Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости 02.01.2020

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Принцип действия датчика охлаждающей жидкости
  • Где находится датчик
  • Когда нужна замена датчика температуры
  • Как найти причину неисправности датчика
  • Как снять датчик охлаждающей жидкости и заменить на новый

Как снять датчик охлаждающей жидкости (ДТОЖ) следует знать каждому водителю, так как этот прибор контролирует терморегуляцию двигателя, регистрирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) и выводит информацию на экран. Зная принципы его работы, легко следить за состоянием двигателя.

Повреждение ДТОЖ или же его цепи вызывает повышение уровня выхлопа углекислого газа и сопутствующих веществ в окружающую среду. Кроме этого, заметно увеличивается расход топлива, отмечается перегрев двигателя или его медленное нагревание. Чтобы этого избежать, важно разобраться в устройстве датчика и технологии его замены.

Принцип действия датчика охлаждающей жидкости

Предшественниками нынешних датчиков температуры (ДТ) охлаждающей жидкости являются термореле, которые устанавливали на некоторые типы двигателей внутреннего сгорания машин.

К примеру, такое устройство есть в системе впрыска типа К-джетроник. При открытых контактах термореле происходит прогрев двигателя.

Как только контакты замкнулись, значит, мотор прогрелся до оптимальной рабочей температуры.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Сегодня основой ДТОЖ является специальная деталь, называемая термистор. Данный элемент – это резистор, у которого, в зависимости от температуры, происходит изменение сопротивления. Контроль температуры ОЖ осуществляется непрерывно с помощью датчика.

При изготовлении термисторов используют оксид кобальта и никеля. При их применении происходит увеличение числа свободных электронов с повышением температуры. В результате сопротивление уменьшается. Как правило, у термисторов, которые расположены в ДТОЖ, температурный коэффициент отрицателен. Наибольшее значение сопротивления бывает у термистора при остывшем двигателе.

На ДТОЖ подается напряжение 5 В. Потом происходит прогревание силового аппарата и уменьшение сопротивления. На контроллер непрерывно поступает сигнал ДТОЖ, который показывает колебания напряжения.

По данным изменениям высчитывается температура ОЖ. Специалисты устанавливают на моторах «Рено» ДТ охлаждающей жидкости, которые имеют положительный показатель.

Прибор по структуре такой же, однако сопротивление у него не понижается, а повышается.

На что влияет ДТОЖ

С помощью сигналов, посылаемых данным устройством, электронный блок управления создает команды, которые управляют большим количеством приборов.

К примеру, на ЭБУ пришли данные о том, что у охлаждающей жидкости низкая температура, значит, система проведет перерасчет времени впрыска горючего в цилиндры в сторону повышения. В результате работа двигателя на холостом ходу станет стабильнее.

Однако при этом увеличивается температура мотора, следовательно, блок управления будет выдавать обедненную рабочую смесь.

С другой стороны, если возникли какие-либо неполадки у температурного датчика охлаждающей жидкости, то на ЭБУ начнут приходить ошибочные данные и топливная смесь станет чересчур обогащенной. При этом значительно увеличивается расход бензина и происходит сильное загрязнение окружающей среды. На свечах моментально появляется сухой черный нагар, и они могут стать неисправными.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Мотор может перестать работать, если во время пуска будет недостаточное число оборотов. Избежать такой неприятности можно с помощью уплывающей команды от электронного блока управления на увеличение количества оборотов. В момент запуска, чтобы поддержать управляемость, необходимо держать клапан рециркуляции закрытым. Так продолжать, пока система не окажется в режиме рабочей температуры.

При наличии признаков неисправности ДТОЖ мотор автомобиля начнет вести себя неустойчиво, обороты начнут «плавать». Есть большая вероятность того, что двигатель остановится.

При этом от стабильно работающего ДТ охлаждающей жидкости зависит также угол зажигания.

Данная величина регулируется системой при помощи определенных регламентов, что позволяет снизить количество вредных выбросов до того, как двигатель прогреется до рабочей температуры.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Зажигание при этом влияет на объем расходуемого бензина, на мощность и тягу движка.

Фильтр на основе активированного угля, улавливающий топливные пары, начнет продув только после того, как силовой агрегат полностью прогреется.

При этом нет и блокировки муфты гидротрансформатора в АКПП до тех пор, пока мотор не прогреется полностью. Такая система позволяет сохранять наиболее приемлемую управляемость.

ДТ способствует запуску вентилятора в системе охлаждения машины, что позволяет гораздо быстрее снизить температуру жидкости. В некоторых транспортных средствах для того, чтобы включить охлаждение в принудительном порядке, используют отдельное устройство. В автомобилях без такого устройства все функции возлагаются на ДТ охлаждающей жидкости.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

ДТОЖ встроен между термостатом и головкой блока. Используя два датчика температуры ОЖ, появляется возможность регулировать температуру. Первое устройство установлено на выходе из движка, второе – на выходе из воздушного теплообменника.

Чувствительный элемент датчика – это термистор, у которого коэффициент температуры отрицателен. Другими словами, при нагреве силового агрегата уровень электрического сопротивления уменьшается. ЭБУ непрерывно посылает на температурный прибор электроимпульс в 5 В, чтобы получить его ответ.

Температура увеличивается, если сопротивление понижено, и, наоборот, при высоком сопротивлении идет снижение температуры.

Главной мерой, определяющей нужную температуру, является показатель нагрузки силового агрегата. Иначе говоря, частота вращения коленчатого вала двигателя и количество всасываемого воздуха. Данные, предоставляемые ДТОЖ, показывают, помимо вида работы мотора, еще и работу вентилятора, степень раскрытия термостата и пр.

Когда нужна замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Во время запуска холодного двигателя происходит обогащение бензина, чтобы мотор скорее прогрелся. При этом возникает небольшое увеличение оборотов при его работе на холостом ходу.

Во время прогрева двигателя при помощи ДТ охлаждающей жидкости «мозг» силового агрегата дает команду на обеднение обогащенного топлива до стандартного значения.

Однако если ДТОЖ передает неверные данные о температуре охлаждающей жидкости, то происходит неравномерное формирование топливной смеси и движок начинает «подергиваться».

Наиболее часто встречающейся неисправностью является поломка индикатора ТОЖ, в качестве реагирующей детали которого применяется терморезистор. Индикатор неисправен, если температура корпуса не соответствует его сопротивлению.

Нередко данный вид поломки выражается в быстром повышении сопротивления в рамках довольно небольшого температурного диапазона корпуса. Естественно, бывает и неисправность элементов цепи терморезистора датчика. При данных параметрах запуск силового агрегата не представляется возможным.

В некоторых ситуациях автомобилю может потребоваться замена свечей зажигания.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Возникли неполадки либо ошибки в работе датчика температуры охлаждающей жидкости, значит, как показывает практика, нужно его снять и заменить. Возможны различные ситуации при поломке ДТОЖ. К примеру, мотор еще не прогрелся, но вентилятор уже включился либо движок уже прогрет, однако работает в непонятном режиме. Еще бывает, что расход топлива повышен.

Неполадки с ДТОЖ бывают разных видов: сбой в работе вентилятора, разрыв контактов, потерян контакт с датчиком или он просто не работает и пр.

Полезно! Проверяя ДТ охлаждающей жидкости, убедитесь, что это не устройство указателя температуры ОЖ.

Выполнить проверку и обнаружить неполадки ДТОЖ можно при помощи различных приборов, таких как омметр, вольтметр либо мультиметр, термометр электронный, также можете провести и визуальный осмотр.

До начала выявления неисправностей датчика необходимо проверить проводку в машине, так как прибор нуждается в постоянном питании (5 В) для корректной работы. Сделать это очень легко: сначала отсоединить ДТ охлаждающей жидкости от проводов, завести мотор, присоединить к проводам мультиметр или вольтметр и узнать напряжение.

«Как слить охлаждающую жидкость правильно и залить новую» Подробнее

Если измерительное устройство показывает напряжение 5 В, то можно начинать проверку датчика температуры.

Осмотрите устройство на наличие трещин, ржавчины на зажимах, проверьте, есть ли на поверхности прибора отверстие, сквозь которое просачивается жидкость для охлаждения.

Все эти недостатки могут быть показателями того, что прибор неисправен. Для тщательной проверки необходимо померить сопротивление и напряжение устройства при помощи вольтметра либо мультиметра, осциогрофа.

Если у вас в наличии нет данного оборудования, то можно воспользоваться им на СТО.

Многие датчики относятся к виду, у которого отрицательный температурный коэффициент сопротивления, то есть при повышении температуры ОЖ значение сопротивления уменьшается. Если необходимо определить, исправен ли прибор, то нужно просто подсоединить измерительное устройство (мультиметр, вольтметр) к проводу ДТОЖ и посмотреть напряжение при различных значениях температуры.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Если температурные показатели средние, то напряжение может колебаться от 2 до 3 В.

Необходимо завести и прогреть мотор до оптимальной температуры, при этом напряжение в датчике будет становиться меньше. Потом нужно взять термометр и измерить напряжение.

Если выдало показание 0 В, то нет присоединения контакта к «земле», присутствуют повреждения проводов, которые передают сигнал от датчика к модулю управления.

Однако если при осмотре проводов не выявлено видимых дефектов, значит, следует проверить соединения на линии, с помощью которой подается напряжение и заземление на ЭБУ. Неисправностей не обнаружено – следует проверить сам электронный блок.

Если напряжение на контакте 5 В, то это можно объяснить следующим образом:

  1. Контакт, предназначенный для сигнала в штекере ДТ, не обеспечивает связь с данным устройством.
  2. Цепь датчика разомкнута.
  3. Линия заземления температурного прибора разорвана.

Наиболее часто главная проблема в том, что сопротивление на выходе и напряжение видоизменяются за пределами подходящего им диапазона. При горячем моторе нормальные значения ДТОЖ составляют 0,5 В, при холодном – 2 В. Если датчик имеет неисправности, то он может выдать при прогретом двигателе 1,25 В, при остывшем – 1,5 В.

Такая ситуация ведет к тому, что затрудняется запуск силового агрегата и происходит переобогащение топливной смеси. Данные значения не дадут вам код, который укажет причину неполадки, потому что датчик функционирует в допустимых пределах. Однако, как вы понимаете, датчик охлаждающей жидкости необходимо снять и заменить его на новый.

Читайте также:  Двигатель a15sms сколько клапанов

«Можно ли смешивать охлаждающие жидкости и какова цена риска» Подробнее

ДТОЖ отремонтировать не получится. Нужна лишь замена на новое устройство. Стоит температурный прибор недорого, следовательно, проблем у водителей не возникнет. Помните! Менять ДТ нужно только на устройство той же марки. В противном случае могут возникнуть неполадки в моторе либо датчик будет показывать ошибочные данные.

Вам понадобятся:

  • Ключи на 8, 13, 17, 21.
  • Емкость для охладительной жидкости.

До того как снять датчик температуры охлаждающей жидкости, следует убрать воздушный фильтр, слить антифриз.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Сначала нужно снять защиту на остывшем моторе и при помощи ключа открутить крепления, которые держат радиатор. Наряду с этим печку поставить на максимальный режим, открутить у расширительного бачка крышку и кран отопителя.

Под радиатором поставить емкость для ОЖ и потихоньку начать отвинчивать пробку, закрывающую слив, стараясь не попасть на генератор. Слить жидкость. Процедура займет около 10 минут. Далее передвинуть тару под двигатель, открутить заглушку, расположенную под модулем зажигания на блоке цилиндров и подождать еще минут десять, чтобы жидкость слилась полностью.

Запомните! До того как снять датчик охлаждающей жидкости и перейти к его замене, нужно протереть горлышки всех отверстий.

Итак, следует снять защитную резину. Определить расположение маркировки датчика на его корпусе для того, чтобы новый прибор установить в правильном положении. При помощи ключа открутить старое и установить новое измерительное устройство.

Далее необходимо налить антифриз в радиатор и блок цилиндров двигателя.

Если датчик не подает признаков жизни, то следует еще раз проверить его: возможен брак либо утечка ОЖ, может быть испачкан генератор или недостаточно хорошо закрутили прибор.

Помните! Большинство неполадок у ДТОЖ возникают из-за проводки, качества соединителей и их плотности. Если эксплуатировать неисправный датчик температуры охлаждающей системы, то это гарантирует частые остановки силового агрегата и его выход из строя.

Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости необходима для корректной работы системы охлаждения двигателя. Для начала стоит разобраться в том, что представляет собой датчик температуры охлаждающей жидкости (далее ДТОЖ) и какие функции он несёт.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)?

Назначение

Датчиков в автомобиле существует множество. Все они контролируют работу различных систем автомобиля и его двигателя. Если датчики выдают некорректные показания, то работоспособность автомобиля ставится под угрозу. То же самое можно сказать и о ДТОЖ.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

ДТОЖ предназначен для поддержания стабильной работы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС). За счёт ДТОЖ автомобиль быстрее прогревается и меньше достигает слишком высоких температур. Некоторые путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости.

Это — два совершенно разных прибора. ДТОЖ предоставляет свои показания электронному блоку управления двигателем, а второй датчик уведомляет водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения.

Выход из строя второго датчика не приводит к серьёзным последствиям в отличие от первого.

Говоря о ДТОЖ, следует также упомянуть о назначении системы охлаждения двигателя, так как работа этих двух агрегатов неразрывно связана. Чаще всего используется жидкостная система охлаждения, главной задачей которой является отведение тепла от двигателя.

Кроме этого, система также несёт функции охлаждения масла в системе смазки, воздуха, который циркулирует в системе турбонаддува, отработавших газов, рабочей жидкости коробки передач.

Также у неё имеется функция нагревания воздуха в системах вентиляции и отопления.

Работа столь важной системы автомобиля напрямую зависит от такой маленькой детали, как ДТОЖ. Поэтому не стоит недооценивать датчик и пренебрегать его диагностикой.

Устройство и принцип работы

ДТОЖ по своему устройству напоминает резистор. Конструкция датчика предусматривает изменение его сопротивления электрическому току при колебаниях температуры окружающей среды. Эти изменения фиксируются и используется для подачи команд ДВС.

Предшественниками современных ДТОЖ были термореле. Термореле были установлены в системах впрыска. Когда контакты находились в открытом положении, двигатель нагревался. Если контакт замыкался — значит двигатель уже достаточно прогрелся (достиг рабочей температуры).

В основе устройства современных ДТОЖ лежит термистор, который и устанавливает зависимость сопротивления от температуры. В основе термистора лежат оксиды кобальта и никеля.

При росте температуры в этих веществах растёт количество свободных электронов, за счёт чего и падает сопротивление.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Некоторые термисторы в ДТОЖ характеризуются отрицательным температурным коэффициентом. При этом термистор выдаёт максимальные показатели при холодном двигателе. На датчик подаётся напряжение около 5 вольт. После этого по мере прогревания силового агрегата сопротивление понижается.

Электронный блок управления (далее ЭБУ) двигателем следит за изменением напряжения и рассчитывает температуру жидкости. После нагревания двигателя ЭБУ начинает обеднять топливную смесь. Неисправность ДТОЖ может также привести к ошибочному обогащению топливной смеси.

Результатом этого будет усиленное загрязнение атмосферы и преждевременный выход из строя свечей.

Если количество оборотов двигателя при запуске будет недостаточным — может произойти остановка двигателя. Уплывающая команда ЭБУ на повышение оборотов может это предотвратить. Для поддержания управляемости в процессе запуска двигателя клапан рециркуляции должен быть закрыт до тех пор, пока двигатель не достигнет своей установленной рабочей температуры.

Здесь результатом неисправности ДТОЖ будут плавающие обороты двигателя. Двигатель при этом тоже может остановиться. Угол зажигания также зависит от функционирования датчика, так как этот параметр регулируется системой. Выброс вредных газов при такой регулировке значительно снижается.

В конечном итоге мощность и тяга двигателя, а также уровень потребления топлива напрямую зависят от работы ДТОЖ.

Это интересно:  Как самостоятельно сделать аквапринт? 5 основных этапов

Таким образом, ДТОЖ очень важен для корректного функционирования автомобиля.

Место установки датчика

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле? У разных моделей место установки ДТОЖ различается.

Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров возле корпуса термостата или на нём.

Обязательным является расположение датчика возле отводящего патрубка, по которому охлаждающая жидкость поступает обратно в радиатор. Такое расположение необходимо для точности передачи данных в ЭБУ.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Виды датчиков

ДТОЖ классифицируются по принципу зависимости от изменения сопротивления:

  1. ДТОЖ с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы таких датчиков заключается в том, что внутреннее сопротивление уменьшается по мере роста температуры и наоборот.
  2. ДТОЖ с положительным температурным коэффициентом. Принцип работы противоположен предыдущей разновидности датчиков. В этих датчиках сопротивление увеличивается при росте температуры.

В настоящее время наиболее популярен первый тип датчиков. Иногда в автомобиле встречаются сразу два датчика: основной и дополнительный.

Основной датчик выполняет функцию передачи значения температуры на ЭБУ, а дополнительный — включение вентилятора.

Неисправности ДТОЖ и их признаки

Принято считать, что ДТОЖ достаточно надёжен из-за своей нехитрой конструкции. Однако рано или поздно практически каждый агрегат автомобиля подвергается износу. В случает с ДТОЖ имеет место быть нарушение градуировки. Такое нарушение приводит к незапланированному изменению сопротивления и некорректной работе ЭБУ.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Самым явным признаком выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора во время того, как температура повышается выше установленных значений.

Этот показатель не считается достоверным, если в автомобиле присутствуют одновременно основной и дополнительный датчики. В этом случае на неисправность точнее укажет окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Основные признаки неисправности ДТОЖ следующие:

  • падение оборотов двигателя или самопроизвольная его остановка на холостом ходу;
  • более длительное время прогрева автомобиля;
  • учащённый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима во время работы;
  • увеличенный расход топлива;
  • снижение контроля над автомобилем у водителя;
  • дым из выхлопной трубы приобретает чёрный оттенок;
  • нарушение стабильности работы двигателя.

Кроме этого иногда возможны детонационные постукивания в двигателе. На некоторых старых моделях автомобилей есть специальный контроллер. Когда стрелка этого контроллера выходит за пределы критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить.

В этом случае порой тоже имеет место неисправность ДТОЖ. А в более современных моделях о перегреве двигателя водителей уведомляет бортовой компьютер. Но такое сообщение не всегда указывает на неисправность именно датчика.

Часто это происходит из-за обрыва проводки и её окисления.

Причины возникновения неисправностей

Поломка ДТОЖ достаточно редко беспокоит автолюбителей вследствие своей простой конструкции. Но причин выхода из строя всё же достаточно. Использование некачественного антифриза и моторного масла приводит к разрушению поверхности ДТОЖ. Чувствительный элемент датчика может покрываться осадком в виде кристаллов. Причина может крыться и в производственном браке.

Не стоит покупать ДТОЖ на барахолках и различных дешёвых рынках автозапчастей. ДТОЖ, купленный на таком рынке, зачастую не будет отвечать заявленным параметрам и малейшие повреждения приведут к выходу датчика из строя. Утечка антифриза может привести к износу прокладки.

Скачок напряжения в бортэлектросети и коррозия контактов также могут быть причиной выхода из строя датчика.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Проверка работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости

Необходимые инструменты и оборудование

Для процедуры проверки, снятия и замены датчика вам понадобятся следующие инструменты:

  • ключ на 19;
  • мультиметр;
  • ёмкость, в которую вы будете сливать охлаждающую жидкость (подойдёт обычное ведро);
  • электрический чайник для нагрева воды;
  • термометр;
  • ёмкость для горячей жидкости (подойдёт стакан или маленькое ведро).
Читайте также:  Ваз 2110 греется двигатель радиатор холодный

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Порядок проверки

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Этот процесс недолгий и не требует какой-то специальной диагностики в автосалоне.

Не забывайте — для того, чтобы датчик корректно указывал температуру охлаждающей жидкости, необходимо, чтобы ДТОЖ был погружён в эту жидкость. Для этого необходимо регулярно проверять наличие в системе хладагента. Эта проверка — первый этап, который стоит предпринять при возникновении подозрения о неисправности ДТОЖ.

Это интересно:  Отзывы о Kia Optima

Следующим этапом будет проверка контактов на окисление и коррозию. Также необходимо выявить нарушения подключения ДТОЖ к системе.

Изучив инструкцию по эксплуатации автомобиля, уточните количество и расположение датчиков. После этого найдите ДТОЖ и установите, что с его подключением всё в порядке.

Для этого ДТОЖ придётся демонтировать, так как проверка связана с его погружением в ёмкость для горячей жидкости.

Возьмите датчик и опустите его в ёмкость с кипятком. Далее необходимо замерить сопротивление на выходе. При этом датчики на разных моделях автомобиля будут показывать разные значения. В интернете доступны таблицы с оптимальным сопротивлением для каждой модели.

Если показатели эталонной и измеренной величин различны, то ДТОЖ подлежит замене. Конструкция датчика настолько проста, что не предусматривает ремонт.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости? Необходимо опустить его в нагретую воду (как было сказано выше). Затем возьмите термометр и опустите его в ёмкость с холодной водой. Рекомендуется использовать электронный термометр.

Подключите к датчику мультиметр, который настроен на измерение сопротивления. Затем опустите ДТОЖ в воду и проведите измерения. Затем ёмкость с холодной водой нагревается до 15, 20, 25 градусов, а полученные результаты измерений фиксируются.

Если результаты не совпали с эталонными — потребуется замена.

Существует способ проверить ДТОЖ и без термометра. Температура воды при кипении достигает 100 градусов. Эта температура берётся за основу и измеряется сопротивление. При кипении воды сопротивление должно равняться примерно 176,7 ом. С погрешностями оно может достигать около 190 ом. В случае несовпадения показателей также потребуется замена датчика.

В качестве примера ниже приведена таблица зависимости температуры от сопротивления.

Температура в градусах Цельсия Сопротивление (Ом)
5 000 — 6 500
10 3 350 — 4 400
20 2 250 — 3 000
30 1 500 — 2 100
40 950 — 1400
50 700 — 950
60 540 — 675
70 400 — 500
80 275 — 375
90 200 — 290
100 150 — 225

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости легко проводится самостоятельно. Перед заменой необходимо предварительно слить охлаждающую жидкость в подготовленную ёмкость. Далее выполняется демонтаж старого датчика.

ДТОЖ вкручен в специальное отверстие с резьбой. Выкрутите и извлеките его, а затем в обратном порядке установите новый датчик. Перед монтажными работами уточните в инструкции по эксплуатации автомобиля точное расположение датчика.

После приобретения нового датчика рекомендуется проверить его на предмет брака методами, описанными выше. Перед вкручиванием нового датчика в посадочное место резьбу рекомендуется обработать герметиком.

После установки нового датчика к нему подсоединяется проводка. Затем охлаждающая жидкость в системе должна быть доведена до нормы. То есть недопустимы протекания жидкости.

Убедившись в их отсутствии, можно запускать двигатель.

Заключение

Мы выяснили, что ДТОЖ представляет собой необходимый компонент силового агрегата. Его отказ может привести к серьёзным нарушениям в работоспособности автомобиля. Признаки поломки ДТОЖ очень разнообразны и их легко спутать с причинами поломки других агрегатов автомобиля.

Поскольку ДТОЖ представляет собой терморезистор, то сведения об изменении температуры окружающей среды он передаёт путём изменения электрического сопротивления.

Приборы, изготовленные разными производителями, выдают различные перепады сопротивления при одних и тех же температурных показателях. Поэтому, приобретая новый датчик, следует удостовериться в том, что он подходит для модели вашего автомобиля.

Своевременная диагностика датчика температуры охлаждающей жидкости поможет избежать весьма неприятных проблем, связанных с использованием автомобиля. Удачи и лёгких дорог!

Дтож (датчик температуры охлаждающей жидкости) автомобиля фольксваген пассат б3

Двигатель автомобиля достаточно горячее устройство. Принцип его работы связан с детонацией топливной смеси, которая загораясь, расширяется и толкает поршни мотора. Здесь важным фактором бесперебойного функционирования становится температура цилиндра, в котором происходит все действие, и окружающих его агрегатов.

Излишнее тепло отводится охлаждающей жидкостью, проходящей через мотор. Нагреваясь, она забирает его от рабочего тела. Вне двигателя хладагент проходит стадию охлаждения и возвращается в систему.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

В описанном методе важен контроль температуры самого охладителя, который не должен перегреваться и закипать. Для автомобиля его обеспечивают специальные сенсоры.

В статье речь пойдет о ДТОЖ (сокращенное название), используемых в автомобилях Фольксваген Пассат B3 и B5.

Будет рассмотрена проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, его монтаж со снятием и основные симптомы неисправности.

Приметы, указывающие на проблемы с датчиком

Приведенная информация касается любого мотора и типа датчика. На всех марках машин поведение силовой части и приборной панели при его неисправности будет аналогичным.

Нужно помнить, что проблема при всех похожих приметах может крыться не в самом измерителе температуры, а в проводке между ним и индикатором или ЭБУ. Внимания требуют и контактные группы. Все перечисленное нужно проверить в первую очередь.

Контакты датчика:

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Неисправности датчика с ЭБУ:

  • «троение» двигателя во время работы и его периодическое самопроизвольное отключение;
  • на холостом ходу происходят скачки оборотов без участия человека, от минимальных до 1500;
  • старт мотора затруднен;
  • тратится больше бензина;
  • периодически темнеет выхлоп;
  • при слабом нагреве и в холодную погоду может самопроизвольно включиться вентилятор охлаждения.

Признаки неисправности датчика, передающего информацию на панель.

Здесь вначале требуется проверить сам индикатор. Если отсоединить его провода от датчика и совместить с массой автомобиля — он должен изменить показания. В противном случае искать проблему следует в проводниках и датчике.

Признаки неисправности ДЖОТ для приборной панели:

  • не меняет показания при нагреве двигателя;
  • стрелка прибора все время дергается (тут дополнительно подозрение падает на стабилизатор напряжения — он мог выйти из строя);
  • показывает все время верхнюю планку температуры при включенном зажигании и остановленном моторе (пробой терморезистора).

Устройство датчика

Схема подключения с внутренним устройством аналогичного датчика:

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

В основе ДТОЖ это терморезистор, защищенный латунным корпусом с контактами, расположенными вне датчика. Размещается он в Пассат по пути следования хладагента. Место для B3 зависит от объема двигателя. При 1.2 литровом искать датчик нужно в головке блока цилиндров, за водяным насосом. В случае 1.3 и 1.4 во впускном коллекторе. Для 1.6, 1.8 и 2 литра он расположен в кожухе термостата.

Как и в случае B3, для Пассат B5 расположение зависит от типа мотора. Для G62 он размещен на блоке цилиндров. В случае с G83 на выходном патрубке из радиатора.

В установленном тройнике на перечисленных местах находится не один датчик температуры, а два или три, в зависимости от типа мотора. Все они похожи по виду, различаются только цветовой маркировкой, количеством контактов и предназначением.

Все три на двигателе 1.8 литра:

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

На двигателях с моно впрыском четырех контактный сенсор красного цвета расположен сверху тройника. Это термореле на включение подогрева. Ближе к мотору синий сенсор (бывает зеленым) — ключевой.

Он отправляет показания блоку электронного управления. Для чего используются два провода? Снизу тройника, во всех моделях Пассат находится ДТОЖ черного цвета. Он, как и синий, двухпроводной.

Его назначение — передавать информацию на приборную модель. Датчики не взаимозаменяемы.

Принцип работы всех ДТОЖ достаточно элементарен — охлаждающая жидкость соприкасается с сенсором, «сообщая» ему свою температуру. В зависимости от нагрева, сопротивление терморезистора уменьшается от нескольких кОм в нормальном режиме, до сотен Ом при критичных температурах.

Сигнал от синего датчика поступает в электронный блок управления Фольксваген. Который, — в зависимости от показаний — увеличивает или делает более коротким впрыск топливной смеси, задерживает и опережает зажигание. Также ЭБУ, — основываясь на значениях температуры в системе — запускает или останавливает охлаждающий вентилятор.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Модели датчиков в Фольксваген Пассат B3 и B5

Основные модели датчиков температуры охлаждающей жидкости, используемые на Фольксваген Пассат B3 и B5:

Производитель
Артикул
Черный для приборной панели
SWAG 30918666
AUTOMEGA 309190501251D
BUGIAD BTS65298
Delphi TS10282
INTERMOTOR 52302
Синий для ЭБУ
JP GROUP 1193100800
AUTOMEGA 309060041025A
BUGIAD BTS65267
Delphi TS10281
INTERMOTOR 55105
Красный для подогрева
JP GROUP 1193202100, 919215004
Ford 7280558, 95VW8B607HA
VAG 251919369B

В таблице далеко не полный перечень артикулов и производителей.

Снятие и последующий монтаж ДТОЖ обратно

Двигатель Пассат может быть прикрыт пластиковой декоративной панелью, которую нужно снять для доступа к агрегатам. Она прикрепляется тремя шурупами, которые видно сверху при обзоре.

Прежде чем действовать дальше, нужно убедиться в том, что мотор остыл и слить охлаждающую жидкость до уровня ниже датчика.

Для тех двигателей, где сенсоры размещены не в корпусе термостата, сначала может потребоваться убрать тройник, висящий на патрубках за счет хомутов. Он мешает свободному доступу к ДТОЖ.

Последние изымаются отвинчиванием из гнезд. Процесс не доставит проблем, если предварительно отсоединить провода, подключенные к разъемам.

Декоративная панель и датчики, как они выглядят в установленном месте:

Читайте также:  Объем масел и жидкостей гсм toyota probox

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Сборка производиться в обратном порядке.

Проверка датчика температуры

Владельцы Фольксваген Пассат B3 и B5 часто интересуются, как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Здесь понадобится мультиметр.

Выполнить быстрый тест можно замером вольтажа в отходящих от ДТОЖ клеммах при включенном моторе. Более качественную диагностику получают используя снятый и погруженный в горячую воду датчик.

В последнем случае измеряется сопротивление терморезистора. При этом нужно знать изначальную температуру жидкости.

Для датчиков, содержащих 4 контакта, берут к замеру только два из них — 1 и 3. В обычных соответственно оба. Зависимость верных показаний от температуры среды, в которой находится чувствительная часть устройства, представлена в таблице:

Температура (°С)
Напряжение на одном из контактов для первого способа (вольт)
Сопротивление между контактами в случае второго
−20 4-4.5 12–18 кОм
−10 8–10 кОм
4.8–6.2 кОм
10 3.75–4 2–3 кОм
20 3–3.5
30 3.25 1.6–2 кОм
40 2.5–3
50 2.5 700–900 Ом
60 2–2.5 450–650 Ом
80 1.13 300–400 Ом
100 0.5 175–225 Ом

Видео по теме

Датчик температуры охлаждающей жидкости — признаки неисправности и замена

За оптимальный температурный режим силовой установки, при котором выход мощности максимальный, отвечает система охлаждения. Данная система включает рубашку охлаждения радиатор и патрубки, по которым циркулирует жидкость. Циркуляция обеспечивается насосом, привод которого выполняется от коленчатого вала.

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Различные виды датчиков температуры охлаждающей жидкости

В систему также входит термостат, обеспечивающий быстрый прогрев двигателя за счет перекрытия трубопровода, идущего на радиатор, при этом жидкость циркулирует только внутри рубашки охлаждения. При достижении определенной температуры термостат открывает патрубок, после чего жидкость циркулирует уже по большому кругу, включающему и радиатор.

В радиаторе происходит охлаждение нагретой жидкости. Для более быстрого охлаждения жидкости на радиатор установлен вентилятор, который создает дополнительный поток воздуха. Но этот вентилятор работает не всегда, он включается только при превышении определенного значения температуры жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Для выполнения контроля температуры охлаждающей жидкости в эту систему включен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Показания этого датчика выводятся на приборную панель, что предоставляет водителю информацию о температурном режиме двигателя.

Но это не основная задача этого датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температурном режиме на электронный блок управления, после чего этот блок корректирует подачу топлива в зависимости от температуры.

При холодном двигателе, основываясь на показаниях этого датчика, блок управления устанавливает обогащенную смесь, после прогрева топливная смесь становится нормальной.

Еще основываясь на показаниях этого элемента, электронный блок регулирует угол опережения зажигания.

Так что от этого датчика во многом зависит нормальная работа двигателя, расход топлива. Также он приводит в действие вентилятор радиатора. На некоторых авто для включения вентилятора используется отдельный датчик. Он может располагаться как возле  ДТОЖ, так и в радиаторе.

Конструкция, принцип работы

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости

В конструкцию данного датчика входит термистор – резистор, который меняет сопротивление от окружающей его температуры. Этот термистор помещен в металлический корпус с нанесенной на него резьбой.

К этому корпусу подсоединена хвостовая часть, сделанная из пластика. В этой части располагаются контакты для подсоединения проводки.

Один контакт – положительный и идет он от электронного блока, второй – отрицательный и подключен он к массе.

Чтобы термистор работал, на него постоянно подается напряжение в 5 В. Это напряжение подает на него электронный блок посредством резистора, имеющего постоянное сопротивление.

Поскольку термистор ДТОЖ обладает отрицательным температурным коэффициентом, то при повышении температуры сопротивление его будет снижаться, а также будет и снижаться напряжение, подаваемое на него.

По падению этого напряжения электронный блок рассчитывает температуру двигателя, а также выводит ее значение на приборную доску.

Точное место установки данного датчика температуры у разных авто отличается, но незначительно.

Он может устанавливаться в головке блока цилиндров возле корпуса термостата, либо же на самом корпусе термостата.

Он обязательно располагается возле отводящего патрубка, по которому жидкость идет в радиатор. Возле этого патрубка он располагается для того, чтобы передавать точные данные о температуре.

Признаки неисправности датчика

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

На ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 датчик находится в выпускном патрубке головки блока цилиндров

Считается, что датчик температуры очень надежен из-за сравнительной простоты конструкции. Однако и с ним могут быть проблемы. Обычно они сводятся к нарушению градуировки, что приводит к нарушению сопротивления и как следствие неправильной работы электронного блока, поскольку часть своих функций он выполняет, основываясь на температуре двигателя.

Одним из самых явных признаков выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора при превышении температуры выше установленного значения.

Но этот показатель не будет являться достоверным, если имеется два датчика – основной, для передачи значения температуры на электронный блок, и дополнительный, отвечающий за включение вентилятора.

В таком случае не включение в работу вентилятора будет указывать на повреждение, окисление проводки или выход из строя датчика, отвечающего за его работу.

На современных автомобилях неисправность, сигнализирующая о некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, выводится на дисплей бортового компьютера. Однако сообщение о неисправности не всегда указывает на выход из строя датчика. Зачастую проблемы в его работе связаны с обрывом проводки или окислением контактов.

Некорректное функционирование датчика температуры охлаждающей жидкости или обрыв его проводки приводит к перерасходу топлива, высоким оборотам на холостом ходу, детонации.

Возможно, что силовой агрегат будет плохо запускаться после прогрева.

Самая большая неприятность, которая может произойти из-за неработоспособности этого датчика – это перегрев силовой установки, из-за чего может повести головку блока цилиндров.

Проверка датчика

Двигатель аав датчик температуры охлаждающей жидкости

Чтобы проверить целостность проводки на ВАЗ-2110, 21102 нужно отсоединить колодку с проводами от датчика температуры охлаждающей жидкости и отжать пластмассовый зажим

Диагностика работоспособности ДТОЖ не является сложной. Но перед тем как произвести ее, желательно проверить целостность проводки, идущей к нему. Можно также проверить напряжение, идущее от блока управления.

Для этого с датчика нужно отсоединить фишку с проводами и подсоединить ее к вольтметру. После этого запустите двигатель и замерьте значение подающегося на датчик напряжения, оно должно соответствовать 5 В.

 

Для снятия, диагностики и замены датчика температуры понадобится не так уж и много:

  • Ключ на 19;
  • Мультиметр;
  • Емкость для слива охлаждающей жидкости;
  • Электрочайник;
  • Термометр;

Перед снятием элемента нужно частично слить жидкость с системы. Всю сливать необязательно, поскольку он находится в верхней части двигателя, достаточно слить до уровня ниже положения ДТОЖ.

Затем от датчика отсоединяется фишка с проводкой. Ключом на 19 он выворачивается из своего посадочного места.

Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Ещё кое-что полезное для Вас:

Проверяют датчик при помощи электрочайника с термометром и мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления. Провести диагностику можно двумя способами.

  1. При первом способе погружают рабочую часть ДТОЖ в электрочайник с холодной водой, туда же помещается и термометр. Использовать можно только электронный термометр, способный замерять высокие температуры. К самому датчику подсоединяется мультиметр и электрочайник включается в сеть. При повышении температуры воды, сопротивление датчика будет падать. Так, при температуре воды в +15 С, сопротивление должно составлять 4450 Ом. При +40 С показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Нагревать воду нужно до температуры в 100 С. При таком значении сопротивление должно быть минимальным – 177 Ом. Если значения отличаются, значит, датчик подает некорректную информацию.
  2. Второй способ подойдет в случае, если нет термометра. Для проведения замеров сопротивления ДТОЖ погружают в воду уже после ее закипания. При этом температура воды будет приближаться к 100 С. Этого вполне достаточно для проведения замеров. После опускания рабочей части датчика температуры в кипящую воду сопротивлениее должно быть немного больше 177 Ом. Если разница большая, датчик неисправен.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости является неремонтируемым, поэтому при обнаружении некорректной его работы он попросту заменяется.

Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)

После приобретения нового датчика температуры желательно его сразу проверить указанными методами. Если все показания в норме, его устанавливают на место снятого. Перед вкручиванием его в посадочное место, резьбу обрабатывают герметиком.

После установки нового элемента к нему подсоединяется поводка, перепутать положение фишки невозможно, поскольку на ней есть специальные направляющие пазы. Далее охлаждающая жидкость в системе доводиться до нормы. Затем убедитесь, что не происходит ли протекания жидкости через датчик, а после уже производить запуск мотора.

Если замена датчика никакого результата не дала, двигатель продолжает, к примеру, перегреваться или не набирает должной температуры, ищут причину в остальных элементах системы. Возможно, что термостат не срабатывает и жидкость постоянно циркулирует либо по малому, либо по большому кругу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector