Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Мечта наших отцов и дедов — Волга. Недавно нас посетил мой старый друг на своей любимице ГАЗ 31105. Появившейся посторонний шум со стороны привода ГРМ, а также увеличенный расход и плохая приемистость, приговаривает цепи газораспределительного механизма. Итак, ГАЗ 31105, двигатель 406 — замена цепи ГРМ.

Оговоримся сразу, что нам понадобится: масло в двигатель с фильтром и прокладка поддона картера, лучше, что бы она была пробковая, герметик высокотемпературный, серый 999 фирмы ABRO, керосин и щетка по металлу, для промывке деталей. Чистый двигатель я видел только у новой Волге.

Не зря говорят: «Если у Волге не течет масло, значит его нет». Еще набор ключей и головок с усиленной на 36, шестигранник на 6, много ветоши, растворимый кофе и несколько бутербродов с колбасой.

А так же терпение и огромное желание провести данную процедуру самостоятельно, поскольку очень велик соблазн поручить это кому ни будь другому. Прочитав статью до конца, вы поймете почему.

Самое главное, это комплект для ремонта привода газораспределения двигателей ЗМЗ-405,406,409 полный – это его официальное название. В него обязательно должны входить следующие ингредиенты:

  1. Два натяжителя цепи.
  2. Два гидронатяжителя цепи.
  3. Две цепи привода, малая и большая. Для ЗМЗ-406 70 и 90 звеньев, для ЗМЗ-405 72 и 92 звена.
  4. Три успокоителя цепи.
  5. Прокладки крышки цепи верхней и нижней, помпы и крышки гидронатяжителя, а так же две шумоизоляционных.
  6. Звездочки коленчатого и распределительного валов, промежуточного вала ведущая и ведомая с фиксирующей пластиной.
  • Выглядит он так.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • А вот и сам пациент.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • Под капотом действительно двигатель ЗМЗ-406.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Закончили осмотр, приступаем к силовым упражнениям

Для начала снимаем защиту двигателя и брызговик. Сливаем антифриз и масло из двигателя. Снимаем верхний патрубок радиатора.

  1. Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  2. Отсоединяем все мешающие патрубки.

Убираем в сторону жгут проводов. Запоминаем или зарисовываем расположение разъемов на катушках зажигания.

  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • Головкой на 12 отворачиваем восемь болтов по кругу держащих клапанную крышку и снимаем последнею.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • Пока натянут сервисный ремень, ослабляем три болта на 10 шкива помпы.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • Ослабляем болт на 13, натяжного ролика и откручивая болт на 10 ослабляем натяжение ремня вспомогательных агрегатов.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • Снимаем сервисный ремень, ролик и шкив насоса охлаждающей жидкости.
  • Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить
  • Отворачиваем четыре винта верхней крышки ГРМ и снимаем последнею.
  • Снимаем генератор вмести с треугольной пластиной.
  • Откручиваем болт на 10 датчика положения коленвала.
  • Убираем датчик в сторону, что бы не мешал.
  • Головкой на 36 за болт шкива проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелки до момента, когда метки на распределительных валах будут указывать на верхнею мертвую точку.
  • Метка на распредвале  впускных клапанов должна оказаться на уровне верхней кромки головки блока цилиндров.
  • Аналогично для распредвала выпускных клапанов.

Откручиваем болт шкива коленчатого вала, предварительно застопорив коленвал. Для этого, помощник в салоне включает пятую передачу и изо всех сил жмет на тормоз, а мы в это время легким движением руки с использованием метровой трубы и головки на 36 отворачиваем болт. Снимаем шкив коленвала, придется помучится, поскольку сидит на валу он плотно.

  1. Ослабляем хомуты патрубков помпы.
  2. Шестигранником на 6 откручиваем четыре винта с передней стороны помпы и ключом на 12 один с задней стороны и снимаем насос охлаждающей жидкости.

Откручиваем два болта крышки верхнего гидронатяжителя. Поскольку натяжитель в разряженном состояние он будет давить на крышку, придерживаем ее что бы не выскочила.

  • Снимаем крышку и сам гидронатяжитель.
  • Аналогично и нижнем.

Откручиваем шесть болтов на 14 усилителя и снимаем его. Под ним спрятались гайки крепления масленого поддона.

  1. Шестигранником откручиваем оставшиеся винты передней крышки ГРМ (5 штук), а так же все что держит масленый поддон (11 винтов и 4 гайки).

Поддон опускается вниз примерно на два сантиметра, дальше не дает балка. Но это хватает что бы вытащить старую прокладку и вспоминая добрыми словами инженеров из Горькова отчистить прилегающие поверхности перед установкой новой прокладки.

  • Вот такая страшная картина предстает перед нашим взором.
  • Теперь снимаем нижнею крышку ГРМ.
  • Шестигранником откручиваем винты верхнего успокоителя и снимаем его.

Аналогично со вторым. Снимется он вместе с цепью.

На распределительных валах есть специальный квадрат под ключ на 30, для того что бы можно было держать валы при откручивании болта звездочки. Ключом на 30 держим валы и на 17 откручиваем звездочки распредвалов.

  1. Снимаем звездочки распределительных валов и цепь с успокоителем.

Шестигранником отворачиваем крепление натяжителя цепи и снимаем его. Аналогично с нижнем.

Отгибаем края стопорной пластины и ключом на 12 отворачиваем болты крепления звездочки промежуточного вала. Снимаем ее вместе с цепью. После чего шестигранником откручиваем два болта нижнего успокоителя и снимаем его.

Снимаем стопорное кольцо и звездочку коленчатого вала. На фото кольцо немного сдвинуто для наглядности.

  • Для этого лучше всего подойдет двулапый съемник.

А вот и секрет почему мы меняем комплектом. Если посмотреть на звездочки сразу видно разницу, так что старая цепь не подойдет под новые звезды и наоборот.

  1. Теперь, когда все что нам мешало демонтировано можно отмыть все снятые детали и блок цилиндров, хотя бы спереди.

Начинаем сборку

  • Одеваем новую звездочку коленвала и сразу выставляем метку.
  • Затем прикручиваем нижней успокоитель, натяжитель и ставим новую цепь.

Ставим звездочку промежуточного вала, выставляем метку. Загибаем края стопорной пластины. Одеваем на нее цепь и смазываем все новым моторным маслом. Правая ветвь цепи должна быть натянута.

Проверяем еще раз совпадение меток.

Одеваем верхнею цепь на звездочку промежуточного вала и ставим успокоитель. Все смазываем чистым маслом.

  1. Ставим натяжитель.

Звездочку распредвала выпускных клапанов, так что бы правая ветвь была натянута, и метка на звездочки была на уровне верхней кромки головки блока цилиндров. Так же со вторым распределительным валом.

Ставим гидронатяжитель и прикручиваем крышку. Откручиваем заглушку и резко нажав на гидронатяжитель отверткой добиваемся того что бы он разрядился. Разрядившись он вытолкнет отвертку, и натянет цепь.

  • Ставим верхний успокоитель и еще раз проверяем все метки.

Аккуратно ставим переднею крышку, предварительно смазав герметикам прокладки и все прилегающие плоскости. Поставить крышку не просто так как нужно держать натяжитель и следить за тем что бы не сбились метки.

Проворачиваем коленчатый вал два оборота и, если клапана не встретились с поршнями и все метки встали на место ставим все остальное в порядке обратном снятию. Заливаем масло, антифриз и заводим двигатель.

Видео установки и проверки меток ГРМ ЗМЗ-406

Хорошее видео показано много интересных моментов.

Удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

Снятие и установка гидронатяжителей ЗМЗ-406

Гидронатяжитель — вспомогательный узел ГРМ (газораспределительного механизма), который обеспечивает постоянное натяжение цепи по мере ее растяжения в процессе эксплуатации. Устройство работает автоматически: под действием пружины и масла плунжер нажимает на башмак натяжителя и поддерживает необходимое натяжение цепи.

При износе цепи и башмака плунжер все дальше выходит из корпуса. Он оснащен запорным кольцом, которое постепенно перемещается по кольцевым канавкам и не позволяет ему двигаться в обратном направлении. Снимать гидронатяжитель нужно при неисправностях в работе ГРМ и замене цепи. Если натяжитель не имеет дефектов, его можно зарядить и установить на место.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Как снять натяжитель цепи на ЗМЗ 406?

На двигателе ЗМЗ 406 установлено два натяжителя аналогичной конструкции: для верхней и нижней цепи ГРМ.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Для удобства извлечения верхнего гидронатяжителя может потребоваться отсоединить трубопровод вакуумного усилителя тормоза от патрубка или снять топливный насос с креплений. Перед началом замены рабочую поверхность следует очистить от пыли.

Натяжитель установлен под крышкой с двумя болтами. При отвинчивании гаечным ключом, крышку нужно удерживать рукой, так как она находится под давлением пружины. Отворачивать болты необходимо равномерно.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

После снятия крышки гидронатяжитель легко извлекается. Под крышкой расположена прокладка и шумоизоляционная шайба. Если они изношены, потребуется замена.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Нижний гидронатяжитель извлекается аналогично, главное обеспечить к нему свободный доступ. Иногда требуется отсоединить генератор.

Когда нужна замена гидронатяжителя?

Если натяжитель в хорошем состоянии, можно обойтись без его замены. Для этого перед установкой потребуется сделать зарядку устройства. При наличии следующих дефектов нужно поставить новую деталь:

  • задиры и забоины на плунжере и внутренней поверхности корпуса;
  • сломано стопорное или запорное кольцо;
  • плунжер «заедает» при движении внутри корпуса;
  • после фиксации запорного кольца плунжер перемещается в обратном направлении.

Как зарядить гидронатяжитель?

Натяжитель необходимо устанавливать в заряженном состоянии. Новая деталь уже заряжена и имеет чеку. Использованную потребуется зарядить вручную: для этого рекомендуется использовать специальную оправку из металла. В тисках с помощью отвертки или ключа нужно снять крышку натяжителя, извлечь пружину и плунжер. Если одновременно меняются два натяжителя, нельзя менять их плунжерные пары.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Инструкция для зарядки натяжителя с помощью оправки:

  1. смазать маслом внутреннюю поверхность корпуса и плунжер;
  2. зажать оправку в тисках в вертикальном положении;
  3. установить на нее корпус гидронатяжителя;
  4. вставить плунжер до упора;
  5. установить пружину;
  6. с усилием надавить пробкой на пружину до щелчка;
  7. завернуть резьбовую пробку, сжимая пружину.

Стопорное кольцо должно занять нужное положение.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

После зарядки нельзя нажимать на плунжер, так как при этом кольцо выйдет из проточки и произойдет разрядка.

Читайте также:  Вибрация холодного двигателя матиз

Установка

Гидронатяжитель для ЗМЗ-406 нужно установить на место по обратной схеме. С крышки необходимо снять расположенную по центру пробку для разрядки натяжителя после сборки.

Инструкция по установке натяжителя:

  • смазать корпус маслом и установить натяжитель в отверстие;
  • уложить прокладку;
  • закрыть крышкой и затянуть болты (если натяжитель новый, проволока для разрядки продевается в отверстие для пробки);
  • разрядить гидронатяжитель;
  • закрутить пробку на крышке.

Для разрядки нового натяжителя цепи достаточно извлечь проволоку или чеку. Чтобы подготовить к работе заряженный вручную, в отверстие под пробкой необходимо вставить отвертку, надавить или ударить молотком.

  • После установки гидронатяжителя на ЗМЗ-406 рекомендуется проверить уровень масла.
  • Товары по теме
  • Больше товаров РУСМАШ

Гидронатяжитель цепи двигателя ЗМЗ-406

  • Так как гидронатяжители постоянно поддерживают цепи в натянутом состоянии независимо от растяжения цепей и износа башмаков, отпадает необходимость в регулировке натяжения цепей в процессе эксплуатации
  • Плунжер 4 установлен в корпусе 5 .
  • В плунжер вставлена пружина 6 , которая сжата резьбовой пробкой 1
  • В пробке 1 установлен обратный шариковый клапан 2
  • На плунжер 4 надеты запорное кольцо 3 и стопорное кольцо 7.
  • На рисунке натяжитель показан в нерабочем «заряженном» состоянии, когда стопорное кольцо 7 удерживает плунжер 4 от перемещения.
  • Чтобы привести натяжитель в рабочее состояние, «разрядить» его, нужно нажать на конец плунжера так, чтобы стопорное кольцо 7 переместилось в проточку меньшего диаметра на плунжере, и под действием пружины 6 плунжер переместится из корпуса 5
  • На двигатель гидронатяжитель устанавливается в заряженном состоянии.
  • Плунжер 4 под действием пружины 6 и масла, поступающего через клапан 2 из системы смазки двигателя, нажимает на башмак натяжителя и поддерживает цепь в натянутом состоянии.
  • По мере того как растягивается цепь и изнашивается башмак натяжителя, плунжер 4 дальше выходит из корпуса 5, при этом запорное кольцо 3 перемещается в следующую кольцевую канавку на корпусе, препятствуя перемещению плунжера в обратном направлении.
  • При ударах цепи по башмаку натяжителя, например, при изменении режима работы двигателя плунжер 4 перемещается назад в корпус 5 на ширину проточки под запорное кольцо 3.
  • При этом он сжимает пружину 6
  • Кроме того, клапан 2 закрывается и дополнительно происходит демпфирование за счет того, что масло выдавливается через зазор между плунжером и корпусом.
  • Гидронатяжители верхней и нижней цепей абсолютно одинаковые.
  • Снятие и разборка

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

  1. Отвернуть болты 1, придерживая крышку 2, так как на нее воздействует усилие пружины.
  2. Затем осторожно снять крышку 2 с прокладкой крышки и шумоизоляционной прокладкой гидронатяжителя
  3. Вынуть гидронатяжитель из канала в головке блока.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

  • Отвернуть резьбовую пробку 1.
  • Гидронатяжитель запрещается зажимать в тисках, поэтому нужно зажать в тисках ключ и вставить в него гидронатяжитель.
  • Снять пробку 1 и вынуть пружину 2.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

  1. Вынуть плунжер 1 из корпуса 2 гидронатяжителя
  2. Осмотр
  3. Запрещается разукомплектовывать плунжер и корпус гидронатяжителя.
  4. После разборки все детали промыть в бензине и просушить.
  5. Осмотреть плунжер, если на его поверхности есть задиры или забоины, поломано запорное или стопорное кольцо, гидронатяжитель нужно заменить.

Осмотреть корпус. Если на внутренней поверхности корпуса имеются задиры, глубокие царапины или повреждены кольцевые канавки под запорное кольцо, гидронатяжитель заменить.

Плунжер в корпусе должен перемещаться свободно. Если плунжер в каком-либо положении «заедает» в корпусе, гидронатяжитель заменяют.

Плунжер должен перемещаться в корпусе, когда запорное кольцо вошло в кольцевые канавки на корпусе, только в направлении, в котором он перемещается под действием пружины. Если плунжер перемещается в обратном направлении, гидронатяжитель заменить.

Сборка и установка

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Перед сборкой смазать плунжер и внутреннюю поверхность корпуса моторным маслом. Для сборки гидронатяжителя рекомендуется изготовить оправку, размеры которой показаны на рисунке: «Зарядка» гидронатяжителя с помощью кольца.

  • Зажать вертикально оправку в тисках.
  • Установить на оправку корпус гидронатяжителя.
  • Вставить в корпус плунжер до упора стопорного кольца плунжера в оправку.
  • Вставить в плунжер пружину и заполнить натяжитель моторным маслом.

Сжимая пружину, завернуть резьбовую пробку. При этом стопорное кольцо плунжера должно войти в проточку на корпусе и удерживать плунжер от перемещения, т.е. натяжитель будет заряжен.

Снять гидронатяжитель с оправки. Не нажимать на плунжер, так как при этом стопорное кольцо плунжера выйдет из проточки на корпусе и плунжер выйдет из корпуса, т.е. гидронатяжитель будет разряжен.

  1. Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом: согнуть кольцо из полоски металла толщиной 1,0 мм и высотой около 15 мм.
  2. Для этого можно использовать кусок ленты от старого ленточного хомута; вставить плунжер в корпус гидронатяжителя так, чтобы стопорное кольцо на плунжере встало напротив проточки в корпусе; положить согнутое кольцо на стол.
  3. Установить на него корпус с плунжером так, чтобы кольцо вошло между корпусом и плунжером до упора в стопорное кольцо; вставить в плунжер отвертку и легким ударом молотка по отвертке передвинуть плунжер вниз.
  4. При этом стопорное кольцо переместится на больший диаметр проточки на плунжере и войдет в проточку на корпусе, удерживая плунжер в заряженном состоянии; вставить в плунжер пружину.

Заполнить натяжитель моторным маслом и завернуть пробку, преодолевая усилие пружины; вынуть изготовленное кольцо. Не нажимать на плунжер, чтобы не разрядить гидронатяжитель.

Смазать моторным маслом канал для гидронатяжителя в головке блока и установить туда гидронатяжитель до упора в башмак натяжителя. На гидронатяжитель не нажимать, чтобы не разрядить его.

Установить в крышку 2 резиновую шумоизоляционную прокладку. Установить крышку 2 с прокладкой на головку блока, завернуть болты 1.

Отвернуть пробку 3 и через отверстие под пробкой нажать подходящим стержнем на гидронатяжитель, переместив его до упора, и затем отпустить.

Гидронатяжитель разрядится, его корпус под действием пружины упрется в крышку 2 и цепь будет натянута. Завернуть пробку 3 в крышку 2.

Таким же образом снимают и устанавливают гидронатяжитель нижней цепи.

Уроки 406го

Так с юмором привыкли говорить шоферы о наших автомобилях. Спишет ли эту пословицу в архив своим поведением «406-й» двигатель? Надежда на это есть.

За годы моей работы практически не помню какого-либо серьезного нарекания на работу коленчатоговала, вкладышей, шатунов. Надо умудриться, чтобы вывести их из строя. По другим движущимся деталям двигателя замечания есть, и сводятся они в основном к следующему.

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Неисправность гидротолкателя

В двигателе слышен звук, похожий на стук клапана у «402-го» двигателя. Какой из 16 гидротолкателей стучит, без стробоскопа распознать трудно. На разных режимах работы двигателя неисправность может появляться и пропадать. Ездить можно при неисправном гидротолкателе.

Каких-либо заметных последствий в виде разрушения деталей на практике мы не наблюдали. Добраться до гидротолкателя, заменить его или промыть можно и самому владельцу, если он имеет определенный опыт общения с двигателем.

Надо отвернуть и снять крышку клапанов, отвернуть распредвал, приподнять его и извлечь гидротолкатель.

На рисунке 1 показаны места возможного засорения элементов гидротолкателя продуктами трения — маслоподводящие канавка «В» и отверстие «А». Они должны быть чистыми.

При нажатии пальцем на поршень компенсатора 5 по его возврату в исходное положение проверяем исправность пружины 7.

При осмотре гидрокомпенсатора обратите внимание на качество сварки направляющей втулки компенсатора 1 с корпусом гидротолкателя.

Еисправность гидронатяжителя цепи — глухой звук, похожий на работу дизеля, исходит из передней части двигателя. Для водителя — это знак опасности.

Если своевременно не принять меры, возможны обрыв цепи, самого распредвала и поломка головки блока. Промыть и перезарядить в дороге забарахливший гидронатяжитель несложно.

Для этого в комплекте инструмента надо возить специальную оправку (рис. 2).

Двигатель 406 натяжитель цепи как проверить

Разборка гидронатяжителя:

  • вывернуть корпус клапана 1 (рис. 3) из корпуса 4;
  • вынуть из корпуса 4 пружину 5 и плунжер 3.

Сборка гидронатяжителя:

  • на закрепленную вертикально оправку (рис. 2) установить корпус 4 гидронатяжителя;
  • в корпус вставить плунжер 3 до упора стопорного кольца 6 на плунжере в оправку, предварительно смазав пару маслом для двигателя;
  • в плунжер вставить пружину 5. На нее установить корпус клапана 1 и, сжимая пружину, завернуть его в корпус.

Стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.

Не допускается:

  • на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера;
  • при сборке деформация корпуса гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии плунжерной пары. Когда закрепите его в гнезде двигателя, не забудьте произвести спуск гидронатяжителя.

Стук поршней — очень похож на стук толкателя. Их порой водители не различают.

Звук начинает проявляться при запуске холодного двигателя, четко выделяется при перегазовках, по мере увеличения износа звук становится громче и глуше по тону.

Требуется профессиональный ремонт

Скрежет стартера при спуске — симптом неприятный. Надо незамедлительно снимать и осматривать стартер, и желательно это делать на станции, где имеется специнструмент. Непринятие мер грозит обрывом носка стартера, срезанием зубьев маховика.

Проверка, разборка и зарядка гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 в ЗМЗ–40522.10 на Газель и Соболь, проверка герметичности шарикового клапана и резьбы корпуса гидронатяжителя

Гидронатяжитель 406.1006100-20 и 406.1006100-23 двигателя ЗМЗ–40522.

10 на автомобилях Газель и Соболь подлежит проверке и ремонту при обнаружении стука в зоне передней крышки головки цилиндров и крышки цепи. Стук гидронатяжителей в ЗМЗ–40522.

10 отчетливо слышен при резком сбросе частоты вращения коленчатого вала с помощью стетофонендоскопа. Приставленного к пробке крышки верхнего или нижнего гидронатяжителя.

Причинами стука гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 в ЗМЗ–40522.10 на автомобилях Газель и Соболь могут быть:

— Заклинивание плунжера. — Негерметичность шарикового клапана.

Кроме самого гидронатяжителя, причинами стука также могут быть:

— Износ звездочек распределительных валов. — Повышенная вытяжка цепи.

— Разрушение успокоителя цепи.

Расположение гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 на двигателе ЗМЗ–40522.10

Читайте также:  108 температура двигателя на опеле астре

Для снятия гидронатяжителей в ЗМЗ–40522.10 необходимо:

— Отвернуть два болта крепления крышки гидронатяжителя. — Снять крышку с прокладкой.

  • — Извлечь из отверстия гидронатяжитель в разряженном состоянии.
  • После снятия гидронатяжителя с двигателя необходимо проверить его состояние.

Проверка состояния, разборка и зарядка гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 в ЗМЗ–40522.10

Если плунжер гидронатяжителя при надавливании на его сферический конец пальцем руки неподвижен – он заклинен.

Заклинивание плунжера, как правило, вызвано перекосом и заклиниванием запорного кольца, имеющего на торцах разреза с трудом различимые на глаз заусенцы или неплоскостность, образующиеся при изготовлении кольца.

Заклиненный гидронатяжитель можно восстановить, разобрав его, промыв его детали в керосине и заменив запорное кольцо.

— Наружный диаметр кольца 16,3-16,6 мм. — Материал кольца – пружинная проволока диаметром 1 мм.

Проверка герметичности шарикового клапана и резьбы корпуса гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 в ЗМЗ–40522.10

Чтобы проверить герметичность шарикового клапана и резьбы корпуса гидронатяжителей в ЗМЗ–40522.10, необходимо, не выливая масло из гидронатяжителя, вынуть из корпуса плунжер и пружину. Вставить плунжер сферическим торцом в отверстие корпуса гидронатяжителя. Надавливая на противоположный торец плунжера большим пальцем руки, визуально определить величину пропуска масла.

Даже незначительный пропуск масла через клапан или резьбу свидетельствует об их негерметичности. Допускается незначительное капельное выделение масла через две диаметрально расположенные риски на торце корпуса гидронатяжителя, предназначенные для выхода воздуха из его внутренней полости.

Герметичность клапана можно попытаться восстановить, промыв узел шарикового клапана в бензине. Осторожно нажимая при этом на шариковый клапан тонкой проволокой или спичкой через маслоподводящее отверстие в корпусе клапана. Если промывка клапана не даст результата, то гидронатяжитель следует заменить.

Разборку гидронатяжителя, применяемого без адаптера, производите в следующем порядке:

— Вывернуть клапан из корпуса. Для чего закрепить в тисках стальную пластину толщиной 1,8-1,9 мм, выставив ее над губками тисков на 2-3 мм. — Установить на пластину гидронатяжитель в вертикальном положении так, чтобы пластина вошла в прорезь на корпусе клапана и ключом 19 мм отвернуть корпус. — Вынуть из корпуса пружину и вылить масло.

— Вынуть из корпуса плунжер в сборе с запорным и стопорным кольцами.

Для чего передвинуть плунжер по корпусу так, чтобы запорное кольцо прошло все канавки в корпусе и попало в канавку под стопорное кольцо. После чего, осторожно покачивая плунжер из стороны в сторону, вывести запорное кольцо из этой канавки.

Сборка гидронатяжителя, применяемого без адаптера, производится в следующей последовательности:

— На закрепленную вертикально оправку установить корпус гидронатяжителя. — В корпус гидронатяжителя вставить плунжер до упора стопорного кольца на плунжере в поясок оправки. Не допускается разукомплектовывать корпус с плунжером, так как они составляют подобранную пару по зазору.

Сборка гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 в ЗМЗ–40522.10 с помощью оправки

Нажать металлическим стержнем диаметром 5-7 мм (можно отверткой) на дно плунжера или пальцем руки на торец плунжера так, чтобы стопорное кольцо с канавки на плунжере перешло в канавку корпуса (слышен легкий фиксирующий щелчок). Произойдет фиксация корпуса и плунжера – «зарядка». Одновременно запорное кольцо войдет в первую канавку корпуса.

— Заполнить внутреннюю полость корпуса и плунжера чистым моторным маслом, применяемым на двигателе. — Вставить в плунжер пружину. — На пружину установить клапан гидронатяжителя и, сжимая пружину, наживить, а затем вручную завернуть его в корпус. При этом стопорное кольцо на плунжере должно находиться в проточке корпуса и препятствовать перемещению плунжера в корпусе.

— Снять гидронатяжитель с оправки и окончательно завернуть клапан в корпус моментом 18,6-23,5 Нм (1,9-2,4 кгс·м), используя пластину толщиной 1,8-1,9 мм, зажатую в тисках, и ключ 19 мм, как при разборке гидронатяжителя.

Зарядка гидронатяжителей 406.1006100-20 и 406.1006100-23 в ЗМЗ–40522.10, применяемых с адаптерами

После снятия с двигателя ЗМЗ–40522.10 плунжер гидронатяжителя должен быть полностью выдвинут из корпуса. Длина гидронатяжителя при этом должна быть 55,5 мм. Нахождение плунжера в промежуточном положении говорит о его заклинивании. Такой гидронатяжитель подлежит замене.

Гидронатяжитель ЗМЗ–40522.10 с полностью выдвинутым плунжером

Для зарядки гидронатяжитель следует медленно сжать до длины 39,5 мм, утапливая плунжер в корпус. Масло при этом будет вытекать через зазор между корпусом и плунжером.

Положение плунжера при зарядке гидронатяжителей в ЗМЗ–40522.10

С целью ускорения сжатия гидронатяжителя и облегчения процесса перезарядки допускается при сжатии нажимать на шарик клапана гидронатяжителя стержнем из мягкого материала (дерево, медь).

Это позволит маслу вытекать из корпуса гидронятяжителя.

При сжатии гидронатяжителя до длины 39,5 мм запорное кольцо перейдет во вторую канавку корпуса, имеющую специальный профиль, позволяющий плунжеру удерживаться в корпусе в транспортном положении.

Установка гидронатяжителя на двигатель ЗМЗ–40522.10

  1. — Смазать чистым моторным маслом, применяемым на двигателе, отверстие под гидронатяжитель в крышке цепи или головке цилиндров и установить заряженный гидронатяжитель (или гидронатяжитель с адаптером) до касания башмака или рычага натяжного устройства со звездочкой (в зависимости от вида привода распределительных валов), но не нажимать на гидронатяжитель, с целью исключения преждевременной его разрядки.
  2. — Закрыть гидронатяжитель крышкой с шумоизоляционной прокладкой, затянув болты, и вывернуть пробку из отверстия крышки.
  3. — Через отверстие в крышке гидронатяжителя нажать металлическим стержнем или отверткой на корпус гидронатяжителя или адаптер, переместив гидронатяжитель до упора, затем отпустить.

Плунжер при этом перестанет удерживаться в корпусе гидронатяжителя с помощью пружинного кольца и под действием пружины выдвинется до упора в башмак или рычаг натяжного устройства со звездочкой, а корпус переместится до упора в крышку гидронатяжителя. Гидронатяжитель натянет цепь через башмак или рычаг натяжного устройства со звездочкой. Для разрядки гидронатяжителя нижней цепи, применяемого с адаптером, рекомендуется прикладывать ударное усилие небольшой величины.

— Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя. Предварительно нанеся на резьбу пробки анаэробный герметик «Фиксатор-6» или аналогичный «Стопор-6», «Техногерм-5», «Гермикон-2К».

Преждевременная разрядка гидронатяжителя при незатянутой крышке и последующая затяжка болтов крышек приведет к жесткому расклиниванию гидронатяжителя и исключению гидравлического регулирования натяжения цепи. Это повлечет многократное увеличение нагрузок в приводе. Ускоренный износ и выход из строя деталей привода распределительных валов.

На двигатель ЗМЗ–40522.10 устанавливайте только заряженный гидронатяжитель. После каждого снятия гидронатяжителя перед его последующей установкой необходимо произвести его перезарядку. Не допускается на собранном гидронатяжителе нажатие на выступающий из корпуса носик плунжера во избежание выхода плунжера из зацепления с корпусом под действием сжатой пружины.

Не допускается при сборке зажимать корпус гидронатяжителя во избежание нарушения геометрии пары плунжер-корпус. После замены гидронатяжителя при работе двигателя в течение некоторого времени гидронатяжитель стучит. Пока внутренняя полость корпуса не заполнится полностью маслом.

Механический натяжитель цепи змз. Для двигателей 406, 405, 409

Главная » 308, 408, 3008 Ремонт » Натяжитель цепи ГРМ — замена на двигателе EP6 707

Натяжитель цепи ГРМ — замена на автомобилях Пежо 308, 408 и 3008 с двигателями EP6, а так же турбированным двигателем

Для замены натяжителя цепи потребуется небольшой набор необходимого инструмента:

  • Ключ на десять
  • Шлицевая отвертка
  • Торекс на 30
  • Большая трещотка и головка на 27
  • ключик на восемь, семь или маленькая трещотка с головкой для снятия хомута с воздушного патрубка

Какая же первая неисправность с которой сталкиваются водители Пежо, это неприятный звук от двигателя во время его первого запуска. Первые минуты он издает некое рычание и шум цепи, после того как давление масла накачается в натяжитель, шум пропадает.

Внимание: Если в вашем двигателе шум не проходит, обязательно проверить растяжение цепи! Если растяжение выше нормы, требуется заменить цепь.

Характеристика механизма

Данный элемент выполняет функцию регулировки натяжения цепи в приводе газораспределительного механизма. Он устанавливается на все автомобили с таким приводом. Гидронатяжитель цепи компенсирует слабое натяжение. Со временем деталь изнашивается. Цепь при работе мотора постоянно вращается и имеет свойство растягиваться.

Доходит до того, что деталь перескакивает на один или несколько зубьев. В результате происходит неправильное газораспределение. Как следствие — позднее или раннее закрытие впускных и выпускных клапанов. Растяжение цепи – вполне нормальное явление. За свой срок эксплуатации она может вытягиваться на один-два сантиметра.

Гидронатяжитель цепи сглаживает это растяжение.

ISAI

  Двигатель без дроссельной заслонки

  • Информация в деталях
  • https://youtu.be/kWP4mKKarN0
  • https://youtu.be/tqtJuloT3Us
  • Принцип работы.

Пружина часового типа выкручивает регулировочный винт по мере износа цепи. Ход винта плавный, бесступенчатый (как и у гидравлики). Пружина АНЦ довольно слабая, но ей помогает вибрация работающего двигателя. При этом шаг резьбы играет роль рычага. При работе цепь натягивается не до отказа, а имеет некоторый свободный люфт, который и играет роль демпфера. (Примерно такая же жёсткая, без демпфера, конструкция была на 412 Москвичах. И цепи служили дольше, чем Жигулёвские.) Перетяжки цепи с АНЦ ИСАЙ быть не может, так как при тепловых расширениях и повышении нагрузки регулировочный винт, имеет возможность обратного хода., так как усилие со стороны цепи превысит усилие пружины АНЦ., и только благодаря вибрации винт закрутится обратно. Повторить этот номер в руках, конечно же, не получиться. Прочность резьбы не подлежит сомнению, так как выдерживает несколько ударов средней кувалды..Длина резьбы рабочей части винта в корпусе 38мм. (даже простую гайку на 14, высотой в 1см сорвать ключом, довольно затруднительно). Ни один известный автоматический натяжитель не выдержит такой экзекуции – ни гидравлика, ни механика.

Читайте также:  Влияют ли свечи зажигания на расход топлива и мощность двигателя

Натяжитель «ISAI» выпускается в трех модификациях:

Жигули 2101-07Устанавливается вместо штатного, имеет увеличенный ход и в дальнейшем не требует никаких регулировок и обслуживания.

Нива 21214Устанавливается вместо гидравлического штатного натяжителя. Не требует подвода масла и обслуживания в процессе эксплуатации. Трубка масляной магистрали за ненадобностью демонтируется.

Газель, Волга, Баргузин, Соболь и другие автомобили с двигателями 406-го семейства. Устанавливаются вместо гидравлических штатных. Отсутствие прецизионных деталей, обратных клапанов и стопорных колец в разы повышает надежность и срок службы натяжителей.

Натяжитель может использоваться неоднократно. Исключается такая неудобная операция, как перезарядка гидронатяжителя. Имеют масляный канал для дополнительной смазки цепей и их натяжных устройств, что в целом увеличивает срок службы двигателя. Дополнительный подвод смазки к цепям дает реальную возможность пользоваться плас как более надежными и бесшумными.

Прорезь под отвертку в штоке предназначена для манипуляций с натяжителем во время ремонта двигателя и позволяет закрутить винт в исходное положение с последующей фиксации не снимая натяжитель с головки.

  Потеют фары приора что делать

Как работает?

Принцип действия элемента основывается на работе пружины. Когда масло из магистрали поступает через корпус клапана, плунжер нажимает на пластиковый башмак натяжения.

На некоторых двигателях используют рычаг со звездочкой. Таким образом, обеспечивается неразрывный контакт поверхности рабочего элемента.

Когда меняются обороты двигателя, плунжер элемента смещается назад. Пружина сжимается.

Смотреть галерею

Гашение колебаний происходит за счет перетекания смазки через плунжер и корпус. Давлением масла управляет шариковый клапан гидронатяжителя. Когда цепь вытягивается, из корпуса выдвигается плунжер. Стопорное кольцо перемещается по канавкам, обеспечивая должное натяжение. Также узел компенсирует тепловые удлинения, которые образуются по мере прогревания двигателя.

Как проверить гидронатяжитель цепи?

Необходимо контролировать появление новых стуков в подкапотном пространстве. Если обнаружились удары в месте крышки ГБЦ, это свидетельствует о неисправности натяжителя. Данные звуки отчетливо слышны при резком сбросе педали акселератора.

Смотреть галерею

Какие причины того, что гидронатяжитель цепи 406-го мотора пришел в негодность? Это может быть заклинивание плунжера и пробои в шариковом клапане, из-за чего возникает несоответствие в давлении масла. Также изнашивается сам пластиковый башмак (или звездочка, если таковая имеется) и успокоитель.

Как поменять?

Если наблюдаются вышеописанные симптомы, необходима срочная замена гидронатяжителя цепи. Для этого нам понадобится новый элемент, а также набор головок. При помощи ключа на 10 откручиваем штуцер трубки охлаждения ГБЦ и отводим ее вверх.

Смотреть галерею

Далее находим две крепежные гайки самого натяжителя. Откручиваем их тем же ключом. Берем руками за выступающую часть механизма и извлекаем его из посадочного места. Стоит отметить, что гидронатяжитель цепи имеет свою прокладку, которую тоже необходимо заменить.

Перед установкой нового элемента тщательно промазываем посадочные места силиконовым герметиком. Устанавливаем прокладку и закручиваем болты. Кстати, перед установкой необходимо извлечь транспортный стопор.

Этот элемент нужен для исключения разрядки натяжителя (чтобы плунжер не вышел из корпуса) при его транспортировке. Чтобы «зарядить» элемент и привести его в рабочее состояние, после сборки нужно нажать минусовой отверткой на деталь с большим усилием.

В итоге корпус гидравлического натяжителя под действием пружины переместится в крышку до упора.

Смотреть галерею

Сам же плунжер произведет должное натяжение цепи через звездочку или башмак (в зависимости от конструктивных особенностей двигателя). Перед «зарядкой» нужно тщательно закрутить все болты. Иначе это приведет к преждевременному расклиниванию элемента. Не забудьте установить обратно штуцер. После установки запускаем двигатель и проверяем его на предмет посторонних звуков.

Профилактические меры

Под профилактическими мерами подразумевается очистка натяжителя и проверка работоспособности узла:

  1. После разборки детали от каждого натяжителя складываются в отдельную тару, а затем промываются бензином. Для очистки скрытых полостей используется кисть с жестким синтетическим ворсом.
  2. Промытые детали протираются мягкой салфеткой, а затем проходят визуальный контроль. Если на поверхности элементов обнаруживаются царапины или сколы, то весь механизм гидравлического натяжителя подлежит утилизации. Попытка установить узлы от другого изделия приводит к некорректной работе натяжного приспособления.
  3. После сборки выполняется тестовый прогон устройства, стержень плунжера не должен цеплять за внутренние части натяжителя. Если фиксируется контакт между деталями, то дальнейшая эксплуатация натяжного устройства запрещается.
  4. Не допускается обратный ход плунжера, который преодолевает усилие ограничительного кольца. При дальнейшей эксплуатации подобного устройства буду наблюдаться колебания ветвей цепи, приводящие к повреждению элементов конструкции газораспределительного механизма.

Можно ли отремонтировать старый?

Старый гидравлический натяжитель цепи в 60 процентах случаев можно отремонтировать. Но сперва нужно убедиться в его неисправности. Для этого пальцем надавливаем на сферический конец элемента. Если он не нажимается, значит натяжитель заклинило.

Смотреть галерею

  Ремонт крыши и врезка люка в УАЗ 469

Такое происходит вследствие перекоса запорного кольца. На торцах разреза он имеет небольшие заусеницы. Именно они мешают работе элемента. Разобранный натяжитель необходимо тщательно промыть в керосине и заменить запорное кольцо.

Его наружный диаметр составляет 16.6 на 3 миллиметра. Кольцо можно изготовить из пружинной проволоки. Бывает, что выходит из строя шариковый клапан – он пропускает лишнее масло. Чтобы проверить его герметичность, необходимо вынуть плунжер и пружину из корпуса.

Вставьте последний торцевой (сферической) частью в отверстие корпуса. Надавите пальцем на противоположный конец элемента. Если имеются большие следы пропуска масла, деталь нужно заменить. С завода допускаются небольшие выделения через две риски на торцевой части корпуса натяжителя.

Они служат для вывода воздуха из внутренностей механизма. Можно попытаться промыть элемент, тем самым восстановив его. Но результат не всегда действенный. Чтобы это сделать, необходимо промыть шариковый клапан в бензине или керосине, нажимая на него тонкой проволокой через масляное отверстие.

Если промывка не дала результатов и элемент по-прежнему пропускает масло, его следует заменить.

Ручная натяжка цепи

Чтобы устранить характерный стук цепной передачи в районе клапанной крышки, не меняя сам элемент, можно вручную натянуть деталь. Рассмотрим, как производится эта процедура на примере автомобиля ВАЗ-2106. Здесь используется звездочка в натяжителе.

Смотреть галерею

Итак, сначала необходимо снять воздушный фильтр с корпусом и кожух. Далее выкручиваем натяжитель (не до конца) и производим 2-3 оборота коленчатого вала. Сделать это можно обычным ключом, установив его в третье положение. После нескольких вращений коленчатого вала задействуется цепная передача.

Далее проверяется уровень ее натяжения надавливанием пальцем на звенья. Она не должна прогибаться на два и более сантиметров. При должной натяжке цепи закручивается гидравлический натяжитель и собирается навесное оборудование в обратном порядке.

Данную процедуру необходимо повторять при каждом появлении стуков подкапотного пространства.

Быстрая замена цепи ГРМ на Шевроле Нива

Недавно ко мне приехал мой старый друг, на своей старенькой Шевроле Ниве с характерным звуком вытянутой цепи.

Предусмотрительно купив помимо комплекта ГРМ даже прокладку передней крышки, сальник коленвала и кило маринованного мяса. От такого предложения я не смог отказаться. Итак, Нива Шевроле замена цепи ГРМ и переднего сальника коленвала.

Для начала дадим двигателю остыть до приемлемой температуры. Снимаем патрубок, открутив болт на 10 и ослабив хомуты.

  1. Далее откручиваем восемь гаечек на 10 и отводим в сторону тросик газа и все патрубки которые нам будут мешать, снимаем клапанную крышку.
  2. Снимаем ремень кондиционера, открутив болт на 13 натяжного ролика.
  3. За тем ослобляем три гаечки на 13 и один болт натяжного ролика ремня генератора и снимаем его.

Теперь самое интересное. Что бы открутить гайку шкива нам понадобится головка на 38. Поскольку удлиненная головка под обычный вороток не подлезает (мешает радиатор, а снимать его не хочется) используем под монтировку, аккуратно отпиленную от ступичного ключа кокой-то большой машины.

Все встаёт идеально. Откручиваем гайку и снимаем шкив коленвала.

  • Откручиваем обводной ролик.
  • Демонтируем усилительную пластину.
  • Откручиваем шесть гаек крепления передней крышки цепи ГРМ к блоку и три болта крепления к поддону и снимаем ее.

Выставляем верхнею мертвую точку. Шпонка на коленвале должна встать на против метки на блоке.

Метка на звездочки распредвала на против отлива корпуса распредвала.

Далее откручиваем маслоподводящею трубку и две гайки на 10 натяжителя цепи.

Крепление трубки осуществляется полым болтом с двух сторон проложены медные шайбы. Не потеряйте их.

  Замена моторчика отопителя ниссан кашкай

Далее откручиваем башмак натяжителя, успокоитель и снимаем цепь ГРМ.

Сравниваем новую и старую цепь ГРМ. Бывает и хуже.

Новый комплект ГРМ.

Устанавливаем на место цепь, успокоитель и башмак натяжителя. Натягиваем цепь от руки и проверяем совпадение меток.

Что бы после установки передней крышки ГРМ нам было удобно проконтролировать метки, находим на шкиве коленвала заводскую метку и отмечаем ее белым маркером. Эта метка в ВМТ должна быть на против центра датчика коленвала.

Ставим переднею крышку, шкив коленвала и натяжитель. Проверяем еще раз метки. Устанавливаем все снятые детали в порядке обратном снятию. Заливаем жидкости, заводим мотор инаслаждаемся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector