Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

В данной статье речь пойдет про взрыв аккумулятора: возможно ли это, причины, что делать и какая первая медицинская помощь должна оказываться.

Одним из основных источников электроэнергии в автомобилях является аккумуляторная батарея. С помощью ее обеспечивается запитывание бортовой сети авто, и самое важное – запуск силовой установки.

Популярные типы АКБ

На автотранспорте сейчас самыми распространенными являются свинцово-кислотные типы АКБ.

Несмотря на использование электролита (раствора серной кислоты в дистилляте), благодаря которому возможно проведение химических реакций, сопровождающихся выделением электрического разряда, такие аккумуляторы считаются безопасными, но лишь условно.

АКБ имеют герметичные корпуса, которые по максимуму предотвращают вытекание электролита. Но все же являются они лишь условно-безопасными.

А все потому, что протекание кислотного раствора в результате повреждения корпуса (трещина и т. д) — не самое опасное, большую опасность представляет возможность взрыва с разлетом частиц корпуса и капель электролита.

  • Для многих автомобилистов может показаться, что АКБ взорваться не может, просто хотя бы потому, что в его конструкции нет ничего, относящегося к взрывоопасным и легковоспламеняемым веществам, но факт остается фактом, такие случаи бывают.
  • Как отмечено, работа аккумуляторной батареи основывается на проведении химических реакций, которые и могут стать причиной выделения взрывоопасных веществ.
  • И как не странно, но появление таких компонентов обеспечивается благодаря наличию дистиллированной воды.

Отметим, что взрыв АКБ возможен только при стечении определенных факторов. Но вначале немного теории.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Теория взрыва, или почему кипит электролит

Аккумуляторная батарея на авто постоянно работает в режиме разряда-заряда. К примеру, при запуске, стартер потребляет большое количество энергии, но после пуска, в работу включается генератор, который восстанавливает расходованный батареей заряд, и так происходит постоянно.

  1. При этом во время отдачи заряда в АКБ проходят окислительно-восстановительные химические процессы, в результате которых из обычного свинца происходит образование сульфата свинца.
  2. При этом на положительных электродах осуществляется восстановление оксида свинца, а на отрицательных – окисление свинца.
  3. Взрывается аккумулятор при запуске двигателя
  4. Все эти процессы сопровождаются расходом серной кислоты, из-за чего плотность электролита падает (массовая часть кислоты снижается относительно дистиллята).

При заряде происходят те же процессы, но в обратном порядке. По мере заряда, образованный в результате реакций при разрядке сульфат свинца, распадается на составные части.

  • И когда он полностью расходуется, реакция не останавливается, но в ней уже участвует другая составная часть электролита – дистиллят.
  • После полного получения заряда, когда сульфата не осталось, начинается процесс электролиза дистиллированной воды, сопровождающийся разделением ее на составные компоненты – водород (выделяется на отрицательном электроде) и кислород (образуется на положительном электроде).
  • А вот эти компоненты уже являются взрывоопасными, и их воспламенение и является следствием взрыва АКБ.

Визуально процесс электролиза выглядит как закипание электролита. Многие автомобилисты как раз и ориентируются поэтому – если батарея бурлит, значит, она заряжена.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Но на самом деле кипение электролита – это активное выделение горючих газов. От этих процессов никуда не деться, они нужны для нормальной работы АКБ. И если соблюдать все меры безопасности, то выделение горючих газов ничем не грозит.

Причины взрыва АКБ

Основной причиной взрыва АКБ является скопление большого количества горючих газов и возникновение факторов, которые приводят к их воспламенению. А выделение газов начинает происходить, когда полностью расходовался сульфат свинца, образованный при разряде.

То есть, как только батарея восстановит заряд (расходует сульфат), начинает процесс разложения воды. Отсюда получается, что основная причина взрыва – перезаряд АКБ.

  1. Взрывается аккумулятор при запуске двигателя
  2. А произойти перезаряд может в двух случаях – длительная зарядка батареи (поставили на подзарядку и забыли) и неправильная работа регулятора напряжения генератора.
  3. Что касается первой причины, то этого не произойдет, если зарядное устройство – автоматическое, и после полного восстановления заряда оно перестает подавать напряжение.
  4. Взрывается аккумулятор при запуске двигателя
  5. И даже с таким зарядным устройством необходимо полностью соблюдать все меры предосторожности при проведении обслуживающих работ.

