Газовый двигатель ямз что это

На Ярославском моторном заводе дан старт производству двигателей, работающих на сжатом газе метане (CNG): это событие приурочили к приезду на предприятие Владимира Путина. А за неделю до него там побывал и я. 

Газовый двигатель ямз что это Газовый двигатель ямз что это Газовый двигатель ямз что это

К заголовку статьи можно добавить еще одну аббревиатуру, GMC, а почему — сейчас объясним. Сразу за проходной Ярославского моторного завода стоит на постаменте фронтовой артиллерийский тягач Я-12 образца 1943 года.

Газовый двигатель ямз что это

Артиллерийские тягачи Я-12 выпускались с сентября 1943 года: всего было сделано 2296 таких машин

Газовый двигатель ямз что это

Артиллерийские тягачи Я-12 выпускались с сентября 1943 года: всего было сделано 2296 таких машин

Я и не знал, что такой памятник есть в нашей стране! А поскольку он расположен на закрытой территории, я, беспрепятственно забравшись на пьедестал, заглянул в кабину, потом поднял капот машины…

Газовый двигатель ямз что это

Под щитком приборов — рычаги управления как у трактора или танка

Там обнаружился двухтактный дизель ЯАЗ-204, но не родной: его производство началось уже после ­войны, в 1947 году, а этот экземпляр, М204А, судя по табличке, выпущен вообще в ­1992-м. Это неудивительно: в последние годы такими моторами оснащали, к примеру, железнодорожную технику наподобие узкоколейной ­автомотрисы, о которой упоминалось ­­в АР №6, 2016.

Газовый двигатель ямз что это

Под капотом тягача Я-12 — более поздний, послевоенный, дизель ЯАЗ-204

Так вот, этот двигатель скопировали с американского GMC, которым и комплектовались тягачи-«ярославцы» за неимением альтернатив: проект установки двух бензиновых моторов ГАЗ не удался, а довоенный ярославский дизель Коджу, «Коба Джугашвили», не был готов к серийному производству. Следующая модель тягача, ­Я-13, оснащалась уже советским двигателем УралЗИС, но он был бензиновым — поэтому именно GMC положил начало массовому ярославскому дизелестроению.

А новая серия, запуск которой приурочили к приезду Путина, — ЯМЗ-530 с приставкой CNG, то есть газовая. И делают ее уже не на старой площадке (там ­сосредоточено производство V-образных дизелей), а на новой, за городом.

Газовый двигатель ямз что это

Новый ЯМЗ-534 CNG: с турбонаддувом, рециркуляцией выхлопных газов. И свечами зажигания вместо форсунок!

Газовый двигатель ямз что это

Новый ЯМЗ-534 CNG: с турбонаддувом, рециркуляцией выхлопных газов. И свечами зажигания вместо форсунок!

Там в 2013 году открылся отдельный корпус для выпуска «пятьсот тридцатых» дизелей — рядных, разработанных при участии австрийской компании AVL. ­Двигатели эти полностью оригинальные, аналогов им в других странах нет.

Газовый двигатель ямз что это

Четырехцилиндровыми ЯМЗ-534 оснащают, например, грузовики Газон Next, новые пазики, армейские Тигры. «Шестерками» ЯМЗ-536 — тяжелые Уралы Next. ­­А еще эти моторы ставят на тракторы Кировец, комбайны, дорожные машины, даже суда на воздушной подушке, белорусскую технику. Потому и ­объемы производства уже очень приличные: в этом году — порядка 15,5 тысячи таких двигателей.

И если в начале выпуска «пятьсот тридцатые» собирали в основном из импортных компонентов, то сейчас уровень локализации достиг 75%, а в следующем году его доведут до 80%.

Например, блоки цилиндров были немецкими, фирмы Fritz Winter, а теперь для «четверок» их делают на ГАЗе, выпуск для «шестерок» тоже вот-вот начнется. При этом ярославцы уверяют, что по ряду показателей газовские блоки даже лучше! Вскоре на ГАЗе начнут производить и головки цилиндров.

  • Локализованные компоненты на глаз не отличишь от немецких
  • То же с распредвалами: вместо немецкой компании Schleicher их теперь делает для «четверок» соседний с ЯМЗ завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА), и уже готова опытная партия для «шестерок».
  • Выпуск коленвала освоил КАМАЗ: говорят, получилось лучше, нежели у изначального поставщика ThyssenKrupp.

Поршни приходят из Костромы (на глаз от импортных их можно отличить разве что по маркировке), генераторы — из Ржева. Локализовали даже турбокомпрессоры: раньше их поставляла фирма Schwitzer, теперь — Турботехника из подмосковного Протвина.

  1. А еще завод ЯЗДА в декабре должен начать производство насосов высокого давления для впрыска common rail: отечественные насосы до сих пор развивали 1000—1500 бар, а эти — 2000, и допуски на ряд деталей составляют 0,4 микрона.
  2. Собственно, и само производство ярославских дизелей впечатляет: в цеху непривычно чисто и светло, минимум ­рабочих, максимум автоматики.
  3. В сборочном цеху чисто, светло и просторно

Здесь же собирают и моторы Daimler OM646 для малотоннажников Mercedes Sprinter Classic (их выпускают на ГАЗе по контракту). Более того, в России для этих мерседесовских двигателей уже производят блок цилиндров, его головку и распредвал и поставляют в том числе в Германию в качестве запчастей.

Эти двигатели предназначены для малотоннажников Mercedes Sprinter Classic

Что же касается газовой версии «пятьсот тридцатых», то ее сделали совместно со всемирно известным производителем таких моторов Westport из Канады. Вместо форсунок установили свечи зажигания Bosch, смонтировали газовую аппаратуру…

  • Такие агрегаты изначально отвечают нормам Евро-5, причем они близки к дизельным как по заявленному ресурсу (для «четверок» — не менее 700 тысяч километров, для «шестерок» — 900 тысяч), так и по характеристикам: моторы не лишились ни одной лошадиной силы!
  • У версий CNG место рампы подачи топлива — система подачи газа
  • И это, по словам создателей, главное отличие от битопливных версий «газ/дизель»: там при доработке (а ее осуществляют сторонние компании) теряется до 20% мощности.

Конечно, не все так просто: например, газовые версии ощутимо дороже дизельных, но, когда завод нарастит объемы производства, — разница не должна превышать 30%. К тому же ЯМЗ-530 CNG будут стоить меньше импортных конкурентов, а это, к примеру, Cummins и Deutz.

  1. Жаль только, что двигателестроители пока бегут впереди паровоза: метановых заправок (АГНКС) у нас мало, а их оборудование зачастую оставляет желать лучшего.
  2. До конца года на ЯМЗ должны сделать 500 моторов ЯМЗ-530 CNG, и устанавливать их будут, например, на Газоны Next.

Шеренга современных ярославских моторов: на первом плане — тяжелый ЯМЗ-8401 V12, который считается «специзделием» и не отвечает никаким евронормам

Ярославцы доводят до ума пяти- и ­девятиступенчатые коробки: они станут менее тяжелыми, шумными и будут легче переключаться

Что дальше? Ярославцы уже начинают готовиться к выпуску версий Евро-6: по прогнозам, эти нормы введут в России в 2020—2023 годах, однако крупные города наверняка начнут заказывать такую технику и раньше.

Но главная новость: у ЯМЗ появится собственный тяжелый рядный двигатель! Вообще-то в Ярославле не первый год собирают крупные «рядники» ЯМЗ-650, но они лицензионные (Renault DXi 11) и не оставляют возможностей для развития в плане как мощности, так и экологии. Потому и объем производства невелик: в нынешнем году — 2000 экземпляров.

У перспективных рядных дизелей ­ЯМЗ-770/780 рабочий объем — 12,4 л, диаметр цилиндра/ход поршня — 130/156 мм, мощность — до 750 л.с.

Новые же моторы будут полностью оригинальными: упомянутая австрийская фирма AVL лишь помогла выбрать размерность.

Первым в 2018 году появится ЯМЗ-780 по заказу Министерства обороны: он будет развивать аж до 730 «лошадей», — и уже готовятся прототипы второго поколения для испытаний на безотказность. Если все пойдет по плану, впереди — ­госприемка.

А к 2020 году этот двигатель превратится в гражданский ­ЯМЗ-770 ­(370—550 л.с., Евро-6). В разработку таких моторов будет вложено 3 млрд ­рублей, а общий объем инвестиций в новые продукты ЯМЗ до 2020 года — 10 млрд.

Кстати, аналогичные двигатели со схожими характеристиками готовит и КАМАЗ — при помощи немецкой компании Liebherr. Прямая конкуренция!

Напоследок — мнение одного из перевозчиков о новых ярославских дизелях, опубликованное в х к нашему онлайн-репортажу с ЯМЗ.

«Моторы ЯМЗ-534 и 536 ничем не хуже импортных. Работают мягко и приятно, вибраций мало, запускаются хорошо. Когда в 2013 году получал МАЗ с ­ЯМЗ-536, все поначалу думали, что там стоит иностранный мотор: не верили, что это наша разработка.

При этом МАЗ общим весом 26 т — с таким двигателем, коробкой ZF и крановой установкой Клинцы — взлетает в гору как дурной, на шестой передаче из восьми. Главное — заливать хорошее масло, ­вовремя обслуживать…

И не лить плохой солярки!» ­

Сто лет назад

Тем временем ЯМЗ празднует столетие: завод, открытие которого состоялось 20 октября 1916 года, изначально был основан предпринимателем Владимиром Лебедевым для сборки английских автомобилей Crossley.

Вот что написано на английском историческом сайте ­­­crossley-motors.org.­uk­: «В августе 1914 года компания Crossley Motors практически полностью переключилась на производство военной продукции.

Единственной моделью, которая поставлялась в войска в больших количествах, была 20/25: выпускалось до 45 таких автомобилей в неделю.

Эти машины отправляли во Францию, Бельгию, Месопотамию, Салоники, Египет, Россию, Индию и некоторые страны Африки.

На снимках из музея ЯМЗ — армейские автомобили Crossley, с которых ­началась история завода

Читайте также:  Глохнет на холостых оборотах когда прогрет двигатель

На снимках из музея ЯМЗ — армейские автомобили Crossley, с которых ­началась история завода

Модель 20/25 поставлялась и со стандартным пассажирским кузовом, но большинство автомобилей использовалось в качестве карет скорой помощи, мобильных мастерских, легких грузовичков и, что еще более важно, легких «тендеров» для перевозки 11 человек.

Существовало предложение производства моделей 20/25 и 15 hp (15 л.с.) для правительства России по лицензии на двух заводах — BECOS под Москвой и Лебедева в Ярославле. На каждом из заводов было выпущено как минимум по одному автомобилю, но тут произошла революция…»

И после нее ярославское предприятие сперва превратилось в авторемонтное, а потом здесь стали выпускать различную технику — от грузовиков до троллейбусов. Кстати, последние грузовые машины из Ярославля превратились в КрАЗы, но это совсем другая история.

А у нас в моторе газ: чем интересен новый двигатель ямз-530 cng

Газовый двигатель ямз что это

Рядные четырёх- и шестицилиндровые дизельные моторы семейства ЯМЗ-530 уже давно известны знатокам отечественной грузовой и коммерческой техники. В разных модификациях этот мотор стоит на автобусах ПАЗ, КАвЗ и ЛиАЗ, среднетоннажных грузовых автомобилях ГАЗ и МАЗ. А чем отличается мотор CNG?

CNG – это compressed natural gas, что в переводе с языка Шекспира на язык Пушкина означает «сжатый природный газ». У нас его ещё иногда называют компримированным. Желание сделать мотор, работающий на этом топливе, возникало неоднократно. Но обычно всё заканчивалось на желании, так как процессы в бензиновом моторе сильно отличаются от таковых же в газовом.

Чуть более подходит на роль донора дизель, но и там не всё просто. Хотя бы с зажиганием: свечей зажигания-то нет, как поджечь газ? И всё же газовый мотор был создан, причём в качестве базы выбрали именно дизельный ЯМЗ-530. Подетальная унификация газового мотора с дизелем составляет 90%, но тем не менее, эти агрегаты сильно отличаются.

И в первую очередь, конечно, системой впуска.

Как же работает газовый мотор?

Через запорный клапан газ попадает в фильтр высокого давления. Оттуда он идёт в газовый редуктор с датчиком давления, где давление снижается с 200 до 6 атм. Затем через фильтр низкого давления газ поступает в рампу. Тут тоже есть два датчика: давления и температуры. Следом идёт форсунка, и тут уже пора бы подойти воздуху.

Газовый двигатель ямз что это

Он тоже проходит не самый простой путь: из дросселя воздух поступает во впускной нагреватель и – тоже через датчики давления и температуры – попадает в камеру сгорания.

И тут возникает вопрос: как поджигать смесь? Степень сжатия – 12,5 – совсем не дизельная. Пришлось ставить свечу, но чтобы не слишком сильно менять блок, свеча стоит прямо в клапанной коробке.

То есть для замены свечей крышку придётся снимать – такая вот особенность.

В самом моторе тоже есть весь необходимый набор датчиков: положения распредвала, положения коленвала, давления и температуры масла, температуры охладителя, ну а на выпуске – датчик положения клапана EGR.

И уж коли мотор турбонаддувный, то есть во впускной системе и турбина, и интеркулер – тут всё так, как у обычных моторов. Управляет работой канадский блок Westport. Кстати, эта же компания и стала партнёром ЯМЗ в деле разработки газового мотора.

И уж если на то пошло, то иностранных компонентов в этом агрегате достаточно.

В системе топливоподачи стоят форсунки Nikki, топливный фильтр низкого давления – Parker, регулятор давления топлива – Emer, топливный фильтр высокого давления тоже сделан компанией Westport. В системе зажигания стоят катушки зажигания Marshall, а сами свечи – Bosch.

Последней же фирме принадлежат и все датчики, и дроссельная заслонка. Турбокомпрессор сделал Borg Warner, насос гидроусилителя и шестерни – ZF, клапаны и вкладыши – Mahle, водяной и масляный насосы – OMP, крышку ГБЦ с прокладкой – Dana, маслосъёмные колпачки – Freudenberg.

Казалось бы, зачем столько иностранцев? Во-первых, некоторые детали экономически выгоднее покупать у поставщиков, чем осваивать их производство. Ну а выбор Westport (этой же канадской компании принадлежит и блок управления двигателем) обоснован и того больше: специалисты именно этой фирмы приложили руки к созданию газовых моторов Volvo, Cummins, Caterpillar, Kenworth и некоторых других.

Чем больше – тем лучше

Так же, как и в случае с родственными моторами ЯМЗ-530, речь идёт не об одном двигателе, а о целой линейке. Какими же будут эти газовые моторы?

Для среднетоннажных автомобилей и автобусов среднего класса предлагается несколько четырёхцилиндровых моторов, объём которых составляет 4,43 литра. Это моторы ЯМЗ-53414, ЯМЗ-53424 и ЯМЗ-53444. Все они – четырёхтактные, турбонаддувные и с зажиганием свечой.

Система топливоподачи – многоточечный и фазированный впрыск с электронным управлением. Мощность первого мотора составляет 170 л.с., двух вторых – 150 л.с.

А вот крутящий момент, наоборот, совпадает у двух первых моторов (590 Нм) и чуть меньше у последнего – 493 Нм.

Шестицилиндровые моторы предлагают ставить на автомобили и автобусы больших классов. Их тоже три, и все они, разумеется, рядные. Система топливоподачи точно такая же, как и у «четвёрок», но объём больше – 6,65 литра.

Двигатели имеют маркировку ЯМЗ-53604, ЯМЗ-53624 и ЯМЗ-53644. Первый мотор – самый мощный, он развивает 312 л.с., максимальный крутящий момент – 1 220 Нм. Мощность второго – 285 л.с. (1 130 Нм), третьего – 258 л.с.

(1 080 Нм).

Моторы тяжело назвать компактными. Габариты ЯМЗ-534 – 895х717х960 мм. Шестицилиндровый мотор, конечно, значительно длиннее, а вот остальные габариты не сильно отличаются от «младшего брата»: 1154х762х961 мм.

Резюмируем: всего будет предложено шесть моторов Евро-5 с мощностью от 150 до 312 л.с. Это просто прекрасно, но владельцев автомобилей с такими моторами больше всего будет интересовать стоимость обслуживания и их ресурс. Так как моторы только начали выпускать, ещё ни один из них не отъездил даже до первого ТО. Но основными данными производители уже поделились.

Так, обещанный ресурс 4,43-литровых моторов – не менее 700 тысяч километров. А вот шестицилиндровые должны служить дольше – до 900 тысяч. Периодичность ТО будет зависеть от условий эксплуатации – это нормально для коммерческого транспорта.

Для автомобилей и автобусов, эксплуатация которых проходит в городских условиях, пробег до первого ТО составляет 15 тысяч километров, для междугородной техники – 25. Дальнейшая периодичность также отличается: 30 тысяч для города и 50 – для трассы.

Как это будет происходить в реальной жизни, мы ещё увидим, но позже. А пока посмотрим, что было сделано для пуска производства.

Серьёзному проекту – серьёзные инвестиции

500 миллионов рублей

Инвестиции в производство двигателя ЯМЗ-530 CNG

Некоторые могут сказать: подумаешь, взяли дизель, прикрутили к нему ГБО и сидят, радуются. Глубочайшее заблуждение, господа! Работа газового мотора так же отличается от дизеля, как дизель от бензина.

Тем более, что перед конструкторами стояла задача сделать мотор на газе (который как топливо значительно дешевле и бензина, и солярки), но без потери его мощности, которая так не нравится владельцам машин на обычном ГБО. Поэтому двигатель CNG – это всё же новый агрегат, пусть даже и базирующийся на старом добром 530-м.

И вложиться в его производство пришлось серьёзно: ушло на это 500 миллионов рублей, часть которых потрачена на серьёзную модернизацию существующего производства. Например, для выпуска газовых моторов дооснастили линию обработки головки цилиндров, модернизировали стенд испытания головки цилиндров на герметичность и приспособления для обработки алюминиевых и стальных деталей.

На линию сборки поставили новую станцию проверки на герметичность газовой системы мотора, причём интегрировали её уже в существующую линию сборки ЯМЗ-530: газовые моторы выпускают в одном потоке с дизельными. Для испытаний двигателей CNG оборудован отдельный бокс.

Есть довольно веские основания предполагать, что ЯМЗ-530 CNG будет востребованным агрегатом. Им планируют оснащать автобусы ПАЗ, ЛиАЗ, МАЗ и КамАЗ, а также грузовую технику ГАЗ, УРАЛ, МАЗ и КамАЗ. Цена газового мотора выросла по сравнению с ценой на дизельный ЯМЗ-530 на 30%.

Предположения о стоимости эксплуатации техники с газовыми моторами оптимизм вселяют, но всё же цифры будут зависеть от условий эксплуатации машин и автобусов. Обещают, что экономия на топливе может достигать 50%. Вполне возможно, но помимо газовых моторов нужны ещё и газовые заправки, которых пока не так много.

Читайте также:  Двигатель 402 на газу плохо заводится на холодную

К 2019 году планируется подготовить дизели ЯМЗ-530 к переходу на Евро-6. Сия участь не минует и моторы CNG – к этому времени они должны удовлетворять новым экологическим нормам, ведь заводчане рассчитывают завоёвывать долю на международных рынках, в том числе – и с помощью газовых моторов. А тут уже без Евро-6 не обойтись.

Как делают суперэкономичные газовые моторы ЯМЗ-530 CNG E-5

Газовый двигатель ямз что это

В XXI век Ярославский моторный завод (ЯМЗ) вошел как ведущий производитель дизелей в стране — его доля на рынке составляет 40%. Ярославскими двигателями оснащаются грузовые автомобили, автобусы, магистральные тягачи, карьерные самосвалы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожная техника и дизель-электрические станции. Но наибольший интерес вызывает запущенный в 2013 году на окраине Ярославля завод средних рядных двигателей ЯМЗ-530. Корреспондент портала «АвтоВзгляд» побывал на новом производстве.

От деревянных бараков начала 20 века завод разросся до нескольких производственных площадок. На основной, где находится музей легендарного предприятия и расположены большинство мощностей, выпускаются V-образные двигатели ЯМЗ.

Это 300-сильный V6, 400-сильный V8 и 800-сильный V12. Последний, ЯМЗ-84 001 — один из самых мощных агрегатов для тягачей-тяжеловозов КЗКТ. В Тутаеве с 2007 года обосновалась площадка тяжелых рядных установок ЯМЗ-650 и дизельно-генераторных установок.

Также имеется производство топливоподающих систем и компонентов «ЯЗДА».

Завод площадью 57 тысяч кв. м считается одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Производство соответствует требованиям международной системы ISO/TS 16 949.

Первое, что удивляет, когда попадаешь на сборочную линию — почти полное отсутствие людей — уровень автоматизации достигает 90%, а обработка коленчатых валов автоматизирована на 100%! Большинство работников находятся в специальных «аквариумах», где следят за производством с экранов мониторов.

https://www.youtube.com/watch?v=hgOwDymVODE

Также поражают идеально чистые полы. Без всяких привычных подтеков масла. И на конвейере, и в местах складирования готовой продукции. Нет привычной металлической стружки — обработка металла автоматизирована настолько, что по номеру двигателя можно узнать степень крепления головки блока, регулировку клапанов и затянутость болтов.

Вся производственная линия построена на универсализме. Еще 10 лет назад в проекте завода основной задачей стояла создание универсального двигателя, способного удовлетворить запросы всего отечественного грузового автопрома.

Поэтому не мудрено, что в производство было инвестировано около 11 миллиардов рублей. В результате оно получилось гибким и унифицированным. На одной линии собираются и четырех, и шестицилиндровые двигатели.

В том же помещение отдельной линией идет совместное с компанией Daimler производство дизелей Daimler OM 646 для среднетонажника Mercedes Sprinter.

Отдельный момент — импортозамещение, о котором здесь задумались задолго до всевозможных санкций. Вплоть до того, что в топливной системе Bosch исрользуются российские насосы. Хотя поначалу моторы серии ЯМЗ-530 почти полностью состояли из импортных компонентов.

Блоки и головки цилиндров раньше поступали из Германии, а теперь их отливают на ГАЗе. Немецкие коленвалы заменены на камазовские. Распредвалы делают на соседнем заводе ЯЗДА.

Там же собираются производить высокоточные топливные насосы высокого давления, которые впервые в России будут выдавать не 1000−1500 бар, а 2000. Немецкие турбокомпрессоры Schwitzer заменены на отечественные от «Турботехники». А немецкие же поршни заместили костромскими.

Кстати, для двигателей Mercedes Sprinter три основные детали — блок цилиндра, головка блока и распредвал — выпускаются также на ГАЗе. Мало того, экспортируются в Германию в качестве запчастей.

В 2015 году процент российских составляющих держался на уровне 68 процентов, в 2016 — 75-и, а в 2018 их будет уже 80%. При этом конструкторы здраво признают, что 100-процентная комплектация российскими деталями — не их цель.

Здесь все решает рынок, и некоторые детали проще закупать за границей, а не ждать, когда их производство наладится в России. При этом специалисты завода отнюдь не чураются «иноземщины».

Конструкторы и технологи прошли стажировку в ведущих европейских компаниях Grob Werke, АVL List, Сomau Engineering, ThyssenKrupp Krause, Heller.

По словам президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина, новые разработки стали отправной вехой в развитии всего российского автомобилестроения. Ярославскими двигателями оснащается более 300 моделей транспортных средств.

В числе потенциальных потребителей более 20 предприятий, как входящих в «Группу ГАЗ», так и внешних заказчиков: производители автомобильной, тракторной и с/х техники, строительно-дорожной техники в РФ и странах СНГ. С этого года ЯМЗ выпускает моторы, соответствующие экологическому стандарту «Евро-5», и ведет разработки моторов «Евро-6».

С 2019 года начнется производство двигателей «Евро-6» ЯМЗ-534 и 536 и их газовых собратьев ЯМЗ-534 CNG и ЯМЗ-536 CNG. А с 2020 года — ЯМЗ-770.

На газовых разработках, рядных «четверках» и «шестерках» серии ЯМЗ-530 стоит остановиться подробнее — это ноу-хау ярославцев. Они разрабатывались при участии австрийской компании AVL.

Их главная особенность в том, что в отличии от битопливных, газодизельных моторов, при переходе исключительно на сжиженный газ — метан — они не теряют в мощности ни одной «лошадки». «Четверка» развивает до 170 л.с., «шестерка» — до 312 л.с.

Иначе говоря, технические характеристики газовых двигателей максимально близки к дизельным. В создание этих моторов было вложено 500 миллионов рублей, но продажи обещают быстро покрыть убытки. Двигатели уже сертифицированы в Таможенном союзе в соответствии с нормами «Евро-5».

Самое удивительное, что по цене они не дороже, чем их предшественники «Евро-4». При этом в мотор заложена возможность достижения нормы «Евро — 6». В чем же их отличительная черта?

Во-первых, запатентованная арочная конструкция блока цилиндров, обеспечивающая высокую жесткость и, как следствие, уменьшение шума и вибраций. Во-вторых, такая же оригинальная система охлаждения «обратного типа» значительно снижает перегрев двигателя и влияет на его долговечность.

А в-третьих, система питания типа Common Rail рассчитана на давление сгорания в 210 — 230 бар, что позволяет довести форсировку до 68 л.с. В результате мощность в 330 «лошадей» снимается с объема двигателя чуть более 6 литров.

А ведь большинству производителей для этих целей требуется уже 8-литровые двигатели. При этом система питания способствует экономии топлива.

По данным конструкторов завода, в ходе разработки прошло около 36 000 часов стендовых испытаний и проведены эксплуатационные испытания на базе 30 видов техники с суммарным пробегом около 2 миллионов километров.

В результате двигатели предусматривают широкий горизонт эксплуатации: не только грузовики и автобусы, но и сельхозтехника, дизельные электростанции и промышленные агрегаты. При этом агрегаты получились меньшего веса и размера, что также немаловажно. И, наверное, самое главное: производители уверяют, что в зависимости от модификации — это «миллионники».

В перспективах завода — абсолютно новый рядный двигатель ЯМЗ-770. Это 12,5-литровый турбодизель, мощностью 350−550 «лошадей». После запуска его производства можно будет констатировать, что вся линейка коммерческого сегмента РФ занята ярославскими двигателями.

Газовый двигатель ямз что это

13383

16365

17424

14861

2059

7883

Газовые двигатели ЯМЗ: вектор газа

На Ярославском моторном заводе начато серийное производство двигателей, работающих на сжатом природном газе.

Материалы по теме

В трудах древнегреческих философов встречается парадоксальная дилемма: что первично — яйцо или курица? Аналогичная ситуация возникла в России с применением компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) как топлива для автомобиля.

С одной стороны, нужны двигатели, работающие на метане, и транспортные средства, адаптированные к таким моторам. Но кто же будет покупать газобаллонные автомобили, если сеть заправок по-прежнему жидкая? С другой стороны, Газпрому нет резона строить и содержать АГНКС в ожидании потенциальных клиентов.

Аристотель совершенно справедливо считал, что птица и яйцо появились одновременно…

Конкурентное предложение

В России для грузовиков средней грузоподъемности и большинства автобусов самый востребованный диапазон мощности двигателей — от 150 до 300 л.с. Это касается и газовых моторов. После того как на яросла­вский конвейер поставили четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 объемом 4,43 литра и «шестерку» ЯМЗ‑536 объемом 6,65 литра, появилась возможность конвертировать их под сжатый природный газ.

В том, что газовые моторы ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG не потеряли мощности при работе на метане, велика заслуга схемы ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины. С атмосферных двигателей такую мощность не снять.

В том, что газовые моторы ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG не потеряли мощности при работе на метане, велика заслуга схемы ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины. С атмосферных двигателей такую мощность не снять.

Материалы по теме

Расшифровка аббревиатуры CNG — сompressed natural gas (сжатый природный газ). Моторы ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG существуют в нескольких модификациях — как по настройкам мощности, так и по назначению. У «четверки» диапазон мощности — от 150 до 170 л.с. при крутящем моменте от 493 до 590 Н·м (при 1200–1600 об/мин). У «шестерок» три версии: мощностью 258, 285 и 312 л.с.

Между тем планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7 литров рабочего объема и мощностью 330–370 л.с. При том же диаметре поршня (105 мм) его ход будет увеличен с 128 до 136 мм. На основе этого дизеля в перспективе будут создавать и более мощную газовую версию — под метан.

В России основными заказчиками дизельной «четверки» являются Горьковский автозавод и Павловский автобусный, а «шестерки» — Ликинский автобусный завод, Урал и МАЗ.

 Как ожидается, газовые двигатели должны хорошо пойти на экспорт — они отвечают нормам Евро‑5. В сравнении с аналогичными дизелями иностранных производителей и их газовыми версиями, ЯМЗ‑530 дешевле на 20–25% при сопоставимой мощности и экономичности.

Заявленный ресурс дизельных «четверок» — не менее 700 тысяч километров, «шестерок» — 900 тысяч.

В 2016 году на ЯМЗ выпустили около 42 тысяч моторов, из них 15,5 тысячи — семейства ЯМЗ‑530, еще 6 тысяч — дизели Daimler OM 646 для авто­бу­сов Mercedes-Benz Sprinter, собираемых на ГАЗе. В 2016 году изготовили около ­500 двигателей ЯМЗ-530 CNG. План ярославского завода на 2017 год — 2000 газовых моторов.

В 2016 году на ЯМЗ выпустили около 42 тысяч моторов, из них 15,5 тысячи — семейства ЯМЗ‑530, еще 6 тысяч — дизели Daimler OM 646 для авто­бу­сов Mercedes-Benz Sprinter, собираемых на ГАЗе. В 2016 году изготовили около ­500 двигателей ЯМЗ-530 CNG. План ярославского завода на 2017 год — 2000 газовых моторов.

Отто против Дизеля

Материалы по теме

Читайте также:  Все неисправности двигателя z16xer

Газовый мотор ЯМЗ‑530 CNG на 90% унифицирован с дизельным, но переведен на цикл Отто. У него есть свечи, катушки зажигания и даже дроссельная заслонка.

Степень сжатия уменьшили до 12 единиц — для этого пришлось изменить поршни. Ведь камера сгорания находится в днище поршня, а не в головке цилиндров.

Поскольку у метана или пропан-бутана октановое число выше 100, требуется более высокая степень сжатия, нежели под 98‑й бензин.

Свечи зажигания вкручивают через нержавеющую резьбовую втулку-проставку на место установки форсунок у дизеля.

А так как форсунки у моторов ЯМЗ‑530 находятся под клапанной крышкой, то для замены свечей эту крышку надо снять.

При такой трудоемкости операции абы какие свечи сюда не поставишь: применяют жаропрочные свечи Bosch с платиноиридиевыми электродами — их хватает с запасом на 30 тысяч километров.

Высоковольтные провода к свечам подведены по сверлению в головке для топливных трубок. А электронное управление зажиганием и подача газа в двигатель схожи с современными системами обычного бензинового мотора. И, что особенно важно в России, газовое оборудование жизнеспособно при морозах до 40 градусов!

Применены катушки зажигания фирмы Marshall, индивидуальные для каждого цилиндра. Нет высоковольтного распределителя-«бегунка» и крышки. Все это идет на пользу и газовому двигателю.

Применены катушки зажигания фирмы Marshall, индивидуальные для каждого цилиндра. Нет высоковольтного распределителя-«бегунка» и крышки. Все это идет на пользу и газовому двигателю.

Материалы по теме

А что с заправками?

По разным сведениям, на конец 2016 года в Российской Федерации функционировало от 237 до 280 АГНКС. Из них около 228 газозаправочных станций принадлежит Газпрому, остальные — сторонним организациям. Если сравнивать с обычными АЗС, то АГНКС у нас в 100 раз меньше, причем распределены они очень неравномерно.

Сейчас Газпром интенсивно строит газовые заправки: в октябре 2016 года открыли 14 новых АГНКС в шести федеральных округах, а к концу 2018 года планируется расширить сеть до 470 станций.

Кроме того, газификацией коммерческого автотранспорта занялась Роснефть: в планах значится строительство 1000 АГНКС, на которое выделяется до 60 миллиардов рублей! Но сроки — до 2023 года.

Природный газ — один из самых дешевых видов автомобильного топлива. С газовой тематикой работают все ведущие производители грузовиков и автобусов. На метане ездят даже в тех странах, где своего газа нет и его закупают за рубежом. Но по объемам производства выпуск газобаллонных автомобилей, конечно же, существенно отстает от выпуска более востребованных дизельных и бензиновых.

Природный газ — один из самых дешевых видов автомобильного топлива. С газовой тематикой работают все ведущие производители грузовиков и автобусов. На метане ездят даже в тех странах, где своего газа нет и его закупают за рубежом. Но по объемам производства выпуск газобаллонных автомобилей, конечно же, существенно отстает от выпуска более востребованных дизельных и бензиновых.

Проблему сети заправок помогут решить компактные контейнерные станции — стационарные или передвижные, импортные или российского производства. Стационарные заправки производит специализированное подразделение холдинга «Русские машины», куда входит и «Группа ГАЗ», и фирма РМ-КПГ.

В 2015 году РМ-КПГ ввела в эксплуатацию в Нижнем Новгороде газозаправочный модуль для обслуживания технологического автопарка Горьковского автозавода, а также муниципальных газомоторных автобусов. Модуль смонтирован в обычном 40‑футовом контейнере, который можно установить на любой АЗС и подключить к магистральной газовой трубе.

Такие АГНКС уже работают в Кургане, обеспечивая, в частности, потребности завода КАвЗ.

Остается надеяться, что такой сценарий развития газомоторной темы в России устроил бы не только Аристотеля, но и современных российских автомобилистов.

Газовые двигатели ЯМЗ: вектор газаГазовые двигатели ЯМЗ: вектор газа

Николай Мордовцев, Георгий Садков и «Группа ГАЗ»

Как делают суперэкономичные газовые моторы ЯМЗ-530 CNG E-5

 АвтоВзглядАвтоВзгляд

Завод площадью 57 тысяч кв. м считается одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе. Производство соответствует требованиям международной системы ISO/TS 16 949.

Первое, что удивляет, когда попадаешь на сборочную линию — почти полное отсутствие людей — уровень автоматизации достигает 90%, а обработка коленчатых валов автоматизирована на 100%! Большинство работников находятся в специальных «аквариумах», где следят за производством с экранов мониторов.

https://www.youtube.com/watch?v=hgOwDymVODE

Также поражают идеально чистые полы. Без всяких привычных подтеков масла. И на конвейере, и в местах складирования готовой продукции. Нет привычной металлической стружки — обработка металла автоматизирована настолько, что по номеру двигателя можно узнать степень крепления головки блока, регулировку клапанов и затянутость болтов.

Вся производственная линия построена на универсализме. Еще 10 лет назад в проекте завода основной задачей стояла создание универсального двигателя, способного удовлетворить запросы всего отечественного грузового автопрома.

Поэтому не мудрено, что в производство было инвестировано около 11 миллиардов рублей. В результате оно получилось гибким и унифицированным. На одной линии собираются и четырех, и шестицилиндровые двигатели.

В том же помещение отдельной линией идет совместное с компанией Daimler производство дизелей Daimler OM 646 для среднетонажника Mercedes Sprinter.

Отдельный момент — импортозамещение, о котором здесь задумались задолго до всевозможных санкций. Вплоть до того, что в топливной системе Bosch исрользуются российские насосы. Хотя поначалу моторы серии ЯМЗ-530 почти полностью состояли из импортных компонентов.

Блоки и головки цилиндров раньше поступали из Германии, а теперь их отливают на ГАЗе. Немецкие коленвалы заменены на камазовские. Распредвалы делают на соседнем заводе ЯЗДА.

Там же собираются производить высокоточные топливные насосы высокого давления, которые впервые в России будут выдавать не 1000 1500 бар, а 2000. Немецкие турбокомпрессоры Schwitzer заменены на отечественные от «Турботехники». А немецкие же поршни заместили костромскими.

Кстати, для двигателей Mercedes Sprinter три основные детали — блок цилиндра, головка блока и распредвал — выпускаются также на ГАЗе. Мало того, экспортируются в Германию в качестве запчастей.

В 2015 году процент российских составляющих держался на уровне 68 процентов, в 2016 — 75-и, а в 2018 их будет уже 80%. При этом конструкторы здраво признают, что 100-процентная комплектация российскими деталями — не их цель.

Здесь все решает рынок, и некоторые детали проще закупать за границей, а не ждать, когда их производство наладится в России. При этом специалисты завода отнюдь не чураются «иноземщины».

Конструкторы и технологи прошли стажировку в ведущих европейских компаниях Grob Werke, АVL List, Сomau Engineering, ThyssenKrupp Krause, Heller.

По словам президента «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина, новые разработки стали отправной вехой в развитии всего российского автомобилестроения. Ярославскими двигателями оснащается более 300 моделей транспортных средств.

В числе потенциальных потребителей более 20 предприятий, как входящих в «Группу ГАЗ», так и внешних заказчиков: производители автомобильной, тракторной и с/х техники, строительно-дорожной техники в РФ и странах СНГ. С этого года ЯМЗ выпускает моторы, соответствующие экологическому стандарту «Евро-5», и ведет разработки моторов «Евро-6».

С 2019 года начнется производство двигателей «Евро-6» ЯМЗ-534 и 536 и их газовых собратьев ЯМЗ-534 CNG и ЯМЗ-536 CNG. А с 2020 года — ЯМЗ-770.

На газовых разработках, рядных «четверках» и «шестерках» серии ЯМЗ-530 стоит остановиться подробнее — это ноу-хау ярославцев. Они разрабатывались при участии австрийской компании AVL.

Их главная особенность в том, что в отличии от битопливных, газодизельных моторов, при переходе исключительно на сжиженный газ — метан — они не теряют в мощности ни одной «лошадки». «Четверка» развивает до 170 л.с., «шестерка» — до 312 л.с.

Иначе говоря, технические характеристики газовых двигателей максимально близки к дизельным. В создание этих моторов было вложено 500 миллионов рублей, но продажи обещают быстро покрыть убытки. Двигатели уже сертифицированы в Таможенном союзе в соответствии с нормами «Евро-5».

Самое удивительное, что по цене они не дороже, чем их предшественники «Евро-4». При этом в мотор заложена возможность достижения нормы «Евро — 6». В чем же их отличительная черта?

Во-первых, запатентованная арочная конструкция блока цилиндров, обеспечивающая высокую жесткость и, как следствие, уменьшение шума и вибраций. Во-вторых, такая же оригинальная система охлаждения «обратного типа» значительно снижает перегрев двигателя и влияет на его долговечность.

А в-третьих, система питания типа Common Rail рассчитана на давление сгорания в 210 — 230 бар, что позволяет довести форсировку до 68 л.с. В результате мощность в 330 «лошадей» снимается с объема двигателя чуть более 6 литров.

А ведь большинству производителей для этих целей требуется уже 8-литровые двигатели. При этом система питания способствует экономии топлива.

По данным конструкторов завода, в ходе разработки прошло около 36 000 часов стендовых испытаний и проведены эксплуатационные испытания на базе 30 видов техники с суммарным пробегом около 2 миллионов километров.

В результате двигатели предусматривают широкий горизонт эксплуатации: не только грузовики и автобусы, но и сельхозтехника, дизельные электростанции и промышленные агрегаты. При этом агрегаты получились меньшего веса и размера, что также немаловажно. И, наверное, самое главное: производители уверяют, что в зависимости от модификации — это «миллионники».

В перспективах завода — абсолютно новый рядный двигатель ЯМЗ-770. Это 12,5-литровый турбодизель, мощностью 350 550 «лошадей». После запуска его производства можно будет констатировать, что вся линейка коммерческого сегмента РФ занята ярославскими двигателями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector