Двигатель газ 21а технические характеристики

Модификации ГАЗ 21 «Волга»

ГАЗ-М-21Г с форсированным двигателем от «Победы»
ГАЗ-М-21Б с форсированным двигателем от «Победы», такси
ГАЗ-М-21 двигатель 2,445 л. и АКПП
ГАЗ-М-21А такси на базе ГАЗ-М-21В
ГАЗ-М-21В общего назначения с двигателем 2,445 л.
ГАЗ-М-21Д экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.)
ГАЗ-М-21Е экспортная с АКПП
ГАЗ-М-21И базовый седан
ГАЗ-М-21А такси
ГАЗ-М-21 версия с АКПП
ГАЗ-М-21Е ограниченный выпуск с АКПП
ГАЗ-М-21У улучшенная комплектация
ГАЗ-М-21К экспортная, дополнитеное хромирование
ГАЗ-М-21Л базовый седан
ГАЗ-М-21М экспортная
ГАЗ-М-21У улучшенная, декоративные молдинги
ГАЗ-М-21Т таксомотор
ГАЗ-22 малосерийный универсал
ГАЗ-22А фургон 1961 года
ГАЗ-23 мелкосерийная, машина сопровождения, для нужд КГБ

Технические характеристики

В начале 50-х годов на заводе ГАЗ под руководством конструктора А.А. Липгарта началось
проектирование нового автомобиля на смену ГАЗ-М-20 «Победа». Новая модель ГАЗа должна была называться ГАЗ-М-21 «Победа»,
но проект позднее был переименован в «Волгу». За годы проектирования 21-ой модели дизайн внешнего вида менялся. Внешний вид не заимствован
у зарубежных автомобилей, но американские веяния повлияли на внешний вид новой модели. Так же присутствовали аэрокосмические темы.
Задние крылья, похожие на хвост ракеты, обтекаемость кузова…
    ГАЗ М21, как и все её предшественники должна была получить одобрение в Кремле. Принимал автомобиль Маршал Победы
Г.К. Жуков. Ему не понравился внешний вид решетки радиатора, напоминающей «акулью пасть». Так вертикальные прорези в решетке были заменены на
три горизонтальных хромированных бруса, а вцентре, поместили круглый медальон со вписанной в него звездой.
На фото ГАЗ 21 Волга первого выпуска 1956-1959 года. Всего было три условных выпуска этой модели.

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото ГАЗ-21 «Волга» 1-серия

Интерьер ГАЗ-21 «Волга»

Внутри «Волга» стандартно комплектовалась часами, радиоприёмником, по сравнению с «Победой»
имела на 40% процентов большую площадь остекления (соответственно, более светлый салон и лучший обзор) и усовершенствованную
отопительную систему, которая обогревала передние и задние места в равной степени.

Спинку дивана переднего сиденья можно было
откинуть, она примыкала к подушкам задних сидений, — таким образом получалось спальное место на двух человек площадью в 2,7 м?.
Ещё одним новшеством была централизованная система смазки узлов шасси — теперь, прежде трудоёмкая процедура смазки, осуществлялась
всего лишь путём нажатия педали в салоне.

На капоте крепился символ 21-й «Волги» — Олень в стремительном прыжке — характерная
деталь первых автомобилей «Волга».

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото салон ГАЗ-21 «Волга»

Таким образом, в 1956 году из ворот ГАЗа вышли первые «Волги». Однако, далеко не всё было складно:
к дате выпуска так и не подоспел новый мотор и ещё ряд агрегатов, а химики запаздывали с производством специального масла для коробки «автомат».

Поэтому на первые «Волги» пришлось ставить двигатель от экспортных версий ГАЗ-69 аналогичный стоявшему на ГАЗ-М20 «Победах», только с увеличенным объёмом,
а некоторые детали были унифицированы с ГАЗ-20 (отсюда и берёт начало ошибочное мнение, что на первых серийных «Волгах» ставили мотор прямёхонько от «Победы»).

Коробку передач ставили механическую (с этим двигателем АКП была несовместима) — предполагалось, что эти машины будут служить в таксопарках.
Только к 1958 году для «Волги» подоспел собственный двигатель, позволявший внедрить коробку «автомат».

Но и тут не обошлось без проблем: масло, которое требовалось
для АКП было в дефиците, поэтому было выпущено всего 700 автомобилей с коробкой «автомат», что составляло всего 2% от общего количества сошедших с конвейера «Волг»
первой серии (а их было произведено около 30 000).

ГАЗ-21 «Волга» 2 серия (1959-1962 гг.)

Двигатель газ 21а технические характеристики

фотография ГАЗ-21 «Волга» 2-серия

В 1957 году Молотов, тогда министр государрственного контроля СССР, отправился на пост посла СССР в Монголии
(видимо за плохое поведение).

Таким образом и 21-ая «Волга» потеряла в своём официальном названии букву М, которая являлась аббревиатурой слова
«молотовец», присутствующего в названии горьковских легковых автомобилей ещё со времён ГАЗ-12 «Эмки», и стала называться просто ГАЗ-21.

    «Волга» второй серии получила омыватели лобового стекла, катафоты на задних фонарях, новый радиоприёмник и обтянутую
кожзаменителем приборную панель.

«Волга» именно этого выпуска демонстрировалась в Брюсселе в 1958 году в составе монументального стенда,
и получившего золотую медаль на Всемирной промышленной выставке. Всего было выпущено приблизительно 150 000 экземпляров
с «акульей пастью».

После первого полёта в космос Гагарин Юрий Алексеевич ездил на ГАЗ-69 с водителем, но вскоре советское правительство подарило
первому космонавту чёрную «Волгу» ГАЗ-21 второго выпуска. Уникальной эту машину делала внутренняя отделка — она была небесно-голубого цвета.

ГАЗ-21 «Волга» 3 серия (1962-1970 гг.)

Двигатель газ 21а технические характеристики

фотография ГАЗ-21 «Волга» 3-серия

В 1962 году 21 «Волга» подверглась очередному рестайлингу, и, казалось бы незначительные изменения
придали автомобилю новый, элегантный вид.

Решётка радиатора превратилсь в хромированный «китовый ус» — главный отличительный признак третьей серии,
с бамперов исчезли клыки, и сами бампера приобрели зауженный спереди профиль.

«Волга» стала действительно красивой машиной и пределом мечтаний рядового
советского автолюбителя ( а стоила она тогда ни много, ни мало — 5,500 послереформенных рублей, плюс 380 рублей — а это две с половиной месячных
зарплаты — за хромированную решётку радиатора и молдинги).

Выше «Волги» по классу стояли только ГАЗ-13 «Чайки» да правительственные ЗИЛы, которые обычным
советским гражданам были совершенно недоступны — не только из-за цены, но и из-за того, что эти автомобили просто не отпускались в частные руки.

Помимо внешних изменений, был ещё и ряд внутренних: более мощный двигатель (75 л.с.

), во внутренней отделке
стали использоваться более качественные материалы, сиденья в разложенном виде образовывали спальное место с более ровной поверхностью.

Вцелом, нужно
отметить, что на «Волге» третьей серии было уделено много внимания деталям, которые вместе складывались в гармоничный, красивый и надёжный
автомобиль — лицо советского автопрома.

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото модели ГАЗ 21 Волга

ГАЗ-22 «Волга» (1962-1970 гг.)

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото ГАЗ 22 Волга

ГАЗ-22 «Волга» — универсал (прототип и первые экземпляры выпускались с оформлением второй серии),
машина стала каретой скорой помощи.

Экспериментальный фургон грузоподъемностью 500 кг с цельнометаллическим кузовом на шасси ГАЗ 21И.

Грузовой отсек был отгорожен спереди сеткой, запасное колесо крепилось под днищем в заднем свесе, а топливный бак перенесен в базу автомобиля.
Фургон демонстрировался на ВДНХ СССР, однако в серийное производство запущен не был.

ГАЗ-21 «Волга» фотографии

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото ГАЗ 21 Волга

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото ГАЗ 21 Волга

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото ГАЗ 21 Волга

Двигатель газ 21а технические характеристики

фото ГАЗ 21 Волга

фото ГАЗ 21 Волга Милиция

shop.rolfoil.ru

Двигатель ГАЗ 21 – легенда достойная уважения

Двигатель ГАЗ 21 — это силовой агрегат, который был разработан в 50-е годы 20 века. Так, моторы не получили широкого распространения, но обладали высокими техническими характеристиками. Кроме этого, на автомобиль устанавливались экспортные варианты силовых агрегатов, которые работали на дизельном топливе.

Двигатель газ 21а технические характеристики

Технические характеристики

Мотор ГАЗ 21, он же ЗМЗ 21/21А обладал достаточно высокими техническими характеристиками. На то время почти все Волги оснащались двигателями объемом 2,5 литра, кроме экспортных вариантов, которые для советского человека были почти не доступны. Так в 60-е годы практически все водители хотели иметь 21-ю модель ГАЗа, что было показателем престижа и достатка.

Силовой агрегат был разработан на базе не менее знаменитой модели — Ford Mainline. Также, некоторые элементы двигателя были взяты с других моделей американских автомобилей 50-х годов. Кроме Форда, схожие конструктивные особенности можно проследить в силовыми агрегатами — Plymouth Savoy, Chevrolet 210 DeLuxe, Kaiser Henry J и Opel Kapitän.

Рассмотрим, основные технические характеристики, которыми обладают двигатели ГАЗ-21:

ГАЗ-21Б

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Объем 2,4 литра (2432 см. куб)
Мощность 65 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 88 мм
Расход 13 литров на 100 км
Система охлаждения Жидкостное
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

ЗМЗ 21/21А

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Объем 2,5 литра (2445 см. куб)
Мощность 69-76 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 92 мм
Расход 13 литров на 100 км
Система охлаждения Жидкостное
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

ЗМЗ 21Е/ 21Д

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Бензин
Система впрыска Карбюратор
Объем 2,5 литра (2445 см. куб)
Мощность 80-85 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндра 95 мм
Расход 13 литров на 100 км
Система охлаждения Жидкостное
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Читайте также:  Hxdb ford что за двигатель

Двигатель Perkins (экспортный вариант)

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Дизель
Система впрыска ТНВД
Объем 2,3 литра (2295 см. куб)
Мощность 68 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Система охлаждения Жидкостное

Двигатель Rover

Наименование Характеристика
Тип Рядный
Топливо Дизель
Система впрыска ТНВД
Объем 2,3 литра (2300 см. куб)
Мощность 65 лошадиных сил
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Система охлаждения Жидкостное

Indenor XDP 4.90

Наименование Характеристика
Марка Indenor XDP 4.90
Конфигурация V-образная восьмерка
Тип Дизель
Топливо Дизельное топливо
Объем 2,1 литра (2112 см куб)
Мощность 75 л.с.
Диаметр цилиндра 90 мм
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Питание ТНВД BOSCH
Охлаждение Жидкостное
Ресурс 300 тыс. км

Как видно, автомобиль ГАЗ 21 имел широкий выбор силовых агрегатов. Конечно, дизельные двигатели были экспортным вариантом, который поставлял в Европу. Особенно большое количество транспортных средств с маркировкой 21 получила Бельгия.

Обслуживание мотора

Бензиновые моторы обслуживались довольно просто и по накатанной схеме. Так, межсервисное техническое обслуживание должно проводиться в диапазоне 10-12 тыс. км пробега. Что касается дизельных вариантов, то согласно сервисной документации, ТО проводится в приделах 8-10 тыс. км.

Поскольку автомобилю и двигателям больше чем полвека, то до нашего времени дошло не много оригинальных силовых агрегатов. В основном автомобилисты используют модифицированный или усовершенствованный мотор.

В техническое обслуживание двигателя входит замена масла и фильтров. Если эту процедуру проводить регулярно и в точности с рекомендациями завода изготовителя, то можно сохранить первоначальный ресурс в 250 000 км пробега.

К тому же, современные технологии позволяют это сделать. Так, использование полусинтетического качественного масла поможет не только сберечь ресурс двигателя, но и сохранить основные конструктивные элементы от повышенного износа.

Двигатель газ 21а технические характеристики

Тюнинг и доработка

В последнее время стало популярным проводить тюнинг старых автомобилей. Так, автолюбители покупают автомобили с многолетней историей и дарят им новую жизнь. Кроме кузова дорабатывается также и двигатель. Конечно, чип тюнинга в данном моторе не предусмотрено, а вот провести расточку и добавить несколько дополнительных узлов можно, что поможет увеличить мощность.

Каким же образом проводится тюнинг мотора? Многие тюнинг-ателье предлагают заменить стандартный мотор на силовой агрегат зарубежного производства, с инжекторной системой впрыска. Но, не все автолюбители идут на это и стараются доработать старый силовой агрегат.

Двигатель растачивается до стандартных размеров ЗМЗ-24 — 92 мм. Это не всегда получается, да и существует вероятность того, что стенки между цилиндров треснут. Также, заказывается и устанавливается новый коленчатый вал. Заменяется клапанный механизм на более облегченный.

Чтобы улучшить впрыск топлива меняется впускной коллектор и карбюратор. Чтобы обеспечить получение полноценной воздушно-топливной смеси, необходимо заменить воздушный фильтр с нулевым сопротивлением. Для особых фанатов добавления мощности можно установить турбонагнетатель.

Неотъемлемым элементом доработки мотора является тюнинг системы охлаждения и выпуска отработанных газов. Так, вместо стандартной системы охлаждения в двигатель устанавливается силиконовые патрубки, доработанный водяной насос, а также алюминиевый радиатор.

Чтобы мотор не перегревался, к радиатору крепится электровентилятор принудительного включения. При этом датчик температуры располагается на радиаторе. Для полной уверенности, на силовой агрегат ставится модифицированный термостат.

Двигатель газ 21а технические характеристики

Что касается системы выпуска отработанных газов, то на автомобильном рынке моно подобрать и найти подходящие варианты, поскольку ассортимент выбора достаточно широкий. Так, бельгийское тюнинг ателье Deht-Wretheer проводило доработку 21-й волги и устанавливало выхлопную производства TrialDWQ, производства Германии.

Ретро выставки

Мотор ГАЗ 21 в оригинальном исполнении очень цениться на ретро выставках, поскольку с каждым годом этих силовых агрегатов становится все меньше и меньше. Так, за последнее десятилетия, кроме тюнинга довольно большой популярностью стали пользоваться ретро автомобили.

Неотъемлемой частью этой культуры является и ГАЗ 21 со своим легендарным двигателем. Молодому поколению интересно, какие моторы устанавливались полвека назад, и на каких силовых агрегатах ездило целое поколение автомобилистов.

Как показывает практика, ретро автомобили ГАЗ 21 с оригинальным двигателем в последние годы значительно выросли в цене, поскольку все больше коллекционеров старается получить данное транспортное средство себе в коллекцию. Основополагающим вопросом, который задается перед осмотром автомобиля, является — оригинальный ли мотор установлен на транспортном средстве?

Двигатель газ 21а технические характеристики

Вывод

Мотор ГАЗ 21 стал легендой целого поколения. Они верой и правдой служили 30 лет, а некоторые дошли до нашего времени. Так, двигатели, которые устанавливались на автомобиль, имели высокие технические характеристики и ресурс.

Провести обслуживание, ремонт и тюнинг силового агрегата достаточно просто. Так, любой автомобилист, который знаком с конструктивными особенностями мотора, сможет заменить масло и отремонтировать мелкие повреждения. Что касается капитального ремонта, то рекомендуется его проводить на автосервисе.

Двигатель ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

Двигатель газ 21а технические характеристики

Краткое описание

Двигатель ЗМЗ 21 (он же ГАЗ 21, который разрабатывался и выпускался на автозаводе ГАЗ в первые годы производства автомобиля Волга) предназначен для установки на седан среднего класса ГАЗ 21 “Волга” и его модификации. Двигатель использовался на микроавтобусах РАФ и фургонах ЕрАЗ.

На основе оригинального мотора ГАЗ-21 были разработаны двигатели УМЗ. Особенности. Конструктивно двигатель ЗМЗ 21 ничем не отличается от известного нам мотора ЗМЗ-402 (ведь он его прародитель), что устанавливался на более поздние модели Волги и на автомобили ГАЗель.

Основные отличия: водяной насос установлен на ГБЦ; головка с клапанами меньшего диаметра (впуск 44, выпуск 36 мм), каналы имеют прямоугольный вид; впускной коллектор прямоугольного сечения с площадкой под однокамерный карбюратор; два неполнопоточных масленых фильтра — грубой и тонкой очистки; на блоке цилиндров сверху имеется поверхность для фиксации гиль; используются сталебаббитовые вкладыши. Все семейство моторов ЗМЗ по максимуму унифицировано и моторы вполне взаимозаменяемы с незначительными доработками. Моторы от УАЗов (УМЗ 417) практически идентичны двигателю ЗМЗ 21 (ГАЗ-21). На основе ЗМЗ-21А был создан двигатель УМЗ-451, отличия между ними минимальны. Двигатели ЗМЗ 21Е / 21Д устанавливались на 21-ую Волгу шедшую на экспорт. За счет повышенной степени сжатия, моторы развивали 80-85 л.с. а крутящий момент составлял 166,7 Н•м.

Ресурс двигателя составляет в среднем 120-150 тыс. км, после чего он нуждается в капитальном ремонте.

Характеристики двигателя ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

ПараметрЗначение
Конфигурация L
Число цилиндров 4
Объем, л 2,445
Диаметр цилиндра, мм 92,0
Ход поршня, мм 92,0
Степень сжатия 6,7
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 51,5 кВт — (70-75 л.с.) / 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 170 Н•м / 2200 об/мин
Система питания Карбюратор К-22И, К-105, К-124
Рекомендованное минимальное октановое число бензина А-72, А-76
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 180

Конструкция

Четырехтактный четырехцилиндровый бензиновый карбюраторный с контактным распределителем зажигания, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала.

Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки – под давлением и разбрызгиванием. Блок цилиндров — литой, алюминиевый. В блок установлены чугунные гильзы мокрого типа, под гильзами резиновые кольца.

Алюминиевые лужёные поршни со смещенным отверстием под поршневой палец на 1,5 мм вправо для снижения шумности мотора. Поршень имеет два компрессионных и одно маслосъёмное кольцо. Коленчатый вал и распредвал ГАЗ-21. Коленвал пятиопорный, литой из чугуна, вкладыши сталебаббитовые.

Используется набивка сзади. На первых двигателях задняя шейка коленвала шире остальных.

Головка блока цилиндра отлита из алюминия, имеет вставные чугунные сёдла клапанов. Клапаны оснащаются одной пружиной и приводятся в действие через коромысла.

Газ 21 волга

Двигатель газ 21а технические характеристики

  • Эксплуатационные характеристики Газ 21 волга
  • Максимальная скорость: 130 км/чРасход топлива на 100км в смешанном цикле: 9 лОбъем бензобака: 60 лСнаряженная масса автомобиля: 1460 кгДопустимая полная масса: 1885 кгРазмер шин: 6.70-15
  • Характеристики двигателя

Расположение: спереди, продольноОбъем двигателя: 2445 см3Мощность двигателя: 70 л.с.Количество оборотов: 4000Крутящий момент: 170/2200 н*мСистема питания: КарбюраторТурбонаддув: нетГазораспределительный механизм: нетРасположение цилиндров: РядныйКоличество цилиндров: 4Диаметр цилиндра: 92 ммХод поршня: 92 ммСтепень сжатия: 6.6Количество клапанов на цилиндр: 2Рекомендуемое топливо: АИ-80

  1. Тормозная система
  2. Передние тормоза: БарабанныеЗадние тормоза: Барабанные
  3. Рулевое управление
  4. Тип рулевого управления: Глобоидный червяк с рециркулирующими шарикамиУсилитель руля: нет
  5. Трансмиссия
  6. Привод: ЗаднийКоличество передач: механическая коробка — 3Передаточное отношение главной пары: 3.78
  7. Подвеска
  8. Задняя подвеска: РессораПередняя подвеска: Винтовая пружина
  9. Кузов
  10. Тип кузова: седанКоличество дверей: 4Количество мест: 5Длина машины: 4770 ммШирина машины: 1885 ммВысота машины: 1620 ммКолесная база: 2700 ммКолея передняя: 1410 ммКолея задняя: 1420 ммДорожный просвет (клиренс): 190 мм
  11. Модификации
  12. Первая серия с 1956 по 1958
Читайте также:  Включается вентилятор на холодном двигателе при запуске на холодную

ГАЗ-М-21Г — с форсированным двигателем от «Победы»,ГАЗ-М-21Б — с форсированным двигателем от «Победы», такси.ГАЗ-М-21 — двигатель 2,445 л.

и АКПП,ГАЗ-М-21А — такси на базе ГАЗ-М-21В,ГАЗ-М-21В — общего назначения с двигателем 2,445 л.,ГАЗ-М-21Д — экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.

), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стекол появились начиная со второй серии).

ГАЗ-М-21Е — экспортная с АКПП.

  • Вторая серия с 1959 по 1962
  • ГАЗ-М-21И — базовый седан,ГАЗ-М-21А — такси,ГАЗ-М-21 — версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),ГАЗ-М-21Е — версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),

ГАЗ-М-21К — экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки).

Третья серия с 1962 по 1970

ГАЗ-М-21Л — базовый седан,ГАЗ-М-21М — экспортная,ГАЗ-М-21У — улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям — на передних в виде стрел и на задних — в форме плавников),ГАЗ-М21Т — таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.

На базе ГАЗ-21 третьей серии выпускались самостоятельные модели: Грузопассажирский ГАЗ-22ГАЗ-22 — малосерийный универсал (прототипы и первые серийные экземпляры возможно имели оформление второй серии), выпускавшися в 1962-1970 гг; на его базе выпускалась карета скорой помощи.

ГАЗ-22А — фургон, созданный в 1961 году; в серию не пошёл, но по его образцу строили фургоны авторемонтные заводы.

ГАЗ-23 — мелкосерийная машина сопровождения («быстроходная модификация», «догонялка»), с двигателем и автоматической коробкой передач от лимузина «Чайка» ГАЗ-13 (V8, 5,53 л., 160, позднее 195 л.с.

) и усиленными кузовом и ходовой частью, которая выпускалась в 1962-1974 гг в крайне ограниченных количествах (по информации исследователя вопроса Дмитрия Гвоздева, 608 экземпляров) для нужд КГБ и других силовых ведомств.

Производство

Год выпуска: с 1956 по 1970

Двигатель ГАЗ-21 (Цветной альбом, лист 2) | Гараж волговода

Библиотека волговода (ГАЗ-21)

Двигатель ГАЗ-21 (Цветной альбом, лист 2) Источник: www.volga21.h1.ru
>
Двигатель газ 21а технические характеристики
1 — рычаг ручной подкачки бензина; 2 — указатель уровня масла; 3 — топливный насос; 4 — вытяжная труба вентиляции картера; 5 — приемный патрубок водяного насоса; 4 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — распределитель зажигания; 8 — регулировочные гайки октан–корректора распределителя зажигания; 9 — стартер; 10 — фильтр грубой очистки масла; 11 — сливной краник водяной рубашки блока цилиндров; 12 — краник радиатора отопителя кузова; 13 — впускная труба; 14 — выпускной коллектор; 15 — карбюратор; 16 — воздушный фильтр; 17 — предохранительный щиток карбюратора; 18 — установочная планка генератора; 19 — генератор; 20 — датчик давления масла

Двигатель автомобиля «Волга» четырехцилиндровый четырехтактный, бензиновый, карбюраторный, верхнеклапанный, с рядным вертикальным расположением цилиндров и с водяным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя равен 2,445л. Ход поршня принят равным диаметру цилиндра (92 мм), то есть двигатель является «квадратным».

Сравнительно малый ход поршня обусловил и его малую скорость, вследствие чего путь поршня на 1 км пробега автомобиля также мал. Это обеспечило малый износ цилиндро-поршневой группы и высокую долговечность узла. Коленчатый вал пятиопорный с большой рабочей поверхностью как шатунных, так и коренных подшипников.

Вследствие этого удельные нагрузки на подшипники сравнительно малы. Распределительный вал опирается на пять подшипников, выполненных из сталебаббитовой ленты. Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна высокой твердости и выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки.

Направляющие втулки для клапанов выполняются из металлокерамики с высокими износостойкими качествами. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Все ответственные поверхности, подвергающиеся истиранию: кулачки и шейки распределительного вала, толкатели, наконечники штанг толкателей, коромысла, регулировочные винты коромысел и т.д.

— изготовлены из специального материала и подвергнуты термической обработке. В верхнюю часть цилиндров установлены вставки, выполненные из кислотоупорного износоустойчивого чугуна. Смазка трущихся поверхностей производится под давлением маслом АС–8.

В системе смазки установлены два фильтра: грубой очистки, пропускающий все масло, нагнетаемое масляным насосом в систему, и тонкой очистки, включенный параллельно системе и пропускающий только часть масла.

В результате указанных конструктивных и технологических мер долговечность двигателя (срок работы до капитального ремонта) установлена 180тыс.км пробега автомобиля по дорогам 1 класса. Однако при соблюдении инструкции по уходу долговечность двигателя доходит до 250 и даже до 300 тыс.км пробега автомобиля.

При данной конструкции газопровода с подогревом центральной части впускной трубы отработавшими газами, обеспечивающей равномерное распределение горячей смеси по цилиндрам, а также при оптимальных фазах открытия впускных и выпускных клапанов двигатель развивает мощность 75 л.с. при 4000 об/мин коленчатого вала.

Степень сжатия принята равной 6,7:1 в расчете на применение бензина А–72. Допускается использование бензина А–76, но в этом случае необходимо несколько увеличить угол опережения зажигания. Выпускаются также модификации двигателя со степенями сжатия 7,15:1 (80 л.с., бензин А–76) и 7,65:1 (85 л.с., бензин А–80).

Конструкция двигателя предусматривает удобный доступ ко всем агрегатам для их обслуживания: стартер, бензиновый насос, распределитель–прерыватель зажигания и указатель уровня масла находятся с левой стороны двигателя в доступных местах, а фильтр грубой очистки масла, генератор, кран слива воды из блока цилиндров и карбюратор — с правой стороны.

Доступ к масленке подшипников водяного насоса открывается с левой стороны двигателя. Достаточность количества нагнетаемой смазки определяется визуально через отверстие в шкиве насоса (по выходу смазки из контрольного отверстия на корпусе насоса).

Регулирование зазора между коромыслами и клапанами производится при снятой крышке коромысел, доступ к ним очень удобен. Конструкцией двигателя также предусмотрена возможность легкого ремонта.

Для этой цели цилиндры выполнены в виде отдельных деталей — «мокрых» гильз, легко вставляемых в блок цилиндров, а коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталебаббитовые вкладыши, которые можно заменить, не прибегая к услугам ремонтных заводов, а иногда даже не снимая двигателя с автомобиля.

Для изготовления деталей двигателя широко применены алюминиевые сплавы; кроме такой алюминиевой детали, как поршень, из алюминиевого сплава изготовлены также основные корпусные детали: блок цилиндров, картер сцепления, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен, кронштейн водяного насоса, выпускной патрубок водяной рубашки, корпус масляного фильтра, корпус масляного насоса. В результате широкого применения алюминиевых сплавов двигатель в сборе с оборудованием, сцеплением и коробкой передач, но без воздушного фильтра и вентилятора весит только 200 кг. Подробное описание конструктивных особенностей двигателя приводится ниже.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип двигателя: Четырехтактный, карбюраторный, бензиновый, верхнеклапанный, четырехцилиндровый
Расположение цилиндров: Вертикальное, в ряд
Диаметр цилиндра и ход поршня в мм: 92Х92
Рабочий объем цилиндров в л: 2,445
Порядок работы цилиндров: 1–2–4–3
Степень сжатия: 6,7
Топливо: Бензин А–72 (А–76, А–80)
Максимальная мощность при 4000 об/мин в л. с.: 75 (80, 85)
Максимальный крутящий момент при 2000 об/мин в кГм: 17 (18, 19)

Масса двигателя в сборе с коробкой передач, центральным тормозом и со всем оборудованием (без масла и воды) в кг: 205

»

ГАЗ-21 "Волга"

Первая «Волга» с индексом ГАЗ-21 выпускалась на Горьковском автомобильном заводе в 1956-1970 гг. В своё время она получила широкое признание как в СССР, так и за рубежом. На момент запуска в производство это был современный, стильный, динамичный автомобиль, соответствовавший самым высоким стандартам надёжности, комфорта, плавности хода и комплектации.

По таким показателям, как жёсткость конструкции, толщина металла, защита от коррозии, высота дорожного просвета и клиренс, ГАЗ-21 не имел аналогов в своём классе. Кроме того, это была первая советская серийная модель с автоматической коробкой передач и алюминиевым верхнеклапанным двигателем. Её можно увидеть во многих отечественных фильмах 60-х гг.

Читайте также:  Двигатель 402 газель какая должна быть компрессия в двигателе

, а сегодня она является популярным олдтаймером.

Работы над заменой «Победы» велись с 1951 г. под руководством А.А. Липгарта. На том этапе модель ещё называлась ГАЗ-М21 «Победа-II» и была внешне похожа на ЗИМ. В 1952 г. главным конструктором завода стал Владимир Соловьёв, который поручил довести проект до конца 27-летнему инженеру Александру Невзорову.

Через год были завершены два независимых дизайнерских макета: «Звезда» Джона Вильямса и «Волга» Льва Еремеева; второй посчитали более перспективным из-за трёхобъёмной структуры кузова с вместительным багажником.

Для изучения опыта конструирования зарубежных моделей ГАЗ закупил такие машины, как Ford Mainline (1954), Chevrolet 210 (1953), Plymouth Savoy (1953), Kaiser Henry J (1952), Standard Vanguard (1952) и Opel Kapitan (1953).

«Волга» получила много общих с этими автомобилями стилистических решений, что не означало прямого копирования, так как дизайнеры просто следовали модным в то время тенденциям.

Наибольшее влияние на внешность ГАЗ-21 оказал американский стиль 50-х гг., характеризовавшийся авиационно-ракетными мотивами и обилием хрома.

На момент запуска в производство «Волга» выглядела современной не только на фоне «Победы», но и в сравнении с иностранными автомобилями: она имела куполообразную крышу с изогнутыми (но не панорамными) лобовым и задним стёклами, выступающие на передних крыльях одинарные фары, вертикальные задние фонари с зачатками хвостовых плавников, рельефную выпуклость задних дверей (пережиток эпохи выступающих крыльев) и хромированные бамперы с «клыками». В СССР всё это ещё долго воспринималось как новое и необычное, хотя по американским меркам уже в 1958 г. машина смотрелась архаично. В целом дизайн «Волги» оставался актуальным до начала 60-х гг., когда почти все европейские производители обновили свои модели, а затем начал стремительно устаревать. К завершению выпуска в 1970 г. ГАЗ-21 считался уже безнадёжно отставшим.

Первый ходовой прототип ГАЗ-М21 был построен в 1954 г., а уже в мае следующего года три предсерийных экземпляра (один с механической и два с автоматическими коробками передач) отправились в испытательный автопробег к Чёрному морю вместе с зарубежными аналогами.

В июне «Волги» продемонстрировали кремлёвскому руководству, где они в целом произвели впечатление, хотя министру обороны Г.К. Жукову не понравилась решётка радиатора с вертикальными планками.

Тогда команда Еремеева в срочном порядке переделала фронтальную часть машины, установив решётку с горизонтальными брусьями и пятиконечной звездой в центре. В таком виде модель и пошла в серию, поэтому ГАЗ-21 1956-1958 гг. часто называют «Звездой».

Этих автомобилей было выпущено около 30000 ед., и сегодня они ценятся выше всего. Часть из них имела двухцветную окраску.

Вторая серия ГАЗ-21 появилась в продаже после выставки Expo '58 в Брюсселе, где советский стенд получил Гран-при. Рестайлинг заключался в возвращении к изначальной решётке радиатора с 16-ю вертикальными прорезями, известной как «акулья пасть».

Некоторые связывают это изменение со смещением Жукова с руководящих должностей, но на самом деле тому была более веская причина: пятиконечная звезда как символ социализма отпугивала многих западных покупателей. Более радикальное обновление провели в 1962 г.

, положив начало третьей, последней и самой распространённой серии. На ней исчезли лишние хромированные украшения (включая олень на капоте и клыки на бамперах) и двухцветная окраска, но появилась решётка радиатора из 37-ми вертикальных стоек («китовый ус»).

Общий объём производства ГАЗ-21 с 1956 по 1970 гг. составил 639478 ед.

Кузов ГАЗ 21 был несущим, с передним и задним подрамниками. Среди преимуществ автомобиля отмечались большая толщина металла, хорошая антикоррозийная обработка и высокая жёсткость конструкции, однако это не могло не отразиться на весе, а следовательно, и на динамике.

Независимая передняя подвеска шкворневого типа на пружинах и поперечных рычагах почти без изменений перешла от «Победы», сзади использовались продольные полуэллиптические рессоры. Устаревшие рычажные амортизаторы были заменены телескопическими только в 1962 г. На колёса размером 15″ ставились гидравлические барабанные тормоза.

Автомобиль имел централизованную систему смазки узлов шасси (ЦСС) с приводом от педали в салоне, но в 1960 г. от неё отказались.

Первые модификации «Волги» 1957 г. — базовая ГАЗ 21Г и такси ГАЗ 21Б — оснащались «переходным» 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем от ГАЗ-М20, увеличенным до 2432 см3, мощностью 65 л.с. Новый силовой агрегат ЗМЗ-21А устанавливался на «Волги» с конца 1957 г.

, начиная с модификаций 21В (базовой) и 21А (такси). Это был цельноалюминиевый верхнеклапанный рядный 4-цилиндровый мотор объёмом 2445 см3 с нижним распредвалом, мокрыми гильзами цилиндров, пятиопорным коленчатым валом и клиновидными камерами сгорания. Он развивал 70 л.с. (с 1962 г. — 75 л.с.

) и потреблял 13.5 литров бензина на 100 км.

Изначально «Волгу» планировалось комплектовать только автоматической (гидромеханической) коробкой передач, разработанной на основе агрегата Ford-O-Matic (в отличие от автомата Powerglide от Chevrolet, эта трансмиссия могла работать в паре с 4-цилиндровым двигателем).

Однако завод по технологическим причинам так и не наладил массовое производство автоматических трансмиссий, к тому же эксплуатация машин с АКПП вызывала определённые трудности. В 1957-1962 гг.

было выпущено менее 2000 экземпляров ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач; на автомобили третьей серии она уже не ставилась. Остальные «Волги» имели 3-ступенчатую механическую коробку передач с синхронизаторами на 2-й и 3-й скоростях и подрулевым переключателем.

Модель оснащалась трёхопорным карданным валом и гипоидным задним мостом с полуразгруженными полуосями.

Салон «Волги» был достаточно просторным и комфортабельным; на мягких пружинных диванах с отделкой из кожзаменителя и синтетической ткани размещались 6 человек. На металлической приборной панели с пластиковыми переключателями выделялся полукруглый спидометр с антибликовым покрытием.

В стандартную комплектацию входили отопитель с обогревом лобового стекла, трёхдиапазонный радиоприёмник, 2-скоростные стеклоочистители, омыватель лобового стекла, регулируемая по наклону спинка переднего дивана и набор инструментов для простого ремонта.

Машина предлагалась с базовым и улучшенным оформлением; последнее включало дополнительные хромированные декорации на кузове и было стандартным на экспортных моделях. Что касается знаменитого оленя на капоте (символа Нижнего Новгорода), то он присутствовал только на автомобилях 1956-1961 гг.

, и то далеко не всех. На некоторых экземплярах его заменяли травмобезопасной хромированной «каплей».

После валютной реформы 1961 г. «Волга» стоила 5100 рублей и была самым дорогим автомобилем, доступным в свободной продаже. В частные руки попадало лишь небольшое количество машин, так как в основном «Волги» эксплуатировались в такси и государственных учреждениях.

ГАЗ-21 также использовался милицией и ГАИ, а для КГБ была разработана специальная высокопроизводительная модификация ГАЗ-23 («догонялка»), предназначенная для сопровождения правительственных кортежей и преследований. Внешне она не отличалась от базового седана, но оснащалась 5.5-литровым мотором V8 от «Чайки». На основе ГАЗ-21 под руководством А.А.

Смолина были построены несколько гоночных автомобилей, а серийная «Волга» прославилась благодаря участию в раллийных соревнованиях: Тысяча озёр, Акрополис и Монте-Карло.

ГАЗ-21 массово экспортировался за границу, прежде всего в страны социалистического лагеря, хотя дилерская сеть охватывала и такие европейские государства, как Бельгия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Англия, Австрия, Голландия и Греция.

Относительно небольшой спрос в Европе объяснялся тем, что по размерам и объёму двигателя «Волга» приближалась к бюджетным американским моделям, а по европейским меркам относилась к представительскому классу, до которого не дотягивала по комплектации.

Несмотря на невысокую цену, иностранцы не могли оценить все преимущества «Волги», так как её надёжность и долговечность нельзя было проверить на гладких дорогах и в мягком климате. Экспортные версии ГАЗ-21 имели форсированный до 80-85 л.с. двигатель для работы на более качественном бензине, а некоторые — правый руль и АКПП. Бельгийская фирма S.A.

Scaldia-Volga в 1960-1967 гг. выпускала собственные модификации ГАЗ-21, в том числе с дизельными моторами Perkins или Rover. По её заказу итальянское ателье Ghia даже разработало проект модернизированной «Волги» с решёткой радиатора на всю ширину кузова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector