Датчики вентилятора работа двигателя

Вентилятор радиатора представляет собой предельно простое устройство, которое по сравнению, например, с обычным феном, похоже на примитивный деревянный вентилятор.

Датчики вентилятора работа двигателя

Несмотря на это, вентилятор радиатора любит ломаться, и любой такой отказ грозит перегревом силового агрегата. Чтобы свести к минимуму риск возникновения каких-либо проблем с работой вентилятора и ограничить его работу только моментами, когда это действительно необходимо, необходимо позаботится об исправности термовыключателя.

Датчики вентилятора работа двигателя

Основные функции датчика вентилятора радиатора

Вентилятор радиатора – это одно из основных устройств, которое защищает двигатель от перегрева не только в жаркие дни, но и во время тяжелой езды в пробках или продолжительного холостого хода.

  • О его работе свидетельствует характерный шум, исходящий из-под капота автомобиля.
  • Чаще всего он включается при прогретом двигателе, когда не работает радиатор с отводом скопившегося тепла.

Датчики вентилятора работа двигателя

Когда возникает необходимость, запускается вентилятор и охлаждает термически напряженный двигатель в течение нескольких минут, а когда температура стабилизируется на нужном уровне, вентилятор выключается. За эффективную работу этой системы отвечает датчик вентилятора радиатора.

Датчики вентилятора работа двигателя

Термовыключатель, то есть датчик вентилятора, выполняет одну главную и очень ответственную задачу, в нужный момент включить приводной вентилятор. Обычно это время, когда температура охлаждающей жидкости двигателя превышает допустимый уровень.

Датчики вентилятора работа двигателя

Датчик вентилятора радиатора отвечает за предотвращение непрерывной работы вентилятора, когда в этом нет необходимости, например, зимой. Когда охлаждающая жидкость достигает критического уровня температуры, датчик инициирует замыкание электрической цепи и включается двигатель вентилятора.

Датчики вентилятора работа двигателяДатчики вентилятора работа двигателяДатчики вентилятора работа двигателяДатчики вентилятора работа двигателя

Неисправный датчик вентилятора радиатора

Датчик вентилятора радиатора имеет тенденцию к возникновению различного рода поломок. Их эффект может быть, среди прочего, непрерывно, независимо от температуры охлаждающей жидкости, работы вентилятора или полного отказа от включения устройства, несмотря на резкое повышение температуры приводного агрегата.

В такой ситуации ничего не остается, кроме как заменить термовыключатель на новый.

  • Сам вентилятор радиатора также подвержен неисправностям, где, например, может произойти механическое повреждение лопастей или износ подшипников вала вентилятора.
  • Также нередко выходит из строя вискомуфта, о чем обычно свидетельствует довольно сильный шум при работе вентилятора или его вращении со скоростью, равной скорости приводного агрегата.

Как проверить вентилятор радиатора

Установите автомобильный обогреватель на холод и заведите машину. Двигатель должен прогреться до нормальной рабочей температуры.

Дайте силовому агрегату поработать минут пять, следя за указателем температуры (не допускайте перегрева автомобиля). Датчик вентилятора радиатора должен автоматически включить охлаждение, а указатель температуры должен вернуться в нормальное состояние.

Если вентилятор не включается и температура постоянно растет, вероятно, произошла поломка, и вам следует как можно скорее обратиться за помощью к специалисту.

Когда должен включаться вентилятор

Вентилятор радиатора работает только тогда, когда температура охлаждающей жидкости двигателя достигает определенных градусов. Эта жидкость не всегда находится в постоянно работающей части.

Вентилятор должен работать только определенное время, когда автомобиль горячий, а затем останавливается. В случае неисправности устройства автовладельцы могут столкнуться с непрерывной работой. Давайте вкратце разберемся с причинами проблемы.

Вентилятор радиатора работает постоянно

  • Если вентилятор радиатора работает все время, это может быть вызвано несколькими причинами.
  • Вот основной список этих причин:
  • Переключатель вентилятора радиатора может быть неисправен;
  • Возможная неисправность датчика температуры;
  • Возникновение проблем с электрооборудованием шасси;
  • Электричество может напрямую достигать двигателя вентилятора;
  • Блок управления двигателем может выйти из строя;

Это также может быть вызвано различными деталями и системами в зависимости от марки и модели автомобиля.

Если вентилятор радиатора работает постоянно, решение не принято, и проблемы могут возникнуть, если его продолжать использовать таким образом;

  • Вентилятор может полностью выйти из строя из-за непрерывной работы;
  • Не работает вентилятор, что может вызвать проблемы с перегревом;
  • Возможные проблемы могут привести к разрядке аккумулятора из-за запуска вентилятора при выключенном зажигании автомобиля;
  • Это может вызвать различные проблемы в зависимости от марки и модели автомобиля.

Режимы работы вентилятора радиатора

Когда включается вентилятор радиатора? Вентилятор радиатора имеет два различных режима работы. В то время как первая ступень работает медленно и непрерывно, вторая ступень работает очень быстро и непродолжительное время.

Статус этого уровня может отличаться в зависимости от марки автомобиля, но в целом уровни следующие.

  • Первый режим включается в диапазоне температур 60-70 градусов. Второй режим, начинает действовать в диапазоне 80-95 градусов, быстро понижая температуру охлаждающей жидкости двигателя с очень высокой скоростью. Затем вентилятор возвращается к своему обычному первому циклу,
  • Вентилятор радиатора, работающий на этой высокой скорости, должен измениться в зависимости от температуры двигателя и прекратить работу в диапазоне от 40 секунд до 2 часов.
  • Если у вас есть вентилятор, который работает дольше этого времени или без остановок, или если он работает даже при очень низких температурах двигателя, это свидетельствует о серьёзных проблемах.

Принимая во внимание вышеупомянутые результаты, выход из строя вентилятора радиатора из-за непрерывной работы может быть слишком рискованным, а результаты могут быть очень дорогостоящими. Поэтому проблему нужно решать, не забывая о ней.

Если вентилятор радиатора работает все время, вы можете задать нам все интересующие вас вопросы, например, в чем причина и как ее решить. Чтобы задать вопрос, вы можете отправить свои вопросы, указав марку и модель автомобиля в разделе комментариев ниже. На задаваемые вопросы мы получаем ответы ежедневно.

Фото диагностики и замены датчика включения вентилятора радиатора

    Штрафы МАДИ: инструкция как проверить, обжаловать и оплатить штраф

    Датчик включения вентилятора автомобиля

    Главная › Температура, влажность ›

    23.12.2019

    Распространенная неисправность охлаждающей системы автомобиля — это вышедший из строя вентилятор. Он прекращает функционировать.

    Вследствие чего работающий мотор перегревается, это приводит к серьезным проблемам. В большинстве случаев прибор повреждается, потому что сломался датчик включения-выключения вентилятора (ДВВ).

    Чтобы его заменить, нужно знать, что это такое, где он расположен и как работает.

    Датчики вентилятора работа двигателя

    Типы устройств, для чего служат

    Датчики вентилятора работа двигателя

    Датчик — прибор несложный. Он состоит из пары клемм и биметаллической (латунь-инвар (сплав железа с никелем)) пластинки.

    • Чтоб кулер заработал, на устройство подается электроток.
    • Оно разогревается.
    • Из-за этого пластинка расширяется.
    • Она замыкает контакты.
    • Далее напряжение подается на обмотку возбуждения в моторчике вентилятора.
    • Лопасти кулера начинают крутиться.

    В новейших авто с инжекторными движками за включение датчика отвечает электронный узел, управляющий мотором. Функциями блока являются сбор и обработка данных со всех индикаторов, смонтированных в машине.

    На базе собранной информации электроника выносит решение, должен ли вентилятор включаться.

    В старых машинах с карбюраторными моторами монтируются электромеханические датчики, имеющие шкалу температур срабатывания.

    Исходя из того, какой тип устройства поставлен, изменяется время включения кулера. Выяснить, при каком режиме температур приспособление срабатывает, можно по маркировкам. Они расположены на корпусе устройства.

    Местоположение датчика

    Датчики вентилятора работа двигателя

    О том, где находится датчик включения вентилятора. Чаще всего ДВВ размещаются на боковой части радиатора. На каких-то машинах он монтируется наверху, на иных — по центру прибора. На некоторых моделях ДВВ располагаются вблизи термостата. Изредка они находятся в блоке цилиндров.

    Читайте также:  В какую сторону должен крутиться вентилятор охлаждения двигателя

    Определить его нетрудно. Приспособление походит на большую гайку из латуни. К ней подсоединяются 2–3 электрокабеля.

    Когда заменяется датчик подключения вентилятора, нужно учесть один момент. Чем меньше температура включения устройства, тем ниже оно смонтировано по отношению к уровню охлаждающего вещества. Цифры, при которых происходит включение нижних датчиков, не превышают +85º. Температура датчиков, которые устанавливают по центру радиатора, составляет +90–95º.

    Проверка прибора

    Если есть подозрения, что ДВВ вышел из строя, сначала проверяется электросеть, его питающая. Когда целостность предохранителей, кабелей не нарушена, определяется функциональность самого прибора. Как проверить датчик включения вентилятора:

    Датчики вентилятора работа двигателя

    • Если мотор инжекторный. Провода устройства отсоединяются от клемм. Затем включается мотор. Электронный блок управления, обнаружив отсутствие термодатчика, должен спустя несколько секунд запустить вентилятор. Если это произошло, то кулер не работал из-за ДВВ, который передает некорректные данные.
    • Если стоит карбюраторный движок. Кабели устройства отсоединяются от контактов. Далее включается мотор. Затем клеммы замыкаются. Если вентилятор при этом заработал, то индикатор подключения кулера поврежден.

    Датчики вентилятора работа двигателя

    Чтобы окончательно определить, что прибор вышел из строя, его нужно демонтировать с авто. Затем:

    • Взять любой подходящий резервуар, куда налить воду. Опустить в него ДВВ. Затем положить туда же термометр, он будет контролировать температуру.
    • После этого взять тестер, включить его на прозвонку (проверку сопротивления). Подсоединить выводы мультиметра к контактам приспособления.
    • Поставить тазик на газовую плиту для нагрева воды.
    • При этом нужно следить за температурой жидкости по термометру. Пока вода холодная, мультиметр будет показывать бесконечное или близкое к этому сопротивление. Когда жидкость нагреется до температур включения ДВВ, и он заработает, сопротивление существенно упадет.
    • Тут необходимо отследить температуру воды. Цифра и будет показателем исправности устройства.
    • Если всего этого не произошло — прибор неисправен.

    Датчик вентилятора охлаждения не ремонтируется. Если он полностью либо частично вышел из строя, его нужно сменить.

    Установка нового приспособления

    Датчики вентилятора работа двигателя

    Операция происходит немного по-разному, исходя из модели, марки машины. Но принципиально ее этапы не отличаются. Замена датчика включения вентилятора в большинстве случаев происходит так:

    • Сначала из радиатора извлекается охлаждающая жидкость. Это делается потому, что ДВВ установлен так, что после его демонтажа вещество выливается через отверстие.
    • Далее от приспособления отсоединяются питающие провода.
    • После этого гаечным ключом откручивается само устройство.
    • Затем прибор меняется на новый. Для этого он монтируется на то место, где по инструкции располагается датчик.
    • В последнюю очередь охлаждающая жидкость сливается обратно в радиатор. К ДВВ подсоединяются провода.

    После того, как владелец авто поменял датчик, он должен проверить работоспособность прибора. Контролируя при этом температуру жидкости и следя за тем, заработает ли кулер. Если вентилятор закрутится, следовательно, устройство исправно.

    Заключение

    Датчик, включающий вентилятор — важный элемент охладительной системы мотора авто. Когда он выходит из строя, кулер перестает функционировать и двигатель перегревается. Это чревато его поломкой. В г. Москва, как и в других городах России, датчик можно проверить, поменять, если он сломался, на станциях техобслуживания. Также это можно сделать самостоятельно.

    Видео по теме

    Датчик включения вентилятора автомобиля Ссылка на основную публикацию Датчики вентилятора работа двигателя Датчики вентилятора работа двигателя

    По какому принципу работает датчик включения вентилятора и как правильно проверить его на наличие неисправностей?

    Двигатель автомобиля преобразует в полезную работу лишь часть энергии сгорания топлива. Значительный процент уходит на разогрев корпуса агрегата, который требуется охлаждать. Надежность функционирования системы охлаждения напрямую зависит от исправности проводки и датчика включения вентилятора.

    Датчик включения вентилятора предназначен для выполнения функций:

    • активации крыльчатки вентилятора при достижении определенной температуры;
    • регулировки частоты вращения вентилятора при охлаждении (не на всех автомобилях);
    • выключения вентилятора, что предохраняет силовой агрегат от переохлаждения.

    Где находится датчик и как он работает?

    Датчики включения вентилятора располагаются на элементах системы охлаждения. Точка установки размещена на пути потока жидкости, подаваемого из рубашки двигателя в радиатор. Это связано с тем, что жидкость в этой магистрали будет иметь наивысшую температуру.

    Датчики вентилятора работа двигателяДатчик автомобиля ВАЗ, установленный в нижней части радиатора

    Возможные места установки:

    • корпус термостата вне клапана;
    • головка блока цилиндров;
    • нижний патрубок радиатора;
    • боковая часть радиатора.

    На некоторых автомобилях датчик совмещен с термометром охлаждающей жидкости. Включение вентиляторов выполняется блоком управления по данным о температуре.

    При этом на радиаторе имеется дополнительный датчик, применяемый для работы климат-контроля или кондиционера. Срабатывание любого из устройств включает оба вентилятора (на радиаторах двигателя и кондиционера).

    Подобное решение встречается на японских автомобилях.

    На автомобилях могут применяться два датчика включения вентилятора, стоящие на входе и выходе патрубков из радиатора. Подобная схема позволяет поддерживать температуру в узком диапазоне.

    Разновидности

    На автомобилях для включения вентилятора применяются следующие типы датчиков:

    • биметаллический;
    • восковый;
    • терморезисторный;
    • датчик, работающий на разрыв или на замыкание цепи.

    Первые два типа датчиков имеют электромеханическую схему работы и могут быть двух разновидностей:

    • односкоростной, оснащенный единой контактной группой, управляющей вентилятором в одном диапазоне температур;
    • двухскоростной, оборудован парой контактных групп, настроенных на работу при различных диапазонах температур.

    Независимо от типа, датчики представляют собой металлический корпус, оснащенный резьбой. В качестве материала корпуса применяются цветные металлы на основе меди (бронза или латунь), обеспечивающие повышенную теплопроводность. На корпусе имеется шестигранник под ключ, служащий для установки детали. На верхней части датчика расположен разъем подключения проводки.

    Биметаллический датчик

    В биметаллическом датчике установлена металлическая пластина. В нормальном состоянии контакты разомкнуты.

    По мере нагрева пластинка деформируется и замыкает цепь, подавая управляющий сигнал на реле включения электромотора крыльчатки. Встречаются датчики, активирующие мотор вентилятора напрямую без реле.

    При охлаждении жидкости пластинка возвращает исходную форму, и подача тока на двигатель прекращается.

    Датчики вентилятора работа двигателяПринцип работы датчика на карбюраторном двигателе

    Восковый датчик

    Производились датчики, для которых в качестве рабочего вещества использовался воск или церезит (или иное вещество, обладающее значительным коэффициентом температурного расширения). По мере разогрева он расширялся и сдвигал металлическую мембрану, связанную с контактами. По мере охлаждения объем воска уменьшался, и под действием пружины контакты размыкались.

    Датчики вентилятора работа двигателяДатчик с восковым элементом

    Терморезисторный датчик

    Терморезисторный датчик работает по принципу изменения сопротивления резистора, установленного в потоке жидкости. Изменение температуры фиксируется электронным блоком, который пересчитывает значение температуры в соответствии с графиком.

    Датчики, работающие на разрыв или на замыкание цепи

    Устройства, включающие вентилятор при разрыве цепи, часто встречаются на автомобилях японского производства. Проверить тип датчика можно путем снятия штекера. При демонтаже колодки с датчика, работающего на разрыв, произойдет включение вентилятора.

    При какой температуре срабатывает датчик включения вентилятора?

    Температурный диапазон срабатывания датчика зависит от типа питания двигателя. На карбюраторных машинах применяются устройства с диапазоном включения в пределах 82-110 ºС. Температура активации выбивается на корпусе детали. На автомобилях одной модели могут встречаться датчики, оттарированные на разную температуру.

    Читайте также:  A post nuclear rpg atom как починить двигатель

    Согласно стандарту, датчики разбиты на четыре группы по температуре работы:

    • 82-87 ºС;
    • 87-92 ºС;
    • 92-99 ºС;
    • 104-110 ºС.

    На российских автомобилях применяются датчики первых трех групп. Двигатели иностранных автомашин рассчитаны на более жесткий температурный режим, поэтому на них часто встречаются устройства четвертой категории.

    С началом использования систем распределенного впрыска температура включения вентилятора определяется настройкой блока управления двигателем. Датчик просто передает информацию о температуре в блок управления, который принимает решение о включении вентилятора согласно заложенной программе.

    На инжекторных машинах можно запрограммировать пороговые значения температуры, при которой датчик включения вентилятора сработает. Делать это следует аккуратно, поскольку легко нарушить температурный режим и повредить двигатель.

    Как проверить датчик включения вентилятора?

    Датчик включения можно проверить, не снимая его с автомобиля, или в демонтированном виде. Проверка не снятого устройства позволяет проконтролировать исправность девайса, а диапазон температуры срабатывания можно проверить, только демонтировав изделие с автомобиля.

    Проверка снятого датчика:

    1. Подготовить емкость, термометр и мультиметр. Мультиметр устанавливается в режим омметра.
    2. Поместить датчик в воду, нагреть ее до требуемой температуры. При невысокой температуре сопротивление датчика показывается, как бесконечное.
    3. Дождаться момента резкого уменьшения сопротивления. Проверить температуру включения датчика.
    4. Постепенно охлаждая воду, определить температуру размыкания контактов.
    5. Сравнить полученные данные с паспортными значениями.

    При отсутствии тестера датчик включения вентилятора можно проверить контрольной лампочкой, которая зажигается в момент срабатывания контактной группы.

    Секретами проверки датчика вентилятора делится автор видеоролика Дмитрий Мазницин.

    В авто с карбюраторным двигателем

    Последовательность проверки датчика на автомобиле с карбюратором:

    1. Выключить зажигание.
    2. Аккуратно снять провода с датчика. При демонтаже держать руки и одежду на расстоянии от крыльчатки вентилятора, поскольку пуск электродвигателя возможен и при выключенном зажигании.
    3. Соединить провода в штекере.
    4. Включить зажигание. Вентилятор должен начать работать. Если механизм вращаться не начал, то проблема кроется в электродвигателе или проводке.

    Допускается эксплуатация двигателя автомобиля с замкнутыми контактами проводки, идущей от датчика. Соединенные кабели должны быть изолированы от замыкания на кузов автомобиля.

    В авто с инжекторным двигателем

    Процедура проверки датчика на инжекторном автомобиле:

    1. Снять колодку разъема с датчика.
    2. Включить зажигание. На комбинации приборов может активироваться индикатор Check Engine, указывающий на ошибку в системе охлаждения.
    3. Запустить двигатель. Через некоторое время блок управления мотором перейдет в аварийный режим и принудительно запустит вентилятор на постоянную работу.
    4. После приезда в автосервис требуется провести диагностику автомобиля и удалить записанные в блоки управления ошибки.

    Если включение вентилятора в аварийном режиме не происходит, то проблема кроется в приводе крыльчатки или проводке. Автомобиль доставляется на сервис при помощи буксира или эвакуатора.

    Как правильно произвести замену датчика включения вентилятора?

    Типовой набор инструмента и приспособлений для замены:

    • набор головок;
    • удлинитель с трещоткой;
    • плоскогубцы;
    • отвертка с плоским жалом;
    • герметик;
    • головка для снятия датчика или подходящий гаечный ключ;
    • емкость для слива жидкости (на 5-6 л);
    • охлаждающая жидкость для доливки (0,4-0,5 л).

    Последовательность шагов при замене:

    1. Охладить двигатель до комфортной температуры.
    2. Подставить емкость и слить охлаждающую жидкость из радиатора. Для доступа к крану слива, возможно, потребуется снять защиту картера двигателя или пластиковые брызговики. На некоторых автомобилях требуется демонтаж патрубка системы отопления.
    3. Отключить от датчика штекер проводки. Осмотреть клеммы, очистить от грязи и следов окисления. Проверить состояние проводов, подходящих к штекеру. При растрескивании или иных дефектах изоляции необходимо заменить изношенный участок. Подключение новых проводов должно выполняться с соблюдением полярности.
    4. Выкрутить неисправный датчик. Прикладывать большое усилие не рекомендуется, поскольку есть риск поломки радиатора. Для облегчения процесса допускается применение жидкостей типа WD40. Для доступа к месту установки датчика может потребоваться снятие аккумулятора, площадки под него или воздуховодов двигателя.
    5. Смазать резьбу нового датчика герметиком, предназначенным для работы в условиях повышенных температур.
    6. Установить на датчик новое уплотнительное кольцо. Повторное использование прокладок не рекомендуется, поскольку не обеспечивается герметичность стыка.
    7. Вкрутить датчик на место и затянуть с необходимым моментом.
    8. Установить на датчик штекер проводки.
    9. Восстановить уровень охлаждающей жидкости в соответствии с инструкцией по обслуживанию автомобиля.
    10. Прогреть двигатель до рабочей температуры и проверить работу нового устройства. В течение первых дней эксплуатации внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. Это касается в основном автомобилей отечественного производства, поскольку датчики часто бывают бракованными или настроенными на неправильную температуру срабатывания.

    На некоторых автомобилях после включения зажигания проводится диагностика нового датчика, заключающаяся во включении на 15-20 секунд вентилятора охлаждения (на холодном двигателе).

    Как подобрать новый датчик?

    При покупке нового датчика рекомендуется приобретать устройство того же типа и диапазона, что и стоял ранее. Однако допускается замена прибора на аналогичный, близкий по характеристикам.

    Рекомендации по выбору датчика:

    • рабочее напряжение датчика должно соответствовать напряжению в бортовой сети;
    • штекер подключения должен соответствовать жгуту проводки;
    • датчик должен соответствовать току в цепи. Недопустимо применять в цепи прямого подключения вентилятора устройство, рассчитанное на работу с реле;
    • температурный диапазон срабатывания должен быть близким к маркировке на поломанном устройстве;
    • корпус датчика должен иметь резьбу и длину резьбовой части соответствующего размера.

    На современных автомобилях иностранного производства датчик включения вентилятора подбирается по оригинальным каталогам запасных частей.

    Сколько стоит датчик?

    Стоимость датчика зависит от его типа и марки автомобиля.

    Наименование Цена, руб
    Биметаллический для отечественных автомобилей от 250 до 400
    Датчик для бюджетных иномарок от 700 до 1500
    Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар

    Стоимость датчиков на некоторые виды транспортных средств может доходить до 3-6 тыс. рублей.

     Загрузка …

    Фотогалерея

    Этапы замены датчика на автомобиле Daewoo Nexia.

    Датчики вентилятора работа двигателя Слив охлаждающей жидкости Датчики вентилятора работа двигателя Демонтаж штекера проводки Датчики вентилятора работа двигателя Старый датчик, покрытый грязью Датчики вентилятора работа двигателя Установка штекера на место

    Видео «Проверка и замена датчика включения вентилятора»

    Видеоурок по замене и проверке датчика снят каналом АвтоМалярка c Нуля.

    Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

    25 Января 2018

    В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

    Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

    Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

    Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

    ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

    • 270 ₽
    • 355 ₽
    • 250 ₽
    • 350 ₽
    • 320 ₽
    • 390 ₽
    • 385 ₽
    • 325 ₽
    • 215 ₽
    • 380 ₽
    Читайте также:  Греется двигатель чем больше скорость

    Показать все товары

    Общая схема цепи управления вентилятором

    В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

    • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
    • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
    • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

    Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора.

    Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора.

    О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

    Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

    • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
    • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

    Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

    • От 82 до 87 градусов;
    • От 87 до 92 градусов;
    • От 92 (94) до 99 градусов;
    • От 104 до 110 градусов.

    В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

    ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем.

    Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости.

    В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

    Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16).

    Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой.

    Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.

    Устройство и принцип действия воскового ДВВ

    Восковый датчик включения вентилятора

    Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры.

    В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности.

    Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы.

    Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.

    Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

    Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена.

    При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму.

    При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

    Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.

    Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора

    Биметаллические датчики включения вентилятора

    Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры.

    Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

    Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

    Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.

    Устройство и принцип действия электронных ДВВ

    Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

    Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры.

    Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором.

    Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.

    Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

    Типовая схема установки датчика включения вентилятора

    От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

    Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии).

    Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема.

    Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

    Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

    При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector