Грезы о внедорожнике, который «может все», неистребимы. Но в СССР уже выпускалась машина, которой недоставало только одного – комфорта… Я бы с удовольствием посмотрел на выражение лица сотрудника ГИБДД, проезжая мимо на БРДМ.
Или эвакуаторщика, вывозящего неправильно припаркованные машины. Попробуй-ка увези семитонного монстра! Специальная армейская техника – это мечта любого джипера. Внешний вид приземистой огромной машины вызывает безграничное уважение. Проходимость – чудовищная. Лес можно просто валить. В воде не тонет. Да не просто не тонет, а плавает, и не хуже иной яхты. Корпус-то герметичный. Штраф за превышение скорости платить едва ли придется – максимальная скорость на шоссе достигает всего лишь 120 км/ч, но если учесть объем топливного бака в 290 литров, запас хода составляет 850 километров – уехать можно очень далеко. Причем совершенно необязательно по дорогам. Дополнительные колесики, спрятанные в корпусе, позволяют преодолеть ров шириной до 1.2 метра, а восьмитонная лебедка вытащит откуда угодно. В кабине теперь есть все необходимое – от навигации до многофункционального кресла Место водителя отделено от пассажирского салона раздвижными дверьми Два кожаных дивана, свободно трансформирующиеся в спальное место ВОПЛОЩЕНИЕ ГРЕЗОлег Макаров из Киева всегда мечтал об аппарате, который может мчаться по дороге или без нее, пересекать раскисшие поля по диагонали, ехать вдоль реки или поперек, забраться в поисках приключений в такие места, где обычный внедорожник засядет по самые тонированные стекла. Чтобы не вяз в метровом сугробе, играючи перепрыгивал траншею шириной 1.2 метра и не боялся 30-градусного подъема. Но зачем изобретать велосипед, когда существует БРДМ? Упорство Олега, похожее на фанатизм, наконец-то было вознаграждено, и он нашел машины в идеальном состоянии. После прохождения многочисленных бюрократических процедур и согласований в различных ведомствах получили «самоходное транспортное средство на базе БРДМ-2» (именно так записано в техпаспорте), а проще говоря, трактор на киевских номерах, которому разрешено передвигаться везде, кроме мест, запрещающих движение тракторам. В Киеве это исторический центр города. Дальше началось самое интересное. К процессу создания супервнедорожника была подключена вся семья, и общими усилиями родились две модели машин, основной концепцией которых является комфортный отдых за пределами цивилизации.
КАК НАЗОВЕТЕ, ТАК И ПОПЛЫВЕТ
УМКА – универсальный мобильный кемпер-амфибия. Это настоящая самоходная яхта, которая может выехать на любой берег в любом месте. Наверху оборудована полноценная палуба. А сплошное лобовое бронестекло дает прекрасный обзор с места водителя. По бокам врезаны бронированные двери и лючки, а узлы их запирания были доработаны вентилями, как на подводной лодке.
Для увеличения внутреннего пространства крыша была поднята на 500 мм. В просторном и светлом салоне по бортам лицом друг к другу по два кожаных сиденья. В центре расположен квадратный стол-книжка, раскладывающийся в трех положениях. Первое основное положение – стол.
Поднимая его во вторую позицию, раскладываем левую и правую части – готовы двухъярусные кровати. При этом нижним ярусом служит поднятая часть салона, под которой находятся рундуки. В крайнем верхнем положении получаем платформу для стрельбы и обзора через верхние люки. Контейнеры камбуза оборудованы всем необходимым Над моторным отсеком закреплены шкафы с кухонными принадлежностями Над моторным отсеком закреплены деревянные раздвижные шкафы, оборудованные всем необходимым для приготовления пищи. Открывая их в разные стороны, получаем доступ к дополнительному внешнему багажнику объемом 1.5 куб. м. Туда также можно добраться через люк снаружи кемпера.Встроенный выдвижной оружейный шкаф, обшитый пробкой, позволяет расположить четыре карабина и боеприпасы. Салон рассчитан на комфортное передвижение четырех охотников в зимней одежде и с оружием. Полная загрузка – 6–8 человек. Не считая водителя и штурмана.
СОВА – ПТИЦА ГОРДАЯ
СОВА – суперохотничий внедорожник-амфибия. Этот специализированный внедорожник предназначен для охотников. Выдвигающаяся на три метра вышка для наблюдения с вращающимся сиденьем позволяет созерцать просторы с высоты 5.5 метра от земли.
При необходимости вышка трансформируется в шлюп-балку с лебедкой грузоподъемностью 3 тонны для спуска-поднятия лодки или квадроцикла. Боковые распашные двери изготовлены из бронелистов, на каждой имеются два окна 30х30 см (бронестекло 20 мм) и врезаны штатные бойницы. Благодаря четырем гидравлическим амортизаторам и удобной вращающейся ручке двухсоткилограммовые двери открываются легким движением руки и фиксируются в верхнем положении. Это дает возможность охотнику с оружием быстро и удобно садиться в машину и вылезать из нее, что особенно важно на зимней охоте. Место водителя отделено от пассажирского салона раздвижными дверьми. Напольные скрытые ящики обшиты рифленым алюминием. Центральное место занимают два кожаных дивана, свободно трансформирующиеся в спальное место. При необходимости диваны легко демонтируются, превращая центр салона в грузовую платформу.С помощью роликов, установленных на основании диванов, их можно свободно раздвинуть к бортам и добраться к трансмиссии. А еще, освобождая центр салона, обеспечивается удобное расположение охотников в положении стоя для стрельбы через два верхних люка. По бортам вдоль диванов приварены горизонтальные поручни, на которые крепятся контейнеры – на охоте они используются для хранения боеприпасов, оптики и т. д. Во время стоянки или длительного переезда на поручни крепится штатный видео- и аудиоцентр Panasonic. Напротив каждого дивана установлен выдвижной столик. Вместимость салона та же, что и у УМКА.
УМКА ИЩЕТ ДРУГА
БРДМ – это платформа для безграничного творческого тюнинга на любой вкус. На создание машин ушло девять месяцев, что само по себе очень символично. За этот период появились опыт и команда единомышленников – в результате родились два таких разных внедорожника.
То, что в самом начале проекта рассматривалось как хобби, в настоящий момент переросло в мелкосерийный выпуск для людей, увлеченных охотой и рыбалкой. Тех, кому маловаты размеры охотничьего джипа и лодки. Сейчас в работе несколько машин, при построении которых взяты проверенные и обкатанные на УМКА и СОВА технические решения.
Цена колеблется в зависимости от комплектации от 50 до 80 тысяч долларов. А это значит, что тема по тюнингу БРДМ не закрыта, но это уже совсем другая история.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
На 23 февраля: стоит ли покупать БРДМ-2 за 850 тысяч рублей
Если жена не знает, что подарить вам на 23 февраля, потому что вертолет на радиоуправлении у вас уже есть – может, купить игрушку побольше? Например, БРДМ-2! Думаете, дорого? Дешевле, чем может показаться: коллеги из Авито Авто подсказывают нам, что бронированную разведывательно-дозорную машину можно приобрести тысяч за 850. А ведь она не только ездит, но и плавает!
БРДМ-2 – это та самая легкобронированная штука, которую многие, увидев на каком-нибудь мероприятии, называют «БТР».
На самом же деле БТР – это кое-что покрупнее (четыре оси, восемь колес и все такое), а небольшая и легкая (всего 7 тонн боевой массы) двухосная машина – это БРДМ, или, как ее зовут в народе, «Бардак».
Как правило, чаще всего это именно БРДМ-2: БРДМ-1 закончили выпускать в середине 60-х, и сейчас их чаще можно встретить в музеях под открытым небом, чем на ходу в частных руках. Впрочем, если вам интересен именно первый «Бардак», то мы ездили и на таком.
Однако сегодня речь о втором поколении этих машин, которое хоть и стало эволюционным развитием первого, но ощутимо изменилось. К примеру, мотор переехал из носового отделения в кормовое, что в разы облегчило жизнь мехвода, который теперь хоть немного представлял, через что он переедет в ближайшие секунды.
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
А переехать он может много через что: ведь несмотря на свою бесхитростную четырехколесную внешность, на самом деле БРДМ-2 восьмиколесный! Ну, во всяком случае, номинально: еще четыре вспомогательных колеса выдвигаются с помощью гидропривода между основными осями. Колесики эти – сравнительно маленькие, на гладких вертолетных шинах.
Но зато они тоже ведущие – с цепным приводом через коробку отбора мощности. Такое сочетание полного привода с дополнительными колесами позволяет машине преодолевать рвы шириной более метра и переваливаться через брустверы, не садясь на брюхо.
А ведь это далеко не полный список возможностей «Бардака»: машина не только уверенно ездит, но и неплохо плавает со скоростью до 10 км/ч благодаря водомету – а случае его неисправности до берега можно неспешно «догрести» колесами.
Добавьте сюда лебедку и систему контроля давления в шинах – и вы получите абсолютно самодостаточное бронированное транспортное средство, которое стояло (или до сих пор стоит) на вооружении более 60 стран.
Если вам любопытно узнать, каково ездить на БРДМ-2, то об этом мы рассказывали в тест-драйве в прошлом году – ну а сейчас попробуем понять, как и зачем такую машину можно купить, и как жить с ней дальше.
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
Вообще покупку БРДМ нельзя отнести к поступкам абсолютно спонтанным: ее нужно не только хотеть, но и хоть немного понимать, что это такое.
К примеру, ремонт и обслуживание здесь будут отличаться даже от грузовых – ведь машина военная, и запчасти в магазине не купишь.
Ну, по крайней мере, те, что не позаимствованы без изменений от гражданской техники: к примеру, начинка раздатки во многом унифицирована с ГАЗ-66.
А вот мотор здесь – дефорсированная версия агрегата, устанавливавшегося на ГАЗ-13 «Чайка»: для БРДМ степень сжатия уменьшили до 6,7, а мощность – с 195 до 140 л.с.
Тем не менее, 350 Нм, развиваемых этим бензиновым V8, получившим отдельное имя ЗМЗ-41, в сочетании с удачно спроектированной трансмиссией вполне хватает для решения поставленных перед машиной задач. Вот только запчасти на него придется, как говорили в Союзе, «доставать», и работает он на АИ-80.
Разумеется, для эксплуатации «Бардака» в наши дни его обычно адаптируют под 92-й бензин – и по некоторым данным, можно обойтись корректировкой зажигания без шлифовки головок для увеличения степени сжатия и прочих масштабных переделок.
Ну а о неизбежном расходе в 20-30 литров на сотню даже упоминать не будем: во-первых, это и так понятно с учетом массы до 7 тонн и древнего мотора на 5,5 литров, а во-вторых, это не машина на каждый день (если вы ездите на такой на работу – дайте нам знать).
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
И перевод на 92-й бензин – это лишь начало списка работ по «очеловечиванию» БРДМ-2.
Еще один насущный вопрос, к примеру – это изменение приводной схемы насоса гидроусилителя руля: здесь он приводится не от мотора, а от коробки отбора мощности, и при выжиме сцепления, соответственно… отключается.
На бездорожье (а «на гражданке» БРДМ обычно используют именно для внедорожных покатушек) это, мягко говоря, неудобно – и потому умы владельцев часто заняты мыслью «куда же на моторе присобачить шкив, на который можно будет повесить ремень насоса ГУР».
Некоторые обладатели БРДМ идут дальше, справедливо замечая, что бензиновый мотор на такой машине – решение не самое оптимальное, и задумываются об установке дизеля.
Однако тут потенциальный «свап» омрачается тем, что советская оборонная промышленность продумала схему весьма тонко: мотор ЗМЗ-41 – полностью алюминиевый, а потенциальные дизельные заменители оказываются на пару-тройку сотен килограммов тяжелее, что влияет не только на развесовку, но и на плавучесть. А кому, знаете ли, нужен семитонный броневик, который не умеет плавать…
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
Еще один нюанс, косвенно связанный с плавучестью «Бардака» – это ремонт и обслуживание. Не улавливаете связи? Подскажем: мотор тут расположен в тесном закрытом отсеке, максимально изолированном не только от экипажа, но и от воды.
Чтобы снять двигатель, нужно до него добраться, сняв верхнюю защитную бронеплиту и салонную перегородку. А снимать двигатель придется чаще, чем можно предположить – ведь доступ снизу к нему отсутствует.
То есть, даже замена «сопливой» прокладки поддона картера превращается в спортивно-развлекательное мероприятие с участием лебедки.
Но это все нюансы эксплуатации – а как же купить военную машину в личное пользование? В частные руки попадают БРДМ, снимаемые с вооружения – зачастую это образцы с небольшим пробегом. Ориентироваться при покупке можно на так называемые классы, от 1 до 5: первый – это экземпляры в идеальном заводском состоянии, а пятый – «дрова».
С консервации можно получить машину второго класса с пробегом около тысячи километров – такую, пожалуй, можно считать идеальным вариантом, если вам нужен именно оригинальный армейский бронированный вездеход.
Разумеется, перед списанием из Вооруженных сил он проходит демилитаризацию – с него снимают пулеметы, ракетницы, лазерные и фотонные пушки и прочую «навеску».
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
Для регистрации приобретаемого «Бардака» нужен ПСМ – паспорт самоходной машины, аналог ПТС у обычной легковушки.
Если машина впервые попадает в частные руки, то его нужно получить в Гостехнадзоре на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи, а в дальнейшем он остается у владельца и выполняет ту же роль, что и ПТС.
Разумеется, номер, указанный в ПСМ, должен совпадать с тем, что выбит на табличке в передней части броневика.
Обратите на все это внимание даже в том случае, если покупаете вездеход «для покатушек на закрытых территориях» и не планируете ставить его на учет: возможно, его когда-нибудь придется продавать, а для следующего покупателя все это может оказаться принципиально важным. Ну а для управления БРДМ нужно удостоверение тракториста-машиниста – это тоже нужно учитывать заранее.
При выборе конкретного экземпляра стоит разобраться с переделками: как мы уже знаем, БРДМ охотно и обширно дорабатывают.
Иногда эти доработки могут вас не устроить: здесь, к примеру, можно упомянуть удаление вспомогательных колес, установку тяжелого дизельного мотора, лишающего машину возможности плавать и ставящего под сомнение ресурс раздатки, не рассчитанной на его крутящий момент, а также удаление водомета и вырезание дополнительных люков. В общем, со сценарием будущей эксплуатации нужно определиться до покупки – это облегчит выбор.
ГАЗ-41 (БРДМ-2) '1965–89
Ну а теперь, пожалуй, можно подвести итог. Если у вас уже есть опыт внедорожной езды, вас не пугают слова «карбюратор» и «лебедка», но обычные «уазики», что называется, уже не вставляют, возможно, именно «Бардак» поможет вам взглянуть на мир по-новому – из бронелюка.
Учитывая, что БРДМ покупают именно как игрушку, выбор машин на вторичном рынке широк – есть как «стоковые» вездеходы, так и разнообразные проекты с уклоном в туризм, активный отдых или оффроуд.
Так же велик и разброс цен: за доработанный экземпляр «под ключ» просят в среднем от миллиона до двух, а обычный БРДМ-2 «в армейской комплектации» можно купить куда дешевле – тысяч за 850.
Так что те, кто силен духом и мощен телом, а также не слишком стеснен в финансах, могут почувствовать себя даже круче, чем Арнольд Шварценеггер, который нынче пересел с нормального Hummer H1 на электрический.
Опрос
Хотели бы получить «Бардак» на 23 февраля?
Модернизация БРДМ-2. Польский «бардак» для НАТО, машины Чехии, Сербии и Казахстана
Программа модернизации БРДМ-2 реализовалась под патронатом вооруженных сил и финансировалась через Комитет научных исследований Польши. Работы велись на WZM (Военный Механический завод) в Семиановицах Сласких.
Рассматривалось несколько вариантов новой силовой установки — двигатель S359 (с грузовика Star 266), Mercedes OM366 и DAF. Однако после испытаний выбор пал на дизельный двигатель Iveco Aifo 8040.
Прототип модифицированной БРДМ-2 впервые продемонстрировали на MSPO-95 (Международный салон оборонной промышленности) в 1995 году, а к 1998 году опытная машина прошла цикл войсковых испытаний, и программа в целом была утверждена к реализации.
WZM выпускал несколько вариантов машины, различающихся уровнем доработки.
Польский BRDM-2В «Zbik-В» получил полностью переделанную башню с электроприводом вращения
BRDM-2 M96 («model 96») — в ней за счет отказа от узла дополнительных опускающихся приводных колес было увеличено пространство боевого отделения и появились двери в бортах корпуса для посадки-высадки экипажа.
Водитель получил пассивный прибор ночного видения ПНК-72 (устанавливался вместо ТНП-А), а командир — дневной / ночной прибор наблюдения POD-72. Вооружение осталось прежним. Были установлены новая тормозная система, сиденья экипажа, подогреватель двигателя.
Снаружи смонтированы дополнительные ящики и узлы крепления инструмента и оборудования, в том числе кронштейн для запасного колеса на корме.
В варианте BRDM-2 M96I («model 96i»), кроме уже упомянутых выше доработок, устанавливался новый двигатель — шестицилиндровый дизель Iveco Aifo 8040 SRC-21.11, мощностью 165 л.с. (на 25 л.с. мощнее, чем родной карбюраторный). Эта машина впервые была продемонстрирована в 1997 году.
В 1999 году BRDM-2М96 полностью укомплектовали 10-й польский разведывательный батальон, входящий в состав Сил быстрого реагирования НАТО, который участвовал в учениях «ORION 99».
Еще один вариант BRDM-2 M96IK «Szakal» («model 96ik»), показанный в 2003 году, был разработан специально для польского военного контингента в Ираке.
Он оснащался двигателем Iveko Aifo 8040, кондиционером для обеспечения более комфортной работы экипажа, новыми аккумуляторами, бортовой радиостанцией RRC-9500 и переносной — R-3501.
Вооружение было заменено на 12,7-мм пулемет НСВ (боекомплект 500 патронов) и спаренный с ним 7,62- мм ПКТ (боекомплект 2000 патронов).
В 2004 году был разработан BRDM-2M96IK «Szakal Plus», с учетом иракского и афганского боевого опыта. Снаружи корпуса установлены решетчатые противокумулятивные экраны, а внутри — дополнительные бронелисты и противоосколочный подбой. Масса достигла 8,5 т
В 2004 году, с учетом Иракского и Афганского боевого опыта, был разработан BRDM-2M96IK «Szakal Plus».
Основной целью этой модернизации было стремление обеспечить защиту экипажа от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и гранат, выпущенных из противотанкового гранатомета РПГ-7.
Для этого снаружи на корпусе были установлены решетчатые противокумулятивные экраны, а внутри дополнительные бронелисты и противоосколочный подбой. Была усилена и противоминная защита. В результате общая масса машины возросла почти на тонну, достигнув 8,5 тонн.
Объем доработок, проведенных на линейных машинах BRDM2В («model 97») «Zbik-В», был значительно больше. В них входил комплекс изменений, выполненных на «Model 96», кроме того устанавливалась полностью переделанная башня, вращавшаяся с помощью электропривода.
На башне крепились пусковые установки для отстрела дымовых гранат (2х3). Основное вооружение включало пулемет НСВ калибра 12,7 мм и спаренный с ним 7,62- мм пулемет ПКТ.
Конструкция башни позволяла размещать в ней выдвигающуюся через специальный люк пусковую установку с четырьмя ПТУР 9М113 «Фагот».
«Zbik» получил дизельный двигатель Iveco Aifo 8040 мощностью 165 л.с. Была модернизирована силовая передача (новая коробка скоростей, усилены карданные валы), установлены новые сервомеханизмы системы управления и двухдисковые тормоза. Запас топлива — 140 л (в одном баке).
При модернизации был выполнен большой объем работ по оснащению машины новыми оптическими / тепловизионными приборами и системами для лучшего обзора местности.
В их состав вошли: пассивные дневной / ночной приборы наблюдения, система оповещения о лазерном облучении, спутниковая навигационная аппаратура UNZ-20, цифровая радиостанция.
Экранированный «Zbik-В»
BRDM-2A («model 98») «Zbik-A» (командирский) — кроме изменений, введенных на «model 97», имел смонтированную на башне выдвигающуюся штангу, на которой устанавливалось оптоэлектронная головка наблюдения немецкой фирмы STN AtlasElektronik и радар обзора поля боя AN/PPS-5C. Внутри машины устанавливались дополнительные средства радиосвязи (радиостанция R-3530) и управления (терминалы BFC201 и PCJ9560), система оповещения о лазерном облучении.
Был построен только один прототип.
Он проходил испытания в 2001 году, но в серийное производство не пошел, так же как и «Zbik-P» — ЗРК на шасси BRDM-2 M96, демонстрировавшийся в сентябре 2002 года на выставке MSPO-2002 в Кельце.
На нем планировалось устанавливать пусковую систему Poprad с четырьмя ПЗРК «Grom» (на базе компонентов и технологий советского ПЗРК «Игла») или радиолокационную станцию.
В Чехии в начале 2001 года завершились испытания двух прототипов модернизированного БРДМ-2: линейной машины BRDM2V и командирской машины BRDM-2VR, оборудованной дополнительными средствами связи.
Общая компоновка прототипов была практически идентична оригинальной машине. Однако изменился состав вооружения — башенная установка оснащалась 12,7-мм пулеметом НСВТ и спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Прицел имел телевизионный и инфракрасный каналы.
Оригинальный карбюраторный двигатель заменили дизелем Renault с турбонаддувом мощностью 162 л.с. Устанавливалась новая коробка передач ZF и новая передача на водометный движитель. Соответственно переработали системы охлаждения и смазки. Моторный отсек был оснащен полуавтоматической пожарной сигнализацией и системой пожаротушения.
Устанавливалась новая тормозная система. Машина полностью сохранила свои амфибийные свойства
Азербайджанский БРДМ-2 — вместо башни установлен дистанционно-управляемый 12,7-мм пулемет
Благодаря демонтажу системы вспомогательных колес, освободился дополнительный объем внутри корпуса и были сделаны боковые двери для посадки экипажа в бортах. Численность экипажа возросла до 6 человек.
Существенные изменения претерпела передняя часть машины, где вместо двух смотровых люков, закрывающихся броневыми крышками, было сделано одно широкое окно, прикрытое бронестеклом и откидывающейся решеткой-жалюзи.
Машина получила современную бортовую навигационную систему, включающую приемник глобальной системы позиционирования (GPS) и встроенную цифровую карту. Вся информация отображалась на дисплее командира-наводчика. В стандартную комплектацию включался компактный лазерный дальномер. Средства радиосвязи — по стандартам НАТО.
Командирская BRDM-2VR похожа на BRDM-2V, но оптимизирована для роли командного пункта. Она имела экипаж из четырех человек и дополнительное оборудование связи. Машина также получила электрогенератор для питания дополнительного связного оборудования, на стоянке.
Предполагалось, что первая партия модернизированных машин из 50-ти единиц поступит на вооружение чешского контингента Сил быстрого реагирования НАТО. Однако точные объемы производства неизвестны. Некоторое количество BRDM-2V, но без башенной установки и вооружения, было передано полицейскому спецназу.
БРДМ-2 в Праге, район Телице, операция «Дунай», 1968 год
В 2009 году появилась информация о сербской модификации БРДМ-2. Вооружение — 20-мм пушка или 12,7-мм пулемет, новый более мощный двигатель, усиленная защита экипажа и т.п. Предполагалось, что машина сможет вести разведку в инфракрасном, оптическом, электромагнитном диапазонах.
Второй вариант предлагался в виде легкого БТР. В существенно измененном корпусе размещалось четыре десантника. Вооружение машины включало 30-мм гранатомет и 7,62-мм пулемет, установленные в облегченной низкопрофильной башне.
В 2010 году, на прошедшей в Астане международной выставке вооружений «КАДЕКС-2010», израильская компания по разработке и модернизации различных видов вооружения «Elbit Systems» продемонстрировала версию модернизированной БРДМ-2, предназначенную для ВС Казахстана.
Машина оснащена новой цифровой радиостанцией, цифровой системой внутренней связи, интегрированной системой управления вооружением (WINBMS), стабилизированной системой наблюдения V-SOS, боевым модулем с дистанционным управлением ORCWS-M и системой ночного видения для водителя.
Модуль ORCWS-M стабилизирован в двух плоскостях, имеет дневные и ночные видеокамеры и лазерный дальномер и вооружается 12,7-мм пулеметом. Модуль обеспечивает автоматическое слежение за целью, но имеет и ручное управление.
Проект модернизации предусматривает установку в кормовой части машины мачтовой стабилизированной системы наблюдения V-SOS, полностью интегрированной с разработанной «Elbit Systems» системой управления вооружением WINBMS, которая позволяет повысить эффективность действий экипажа БРДМ-2 и дает возможность ведения разведки для подразделений уровня «батальон» и ниже. Машина оснащена новой радиостанцией «Tadiran» с двумя гибкими штыревыми антеннами. В кормовой части установлена комбинированная GPS / инерциальная система определения местоположения Comet IMU.
Напоследок можно упомянуть и «разоруженную» БРДМ-2 — «Ингул». Этот глубоко переработанный вариант БРДМ-2 предназначался для спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ. Вместо снятой башни на крыше корпуса устанавливалась грузовая платформа, рассчитанная на размещение 1,5 т груза.
Передние смотровые люки, стандартные для БРДМ-2, сохранены, но кроме них в верхних листах корпуса сделано шесть дополнительных окон. В бортах корпуса выполнены двери для посадки в машину и укладки оборудования, дополнительные опускающиеся колеса демонтированы.
Освободившееся, благодаря отказу от опускающихся колес, внутреннее пространство использовалось для укладки оборудования и инструмента.
Остатки советской техники, рядом с бывшим танкоремонтным заводом. Пули Хумри, Афганистан
Статья была опубликована в январском номере журнала «Наука и техника» за 2015 год
Тюнинг вездеходной техники компании ВездеходЛаб » Страница 2
Наша компания более 9 лет занимается тюнингом военной конверсионной (демилитаризованной) техники. В данном разделе представлено большинство наши работ с описанием произведенных модификаций и подробными фото отчетами.
Год: 2012 / Город: Санкт-Петербург
Заказчик Андрей из Санкт-Петербурга. Владеет FERRARI, поэтому свой БРДМ попросил покрасить в такой же цвет. Машину использует для корпоративных выездов на природу, различных выставок (участвовал на выставке вездеходов в ЛЕНЭКСПО и открытии сезона Ferrari и Maserati 2013). Машина периодически подвергается доработкам и приезжает к нам на регламентное обслуживание.
Год: 2014 / Город: Нижневартовск
Это первый БРДМ-2 на который была установлена модификация родного двигателя ГАЗ-41 с новой выхлопной системой, которая позволила еще больше увеличить мощность (теперь 190 л.с.) и крутящий момент (до 500 Нм).
Год: 2010 / Город: Москва
БРДМ-2 стал той самой «фишкой» в небольшом бизнесе Михаила из Подмосковья. Он приезжает на броневике в аэропорт, забирает там интуристов (преимущественно англичан, немцев, француов) наливает им по рюмке водки, дает по бутерброду с красной икрой. Ну а после везет их в кататься в химкинский лес.
Впрочем «кататься» не совсем верное слово, он едет отжигать и беспределить на суровой военной технике! При покупке машины его выбор был однозначен, так как только БРДМ вписывается в допустимые для дорог общего пользования габариты и при этом обладает всей внешней суровостью отечественного броневичка.
На данный момент для Михаила делается второй БРДМ-2 Вояжер Люкс и БТР-80 Вояджер 3.
Год: 2014 / Город: Кириши
Данную машину заказал Денис из Кириши. Основное пожелание при создании данной модификации БРДМ-2 можно охарактеризовать так: необходимо обеспечить высокую функциональность и комфорт для покатушек по серьезному бездорожью и тихих прогулок на природу.
Год: 2008 / Город: Смоленск
Аскетичный тюнинг БРДМ-2 для нашего клиента из Смоленска. Количество внешних изменений минимально.
От базовой комплектации продаваемой нами отличается только наличием стекол панорамного обзора и установкой специально собранных под них дворников, а так же наличием комфортных пассажирских и водительского сидений.
Ну и конечно все стандартные модификации предпродажной подготовки входящие в стоимость базовой модели, такие как: тюнинг двигателя, карбюратора, автономной системы гидроусилителя руля на данном «бардаке» присутствуют.
Год: 2013 / Город: Москва
Это вторая машина заказанная Андреем для выездов на охоту и рыбалку. По желанию заказчика, было принято решение перевести на солярку и этот БРДМ-2. В этот раз мы закрепили успех установив более мощный 6-цилиндровый дизель Mercedes-Benz мощностью 170 л.с.
Но все знают, что на бездорожье не в лошадиных силах счастье, а в крутящем моменте! У этой рядной «шестёрки» он равен 620 Нм, что почти в 2 раза превосходит штатный не модифицированный бензиновый двигатель, и делает данную машину идеальной даже для самого сурового джиппинга.
Так как технику предполагается использовать в паре, то на эту машину мы не стали устанавливать СУЭПТ, а свободное пространство на корме занял увеличенный багажник закрытого типа.
Год: 2012 / Город: Москва
Андрей заказал у нас два БРДМ-2 для поездок на охоту большой компанией. Сейчас он проживает и работает в Москве, однако ежегодно собирает друзей и вместе с ними направляется на родину в г. Рязань, где у него имеется свое охотничье хозяйство.
Основной особенностью тюнинга данного БРДМ-2 является установка рядной «четверки» дизельного двигателя производства Mercedes-Benz с сохранением родной коробки передач и КОМ (коробки отбора мощности). Благодаря этому машина сохранила свои амфибийные свойства. По нашим данным ранее это еще никому не удавалось.
Уже зарекомендовавшей себя «фишкой» стала СУЭПТ (съемной универсальной экспедиционной платформой трансформером) увеличенного размера на которой могут расположиться пассажиры во время хождения машины по воде.
Год: 2012 / Город: Красноярск
Бронеавтомобиль был приобретен для перевозки золотой руды и отсева в Красноярском крае, после инцидента с нападением на группу инкассаторов.
Окна панорамного обзора выполнены из бронированного многослойного безосколочного стекла класса защиты B3. Сбоку установлена дверь от БТР. Дополнительные колеса демонтированы.
Ранее драгоценные металлы транспортировались на автомобилях марки «Урал» бронирование в которых не обеспечивалась должным образом. Всего было поставлено две машины.
Год: 2012 / Город: Санкт-Петербург
БРДМ-2 для компании из Санкт-Петербурга, занимающейся организацией корпоративного и индивидуального отдыха, реконструкциями и другими видами отдыха в милитаристской тематики.
Данная машина частый гость на таких праздниках, как свадьбы и дни рождения, ну а корпоративные выезды на природу с катаниями на бронетехнике на свежем воздухе с преодолением водных преград, полевой кухней и стрельбами, конечно же являются абсолютными фаворитами.
Год: 2011 / Город: Пермь
Виктор из Перми заказал БРДМ-2 для активного (и не очень) отдыха на природе с друзьями. Броневик сделан в минималистичном милитаристском стиле. Панорамные стекла обрамлены рамками, как на старой военной технике. Башня демонтирована, на ее месте сделана удобная откидная дверь.
На корме съемная платформа-багажник с возможностью крепления двух скамеек и мангала. Входите на воду, рыбачите, тут же делаете шашлык или жарите рыбу. На крыше установлена легко демонтируемая бутафоркая турель со щитком для игры в пейнтбол.
По заявлению Виктора баталии с участием техники стали реалистичнее и зрелищнее.
Год: 2009 / Город: Санкт-Петербург
У этой машины не самая простая история. Сделана она на 22-м БТРЗ (ФГУП «22 Бронетанковый ремонтный завод» Министерства обороны РФ) в г. Балашиха. В начале владелец хотел заказать БРДМ-2 у нас в ВездеходЛаб, но потом решили покупать и делать машину на заводе — предполагали что будет надежнее. Но из первой вылазки в охот угодья недалеко от г. Подпорожья — машина своим ходом не вернулась.
После этого машину привезли к нам. Мы попробовали проехаться, все осмотрели, поставили диагноз и начали работы по ее восстановлению. Тюнинг и техническое обслуживание было произведено на ужасном уровне (если вообще было), двигатель «гнал» масло через старые сальники и вообще находился в предсмертном состоянии.
Установили новый предварительно модифицированный нами ГАЗ-41 и карбюратор, электронное зажигание, добавили независимую систему гидроусилителя руля, привели в порядок всю электрику и сделали мягкий салон. По окончании работ от правили на 3-х дневный тест драйв на озеро Глубокое и прилегающие леса. В данный момент машина базируется на нашей базе.
Владелец предпочитает приезжать, забирать ее для покатушек, а после оставлять у нас, на случай «вдруг чего там не так — вы тогда обслужите».
Год: 2009 / Город: Москва
Тюнингованный БРДМ первого поколения. Изначально владелец хотел оставить его в оригинальном виде, но позднее решил все же внести изменения в конструкцию, т.к. передвигаться на нем по Москве без нормального обзора было опасно.
Окна были смонтированы путем вклейки, что обеспечивает практически 100 процентную герметичность и лучшую по сравнению с рамочным способом амортизацию в случае внешнего воздействия на стекло.
В салоне были установлены мягкие кожаные сидения и кондиционер.
Год: 2007 / Город: Москва
Одна из первых машин, 2007 год. Заказчик Игорь из Москвы. Машину приобрел на свою базу отдыха на Рыбинском водохранилище в районе Весьегонска.
Цели: привлечь клиента, покатушки.
Заказывал сразу БРДМ-2, знал по службе в армии. Места глухие, нужна была машина способная передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по местности без дорог в принципе. Клиенты катаются и по сей день. Машина на базе является изюминкой.
Делали 4 месяца.
Год: 2007 / Город: Санкт-Петербург
Машина изначально делалась, как один из первых первый демонстрационных образцов. Екатерина из Санкт-Петербурга приехала к нам просто покататься на броневике с мамой. Но после покатушек она заявила, что покупает этот БРДМ-2.
Мы в начале подумали, что это шутка, но девушка с Дыбенко была настроена вполне серьезно.
Все встало на свои места, когда мы услышали душещипательный рассказ о том, что ее 600-й мерседес постоянно подрезают и уже несколько раз ударили…
Модернизированный БРДМ-2М из Арзамаса: подвеска от БТР-80, расширенные арки и дизельный двигатель
В Арзамасе — небольшом городке в 120 километрах от Нижнего Новгорода — есть Арзамасский машиностроительный завод. Это предприятие выпускает легендарную военную технику, начиная от БТР-80 и заканчивая бронеавтомобилями «Тигр».
- Перед зданием заводоуправления выставлены три единицы военной техники, производимые в Арзамасе.
- Это очень редкий «индийский» «Тигр» с правым рулём, о котором я вам уже рассказывал, БТР-80, который не представляет особого интереса и не очень обычный БРДМ-2.
- Вот о нём и поговорим подробнее.
БРДМ-2, или «Боевая Разведывательно-Дозорная Машина», производился на Горьковском автозаводе с 1969 по 1982 год. Затем его выпускали тут, в Арзамасе, с 1982 по 1989 годы.
- Несмотря на то, что выпуск завершился более 30 лет назад, БРДМ-2 до сих пор стоят на вооружении в разведывательных подразделениях более чем 50 стран.
- Как бы я не любил БРДМ-2, надо признать, что эта машина, разработанная еще в середине прошлого века, уже успела морально устареть.
- Более того, экземпляры, стоящие на вооружении, уже исчерпали свой ресурс и требуют капитального ремонта.
- К минусам можно отнести слабое противопульное бронирование, использование устаревших технических компонентов и наличие одних лишь пулемётов в штатном вооружении.
- Есть претензии к эргономике внутреннего пространства и удобству входа и выхода.
- Именно поэтому за последние два десятилетия в России и странах СНГ появлялось множество проектов модернизации БРДМ-2.
- Выставленный на постаменте перед Арзамасским машиностроительным заводом экземпляр является одним из них.
Машина получила обозначение БРДМ-2М. Арзамасские конструкторы постарались устранить большую часть известных недостатков оригинального бронеавтомобиля.
Давайте начнём с бронекорпуса, так как его коснулась большая часть модификаций.
В БРДМ-2 изначально можно было попасть только через верхние люки. И это, конечно, было совершенно неудобно. Поэтому в Арзамасе придумали, как сделать доступ в салон для экипажа более удобным.
- Сразу за передними колёсными арками появились трапециевидные распашные двери, которые когда-то были люками у БТР-70 (его также производили в Арзамасе).
- Они встали как литые и идеально подошли по габаритам к корпусу БРДМ-2.
- Почему такого не сделали заводские инженеры, когда проектировали бронеавтомобиль?
Ответ на этот вопрос достаточно простой. У оригинальной версии была одна конструктивная особенность.
- Я говорю про бортовые колёсные механизмы с подъемным усройством и цепным приводом, которые позволяли БРДМ преодолевать глубокие рвы.
- Этот узел занимал кучу места под днищем БРДМ-2, поэтому на БРДМ-2М от него решили избавиться.
- Такое решение позволило не только освободить место для обеспечения более удобного доступа внутрь, но и облегчить конструкцию.
- Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.
- Еще одной особенностью БРДМ-2М является использование поворотной башни БПУ-1 с 14,5-мм пулемётом КПВТ и 7,62-мм пулемётом ПКТ (причём угол обстрела КПВТ увеличен до +60°).
- Кроме этого, машина оборудована современными радиостанциями Р-163 или Р-173.
- То есть вооружение, в принципе, было сохранено, но новая башня позволила сделать его более эффективным.
Если оригинальный БРДМ-2 комплектовали бензиновым карбюраторным мотором ГАЗ-41, который выдавал 140 л.с. и 350 Нм крутящего момента, то модернизированный вариант получил турбодизель Д-245.9 мощностью 136 л.с.
И хотя его мощность чуть ниже, крутящий момент должен быть значительно больше, ведь это дизель. Вот только нигде почему-то данные о величине крутящего момента не указываются.
Я думаю, все уже обратили внимание на расширенные колёсные арки, выступающие из бронекузова.
Их наличие является самым простым способом отличить БРДМ-2М от других версий.
Сделано это, естественно, не для красоты. Дело в том, что у модернизированного экземпляра более широкая колея колёс из-за использования элементов подвески от БТР-80.
В конструкции используются торсионы и гидравлические амортизаторы, дающие определённые преимущества.
Арзамасский БРДМ-2М сохранил водомёт, который позволяет бронеавтомобилю преодолевать водоёмы с достаточно большой скоростью.
Сдвижной волноотбойник в передней части также оставили: перед погружением в воду его необходимо поднять в верхнее положение.
Естественно, светотехника и выхлопная система расположены над ватерлинией. По понятным причинам использовать новые двери в нижней части корпуса во время перемещения по воде у экипажа не получится.
В таком виде БРДМ-2 принят на вооружение в России. Правда количество модернизированных экземпляров довольно скудное.
Тем не менее, если вы будете в Арзамасе, то у вас есть отличная возможность рассмотреть БРДМ-2М во всех подробностях.
Доступ к нему совершенно свободный, а народа вокруг никого. Так что вам никто не помешает всё детально изучить.
- Надо отметить, что довольно большое количество БРДМ-2 сейчас находятся в частных руках.
- Поэтому если вы заглянете на сайт с объявлениями, то найдете там самые разные экземпляры.
- Практически все они достаточно далеки от изначальной конструкции: в передней части появляются окна, увеличивается крыша, добавляются двери для удобного входа.
- Цены также разные: от 500 тысяч рублей до нескольких миллионов.