Второй случай более распространен. Дело в том, что максимальное напряжение, которое должно подаваться от генератора на АКБ, должно не превышать 14,2 В. Если регулятор неисправен, то часто на батарею подается напряжение большего значения.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

А поскольку на авто аккумулятор работает в циклическом режиме, то перезаряды у него случаются систематически, а отсюда и большое количество выделяемых газов.

Горючие газы скапливаются под верхней крышкой батареи. Чтобы этого не происходило, предусмотрена система вентиляции корпуса (отверстия в крышах банок, вентиляционная трубка), которые и должны отводить образованные газы.

Но небрежная эксплуатация батареи часто сопровождается закупоркой вентиляционных отверстий, в результате горючим компонентам деваться некуда, и они скапливаются внутри АКБ.

Количество этих газов зависит от внутреннего пустого объема. В банках батареи хоть и расположены пакеты электродов и электролит, но они занимают не все пространство, остается место, отведенное как раз для газов, которые и должны отводиться.

Если АКБ не обслуживать, то расщепление воды приводит к уменьшению объема электролита, в результате незанятый объем увеличивается, из-за чего внутри банки может скапливаться больше газа, а чем больше их – вероятность взрыва выше, увеличивается и сила его.

Самовоспламенение

Сами по себе газы взорваться не могут, если нет определенных факторов для этого, которые в АКБ образовываются не часто. Один из вариантов самовоспламенения – смешивание их с другими компонентами.

Разберем это на примере. Часто двигатель не хочет запускаться, и водитель крутит его стартером длительное время.

  • Разряд батареи производится с большой скоростью, поэтому все химические процессы в батареи проходят очень интенсивно, что сопровождается высоким нагревом электролита вплоть до закипания, что сопровождается выделением обильного количества газовых смесей.
  • Смешивание их с водородом, скопленным под крышкой, приводит к резкому увеличению объема и температуры газовой смеси, и она просто разрывает корпус.
  • Поэтому, нельзя на длительное время включать стартер в работу, поскольку это не только посадит АКБ, но и может стать причиной его взрыва.
  • Даже если АКБ после длительной работы стартера сел, не стоит сразу «прикуривать» от другого авто или батареи.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

  1. Если газы ни не самовоспламенились, и батарея осталась целой, то это не значит, что их там нет.
  2. И при подключении к ней клемм от другого АКБ вероятность проскакивания искры – очень высока.
  3. Поэтому следует перед прикуриванием всегда давать время на остывание разряженного аккумулятора и естественного отвода скопившихся газов.
  4. Важно почитать: Не заряжается аккумулятор, причины.

От чего воспламеняется газ

Чаще же взрыв происходит от стороннего источника – искры. И мест ее образования – вполне достаточно. Искра может появиться при внутреннем замыкании, когда повреждено соединение перемычек банок, при плохом контакте клемм АКБ с клеммниками бортовой сети, замыкании клемм, окислов.

Не стоит забывать и о статическом электричестве и неаккуратном поведении возле батареи, к примеру, нельзя проводить обслуживание батареи с сигаретой, не допускается подсвечивание зажигалкой или спичками при открывании крышек банок.

Водород – газ очень горючий и достаточно малейшей искры для его взрыва.

Чем опасно и как устранять последствия

Взрыв АКБ – явление очень неприятное и опасное. Полный выход из строя батареи без возможности восстановления – самая малая беда.

В момент взрыва корпус разламывается, и от него отлетают куски, причем с большой скоростью, которые могут нанести повреждения, особенно открытым участкам кожи, всем находящимся рядом.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Вылетающие осколки имеют достаточно острые кромки, которые запросто могут нанести порезы. Но и это не является самым опасным.

Значительно хуже, что во время взрыва аккумулятора из него вылетают капли электролита, а остальная часть просто растекается. Электролит способен нанести серьезные химические ожоги.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Поэтому сразу следует принять меры по нейтрализации попавших на кожу капель.

Лучше всего для устранения на коже и участках одежды воспользоваться раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ным). Им нужно обработать все участки кожи и одежды, а затем тщательно и обильно промыть проточной водой.

Читайте также:  Hyundai getz какой двигатель лучше

При разлете капли могут попасть и в глаза, что еще хуже. В таком случае пострадавшему необходимо немедленно промыть глаза сначала 5%-раствором питьевой соды, а затем большим количеством проточной воды.

После сразу же доставить его в больницу для оказания медицинской помощи.

Обязательно нужно нейтрализовать разлившуюся часть электролита, для чего все поверхности, на которые он попал, следует обильно промыть раствором соды.

Превентивные меры

Но это уже меры, которые принимаются в случае взрыва аккумулятора. Гораздо проще соблюдать определенные рекомендации, чтобы избежать такого явления.

Минимизировать возможность взрыва поможет:

  • Слежение за чистотой корпуса. Забиться вентиляционные отверстия могут только у сильно грязной батареи;
  • Многие место установки АКБ утепляют на зиму. Так вот, утеплитель не должен полностью окутывать батарею, обязательно должны быть проделаны отверстия для вентиляции;
  • «Прикуривать» автомобиль следует очень аккуратно и пользоваться для этого качественными проводами с зажимами;
  • Следить за состоянием клемм АКБ, не допускать их сильного загрязнения и окисления;
  • Периодически осматривать вентиляционные отверстия, при надобности их прочищать;
  • Пользоваться подходящими по размерам клеммниками, чтобы они хорошо зажимали и облегали клеммы батареи.

Важно также соблюдать меры при обслуживании аккумулятора:

  • Не пользоваться открытым огнем возле него;
  • Зарядку выполнять в хорошо проветриваемых помещениях;
  • Следить за процессом зарядки, чтобы не допустить длительное время его перезаряда;
  • Периодически контролировать уровень электролита и восполнять его дистиллятом. Для этого на многих АКБ предусмотрены специальные метки;
  • При зарядки АКБ частично откручивайте пробки, если не уверены, что вентиляционные отверстия не забиты.

Все эти нехитрые, но обязательные правила не только помогут избежать возможного взрыва батареи, но и продлят срок ее службы.

Почему аккумулятор может взорваться, и как этого избежать

Возможные причины взрыва аккумуляторной батареи автомобиля, вероятные последствия, профилактические меры. Видео о взрыве аккумулятора.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Чего не скажешь об обслуживаемых аккумуляторах, которые требуют постоянного контроля за уровнем электролита. Емкости для размещения жидкости у них открыты – и, как следствие, эти батареи обладают способностью чаще выходить из строя, а в самых критических ситуациях – взрываться.

Взрыв аккумуляторной батареи – вещь неприятная. Если разрушение произошло при зарядке, то опасности подвергаются люди, оказавшиеся в непосредственной близости от аккумулятора. А также может пострадать ваше имущество в результате возгорания или разбрызгивания кислоты.

Если взрыв случился во время работы автомобиля, то само транспортное средство может быть разрушено, иногда очень сильно. К эксплуатации и восполнению истощенной энергии батареи необходимо подходить с предельной осторожностью и внимательно следить за состоянием АКБ и процессом ее полной подзарядки.

Почему аккумулятор способен взорваться

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Даже новую и качественную батарею можно довести до полной некондиции, если ее несвоевременно обслуживать, допускать полный разряд, не обращать внимания на сильное перегревание ее полимерного корпуса. Или при зарядке батареи допустить ее перезаряд с кипением электролита. Если повезет, такие батареи просто тихо умрут, но иногда происходит ЧП, и они взрываются. Самыми распространенными предпосылками разрушения батареи являются:

  • слишком долгая зарядка аккумулятора;
  • очень низкий уровень электролита;
  • закупоривание батареи чехлами;
  • возникновение искры на клеммах;
  • неисправность автомобильного генератора;
  • загрязнение вентиляционных отверстий.

Давайте разберем причины взрывов более подробно.

Вероятные причины взрыва АКБ

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя
Слишком долгая зарядка аккумулятора

Почему, если оставить батарею заряжаться на длительное время, забыв про нее, появляется опасность взрыва? Потому что внутри происходит химическая реакция, при которой электролит разлагается на водород и кислород.

Свинцовые пластины окисляются и начинают разрушаться. Когда при зарядке АКБ восстанавливает свой заряд, что означает, что расходуется сульфат на пластинах, то начинает кипеть и разлагаться вода. Как кислород, так и водород относятся к самым взрывоопасным газам.

Они скапливаются внутри батареи под крышками банок.

Когда батарея стоит на зарядке длительное время, полностью зарядившись и с закипевшим электролитом, то, если срочно не отключить зарядное устройство, появившийся газ в значительном количестве скопится под крышкой. Любое попадание тепловой энергии может спровоцировать взрыв аккумулятора. Поэтому опытные автолюбители знают, что перезаряд батареи может привести к чрезвычайной ситуации.

Очень низкий уровень электролита

Батарея – небольшая коробка, под крышкой которой за одну минуту могут происходить десятки химических реакций. Самая потенциально опасная из которых – это выделение чистого водорода. Лишь самая малая искра может привести к непредсказуемым и разрушительным последствиям. Эта вероятность тем выше, чем ниже оказывается уровень электролита в АКБ.

Дистиллят выкипает со временем, и если нерадивый водитель не побеспокоится о том, чтобы вовремя долить воды, то не за горами и ЧП. Если воды останется на самом дне, то пластины оголятся, а при самом незначительном препятствии по ходу автомобиля они могут соприкоснуться, отчего проскочит искра. Прямо во время движения может произойти «разрыв гранаты» под капотом.

Закрытие батареи чехлами для утепления

Водители стремятся в зимнее время укрыть аккумулятор, чтобы поддержать уровень тепла. Но при этом они закрывают отверстия для выхода скопившегося под крышкой батареи взрывоопасного газа. В итоге повышается вероятность того, что аккумулятор в какой-то момент взорвется.

Возникновение искры на клеммах

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Неисправность автомобильного генератора

Если есть неисправность в генераторе, и регулятор напряжения дает сбои, то увеличивается поступающее от него зарядное напряжение. Процессы образования взрывчатых газов становятся все более интенсивными, что значительно повышает вероятность взрыва аккумуляторной батареи.

Если подаваемое от генератора напряжение превышает 14,2 В, что может случаться при неисправности, то произойдет перезаряд аккумулятора. Как следствие – водород и кислород в больших объемах скапливаются под крышкой и могут привести к воспламенению и взрыву.

Вентиляционные отверстия отводят излишки наружу, но иногда этого может быть недостаточно.

Загрязнение вентиляционных отверстий

За батареей необходимо ухаживать, очищать ее от грязи. Если водитель должным образом не будет следить за чистотой корпуса, то вентиляционные отверстия со временем забиваются грязью и закупориваются, не давая выхода образующимся внутри газам.

Помимо прочего, некоторые водители могут не снять с корпуса аккумулятора заглушки, закрывающие выходы.

Это пара маленьких пластмассовых колпачков, не снятых по незнанию или по забывчивости еще до начала эксплуатации АКБ, могут впоследствии послужить причиной такой крупной неприятности, как взрыв батареи.

Газ скопится и, не находя выхода, будет давить на стенки пластикового корпуса, что в конце концов приведет к разрыву стенок и всему последующему негативу.

Последствия взрыва автомобильной батареи

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Если взрыв произошел при закрытом капоте, двигатель и все электрическое оборудование будут выведены из строя кислотой. Иногда автомобиль бывает настолько поврежден, что восстановить его не представляется возможным. Если рядом люди, то им могут быть нанесены травмы и химические ожоги, при этом чаще всего страдают лицо и глаза.

По своей мощности взрыв батареи сопоставим с выстрелом из крупнокалиберного стрелкового оружия. Чтобы не допустить этого, нужно стараться обеспечивать аккумулятору должный уход и своевременное обслуживание.

Как предотвратить разрушение АКБ

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Выводящие излишки газа отверстия держите в чистоте и не закрывайте ни крышками, ни чехлами. Если вы живете в северных районах и утепления не избежать, то используйте чехол с прорезями и тоже содержите его в чистоте.

Не оставляйте разряженную батарею на холоде, так как ее пластины будут быстрее разрушаться, а вода внутри банок будет замерзать, что сокращает жизнь аккумулятора.

Во время зарядки не допускайте кипения электролита. Для этого необходимо контролировать напряжение заряда, которое не должно быть больше 14,1 В.

Клеммы не должны окисляться, во избежание этого смазывайте их периодически такими составами, как литол или солидол. Окислившиеся клеммы перед смазкой тщательно зачистите.

Электрическая проводка автомобиля должна быть в полном порядке. Следите за ее работоспособностью и неисправные элементы сразу заменяйте новыми. Контакты плотно закрепляйте на клеммах батареи.

Нельзя допускать перезарядки АКБ. Поэтому внимательно следите за процессом зарядки или приобретите автоматическое зарядное устройство, которое само отключит батарею, когда она полностью будет заряжена.

Читайте также:  Газель 406 двигатель инжектор не заводится на бензине

Проверяйте уровень электролита и доливайте воду, когда в этом будет необходимость. При этом недопустимо проверять, сколько осталось воды в банках, освещая себе обзор зажигалкой или горящей спичкой.

Во время зарядки не допускайте размещения АКБ возле открытого огня. Рядом нельзя курить или зажигать спички. Проводите зарядку в вентилируемых помещениях и подальше от людей.

Отслужившую свой срок аккумуляторную батарею заменяйте новой, не испытывая судьбу. Все эти несложные превентивные меры помогут избежать такого неприятного события, как взрыв батареи на вашем автомобиле.

Видео о взрыве аккумулятора:

Почему взрываются аккумуляторы в машине?

Спровоцировать взрыв автомобильного аккумулятора может несоблюдение условий зарядки и отсутствие должного обслуживания батареи. Какие АКБ могут взорваться под капотом, при зарядке,  и как уберечь себя от подобной ситуации?

Аккумуляторная батарея используется в качестве источника электропитания стартера, системы зажигания, питания двигателя и прочих вспомогательных систем автомобиля.

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Основы химических реакций внутри АКБ

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Автомобильная аккумуляторная батарея состоит из корпуса, который разделен на 6 изолированных секций (банки). Каждая ячейка состоит из набора отрицательных и положительных пластин. Пластины отделены сепараторами, погруженными в раствор серной кислоты и дистиллированной воды, называемый электролитом.

При разряде аккумулятора активная масса положительных и отрицательных пластин взаимодействует с электролитом. В результате химической реакции образуется сульфат свинца, оседающий на поверхности пластин и вода.

Плотность электролита при этом уменьшается. При зарядке АКБ от внешнего источника в результате обратной химической реакции образовывается кислота, на отрицательных электродах восстанавливается чистый свинец, а на положительных – диоксид свинца.

Плотность раствора при этом повышается.

Физико-химические предпосылки для взрыва

При зарядке свинцово-кислотного аккумулятора на молекулярном уровне вода разлагается на водород и кислород. Часть газов оседает на поверхности положительных пластин.

Вторая часть представляет собой гремучую смесь, скапливающуюся под крышкой корпуса АКБ. Смесь крайне взрывоопасна, а поэтому даже малейшей искры достаточно для ее поджога.

Такие искры могут возникать между пластинами с положительным и отрицательным потенциалом, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы взорвался аккумулятор автомобиля, в цепочку должны сложиться сразу несколько из негативных факторов:

  • снижение уровня электролита в банках;
  • продолжительный перезаряд батареи;
  • забитый перепускной клапан, который в необслуживаемых аккумуляторах предназначен для аварийного сброса скопившегося взрывоопасного газа;
  • несвоевременное обслуживание аккумуляторной батареи;
  • продолжительная высокая нагрузка на АКБ, сменяющаяся зарядом большим током. Если вы безуспешно пытались запустить холодный двигатель, а после под капотом взорвался аккумулятор при прикуривании, вероятнее всего, действия развивались как раз по такому сценарию.

Человеческий фактор

В печальной статистике чаще всего значится взрывы аккумуляторов при зарядке от внешнего устройства. Возможные причины:

  • слишком высокий ток заряда АКБ;
  • продолжительный заряд большим током с закрученными крышками. Пробки предназначены для контроля уровня и плотности электролита и для выхода газа при плановом обслуживании аккумулятора. При зарядке для предотвращения риска взрыва производители рекомендуют выкручивать пробки;
  • перезаряд батареи. Если зарядное устройство не имеет функции автоматической зарядки, необходимо следить за уровнем потребления тока и общим временем зарядки. Больше всего риск взрыва при использовании старых зарядных устройств, в которых невозможно адекватно настроить уровень напряжения и силу тока.

Простые правила зарядки АКБ

  1. Перед зарядкой открутите пробки.
  2. Установите силу тока, равную 1/10 емкости аккумулятора. К примеру, для АКБ с емкостью 72 а/ч. зарядка током 7,5-8 А будет наиболее безопасной и щадящей в плане сохранения батареи.

  3. Не оставляйте надолго заряженный аккумулятор подключенным к зарядному устройству (особенно, при ускоренной зарядке, когда принудительно выставлена большая сила тока).

Помните о том, что при длительном заряде через пробки выходит взрывоопасный газ.

Поджечь его может как поднесенная вплотную сигарета, так и искра, возникающая при снятии/одевании крабов зарядного устройства.

Взорвался аккумулятор в машине

Взрывается аккумулятор при запуске двигателя

Как и в предыдущем случае, взрыв АКБ происходит из-за совокупности форм-факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • слишком высокое напряжение бортовой сети. Причина в неисправном реле-регуляторе напряжения. Так называемая «шоколадка» в конструкции генератора дозирует подачу напряжения на обмотку возбуждения статора. Таким образом, напряжение зарядки поддерживается на заданном диапазоне, вне зависимости от количества включенных потребителей;

Система бортовой самодиагностики современных авто способна отреагировать на неадекватную работу генератора сигнальной лампой на приборной панели. На авто с отсутствующей функцией лампочка «АКБ» в случае перезаряда не загорается.

  • низкий уровень электролита;
  • утепление аккумулятора;
  • неисправность клапана сброса газов;
  • резкая повышенная нагрузка на батарею.

Какие последствия от взрыва аккумуляторной батареи?

Если взорвался аккумулятор под капотом, когда автомобиль был в движении, в салоне вы услышите лишь небольшой хлопок. При этом в качестве источника поджога может выступить как искра внутри корпуса АКБ, так и внешний источник пламени.

Выходящие через негерметичную пробку газы способна поджечь даже искра от статического электричества, не говоря уже о той, которая возникает при подключении аккумулятора к бортовой сети авто или при подключении проводов для прикуривания автомобиля.

Если взрыв произошел при запуске машины или в движении, для авто самые печальные последствия, скорее всего, ограничатся риском повреждения ЛКП. Электролит крайне ядовит к лакокрасочным материалам, поэтому если в ближайшее время не удалить его остатки с кузова, краска вспучится, оголив кузов влаге и реагентам.

Видео: Может ли взорваться аккумулятор автомобиля? Просто о сложном

Как обезопасить себя и автомобиль?

  1. Следите за количеством электролитической жидкости в АКБ. Большинство малосурмянистых батарей подвержены выкипанию воды из электролита. Поэтому производители делают их обслуживаемыми. Открутив пробки, вы можете визуально оценить уровень, который на 10-12 мм должен быть выше пластин.
  2. Очищайте клеммы и область вокруг них от грязи. Плотный грязевой слой в условиях повышенной влажности может привести к саморазряду и ускоренному выкипанию воды из электролита.
  3. Следите за креплением корпуса к площадке. Возникающая в движении вибрация – один из основных факторов преждевременного выхода батареи из строя. Это может стать и причиной нарушения контактов внутри АКБ.
  4. Периодически проверяйте уровень напряжения в бортовой сети автомобиля. Для этого подойдет простейший мультиметр. Исправный генератор на холостых оборотах должен выдавать заряд в диапазоне 13,8-14,6 В. При одновременном включении нескольких мощных потребителей уровень зарядки не должен снижаться ниже 13,7 В.
  5. При наличии пробок не поленитесь проверить уровень электролита даже в новом аккумуляторе. Электролит в корпус заливается роботами, а поэтому при сбоях в калибровке возможен перелив или недолив. Особенно это касается аккумуляторов из бюджетного сегмента.

Загрузка…

Что делать если взорвался аккумулятор в автомобиле

120 публикаций6 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram

В этой статье речь пойдет о взрыве аккумулятора: возможен ли он, причины, что делать и какая первая помощь должна быть оказана.

Одним из основных источников электричества в автомобилях является аккумулятор. С его помощью обеспечивается бортовая сеть автомобиля, а самое главное — запуск силовой установки.

Популярные типы АКБ

Свинцово-кислотные аккумуляторы сейчас наиболее распространены в автомобилях.

Несмотря на использование электролита (раствор серной кислоты в дистилляте), благодаря которому можно проводить химические реакции, сопровождающиеся выделением электрического разряда, такие батареи считаются безопасными, но лишь условно.

Батареи имеют герметичные кожухи, которые максимально предотвращают утечку электролита. Но все же они безопасны лишь условно.

А все потому, что потеря раствора кислоты из-за повреждения корпуса (трещина и т.д.) не самое опасное, большую опасность представляет возможность взрыва с разлетом частиц тела и капель электролита.

  • Многим автомобилистам может показаться, что аккумулятор не может взорваться просто потому, что в его конструкции нет ничего, связанного с взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами, но факт остается фактом: такие случаи действительно случаются.
  • Как уже отмечалось, работа аккумулятора основана на химических реакциях, которые могут привести к выбросу взрывоопасных веществ.
  • И как ни странно, появление этих компонентов обеспечивается наличием дистиллированной воды.

Учтите, что взрыв батареи возможен только при стечении определенных факторов. Но сначала немного теории.

Читайте также:  Двигатели бмв n46 характеристики

Теория взрыва, или почему кипит электролит

Аккумулятор автомобиля постоянно работает в режиме разряд-заряд. Например, при запуске стартер потребляет большое количество энергии, но после запуска генератор включается, восстанавливая потребленный аккумулятором заряд, и это всегда происходит.

При этом при разряде заряда в аккумуляторе происходят окислительно-восстановительные химические процессы, в результате которых образуется сульфат свинца из обычного свинца.

В этом случае оксид свинца восстанавливается на положительных электродах, а свинец окисляется на отрицательных.

Все эти процессы сопровождаются расходом серной кислоты, из-за чего уменьшается плотность электролита (уменьшается массовая доля кислоты по отношению к дистилляту).

При перезагрузке происходят те же процессы, но в обратном порядке. Когда происходит заряд, генерируемый реакциями разряда, сульфат свинца распадается на составные части.

  1. И когда он полностью израсходован, реакция не прекращается, но уже задействована другая составляющая электролита — дистиллят.
  2. После получения полного заряда, когда не остается сульфата, начинается процесс электролиза дистиллированной воды, сопровождающийся ее разделением на составляющие ее компоненты: водород (выделяющийся на отрицательном электроде) и кислород (образующийся на положительном электроде).
  3. Но эти компоненты уже взрывоопасны и их возгорание — следствие взрыва аккумуляторной батареи.

Визуально процесс электролиза напоминает кипение электролита. Многие автомобилисты управляются именно так: если аккумулятор закипает, значит он заряжен.

Но на самом деле кипение электролита — это активное выделение горючих газов. От этих процессов никуда не деться, они нужны для нормальной работы аккумулятора. И при соблюдении всех мер безопасности выброс горючих газов ничему не грозит.

Причины взрыва АКБ

Основная причина взрыва аккумуляторной батареи — скопление большого количества горючих газов и возникновение факторов, приводящих к их возгоранию. А выделение газов начинает происходить, когда сульфат свинца, образовавшийся при разряде, полностью израсходуется.

То есть, как только аккумулятор восстанавливает заряд (расходует сульфат), начинается процесс разложения воды. Таким образом, получается, что основная причина взрыва — это перезаряд аккумулятора.

Причем перегрузка может возникнуть в двух случаях: длительная зарядка аккумулятора (зарядил и забыл) и некорректная работа регулятора напряжения генератора.

Что касается первой причины, этого не произойдет, если зарядное устройство автоматическое и после полного восстановления заряда перестает подавать напряжение.

И даже с таким зарядным устройством необходимо полностью соблюдать все меры безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию.

Второй случай встречается чаще. Дело в том, что максимальное напряжение, которое должно подаваться с генератора на аккумулятор, не должно превышать 14,2 В. При неисправности регулятора на аккумулятор часто подается более высокое напряжение.

А поскольку аккумулятор в автомобиле работает циклически, он регулярно перезаряжается, и поэтому выделяется большое количество газа.

Горючие газы скапливаются под верхней крышкой аккумуляторного отсека. Чтобы этого не происходило, предусмотрена система вентиляции корпуса (отверстия в крышах банок, вентиляционная труба), которая должна отводить образующиеся газы.

Но неаккуратное обращение с аккумулятором часто сопровождается засорением вентиляционных отверстий, в результате чего горючие компоненты некуда деться и скапливаются внутри аккумулятора.

Количество этих газов зависит от объема внутреннего вакуума. В аккумуляторных батареях хоть и расположены электроды и блоки электролита, но они не занимают все пространство, есть место только для газов, которые следует отводить.

Если аккумулятор не ремонтировать, то расщепление воды приводит к уменьшению объема электролита, в результате увеличивается незанятый объем, поэтому чем больше газа может скопиться внутри банки и чем их больше, тем больше вероятность взрыва больше, его сила тоже увеличивается.

Самовоспламенение

Сами газы не могут взорваться, если для этого нет определенных факторов, которые не часто образуются в аккумуляторе. Один из вариантов самовоспламенения — смешивание их с другими компонентами.

Давайте посмотрим на это на примере. Часто двигатель не хочет заводиться и водитель подолгу запускает его со стартером.

  • Аккумулятор разряжается с большой скоростью, поэтому все химические процессы в аккумуляторе очень интенсивны, что сопровождается сильным нагревом электролита до кипения, что сопровождается выделением обильного количества газовых смесей.
  • Смешивание их с водородом, скопившимся под крышкой, приводит к резкому увеличению объема и температуры газовой смеси и попросту разрушает корпус.
  • Поэтому включать стартер на длительное время нельзя, так как это не только приведет к посадке аккумулятора, но и к его взрыву.
  • Даже если аккумулятор разрядился после длительной работы стартера, не стоит сразу «включаться» от другого автомобиля или аккумулятора.
  1. Если газы не загорелись самопроизвольно и аккумулятор остался цел, это не значит, что их нет.
  2. А при подключении к нему выводов другого аккумулятора очень велика вероятность проскальзывания искры.
  3. Поэтому перед тем, как закурить сигарету, всегда следует дать разряженному аккумулятору остыть и естественному удалению скопившихся газов.
  4. важно прочитать: Не заряжается аккумулятор, причины.

От чего воспламеняется газ

Чаще всего взрыв происходит от стороннего источника — искры. И мест его образования вполне достаточно. Искра может появиться при внутреннем коротком замыкании, при повреждении перемычки, при плохом контакте выводов АКБ с клеммами бортовой сети, коротком замыкании выводов, окисле.

Не забывайте о статическом электричестве и неаккуратном поведении возле аккумуляторной батареи, например, невозможно починить аккумулятор сигаретой, нельзя воспламеняться зажигалкой или спичками при открытии крышек банок.

Водород — легковоспламеняющийся газ, и достаточно малейшей искры, чтобы он взорвался.

Чем опасно и как устранять последствия

Взрыв аккумулятора — очень неприятное и опасное явление. Самая маленькая проблема — это полный выход из строя аккумулятора без возможности восстановления.

В момент взрыва тело разваливается на части, и части разлетаются от него с большой скоростью, что может нанести ущерб, особенно открытым участкам кожи, всем, кто находится поблизости.

У летающих обломков довольно острые края, по которым легко можно порезаться. Но это даже не самое опасное.

гораздо хуже то, что при взрыве аккумулятора капли электролита выходят, а остаток просто растекается. Электролит может вызвать серьезные химические ожоги.

Поэтому следует немедленно принять меры по нейтрализации попадания капель на кожу.

лучше всего использовать раствор аммиака или карбоната натрия (10%), чтобы удалить его с кожи и одежды. Им необходимо обработать все участки кожи и одежды, а затем тщательно и обильно промыть проточной водой.

При разделении капли могут попасть в глаза, что еще хуже. В этом случае пострадавший должен немедленно промыть глаза сначала 5% раствором пищевой соды, а затем большим количеством проточной воды.

После этого немедленно доставьте в больницу для оказания медицинской помощи.

обязательно нейтрализовать пролитую часть электролита, для чего все поверхности, на которые он попал, необходимо тщательно промыть раствором соды.

Превентивные меры

Но это уже меры, которые принимаются в случае взрыва аккумулятора. Чтобы избежать этого явления, гораздо проще следовать некоторым рекомендациям.

Чтобы свести к минимуму возможность взрыва, это помогает:

  • Контроль чистоты корпуса. Вентиляционные отверстия могут забиться только очень грязным аккумулятором;
  • Многие места, где установлен аккумулятор, утеплены на зиму. Таким образом, изоляция не должна полностью охватывать аккумулятор, необходимо просверлить отверстия для вентиляции;
  • Используйте клеммные колодки правильного размера, чтобы они плотно прилегали к клеммам аккумулятора.
  • Периодически осматривайте вентиляционные отверстия, при необходимости очищайте их;
  • Автомобиль следует «включать» очень осторожно и использовать для этого качественные кабели с зажимами;
  • Следите за состоянием клемм АКБ, не допускайте их сильного загрязнения и окисления;

также важно соблюдать меры при обслуживании аккумуляторной батареи:

  • Не используйте вблизи него открытый огонь;
  • Заряжайте в хорошо проветриваемом помещении;
  • При зарядке аккумулятора частично открутите колпачки, если не уверены, что вентиляционные отверстия не заблокированы.
  • Периодически проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллят. Для этого на многих батареях есть специальные ярлыки;
  • Следите за процессом зарядки, чтобы не оставлять слишком много времени на перезарядку;

Все эти простые, но обязательные правила не только помогут избежать возможного взрыва аккумулятора, но и продлят срок его службы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector