Где датчик температуры дизельного двигатель

Узлы с A по H на чертеже не показаны:

Где датчик температуры дизельного двигатель

  1. Датчик давления 1 ОГ G450. После замены необходимо провести корректировкуснятие и установка;
  2. Датчик Холла G40 (датчик положения распределительного вала);
  3. Лямбда-зонд G39 с нагревательным элементом лямбда-зонда Z19. Снятие и установка — 50 Нм;
  4. Блок управления двигателя J623;
  5. Модули впрыска (пьезофорсунки);
  6. Позиционный датчик регулятора давления наддува G581;
  7. Редукционный клапан. Функция редукционного клапана — обеспечивать остаточное давление в обратных топливных магистралях (объём управления) ок. 10 барэто количество необходимо для работы пьезоинжекторовредукционный клапан заменять только в комплекте с обратными топливными магистралямипосле замены дать двигателю поработать две минуты на холостом ходу для удаления воздуха из топливной системыпроверка редукционного клапана;
  8. Регулировочный клапан давления топлива N276;
  9. Электромагнитный клапан ограничения давления наддува N75. Электрический разъем датчика температуры ОГ 3 G495;
  10. Электрическое штекерное соединение для датчика температуры отработавших газов 4 -G648- для датчика температуры отработавших газов 1 G235 для лямбда-зонда G39 место установки;
  11. Расходомер воздуха G70;
  12. Датчик температуры охлаждающей жидкости G62;
  13. Датчик числа оборотов двигателя G28, 4,5 Нм;
  14. Двигатель впускного коллектора с изменяемой геометрией V183 с датчиком положения впускного коллектора с изменяемой геометрией G513;
  15. Переключающий клапан радиатора системы рециркуляции ОГ N345;
  16. Насос радиатора системы рециркуляции ОГ V400;
  17. Двигатель заслонки впускного коллектора V157 с потенциометром дроссельной заслонки -G69-. Впускной коллектор — детали и узлы снять и установить;
  18. Датчик давления наддува G31 общий элемент с датчиком температуры всасываемого воздуха -G42-;
  19. Свечи накаливания. Свеча накаливания 1 Q10. Свеча накаливания 2 Q11. Свеча накаливания 3 Q12. Свеча накаливания 4 Q13;
  20. Датчик температуры топлива G81 в топливоподающей магистралим;
  21. Клапан рециркуляции ОГ N18 с потенциометром системы рециркуляции ОГ G212;
  22. Подсоединение топливной обратной магистрали к топливному фильтру;
  23. Подсоединение топливоподающей магистрали (магистраль высокого давления) к топливной рампе (энергоаккумулятор высокого давления);
  24. Топливный насос высокого давления с клапаном дозировки топлива N290 Клапан дозировки топлива -N290- не открыватьпосле замены „следует“ произвести первую заправку топливной системы (обязатель избегать работы топливной системы всухую);
  25. Датчик давления топлива G247. Снятие и установка — 70 Нм;
  26. Датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора -G83-;
  27. Дополнительный топливный насос V393;
  28. Топливный фильтр. Топливный фильтр — детали и узлы замена топливного фильтра;
  29. Реле малой теплопроизводительности J359 и реле большой теплопроизводительности -J360- . Схемы электрооборудования, поиск неисправностей системы электрооборудования и месторасположение;
  30. Выключатель стоп-сигнала F и датчик на педали тормоза F47. В пространстве для ног на педали тормоза;
  31. Датчик положения педали сцепления G476 . Установлен только на автомобилях с механической КП.
  32. Датчик положения педали акселератора G79 и датчик положения педали акселератора 2 G185;
  33. Датчик 3 температуры ОГ G495 Лямбда-зонды и датчики температуры ОГ — детали и узлы;
  34. Датчик 1 температуры ОГ G235. Лямбда-зонды и датчики температуры ОГ — детали и узлы;
  35. Датчик 4 температуры ОГ G648 . Лямбда-зонды и датчики температуры ОГ — детали и узлы;
  36. Сажевый фильтр установлен под днищем кузова автомобиляобщий узел с предварительно соединенным основным катализаторомпосле замены необходимо провести корректировку.

После замены датчика давления 1 ОГ G450 и / или сажевого фильтра необходимо провести адаптацию. (Порядок действий описан также в Ведомых функциях)

  • Выбрать соответствующий автомобиль в ведомом поиске неисправностей;
  • Нажать кнопку „Переход“;
  • Нажать клавишу „Выбор функции/узла“;
  • Выбрать „Привод“;
  • „01 — Системы с фунцией самодиагностики“;
  • „01 — Электроника двигателя J623“;
  • Выбрать „01 — Функции электроники двигателя“;
  • „01 — Адаптация параметров сажевого фильтра“.

Где датчик температуры дизельного двигатель

Датчик положения педали акселератора G79 и датчик положения педали акселератора 2 G185.

Где датчик температуры дизельного двигатель

Датчик положения педали акселератора -G79- и датчик 2 положения педали акселератора G185 интегрированы в модуль педали акселератора и по отдельности не заменяются.

Выключатель стоп-сигналов F и датчик положения педали тормоза F47 1.

Где датчик температуры дизельного двигатель

Встроенные функции: датчик положения педали сцепления для пуска двигателя F194 и датчик положения педали сцепления F36 (только в автомобилях с механической КП)

Где датчик температуры дизельного двигатель

Блок управления топливного насоса J538:

Где датчик температуры дизельного двигатель

  1. Разъем блока управления топливного насоса J538;
  2. Блок управления топливного насоса J538;
  3. Подкачивающий топливный насос G6.

Места установки

Где датчик температуры дизельного двигатель

  1. Датчик давления топлива G247;
  2. Регулировочный клапан давления топлива N276;
  3. Двигатель впускного коллектора с изменяемой геометрией V183 с датчиком положения впускного коллектора с изменяемой геометрией G513;
  4. Переключающий клапан радиатора системы рециркуляции ОГ N345;
  5. Двигатель впускного коллектора с изменяемой геометрией V157 с потенциометром дроссельной заслонки G69;
  6. Клапан рециркуляции ОГ N18 с потенциометром системы рециркуляции ОГ G212;
  7. Датчик температуры топлива G81;
  8. Клапан дозировки топлива N290.

Насос радиатора системы рециркуляции ОГ V400 стрелка.

Где датчик температуры дизельного двигатель

Датчик Холла G40.

Где датчик температуры дизельного двигатель

Датчик давления 1 ОГ G450.

Где датчик температуры дизельного двигатель

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости на выходе радиатора G83.
  • Датчик числа оборотов двигателя G28 стрелка.
  • Передние узлы на двигателе:
  1. электрический разъем датчика Холла G40;
  2. Переключающий клапан радиатора системы рециркуляции ОГ N345;
  3. Двигатель впускного коллектора с изменяемой геометрией V183 с датчиком положения впускного коллектора с изменяемой геометрией G513.

Передние узлы на двигателе:

  1. Клапан дозировки топлива N290;
  2. Датчик температуры топлива G81;
  3. Клапан рециркуляции ОГ N18 с потенциометром системы рециркуляции ОГ G212;
  4. Двигатель впускного коллектора с изменяемой геометрией -V157- с потенциометром дроссельной заслонки G69;
  5. Датчик давления наддува G31 с датчиком температуры всасываемого воздуха G42.
  1. Узлы на двигателе:
  2. Форсунки:
  1. Форсунка цилиндра 1 N30;
  2. Форсунка цилиндра 2 N31;
  3. Форсунка цилиндра 3 N32;
  4. Форсунка цилиндра 4 N33;
  5. Регулировочный клапан давления топлива N276.

Места установки штекерных разъемов:

  1. Электрический разъем электромагнитного клапана ограничения давления наддува N75;
  2. Электрический разъем датчика температуры ОГ 4 G648;
  3. Электрический разъем датчика температуры ОГ 1 G235;
  4. Электрический разъем лямбда-зонда G39;
  5. Электрический разъем датчика температуры ОГ 3 G495.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости G62 2.
  • Узлы сзади на двигателе:
  1. Датчик 1 температуры ОГ G235;
  2. Датчик 4 температуры ОГ G648;
  3. Вакуумный резервуар для охлаждения системы рециркуляции ОГ.

Присоединиться

Смотрите также

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в х. Ответим обязательно!

Датчик температуры охлаждающей жидкости: назначение, устройство, принцип работы

Работа мотора в машине сопряжена с постоянным процессом сгорания топливной смеси. Из-за чего двигатель внутреннего сгорания (ДВС) может перегреться и выйти со строя. Для предотвращения подобных инцидентов ДВС принудительно охлаждается посредством циркуляции специальной жидкости.  А вот контроль за ее состоянием производит датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

Назначение

Такой датчик предназначен для контроля состояния двигателя авто посредством фиксации температурных изменений жидкости охлаждения.

С этой целью его размещают в антифризе, где происходит непосредственное взаимодействие чувствительного элемента и слоя охлаждающей жидкости.

Также заметьте, что в некоторых автомобилях размещают два сенсора по отношению ко входному и выходному патрубку системы охлаждения, за счет чего компьютер производит сравнение показаний.

Датчик передает данные измерений на блок управления для дальнейшей регулировки работы системы. Логический блок принимает решение о продолжении работы автомобиля в том же режиме или об уменьшении параметра, влияющего на фактора нагрева.

Помимо электронных моделей, существуют и механические сенсоры, которые предназначены не для взаимодействия с логическим блоком, а для вывода информации на термометр в салоне.

В случае с механическими моделями водитель сам принимает решение об изменении режима вождения или полной остановке агрегата.

В зависимости от модели машины, датчик предназначается для выполнения таких функций:

  • Контроль температуры в конкретный момент времени для системы охлаждения.
  • Влияние на выбор режима работы, в зависимости от сложившейся ситуации.
  • Подача сигнала к аварийному включению или отключению мотора, при резком нарастании или падении температуры.
  • Контроль опережения или запаздывания зажигания – позволяет регулировать интенсивность выброса выхлопных газов и нагрузку на поршневую систему.
  • Подача сигнала на обогащение топливной смеси в случае недопустимого снижения температуры охлаждающей жидкости.

Устройство и принцип работы

В отличии от устаревших моделей, современные приспособления для контроля температуры, основываются на работе термистора. В соответствии с п.22 ГОСТ 21414-75 это такой нелинейный резистор, который изменяет величину собственного омического сопротивления, в зависимости от степени нагрева или охлаждения.

Читайте также:  Включение ближнего света при запуске двигателя форд фокус 2

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 1. Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости

Для датчика температуры охлаждающей жидкости применяются резистивные элементы с отрицательным температурным коэффициентом. Это обозначает, что в отличии от классических проводниковых материалов, где с нагреванием омическое сопротивление возрастает, повышение температуры датчика приводит к уменьшению сопротивления.

К примеру, измеряя показания при +20 ºС сопротивление термистора будет составлять 3,5 кОм. При нагревании антифриза до +90 ºС сопротивление датчика упадет до отметки 0,24 кОм. Но, существуют и исключения, к примеру, у автомобилей марки Renault датчик имеет положительный температурный коэффициент.

Принцип действия датчика температуры охлаждающей жидкости базируется на следующей схеме:

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 2. Принцип действия датчика температуры охлаждающей жидкости

  1. В состоянии покоя двигателя  охлаждающая жидкость будет иметь сопоставимую с окружающей средой температуру. Сопротивление термистора датчика Rt останется на максимальной отметке и поданное напряжение практически не выдаст ток в цепь индикации логического блока.
  2. При замыкании контактов V в замке зажигания вместе с запуском двигателя будет подано напряжение от аккумулятора А на датчик температуры. По мере нарастания оборотов, сопротивление  термистора Rt будет снижаться в соответствии с его характеристикой.
  3. В случае превышения допустимого предела температур, Rt  перейдет в режим проводимости. В соответствии с законом Ома величина тока, протекающего через термистор, возрастет. Сигнал придет на логический блок и будет подана команда для снижения объема, впрыскиваемого топлива, или уменьшение числа оборотов коленчатого вала.
  4. При снижении оборотов и мощности мотора, со временем камера сгорания охладится и ДВС придет в норматив температуры. Охлаждающая жидкость остынет и у термистора Rt снова возрастет сопротивление. Величина тока в цепи индикации логического блока снова уменьшится, и автомобиль перейдет в нормальный режим работы.

В зависимости от величины падения напряжения на термисторе датчика Rt, будет оцениваться текущий температурный режим. В данном примере мы рассмотрели электрический метод измерения, но у некоторых типов датчиков может применяться и механический, работающий за счет температурного расширения.

Где находится?

Для производства каких-либо операций с датчиком температуры охлаждающей жидкости необходимо четко представлять себе место его установки. Следует отметить, что точка установки будет отличаться в зависимости от модели автомобиля. Поэтому для поиска лучше обратиться к инструкции производителя, где указана позиция соприкосновения с охлаждающей жидкостью.

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 3. Место установки датчика температуры охлаждающей жидкости

Наиболее распространенным местом установки является:

  1. головка блока цилиндров или выпускной патрубок;
  2. верхний шланг радиатора;
  3. корпус термостата;
  4. в некоторых ситуациях может устанавливаться два датчика температуры– на входе и на выходе.

Место установки предусматривает обеспечение контакта чувствительного элемента с охлаждающей жидкостью. Но, в случае утечки антифриза из системы, контакт может  нарушиться и контроль температуры прекратиться. В результате этого вы получите некорректные показания, что может повлечь сбой в работе системы.

Признаки поломки

Как и неисправности любого устройства в автомобиле, выход со строя сенсора температуры охлаждающей жидкости может привести к нежелательным последствиям.

При движении машины поломка может проявляться как:

  1. проблематичный запуск мотора в холодную погоду;
  2. нетипичные звуки от выхлопных газов только запущенного мотора;
  3. при достижении максимальной температуры мотор глохнет;
  4. не запускается вентилятор охлаждения при нагревании ДВС;
  5. превышение расхода топлива сверх установленной нормы.

Современные авто выводят данные о нарушении температуры охлаждающей жидкости на дисплей.

Причиной неисправности может стать как механическая поломка (сорванная резьба, растрескивание корпуса, перегорание термистора), так и электрическая (короткое замыкание в измерительной цепи или обрыв провода). Чтобы убедиться в правильности вашего предположения, проверьте датчик, и, при необходимости замените его новым.

Проверка и замена

Следует отметить, что появление характерных признаков может обуславливаться и другими поломками. К примеру, поломкой вентилятора охлаждения или нехваткой охлаждающей жидкости. Поэтому для начала необходимо проверить работоспособность и правильность показаний  датчика температуры охлаждающей жидкости.

На практике существует довольно большое число методов, одни из которых вы можете реализовать в домашних условиях. Другие, как съем осциллограммы, вам проведут только на станциях техобслуживания. Самостоятельно произведите внешний осмотр датчика охлаждающей жидкости – на нем должны отсутствовать следы ржавчины, подтеки антифриза, трещины и прочие следы.

Если внешне датчик исправен, проверьте его с помощью мультиметра, для этого:

  • Отсоедините шлейф от контактов датчика – вам необходимо получить доступ для проведения замеров.

Где датчик температуры дизельного двигательРис. .4. Отсоедините шлейф от контактов датчика

  • Измерения производятся изначально при холодном ДВС. Если это условие не обеспечено, выкрутите датчик с посадочного места и опустите чувствительный элемент в холодную воду.

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 5. Выкрутите датчик с посадочного места

  • Подключите щупы мультиметра к выводам датчика и замерьте величину омического сопротивления.

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 6. Подключите щупы к выводам датчика

  • Затем запустите ДВС и дождитесь включения вентилятора охлаждения, если вы выкрутили датчик температуры, поместите его в кипяток. Повторно замерьте величину переходного сопротивления.

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 7. Опустите датчик в горячую воду и повторно измерьте сопротивление

  • Сравните полученные данные сопротивления для вашей модели автомобиля. К примеру, ниже приведена такая таблица:

Таблица: зависимость сопротивления и падения напряжения датчика температуры от степени нагрева

Температура ОЖ (°С) Сопротивление (Ом) Напряжение (В)
4800 — 6600 4,00 — 4,50
10 4000 3,75-4,00
20 2200 — 2800 3,00 — 3,50
30 1300 3,25
40 1000-1200 2,50 — 3,00
50 1000 2,5
60 800 2,00-2,50
80 270 — 380 1,00-1,30
110 0,5
разрыв цепи 5,0 ±0,1

В рассматриваемом примере в холодном состоянии при +10 ºС сопротивление будет составлять 4000 Ом. После того, как вы опустите его  в кипяток, исправный датчик будет иметь сопротивление в пределах 200 – 270 Ом. Если показания кардинально отличаются, налицо поломка сенсора, в таком случае его необходимо заменить.

Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости из системы охлаждения слейте антифриз. Отключите шнур питания, если еще не отсоединили его. Затем, при помощи торцевого или рожкового ключа выкрутите сам сенсор.

Установите новый датчик охлаждающей жидкости в посадочное место, обязательно наденьте прокладку. Плотно зажмите его ключом по резьбе до упора.

Где датчик температуры дизельного двигательРис. 8. Плотно зажмите ключом новый датчик

Замена окончена, можете подключить питающий шнур и залить обратно охлаждающую жидкость.

Список использованных источников

  • Диана Скляр «Ремонт и обслуживание автомобилей для чайников» 2012
  • Коробейник А.В. «Ремонт автомобилей. Практический курс» 2003
  • Твег Росс «Система впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт» 2003
  • Березин С.В. «Справочник автомеханика» 2008

Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости, как проверить на неисправности и заменить

Двигатель внутреннего сгорания в рабочем режиме способен прогреваться вплоть до температуры в 300 градусов по Цельсию. При этом металл расширяется, из-за чего может заклинить блок цилиндров (движущийся стакан попросту застревает в цилиндре). Чтобы этого не произошло в каждом ДВС имеется система охлаждения, в 99% случаев — жидкостная.

При этом блок управления самостоятельно регулирует её работу, опираясь на показания датчика температуры. То есть если температура критическая, то ускоряется движение охлаждающей жидкости, а также мощность вентилятора для продува радиатора.

Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле (ДТОЖ)? И как проверить, что он работает правильно и не вышел из строя?

Для чего нужен датчик

Где датчик температуры дизельного двигатель

Датчик считывает температуру жидкости в системе охлаждения и передает эти данные в ЭБУ (электронный блок управления). И исходя из этих данных бортовой компьютер поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора (а это — порядка 80–90 градусов по Цельсию).

То есть блок ЭБУ «понимает», когда необходимо замедлить работу вентилятора и повысить температуру мотора (при прогреве), а когда наоборот — максимально быстро снизить температуру и не допустить кипения охлаждающей жидкости.

Благодаря этому мотор точно не заклинит, износ его механических частей будет минимальным (например, при перегреве, те же кольца ускоренно «прогорают»).

Читайте также:  Необходимое давление в шинах мазда сх-5

Соблюдение правильного температурного режима важно и для поддержания правильной вязкости моторного масла. Только в этом случае мотор сможет работать на полную мощность, но при этом без ускоренного износа.

Если же термодатчик неисправен, то блок ЭБУ получает недостоверную информацию. Соответственно, при холодном двигателе он может принудительно включать вентилятор «на полную», что лишь усложнит прогрев мотора.

Или наоборот: при перегреве вентилятор вообще не будет работать, что может закончиться выходом из строя двигателя без возможности его дальнейшего ремонта (при заклинивании повреждается не только блок цилиндров, но и распределительный, коленчатый валы, в некоторых случаях и маховик).

Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости

Где датчик температуры дизельного двигатель

В 99% случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров.

Это то место, где охлаждающая жидкость «выходит» из мотора (то есть там самая высокая возможная температура) и далее попадает в радиатор.

В некоторых современных авто устанавливают 2 контроллера: на выходном и входном патрубке (для более точного контроля температурного режима). К самому датчику подходит кабель (из 2, реже — 3 проводов).

Где датчик температуры дизельного двигатель

Визуально ДТОЖ похож на пластиковую «пробку», с металлической резьбой и дополнительной контактной площадкой на конце. Нужно учитывать, что датчик прямо контактирует с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если есть признаки перегрева двигателя, то вытаскивать его не следует (о чем обязательно указывается в технической инструкции к автомобилю).

Видео: где стоит датчик температуры, как заменить ДТОЖ

Принцип работы

Внутри датчика установлен термистор — это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры окружающей среды. Именно показания сопротивления считываются и передаются в ЭБУ.

Где датчик температуры дизельного двигатель

Признаки неисправности ДТОЖ

Где датчик температуры дизельного двигатель

Ключевые признаки неисправности:

  1. Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
  2. Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
  3. Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.

В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.

Как проверить работоспособность?

Где датчик температуры дизельного двигатель

Для проверки работоспособности потребуются следующие инструменты:

  • термометр (обязательно с максимально допустимой температурой свыше 100 градусов, лучше использовать цифровой);
  • мультиметр (для замера сопротивления термистора);
  • емкость с водой (которую нужно будет медленно подогревать до температуры кипения).

Когда датчик охладился до комнатной температуры к его контактам необходимо подключить мультиметр и перевести его в режим замера сопротивления. При температуре 20 – 30 градусов по Цельсию начальное сопротивление должно составлять порядка 1300 – 2200 Ом.

Далее датчик с подключенными щупами помещают в емкость с водой и медленно начинают её разогревать. При повышении температуры сопротивление должно постепенно падать. Оптимальные показатели следующие:

  • 40 градусов — порядка 1000 – 1200 Ом;
  • 50 градусов — 1000 Ом;
  • 60 градусов — 800 Ом;
  • 80 градусов — порядка 270 – 380 Ом;
  • 100 градусов — порядка 170 – 180 Ом.

При температуре 110 градусов или выше термистор переключается в «защиту» и происходит разрыв цепи. Сопротивление при этом становится бесконечным (блок ЭБУ этот сигнал распознает как перегрев и включает охлаждение на полную мощность).

Если показания мультиметра будут кардинально разниться от вышеуказанных, то это будет явным признаком, что датчик вышел из строя. Ремонту он не подлежит поэтому его попросту заменяют. В редких случаях помогает тщательная очистка контактов и резьбы от следов коррозии, но это лишь временное решение. Если контроллер «сбоит», то рекомендуется его полностью заменит, обойдется он не дорого.

Замена датчика температуры охдаждающей жидкости

Где датчик температуры дизельного двигатель

В теории при замене датчика необходимо полностью сливать антифриз из системы охлаждения. Но на практике многие обходятся и без этого (но часть тосола при этом все равно выливается). Общий же алгоритм замены выглядит так:

  • выкрутить зажимную гайку;
  • вытащить датчик;
  • поместить гайку на новый датчик;
  • поставить все на место, затянуть, подключить контакты;
  • завести двигатель и проверить показания датчика.

Все работы обязательно проводятся «на холодный» двигатель. Самое главное — все тщательно затянуть (чтобы не допустить разгерметизации системы охлаждения) и правильно подключить контакты (через коннектор).

Если в автомобиле установлено 2 датчика, то, соответственно, манипуляция повторяется. Но желательно все же предварительно сливать весь тосол (его можно повторно использовать).

Видео замены датчика температуры (ДТОЖ) на ВАЗ 2115:

Итого, проверить работоспособность датчика достаточно легко, но потребуется, как минимум, мультиметр. Как часто выходят из строя тиристоры? Очень редко, так как единственная причина, по которой это происходит — механическое повреждение тиристора или подводимых к нему контактов, а также коррозия.

  • MC AnZ
  • Распечатать

Датчик температуры двигателя: глаза и уши системы охлаждения

Уважаемые автолюбители, сейчас мы узнаем о маленьком и незаметном устройстве, помогающим следить за градусами и вовремя предотвращать опасный перегрев. Это датчик температуры двигателя.

Одним из параметров двигателя внутреннего сгорания, от которого напрямую зависит его работоспособность и долговечность, является рабочая температура, которая не должна превышать критических отметок, но и не быть слишком низкой.

Зачем ты нужен, датчик температуры двигателя?

Необходимо отметить, что далеко не все автовладельцы знают, откуда на их приборной панели берётся информация о температуре мотора, и ещё меньше водителей могут сказать, где находится датчик температуры двигателя. Попробуем разобраться.

  • Где датчик температуры дизельного двигатель
  • Итак, наш датчик температуры несёт тяжкий груз ответственности.
  • Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания выделяет в процессе работы огромное количество тепла, которое нужно отводить от него, дабы не случилось перегрева.

С другой стороны, слишком холодный мотор также работает нестабильно.

Для поддержания температурного баланса силовой агрегат оснащён системой охлаждения, по которой циркулирует жидкость, именуемая в народе антифриз. Датчик температуры (часто его ещё называют датчик температуры охлаждающей жидкости или ДТОЖ) является, по сути, глазами и ушами этой системы.

Он не только связан с соответствующим прибором на приборной панели, но и ещё благодаря ему электронные мозги современных авто получают сведения о том, насколько прогрелся двигатель, а если точнее, то насколько горячий в данный момент антифриз.

От того, что показал датчик, напрямую зависят действия электроники, а именно:

  • включение вентилятора радиатора при повышении температуры;
  • подача большей дозировки топлива на впрыск для увеличения оборотов и быстрого прогрева мотора после старта;
  • включение системы рециркуляции выхлопных газов;
  • установка значений угла опережения зажигания.

Одним словом, датчика температуры двигателя достаточно серьёзно влияет на работу силового агрегата, а это значит, что он должен быть всегда исправен.

Где находится датчик температуры двигателя? Нужно отметить, что есть несколько вариантов, да и самих датчиков в современном автомобиле может быть больше чем один.

Как правило, основным местом их расположения является блок цилиндров силового агрегата или головка блока, но, помимо этого, найти их можно и в корпусе радиатора или в термостате.

Как устроен датчик температуры двигателя?

Где датчик температуры дизельного двигательТеперь давайте более детально рассмотрим сам датчик температуры. На самом деле, как вы видите, это очень простой элемент, благодаря чему обеспечивается его надёжность.

С одной стороны прибора находится термочувствительный элемент, термистор, который в зависимости от температуры окружающей его среды (в нашем случае охлаждающей жидкости) меняет своё электрическое сопротивление – чем выше градус, тем сопротивление меньше.

С другой стороны датчика присутствует разъём для подключения проводки, которая идёт к блоку управления. В старых авто, выпускавшихся ещё в докомпьютерную эпоху, термодатчик напрямую подключался к индикатору температуры на приборной панели.

Читайте также:  Волга с двигателем крайслер какой автомобиль крайслер

Может ли датчик выйти из строя?

Несмотря на простоту конструкции, датчик температуры двигателя также может поломаться. О его неисправности косвенно могут говорить такие симптомы:

  • постоянно горящая на приборной панели лампа высокой температуры охлаждающей жидкости;
  • проблематичный запуск мотора даже в тёплую погоду;
  • глохнущий на холостых оборотах мотор;
  • увеличенный расход топлива;
  • постоянный перегрев силового агрегата.

Не факт, что если вы наблюдаете одну из вышеперечисленных проблем, то вина именно на датчике, но проверить его или даже заменить будет не лишним. Вообще эта деталь стоит довольно дёшево, а с процедурой демонтажа и установки новой справится даже начинающий водитель, поэтому в качестве профилактики неполадок с мотором эта процедура не помешает.

Алгоритм замены выглядит следующим образом:

  • ищем под капотом или в техдокументации расположение ДОТЖ;
  • снимаем клеммы аккумулятора;
  • отсоединяем разъём питания от датчика;
  • берём подходящий ключ и выкручиваем его. Если в процессе из посадочного гнезда потёк антифриз, пугаться не стоит – просто дайте жидкости вытечь, а потом, после установки исправной детали, долейте в бачок необходимое количество;
  • вкручиваем новый ДОТЖ, подсоединяем провода, подключаем аккумулятор, доливаем антифриз и вытираем подтёки вытекшей жидкости;
  • заводим автомобиль и проверяем работу мотора, а именно дожидаемся, когда включится вентилятор радиатора.

Теперь вы знаете, как выглядит датчик температуры двигателя, где его искать и даже как заменить.

Исправной вам техники и до скорого!

Где установлен датчик температуры мотора

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – элемент ЭСУД, который позволяет определить температуру двигателя.

Указанный элемент не только определяет температуру ДВС и показывает степень нагрева охлаждающей жидкости на приборной панели большинства автомобилей, но и активно взаимодействует с ЭБУ на современных ТС.

С учетом показаний ДТОЖ электронный блок управления после запуска мотора определяет количество шагов регулятора холостого хода, корректирует подачу топлива, угол зажигания (УОЗ) и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое ЭСУД. Из этой статьи вы узнаете о назначении, устройстве, основных функциях и других особенностях электронной системы управления двигателем.

Температуру ОЖ контроллер рассчитывает по показателям напряжения на устройстве для замера температуры, которое имеет переменное сопротивление.

В норме на холодном двигателе напряжение падает сильнее, на прогретом моторе напряжение снижается меньше. Отметим, что указанная деталь выходит из строя достаточно редко, но такую вероятность не стоит исключать.

В этой статье мы поговорим о том, где стоит датчик температуры двигателя, а также как проверить датчик температуры двигателя самому.

Датчик температуры ДВС

Начнем с того, что датчики температуры в автомобиле измеряют нагрев ОЖ, также может измеряться температура моторного масла, температура наружного воздуха и т.д. На современных высокотехнологичных авто устанавливается несколько температурных датчиков, которые располагаются в области каналов системы охлаждения и системы смазки.

Подобные решения позволяют ЭБУ динамично вносить изменения в работу ДВС с учетом того, как двигатель нагревается под определенной нагрузкой в разных режимах работы.

Боле простые решения для измерения температуры двигателя обычно включают в себя два базовых элемента: датчик температуры и подсоединенный к нему блок температурного датчика. Что касается типов устанавливаемых устройств, они могут быть магнитными и биметаллическими.

Добавим, что на старых автомобилях можно встретить капиллярные датчики температуры двигателя, но подобные устройства уже не используются.

В основе современных решений для замера температуры охлаждающей жидкости лежит терморезистор. Указанный резистор изготавливается из оксида никеля/кобальта, измеряет сопротивление зависимо от температуры. Использование таких материалов в устройстве обусловлено тем, что во время роста температуры происходит увеличение количества свободных электронов. В результате происходит уменьшение сопротивления. Благодаря такой особенности решение позволяет непрерывно и точно контролировать степень нагрева ОЖ.

Термистор размещается внутри датчика температуры. Как правило, устройство работает на основе отрицательного температурного коэффициента. На элемент подается напряжение, а с прогревом сопротивление на устройстве уменьшается. Другими словами, максимум сопротивления датчик выдает тогда, когда двигатель холодный.

ЭБУ фиксирует такие изменения напряжения, определяя температуру силового агрегата.  Также встречаются конструкции, которые работают на основе положительного температурного коэффициента.

Принцип работы похож на описанный выше, разница заключается в том, что с подъемом температуры сопротивление не уменьшается, а увеличивается.

Расположение датчика температуры двигателя

Место установки датчика температуры обусловлено тем, что устройство должно стоять на пути течения охлаждающей жидкости, так как наконечник устройства должен напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью.

По этой причине температурный датчик обычно ставят на участке, по которому ОЖ движется из двигателя к радиатору системы охлаждения. Теперь давайте точнее ответим на вопрос, где стоит датчик температуры двигателя. Местами установки может являться корпус термостата.

Также элемент может быть установлен на головке блока цилиндров или на верхнем шланге радиатора.

Добавим, что термистор помещается в теплопроводный корпус, в котором имеется резьбовое отверстие для вкручивания датчика. Дополнительно на корпусе присутствует электрический разъем. Достаточно часто ДТОЖ вкручен в выпускной патрубок ГБЦ. В некоторых силовых агрегатах устанавливают сразу два датчика.

Одно из устройств определяет температуру на выходе из ДВС, а другое измеряет температуру на выходе из радиатора. Отметим, что малое количество тосола или антифриза в системе охлаждения двигателя может  привести к тому, что данные, поступающие от датчика, будут недостаточно точными.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается антифриз от тосола. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях данных охлаждающих жидкостей, а также можно ли смешивать тосол и антифриз между собой.

Неисправности и проверка датчика температуры мотора

Выход из строя или неправильная работа датчика температуры ДВС на автомобилях с ЭСУД может быть причиной нестабильной работы всего силового агрегата. В списке основных признаков, по которым можно определить неполадки ДТОЖ, отмечены:

  • холодный двигатель плохо заводится, особенно при низкой наружной температуре;
  • цвет выхлопа во время прогрева может указывать на переобогащение смеси;
  • наблюдается перерасход топлива при езде;

Прежде чем принять решение о том, что необходима замена датчика температуры охлаждающей жидкости, необходимо провести диагностику устройства. Дело в том, что наиболее частой причиной является не сам датчик, а неисправности его контактов.

Следует отсоединить электрический разъем от датчика, после чего осмотреть сами контакты на предмет окисления, коррозии и т.п. Параллельно с этим необходимо исключить возможные дефекты электропроводки к устройству.

Не следует забывать и о том, что низкий уровень охлаждающей жидкости в системе также может привести к сбоям в работе датчика. По этой причине нужно проверить уровень ОЖ и долить антифриз или дистиллированную воду при такой необходимости.

 Если имеются течи радиатора, расширительного бачка или патрубков, тогда следует для начала устранить возникшие неполадки.

В том случае, если визуальный осмотр не дал результатов (система охлаждения герметична, уровень ОЖ в норме, контакты ДТОЖ в полном порядке), тогда необходима проверка датчика температуры охлаждающей жидкости. Проверить датчик температуры двигателя можно своими руками. Для диагностики понадобится мультиметр, при помощи которого нужно измерить сопротивление и напряжение датчика. Замеры осуществляются с учетом различных температур рабочей жидкости в системе охлаждения.

Проверка сводится к тому, что после запуска холодного двигателя и с дальнейшим ростом температуры ОЖ сопротивление датчика должно снижаться. Также возможен вариант увеличения сопротивления в том случае, если стоит датчик на основе положительного температурного коэффициента.

Изменения сопротивления должны происходить в соответствии с показателями, которые считаются нормой. Такие показатели можно найти в специальной технической литературе или других доступных источниках.

Отклонения в показаниях от нормальных во время проверки можно считать признаком неисправности самого датчика температуры двигателя. В такой ситуации устройство следует заменить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector