы (а далеко не только максимальную), его «приемистость» (способность набирать обороты под нагрузкой), передаточные числа и к.п.д.

трансмиссии, свойства резины и дорожного покрытия, и т.д. и т.п. Сводить всё это к одной лишь цифре (в том числе и «колёсной» мощности) — довольно-таки наивно.

Итак, теперь мы можем осознанно ответить на вопрос о том, какова же мощность двигателей семейства ЗМЗ-406 различных модификаций, и почему приведённые в различной литературе цифры различаются:

ЗМЗ-4062.10 ранней модификации со степенью сжатия 9,5:

  • Максимальная мощность «брутто»150 л.с.
  • Максимальная мощность «нетто» — не указывалась.

ЗМЗ-4062.10 наиболее массовой модификации (т.н. «Евро-0»):

  • Максимальная мощность «брутто»145 л.с.
  • Максимальная мощность «нетто»130,6 л.с. (или округлённо 131 л.с.)

ЗМЗ-40621.10 экологического стандарта «Евро-2»:

  • Максимальная мощность «брутто»144 л.с.
  • Максимальная мощность «нетто»130 л.с.

ЗМЗ-4063.10 (карбюраторный для «ГАЗели» и «Соболя»):

  • Максимальная мощность «брутто»110 л.с.
  • Максимальная мощность «нетто»98 л.с.

Абсолютно то же самое касается и моторов ЗМЗ-405, ЗМЗ-409, и так далее. Например, для ЗМЗ-40904.10 экологического стандарта «Евро-3»:

  • Максимальная мощность «брутто»142,8 л.с.
  • Максимальная мощность «нетто»128 л.с.

Ульяновский моторный завод во всей документации приводит оба значения. Например, для мотора УМЗ-4216 экологического стандарта Евро-3:

  • Мощность «брутто» по ГОСТ 14846-81 — 123 л.с.
  • Мощность «нетто» по тому же стандарту — 106,8 л.с. (107 л.с.)

Что касается вопроса о мнимом «завышении» мощности двигателя заводом-изготовителем — то он является чистой воды недоразумением. Мощность ЗМЗ-406 раннего выпуска указывалась по тому же стандарту, что и для других моторов отечественного производства тех лет.

Если бы завод не экономил бумагу и в руководстве по эксплуатации с самого начала опубликовал был все эти цифры именно в таком виде — никаких вопросов у потребителя к нему бы не возникло.

Но сделано это было только в небольшой заметке в старом журнале «За рулём» (№5 за 2001 года), наткнуться на которую можно лишь случайно.

Кроме того, существуют отличия в мощности различных модификаций одного и того же мотора (например, возникающие при адаптации его под моторный отсек конкретной модели), но они обычно настолько незначительны, что из-за них никто не затрудняет себя повторной сертификацией мотора. Разумеется, в процессе производства возникает и некоторый разброс в максимальной мощности между конкретными экземплярами двигателей, но для исправных моторов он не должен превышать нескольких процентов.

Стоит отметить, что в инженерной практике обычно говорят не о единственном значении мощности, а о внешней скоростной характеристике двигателя (ВСХ), которая представляет собой график с кривыми максимальных значений мощности и момента при различном числе оборотов. И вот он действительно достаточно хорошо характеризует возможности двигателя, в отличие от пиковых значений:

Читайте также:  Глохнет двигатель на холодную opel

Внешняя скоростная характеристика (брутто) для ЗМЗ-4062.10 ранней модификации.Внешняя скоростная характеристика (брутто) для ЗМЗ-4062.10 ранней модификации.

В настоящее время существует сложившаяся практика, согласно которой при предоставлении в органы МРЭО ГИБДД информации, подтверждающей, что мощность двигателя «нетто» ниже, чем указанная в ПТС мощность «брутто» — например, официального письма от завода-изготовителя — в документы автомобиля вносится исправление, для владельца означающее небольшую, но приятную скидку к величине транспортного налога. Однако, работает эта схема не всегда и не везде.

В качестве заключения стоит отметить, что данная проблема не является уникальной для России. Так, в США до 1971 модельного года в официальных документах также использовалась мощность «брутто» (SAE Gross), но в 1971 для новых автомобилей указывались оба показателя, а с 1972 года — только мощность «нетто» (SAE Net). Что также породило целый пласт путаницы и мифологии.

Но это, как говорится, уже совсем другая история — о ней в отдельной статье

Литература:

  • Двигатели автомобиля ГАЗ-3110 «Волга». Москва, «Колесо», 1999 год.
  • Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей «Волга» ГАЗ-31105. Москва, 2005 год.
  • Модельный ряд выпускаемых двигателей ЗМЗ (буклет).
  • «За рулём», №6 за 1996 год. Мощнее в полтора раза (статья с приведёнными характеристиками самой ранней версии ЗМЗ-4062.10 со степенью сжатия 9,5).
  • ГОСТ 14846-81. Двигатели автомобильные: Методы стендовых испытаний.
  • Бортницкий П.И., Задорожный В.И. Тягово-скоростные качества автомобилей, 1978 год (в этой книге приведены внешние скоростные характеристики «брутто» для всех основных автомобильных двигателей, выпускавшихся в СССР в конце семидесятых годов).

Двигатель ЗМЗ 406

Модификации: ЗМЗ 4061.10 / 4062.10 / 4063.10 Бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, инжекторный двигатель ЗМЗ-406 и его модификации, серийно выпускаются в промышленном производстве ОАО «ЗМЗ» с 1996 года. В том числе базовые детали к нему (блок цилиндров, головка блока цилиндров). Это современный, скоростной двигатель, получивший широкое применение на отечественных автомобилях.

Мощный, обеспечива­ет высокие разгонные и скоростные характеристики. Имеет чугунный блок цилиндров, 4-клапанную систему газораспре­деления на цилиндр, диафрагменное сцепление. Двигатель требует профессионального обслуживания в связи со сложной системой подачи топлива и электронной системой управ­ления. Предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса.

Производство ЗМЗ
Марка двигателя ЗМЗ-406
Годы выпуска 1997-2008
Материал блока цилиндров чугун
Система питания инжектор/карбюратор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 86
Диаметр цилиндра, мм 92
Степень сжатия 9.3 8*
Объем двигателя, куб.см 2286
Мощность двигателя, л.с./об.мин 100/4500*
110/4500**
145/5200
Крутящий момент, Нм/об.мин 177/3500*186/3500**201/4000 
Топливо 9276* 
Экологические нормы Евро 3
Вес двигателя, кг 185*185**187
Расход  топлива, л/100 км  — город  — трасса — смешан. 13.5 ——
Расход масла, гр./1000 км до 100
Масло в двигатель 5W-305W-4010W-3010W-4015W-4020W-40
Сколько масла в двигателе 6
При замене лить, л 5.4
Замена масла проводится, км 7000
Рабочая температура двигателя, град. ~90
Ресурс двигателя, тыс. км  — по данным завода — на практике 150200+
Тюнинг  — потенциал — без потери ресурса 600+до 200
Двигатель устанавливался ГАЗ 3102
ГАЗ 31029
ГАЗ 3110
ГАЗ 31105
ГАЗ Газель
ГАЗ Соболь

* — для двигателя ЗМЗ 4061.10
** — для двигателя ЗМЗ 4063.10 Двигатель ЗМЗ-406 преемник классического ЗМЗ-402, абсолютно новый мотор (пусть и сделан с оглядкой на Saab B-234), в новом чугунном блоке, с верхним расположением распредвалов, последних теперь два и, соответственно, мотор 16 клапанный. На 406-м появились гидрокомпенсаторы и возня с постоянной регулировкой клапанов вам не грозит. В приводе ГРМ используется цепь, которая требует замены раз в 100.000 км, на деле же, ходит более 200тыс., а иногда и до 100 не доезжает, поэтому раз в 50 тыс км нужно контролировать состояние цепи, успокоителей и гидронатяжителей, натяжители, обычно, очень низкого качества. Несмотря на то, что мотор простой, без изменяемых фаз газораспределения и прочих современных технологий, для ГАЗа, это большой прогресс, по отношению к 402-му движку. 1. Гидронатяжители цепи ГРМ. Он имеет свойство заклинивать, вследствии чего не обеспечивается отсутствие колебаний, возникает шум цепи, с последующим разрушением башмака, перескакиванием цепи, возможно даже ее разрушение. В данном случае у ЗМЗ-406 есть преимущество, он не гнет клапана. 2. Перегрев ЗМЗ-406. Нередкая проблема, обычно виноват термостат и забитый радиатор, проверьте еще количество охлаждающей жидкости, если все в порядке, тогда ищите воздушные пробки в системе охлаждения. 3. Высокий расход масла. Обычно дело в маслосъемных кольцах и сальниках клапанов. Вторая причина это лабиринтный маслоотражатель с резиновыми трубками для маслоотвода, если между крышкой клапанов и пластиной лабиринта есть щель, то здесь и уходит масло. Крышка снимается, промазывается герметиком и проблем нет. 4. Провалы тяги, неравномерный ХХ, все это умирающие катушки зажигания. На ЗМЗ-406 это нередкость, меняйте и мотор полетит. 5. Стук в двигателе. Обычно в 406-ом стучат гидрокомпенсаторы и просятся на замену, ходят они, примерно, 50.000 км. Если же не они, тогда вариантов масса, от поршневых пальцев, до поршней, шатунных вкладышей и т.д., вскрытие покажет. 6. Двигатель троит. Смотрите свечи, катушки, меряйте компрессию. 7. ЗМЗ 406 глохнет. Дело, чаще всего, в ВВ проводах, датчике коленвала или РХХ, проверяйте. Кроме того, постоянно глючат датчики, электроника низкого качества, случаются проблемы с бензонасосом, да и в общем, низкое качество сборки, характерное для российских моторов, не обошло и 406 двигатель. Несмотря на это, ЗМЗ 406 это гигантский шаг вперед, по сравнению с ЗМЗ-402, конструкции середины 50-тых, мотор стал более современным, ресурс никуда не делся и по прежнему, при адекватном обслуживании, своевременном замене масла и спокойной манере вождения, может превысить 300 тыс.км. В 2000 году, на базе ЗМЗ-406 был разработан двигатель ЗМЗ-405, а попозже появился 2.7 литровый ЗМЗ-409, о нем отдельная статья. 1. ЗМЗ 4061.10 — карбюраторный двигатель, СЖ 8 под 76-й бензин. Используется на Газелях. 2. ЗМЗ 4062.10 — инжекторный двигатель. Основная модификация, используется на Волгах и Газелях. 3. ЗМЗ 4063.10 — карбюраторный двигатель, СЖ 9.3 под 92-й бензин. Используется на Газелях.

Первый вариант увеличения мощности двигателя, по традиции, атмосферный, а значит ставить будем валы. Начнем со впуска, ставим забор холодного воздуха, ресивер большего объема, распиливаем ГБЦ, дорабатываем камеры сгорания, увеличиваем диаметр каналов, шлифуем, ставим соответствующие, облегченные Т-образные, клапаны, пружины 21083 (для злых вариантов от BMW), валы (например ОКБ Двигатель 38/38). Крутить штатную, тракторную поршневую нет смысла, поэтому покупаем кованые поршни, легкие шатуны, облегченный коленвал, балансируем. Выхлоп на 63 мм трубе, прямоточный и все это настраиваем онлайн. Мощность на выходе ориентировочно до 200 л.с., а характер мотора получит ярко-выраженный спортивный оттенок.

Если же 200 л.с. для вас детские забавы и хочется реального огня, тогда наддув это ваш путь. Чтоб мотор нормально переносил высокое давление, мы поставим усиленную кованую поршневую группу под низкую СЖ ~8, в остальном конфигурация аналогична атмосферному варианту. Турбина Garrett 28, коллектор под нее, пайпинги, интеркулер, форсунки 630сс, выхлоп 76мм, ДАД+ДТВ, настройка на Январе. На выходе имеем около 300-350 л.с.
Можно поменять форсунки на более производительные (от 800сс), ставить Garrett 35 и дуть пока мотор не развалится, таким образом можно выдуть 400 и более л.с.

Что касается компрессора, все аналогично турбированию, но вместо турбины, коллекторов, пайпов, интеркулера, мы ставим компрессор (например Eaton M90), настраиваемся и едем. Мощность компрессорных вариантов ниже, но мотор беспровальный и тянет с низов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector