Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Иногда хочется чего-то странного. Вот, недавно меня потянуло на ракетомоделизм. Так как я строю ракеты на нубовском уровне, для меня ракета состоит из двух частей – двигателя и корпуса. Да, я знаю, что все намного сложнее, но даже с таким подходом ракеты летают. Естественно, вам интересно, как делается двигатель.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Хочу предупредить, что если вы соберетесь повторить то, что написано в этой статье, то будете делать это на свой страх и риск. Я не гарантирую точность или безопасность предложенной методики.

Для корпуса двигателя я использую толстостенные ПВХ трубы диаметром  3/4 дюйма. Трубы такого диаметра относительно дешевы и широкодоступны. Лучше всего трубы режутся специальными ножницами. Я очень много намучался, пытаясь резать такие трубы электролобзиком – всегда получалось очень криво.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Трубу я размечаю так:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Все размеры в дюймах. кто не знает, размер в дюймах нужно умножить на 2.54 и получится размер в сантиметрах. Эти размеры я нашел в замечательной книге

Там есть и куча других конструкций. Верхний кусок двигателя (который пустой) я не делаю. Там должен быть вышибной заряд для парашюта, мне пока далеко до этого.

Отрезанный кусок трубы вставляется в специальную приспособу. Покажу все приспособы сразу, дабы не возникало вопросов:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Длинная палка играет роль “пестика” Ей утрамбовывается глина и топливо. Вторая деталька – это кондуктор. Он служит для того, чтобы просверлить сопло точно по центру двигателя. Вот их чертежи:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Сверло используется длинное – длинной 13см. Его как раз хватает для того, чтобы просверлить канал через все топливо.

Теперь нужно замешивать топливо. Я использую стандартную “карамельку” – сахар и селитра в соотношении 65 селитры/35сахара. Плавить карамель я не хочу – занятие это рискованное, да и не стоит это того геморроя. Я не пытаюсь вытянуть из топлива все возможное. Это ведь любительское ракетостроение. Я просто смешиваю сахарную пудру и селитру в порошках:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Далее, формируем сопло. Для этого забираем у любимого котэ наполнитель туалетов (желательно, неюзанный), перетираем его в ступке до более-менее однородной массы и слегка смачиваем водой.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Забиваем порошок по разметку. Бить нужно довольно сильно.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Забивка топлива и заглушки ничем не отличается. Кажется, что по топливу стучать опасно, но карамелька трудно воспламеняется даже от спички. Естественно, базовые меры предосторожности соблюдать стоит – не склонятся над двигателем, работать в защитной маске, итп.

Последние 5мм заглушки я оставляю для термоклея. Я несколько раз пробовал сделать ракету без заглушки из термоклея, верхнюю пробку вырывало давлением. Термоклей обладает отличной адгезией к пластику и не успевает расплавится при горении двигателя.

Сверлим сопло через кондуктор:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Топливо очень плохо сверлится – сахар плавится и липнет на сверло, поэтому его приходится часто вытаскивать и счищать налипшее топливо. Проверяем сопло:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Заливаем последние 5мм трубки и ее торец термоклеем

Все, двигатель готов. Вот так выглядит двигатель на статических испытаниях. К сожалению, видео не показательно – в этом двигателе канал был просверлен на половину, и фотоаппарат не правильно записал звук. В реале “рев” двигателе очень громкий и серьёзный, а не такой игрушечный как на записи.

Самодельные ракеты — ракета СЃРІРѕРёРјРё руками

Двигатели для ракетомоделизма своими руками Двигатели для ракетомоделизма своими руками Наверное, нет таких мальчишек, которые РЅРµ пробовали что-РЅРёР±СѓРґСЊ запустить. РќРѕ РІ РјРѕРё времена возможности для «РґРёРєРёС…» любителей были весьма ограничены. Как РЅРё крути — прошлый век. Прорыв случился, РєРѕРіРґР° достал книжку РїРѕ ракетомоделизму Рё РєРѕРіРґР° РІ РґРѕРјРµ появилась кофемолка :). РўРѕРіРґР° первый раз сделал карамельное топливо Рё получил первые приличные результаты. РќРѕ начались институты, работа, семья Рё процесс ракетостроения протекал очень вяло. Главным достижением тогда стала двухступенчатая ракета РЅР° базе «РњРѕСЃРєРёС‚Р°»(СЃРј.проект Р Рљ-1)

Двигатели для ракетомоделизма своими руками Двигатели для ракетомоделизма своими руками РЎРѕ временем появился свободный доступ Рє интернету. Р�Р· сети РЅР° меня обрушилась лавина информации Рё, РІ частности, РїРѕ ракетной тематике, что Рё возродило былой интерес. Рљ тому же, СЃ высоты прожитых лет РІСЃРµ кажется намного проще, РЅРѕ РЅРµ менее увлекательно. Несколько напрягало только то, что информация РІ сети достаточно разрознена Рё РЅРµ всегда качественно представлена. Недавно заинтересовался созданием сайтов, Рё почти сразу возникла мысль сделать цикл статей, объединяющий весь собственный опыт РІ области ракетостроения. Писать какие-то отдельные статейки РЅРµ имело смысла. Хотелось действительно помочь особенно начинающим ракетчикам, чтобы РѕРЅРё могли, РЅРµ рыская РїРѕ просторам всемирной паутины, найти РЅР° моем сайте РІСЃСЋ необходимую информацию. Причем проверенную информацию, позволяющую получить реальный результат. РќРµ секрет ведь, что РІ сети РІСЃРµ пишут РѕР±Рѕ всем, даже Рѕ том чего РЅРµ знают. Рђ РІ области любительского ракетостроения неверная информация может обернуться большими неприятностями.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками Двигатели для ракетомоделизма своими руками РЇ РЅРµ претендую РЅР° роль РіСѓСЂСѓ, Рё СЃРІРѕРё возможности оцениваю достаточно трезво, РЅРѕ РґРѕ некоторого среднего СѓСЂРѕРІРЅСЏ РјРѕРёС… материалов может оказаться вполне достаточно. РљСЂРѕРјРµ того, даю ссылки РЅР° первоисточники, тоже проверенные. РќСѓ, Р° кто пойдет дальше (Рё выше, Рё быстрее!), то пойдет уже РЅРµ СЃ нуля, Рё сможет сам заценить качество любой информации, предлагаемой сетью.

Насколько все задуманное получится, сказать трудно. Но уже на данный момент, вырисовывается что-то реальное. Буду надеяться, что труды не пропадут даром.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками Двигатели для ракетомоделизма своими руками Если что-то непонятно, можете написать РІ гостевую РєРЅРёРіСѓ. Указывать мыло Рё URL там РЅРµ обязательно. РџРѕ-возможности отвечу. Рђ сейчас отсылаю заинтересованного читателя Рє РјРѕРёРј ракетным проектам: Р Рљ-1 для новичков, Проект Арлекин Рё Р Рљ-2 для ракетчиков посерьезней Рё, наконец, относительно несложный, РЅРѕ претендующий РЅР° звание «РєР»Р°СЃСЃРёС‡РµСЃРєРѕРіРѕ любительского проекта» Р Рљ-3. РљРѕРµ-что уже сделано Рё РІ рамках РЅРѕРІРѕРіРѕ, довольно амбициозного, проекта Р Рљ-4.

  • Двигатели для ракетомоделизма своими руками Двигатели для ракетомоделизма своими руками Часть разработок РЅРѕСЃРёС‚ РЅРµ этапный характер, Р° целевой. Например, Р¦Р�КЛОН — простая надежая ракета, эдакая рабочая лошадка, Р¦Р�КЛОН-2 — конструкция для отработки модульной схемы, Р° ракета Р­РљРЎРўР Р�Рњ — это попытка выжать максимум летных характеристик Рё технологичности РёР· уже имеющихся наработок, Р° БЛР�Рљ — для отработки системы спасения РЅР° светодиодном датчике апогея,
  • ракета Р­РІСЂРёРєР°-1 — для отработки радиопоиска.
  • Ракета Экстрим-2 — коммерческий проект.
  • Поэтому РѕРЅРё выделены РІ отдельные проекты.
Читайте также:  Bmw m62 что за двигатель

Есть уже и рекордная ракета Циклон-5М. /03.09.2007 kia-soft/

***

Записки начинающего ракетомоделиста, или как построить простейшую ракету

Привет, пикабу!

Всех с днём космонавтики! Уж так случилось, что тема ракетомоделизма на пикабу почти не затронута. А жаль. Постараюсь хоть чуть-чуть о нём вам рассказать.

Сейчас мне 17 лет, «болею» этим уже лет пять, а первую более-менее летающую ракету построил года три назад, в прошлом году вёл в школе занятия с детьми.

Вообще, что у нас, что за рубежом, модельки ракет строят чаще для развлечения. Те, кто занимается ракетомодельным спортом — разумеется для достижения результатов. Но с такими людьми я довольно мало знаком.

Выглядит одна из самых простых моделек примерно так:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Собрана она была за один вечер и ночь, но тем не менее успешно полетала на показательных выступлениях ровно год назад, а затем прошла 3 круга ада в виде 3-х любопытных 5-х классов.

На её примере я и расскажу вам о постройке модели.

Для начала нам необходим чертёж. Его можно взять в приложениях к Юному Технику, в интернете или набросать самому, ибо для простейшей модели необходимо знать базовые пропорции.

После этого нам понадобятся: плотная чертёжная бумага, линейка/циркуль/транспортир, плотный картон (1-2 мм) или потолочная плитка, термоклей, клей «Момент», нитки, пакет, краски, ну и двигатель.

О том, какие они бывают и как сделать самому МРД, я напишу позже, если вам будет интересно. 

Первым делом из прямоугольного листа чертёжной бумаги делаем полый внутри цилиндр, то есть корпус. Следим, чтобы на нём не было изломов и прочего.

К корпусу термоклеем приклеиваем изготовленные из потолочки стабилизаторы. Далее изготавливаем носовой обтекатель.

В принципе, все вышеперечисленные операции может выполнить шестиклассник без моих подсказок =) А далее мы подошли к главному  — как будем пускать модель.

Во-первых нам понадобится двигатель. По сути, он представляет из себя картонную гильзу, заполненную быстрогорящим составом, и выглядит вот так: (1-сопло, 2-пиросостав, 3-замедлитель, 4-вышибной заряд, 5-пыж, 6-гильза)

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Выполняет движок две функции: поднимает нашу модельку и раскрывает парашют вышибным зарядом. Устанавливаем движок соплом вниз, так, чтобы его нижний край был на уровне нижнего края корпуса. На этой модельке стоял Estes A8, его ей предостаточно.

Мало того, диаметр корпуса только чуть-чуть больше диаметра движка, а значит термоклея в паре точек хватит для нормального крепления. Затем с верхнего края корпуса вставляем пыж (если такового нет в движке) и парашют,потом на верхний торец крепим обтекатель так, чтобы его можно было довольно легко снять.

Когда во время пуска пиросостав сгорает (где-то 2 секунды), начинает гореть замедлитель, потом «выстреливает» вышибной заряд и от его струи выбрасывается парашют и срывает обтекатель. Когда всё готово, вставляем в сопло идущий в комплекте запал и устанавливаем ракету на направляющую.

Обычно это перпендикулярный земле штырь, на который ракета крепится приклеенными к корпусу кольцами. Выглядит вся пусковая установка так:

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Дальше нам осталось только соединить запал проводами с пусковой установкой или попросту с «кроной» Считаем до нуля, и…

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

На этом всё, ещё раз повторю, я рассказал только о постройке и пуске самой простейшей модели. Будут вопросы по постройке — пишите в комментах,отвечу. Все фото мои, кроме схемы движка. Это мой первый пост. С вами был Алекс Беляков, удачных вам пусков и соблюдайте ТБ!

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Как сделать ракетный двигатель из гильзы

Для самодельной модели ракеты немаловажным моментом является двигатель…

Среди многообразия вариантов его изготовления самым распространенным является использование отработанных гильз от охотничьих патронов.Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Попробовал такой вариант моторчика и я. Результат превзошел самые оптимистичные ожидания!

Итак, строим мотор из гильзы

в калибрах я слабо разбираюсь, на металлической части этой гильзы написано «12», а на пластике корпуса «12/70». Внешний диаметр около 20 мм, длина 70 мм.

Изнутри отверткой выбиваем остатки капсюля, получается как бы сопло диаметром чуть меньше 6 мм.

Делаем подставку для установки гильзы для заливки в нее топлива. Это кусок фанерки толщиной 8 мм. В ней сверлим дыру 4 мм и ввинчиваем в нее винт М5 длиной 50 мм. Получаем примерно следующее:

Оборачиваем резьбу винта газетой (3-4 слоя) и скотчем. Эти процедуры нужны для облегчения изъятия получившегося стержня из гильзы.

Надеваем на конструкцию гильзу:

Теперь она ровно стоит, а стержень внутри расположен строго вертикально и по центру будущего двигателя. Готовим карамель (процесс много где описан, если коротко, то смешиваем измельченную калиевую селитру с сорбитом (пропорция по массе 65/35) и плавим ее на сковородке до состояния жидкой кашицы).

Заливаем ее в гильзу, периодически постукивая по ее корпусу «тяжеленьким предметом» — это нужно для устранения пустот в топливной массе.

В верхней части оставляем миллиметров 7-10 незаполненными. Это пространство надо чем-нибудь заткнуть…

Верхнюю заглушку делаем из эпоксидной смолы. На следующий день снимаем гильзу с «нашего станка», вынимаем газету со скотчем двумя спицами. В верхней части шилом делаем дырки в корпусе гильзы: это даст возможность эпоксидной смоле затечь в них и более надежно «заткнуть» гильзу.

Оборачиваем скотчем верхний край гильзы, подготовив, тем самым, «ванночку» для смолы. Заливаем эпоксидный клей, получаем следующее:

Еще через день все застывает — двигатель готов!

Теоретические расчеты показывают следующие параметры мотора Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Тяга — целый килограмм! Честно говоря, не верилось!

Масса пустой гильзы 6,8 г; масса готового двигателя 28,8 г. Топлива — всего 22 грамма! Теория на уровне 5 класса средней школы показывает, что ракету массой 150 грамм этот движок может зашвырнуть аж на 300 м!

В реальности результат был скромнее. Но, главное! ракета вообще смогла оторваться от земли. Например, РП-8 (140 грамм) залетела на 130 м. 

  • ИТОГ: очень легко, из подручного (по полям России таких гильз можно мешок насобирать в охотсезон) материала можно изготовить вполне приличный двигатель!
  • Замечу, что после полета от такого двигателя останется только «сопло»
  • и эпоксидная верхняя заглушка
  • пластиковый корпус гильзы исчезает ????
  • Позднее металлические остатки пригодились при изготовлении двигателя из корпусов отработанных БРДП20-ххх
  • Подробное описание изготовления такого мотора в седьмом полете РП-8.
Читайте также:  Sym orbit 50 характеристики двигателя

Как сделать двигатель для ракеты

Вам понадобится

  • Плотный картон
  • Ножницы
  • Линейка
  • Карандаш
  • Клей ПВА
  • Деревянный брусочек
  • Инструменты для работы по дереву

Инструкция

Следует сразу сказать, что все размеры двигателя будут зависеть от параметров конкретно вашей ракеты. У кого-то она может быть шире, у кого уже, так же и с длиной. Поэтому мы дадим основу технологии изготовления двигателя для ракеты, а размеры вы определите для себя самостоятельно. Все, что вам потребуется — это клей ПВА и картон. Исключение составляет сопло, но его мы рассмотрим отдельно. Итак, для начала вам следует определить, какой ширины будет ваша ракета. Исходя из этого значения мы будем определять ширину самого двигателя. Советуем вам не делать корпус ракеты раньше, чем сделан двигатель. Т.к. абсолютно точно узнать ширину двигателя заранее не удастся, а в уже готовый корпус более широкий двигатель будет невозможно установить без изменения конструкции корпуса ракеты.

Проще говоря, определите минимальную ширину для ракеты. Затем прикиньте, какой длины должен быть будущий двигатель.

Отрежьте полосу картона, длина которой должна быть равна нескольким обхватам будущего корпуса ракеты согласно минимальной ширине. Желательно, чтобы длина отрезаемой полосы позволила сделать трубку со стенками из трех-четырех слоев картона. Можно, конечно, и больше, но это будет утяжелять конструкцию.

Промажьте клеем полосу и начните сворачивать ее в трубку. Следите за тем, чтобы слои картона наиболее плотно прилегали друг к другу — это даст более крепкие стенки двигателю, когда клей высохнет и затвердеет.

Сделав основу корпуса двигателя, вы уже можете снять с него мерки и получить реальную ширину для будущей ракеты. Также вы будете знать, какой диаметр брать для изготовления сопла.

Далее следует изготовить заглушку. Тут есть два варианта — либо вырезать деревянный кругляш по диаметру двигателя и вклеить его в трубку, либо сделать кругляш из бумаги. Если с деревом все понятно, то из бумаги заглушка делается аналогично картонной трубке. Возьмите обычную бумагу и вырежьте полоску шириной, равной ширине будущей заглушки.

Полученную полоску бумаги промазывайте клеем и аккуратно сворачивайте ее наподобие свитка. Слои должны прилегать друг к другу так плотно, насколько это возможно. После того как клей просохнет, полученная шайба по прочности не будет уступать дереву.

Вклейте бумажную шайбу или деревянный кругляш в картонный корпус с любой стороны. Двигатель почти готов.

Теперь следует изготовить сопло. Легче всего взять деревянную шайбочку соответствующего диаметра и обработать его таким образом, чтобы получить сечение, аналогичное представленному на рисунке.

Двигатели для ракетомоделизма своими руками

Осталось только вклеить сопло, после чего можно будет засыпать порох и установить фитиль. Бывает и так, что для лучшего розжига топлива по центру создают полость, в которой будет находится фитиль. Т.к. с установленным соплом сделать это будет проблематично, можно проделать отверстие в массиве пороха заранее, после чего аккуратно вклеить само сопло.

Полезный совет

Чтобы предотвратить высыпание пороха из двигателя, перед установкой сопла заклейте его тонкой бумагой с той стороны, которой сопло будет обращено к пороху.

Источники:

Сам себе ракетостроитель: взлетаем самостоятельно

Между Главным конструктором наших ракет Сергеем Королевым и Главным конструктором наших ракетных двигателей Валентином Глушко шла негласная борьба за звание Самого Главного: кто же действительно важнее, конструктор ракет или двигателей для них? Глушко приписывают крылатую фразу, якобы брошенную им в разгар такого спора: «Да я к своему двигателю забор привяжу — он на орбиту выйдет!» Впрочем, эти слова — отнюдь не пустое бахвальство. Отказ от «глушковских» двигателей привел к краху королевской лунной ракеты H-1 и лишил СССР каких-либо шансов на победу в лунной гонке. Глушко же, став генеральным конструктором, создал сверхмощную ракету-носитель «Энергия», превзойти которую до сих пор никому не удается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигатели из патронов

Та же закономерность работала и в любительском ракетостроении — выше летала ракета, у которой был более мощный двигатель.

Несмотря на то что первые ракетомодельные двигатели появились в СССР еще до войны, в 1938 году, Евгений Букш, автор вышедшей в 1972 году книги «Основы ракетного моделизма», взял за основу такого двигателя картонную гильзу охотничьего патрона.

Мощность определялась калибром исходной гильзы, а производились двигатели двумя пиротехническими мастерскими ДОСААФ вплоть до 1974 года, когда было принято решение об организации в стране ракетомодельного спорта. Для участия в международных соревнованиях потребовались двигатели, подходящие по своим параметрам под требования международной федерации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их разработка была поручена Пермскому НИИ полимерных материалов. Вскоре была выпущена опытная партия, на основе которой и начал развиваться советский ракетомодельный спорт.

С 1982 года с перебоями заработало серийное производство двигателей на государственном казенном заводе «Импульс» в украинской Шостке — в год выпускали 200−250 тысяч экземпляров.

Несмотря на жесткий дефицит таких двигателей, это был период расцвета советского любительского модельного ракетостроения, который закончился в 1990 году одновременно с закрытием производства в Шостке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигательный тюнинг

Качество серийных двигателей, как нетрудно догадаться, для серьезных соревнований не годилось. Поэтому рядом с заводом в 1984 году появилось мелкосерийное опытное производство, обеспечивавшее своей продукцией сборную страны. Особенно выделялись двигатели, частным образом изготовленные мастером Юрием Гапоном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в чем, собственно, сложность производства? По своей сути ракетомодельный двигатель — простейшее устройство: картонная трубка с запрессованным внутри дымным порохом марки ДРП-3П (дымный ружейный порох 3-й состав для прессованных изделий) с керамической заглушкой с соплом-дыркой с одной стороны и пыжом с вышибным зарядом — с другой. Первая проблема, с которой не справлялось серийное производство, — точность дозировки, от которой зависел и конечный суммарный импульс двигателя. Вторая — качество корпусов, которые часто давали трещины при прессовании под давлением в три тонны. Ну и третья — собственно, качество запрессовки. Впрочем, проблемы с качеством возникали не только в нашей стране. Не блещут им и серийные ракетомодельные двигатели другой великой космической державы — США. А лучшие модельные двигатели делают микроскопические предприятия в Чехии и Словакии, откуда их контрабандой провозят для особо важных мероприятий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее при социализме двигатели, пусть неважные и с дефицитом, но были. Сейчас же их нет вообще. Отдельные детские ракетомодельные студии летают на старых, еще советских запасах, закрывая глаза на то, что срок годности давно вышел.

Спортсмены пользуются услугами пары мастеров-одиночек, а если повезет, то и контрабандными чешскими двигателями. Любителям же остается единственный путь — перед тем как стать Королевым, сначала стать Глушко. То есть делать двигатели самим. Чем, собственно, и занимались я и мои друзья в детстве.

Слава богу, пальцы и глаза у всех остались на месте.

Читайте также:  Sx4 седан какой двигатель

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из всех искусств

Из всех искусств для нас важнейшим является кино, любил поговаривать Ильич. Для ракетомоделистов-любителей середины прошлого века — тоже. Ибо кино- и фотопленка того времени делалась из целлулоида.

Туго свернутая в небольшой рулончик и засунутая в бумажную трубку со стабилизаторами, она позволяла взлететь простейшей ракете на высоту пятиэтажного дома.

У таких двигателей было два главных недостатка: первый — небольшая мощность и, как следствие, высота полета; второй — невозобновимость запасов целлулоидной пленки. Например, фотоархива моего отца хватило всего на пару десятков запусков. Сейчас, кстати, жалко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Максимальная высота при фиксированном суммарном импульсе двигателя достигалась при кратковременном четырехкратном скачке мощности на старте и дальнейшем переходе на ровную среднюю тягу. Скачок тяги достигался формированием отверстия в топливном заряде.

Второй вариант двигателей собирался, так сказать, из отходов деятельности Советской армии. Дело в том, что при стрельбах на артиллерийских полигонах (а один из них как раз находился неподалеку от нас) метательный заряд при выстреле выгорает не до конца.

И если хорошенько поискать в траве перед позициями, можно было найти довольно много трубчатого пороха. Самая несложная ракета получалась в результате простого заворачивания такой трубки в обычную фольгу от шоколадки и поджигания с одного конца.

Летала такая ракета, правда, невысоко и непредсказуемо, зато весело. Мощный двигатель получался при собирании длинных трубок в пакет и заталкивании их в картонный корпус. Из обожженной глины изготавливалось и примитивное сопло.

Работал такой двигатель очень эффектно, поднимал ракету довольно высоко, но часто взрывался. К тому же на артиллерийский полигон не особо походишь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третий вариант представлял собой попытку почти промышленного изготовления ракетомодельного двигателя на самодельном дымном порохе. Делали его из калиевой селитры, серы и активированного угля (он постоянно заклинивал родительскую кофемолку, на которой я его измельчал в пыль).

Признаюсь честно, мои пороховые двигатели работали с перебоями, поднимая ракеты всего на пару десятков метров. Причину я узнал лишь пару дней назад — запрессовывать двигатели нужно было не молотком в квартире, а школьным прессом в лаборатории.

Но кто бы, спрашивается, меня в седьмом классе пустил запрессовывать ракетные двигатели?!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последние из МРД

Два редчайших двигателя, которые удалось достать «ПМ»: МРД 2, 5-3-6 и МРД 20-10-4. Из советских запасов ракетомодельной секции в Детском доме творчества на Воробьевых горах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работа с ядами

Вершиной же моей двигателестроительной деятельности стал довольно ядовитый двигатель, работавший на смеси цинковой пыли и серы. Оба ингредиента я выменял у одноклассника, сына директора городской аптеки, на пару резиновых индейцев, самую конвертируемую валюту моего детства.

Рецепт я почерпнул в жутко редкой переводной польской ракетомодельной книжке. И двигатели набивал в папином противогазе, который хранился у нас в кладовке, — в книжке особый упор делался на токсичность цинковой пыли. Первый пробный запуск был проведен в отсутствие родителей на кухне.

Столб пламени из зажатого в тисках двигателя с ревом устремился к потолку, прокоптив на нем пятно диаметром в метр и наполнив квартиру таким вонючим дымом, с каким не сравнится и коробка выкуренных сигар. Вот эти-то двигатели и обеспечили мне рекордные запуски — метров, наверное, на пятьдесят.

Каково же было мое разочарование, когда через двадцать лет я узнал, что детские ракеты нашего научного редактора Дмитрия Мамонтова летали в разы выше!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из патронной гильзы

1, 2, 4) При наличии заводского ракетного двигателя с постройкой простейшей ракеты справится и школьник начальных классов. 3) Продукт самодеятельного творчества — двигатель из патронной гильзы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На удобрениях

Двигатель Дмитрия был проще и технологичнее. Основной компонент его ракетного топлива — это натриевая селитра, которая продавалась в хозяйственных магазинах как удобрение в мешках по 3 и 5 кг. Селитра служила окислителем.

А в качестве горючего выступала обычная газета, которая и пропитывалась перенасыщенным (горячим) раствором селитры, а затем высушивалась. Правда, селитра в процессе сушки начинала кристаллизоваться на поверхности бумаги, что приводило к замедлению горения (и даже гашению).

Но тут вступало в действие ноу-хау — Дмитрий проглаживал газету горячим утюгом, буквально вплавляя селитру в бумагу. Это стоило ему испорченного утюга, но зато такая бумага горела очень быстро и стабильно, выделяя большое количество горячих газов.

Набитые свернутой в тугой рулон селитрованной бумагой картонные трубки с импровизированными соплами из бутылочных пробок взлетали на сотню-другую метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карамель

Параноидальный запрет российских властей на продажу населению разных химреактивов, из которых можно изготовить взрывчатку (а ее можно изготовить практически из всего, хоть из древесных опилок), компенсируется доступностью через интернет рецептов практически всех видов ракетного топлива, включая, например, состав горючего для ускорителей «Шаттла» (69,9% перхлората аммония, 12,04% полиуретана, 16% алюминиевой пудры, 0,07% оксида железа и 1,96% отвердителя).

Картонные или пенопластовые корпуса ракет, топливо на основе пороха кажутся не очень серьезными достижениями. Но как знать — может, это первые шаги будущего конструктора межпланетных кораблей?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безусловным хитом любительского ракетного двигателестроения сейчас являются так называемые карамельные двигатели. Рецепт топлива прост до неприличия: 65% калиевой селитры KNO3 и 35% сахара. Селитра подсушивается на сковородке, после чего измельчается в обычной кофемолке, медленно добавляется в расплавленный сахар и застывает.

Итогом творчества становятся топливные шашки, из которых можно набирать любые двигатели. В качестве корпусов двигателей и форм прекрасно подходят стреляные гильзы от охотничьих патронов — привет тридцатым! Гильзы в неограниченном количестве есть на любом стрелковом стенде.

Хотя признанные мастера рекомендуют использовать не сахарную, а сорбитовую карамель в тех же пропорциях: сахарная развивает большее давление и, как следствие, раздувает и прожигает гильзы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Назад в будущее

Ситуация, можно сказать, вернулась в 1930-е годы. В отличие от других видов модельного спорта, где недостаток отечественных двигателей и прочих комплектующих можно компенсировать импортом, в ракетомодельном спорте это не проходит.

У нас ракетомодельные двигатели приравниваются к взрывчатым веществам, со всеми вытекающими условиями по хранению, транспортировке и провозе через границу. Не родился еще на земле русской человек, способный наладить импорт таких изделий.

Выход один — производство на родине, благо технология тут вовсе не космическая. Но заводы, имеющие лицензии на производство таких изделий, за них не берутся — им этот бизнес был бы интересен лишь при миллионных тиражах.

Вот и вынуждены начинающие ракетомоделисты из крупнейшей космической державы летать на карамельных ракетах. Тогда как в Соединенных Штатах сейчас стали появляться уже многоразовые модельные ракетные двигатели, работающие на гибридном топливе: закись азота плюс твердое горючее.

Как вы думаете, какая страна лет через тридцать полетит к Марсу?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector