В каких автобусах дизельный двигатель

В каких автобусах дизельный двигатель

К. Ушанов, фото автора

Мы давно хотели провести испытания самого «народного» автобуса ПАЗ-3205. Еще с советских времен основными потребителями ПАЗ-3205 были сельчане, которые на этих автобусах добирались из отдаленных сел в районные центры.

Различные модификации ПАЗ-3205 широко используются для перевозки строителей, рабочих заводов, вахтовиков на нефтегазоразработках. В небольших городах «пазики», как их ласково прозвали в народе, работают рейсовыми автобусами. Даже за Полярным кругом они нашли применение.

А недавно они освоили еще одну «профессию» – маршрутное такси в крупных городах. Так что ПАЗ-3205 – популярный и действительно «народный» автобус. Что же представляют собой автобусы павловского завода?

Многих наших читателей, вероятно, удивил поставленный вопрос – «пазики» давно сходят с конвейера, долгие годы их эксплуатируют многочисленные клиенты. И зачем проводить испытания автобусов, которые и так все знают? Можно было согласиться, но…

Лет шесть тому назад нам довелось близко познакомиться с двумя «пазиками» – дизельным и бензиновым. Машины были новые, пахнущие краской и практически без пробега. Проблем с ними было, прямо скажем, много, голова кругом шла.

Например, во время маневров на разворотных петлях динамометрической дороги полигона у одного из автобусов вывалилось из проема боковое стекло (проем оказался больше, чем само стекло). На одном из автобусов плохо включались передачи КП, а одну из передач мы так и не смогли включить. Наружные зеркала были плохо закреплены и отваливались от вибрации.

Одним словом, шесть лет назад дефектов было хоть отбавляй. Вот и захотелось посмотреть, изменились ли за это время «народные» автобусы в лучшую сторону или нет?

В каких автобусах дизельный двигатель

Итак, на редакционные испытания попали три павловских автобуса: ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10, пробег 27 000 км; ПАЗ-32053-07 с дизельным двигателем ММЗ-245.7, пробег 28 000 км и ПАЗ-4234 с удлиненным шасси, увеличенной вместимостью, более мощным дизельным двигателем ММЗ-245.9Е2, пробег 15 400 км.

Сразу бросилось в глаза более качественное изготовление кузовов. Если шесть лет назад даже внутри салона были видны непроваренные сварные швы, побитые ржавчиной, то сегодня у кузовов павловских автобусов все швы хорошо проварены, обработаны грунтовкой и окрашены.

Вентиляционные люки плотно закрываются и воду во время дождя не пропускают в отличие от автобусов шестилетней давности. Стекла на поворотах уже не вываливаются из проемов. В общем, качество сборки и окраски кузовов стало лучше на несколько порядков.

Мало того, кузова теперь проходят специальную антикоррозионную обработку, включая заполнение скрытых полостей составом «Динитрол», на них дается шестилетняя заводская гарантия от сквозной коррозии. Что ж, прогресс налицо…

В каких автобусах дизельный двигатель

ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10 и ПАЗ-32053-07 с дизельным агрегатом ММЗ-245.7 имеют стандартное шасси и кузов с одной двухстворчатой входной пассажир ской дверью с пневматическим приводом. Задняя дверь у обоих автобусов считается аварийным выходом.

Компоновка салона и расположение пассажирских сидений у машин одинаковые, но они отличаются пассажировместимостью и количеством посадочных мест. Число мест для сидения у ПАЗ-32053 рассчитано на 25 человек, а у ПАЗ-32053-07 – на 22.

Соответственно и «набиваются» автобусы по-разному: в ПАЗ-32053 – 41 человек, а в ПАЗ-32053-07 – 37.

Если модели автобусов ПАЗ-32053 и ПАЗ-32053-07 относятся к малому классу, то ПАЗ-4234 – автобус среднего класса. Это удлиненная версия автобуса малого класса ПАЗ-32054, т. е. модификация с двумя входными дверьми.

Естественно, изменилась конструкция кузова (он стал длиннее), число и расположение пассажирских кресел.

Появились две накопительные площадки, что позволило увеличить пассажировместимость до 50 человек, 30 из которых поедут сидя.

Кузова у всех автобусов однообъемные, вагонной компоновки, без перегородки между водителем и пассажирами. К слову, многим водителям не нравится такое совмещение. Но ПАЗ есть ПАЗ и трудно представить его с перегородкой в салоне.

Водительские сиденья на автобусах в целом неплохие: регулируются в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки. Они имеют подрессоривание – после долгой поездки спина у водителя не болит.

А вот пассажирские сиденья не вызывают особого восторга, но и плохими их назвать нельзя. Словом, средненькие.

Однако расстояние между ними вполне приемлемое – колени пассажиров не упираются в спинки передних сидений.

В каких автобусах дизельный двигатель В каких автобусах дизельный двигатель В каких автобусах дизельный двигатель В каких автобусах дизельный двигатель В каких автобусах дизельный двигатель

Рулевое колесо удобное по диаметру и толщине обода, но рулевая колонка, к сожалению, нерегулируемая. Практически не модернизирован педальный блок, а переключатель света с ближнего на дальний и вовсе остался ножной. Он расположен так же, как и на моделях автобусов 20. . .30летней давности – между боковой передней панелью и педальным узлом.

Даже если на новых моделях павловских автобусов переключатель света будет подрулевым, то ножную кнопку убирать не стоит. Причем оба переключателя должны быть рабочими. Ведь не всегда удобно переключать свет на руле, а левая нога у водителя почти всегда свободна – знай себе дави на кнопку ножного переключателя.

Да и для потомков история конструкции сохранится.

Многим ПАЗы нравятся из-за внутреннего расположения силового агрегата. Не секрет, что отечественные автомобили имеют некоторую тенденцию к поломкам. А теперь представим, что двигателю необходим мелкий ремонт, а за бортом мороз, вьюга.

У капотных автобусов или у автобусов с задним расположением двигателя для устранения неисправности водителю надо тепло одеваться и выходить на улицу, периодически возвращаясь в машину погреться. А у ПАЗов этого делать не надо: открыл внутри салона капот и занимайся себе ремонтом. И снег или дождь – не помеха.

Известны случаи, когда водители «пазиков» зимой ремонтировали двигатели, обогревая салон паяльной лампой. Это совершенно недопустимо с точки зрения техники безопасности, зато тепло и сухо…

В каких автобусах дизельный двигатель В каких автобусах дизельный двигатель

ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5234.10

Машину сегодняшнего дня сравнивать с его «собратом» шестилетней давности по силовому агрегату, пожалуй, некорректно. В тот раз мы имели дело с совершенно новой машиной, этот же образец давным-давно прошел обкатку, и все «детские болезни» были устранены водителями ПАЗа в ходе эксплуатации.

Двигатель работает на холостых оборотах тихо. Шум создает только пневмокомпрессор, причем хлюпающий звук работающего компрессора похож на клекот тетерева. Но при повышении оборотов двигателя появляется характерный звук, чем-то напоминающий работу мотора старого грузовика ГАЗ-53. Естественно, при этом пневмокомпрессор уже не слышно.

Стартовая динамика у бензинового ПАЗа достаточно хорошая – мощность двигателя все-таки 130 л. с. Передачи КП включались без проблем, кроме двух – пятой и задней. Пятая передача включалась почему-то все время с «пробоем», т. е. с небольшим скрежетом, задняя – тоже тяжело, но по другой причине – места маловато.

И дорожная динамика у ПАЗ-32053 хорошая. К удивлению, без проблем работала педаль «газа»: как на импортных машинах, без задержек и плавно. Поэтому постоянную скорость на замерах расхода топлива держать было несложно.

До 2003 года автобусы ПАЗ комплектовали тормозной системой, состоящей из двух контуров: гидравлического и пневматического, как на грузовиках Горьковского автозавода. С 2003 года павловчане модернизировали тормозную систему, и она стала полностью пневматической, что позволило установить ABS фирмы Knorr-Bremse.

Но расположение педали тормоза осталось неудобным: она установлена на разных уровнях с педалью «газа».

Неудачно расположена педаль сцепления с гидравлическим приводом – очень высоко. В городских «пробках», когда водитель постоянно держит ногу на педали сцепления, неудобство превращается в ножную боль.

Кстати, нашу версию подтверждают и водители ПАЗов «маршрутных» такси, работающих в городах.

На загородных маршрутах у водителей ПАЗов такой проблемы нет: ногу на педали сцепления не приходится долго держать.

Что касается маневренности, то павловские автобусы всегда отличались хорошей управляемостью и маневрированием. Достаточно сказать, что при габаритном радиусе поворота 8,5 м автобус разворачивается на дороге шириной 6 м за два приема. Надо отметить хорошую работу гидроусилителя руля – при таком развороте приходилось крутить руль на месте. На бензиновом «пазике» ГУР работал бесшумно и легко.

К ходовой части во время испытаний претензий тоже не было. Автобусы ПАЗ-32053 и ПАЗ-32053-07 оснащаются мостами Рязанского завода автоагрегатов (РЗАА) или Канашского автоагрегатного завода (КААЗ).

В нашем случае на обоих ПАЗах были установлены мосты рязанского производства. Видимо, поэтому редукторы не издавали характерный воющий звук, присущий мостам горьковских грузовиков.

Рязанский завод изготовляет задние мосты еще и для московского автозавода ЗИЛ.

ПАЗ-32053-07 с минским дизельным двигателем

Все, что было сказано о конструкции и компоновке автобуса с бензиновым двигателем, в полной мере справедливо и в отношении машины с дизелем. Главное отличие – двигатель минского производства ММЗ Д-245.7.

Его трудно не заметить, стоя рядом с автобусом, у которого работает мотор. Сразу можно сказать: «Он! Трактор «Беларус».

Специалисты ПАЗа долго работали над снижением шума не только мотора, но и всего автобуса в целом, и его уровень в результате удалось довести до требуемых сертификационных норм, но ощущение тракторного мотора осталось.

Внутри салона двигатель не очень шумит, особенно в сравнении с дизельным ПАЗом шестилетней давности. В том автобусе разговаривать нужно было, сильно повышая голос.

Нельзя сказать, что дизельная машина ощутимо отличается от бензиновой по динамическим показателям. Зато расход топлива у нее значительно ниже, что очень хорошо сказалось на рентабельности автобуса.

Читайте также:  Автозапуск двигателя по температуре своими руками
Технические характеристики автобусов ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Что самое интересное, у ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234, который соответствует среднему классу и имеет более мощный дизельный двигатель ММЗ-245.9Е2, очень близкие показатели расходов топлива. Обратите внимание, мотор позиционируется как соответствующий экологическим стандартам Euro 2.

На удлиненном автобусе установлен тоже зиловский, но усиленный мост ЗBЛ-433100 (РЗАА) и «зиловская» 5-ступенчатая механическая КП Смоленского завода, как и на предыдущих моделях.

Естественно, у «длинного» ПАЗа динамика немного хуже, чем у его «коротких» собратьев, зато пассажировместимость – 50 человек, т. е. на 10…11 человек больше, чем у ПАЗов малого класса. У машины рационально расположены пассажирские сиденья, а напротив двух дверей с пневмоприводом организованы накопительные площадки.

Конечно, на этом «пазике» развернуться в два приема на дороге шириной 6 м уже не получится, поскольку его длина 8,2 м, а внешний радиус поворота – 8,7 м, т. е. в городе особо не поманеврируешь. Его стихия – загородные маршруты, особенно сельские.

В заключение хотелось бы отметить, что специалисты Павловского автобусного завода за шесть лет сделали большой шаг вперед. Уже бегают по дорогам страны новые автобусы ПАЗ-4230 «Аврора» различных модификаций с задним расположением силового агрегата.

В центре Москвы пассажиров обслуживают низкопольные ПАЗ-3237; выпускаются малыми партиями и проходят сертификационные испытания новые переднемоторные автобусы малого класса ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204. В общем, ПАЗ не стоит на месте, а планомерно интегрируется в современный автобусный рынок России со своим новым модельным рядом.

Однако старая модель ПАЗа и ее модификации и сейчас востребованы на рынке. «Народный» автобус продолжают покупать для эксплуатации в самых разнообразных дорожных и климатических условиях. Прогноз на будущее таков: машина еще долго будет пользоваться спросом, тем более что работа над ее доводкой никогда не прекращалась.

Несмотря на морально устаревший дизайн, ПАЗ-3205 россиянам нравится. А в Германию, Испанию, Швецию или Финляндию нам его не продавать. Там и без «пазиков» хватает своих «народных» автобусов.

Результаты испытаний автобусов ПАЗ-32053, ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Проводя редакционные тесты на испытательных дорогах ФГУП НИЦИАМТ, как-то забываешь, что это место повышенной концентрации новых образцов мировой автомобильной промышленности.

Улицы Москвы и нацеленные на Европу автомагистрали за последнее время превратились в постоянно действующее Motor-Show и тоже не могут отражать общей ситуации на дорогах всей страны.

А сермяжная правда такова, что на необъятных российских просторах, очевидно, еще очень долго будет править бал продукция бывшего Автопрома и его автобусной составляющей, в частности. В советские времена рейсовые КАвЗы и ПАЗы, особенно полноприводные, были основным средством пригородного сообщения, особенно в сельской местности.

ПАЗ с тех времен почти фотографически сохранил внешний облик своей продукции и лидирующее положение в производстве автобусов. Если бы среди автобусных заводов, оказавшихся в пучине перестроечных процессов, существовал приз «За волю к победе», то он на полном основании прописался бы в г. Павлове.

Что касается салона и рабочего места водителя, то они «сплотили» как минимум три поколения пассажиров и водителей.

Заслуженным пенсионерам нет необходимости рассказывать внукам, на каких автобусах приходилось им ездить, а молодой, неопытный водитель вполне может брать мастер-класс у своего отца или деда, водивших павловские машины несколько десятилетий назад. Но высокую потребность в ПАЗах в стране нельзя объяснить одной преемственностью.

В техническом и маркетинговом аспектах произошли кардинальные изменения, определяемые стратегией компании «Русские автобусы», в которую кроме Павловского входят Ликинский, Курганский и Голицынский автобусные заводы.

Сегодня наряду с традиционным бензиновым автобусом предлагается и дизельный вариант, оснащенный двигателями ММЗ-245 в различных модификациях, что невероятным образом отразилось на его топливной экономичности.

По предварительной оценке полученных в результате измерений значений расходов топлива, можно предположить, что снижение эксплуатационного расхода горючего может составить до 10 литров, или в рекламном виде «25 бесплатных километров» по сравнению с бензиновой машиной.

Установка дизельного двигателя позволяет проще решить и проблемы, связанные с экологическими требованиями. Экономически вполне оправданно выглядит и освоение автобусов среднего класса (ПАЗ-4234 – удлиненный вариант ПАЗ-3205), что позволяет увеличить пассажировместимость с 37 до 50 человек при минимальных затратах на изменение производства.

Основным направлением стратегии компании «Русские автобусы», нацеленной на снижение производственных затрат, стал отказ от использования энергоемкого штампового производства и переход на трубчатый каркас кузовов с приоритетным использованием пластиковых внешних панелей, подобная технология апробирована на новом серийном автобусе ПАЗ-4230 семейства «Аврора», который уже широко представлен на рынке. Но есть один существенный момент: цена «Авроры» превышает стоимость даже самой дорогой дизельной версии почти антикварного ПАЗ-3205 примерно в два раза. Значит, у нашего ветерана осталась надежда еще на долгие-долгие годы трудовой жизни. А к общему уровню этой машины нам, то ли к счастью, то ли к сожалению, не привыкать…

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатели для грузовых автомобилей и спецтехники. Описания и подробные характеристики.

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Mercedes OM422

Достойным ответом компании Mercedes-Benz на требование руководства ФРГ иметь под капотом грузовика не менее 8 л.с. на каждую тонну полной массы является ДВС OM422. Читать больше проДвигатель Mercedes OM422 …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Mercedes OM366LA

ОМ 366 – дизельный двигатель производства фирмы Mercedes Benz. Двигатель является четырехтактным, имеет объем 5958 кубических сантиметров, что соответствует 360 кубическим дюймам.

Он представляет серию двигателей 300, которые начали выпускаться сразу после Второй мировой войны. Конкретно ОМ366LA увидел свет в 1984 году и заменил своего предшественника — ОМ362A, что выдавал на 6 цилиндрах 120 л.с.

Читать больше проДвигатель Mercedes OM366LA …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Mercedes OM904LA

Двигатели OM904LA немецкой компании Мерседес – силовые агрегаты, предназначенные для грузовых автомобилей Mercedes-Benz Atego, грузоподъемность которых составляет от 6,5 до 15 т. Моторы данной модификации в полной мере удовлетворяют эксплуатационным потребностям в плане мощности и экономичности. Читать больше проДвигатель Mercedes OM904LA …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Mercedes OM502LA

Двигатели семейства Mercedes OM 502 были разработаны немецкой компанией для установки на своих грузовых автомобилях Mercedes Actros.

Однако впоследствии они нашли широкое применение и в других моделях автомобилей, в том числе и от других производителей. Эти двигатели характеризуются высокой мощностью и низким расходом топлива.

Они прекрасно справляются со своей работой как в городских условиях, так и при междугородних перевозках. Читать больше проДвигатель Mercedes OM502LA …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Scania DC11

С 2003 года Scania начинает устанавливать на грузовики моделей P, R, G новые 11-литровые дизели DC11 Euro-3, 340 и 380 л.с. сменившие устаревшие DSC11. Производителем выпускается 4 модификации двигателей Scania DC11: DC1101, DC1102, DC1103 и DC1104.

Серия DC11 – это шестицилиндровые рядные двигатели с четырьмя клапанами на каждом цилиндре. Фактический рабочий объем этих ДВС составляет 10,6 л. В них используется электронная система подачи топлива, оптимизирующая расход топлива и уменьшающая количество выбросов.

Читать больше проДвигатель Scania DC11 …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Mercedes OM457LA

Серия 12-литровых двигателей OM 457, включает 3 мощных и экономичных двигателя — 315 кВт (428 л. с.), 295 кВт (401 л. с.) и 260 кВт (354 л. с.) Двигатель OM457LA соответствует экологическому классу ЕВРО-5. Он обладает отличным балансом высокой мощности, топливной экономичности и моторесурса, достигающего 1 млн. км. Читать больше проДвигатель Mercedes OM457LA …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Mercedes OM501LA

Двигатель OM501LA — это особая разработка инженеров завода, которые оборудовали ими свои флагманские грузовики Mercedes Actros.

Главными свойствами дизельного двигателя 501 модели является высокая мощность при низком расходе топлива.

При наличии шести цилиндров, ДВС отличается повышенной надежностью и длительным периодом между плановыми техобслуживаниями. Читать больше проДвигатель Mercedes OM501LA …

В каких автобусах дизельный двигатель

Двигатель Hyundai D6AC

Двигатели D6AC разработаны для популярных во всем мире грузовиков и автобусов Hyundai и Mitsubishi. В России транспорт данных компаний давно занял одно из лидирующих мест по востребованности, так как отвечает главным запросам, предъявляемым к технике данного рода: Читать больше проДвигатель Hyundai D6AC …

Легковой дизель: кто был первым?

В каких автобусах дизельный двигатель

Mercedes-Benz 260D официально считается первым в мире серийным легковым автомобилем с дизельным двигателем. Но был ли он по-настоящему первым?

Еще в 1892 го­ду не­мец­кий ин­же­нер Ру­дольф Ди­зель по­лу­чил офи­ци­аль­ный па­тент на «дви­га­тель с за­жи­га­ни­ем от сжа­тия»: ес­ли в бен­зи­но­вых мо­то­рах смесь под­жи­га­ет эле­к­т­ри­че­с­кая ис­кра, то в дви­га­те­ле Ди­зе­ля воз­дух, ра­зо­гре­ва­ю­щий­ся от пред­ва­ри­тель­но­го сжа­тия до 700– 800°С, сам вос­пла­ме­ня­ет го­рю­чее, впры­с­ки­ва­е­мое че­рез фор­сун­ку. Спу­с­тя не­сколь­ко лет идея во­пло­ти­лась в ме­тал­ле. Од­на­ко пер­вый ди­зель­ный дви­га­тель по­лу­чил­ся слиш­ком боль­шо­го раз­ме­ра и по­то­му мог ис­поль­зо­вать­ся толь­ко как ста­ци­о­нар­ный или су­до­вой. Но идея при­спо­со­бить свое изо­б­ре­те­ние для ав­то­мо­би­ля Ру­доль­фа Ди­зе­ля не ос­тав­ля­ла: в 1909-м он про­ек­ти­ру­ет экс­пе­ри­мен­таль­ный ди­зель, ко­то­рый ус­та­нав­ли­ва­ют на гру­зо­вик. Увы, его ис­пы­та­ния не име­ют ус­пе­ха! Тем не ме­нее не­за­дол­го до сво­ей за­га­доч­ной ги­бе­ли в 1913 го­ду ин­же­нер пи­сал: «Ав­то­мо­биль­ный дви­га­тель ско­ро по­явит­ся, и тог­да я бу­ду счи­тать ра­бо­ту мо­ей жиз­ни за­кон­чен­ной».

Читайте также:  Датчик неисправности системы двигателя

В каких автобусах дизельный двигатель

Од­на­ко та­кой ком­пакт­ный мо­тор по­явил­ся от­нюдь не ско­ро. Толь­ко че­рез де­сять лет, в 1923-м, с кон­вей­е­ра за­во­да в Ман­хай­ме со­шел Benz 5К3 — пер­вый в ми­ре ди­зель­ный гру­зо­вик, ос­на­щен­ный 4-ци­лин­д­ро­вым мо­то­ром, раз­ви­вав­шим от 45 до 50 л.с. при 1000 об/мин.

Этот ди­зель­ный дви­га­тель был снаб­жен пред­ва­ри­тель­ной ка­ме­рой, поз­во­ляв­шей плав­но уве­ли­чи­вать дав­ле­ние га­зов, об­ра­зу­ю­щих­ся при сго­ра­нии топ­ли­ва, что сни­жа­ло уро­вень де­то­на­ции.

А еще че­рез три­над­цать лет, 21 фе­в­ра­ля 1936 го­да, на Бер­лин­ском ав­то­мо­биль­ном са­ло­не со­сто­ял­ся де­бют пер­во­го в ми­ре се­рий­но­го лег­ко­во­го ди­зель­но­го ав­то­мо­би­ля Mercedes-Benz 260D.

Счет на пфенниги

Экс­пе­ри­мен­ты с ди­зе­ля­ми для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей штут­гарт­с­кий кон­церн на­чал еще осе­нью 1933-го. Тог­да си­ло­вым аг­ре­га­том объ­­­емом 3818 см3 и мощ­но­с­тью 80 л.с. ос­нас­ти­ли мо­дель Mannheim.

Но ви­б­ра­ция мо­то­ра, осо­бен­но на хо­ду, бы­ла на­столь­ко силь­на, что ис­поль­зо­вать ав­то­мо­биль для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров ока­за­лось не­воз­мож­но. К то­му же по­сле зна­чи­тель­но­го про­бе­га по той же при­чи­не в ра­ме Mannheim об­на­ру­жи­лись тре­щи­ны.

Толь­ко по­сле на­пря­жен­ных ис­сле­до­ва­ний и прак­ти­че­с­ких ис­пы­та­ний уда­лось со­здать мо­тор мень­ше­го ли­т­ра­жа и с при­ем­ле­мым уров­нем ви­б­ра­ции при ра­бо­те.

Но­вый Mercedes-Benz с ди­зе­лем ба­зи­ро­вал­ся на шас­си мо­де­ли 200 и по­лу­чил обо­зна­че­ние Mer­cedes-Benz 260D. На нем сто­ял 4-­ци­лин­д­ро­вый ди­зель ра­бо­чим объ­е­мом 2545 см3 (от­сю­да и обо­зна­че­ние 260) c пред­ка­ме­рой, раз­ви­вав­ший 45 л.с.

при 3000 об/мин. Дви­га­тель ос­на­с­ти­ли впры­с­ко­вой си­с­те­мой фир­мы Bosch, ко­то­рая к 1935 го­ду уже рас­по­ла­га­ла боль­шим опы­том кон­ст­ру­и­ро­ва­ния впры­с­ко­вых на­со­сов для ди­зе­лей.

Ра­бо­тать в этом на­прав­ле­нии ком­па­ния Bosch на­ча­ла еще в 20-е го­ды.

Пер­во­на­чаль­но этот ав­то­мо­биль ос­на­с­ти­ли 6-­ме­ст­ным ку­зо­вом лан­до. Пер­вую пар­тию из 13 эк­земп­ля­ров со­бра­ли еще в 1935-м, а на сле­ду­ю­щий год сде­ла­ли еще 55 ма­шин — все они ис­поль­зо­ва­лись в так­си и в сво­бод­ную про­да­жу не по­сту­па­ли.

Ва­ри­ант с ку­зо­вом ли­му­зин, как немцы называют седан, в мо­дель­ном ря­ду 260D был од­ним из са­мых де­ше­вых и сто­ил 6800 рейх­с­­­­­­­­­- ма­рок. Его бен­зи­но­вый ана­лог Mercedes-Benz 230 (кстати, на последнем в фильме ездил Штирлиц) про­да­вал­и за 5875

Глав­ным до­сто­ин­ст­вом но­вой мо­де­ли ста­ла эко­но­мич­ность. Сред­ний рас­ход го­рю­че­го у 260D со­ста­вил чуть боль­ше 9 л на 100 км, в то вре­мя как его бен­зи­но­вый ана­лог по­треб­лял при та­ком же про­бе­ге 13 л.

Ес­ли учесть, что в 1936 го­ду ди­зель­ное топ­ли­во сто­и­ло в Гер­ма­нии 17 пфен­ни­гов, а бен­зин — бо­лее чем вдвое до­ро­же, то по­нят­но, по­че­му не­мец­кие так­со­пар­ки, счи­тав­шие каж­дый пфен­ниг, по­спе­ши­ли сме­нить бен­зи­но­вую тех­ни­ку на «со­ля­роч­ную».

Этот не­ма­ло­важ­ный факт пе­ре­кры­вал да­же то, что ма­шин­ка еле-еле на­би­ра­ла ско­рость 95 км/ч, а на кру­тых подъ­е­мах вы­нуж­да­ла во­ди­те­ля пе­ре­хо­дить на низ­шую пе­ре­да­чу.

Шум времени

Пра­во пер­вен­ст­ва кон­цер­на Daim­ler-Benz на се­рий­ный ди­зель­ный лег­ко­вой ав­то­мо­биль мо­гут ос­по­рить толь­ко две фир­мы — не­мец­кая Hanomag и фран­цуз­ская Citroёn.

Пер­вая в 1936 го­ду од­но­вре­мен­но с Mercedes-Benz 260D на том же са­мом Бер­лин­ском ав­то­са­ло­не по­ка­за­ла лег­ко­вую мо­дель Hanomag Rekord Diesel Typ D 19 с 4-­ци­лин­д­ро­вым ди­зе­лем объ­е­мом 1910 см3 и мощ­но­с­тью 35 л.с.

при 3500 об/мин, но ее се­рий­ное про­из­вод­ст­во на­ча­лось толь­ко в 1937-м — уже по­сле то­го, как бы­ла вы­пу­ще­на пер­вая пар­тия так­со­мо­то­ров Mer­cedes-Benz 260D.

Читать еще:  Двигатель 3000 оборотов расчет

Фран­цу­зы на­ча­ли ра­бо­тать над этой те­мой еще рань­ше: в 1932 го­ду Ан­д­рэ Си­т­ро­ен при­влек к со­труд­ни­че­ст­ву ин­же­не­ра Гар­ри Ри­кар­до, ко­то­рый изо­б­рел ка­ме­ру сго­ра­ния Comet, ус­пеш­но вне­д­рен­ную на ди­зель­ных дви­га­те­лях лон­дон­ских ав­то­бу­сов. На ос­но­ве сво­е­го изо­б­ре­те­ния в 1933-м Ри­кар­до пред­ста­вил и пер­вые лег­ко­вые ди­зе­ля, из ко­то­рых один был 6-ци­лин­д­ро­вым с ра­бо­чим объ­е­мом 4578 см3.

Ди­зель Mercedes-Benz 260D в за­вод­ских до­ку­мен­тах обо­зна­чал­ся OM138. Все его на­вес­ное об­ору­до­ва­ние выпускала фир­ма Bosch: это ка­са­лось не толь­ко топ­лив­ной си­с­те­мы с на­со­сом вы­со­ко­го дав­ле­ния, фор­су­нок и ка­лиль­ных све­чей, но и эле­к­т­ро­обо­ру­до­ва­ния, ко­то­рое на 260-й мо­де­ли ос­та­ва­лось шестивольтовым

27 но­я­б­ря 1934 го­да мо­дель Citroёn Rosalie DI ут­вер­ди­ли к проб­но­му про­из­вод­ст­ву. Прав­да, на ней уже сто­ял бо­лее эко­но­мич­ный 4-­ци­лин­д­ро­вый мо­тор мощ­но­с­тью 40 л.с.

На Па­риж­ском ав­то­са­ло­не в ок­тя­б­ре 1936-го ди­зель­ную мо­дель офи­ци­аль­но пред­ста­ви­ли пуб­ли­ке, но фи­нан­со­вые труд­но­с­ти уже на сле­ду­ю­щий год за­ста­ви­ли ком­па­нию про­дать всю пар­тию из сот­ни Rosalie DI, ко­то­рые бы­ли вы­пу­ще­ны не как се­рий­ные, а как опыт­ные и пред­наз­на­ча­лись ис­клю­чи­тель­но для ис­пы­та­ний.

Но са­мый пер­вый лег­ко­вой ав­то­мо­биль с ди­зе­лем, о ко­то­ром ма­ло кто зна­ет, по­явил­ся на­мно­го рань­ше: еще в 1927 го­ду фир­ма Bosch про­ве­ла се­к­рет­ные ис­пы­та­ния ли­му­зи­на Stoewer c 4-­ци­лин­д­ро­вым мо­то­ром.

Ав­то­мо­биль с экс­пе­ри­мен­таль­ной си­с­те­мой ди­зель­но­го впры­с­ка Bosch про­ехал 40 000 км, но даль­ше тех­ни­че­с­ких изы­с­ка­ний де­ло тог­да не по­ш­ло, да и рас­ход топ­ли­ва в те вре­ме­на вол­но­вал ав­то­мо­би­ли­с­тов на­мно­го мень­ше, чем «дет­ские бо­лез­ни» тог­даш­них ди­зе­лей: вы­со­кий уро­вень шу­ма, ви­б­ра­ция и не­до­ста­точ­ная тя­го­ви­тость.

Особое внимание

Та­ким об­ра­зом, Daimler-Benz ока­зал­ся в аван­гар­де ди­зе­ле­с­т­ро­е­ния. Че­рез год по­сле сен­са­ци­он­ной пре­зен­та­ции на Бер­лин­ском ав­то­са­ло­не фир­ма пред­ста­ви­ла Mercedes-Benz 260D улуч­шен­ной ком­плек­та­ции, ба­зи­ро­вав­ший­ся на шас­си но­вой, 230-й мо­де­ли, сме­нив­шей 200-ю.

Для так­си­с­тов 260D (здесь в варианте пульман-лимузин) стал эко­но­мич­ной ра­бо­чей ло­шад­кой, рас­хо­довавшей все­го 9 л солярки на 100 км

В ча­ст­но­с­ти, ма­ши­на по­лу­чи­ла но­вый топ­лив­ный бак, вме­ща­вший 50 л го­рю­че­го вме­с­то преж­них 38.

А важ­ней­шее кон­ст­рук­тив­ное из­ме­не­ние да­ти­ру­ет­ся на­ча­лом 1938 го­да — тог­да мо­тор этой мо­де­ли ос­на­с­ти­ли за­ра­нее по­до­гре­ва­е­мы­ми ка­лиль­ны­ми све­ча­ми, что су­ще­ст­вен­но об­лег­чи­ло за­пуск в хо­лод­ную по­го­ду. О на­гре­ве све­чей сиг­на­ли­зи­ро­ва­ла осо­бая лам­поч­ка на при­бор­ной па­не­ли.

Ос­нов­ным ти­пом ку­зо­ва по-преж­не­му ос­та­ва­лось лан­до, пред­наз­на­чав­ше­е­ся для ра­бо­ты в так­си, — эту мо­дель обо­зна­чи­ли сло­вом Droschken.

Ее са­лон раз­де­лял­ся по­пе­рек стек­лян­ной пе­ре­го­род­кой, а кры­ша над зад­ни­ми пас­са­жи­ра­ми мог­ла уби­рать­ся.

Шо­фер­ское от­де­ле­ние из со­об­ра­же­ний прак­тич­но­с­ти оби­ва­ли ко­жей, что­бы мень­ше бы­ли за­мет­ны пят­на от мас­ла и со­ляр­ки, а пас­са­жир­ский са­лон — тка­нью. Спра­ва от при­бор­но­го щит­ка рас­по­ла­гал­ся боль­шой так­со­метр.

Мо­дель­ный ряд раз­ба­ви­ли мо­ди­фи­ка­ции с ку­зо­вом ли­му­зин (так нем­цы на­зы­ва­ют се­дан) и на уко­ро­чен­ном шас­си — ка­б­ри­о­лет D.

Все­го у 260D бы­ло де­вять ва­ри­ан­тов ку­зо­вов! На длин­ном же шас­си кро­ме лан­до де­ла­ли еще пуль­ман-ли­му­зин (с по­пе­реч­ной пе­ре­го­род­кой в са­ло­не), ком­би­на­ци­он-ли­му­зин, ту­рен­ва­ген, ка­б­ри­о­лет B… Ско­ро на ди­зель­ные «Мер­се­де­сы» об­ра­ти­ли вни­ма­ние ве­дом­ст­ва бо­лее се­рь­ез­ные, чем так­со­пар­ки.

Ди­зель­ные лег­ко­вые ма­ши­ны при­жи­лись в га­ра­жах СС и ге­с­та­по, а так­же вер­мах­та и во­ен­но-мор­ско­го фло­та. В по­след­нем, по­нят­ное де­ло, с со­ляр­кой про­блем не бы­ло ни­ког­да!

Достойное место

Мас­со­вое про­из­вод­ст­во об­нов­лен­но­го Mercedes-Benz 260D с ин­дек­сом шас­си W138 на­ча­лось в 1938 го­ду. А то, что вы­пу­с­ти­ли до это­го, при­ня­то обо­зна­чать сло­вом Nullserie, оз­на­ча­ю­щим «ну­ле­вая се­рия». Тог­да же нем­цы снаб­ди­ли 3-­сту­пен­ча­тую ко­роб­ку этой мо­де­ли син­хро­ни­за­то­ра­ми выс­ших пе­ре­дач.

В стандартное оборудование всех Mercedes-Benz 260D в варианте такси входил таксометр, располагавшийся справа от приборного щитка

До 1940 го­да с кон­вей­е­ра со­шли 1967 эк­земп­ля­ров 260D — в 15 раз мень­ше, чем бен­зи­но­вых Mercedes-Benz. Но эта ма­ши­на на­всег­да ос­та­нет­ся в ис­то­рии, ведь имен­но с нее на­ча­лась ди­зель­ная эпо­ха лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ле­с­т­ро­е­ния.

А ведь ког­да Mercedes-Benz 260D толь­ко по­явил­ся, ма­ло кто ве­рил в ус­пех ди­зель­ной лег­ко­вуш­ки. Но вре­мя рас­ста­ви­ло все по сво­им ме­с­там, и сей­час в ми­ре каж­дый вто­рой лег­ко­вой ав­то­мо­биль ос­на­ща­ет­ся дви­га­те­лем, ра­бо­та­ю­щим на со­ляр­ке. А один из ли­му­зи­нов мо­де­ли 260D по пра­ву за­ни­ма­ет свое ме­с­то в экс­по­зи­ции му­зея кон­цер­на Daimler.

Пригородные автобусы: 10 популярных моделей

В последнее время эксперты отмечают заметный рост популярности автобусных перевозок, для реализации которых используется техника соответствующего назначения. В частности, для обеспечения пассажирам возможности беспрепятственно курсировать между городом и пригородом используются пригородные автобусы. 

О том, какие требования предъявляются к подобным транспортным средствам, а также какими техническими характеристиками они обладают, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале. Также мы кратко опишем модели, которые чаще всего можно увидеть  на отечественных дорогах.

Назначение

Классификация автобусов осуществляется по разным критериям. В частности, сегодня принято подразделять данные транспортные средства на классы, исходя из их назначения, а также размера и типа топлива. 

В салоне таких транспортных средств есть места для ручной клади, однако багажного отделения в них нет. Кроме сидячих мест предусмотрены стоячие, для удобства пассажиров установлены поручни и всевозможные  ручки. 

Требования к пригородным автобусам

Классы автобусов

Так как пригородные автобусы не рассчитаны на езду на большие расстояния, их комплектацией не предусмотрены ни багажник, ни полки в салоне. При этом ТС должно соответствовать требованиям техники безопасности, обеспечивать пассажирам максимальный комфорт передвижения. 

Так как на пригородных маршрутах обычно много остановок, двигаются они с небольшой скоростью, характеризуются наличием просторной площадки для стоячих пассажиров и поручней, за которые удобно держаться. Новые модели оборудуются системами связи с водителями и информационными табло, на которые выводится информация об остановках.

Сиденья в таких автобусах должны оснащаться ремнями безопасности. Для оптимизации пассажиропотока и ускорения процесса посадки/высадки в пригородных моделях предусмотрены широкие двери, открывающиеся и закрывающиеся автоматически.

Особенности устройства

Отличительной особенностью пригородных автобусов является большое количество сидячих мест и достаточно свободного пространства для размещения стоячих пассажиров. С точки зрения вместительности пригородные автобусы делятся на 2 группы:

  • автобусы малого класса (пассажировместимость составляет 30-40 человек);
  • автобусы среднего класса (рассчитаны на перевозку 60-65 человек). 
Читайте также:  Авто плохо заводится на горячем двигателе причина

Чаще всего для обслуживания пригородных рейсов используется малый класс автобусов, характеристики которых сводятся к компактным размерам (от 5 до 7 метров в длину), достаточной вместительностью (не менее 16 и не больше 25 посадочных мест), а также хорошей маневренностью, позволяющей технике легко лавировать в условиях плотного городского трафика и довольно быстро двигаться по трассе. 

В отличие от автобуса малого класса вместимость средней техники – максимум 60 человек, при этом число сидячих мест не превышает 30.

Длина таких автобусов колеблется в пределах от 8 до 9,5 метров. Поговорим подробнее о наиболее популярных и распространенных моделях автобусов, используемых для обслуживания пригородных маршрутов. 

Популярные модели и их технические характеристики

Львиная доля пригородных перевозок обеспечивают машины малого и среднего классов, большие автобусы на этих маршрутах встречаются очень редко, в основном это служебный транспорт промышленных предприятий, развозящий сотрудников на работу/с работы.

Малый класс

Газель Next

В каких автобусах дизельный двигатель

Премьера нового творения нижегородского автозавода, получившего название Газель Next, состоялась в 2013 году. Авто доступно в различных вариантах кузова – грузовом, пассажирском и грузопассажирском. Пассажирский микроавтобус имеет длину в 641,5 см, ширину в 175 и высоту в 283,7 см. Компоновка сидений может быть разной. 

Оснащается модель 4-цилиндровым бензиновым 2,8-литровым двигателем Cummins ISF 2,8 мощностью в 120 или в 149 лошадиных сил. В качестве альтернативы представлен дизельный силовой агрегат Evrotech 2,7 объемом в 2,7 литра и мощностью в 106,8 «лошадок». Оба мотора трудятся вместе с 5-ступенчатой МКП.

Ознакомиться с техническими характеристиками модели более детально можно в расположенной ниже таблице:

 Параметры  Gummins ISSF2,8s4129P  Evroteh A274 Evroteh A275 LPG 
 Тип двигателя  Дизельный с турбонаддувом  Бензиновый  Бензин — газ
 Число цилиндров  4 рядное  4 рядное  4 рядное
 Объем цилиндров, л  2,8  2,69  2,69
 Мощность, кВт / л. с.  88,3 / 120  78,5 / 106,8  78,5 / 106,8 — 76,7 / 104,3
 Крутящий момент, Н*м  270  220,5  220,5
 Порядок работы цилиндров  1 — 3 — 4 — 2  1 — 2 — 4 — 3  1 — 2 — 4 — 3
 Частота вращения коленвала на х/х, об/мин  750  800  800
 Запас хода от одной заправки  475  —  870
 ЭБУ  Один  —  Единый
 Емкость газовых баллонов, куб.м/кг  —  —  80/96
 Расход топлива, л/100 км  10,3  12,1  —
 Контрольный расход газа, куб.м/кг  —  —  14,5

Вектор Next

В каких автобусах дизельный двигатель

Производителем данной модели является российская компания «Группа ГАЗ», премьера новинки состоялась в 2015 году. Планировалось, что она придет на смену устаревшим ПАЗикам.

«Вектор Next» наверняка попадал в поле зрение людей, планирующих купить автобусы малого класса, ведь транспортное средство однозначно заслуживает внимания, благодаря стильной внешности, неплохим эксплуатационным характеристикам и отличному оснащению. 

Колесная база машины – 4 на 2, кузов вагонного типа, конструкция полунесущая, габариты составляют 764,5 на 291,5 на 244,5 см. Вместимость салона варьируется от 43-х до 53-х пассажиров в зависимости от версии, количество сидячих мест – 17-25. 

Модель оснащается 4-цилиндровым дизельным мотором ЯМЗ-5344 объемом 4,43 литра. Силовой агрегат соответствует требованиям «Евро-5», его мощность равна 150 л.с. Двигатель работает в паре с 5-ступенчатой МКП. Предельно допустимая скорость движения автобуса – 100 км/час.

МАЗ-241

В каких автобусах дизельный двигатель

Популярная модель белорусского производства, выпускаемая Минским автозаводом. Главное преимущество этого автобуса – удобный комфортабельный салон, рассчитанный на 22 сидячих места.

Поддержанию оптимальных условий передвижения способствует климатическая установка, опционально возможна установка мультимедийной системы.

Зависимая пневмоподвеска и телескопические амортизаторы обеспечивают мягкость хода и отсутствие крена на поворотах. 

Автобус оснащается 177-сильным дизельным мотором Cummins ISF3.8s или ММЗ Д-245.35Е4 мощностью в 170 лошадиных сил. Оба двигателя работают в паре с 5-ступенчатой МКП.

ПАЗ-3205

Пожалуй, самый известный представитель автобусов малого класса – ПАЗ-3205, который является базовой модель Павловского автозавода и предназначен для перевозки небольшого количества людей на маленькие расстояния. 

Габариты машины – 692,5 на 250 на 295 см, его вместимость составляет 41 человек, при этом количество сидячих мест колеблется в пределах от 21 до 25-ти. Дверь в автобусе автоматическая, в некоторых модификациях их две. Дверной проем широкий, что способствует быстрой посадке и высадке пассажиров.

  • Модель оснащалась 8-цилиндровым V-образным 4,25-литровым двигателем мощностью в 120 лошадиных сил, который работает в паре с 4-хступенчатой МПК. 
  • Hyundai County
  • В каких автобусах дизельный двигатель

Надежный, выносливый, экономичный автобус станет идеальным решением для обслуживания пригородных маршрутов. Он обеспечивает пассажирам должный уровень комфорта, благодаря наличию в комплектации широкого спектра дополнительных опций. В стандартной комплектации пассажировместимость составляет от 14-ти до 24-х посадочных мест. В салоне предусмотрены небольшие полки для ручной клади. 

Для оснастки транспортного средства предложено 6 различных силовых установок, но на российский рынок модель поставляется исключительно с 4-хцилиндровым турбодизелем объемом 3,9 литра и мощностью в 144 лошадиных силы.

Мотор отлично адаптирован под местные реалии. Работает он в паре с 5-тиступенчатой синхронизированной МКП. Максимальная скорость автобуса – 110 км/час, расход топлива составляет в среднем около 18 литров на 100 км пути.

Средний класс

КАвЗ-4270

Главное назначение этого автобуса – обслуживание маршрутов с интенсивным пассажиропотоком. В его салоне – 28 комфортабельных сидений, предусмотрены места для транспортировки малоподвижных граждан. Пневмоподвеска обеспечивает мягкость движения, две широких двери способствуют оперативной посадке/высадке людей. 

Модель оснащается 4-хцилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-53403 объемом 6,7 литра, соответствующим стандарту Евро-5. Работает он в паре с 6-тиступенчатой АКПП Allison T270(R). Максимальная скорость движения – 100 км/час.

Технические характеристики детальнее:

 Параметр  Значение
 Полная масса, кг  16800
 Снаряженная масса, кг  10070
 Пассажировместимость, чел  90 (28+1 — сидя)
 Двигатель  Cummins B6. 7GES 230. газовый
 Объем, л  6,69
 Мощность, л.с.  230
 Крутящий момент, Н*м  830
 Коробка передач  Allison N-270R, автоматическая 
 Подвеска   Зависимая рычажная пневматическая
 Колесная формула  4*2

ПАЗ-4234-70

Людям, решившим купить автобус среднего класса, однозначно стоит присмотреться к ПАЗ-4234-70 – одной из наиболее распространенных отечественных моделей, которая прекрасно адаптирована и к местным дорогам, и к другим характерным условиям эксплуатации. Общая вместительность автобуса составляет 50 человек, сидячих мест 30. 

Изначально машина оснащалась дизельным мотором ММЗ-Д-245, позже появились версии с ЯМЗ-534, однако наиболее мощные автобусы – те, под капотом которых установлен американский силовой агрегат Cummins. Все варианты двигателей работают в паре с 5-тиступенчатой механической трансмиссией. Максимальная скорость автобуса – 95 км/час, расход топлива составляет в среднем 18 литров на 100 км.

МАЗ-232

В каких автобусах дизельный двигатель

Комфортабельный автобус среднего класса с колесной базой 4 на 2, созданный для городской и пригородных пассажирских перевозок. Пригородная модификация характеризуется наличием 33-х сидения, номинальная вместимость составляет 59 пассажиров. 

В движение эта модель приводится рядным 4-хцилиндровым 4,8-литровым двигателем мощностью в 218 лошадиных сил, соответствующим стандарту Евро-5. Работает мотор в паре с 6-тиступенчатой механической коробкой передач. Максимальная скорость движения – 85 км/час, расход топлива составляет 18 литров на 100 км пути.

ЛиАЗ-529260

Удобный комфортабельный низкопольный автобус, разработанный для обслуживания пригородных маршрутов. В салоне 26 сидений, общая его вместительность составляет 75 человек с учетом стоячих пассажиров. Ускорению процесса посадки и высадки людей способствуют две широких двери.

Машина оснащается рядным 6-тицилиндровым дизельным мотором объемом в 6,65 л, который полностью соответствует стандарту Евро-4. Мощность силовой установки – 275 л.с., она работает в паре с 6-тиступенчатой автоматической трансмиссией. Максимальная скорость модели – 90 км/час, потребление топлива находится на уровне 35 л/100 км пути.

Hyundai Aero Town

В каких автобусах дизельный двигатель

Удобные комфортабельные автобусы для обслуживания городских и пригородных маршрутов сочетают в себе максимальную надежность и доступную стоимость. Вместительность этой модели варьируется в пределах от 20-ти до 37-ми сидячих мест, в зависимости от модификации. 

Выпуск машины был налажен в 1994-м году, производится она до сих пор, постоянно при этом совершенствуясь. Длина ТС составляет 7,5 либо 8 метров, ширина и высота – 2,2 и 2,9 м. соответственно. От «одноклассников» автобус выгодно отличается повышенным уровнем комфорта как для водителя, так и для пассажиров.

Оснащается модель 7,5-литровым дизельным мотором мощностью в 185 лошадиных сил и 6,6-литровым турбодизелем на 255 «лошадок», соответствующим стандартам Евро-3. Оба агрегата работают в паре с 5-ти либо 6-ступенчатой МКП. Максимальная скорость автобуса достигает 120 км/час. 

Обобщение

Говоря о пригородных автобусах малого и среднего класса в общем, важно отметить, что все они отличаются высокими техническими характеристиками, должной степенью комфорта, максимальной безопасностью и привлекательным внешним видом. 

Немаловажную  роль играет эргономика салона, наличие в нем всего необходимого для удобства как сидячих, так и стоячих пассажиров. Все автобусы, обслуживающие пригородные рейсы, должны оснащаться системами безопасности и инновационными решениями в плане контроля движения, а также современными техническими средствами, максимально упрощающими процесс управления ТС.

Обзор пригородного автобуса Iveco Неман

Поиск запроса «пригородные автобусы» по информационным материалам и форуму

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector