Автомат холодного запуска двигателя

20 декабря 2019

Среди автомобилистов вопрос, как правильно прогревать гидравлическую АКПП, вызывает, пожалуй, самые жаркие споры. Бытуют разные мнения о том, как это делать грамотно, и нужно ли вообще в мороз греть коробку автомат.

Автомат холодного запуска двигателя

КАК РАБОТАЕТ КОРОБКА Разберем подробнее принцип работы автоматической коробки, чтобы удостовериться, что прогрев необходим при низкой температуре воздуха. Функция трансмиссии – передать момент силы от двигателя на колеса, обеспечивая движение авто.

В автоматической коробке крутящий момент от двигателя полностью передается на гидротрансформатор, от которого распределяется за счет фрикционного сцепления определенных шестерен.

Гидротрансформатор по форме напоминает стоящий на ребре тор, разрезанный по вертикали и погруженный в ATF.

Автомат холодного запуска двигателя Первая половина этого «бублика» жестко закреплена на валу мотора. Вращаясь, это кольцо своими лопатками закачивает масло на лопасти турбины (второй части тора), обеспечивая ее вращение. Между половинками «бублика» установлен реактор, повышающий момент силы. Такая конструкция позволяет сглаживать вибрации, создаваемые мотором.

От гидротрансформатора работает масляный насос, который закачивает ATF жидкость в тор. Этот же насос создает давление в гидроблоке («мозги» автомата), который управляет переключением передач. Это значит, что когда мотор выключен, давления в АКПП нет. Оно создается насосом после пуска мотора.

ЕСЛИ НЕ ПРОГРЕТА ЖИДКОСТЬ ATF Трансмиссионное масло передает крутящий момент и обеспечивает работу всей автоматической коробки передач. Если вязкость жидкости не соответствует параметрам, заложенным производителем, она не сможет создавать требуемое давление. Фрикционные диски не будут полностью смыкаться, переключение передач будет происходить некорректно.

Также следует учитывать, что вязкое трансмиссионное масло плохо проходит через фильтры.

Если в жидкости имеется взвесь из продуктов износа фрикционов или других элементов механической части АКПП, фильтры почти наверняка будут забиты. Исправить ситуацию можно, только прогревом.

Разогретая ATF становится более жидкой, смывая грязь с фильтров. Это помогает стабилизировать давление в гидроблоке, что обеспечивает точную работу фрикционов.

ДВИЖЕНИЕ НА ХОЛОДНУЮ – ПРИЧИНА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИЗНОСА Проблемы с трансмиссионным маслом сразу же скажутся на работе коробки, водитель это обязательно почувствует. Машина будет дергаться при переключении скоростей, появятся пинки и рывки.

Проскальзывающие фрикционные диски будут перегреваться, провоцируя появление продуктов износа, ухудшая состав масла. Увидев полную картину работы АКПП с холодной ATF жидкостью, становится понятно, что перед началом движения автомобиля ее обязательно нужно прогревать.

В противном случае коробка автомат работает на износ. Проблемы не заставят себя долго ждать.

Автомат холодного запуска двигателя

КАК ПРОГРЕВАТЬ КОРОБКУ ЗИМОЙ В том,что прогрев машины с АКПП зимой необходим, убедились. Теперь разберемся, как нужно греть автоматическую коробку. От того, насколько правильно вы будете выполнять эту процедуру, зависит здоровье трансмиссии вашего авто.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ТРАНСМИССИОННЫМ МАСЛОМ НА МОРОЗЕ Чтобы понять, как прогревать, нужно разобраться, как низкая температура влияет на трансмиссионную жидкость. Идем по порядку. ATF – это масло, значит, на морозе она густеет. Если охладить эту субстанцию ниже минус 45°C – минус 50°C, она потеряет текучесть и застынет.

Немного выправить ситуацию может применение специальных присадок для автоматической коробки. Хорошие результаты показывает триботехнический состав «АКПП» от российской фирмы Suprotec.

Если добавить «Супротек» в трансмиссионное масло, средство поможет справиться с негативными последствиями низкой температуры, защищая поверхности трения от износа и задиров, но все равно без прогрева ATF движение начинать категорически не рекомендуется.

В московском регионе морозы ниже – 30 °C случаются редко, поэтому масло в коробке, как правило, не застывает, а густеет. В таком случае нужен правильный прогрев АКПП, чтобы избежать проблем и продлить ресурс агрегата. Разбираемся, как это делать правильно.

ГРЕТЬ АКПП НУЖНО НЕ ТОРОПЯСЬ Первое, что нужно запомнить: для правильного прогрева автоматической коробки зимой требуется время. Не обязательно греть машину полчаса, но несколько минут потребуется обязательно. Длительность процедуры зависит от температуры окружающего воздуха.

Автомат холодного запуска двигателя Второе: греть нужно именно ATF жидкость. В интернете полно советов, что для прогрева масла необходимо прогнать селектор по всем положениям, задерживаясь в каждой точке на 10 – 20 секунд. При этом машину нужно удерживать на месте педалью тормоза. У большинства опытных мотористов подобные советы вызовут улыбку, остальные не станут улыбаться только потому, что будут раздражены. Манипуляции с селектором в лучшем случае просто бесполезны. Открывая те или иные каналы (когда переводите селектор АКПП в разные положения), вы никак не влияете на температуру жидкости внутри коробки. При этом вы напрасно рискуете. Быстрое переключение селектора ЭБУ может интерпретировать как замыкание или другую поломку. И тогда здравствуй, «чек».

И еще одна опасность бессмысленного переключения селектора: если нога соскользнет с педали тормоза, машина неожиданно начнет движение. Хорошо, если на пути не будет препятствий…

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ПРОГРЕВ АВТОМАТА ПРИ РАЗНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ Если «за бортом» мороз от -5 до -20 °C, правильный прогрев длится около 5 минут, пока датчик температуры охлаждающей жидкости покажет +60 — +80 °C. Затем можно трогаться и двигаться на оборотах от 1300 до 3000 в течение 5 минут. Так масло в коробке полностью прогреется.

Автомат холодного запуска двигателя Когда столбик термометра показывает от -20 до -35 °C, прогрев коробки должен длиться не менее 10 минут. Возможно появление небольшой вибрации. Это обусловлено тем, что насосное колесо гидротрансформатора заработало, а турбинное еще тормозит из-за вязкости ATF жидкости. Нужно дождаться, когда обороты стабилизируются на штатном уровне, а затем плавно начать движение. До полного прогрева автомобиля следует избегать рывков. Скорость желательно ограничить на уровне 40 км/ч.

Приведенные нами рекомендации, как правильно прогревать АКПП, имеют общий характер. Это только ориентир. Необходимо вносить поправки на марку машины, ее пробег, качество трансмиссионной жидкости и температуру окружающего воздуха. Главное – начинать движение плавно, без резких разгонов и торможений. Двигаться желательно на 1500 – 2500 оборотах.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АКПП ЗИМОЙ Любую проблему легче предупредить, чем бороться с ней. Соблюдение нескольких совсем несложных правил поможет автоматической коробке пережить зиму без потерь.

СПОКОЙНАЯ ЕЗДА Любите агрессивную езду? Зимой придется «наступить на горло собственной песне», чтобы сберечь АКПП. Резкие разгоны и торможения очень негативно сказываются на состоянии фрикционных лент, благодаря которым переключаются передачи. Движение «а-ля Шумахер» рано или поздно приведет к обрыву фрикциона.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ЗИМЫ Если ваш автомат вашего автомобиля имеет режимы Winter («зима») или Snow («снег»), обязательно пользуйтесь ими. Машина стартует со второй передачи, проскальзывание колес исключается. Трансмиссия быстро прогревается. В теплое время года режим использовать нельзя, иначе коробка перегреется.

СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА ТРАНСМИССИОННОЙ ЖИДКОСТИ Производители советуют менять масло в автомате через 60 000 км пробега. Если перед наступлением зимних холодов коробка прошла более 40 000 после последней замены ATF, лучше не рисковать, и заменить жидкость, а также фильтр. Ремонт АКПП обойдется дороже. Эксперты передачи «Главная дорога» дают некоторые советы по уходу за КПП.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИСАДОК Чтобы защитить коробку автомат от износа, продлить ресурс узла, рекомендуем применять специальную присадку Suprotec «АКПП» или один из ее аналогов. Это средство добавляется в трансмиссионную жидкость, но не изменяет ее свойства.

Триботехнический состав взаимодействует с механическими частями, поэтому может добавляться в ATF любой марки. При добавлении в трансмиссионное масло продукт «Супротек» создает слой из металлических частиц на поверхности пар трения.

Частично восстанавливается геометрия деталей масляного насоса, передаточных шестерен и подшипников. Слой микрочастиц помогает удерживать более плотную пленку масла, защищая детали от износа. Средство восстанавливает производительность и давление насоса, убирает отложения в каналах и клапанах гидроблока.

Это оптимизирует работу автомата. Фрикционные пакеты работают корректно, исключаются рывки, пинки и другие проявления неполадок.

Автомат холодного запуска двигателяАвтомат холодного запуска двигателя 

Конечно, если износ автоматической трансмиссии уже значительный, никакая автохимия не спасет. Состав Suprotec помогает предотвратить износ, устраняет мелкие и средние неисправности, но чудес не совершает. Средство поможет коробке пережить морозную зиму или жаркое лето, но вернуть к жизни убитый агрегат не способно.

Чтобы добиться стойкого эффекта восстановления и защиты компонентов автомата от износа, рекомендуется добавлять средство «АКПП» при каждой плановой замене ATF жидкости. Можно использовать и другие составы аналогичного типа, но у российского продукта соотношение цены и качества заметно выше, чем у конкурентов.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ, ЕСЛИ ПРЕНЕБРЕЧЬ ПРОГРЕВОМ АКПП ЗИМОЙ

Проблема Последствия
Загустевшая трансмиссионная жидкость забивает фильтры Насос работает с перегрузками, возможна его поломка
Густое масло плохо двигает клапаны, поэтому фрикционные ленты неплотно прилегают к шестерням Фрикционы пробуксовывают и подгорают. Коробка перегревается, в ATF жидкость попадают продукты разрушения фрикционов
Из-за загустевшей ATF жидкости фрикционы срабатывают с опозданием Переключение скоростей работает некорректно. Рывки и пинки АКПП
Из-за повышенной вязкости холодного масла фрикционы срабатывают с опозданием Возможен обрыв фрикционной ленты при резком разгоне или пробуксовке колес на льду
Читайте также:  Toyota will vs какой двигатель

Нужно ли прогревать АКП зимой, почему и как это делать правильно?

Автомат холодного запуска двигателя

С прогревом мотора большая часть автовладельцев вроде бы определилась и греет моторы правильно: немного на холостых и потом при малой нагрузке в движении. В целом понятно, зачем нужен прогрев и как на ресурсе двигателя сказываются нагрузки «на холодную».

В отношении АКП общественного консенсуса ещё только предстоит достигнуть.

Кто-то газует в «паркинге», кто-то перебирает все положения селектора, удерживая педаль тормоза, кто-то начинает движение на малой скорости… А как нужно на самом деле, да и нужно ли вообще?

Начнём с главного: прогревать – нужно. Причины этого даже очевиднее, чем в случае с мотором. С повышением температуры масла меняются вязкость и смазывающие свойства, причем зависимость эта нелинейная. Желающим посмотреть на графики посоветуем одну из наших предыдущих публикаций, посвященных вязкости моторного масла.

Для трансмиссионных масел, включая ATF (масло для автоматов), зависимость та же самая: вязкость холодного масла в сотни раз больше вязкости при рабочей температуре, что многократно повышает нагрузки на ряд узлов коробок передач.

В результате от работы «на холодную» страдают маслонасос, соленоиды, лопатки гидротрансформатора и многое другое.

Автомат холодного запуска двигателя

Не углубляясь в подробности, подытожим: коробке на холодном масле в минусовую температуру работать крайне тяжело

Прогревать до рабочей температуры коробку не нужно – это можно сделать на ходу. А вот добиться температуры, при которой вязкость выше нужной не в сотни, а хотя бы в 10 раз, мы можем. Эта температура составляет около 30 градусов Цельсия.

Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором сама по себе – мощный источник тепла. В зависимости от режима работы КПД гидродинамического трансформатора (ГДТ) меняется в широком диапазоне.

Нулевое значение – это когда ГДТ работает в качестве гидротормоза, полностью переводя всю энергию двигателя в тепло, до максимального КПД (оно никогда не доходит до единицы), которого ГДТ достигает перед отключением реактивного звена, то есть, перед переходом в режим работы гидромуфты..

До тех пор, пока электроника не заблокирует гидротрансформатор, часть мощности двигателя он будет превращать в тепло. А если машина стоит с включенным и заторможенным ГДТ, то все несколько киловатт мощности мотора на минимальных оборотах будут преобразованы в тепло. 

Автомат холодного запуска двигателя

Иногда дополнительным источником тепла выступает и двигатель.

В зависимости от того, как реализована система охлаждения АКП, мотор может согревать коробку либо только после полного своего прогрева (когда используется схема охлаждения с теплообменником АКП в «холодном» бачке основного радиатора), либо одновременно, когда охлаждение коробки выполнено через отдельный теплообменник, включенный в «малый круг» системы охлаждения двигателя. Лишь при использовании независимого радиатора АКП будет довольствоваться только косвенным подогревом от мотора, за счет нагрева корпуса коробки от прогретого мотора и собственного радиатора от радиатора двигателя.

Впрочем, схема реализации охлаждения не так критична. Как показывает практика, АКП согревает себя за счет работы ГДТ очень быстро, теплообмен с двигателем вовсе не обязателен. Но в любом правиле есть исключения, и о них ниже.

Правила прогрева

Казалось бы, самый очевидный метод прогрева – это просто включить Drive, затормозить машину и позволить «грелке» на 3-8 киловатт, в которую в таком режиме превращается ГДТ, прогреть масло и всю коробку передач. 

Попробуем проверить эту гипотезу с помощью несложной формулы. Удельная теплоемкость масла обычно лежит в диапазоне 1,5-2,5 кДж/кг на градус Цельсия. Стандартный объём масла в АКП – 8 литров, что составляет примерно 7 килограммов. Формула для расчёта времени прогрева при таких условиях выглядит так:

  • t=(m*c*ΔT)/W
  • Здесь t – это время, которое нужно для прогрева, m – масса масла, с – теплоемкость масла, ΔТ – дельта температур, а W – мощность.
  • Учитывая, что нам нужно прогреть коробку хотя бы до 30 градусов, получаем примерно 90 секунд. 
  • Автомат холодного запуска двигателя
  • С учетом теплопотерь ГДТ, которые достаточно велики, и нагрева «железа» самой АКП реальное время прогрева больше раза в два-три. 
  • Выходит, плюс-минус 3-4 минуты – именно таков минимум для прогрева АКП. 

И даже если двигатель имеет заметно меньше мощности в таком режиме работы, то есть нам не хватает киловаттов в нашей формуле, то ничего страшного. У более современных авто и объем масла обычно поменьше, и масса «железа» АКП скромнее – разница оказывается более-менее скомпенсированной.

Перейдём к примерам.

Мотор Saab 9-5 B205E – это 2,0 литра с турбонаддувом, на холостых оборотах при включенной передаче выдают (согласно прошивке OpenSID, которая разрешает доступ к инженерному меню через информационный дисплей) аккурат 6 киловатт после прогрева и 10, если обороты завышены до 1000 (в таком режиме он работает первые секунд 90 после холодного старта). Разница с обычной работой на холостых оборотах в «паркинге» составляет 5-8 киловатт. В общем, если слегка надавить на газ и приподнять обороты, прогрев пойдёт быстрее. Главное – не перестараться.

Именно такой режим – в «драйве», на тормозе и с оборотами в районе 1000 в минуту – и является рекомендуемым

Автомат холодного запуска двигателя

Коробка плавно и равномерно разогревается, но при этом нет лишней нагрузки на ее узлы, подшипники скольжения не работают, но давление в них устанавливается, прогревается вся электроника АКП, выходя на рабочий режим, а за счет равномерного расширения металла и устойчивого потока жидкости тепловое напряжение между различными частями коробки минимально. Конусы и ремень вариатора находятся под нагрузкой, но не перемещаются.

После первичного прогрева можно потихоньку начинать движение. При повышении оборотов выше 1000 и, соответственно, нагрузки, потери в ГДТ могут значительно увеличиться, что позволит АКП быстро прогреться до рабочей температуры, уже без лишних рисков.

Неправильные способы прогрева

1) Переключение разных режимов

Тут есть два варианта. В первом «эксперты» советуют последовательно включать R-N-D и обратно, а при наличии “пониженных” режимов (на деле – исключения из диапазона высшей передачи) – и их тоже. Во втором варианте рекомендуется подержать в каждом режиме 15-20 секунд. Оба алгоритма вредны.

Каждое переключение в нейтраль – это скачок давления. Каждое включение реверса – ещё один, плюс воздействие на и без того загруженный фрикцион Drive/Reverse. Такие нагрузки «на холодную» нежелательны.

А если переключать режимы один за другим очень быстро, то на современных машинах в результате вы можете получить не прогрев, а ошибку, так как бессмысленные переключения система самодиагностики АКП воспримет как замыкание или поломку селектора.

2) Поднять обороты повыше

Можно ли, удерживая тормоз и поднимая обороты до 2-3 тысяч, сделать прогрев ещё эффективнее? Нет.

Конечно, ГДТ в этом случае преобразует в тепло свои 20-30 киловатт минимум, а мощными моторами и все 100, но кратное повышение мощности нагрева может быть опасно и для ГДТ, где нагрузки на лопатки в таком режиме превышают рабочие в несколько раз, и для коробки, куда приходит разогретое до более чем сотни градусов масло под большим давлением…

Автомат холодного запуска двигателя

В итоге маслонасос работает с очень высокой нагрузкой, прогоняя смесь прогретого и непрогретого масла из картера по системе через холодные фильтры.

Давление сжатия фрикционов высокое, но повышенная вязкость масла в зазоре может привести к их пробуксовке и подгоранию.

Высокая нагрузка на соленоиды регулировки линейного давления тоже до добра не доведёт – тем более, что масло идет грязное, в обход фильтра. Короче, такой stall-test в мороз – гарантированный способ угробить АКП очень быстро.

3) Просто долго греть

На холостых оборотах мотор нагревается очень медленно. На месте имеет смысл «греться» минут 5, дальше нужно стартовать и ехать.

Соответственно, плохо прогретый мотор вряд ли существенно поможет АКП (даже если у вас система охлаждения с теплообменником в малом контуре), а свободно вращающийся ГДТ обеспечит считанные сотни ватт.

На машинах, где мотор начинает греть масло в коробке только после выхода на рабочую температуру, ждать придется минут 15-30. В общем, поработать с «драйвом» и оборотами в районе 1000 намного эффективнее.

Опрос

А вы греете зимой АКП?

Фатальная ошибка езды на автомате в мороз

Автомат холодного запуска двигателя

Несмотря на значительное усовершенствование современных автоматических коробок передач и, соответственно, их возможностей, даже самые ярые поклонники трансмиссии «для ленивых» вынуждены признать, что она по-прежнему сильно уступает старой доброй механике, причем по многим параметрам.

Читайте также:  Бензиновый двигатель работает как дизель на горячую

Вот и в суровых зимних условиях гораздо надежнее ездить именно на МКПП, поскольку с АКПП чаще возникают различные проблемы.

Несколько проблем автомата зимой

Чего же можно ожидать от АКПП в морозы:

  1. Первая и одна из самых частых неприятностей, случающаяся при езде зимой на автомобиле, оснащенном коробкой автомат, заключается в пробуксовке, которая в отличие от механики не сразу чувствуется.

    Так, в силу особенностей конструкции коробки, построенной на гидротрансформаторной базе, обеспечивающей максимально плавное троганье с места, водитель попросту не чувствует тот момент, когда его колеса начинают пробуксовывать в снежной каше или на льду.

    Итог плачевен, ведь вместо того, чтобы подкорректировать этот момент акселератором, автомобилист пропускает драгоценные секунды. Избежать таких неприятных моментов поможет переход на зимний режим, правда, он предусмотрен далеко не во всех АКПП.

  2. Если автомобиль долгое время провел на улице, то не стоит спешить на старте. Безусловно, обычное прогревание поможет мотору, но никак не коробке, но если удерживая тормоз, практиковать переключение селектора, то это позволит подготовить трансмиссионную жидкость и сделать дальнейшее движение более плавным и щадящим для АКПП.
  3. Тяжелее будет выбираться на автомате и из сугроба, поскольку не все коробки имеют понижающие передачи, да и чувствительность у них совсем не та. Немного облегчить задачу поможет отключение системы стабилизации ESP, хотя и в этом случае водителю придется поерзать взад-вперед, нередко до появления характерного паленого запаха в салоне.
  4. Вот и такое понятие, как торможение двигателем на автомобилях с АКПП, отсутствует как таковое, поэтому зимой тормоз на автомате будет работать постоянно. Кроме того, довольно высокой остается вероятность неконтролируемого заноса из-за все той же пробуксовки, остановить который поможет кратковременное включение нейтрального режима N.
  5. Определенные трудности могут возникнуть и во время обгона, поскольку автомат в отличие от механики самостоятельно выбирает время для переключения передачи, в итоге теряя обороты в самое неподходящее время. Избежать таких рискованных моментов поможет выключение режима Overdrive, тем самым предотвращается переход на следующую передачу.

Автомат холодного запуска двигателя

Автомат холодного запуска двигателя
5 лучших способов завести машину в лютый мороз

Не используйте в мороз режим N

  • Многие автолюбители, перемещающиеся на автомобилях с АКПП, в целях уменьшения расхода топлива часто практикуют переход на нейтральный режим N, даже не подозревая о том, какой опасности они себя подвергают.
  • Дело в том, что экономию ГСМ подобные приемы дают минимальную, но при этом происходит разрыв связи между мотором и колесами, что самым негативным образом влияет на сцепление и управляемость, которая вообще становится нулевой.
  • Автомат холодного запуска двигателя

Проще говоря, автомобиль автоматически лишается тяги, что является настоящим безумием в условиях езды по скользкой дороге. Кроме того, движение в таком режиме увеличивает нагрузку на коробку, которой и так тяжело при критически низких температурах.

Как правильно прогреть автомат в мороз?

Несмотря на усиливающиеся в последнее время призывы борцов за экологию отказываться от предварительного прогревания автомобиля перед ездой, а также отсутствие подобных рекомендаций в инструкции по эксплуатации современных автомобилей, жителям регионов с суровым климатом следует действовать по старинке.

Дело в том, что моментальный старт с места после включения двигателя оказывает негативное воздействие на рабочие узлы и агрегаты, поскольку масло на этом этапе остается слишком густым и плотным. Что касается прогревания коробки, то на холостых обеспечить его на должном уровне практически невозможно, поэтому не следует стоять на месте с включенным мотором дольше 2 минут.

Практика показывает, что максимально эффективный и правильный разогрев трансмиссионной жидкости, как впрочем, и двигателя, удается только в движении, другое дело, что начинать его нужно после разогрева масла и ДВС, на что вполне хватит пары минут.

Кроме того, двигаться необходимо с максимальной плавностью, в первые 5 км, не повышая обороты, ведь только при таком обращении дорогостоящая в ремонте коробка прослужит в течение долгих лет.

Автомат холодного запуска двигателя
Нужно ли прогревать машину зимой?

Если же машина на АКПП вдруг встала, то буксировать ее можно будет на расстояние, не превышающее 50 км, тогда как максимальная скорость движения в этом случае не должна превышать 50 км/ч. То есть в силу вступает правило «50/50», актуальное только для транспортных средств с автоматической трансмиссией.

Как завести машину автомат в мороз?

Пониженная температура становится серьезным испытанием для автомобиля. При сильных морозах проявляется все, на что раньше можно было закрыть глаза.

Но «железный конь» способен двигаться при любых температурах, самое главное – чтобы работал мотор. Правда, и здесь есть определенные трудности, особенно для транспортных средств с автоматической коробкой.

Так как завести машину? Автомат в мороз (АКПП) послужит только источником дополнительных забот.

  • Содержание статьи
  • Чтобы принять действенные меры для запуска двигателя при пониженных температурах, необходимо знать, каким образом холод влияет на вашего «железного коня». Мороз воздействует на разные узлы и механизмы машины, вследствие чего:
  1. Емкость АКБ понижается, и она отдает меньший разрядный ток. Соответственно, его не хватает, чтобы стартер прокрутил коленвал двигателя.
  2. Повышается вязкость масла. И если летом можно использовать смазку с индексами 10 W и 15 W, то зимой необходимо применять 0 W или 5 W. Это снизит сопротивление вращению коленвала и облегчит запуск.
  3. Уменьшается испаряемость бензина, вследствие чего ухудшается образование ТВС.

Эти причины можно считать основными, хотя существует еще множество других. Но их коснемся при дальнейшем рассмотрении проблемы, как завести машину. Автомат в мороз (АКПП) – не лучший помощник в таком деле.

Дело в том, что у автоматической коробки есть особенность, затрудняющая ее пуск в зимнее время.

Если у обычных автомобилей сцепление на момент запуска мотора позволяет отсоединить от него трансмиссию, то у машин с АКПП стартеру приходится прокручивать дополнительно автоматическую коробку, заполненную вязким маслом.

Профилактика, облегчающая запуск мотора в холода

Если своевременно, перед наступлением холодов, принять ряд мер, то их реализация поможет завести машину в мороз. В первую очередь надо обратить внимание на АКБ.

Если у нее срок службы превысил 3 года, то такую батарею лучше всего заменить. Кроме того, перед началом зимнего сезона АКБ надо зарядить, используя внешнее устройство.

Фактически на автомобиле обеспечивается зарядка АКБ до уровня 75 % от его номинальной мощности.

А зимой, при температуре ниже минус 20 °С, этого явно недостаточно. Кроме того, стоит проверить плотность электролита. На зимний период ее можно сделать выше. Но эту процедуру (проверку плотности и ее изменение) лучше всего провести в специализированном центре.

Необходимо обратить особое внимание на масло. Желательно зимой использовать зимние сорта, начинающиеся с обозначения 0 W и 5 W. Благодаря специальным присадкам они при пониженных температурах сохраняют нормальную вязкость, что обеспечивает меньшие нагрузки на стартер и АКБ.

Стоит обратить внимание на свечи. Если автомобиль совершил с ними пробег более 15 000 км, то их лучше заменить. Ну и необходимо проверить состояние клемм аккумулятора. Если они окислились, то их надо зачистить, а все крепежные элементы подтянуть. Упомянутые нарушения приводят к дополнительному сопротивлению в цепи разряда, что снижает стартовый ток.

Как заводить мотор на холоде в машине с АКПП

Прежде чем рассматривать, как запустить двигатель в мороз, следует напомнить, что холодный пуск эквивалентен как минимум 150 км пробега. Но раз надо, значит надо. Будем заводить машину. Считаем, что изначально она не оборудована какими-либо дополнительными устройствами, облегчающими запуск.

  1. Прежде чем его начинать, стоит включить на 10-15 секунд дальний свет. Это немного разогреет электролит и повысит емкость АКБ. Для улучшения запуска можно дополнительно порекомендовать на ночь занести аккумулятор в теплое помещение. Тогда с утра вы будете иметь в вашей АКБ полный заряд. Или перед запуском мотора выдержать при плюсовой температуре батарею до тех пор, пока она не оттает.
  2. Поверните ключ в положение «зажигание». Стартер должен начать прокручивать коленвал двигателя. Если в течение 10 секунд мотор не завелся, прекратите процедуру запуска, иначе АКБ разрядится. Повторно попытаться завести двигатель можно не ранее чем через минуту. Если после трех попыток мотор не завелся, а ехать надо, необходимо принимать дополнительные меры. Среди них стоит отметить:
    • добавление эфира в воздушный фильтр, что улучшит испаряемость бензина и облегчит запуск;
    • использование автомобиля-донора. При этом с соблюдением полярности соединяется АКБ замерзшей машины с АКБ другого, уже работающего автомобиля, а затем можно попытаться завести вашего «железного коня». Необходимо убедиться, что в момент запуска двигатель прогретой машины заглушен.Автомат холодного запуска двигателя
    • применение вместо АКБ внешнего пуско-зарядного устройства.Если ни одна из принятых мер не дала результата, то можно прибегнуть к разогреву двигателя с использованием тепловой пушки или паяльной лампы. Поступающий горячий воздух разогреет масло и двигатель, и тогда запустить мотор не составит никаких проблем.Автомат холодного запуска двигателя
Читайте также:  Влияние акб на работу двигателя

Вот, в принципе, те основные способы, с помощью которых можно завести в мороз автомобиль с АКПП. Они ничем не отличаются от применяемых при запуске машины с МКПП. Единственное, чего нельзя делать, – заводить «с толкача» или при помощи буксировщика. Это чревато поломкой АКПП. Дополнительные сведения о запуске мотора в мороз можно получить при просмотре видео:

Зима является требовательным экзаменатором как для водителя, так и для машины. И в первую очередь это касается запуска транспортного средства. Надо отметить, что автомобили с АКПП при всех их достоинствах в подобной ситуации доставляют владельцам дополнительные хлопоты. Но тем не менее и они успешно заводятся при самых сильных морозах.

Как завести дизель с АКПП во время мороза?

Автомат холодного запуска двигателя

На тяжёлый пуск автомобиля во время сильных морозов в основном влияет застывшее масло и плохое качество дизтоплива. Многие видели, а кто-то и сам принимал участие в заводке автомобиля зимой. Происходит это следующим образом, двигатель при первых оборотах как бы замирает и тяжело прокручивается, а потом начинает раскручиваться быстрее, но автомобиль ещё не заводится. Через некоторое время, при благополучном исходе, происходит пуск двигателя и из выхлопной трубы появляется густой белый дым.

Что происходит во время пуска автомобиля при сильных морозах?

Рассмотрим принципиальные действия механизмов во время заводки, когда на улице стрелка термометра опускается ниже — 15 градусов.

  • Включаем зажигание, АКБ после долгой заморозки оживает и начинается химическая реакция, по проводам «побежал» электрический ток.
  • Первоначально происходит тест различных датчиков и разогрев главного компьютера ЭБУ.
  • Так как данный тест не расходует много электроэнергии, АКБ ещё находится в сонном режиме, везёт ему только с автомобилями, где сразу при включении зажигания, загораются фары ближнего света.
  • Переведя ключ в позицию «Старт» происходит вращение стартера, питающегося от аккумуляторов автомобиля. Стартер вращает маховик, находящийся на конце коленчатого вала. Соответственно вместе с маховиком вращается коленвал с поршнями. Во втулках всего газораспределения и на поршнях, в особенности между поршневыми кольцами, находится застывшее масло, а также в некоторых местах замёрзшая вода, последствия выпавшего конденсата.
  • Вместе с коленвалом начинает вращаться насос ТННД и ТНВД, подавая в форсунки дизельное топливо.
  • Когда в камере сгорания находится нужное количество топлива, а поршень создал необходимый момент сжатия, солярка воспламеняется и двигатель заводится.

В отличии от тёплого времени запуска автомобиля, в мороз пуск происходит намного дольше, из-за того, что все механизмы тяжелее вращаются.

Есть множество рекомендаций, что необходимо сделать для пуска двигателя во время морозов. Каждый автовладелец принял свою схему заводки и считает её лучшей. Что же не будем судить никого и предложим свой вариант.

Возможно он не подойдёт для некоторых современных автомобилей из-за присутствия систем безопасности и контроля, но для большинства этот метод будет полезен.

Итак, что нужно сделать поэтапно, чтобы завести двигатель в мороз:

  1. Для начала надо возбудить застывший аккумулятор автомобиля, так как моментальная нагрузка после нахождения АКБ в мороз на улице также сказывается на его работоспособность в дальнейшем. Для этого необходимо включить зажигание, подождать некоторое время, пока пройдёт тестовый режим и включить габариты с ближнем светом, можно также включить вентилятор обдува на третье положение. Выдержать включённые фары около 10 секунд. Затем выключить ближний свет, габариты, вентилятор, магнитолу, подогрев и прочие электроприборы, чтобы снять нагрузку с АКБ (во многих автомобилях в положении «Старт» автоматически выключаются всё дополнительное оборудование). Чем меньше будет потребителей в момент запуска, тем легче придётся аккумулятору.
  2. Переведите ручку переключения передач АКПП в положение «N» нейтраль, при этом не забывая поставить автомобиль на ручной тормоз, во избежании наката машины.
  3. Если ваш автомобиль оборудован системой подогрева через свечи, тогда включите и выключите зажигание 3-4 раза, до срабатывания реле подогрева свечей (труднее это сделать, когда в автомобиле установлен подогрев свечей в момент запуска в автоматическом режиме). Между прогревом соблюдайте паузу около 5-10 секунд. Это необходимо для того, чтобы прогреть камеру сгорания от конденсата.
  4. Подождите около 30 секунд после последнего прогрева свечей и начните производить первый пуск автомобиля. Выдерживайте не более 20 секунд, иначе нагреется стартер и могут сесть аккумуляторы.
  5. После того, как автомобиль завёлся и двигатель прогрелся, заглушите автомобиль и поставьте кулису переключения передач в режим «Р» паркинг, снова заведите автомобиль и прогревайте его далее с уже включенной коробкой передач.

Если с первого раза не получилось, не стоит отчаиваться, через промежуток в 30-40 секунд можно повторить попытку несколько раз. Если и тогда автомобиль не завёлся, подождите около 2-3 минут и повторите попытку.

В большинстве случаях, при том условии, что в топливном баке автомобиля находится качественное топливо, а аккумулятор обладает достаточным количеством мощности для прокрутки двигателя, автомобиль должен завестись.

Советы из жизни по запуску автомобиля зимой

Не судите строго о тех советах, которые описаны ниже, но все они в какой-то мере помогали оставаться на ходу во времена сильных морозов на дизельном автомобиле.

  • Установите автономный подогрев двигателя и топливной системы перед запуском автомобиля.
  • Если есть такая возможность, всегда оставляйте автомобиль таким образом, чтобы первые лучи Солнца попадали на капот машины, там где стоит двигатель. При возможности и наличии времени, можно открыть капот, чтобы Солнце нагрело двигатель.
  • Снимите АКБ на ночь и поставьте его дома, чтобы аккумулятор не замёрз. Если это не сделали с вечера, тогда занесите АКБ на пару часов в тёплое помещение.
  • Если рядом со стоянкой автомобиля находится люк теплотрассы, то на ночь поставьте перед ним автомобиль, примерно в 1 метре. Утром протолкните машину таким образом, чтобы люк находился под двигателем и выдержите в таком положении авто некоторое время. На ночь оставлять машину над люком не советую, так как испарения все оседают на кузове автомобиля и получиться, что всю ночь металл будет получать сильное воздействие от паров воды.
  • Принесите с собой несколько бутылок с горячей водой, полейте её трубки и фильтр подачи дизельного топлива, если рядом находится ещё один человек, данное действие лучше всего производить во время пуска.
  • Бутылки с горячей водой или другие горячие предметы можно временно разместить под капотом, чтобы отогреть внешнюю часть двигателя и трубки с топливом, но в момент пуска, во избежание поломки, лучше всего все предметы удалить.
  • Если рядом с автомобилем есть электрическая розетка, то перед запуском двигателя под капот можно поставить тепловентилятор или прочий нагревательный прибор, для отогрева всей системы.

Почему не завёлся автомобиль на морозе?

Перепробовав все варианты пуска двигателя, он всё-равно не смог завестись, в чём же может быть причины такой неудачи, опишу несколько вариантов, которые могут повлиять на отрицательный результат.

  1. Самая распространённая причина, когда автомобиль не заводится на морозе, это выход из строя одной или нескольких свечей подогрева, также возможен сбой в управлении свечками. Причина всему этому банально проста, камера сгорания, в которой не работает свеча, не может нагреться, а соответственно солярка не может вспыхнуть, в результате чего двигатель не заводится.
  2. На втором месте находится причина в топливе, а вернее в его качестве. Возможен вариант, что в баке находится летнее топливо, не предназначенное к эксплуатации в мороз, произошло расслоение топлива на парафин, который может забить топливный фильтр и/или каналы топливной системы. Еще хуже топливная магистраль могла замёрзнуть из-за находившейся в топливе воды, прочитать как она там появляется и как избавиться от воды в топливном баке можно в статье «Почему ржавеет бак дизельного автомобиля?«
  3. Третье место занимает плохой аккумулятор, когда не хватает мощности, чтобы раскрутить стартером двигатель. АКБ слабый ток выдаёт, соответственно стартер слабо крутит и не хватает степени сжатия.
  4. Далее идёт компрессия, если в тёплое время уже затруднён запуск двигателя, то в зимний период такой автомобиль практически невозможно завести.
  5. Встречаются также варианты, когда вместо мощного стартера для дизельного мотора, на автомобиль установлен стартер с бензинового двигателя, если летом его хватает, то зимой он не справляется со своей задачей.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector