Двигатель 417 датчик температуры где установлен

На автомобилях УАЗ с двигателем УМЗ-417 применяется жидкостная, закрытая система охлаждения, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом системы охлаждения.

На автомобиль УАЗ-3151 и некоторые другие модели, в зависимости от комплектации, может быть устанавливаться предпусковой подогреватель, интегрированный в систему охлаждения.

В качестве охлаждающей жидкости применяется низкозамерзающая жидкость.

Для нормальной работы двигателя УМЗ-417 температура охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах 70-90 градусов. Такая температура достигается при помощи автоматически действующего термостата, который регулирует количество жидкости проходящей через радиатор и жалюзи, с помощью которых регулируют количество воздуха, охлаждающего радиатор. 

Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения УМЗ-417

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов имеется электрический указатель, датчик которого ввернут в полость кронштейна водяного насоса. Кроме того, о перегреве охлаждающей жидкости сигнализирует контрольная лампа с красным светофильтром, установленная на щитке приборов и соединенная электропроводом с датчиком, ввернутым в верхний бачок радиатора.

Контрольная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 92-98 градусов. При загорании контрольной лампы необходимо открыть жалюзи радиатора. Причинами перегрева могут быть :

  • — пониженный уровень жидкости в радиаторе — слабое натяжение ремня вентилятора
  • — движение с закрытыми жалюзи или закрытым клапаном утеплительного чехла

Обслуживание системы охлаждения двигателя УМЗ-417

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке проверяется на холодном двигателе, он должен быть на 30-40 мм выше метки «Мин».

При понижении уровня низкозамерзающей жидкости в результате ее выкипания, в систему охлаждения необходимо доливать чистую воду, так как из жидкости в первую очередь испаряется вода, из-за того, что точка кипения воды значительно ниже, чем этиленглнколя.

При убывании уровня жидкости в результате подтекания, необходимо после устранения причины подтекания долить низкозамерзающую жидкость.

Низкозамерзающую жидкость в системе охлаждения двигателя УМЗ-417 заменяется через каждые 2 года или через 60 000 километров пробега.

Перед заливкой свежей жидкости рекомендуется промыть систему охлаждения чистой водой. Слив жидкости из системы охлаждения осуществляется через два крана.

Один расположен на нижнем бачке радиатора, другой — на блоке цилиндров, или, если на УАЗ установлен предпусковой подогреватель, то на его котле.

Обслуживание водяного насоса системы охлаждения

Центробежного типа, приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. В конструкции насоса применен шарико-роликовый подшипник, изготовленный заодно с валом насоса.

Подшипник имеет специальные уплотнения, которые обеспечивают сохранение смазки, заложенной при изготовлении. Дополнительной смазки в процессе эксплуатации подшипник не требует.

Подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие указывает на неисправность сальникового уплотнения.

На часть автомобилей УАЗ с двигателями УМЗ-4178 и УМЗ-4179 может устанавливаться водяной насос в конструкции которого применены шариковые подшипники. В таких насосах полость уплотняется при помощи резиновой манжеты, плотно прижимающейся пружиной к уплотнительной шайбе и валу насоса.

Подшипники такого водяного насоса смазываются через одно очередное техническое обслуживание смазкой типа Литол-24 через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку необходимо убрать, так как она может попасть на ремень вентилятора.

Натяжение ремня вентилятора системы охлаждения двигателя УМЗ-417

Проверяется нажатием на него между шкивами водяного насоса и генератора с усилием 39 Н. Прогиб ремня при этом должен быть в пределах 8-14 мм. Для регулировки натяжного ремня необходимо ослабить болты крепления генератора, сместить его в необходимом направлении, закрепить болты и еще раз проверить натяжение ремня.

Проверка работы термостата системы охлаждения

Термостат запирающего типа с твердым наполнителем, размещается в выпускном патрубке расположенном на кронштейне насоса системы охлаждения, и действует в результате движения штока в баллоне термостата.

Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости в 69-72 градуса и полностью открывается при температуре 81-85 градусов.

Термостат, включая или отключая радиатор, автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе.

Работа двигателя УМЗ-417 без термостата недопустима, так как при его удалении основной поток охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор, что приведет к перегреву двигателя.

Работа термостата проверяется одновременно с промывкой системы охлаждения, а также при систематических перегревах двигателя, при исправной работе системы питания и зажигания.

Для проверки, термостат вместе с термометром помещаются в сосуд с водой, нагретой до температуры 90-100 градусов.

Затем при постепенном охлаждении воды контролируется температура начала и конца закрытия клапана термостата. Неисправный термостат заменяется новым.

Проверить исправность термостата можно также по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате этот патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном — после того как температура воды в блоке цилиндров двигателя достигает температуры 60-70 градусов по указателю температуры воды на щитке приборов.

Пробка радиатора системы охлаждения

Герметично закрывает радиатор и сообщает систему охлаждения с расширительным бачком только через выпускной и впускной клапаны. Выпускной клапан открывается при повышении давления в системе охлаждения до 44.

1-58.8 кПа и выпускает охлаждающую жидкость или пары в расширительный бачок. Впускной клапан открывается при разрежении в системе 0.98-9.8 кПа и впускает охлаждающую жидкость из расширительного бачка в радиатор.

Герметизирующая прокладка пробки радиатора исключает выход паров или охлаждающей жидкости через зазор между горловиной радиатора и запорной пружиной пробки радиатора. Для нормальной работы пробки радиатора необходимо, чтобы были исправны прокладки клапанов и прокладка между горловиной радиатора и запорной пружиной.

Вентилятор и муфта привода вентилятора системы охлаждения

Четырехлопастной, сборный, крепится к ступице водяного насоса. Вентилятор приводится во вращение вместе с водяным насосом клиновидным ремнем от коленчатого вала.

На часть автомобилей УАЗ может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора предназначенная для снижения расхода топлива, уменьшения шума вентилятора, облегчения прогрева холодного двигателя и поддержания теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

В зазоре между ведущей и ведомой частями муфты находится высоковязкая рабочая жидкость, посредством которой вращение передается от вала муфты, установленного на ступице шкива насоса системы охлаждения к корпусу муфты и закрепленному на нем вентилятору. Включение и выключение муфты происходит автоматически в зависимости от температуры воздуха за радиатором. Муфта выполнена не разборной.

В случае засорения перепускного отверстия, муфта перестает включаться или включается не полностью, при этом двигатель может перегреваться.

Для устранения указанной неисправности следует отвернуть муфту от ступицы, снять вентилятор и вывернуть из корпуса муфты две шпильки.

Затем необходимо слить рабочую жидкость через отверстия для шпилек и тщательно промыть внутреннюю полость муфты бензином.

Дать бензину полностью стечь и залить в муфту через одно из отверстий 40 грамм полиметилсилоксановой жидкости ПМС-10000. Второе отверстие надо держать открытым для выхода воздуха.

После этого завернуть шпильки в корпус, закрепить вентилятор и установить муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения. Следует учитывать, что соединение вала муфты со ступицей имеет левую резьбу.

Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте.

Жалюзи системы охлаждения

Установлены перед радиатором. Управление створками жалюзи осуществляется с места водителя при помощи тяги. При вытягивании рукоятки тяги на себя жалюзи закрываются, при задвигании — открываются.

Проверка и обслуживания жалюзи системы охлаждения

  1. Жалюзи проверяются на полноту открытия при задвинутой до отказа рукоятке привода.

    Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то необходимо выполнить следующие операции :

  2. — ослабить винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи — полностью открыть створки жалюзи, провернув рычаг привода против часовой стрелки — задвинуть до отказа рукоятку привода жалюзи и закрепить в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага
  3. — проверить, полностью ли открываются и закрываются створки жалюзи, задвигая или выдвигая рукоятку привода

Если рукоятка привода передвигается с большим усилием, то надо смазать оси створок жалюзи и тягу. Тягу смазывают, предварительно вынув ее из оболочки и очистив. В холодное время года, дополнительно к жалюзи, рекомендуется установить утеплительный чехол с откидным клапаном.

Замена охлаждающей жидкости в системе охлаждения УМЗ-417

При сливе жидкости снимается пробка радиатора, выворачивается пробка заливной воронки предпускового подогревателя и открывается кран отопителя. Остаток жидкости в расширительном бачке и шланге, соединяющем его с радиатором, удаляется через отсоединенный шланг от радиатора или подняв бачок выше радиатора.

При отсутствии низкозамерзающей жидкости допускается применять чистую воду, по возможности не жесткую, чтобы избежать интенсивных отложений накипи, которые приведут к перегреву двигателя и повышенному расходу топлива.

В этом случае, при температуре окружающего воздуха ниже 0 градусов, шланг, соединяющий радиатор с расширительным бачком, необходимо отсоединить от расширительного бачка и направить его вниз для отвода пара из радиатора.

Наличие воды в расширительном бачке при отрицательных температурах не допускается.

Промывка системы охлаждения двигателя УМЗ-417

По мере использования воды в качестве охлаждающей жидкости эффективность системы охлаждения заметно снижается в результате отложения накипи на внутренних ее поверхностях и как следствие ухудшения циркуляции воды в системе.

В этом случае систему охлаждения надо промывать. Двигатель и радиатор промываются раздельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения блока двигателя не засоряли радиатор.

Перед промывкой двигателя необходимо снять термостат.

Направление струи при промывке должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы охлаждения. Запрещается использовать для промывки рубашки охлаждения блока двигателя щелочные растворы, так как они вызывают коррозию головки и блока цилиндров двигателя.

Двигатель 417 и 402 отличие

Разрабатывался двигатель УМЗ 417 на основе ДВС серии 402 другого производителя моторов – ЗМЗ. Создавался под конкретные автомобили УАЗ – автобусы, внедорожники и грузовики. Изначально был недоработан, но этот момент был частично исправлен в нескольких модификациях серии – 4175.10, 4178.10, 4178.10-01, 4178.10-03, 4178.10-10, 4178.10-52, 4179.10-10, 4179.10-05 и 4179.10-25.

ДВС УМЗ 417

Он имеет очень низкую себестоимость, простейшую конструкцию, высокую надежность и приемлемые для тяжелых грузовиков, внедорожников и микроавтобусов эксплуатационные характеристики, поэтому выпускается до сих пор для обслуживания гигантского парка УАЗ 3151 и модификаций УАЗ 3741.

Конструкторы использовали в двигателе 417 частично разработки ЗМЗ 402, дополнив их новыми решениями. Прежней осталась рядная схема расположения 4 цилиндров и нижний распредвал газораспределительного механизма, алюминиевый блок в смоляной пропитке и крайне неудобный в эксплуатации узел заднего сальника коленвала.

ЗМЗ 402 послужил образцом для мотора УМЗ 417

Механический тюнинг следующих версий семейства моторов 417 производителя УМЗ позволил увеличить мощность до 98 л. с. (4175.10 и 4178.10-52), адаптировать под диафрагменное и рычажное сцепление.

В нижней таблице собраны технические характеристики силового привода УМЗ 417:

Изготовитель УМЗ
Марка ДВС 417
Годы производства 1989 – …
Объем 2445 см3 (2,45 л)
Мощность 67,67 кВт (92 л. с.)
Момент крутящий 172 Нм (на 2200 об/мин)
Вес 166 кг
Степень сжатия 7
Питание карбюратор
Тип мотора рядный бензиновый
Зажигание трамблер
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал оригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндров алюминиевый сплав
Диаметр цилиндра 92 мм
Поршни оригинальные
Коленвал чугунный
Ход поршня 92 мм
Горючее А-76
Нормативы экологии Евро-0/1
Расход топлива трасса – 8,4 л/100 км смешанный цикл 10,6 л/100 кмгород – 14,5 л/100 км
Расход масла максимум 0,6 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для УМЗ 417 по составу зимой синтетика, летом полусинтетика, минеральное
Объем масла моторного 6 л
Температура рабочая 90°
Ресурс ДВС заявленный 150000 км реальный 250000 км
Регулировка клапанов регулировочные винты
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 10,7 л
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Свечи на УМЗ 417 BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ
Зазор свечи 0,8 мм
Привод ГРМ зубчатым колесом
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр с обратным клапаном
Маховик универсальный под сальник АДС, рычажное и лепестковое сцепление
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки производитель Goetze, впускные светлые выпускные темные
Компрессия от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм маховик – 80 – 90 Нм

  • болт сцепления – 19 – 30 Нм
  • крышка подшипника – 70 Нм (коренной) и 60 Нм (шатунный)
  • головка цилиндров – три стадии 40 Нм, 120 Нм + 90°

В свою очередь, конструкция мотора 417 стала базовым решением для следующих версий УМЗ 420 (не пошел в серию) и УМЗ 421.

Особенности конструкции

В принципе, двигатель УМЗ 417 скопирован с мотора ЗМЗ 402, но отличия, все же, существуют:

  • посадка гильз в блоке резиновыми кольцами вместо медных прокладок;
  • маховик больше в диаметре;
  • нет оребрения вначале выпуска, затем появились 4 ребра жесткости;
  • маслофильтр съемный вместо стаканного;
  • схема системы охлаждения обратная – и подача и забор ОЖ из ГБЦ;
  • слабый фибровый сальник помпы вместо сальника от мотора ВАЗ;
  • уменьшен диаметр тарелок клапанов.
  1. Маховик УМЗ 417
  2. Система охлаждения
  3. И самая главная причина снижения мощности УМЗ 417 в сравнении с ЗМЗ 402 – объединенный, не раздвоенный коллектор выпускного тракта.
  4. Выпускной коллектор
  5. Особенностями конструкции являются:
  • рядная схема двигателя и его продольное расположение относительно траектории движения транспортного средства;
  • камера сгорания небольшого размера, купольной конфигурации;
  • улучшенная очистка смазочного материала (полнопоточная схема со сменным фильтром);
  • высокий эксплуатационный ресурс от 150000 км пробега;
  • короткий ход поршня и верхняя компоновка клапанов.

Схема ГРМ УМЗ 417

Чтобы осуществить капитальный ремонт, не нужно обязательно посещать СТО, все операции можно произвести своими силами в гараже. Для этого руководство пользователя содержит, как описание параметров, так и пошаговые фото.

  Реле стартера

Даже в отсутствие гидротолкателей производитель рекомендует заливать качественное масло и антифриз для охлаждения мотора с весьма скромным оребрением блока цилиндров.

Предусмотрена изготовителем и возможность модернизации впускного/выпускного тракта, ГБЦ т ШПГ.

Замена сальниковой набивки. Этап пятый. Сборка

Собираем все, что разобрали, в обратном порядке. При сборке обязательно пользуемся динамометрическим ключом. Не нужно полагаться на свою силу, авось и опыт соседа по гаражу. Просто затяните все, что положено требуемым моментом, это не так сложно и гарантирует нормальную работу мотора. Самым трудным моментом будет установка мотора обратно в отсек, но вы справитесь.

Вот и вся работа. С толковыми помощниками можно управиться за 3-4 часа.

Если течет, значит, вы не были аккуратны и попытались упростить процесс или имеется значительное повреждение вала, а может, присутствует его биение/продольное перемещение.

P.S. Раз уж вы все равно сняли мотор:

● проверьте состояние коренных подшипников, возможно, стоит их заменить. Также возможно, что ремонта потребует вал. Замените опорные полукольца; ● оцените состояние поршневых колец; ● удобно будет сразу заменить и передний сальник коленчатого вала; ● оцените состояние сцепления и выжимного подшипника; ● проверьте, нет ли сильных повреждений венца маховика.

Перечень модификаций ДВС

Для различных задач с завода выходит несколько модификаций моторов УМЗ:

  • 417.10 – считается базовым вариантом, степень сжатия 7, эксплуатируется на бензине А-76, удовлетворяет нормам Евро-1, характеристики 172 Нм и 92 л. с.;
  • 4175.10 – адаптирован под сцепление ГАЗ Газель, степень сжатия 8,2, поэтому используется топливо АИ-92, соответствует Евро-3, характеристики 182,5 Нм и 98 л. с.;
  • 4178.10-03 – установка движков только на старый модельный ряд УАЗ, степень сжатия 7, Евро-1, характеристики 171 Нм и 92 л. с., ГУР;
  • 4178.10-01 – только для старого модельного ряда УАЗ, степень сжатия 7, Евро-1, характеристики 171 Нм и 92 л. с., 254 мм рычажное сцепление;
  • 4178.10-52 – исключительно для ранних моделей УАЗ, степень сжатия 8,2, Евро-1, характеристики 180 Нм и 98 л. с., 240 мм диафрагменное сцепление;
  • 4178.10-10 – после выхода версии УМЗ 421 используется ГБЦ от этого мотора, в которой увеличен диаметр клапанов до 39 мм, помпа смещена на блок, вместо набивки в ней стоит нормальный сальник;
  • 4179.10 – рекомендовано для спецмашин Минобороны, Евро-1, степень сжатия 7,0, характеристики 171,6 Нм и 92 л. с., пусковой подогреватель, диафрагменное или рычажное сцепление.

УМЗ 4175.10

УМЗ 4179.10

В двух последних версиях используется дополнительное и улучшенное навесное оборудование, а в последней модели для военных УАЗиков применяется оригинальная головка блока цилиндров заводской форсировки.

Плюсы и минусы

К недостаткам можно отнести навесное оборудование – сложная конструкция двухкамерного карбюратора и низкий ресурс крыльчатки помпы, выполненной из полимерного материала. Из-за использования асбестовой прокладки ГБЦ антифриз часто проникает в цилиндры. От сильных вибраций самопроизвольно откручиваются гайки крепления ГБЦ и крышки, происходят протечки масла.

  • Именно поэтому в мануал заложены операции ТО по периодической протяжке гаек, регулировке зазора клапанов своими руками.
  • ГБЦ УМЗ 417
  • С другой стороны, плюсами конструкции ДВС 417 и всех его модификаций являются:
  • надежная, хоть и морально устаревшая, система газораспределения;
  • высокая надежность и эксплуатационный ресурс;
  • снижение расходов владельца при использовании бензина с низким октановым числом;
  • самостоятельный капремонт и механическая форсировка.

К сожалению, тюнинг способен добавить мощности в пределах 30 л. с. без установки турбины.

Замена сальниковой набивки. Этап третий. Дефектовка

Теперь, когда двигатель извлечен, переворачиваем его поддоном кверху и ставим на крепкий устойчивый верстак или подготовленную для этого площадку. Предварительно, не забываем извлечь штанги и толкатели ГРМ и, подписав фломастером, какая из них где стояла, откладываем в сторону. Начинаем разбирать мотор. ● Отвинчиваем поддон и снимаем его.

● Снимаем сцепление и маховик. ● Внимательно смотрим на крышки коренных подшипников, находим на них метки, которые свидетельствуют о порядке их расположения. На всякий случай делаем дополнительные метки фломастером или кернером. Лучше написать прямо цифрами (1, 2 и т.д.). Крышки не взаимозаменяемы, каждая при сборке должна встать строго на свое место.

Впрочем, совсем снимать крышки не обязательно. Отпускаем их болты на несколько оборотов. ● Отворачиваем болты и снимаем обойму сальниковой набивки. ● Снимаем крышку пятого коренного подшипника и удаляем старые флажки. Тщательно очищаем поверхности от старого герметика. ● Выбрасываем старую набивку и смотрим на состояние поверхности, по которой она работала.

Если на валу имеются повреждения, отдаем его в ремонт. Также очень желательно наличие специальной маслосгонной накатки. На некоторых валах ее нет, однако, в мастерской по ремонту коленвалов ее за небольшую доплату сделают. ● Хорошо очищаем все доступные детали от отложений, промываем их в бензине и раскладываем сушиться. Замена сальниковой набивки.

Этап четвертый. Установка набивки

Как ни странно, это один из самых простых этапов нашего мероприятия. Здесь нам потребуется только острый нож, например макетный, и ключ на 10.

● Разрезаем набивку пополам. ● Вкладываем половинки в обоймы, осаживаем ее плотно, используя оправку или чистый обрезок трубы подходящего диаметра. ● Срезаем лишнее так, чтобы с каждой стороны остались напуски по 2-3 мм. Некоторые оставляют немного больше, но хватит и этого. ● Извлекаем набивку из обоймы, смазываем ее литолом и вставляем обратно.

Обратите внимание, рисунок волокон набивки должен располагаться так, чтобы сгонять масло внутрь. Смазываем торцы набивки маслостойким герметиком. ● Теперь прикручиваем обоймы к блоку и крышке пятого коренного подшипника. ● Флажки слегка смазываем герметиком и устанавливаем на место так, чтобы лишний герметик не выступал.

● Затягиваем крышки коренных подшипников в правильной последовательности и правильным моментом.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Проектировался мотор УМЗ 417 специально для Ульяновского автозавода, поэтому использовался в машинах УАЗ:

  • 3151 – внедорожник;
  • 3303 – грузовик полноприводный;
  • 3741 – фургон цельнометаллический 4х4;
  • 2206 – 8 – 11 местный микроавтобус;
  • 3962 – санитарный и реанимационный автомобиль;
  • 3909 – Фермер вагонного типа;
  • 39094 – Фермер грузовик;
  • ДИСА-1912 Заслон – бронемобиль для инкассаторов.

УАЗ 39094 Фермер

Мотор был создан чуть позже переименования УАЗ 469 в 3151, а УАЗ 452 в 3741, поэтому стоит только в модернизированных «Бобиках» и «Таблетках» – «Буханках». Характеристики двигателя позволяли применить его в качестве силового привода всех выпускавшихся на тот момент моделей УАЗ.

Регламент обслуживания УМЗ 417

Из-за недоработок конструкции и морального устаревания двигатель УМЗ 417 приходится обслуживать между капремонтами и производить замену расходников в следующие сроки:

  • масло и маслофильтр – 7,5 – 10 тысяч пробега;
  • регулировка зазоров клапанов – 15 тысяч км;
  • воздушный фильтр – примерно через 2 года;
  • выпускной коллектор – 2 года;
  • фильтр топливный – 30 тысяч пробега;
  • свечи и АКБ – 60 тысяч км;
  • картерная вентиляция – 3 года;
  • охлаждающая жидкость – 40 тысяч пробега.

Ремонт УМЗ 417

Поскольку распредвал расположен снизу, привод ГРМ осуществляется зубчатым колесом. Такое устройство ДВС более надежно в сравнении с ременной и цепной передачей, но морально устаревшее, уже на момент разработки.

Смотрите также

Схема системы охлаждения двигателя 417

Рассмотрим составные элементы системы охлаждения «буханки».

Она состоит из широкого ряда запасных частей:

  1. Радиатор с охлаждающей жидкостью, основная функция которого состоит в подаче тепла в атмосферу. Чаще всего изготовлен из меди или алюминия, а также бывает трёх видов — трубчатый, сотовый и пластинчатый. Наиболее распространён последний вариант. Каждая из перечисленных моделей устроена особым образом.
  2. Масляный радиатор, который охлаждает масло воздухом. Этот агрегат используют, как дополнение.
  3. Решетка, которая защищает сам радиатор от температурных нарушений и посторонних деталей.
  4. Радиатор отопителя, который очень схож с первым вариантом, но ставят его уже в салон машины.

Общее описание системы охлаждения

Система охлаждения ЗМЗ 409 имеет типичную конструкцию для всех моторов, производимых Заволжским заводом. Так, силовой агрегат построен с закрытой системой охлаждения, в которой имеются следующие элементы:

  • Радиатор.
  • Водяная рубашка блока и ГБЦ.
  • Водяной насос.
  • Расширительный бачок.
  • Термостат.
  • Патрубки.
  • Радиатор и вентилятор отопителя.
  • Электровентилятор основного радиатора.
  • Датчик температуры ОЖ.

Сейчас читают Правильная настройка зажигания на автомобиле ВАЗ 2107

Ремонт бескамерных шин своими руками

  Сколько масла влазит в двигатель ваз 2109

Проводим «рентген» радиатора

Сам радиатор охлаждения также представляет собой систему конструктивных элементов.В качестве таковых мы назовём:

  • Вентилятор, нужный для усиления потока воздуха, благодаря чему охлаждается сердцевина радиатора. Состоит из так называемой «крыльчатки» и лопасти. Включается вентилятор особым датчиком температуры.
  • Центробежный насос. Данный элемент принудительно двигает жидкость по всей системе. Составными частями являются корпус (из алюминия), крыльчатка и сальник.
  • Расширительный бачок, в который доставляются излишки после процесса нагревания жидкости. Также он служит каналом доставки жидкости в систему.
  • Термостат. Это датчик контроля температуры двигателя.
  • «Водяная рубашка». Это выемки внутри двигателя, которые служат каналами циркуляции жидкости.
  • Антифриз, то есть сама охлаждающая жидкость, пригодная для использования даже при низких температурах.

Система охлаждения УАЗ Хантер ЗМЗ 409

Система охлаждения Уаз Хантер, модели УАЗ-315195 с двигателями ЗМЗ-409.10 Евро-2, ЗМЗ-40904.10 Евро-3 и ЗМЗ-40905.10 Евро-4, и модели УАЗ-315196 с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3, жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Устройство и особенности системы охлаждения Уаз Хантер рассмотрены ниже.

Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка, вязкостной муфты, вентилятора, соединительных шлангов и трубок. К системе охлаждения также подсоединен радиатор отопителя. Давление в системе создает водяной насос, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала.

  • Схема системы охлаждения УАЗ Хантер : 1, 2 – радиаторы отопителя; 3 – электронасос; 4 – двигатель; 5 – дроссельный патрубок; 6 – термостат; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 9 – вязкостная муфта привода вентилятора; 10 – вентилятор; 11 – пробка радиатора; 12 – радиатор; 13 – пробка расширительного бачка; 14 – расширительный бачок; 15 – электровентилятор; 16 – водяной насос; 17 – сливной кран блока цилиндров.
  • Слив жидкости
  • Тосол-А40М
  • Тосол-А65М
  • 12,5 литров

из системы охлаждения двигателя производится через пробку расположенную с левой стороны блока цилиндров двигателя и сливное отверстие радиатора, закрытое пробкой или краном. Рычаг или рукоятку управления краном отопителя салона при сливе охлаждающей жидкости необходимо установить в положение «Открыто». В качестве охлаждающей жидкости должна применяться низкозамерзающая жидкость . При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 градусов, в системе охлаждения нужно применять . Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи. Полная емкость системы охлаждения Уаз Хантер — . Рабочая температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна быть в пределах плюс 80-105 градусов. Допускается кратковременная, на протяжении не более 5 минут, работа двигателя при повышении температуры охлаждающей жидкости до плюс 109 градусов.

Принцип работы системы охлаждения Уаз Хантер

Из водяного насоса охлаждающая жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, а затем поступает в термостат.

В зависимости от температуры жидкости дальше она проходит, при низкой температуре в водяной насос, или при высокой температуре, в радиатор, а уже откуда, охладившись, поступает в водяной насос.

Радиатор трубчато-ленточный, алюминиевый, по бокам расположены кронштейны для его крепления к облицовке радиатора. Каталожный номер радиатора — 3160-1301010 или 31602-1301009.

Расширительный бачок пластмассовый, соединен патрубком с радиатором и закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим избыточное давление в системе. Каталожный номер расширительного бачка — 3160-1311010.

Перегрев Уаз Хантер

В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости, нужно немедленно установить и устранить причину перегрева. В исключительных случаях, например, в случае значительной утечки охлаждающей жидкости, в систему охлаждения допускается кратковременная заливка чистой, пресной воды.

Не допускается использование морской воды, а также щелочи для смягчения воды, так как она разъедает алюминиевые детали двигателя. Перед применением воду надо профильтровать подручными средствами.

При первой же возможности необходимо полностью слить воду, промыть систему охлаждения и залить низкозамерзающую охлаждающую жидкость.

Обслуживание системы охлаждения Уаз Хантер

Обслуживание заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости, удалении из системы охлаждения накипи и осадков, регулировке натяжения ремня привода вентилятора и водяного насоса, в периодической промывке радиатора снаружи, промывке клапана пробки радиатора 469-1304009 или 3741-1304010.

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть на 3-4 сантиметра выше метки «МИН». Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, проверка уровня должна производится при температуре в системе плюс 15-20 градусов.

В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов до 500 километров, необходимо проверить герметичность системы охлаждения и устранив не герметичность, долить в радиатор или в расширительный бачок ту же самую охлаждающую жидкость.

Через каждые два года или каждые 60 000 километров пробега, в зависимости от того, что раньше наступит, необходимо промывать систему охлаждения, а охлаждающую жидкость заменять новой.

Проверка термостата Уаз Хантер

Одновременно с промывкой системы охлаждения, а также в случаях систематического перегрева двигателя, надо проверить исправность термостата ТР2-1306100 или ТС107-1306100-05. Для проверки, термостат вместе с термометром помещается в сосуд с водой нагретой до температуры 70-75 градусов.

Затем, постепенно нагревая воду, надо следить за температурой начала открытия клапана термостата. Термостат системы охлаждения считается исправным, если температура начала открытия его клапана находится в пределах 78+-1,5 градуса, а температура полного открытия клапана равна 82 градуса. Неисправный термостат меняется на новый.

При проверке термостата надо обратить внимание на чистоту тарелки клапана. Накипь и грязь с поверхности термостата удаляется деревянной лопаткой, а затем он промывается в чистой воде. Проверить исправность термостата можно и по нагреванию патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя.

При неисправном термостате патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, а при исправном — после того, как температура охлаждающей жидкости достигнет 75-80 градусов. Эксплуатация двигателя ЗМЗ-409 без термостата не допускается.

Вязкостная муфта 3741-1308070, гидромуфта привода вентилятора

На двигатели ЗМЗ-409 устанавливается вязкостная муфта 3741-1308070-01 / -02 / -03 / -04 привода вентилятора 3741-1308010-01 позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.

  Как сбросить ошибку двигателя уаз патриот

При эксплуатации необходимо контролировать расстояние от лопастей вентилятора до верхнего бачка радиатора и от муфты до сердцевины радиатора, оно должно быть не менее 15 мм.

Наружную поверхность вискомуфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе ее работы, и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.

Если в процессе эксплуатации вискомуфта перестает включаться или включается не полностью, то двигатель может перегреваться. В этом случае вискомуфту заменяют на новую или, если ее конструкция позволяет, меняют в ней рабочую полиметилсилоксановую жидкость ПМС-10000 ТУ 6-02-737-78 на свежую.

Проверка исправности и работоспособности вискомуфты системы охлаждения Уаз Хантер

Прежде всего, надо убедится в отсутствии на вискомуфте следов утечки рабочей жидкости. Если следы утечки есть, то она подлежит замене. На прогретом двигателе с закрытым капотом установите частоту вращения коленчатого вала около 3 000 оборотов в минуту.

Крыльчатка вентилятора при этом будет вращаться за счет остаточного вращающего момента. При температуре охлаждающей жидкости в пределах 85-95 градусов, вискомуфта должна автоматически начать работать.

Скорость вращения вентилятора сразу же сильно увеличится, это будет не только видно, но и слышно по усилившемуся шуму. После остановки двигателя, включившаяся в работу вискомуфта должна сразу же перестать вращаться. Если этого не происходит, то вискомуфта неисправна и требует замены.

Плюсы конструкции:1 . Не зависит от электросети автомобиля. Из этого плюса вытекает второй.

  1. 2
  2. 3
  3. Минусы конструкции:1
  4. 2
  5. 3
  6. 4

. Не нужно заботиться о вентиляторе, если проезжаешь глубокий брод (электричества нет — нечему водой замыкаться). . Частота вращения регулируется в зависимости от температуры нагрева двигателя (двигатель холодный — вращается медленно, нагрелся — вращается быстро). . Отъедает мощность двигателя на постоянный привод шкива (даже когда охлаждение не нужно) . Частота вращения вентилятора зависит от оборотов двигателя (чем больше оборотов, тем быстрее вентилятор может вращаться и наоборот): — в случае проезда по тяжелому участку (грязь, снег, …), особенно при буксовании, двигатель имеет низкие обороты и высокую потребность в охлаждении. А вентилятор быстро вращаться не может из-за низких оборотов двигателя — в случае глушения двигателя, вентилятор не вращается. Это не всегда хорошо, т.к. в жаркую погоду нужно чтобы вентилятор еще некоторое время погонял воздух после остановки двигателя. . В случае слетания вентилятора с подшипника оси крышки двигателя, крыльчатка вылетает вперед (она металлическая) и лопастями прорезает радиатор. . При потере свойств жидкости (или самой жидкости), залитой в вискомуфту, эффективность ее работы падает. Вентилятор вращается медленнее, чем положено.

Регулировка натяжения ремня привода насоса системы охлаждения и генератора

Натяжение ремня привода насоса системы охлаждения 4062.1307010-42 и генератора производится натяжным роликом. Прогиб ремня должен находиться в пределах 13-15 мм при усилии 8 кгс. Натяжение ремня привода вентилятора и насоса гидроусилителя рулевого управления производится перемещением насоса ГУР. Прогиб ремня должен находиться в пределах 10-15 мм при усилии на него 4 кгс.

Натяжение ремня привода насоса системы охлаждения и генератора на двигателях ЗМЗ-40904 Евро-3 и ЗМЗ-40905 Евро-4 обеспечивается автоматическим механизмом натяжения ремня. В процессе эксплуатации регулировка натяжения ремня не требуется.

Для проверки исправности автоматического механизма натяжения надо проверьте плавность перемещения рычага с роликом механизма из одного крайнего положения в другое при снятом ремне. В случае заедания, автоматический механизм натяжения ремня необходимо заменить.

© 2016-2021 24techno-guide.ru

Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только при условии установки активной прямой ссылки на наш ресурс.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬГлавная

  • (Главная страница сайта)Авто (Обзоры, отзывы, тест-драйвы автомобилей)
  • Двигатели
  • Техно
  • Тюнинг
  • Ремонт
  • Трактора
  • Осаго
  • Автозвук
  • АвтоЗАКОНЫ
  • Лайфхаки
  • Фото/Видео
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector