Готовность к запуску двигателя

Холодный двигатель, как правило, пускают в ход вручную — пусковой рукояткой, прогретый — стартером.

Пуск технически исправного, прогретого двигателя трудностей не представляет. Быстрота пуска холодного двигателя зависит от его исправности, а также от степени заряженности аккумуляторной батареи и правильной подготовки двигателя к пуску.

Перед пуском двигателя в целях безопасности водитель обязан убедиться в том, что автомобиль надежно заторможен ручным тормозом, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и двигатель разобщен от ведущих колес.

Для пуска двигателя необходимо:

  • включить зажигание специальным ключом, повернув его по часовой стрелке (при этом на щитке приборов автомобиля «Москвич» загорится контрольная лампочка);
  • несколько раз нажать на педаль газа (при наличии в карбюраторе насоса-ускорителя с механическим приводом);
  • включить стартер, нажав до отказа на его педаль (кнопку), одновременно потянуть на себя рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора;
  • как только двигатель начнет работать, отпустить педаль (кнопку) стартера;
  • после того как двигатель будет устойчиво работать на малых оборотах холостого хода, вернуть рукоятку управления воздушной заслонкой в исходное положение;
  • проверить температуру двигателя по показаниям термометра и давление в системе смазки по манометру. Нормальная температура в системе охлаждения должна быть в пределах 80—90°.

В прогретом двигателе и при средних его оборотах манометр показывает давление в системе смазки в пределах 1,5— 3,5 атм. Если манометр показывает давление ниже 1 атм, двигатель надо немедленно остановить, чтобы выяснить причины неисправности.

Пользоваться рукояткой управления воздушной заслонкой (применять «подсос»), когда двигатель теплый, т. е. достаточно прогрет, не следует, так как это вызовет переобогащеиие горючей смеси и может затруднить пуск.

Нажим педали стартера до отказа обеспечивает плотное соединение контактов включателя стартера. Включение стартера более чем на 3—4 секунды не допускается, между повторными включениями стартера соблюдаются интервалы не менее 15—20 секунд. Если после трех-четырех включений стартера двигатель не запускается, надо прекратить пользоваться стартером и выяснить причины неисправности двигателя.

Пустив двигатель на автомобиле «Москвич», проверяют работу генератора, наблюдая за контрольной лампой на щитке приборов. Лампа должна при средних оборотах холостого хода гаснуть и при снижении их до малых оборотов загораться.

Пускать холодный двигатель стартером нельзя, так как при этом разрядный ток сильно возрастает, что может привести к быстрой разрядке аккумуляторной батареи. При пуске двигателя вручную это вредное явление исключается.

Запуская двигатель вручную, необходимо в соответствии с требованиями безопасности брать пусковую рукоятку «впод- хват», чтобы избежать возможного увечья в случае обратного удара.

Надо иметь в виду, что при пуске холодного двигателя резко повышаются его износ и расход топлива. Поэтому перед пуском двигатель надо обязательно разогревать паром, горячей водой или специальными подогревателями.

Чаще всего двигатель разогревают горячей водой. Установлено, что для достаточного разогрева двигателя при температуре воздуха минус 15°Ц нужно пролить через систему охлаждения количество воды, равное не менее чем полутора емкостям, а при температуре ниже минус 15°Ц — от двух и более емкостей системы охлаждения, причем температура заливаемой воды должна быть 75—85°Ц.

При больших морозах разогрев головки и блока цилиндров не обеспечивает легкого пуска двигателя, поэтому необходимо разогревать масло в картере.

Лучше всего по возвращении автомобиля с линии сливать масло из картера в какой-либо сосуд и хранить его в теплом помещении в течение ночной стоянки, обязательно разогревая его перед заливкой в картер до температуры 80—90°Ц, иначе на морозе оно быстро остынет.

Разогревать масло непосредственно в картере двигателя при помощи жаровни можно, лишь строго соблюдая меры противопожарной безопасности. Разогревать масло факелом запрещается.

Готовность к запуску двигателя

Рис. Положение руки на пусковой рукоятке: А — правильное; Б — неправильное на пусковой рукоятке:

Для пуска холодного двигателя необходимо:

  • поставить аккумуляторную батарею на автомобиль (если она была снята на время ночной стоянки), предварительно зачистив зажимы; проверить надежность контактов в соединениях проводов;
  • выключить сцепление, поставив распорку между педалью и сиденьем;
  • подкачать бензин ручным рычагом бензонасоса в карбюратор;
  • залить в картер двигателя через воронку с сеткой подогретое масло;
  • при открытых спускных краниках медленно вливать в систему охлаждения подогретую воду; спускные краники закрыть лишь тогда, когда через них пойдет теплая вода;
  • повернуть рукой вентилятор для предупреждения возможного примерзания валика водяного насоса;
  • повернуть от руки коленчатый вал на один — три оборота с выключенным зажиганием и прикрытой воздушной заслонкой, несколько раз резко нажать на педаль управления дросселем;
  • при необходимости немного вытянуть на себя рукоятку управления дроссельной заслонкой;
  • включить зажигание и вручную пустить двигатель;
  • если двигатель не завелся, проверить подачу топлива и наличие запальной искры;
  • в сильный мороз (ниже минус 15°Ц) подогреть всасывающую трубу, обложив ее тряпками, смоченными горячей водой;
  • после пуска двигатель прогреть на малых оборотах, проверяя его работу по контрольным приборам и на слух; для ускорения прогрева укрыть двигатель и радиатор утеплительным чехлом.

Прогревать двигатель на больших оборотах нельзя, так как это резко повышает износ трущихся деталей, расход топлива и может привести к выплавлению подшипников.

Когда двигатель будет достаточно прогрет, надо рукоятку управления воздушной заслонкой вернуть в исходное положение, т. е. заслонку полностью открыть. Нельзя допускать длительной работы двигателя на месте, а тем более в движении, с прикрытой воздушной заслонкой (с «подсосом») во избежание повышенного расхода топлива, смывания смазки и как результат этого увеличения износа двигателя.

  • Запрещается пуск холодного двигателя без предварительного разогрева на буксире и при помощи другого автомобиля с хода с использованием инерции движения (на уклоне), стартером и различными механическими и электромеханическими стартерами.
  • Прекращают работу двигателя выключением зажигания (поворотом ключа против часовой стрелки).
  • Увеличивать обороты перед остановкой двигателя, как это делают некоторые водители, не следует.

Судовой двигатель — подготовка к пуску

  • Нормальная техническая эксплуатация обеспечивает поддержание таких параметров работающего дизеля, которые гарантируют надежную и долговечную работу его на различных скоростных и нагрузочных режимах.
  • При эксплуатации ДВС руководствуются «Правилами технической эксплуатации судовых дизелей», содержащими общие рекомендации по обслуживанию, а также инструкциями заводов-строителей, причем указания завода-строителя обязательны для выполнения и в тех случаях, когда они расходятся с отдельными положениями «Правил технической эксплуатации судовых дизелей».
  • Обслуживание судовых дизелей — это сложный комплекс мероприятий по подготовке дизеля к пуску, пуску двигателя и обслуживанию двигателя на номинальном режиме и режимах, отличных от номинального: с перегрузкой, на мелководье, во льдах, во время шторма.
  • Обслуживающий дизельную установку персонал должен постоянно совершенствовать свои специальные знания, а также изучать технические данные и эксплуатацию дизельной установки своего судна.

Подготовка к пуску

Комплекс подготовки двигателя и систем к пуску включает мероприятия, которые гарантируют двигатель от поломки во время пускай эксплуатации.

Подготовку двигателя и систем к пуску осуществляет вахта под руководством вахтенного механика. Двигатель и системы готовят в последовательности, рекомендуемой заводом-строителем. Температура в машинном отделении при пуске двигателя не должна быть ниже +8° С.

До начала подготовки к пуску необходимо проверить работу всех средств связи с командным мостиком, сверить показания часов машинного отделения и командного мостика, проверить аварийное освещение, состояние водоотливных средств, средств пожаротушения.

Особенно тщательно проверяется система дистанционного управления главным двигателем и другими механизмами МО с командного мостика или из ЦПУ. При отсутствии дистанционного управления проверяется работа реверсивно-пускового устройства.

При подготовке двигателя к действию вахтенный механик заносит в вахтенный машинный журнал команды с мостика и распоряжения старшего механика, время пуска механизмов, обслуживающих двигатель, результаты замеров топлива, воды, масла, наличие сжатого воздуха в пусковых баллонах и т. д.

  1. После окончания подготовки вахтенный механик докладывает старшему механику и на командный мостик о готовности двигателя к действию.
  2. Подготовка двигателя к действию после проведения ремонтных работ, а также после продолжительной стоянки проводится под руководством второго механика, который лично осматривает надежность крепления основных неподвижных и подвижных деталей и их шплинтовку, проверяет выполнение требований техники безопасности по установке кожухов и ограждений у подвижных деталей двигателя.
  3. Остальные операции при подготовке двигателя к пуску после ремонта и продолжительной стоянки осуществляют под руководством второго механика вахтенные мотористы, которые:
  • осматривают внутренние полости цилиндров через форсуночные или клапанные отверстия, через специальные люки или через продувочные и выпускные окна установкой поршней в нижние мертвые точки. При осмотре удаляют с днища поршней остатки воды, топлива, масла;
  • производят проверку на плотность всех систем двигателя, работающих под давлением;
  • заполняют топливные и масляные цистерны;
  • заполняют водой систему охлаждения при открытых контрольных краниках до появления из них воды без пузырьков воздуха;
  • осматривают и очищают внутренние полости продувочных ресиверов и выпускного коллектора;
  • проверяют исправность всех контрольно-измерительных приборов, расположенных непосредственно на двигателе, а также в ЦПУ.

Комплекс мероприятий, выполняемых как после ремонта и продолжительной стоянки, так и после непродолжительной стоянки:

  • осмотр дизеля снаружи
  • проверка работы впускных, выпускных и пусковых клапанов;
  • проверка исправности регулятора;
  • включение питания на приборы автоматики и защиты двигателя.

Подготовка масляной системы

  • Проверяют состояние масляных фильтров и маслоохладителей, наличие масла в сточных цистернах, напорных бачках, лубрикаторах.

При температуре в машинном отделении ниже 15° С масло подогревают от 15—18 С до 45 , затем включают автономный или резервный насос и при одновременном проворачивании коленчатого вала валоповоротным устройством и при открытых картерных люках проверяют поступление масла ко всем объектам смазки и прежде всего к головным подшипникам; масло из подшипников должно выходить ровной струей без пузырьков воздуха. Ручной прокачкой лубрикаторов подают смазку к цилиндровым втулкам.

Читайте также:  Двигатель 421 сколько лошадиных сил

Подготовка системы охлаждения

Подготовка системы охлаждения начинается с проверки состояния водяных фильтров, охладителей, насосов, терморегуляторов. После этого включают автономный или резервный насос охлаждения и прокачивают систему охлаждения двигателя водой при открытых контрольных кранах. Закрывают контрольные краны, когда через них пойдет ровная струя воды без пузырьков воздуха.

В холодное время года воду подогревают или в специальных подогревателях или путем подачи в зарубашечное пространство дизеля горячей воды из системы охлаждения вспомогательных дизелей. Температура при этом для проточных систем не должна превышать +45° С, а для замкнутых +65° С.

Разрешается прогревать двигатель паром, подавая его в заполненное водой зарубашечное пространство дизеля при давлении не более 2,5 бар. Подавать пар в не заполненное водой зарубашечное пространство запрещается.

Для подготовки системы охлаждения поршней открывают все клапаны на трубопроводах, включают подачу воздуха на воздушные колпаки и включают насос подачи воды или масла, при этом, как и для системы охлаждения в холодное время года, включают подогрев. При прокачивании системы охлаждения поршней водой или маслом проверяют состояние сальников и плотность фланцевых, штуцерных и шарнирных соединений. Давление в системе не должно превышать рабочее.

Систему охлаждения форсунок также необходимо включить при подготовке двигателя к действию, при этом необходимо проверить плотность соединений, состояние охладителя и наличие воды в расширительном баке.

Подготовка топливной системы

Проверяют состояние фильтров, топливоподогревателей, сепараторов, наличие топлива в расходных цистернах. Непосредственно перед пуском дизеля необходимо спустить отстой из расходной цистерны.

Если на стоянке проводились профилактика или ремонт топливной аппаратуры с ее разборкой, то необходимо при открытых контрольных кранах на форсунках прокачать вручную топливные насосы до появления струи топлива без пузырьков воздуха.

Прокачку топливной системы осуществляют легким топливом. Параллельно готовят к работе и систему тяжелого топлива.

Подготовка реверсивно-пусковой системы

После проверки реверсивно-пускового устройства и связи поста управления с машинным отделением необходимо проверить наличие сжатого воздуха в баллонах, и если его давление недостаточно, включить компрессор и подкачать воздух до рабочего давления.

При отсутствии на компрессоре автома-тического устройства для продувки сепараторов воздуха, холодильников и системы необходимо производить периодически ручную продувку. Температура воздуха, поступающего в баллоны, не должна превышать 40 С. Постепенно открывая запорные клапаны на баллонах проверить работу редукционного клапана.

При постепенном открытии запорных клапанов предотвращается возникновение пневматической волны и разрушение трубопроводов пускового воздуха.

Подготовка системы впуска, продувки, наддува и выпуска

Необходимо проверить состояние воздушных фильтров и глушителей продувочного воздуха: вскрыть и осмотреть продувочные и наддувочные ресиверы, очистить их от конденсата и грязи, осмотреть состояние клапанов между ресиверами I и II ступеней.

У дизелей с навешенными продувочными насосами проверить состояние поршней и клапанов.

Проверить уровень масла в газотурбонагнетателе, открыть спускные краны в газовой и воздушной полостях газотурбонагнетателя и спустить конденсат, открыть запор газоотводной системы.

Непосредственно перед пуском дизеля включить автономные продувочные насосы, проверить их работу и давление воздуха в продувочном ресивере.

Подготовка валопровода

Подготовка валопровода начинается с отжатия тормоза и ослабления дейдвудного сальника до появления капелек или легкой струйки воды. Если между дизелем и винтом имеются разобщительные муфты, необходимо проверить их работу и установить их в нейтральное положение.

Проверить работу системы управления винтами регулируемого шага и установить «нулевой шаг». Проверить наличие масла в упорном и опорном подшипниках, включить насос и проверить поступление масла к объектам смазки, подготовить к действию систему охлаждения подшипников.

Подготовка к запуску двигателей

Запуск двигателей производится от
аэродромного источни­ка электроэнергии
(АПА-ЗМ, АПА-4, АПА-5, АПА-35, АПА-50), при
отсутствии его—от бортовых аккумуляторных
батарей.

Перед запуском двигателей убедиться в
наличии вблизи вертолета противопожарных
средств, а также наблюдающего за запуском
двигателей (он должен быть впереди
вертолета на удалении 30—40 м). Если
вертолет находится на пыльной или
песчаной площадке, ее рекомендуется
полить водой.

При запуске двигателей на нескольких
вертолетах устанав­ливается очередность
запуска с таким расчетом, чтобы исклю­чить
неблагоприятное воздействие потока
воздуха от несущего винта соседнего
вертолета на запус-каемый двигатель.
Рекомен­дуется также учитывать
направление ветра.

При ветре слева
первым запускать правый двигатель, а
при ветре справа—ле­вый.

Запуск
двигателей, их прогрев и опробование
разрешает­ся производить при скорости
встречного ветра не более 20 м/с, бокового
ветра справа — не более 10 м/с, бокового
ветра сле­ва—не более 15 м/с, попутного
ветра — не более 8 м/с.

При температурах наружного воздуха
ниже —40°С запуск двигателей разрешается
только после их предварительного
подогрева.

Включить все АЗС, необходимые для запуска
АИ-9В (АИ-8) и двигателей. Убедиться, что
генераторы переменного тока вы­ключены,
РИ-65 исправен, противопожарная система
(пере­ключатель КОНТРОЛЬ
ДАТЧИКОВ—ОГНЕТУШЕНИЕ в по­ложении
ОГНЕТУШЕНИЕ) и гидросистема включены,
аппа­ратура контроля вибраций ИВ-500В
и сигнализатор максималь­ной температуры
газов 2АИ-6 работоспособны.

Проверить
сня­тие РРУД обоих двигателей с упоров
перемещением их вверх на 1/4 хода до
начала мигания табло ФОРСАЖ ВКЛЮЧЕН,
после чего установить РРУД в среднее
положение на защелку, табло должно
погаснуть. Убедиться, что подкачивающие
и пе­рекачивающие насосы топливных
баков включены, перекрывные краны
открыты.

Установить радиосвязь с
командным пунктом и запросить разрешение
на запуск двигателей.

Запуск и опробование двигателей

Запуск и останов двигателей
разрешается производить командиру
экипажа или по его команде бортовому
технику, при этом командир экипажа
должен находиться на своем ра­бочем
месте. Прогрев и опробование силовой
установки разре­шается производить
только летчику.

Перед запуском двигателей вертолета
произвести запуск двигателя АИ-9В (АИ-8).
Для запуска АИ-9В переключатель
ЗАПУСК—ПРОКРУТ—ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК поставить
в поло­жение ЗАПУСК и нажать кнопку
ЗАПУСК на 2—3 с. Двига­тель АИ-9В
автоматически выходит на режим холостого
хода, при этом загораются лампы-табло
ДАВЛ. МАСЛ. НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА. Время
выхода на режим холостого хода не более
20 с.

После выхода двигателя на режим холостого
хода прове­рить параметры его работы
и убедиться в том, что темпера­тура
газов не более 720°С, давление воздуха в
магистрали от­бора воздуха из АИ-9В
находится в соответствии с приведен­ным
на рис. 3 графиком.

  • Запуск двигателя АИ-9В прекратить
    нажатием на 2—3 с кнопки ВЫКЛЮЧЕНИЕ
    АИ-9. если:
  • — в течение 9 с после начала запуска нет
    показания температуры газов;
  • — напряжение в сети запуска падает ниже
    18 В;
  • — температура газов за турбиной стремится
    превысить 880°С;
  • — спустя 30 с от начала запуска продолжает
    гореть сиг­нальная лампа работы
    автоматической панели запуска;
  • — замечены какие-либо другие ненормальности
    в работе двигателя и его систем.
  • Двигатели ТВЗ-117МТ разрешается запускать
    от двигателя АИ-9В после прогрева
    последнего не менее 1 мин.
  • В случае когда имеется перерыв в работе
    двигателя более пяти суток, при подозрении
    на неисправность двигателя, после замены
    масла в масляной системе, после
    неудавшегося запус­ка и в других
    случаях производится холодная прокрутка
    дви­гателя.
  • Прокрутка двигателя выполняется при
    включенных подка­чивающих топливных
    насосах и открытом пожарном кране в
    следующем порядке.

Переключательрода работ установить
в положение ПРО­КРУТКА, а переключатель
ЛЕВ.— ПРАВ. на необходимый дви­гатель
и нажать пусковую кнопку на I—2 с. При
этом оборо­ты ротора турбокомпрессора
от воздушного стартера должны быть в
пределах 20—26%, а продолжительность
цикла пусковой панели 51— 59 с (на Ми-8Т—27
с).

Перед запуском дви­гателя командиру
экипа­жа подать команду «От винтов»
и поставить пере­ключатель рода работ
в положение ЗАПУСК. По­лучив доклад
«Есть от винтов», нажать пуско­вую
кнопку на 2—3 с и перевести рычаг крана
останова запускаемого двигателя в
положение ОТКРЫТО.

В процессе запуска следить за нарастанием
оборотов турбокомпрессо­ра, температурой
газов перед турбиной (не дол­жна
превышать значений, определяемых по
приве­денному на рис. 4 графи­ку),
давлением в гидросистеме, температурой
газов двигателя АИ-9В, давлением воздуха
в ма­гистрали запуска, устойчивостью
работы сигнальных табло ДАВЛ. МАСЛ.
НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА, СТАРТЕР РАБОТАЕТ.

Двигатель должен выйти на обороты малого
газа за время не более 60 с. По окончании
цикла работы панели должны по­гаснуть
табло АВТОМАТ. ВКЛЮЧЕНА через 30 с, табло
СТАРТЕР РАБОТАЕТ — при достижении
оборотов турбоком­прессора 60—65%.

Запуск двигателя необходимо прекратить
нажатием кнопки ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА и
закрытием крана остановав случа­ях,
указанных винструкции экипажу.

Убедившись в нормальной работе двигателей
на режиме малого газа, приступить к их
прогреву, во всех случаях время прогрева
должно быть не менее 1 мин. На режиме
малого газа проверить работу органов
управления и гидросистемы.

По­очередно
отклоняя ручку управления и педали,
убедиться в плавности (без рывков и
заеданий) отклонения органов управ­ления
и изменении давления в основной
гидросистеме в преде­лах от 45 ±3 до
65+кгс/см2, по работе сигнальных
табло убедиться в правильности выдачи
соответствующих сообщений РИ-65.

  1. После прогрева двигателей приступить
    к их опробова­нию. Установлено три
    вида опробования двигателей и их си­стем:
  2. — совместное опробование двигателей
    с выходом на режим, при котором исключается
    отрыв вертолета;
  3. — раздельное опробование двигателей
    с выходом на взлет­ный режим, при этом
    неопробуемый двигатель должен быть
    выключен;
  4. — проверка работы двигателей на висении.
  5. Первый вид опробованияприменяется
    при проверке рабо­тоспособности
    двигателей и их систем в начале летного
    дня (ночи).

Второй вид опробованияпроизводится после замены или ре­гулировки
агрегатов силовой установки, несущего
или рулевого винта, после выполнения
регламентных работ, а также после
устранения неисправностей, выявленных
в полете. При этом вертолет должен быть
загружен до массы не менее 13500кг.

Третий вид опробованияпроизводится
в целях проверки со­вместной работы
двигателей перед каждым полетом.

Читайте также:  Датчик сигнализатор неисправности систем двигателя

При опробовании двигателей с
выходом на режим, исклю­чающий отрыв
вертолета, необходимо убедиться, что
темпе­ратура масла в двигателях не
ниже +30°С, в главном редук­торе—не
ниже минус 15°С, проверить исправность
контуров СТ.

РПР, работоспособность
исполнительного механизма ИМ-ЗАМ, ПЗУ,
диапазон перенастройки оборотов несущего
вин-та.

Затем перемещением рычага общего
шага вверх уве­личить мощность
двигателей до режима, исключающего
отрыв вертолета, убедиться в плавном перемещении рычага общего газа и в
исправной работе гидравлической муфты
его расстопорения.

В процессе опробования
двигателей поворотом кор­рекции газа
из левого в крайнее правое положение
произвести проверку частичной приемистости
двигателей, время которой должно
находиться в пределах 3—6 с; проверить
правильность показаний измерителя
режимов ИР-117М. При опробовании двигателей
в условиях обледенения после их выхода
на малый газ вручную включить
противообледенительную систему
дви­гателей.

При проверке синхронности работы
турбокомпрессоров обо­их двигателей
и перед полетом независимо от метеоусловий
АЗС ПРОТИВООБЛЕДЕНИТ. СИСТЕМА должен
быть вклю­чен. При этом заслонки 1919Т
должны находиться в положе­нииЗАКРЫТО.

Для проверки оборудования необходимо
ввести правую кор­рекцию, включить
генераторы переменного тока и
выпрями­тельные устройства, отключить
наземный источник питания, проверить
величину напряжения генераторов (должно
быть в пределах 200—205 В), выпрямительных
устройств ВУ-6А (27— 29 В) и трансформатора
(115 В). Затем включить все пилотажно-навигационное
и радиоэлектронное оборудование и
про­верить его работу.

Проверка СПУУ-52 производится
следующим образом: на левом щитке
электропульта выключатель СПУУ-52
поставить в положение ВКЛ. и убедиться
в работоспособности системы СПУУ-52 по
погасанию кнопки-табло ОТКЛ.

с красным
свето­фильтром на лицевой панели
блока БУ-32 и по установке под­вижного
индекса нулевого индикатора в положение,
соответст­вующее плотности воздуха.

Чем меньше значение плотности воздуха,
тем левее будет отклоняться стрелка от
крайнегопра­вого положения.

Автопилот проверяетсяна
работоспособностьв режимах«Согласование» и «Управление», а
также на включение и от­ключение его
каналов с помощью кнопок. В режиме
«Согла­сование» (кнопки-лампочки на
пульте не горят) проверяется работа
каналов управления, крена и тангажа.

Для проверки канала управления
переключатель рода ра­боты на пульте
управления курсовой системы ГМК-1А
(КС-ЗГ) устанавливается в положение ГПК,
а переключатель задатчика курса
переводится в левое положение.

Шкала
НАПРАВЛЕ­НИЕ на пульте управления
автопилота дол-жна вращаться при этом
по ходу часовой стрелки.

При переводе
переключателя задатчика курса в правое
положение шкала НАПРАВЛЕНИЕ должна
вращаться против хода часовой стрелки.

Каналы крена и тангажа проверяются
левым летчиком. При поочеред-ном
отклонении ручки управления вертолетом
вправо и влево шкала КРЕН на пульте
управления автопилота долж­на
соответственно вращаться против хода
и по ходу часовой стрелки, а при отклонении
ручки управления от себя и на себя шкала
ТАНГАЖ должна вращаться соответственно
против хо­да и по ходу часовой стрелки.

После проверки автопилота в режиме
«Согласование» про­верить включение
и выключение его с помощью кнопок.

В режиме «Управление» автопилот
проверяется также по всем каналам
раздельно.

Для проверки работоспособности
канала направления уста­новить педали
нейтрально, снять с них ноги и нажать
кноп­ку-лампочку ВКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ.
При этом кнопка-лампоч­ка ВКЛ.

НАПРАВЛЕНИЕ должна загореться, а стрелка
Н на индикаторе ИН-4 занять среднее
положение или положение с отклонением
от середины не более чем на толщину
стрелки.

Повернуть на пульте управления
шкалу НАПРАВЛЕНИЕ по ходу часовой
стрелки на три деления (что соответствует
3°) и убедиться, что стрелка Н на индикаторе
отклоняется вправо, при повороте шкалы
на 10 делений стрелка индикатора долж­на
отклоняться до упора, кроме того, должна
переместиться вперед правая педаль.
Затем установить педали нейтрально и
проверить, чтобы стрелка Н на индикаторе
и шкала НАПРАВ­ЛЕНИЕ на пульте
управ-ления возвратились в исходное
поло­жение.

В такой же последовательности
производится проверка ка­нала
направления при повороте шкалы НАПРАВЛЕНИЕ
про­тив хода часовой стрелки. В этом
случае стрелка Н отклоняется влево, а
левая педаль — вперед. После этого
педали по­ставить нейтрально, кнопкой
ОТКЛ. НАПРАВЛЕНИЕ отклю­чить канал
направления и приступить к проверке
каналов кре­на и тангажа.

Включение каналов крена и тангажа
производится нажа­тием кнопки-лампочки
ВКЛ. КРЕН—ТАНГАЖ. При этом ука­занная
лампочка должна загореться, а стрелки
К и Т на ин­дикаторе ИН-4 должны занять
среднее положение.

Проверка работоспособности каналов
крена и тангажа про­изводится
поочередным отклонением ручки управления
верто­летом и поворотами шкал КРЕН и
ТАНГАЖ. Отклоняя ручку управления вправо
и от себя, убедиться, что стрелки К и Т
индикатора ИН-4 перемещаются соответственно
по ходу часо­вой стрелки и вниз, а при
нажатии кнопки ВЫКЛ.

АП на ручке управления
возвращаются в исходное положение.
После этого кнопкой-лампочкой ВКЛ.
КРЕН—ТАНГАЖ каналы включаются вновь
и проверяется перемещение стрелок К и
Т при отклонении ручки управления влево
и на себя. При этом стрелки К и Т должны
отклониться соответственно против
хо­да часовой стрелки и вверх, а при
нажатии кнопки ВЫКЛ.

АП—возвратиться
в исходное положение.

Дальнейшая проверка производится
при включенных ка­налах (кнопка-лампочка
ВКЛ. КРЕН—ТАНГАЖ горит).

При повороте
шкал КРЕН и ТАНГАЖ по ходу часовой
стрелки на три деления стрелки К и Т
индикатора ИН-4 должны откло­няться
соответственно по ходу часовой стрелки
и вниз, а при повороте шкал против хода
часовой стрелки — в противопо­ложные
стороны. После этого нажатием кнопки
ВЫКЛ. АП отключить каналы крена и тангажа,
а затем проверить рабо­тоспособность
канала высоты.

Для проверки канала высоты кнопкой
ВКЛ. ВЫСОТЫ включить его и нажать
переключатель КОНТРОЛЬ вверх. При
этом стрелка В индикатора ИН-4 должна
переместиться также вверх, а указатель
УШВ покажет увеличение общего шага
несущего винта; переместить рычаг
ШАГ-ГАЗ с нижнего упора на 1° вверх и
кратковременно нажать переключатель
КОНТРОЛЬ вниз, стрелка В при этом должна
переместиться тоже вниз.

При проверке автопилота нельзя
допускать резких перемещений органов
управления, а их отклонения не должны
превышать 50 мм от нейтрального положения,
чтобы избежать страгивания с места или
возможного опрокидывания вертолета.

Окончив проверку автопилота и убедившись,
что все си­стемы и оборудование
работают нормально, запросить у
руко­водителя полетов разрешение на
выруливание.

На вертолете Ми-8МТ проверку авиационного
оборудования можно выполнять при
подключенном аэродромном источ­нике
переменного тока или от преобразователей
115 В (при запущенном АИ-9В). На Ми-8Т проверка
всего оборудования производится в
процессе прогрева двигателей.

Запуск карбюраторного двигателя зимой в мороз

Зима – настоящее испытание для автомобилистов. Ведь запустить холодный двигатель при отрицательной температуре гораздо сложнее, чем летом. В таких условиях меняется вязкость масла, а если говорить о дизельных автомобилях, то и вязкость топлива.

Стартеру нужно больше энергии, чтобы прокрутить двигатель за венец маховика. Поэтому увеличивается нагрузка и на аккумулятор. Часто неопытные автомобилисты попросту садят батарею в попытках успешно завести мотор. В результате такую машину и вовсе невозможно запустить.

Но как правильно подготовиться к запуску двигателя в мороз? Об это мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Напряжение аккумулятора

Если машина долго простояла на улице или температура воздуха опустилась ниже -20 градусов, перед запуском дизельного двигателя в мороз стоит проверить напряжение в аккумуляторе.

На холоде плотность электролита АКБ может падать. Снижается и сама емкость аккумулятора. В результате очень трудно произвести запуск двигателя в мороз. После поворота ключа зажигания стартер будет лениво вращать маховик.

А на второй-третьей попытке и вовсе откажется работать.

Чтобы не садить аккумулятор в ноль, перед запуском стоит проверить его напряжение. Для успешного старта данный параметр должен составлять не менее 13 Вольт. В случае если показатель меньше, стоит произвести зарядку аккумулятора.

Чем вреден холодный запуск

Даже если температура окружающего воздуха понизилась незначительно, запуск двигателя в холодную погоду однозначно происходит хуже. Что уж говорить о сильном похолодании, даже мотор в прекрасном техническом состоянии будет испытывать определенные трудности.

Отрицательные температуры пагубно влияют на все компоненты, от которых зависит, как работает силовая установка. Масло, как моторное, так и трансмиссионное становится значительно гуще, аккумуляторная батарея теряет свою ёмкость, дизельное топливо становится вязким, а бензин перестает хорошо испаряться.

Кроме того, мороз оказывает пагубное влияние на металл, из которого сделан двигатель. Сжимаясь, он увеличивает зазоры между деталями, тем самым уменьшая компрессию и усложняя воспламенение рабочей смеси.

В результате того, что масло сильно густеет, оно плохо проходит по системе подачи и при заводе, первое время мотор работает без смазки.

Эксплуатация на сухую сильно изнашивает детали, самое большое трение испытывают: поршень, кольца, цилиндры, шейки коленчатого вала, вкладыши.

Именно поэтому принято считать, что один пуск двигателя при низких температурах приравнивается к нескольким сотням километров пробега.

При плохой компрессии для запуска требуется больше топлива. Поступая в цилиндр на холодном двигателе, рабочая смесь проходит в увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и оказывается в поддоне картера.

Смешиваясь с маслом, топливо значительно ухудшает его свойства. При большом увеличении концентрации топлива (бензин или солярка) в масле, материал уже не способен полностью уберечь мотор от износа. Как следствие, мотор не только быстро изнашивается и глохнет, но и может полностью выйти из строя.

Читать дальше: Как обжаловать оплаченный штраф

В период зимней эксплуатации от низких температур страдают уплотнители, прокладки, сальники, все изделия, выполненные из резины. Как правило, качественная резина без проблем выдерживает температуру до −25°С, а вот при более низких температурах начинает твердеть и пропускать рабочие жидкости.

Кроме того, негативное влияние на резину оказывают перепады температур. После того, как происходит холодный пуск, мотор быстро и неравномерно начинает нагреваться. Как результат резких температурных перепадов, трещины в резиновых изделиях и утечки жидкостей.

Читайте также:  Двигатель бензонасоса ваз характеристики

В случае если после нескольких попыток ничего не вышло, постарайтесь разобраться, почему двигатель не запускается. Кроме того, бывают ситуации, когда установка запускалась и нормально работала некоторое время, после чего неожиданно заглохла. Не торопитесь заводить её сразу, откройте капот и осмотрите.

Иногда незначительная поломка по причине сильных холодов при повторном заводе приводит к серьезному капитальному ремонту.

Как увеличить плотность АКБ

Немаловажная характеристика в любой АКБ – это плотность электролита. Если она ниже, чем 1,27 грамма на кубический сантиметр, такой аккумулятор будет бесполезен зимой. Не заводится машина в мороз — что делать? Чтобы вернуть АКБ к жизни, стоит пополнить уровень электролита.

Его заливают через специальные отверстия на крышке (их всего шесть). После этого производят зарядку с минимальной силой тока в течение трех часов. Затем производят повторный замер ареометром. Если цифра составляет 1,27-1,28 грамма, такой аккумулятор будет запускать двигатель в мороз.

Масло

Немаловажная характеристика, определяющая легкость зимнего запуска, это вязкость масла. Если годовой пробег машины более 20 тысяч, специалисты рекомендуют менять его по сезону. Существует несколько видов моторного масла:

Все они маркируются двузначным значением вязкости по SAE. Считается, что самым лучшим маслом является то, что рекомендует использовать сам производитель. Но зимы бывают разные, поэтому иногда можно отойти от рекомендаций завода-изготовителя. Зимние масла маркируются буквой W.

Если средняя температура воздуха в данный сезон составляет от 10 до 25 градусов ниже нуля, стоит ориентироваться на продукты с вязкостью от 0W до 10W. Выбирать можно как синтетику, так и полусинтетику. Масла с такой вязкостью будут обеспечивать более легкий запуск двигателя в мороз.

Если зима более теплая, можно использовать продукты с вязкостью 15W. Но помните, что чем ниже данная цифра, тем меньше густота масла. Соответственно, на старых моторах оно может попросту уходить через изношенные сальники, прокладки или в камеру сгорания через кольца.

Поэтому не стоит существенно снижать данный показатель.

Решаем проблемы с пуском дизеля

Существует масса проблем, из-за которых оказывается невозможным запустить дизельный двигатель. Рассмотрим основные из них, а также найдём методы их решения.

Расстроенный момент впрыска топлива. При позднем впрыске запуск дизельного двигателя в мороз практически невозможен. Кроме того, зачастую достаточно сложно определить, что дело именно в этом. Для этого потребуется провести диагностику.

Еще одна актуальная причина – утечка тока АКБ. Если летом это обстоятельство может быть не так заметно, так как стартер расходует не столько энергии для запуска, то зимой этот вопрос требует немедленного решения.

Чаще всего проблемы в обмотке (где-то что-то закоротило). Всё это обнаруживается при элементарном визуальном осмотре. Желательно проверить ремень генератора на степень износа, при необходимости подтянуть.

После этого, скорее всего, тут же можно будет выполнить запуск двигателя в мороз без каких-либо проблем.

Компрессия

За этим параметром стоит особенно следить владельцам старых поддержанных авто. На бензиновых двигателях показатель компрессии должен составлять не менее десяти атмосфер. На дизельных – от двадцати и выше. Если компрессия будет ниже, мотор будет трудно заводиться.

И если летом он запустится с третьей-четвертой попытки, то зимой у аккумулятора не может хватить сил для такого длительного запуска. Замер производится при помощи компрессометра. Он устанавливается на место выкрученных свечей зажигания. После установки нужно прокрутить стартером 2-3 раза коленвал. И так для каждого цилиндра.

Показатели не должны отличаться на более чем одну атмосферу. Если компрессия слабая, такой мотор нуждается в ремонте. Иначе в мороз машина не заведется.

Но часто случается так, что мотор не запускается при исправной АКБ и с нормальной компрессией. Зимой у водителя нет права на ошибку. Поэтому нужно знать, как произвести запуск двигателя в мороз с первой попытки. Об этом мы расскажем ниже.

Теоретическая вводная

Как известно, человеку в морозную погоду, не комфортно. Так само и автомобилю, который длительный срок простоял на низкой температуре. Если смотреть со стороны физики, то металлы и жидкости имеют свойство замерзать.

Так в автомобильном ДВС замёрзнуть моет корпус, внутренние составляющие, масло и охлаждающая жидкость, особенно вода.

Вследствие примерзания элементов силового агрегата при запуске двигателя возникают проблемы — коленчатый вал не способен прокрутиться, поскольку элементы поршневой замёрзли и на них воздействует сильное сопротивление. К этому добавляется густое масло, в котором катается коленвал. А если у автомобиля имеются проблемы с подачей топлива или зажиганием, то почти не реально произвести запуск двигателя в мороз.

Ко всем перечисленным проблемам ещё может добавиться и слабый аккумулятор, который не способен выдержать нагрузку запуска с третьего или четвёртого раза. Это связано с тем, что стартер при первом пуске мотора вытягивает с АКБ всю мощность, и если автомобиль не завёлся с первого раза, то на последующие запуски энергии может не хватить.

Советы для автовладельцев

Как завести двигатель в мороз правильно? Если у вас бензиновый автомобиль, не стоит сразу запускать ДВС после включения зажигания. Нужно подождать, пока электрический насос закачает топливо в рампу. На этой уйдет не более трех секунд.

Но именно эти секунды могут спасти при запуске машины в мороз. Итак, включаем зажигание и ждем, пока насос не закачает жидкость. Это можно определить по звуку. При работе насос издаст характерный гул в задней части авто.

Когда он замолчал, можно производить запуск.

Нелишней операцией будет прогрев аккумулятора. Это можно сделать, не снимая его с автомобиля. Нужно, чтобы на АКБ пошла нагрузка – это поможет активировать электролит внутри. Для этого включаем дальний свет на десять секунд.

Однако помните, что при запуске должны быть выключены все электроприборы. Малейшая нагрузка на АКБ существенно усугубит работу стартера.

Если автомобиль укомплектован механической коробкой передач, рекомендуется выжать педаль сцепления при запуске.

Что это нам даст? Масло в МКПП очень густое (вязкость 75w90), поэтому при вращении маховика стартер частично будет работать и на вращение деталей КПП. Чтобы снизить нагрузку на батарею, которая будет давать нам пусковой ток, выжимаем педаль сцепления в пол. Это позволит снизить риск неудачного пуска ДВС.

Бывает так, что при холодном старте на бензиновом моторе заливает свечи. В результате очень трудно запустить мотор. Конечно, более правильным решением является их сушка в демонтированном состоянии.

Но просушить свечи можно и без их выкручивания. Каким образом? Для этого при вращении стартера нужно нажать до упора на педаль газа.

Данная операция увеличит продувку камеры сгорания от лишнего топлива и позволит успешно запустить мотор.

Как правильно запустить холодный двигатель

К сожалению, далеко не все водители имеют возможность на ночь ставить свой автомобиль в гараж, поэтому зимнее утро с трескучими морозами может принести проблемы с запуском охлажденного за ночь двигателя. Как правильно запустить холодный двигатель? Чтобы не попадать в такую сложную ситуацию, стоит соблюдать несколько полезных советов.

Как правильно запустить холодный двигатель

  • если случаются проблемы с заклинившими дверцами или замками авто, необходимо заранее покрывать замки и резиновые уплотнители специальной смазкой на основе силикона;
  • новые аккумуляторы автомобильные — это 90% успешного запуска холодного двигателя, рассмотрите возможность замены старого аккумулятора на новый, где можно даже сдать старую отработанную АКБ!
  • после того, как удалось проникнуть в салон машины не стоит торопиться с поворотом ключа в замке зажигания. Для начала лучше всего разогреть аккумулятор, для чего можно включить радио или фары дальнего света. Но не стоит это делать слишком долго во избежание полной разрядки аккумулятора.
  • после этого можно повернуть ключ в замке зажигания, подождать пока бензонасос начнет прокачивание бензина, а затем уже приступить к запуску двигателя.
  • за одну попытку не стоит давать стартеру работать более 10 секунд, в противном случае может произойти его перегрев. При этом для уменьшения нагрузки на аккумулятор нужно отключить все электроприборы.
  • если автомобиль уже достаточно много времени не заводится, то необходимо вдавить до конца в пол педаль газа и запустить стартер. Этот прием даст возможность удалить из камеры сгорания те остатки бензина, которые там остались от предыдущих попыток запустить мотор.
  • если машина оснащена механической коробкой передач, то приступать к запуску стартера необходимо при выжатом сцеплении, а после того как автомобиль завелся необходимо еще в течение нескольких минут удерживать педаль сцепления в том же положении. Этот прием помогает упростить процесс запуска застоявшегося двигателя и продлевает срок службы коробки передач.

Если не смотря на все приложенные водителем усилия, запустить мотор не удалось, необходимо обратиться к другим, более кардинальным мерам. Как правильно запустить холодный двигатель — одним из таких вариантов может стать запуск работы автомобиля от аккумулятора другого автомобиля, который известен среди водителей как «прикуривание».

Также необходимо проверять и заряд аккумулятора и если проблема оказывается именно в нем, необходимо провести процедуру подзарядки аккумулятора или провести замену старого аккумулятора на новый. Если проблемы с запуском двигателя заключаются в свечах прокаливания, необходимо произвести их прокаливание на газу или полную замену.

Ну а если уже все возможные варианты запуска автомобильного двигателя испробованы, то следует произвести транспортировку машины в автосервис, где профессиональные механики смогут найти проблему или поломку, которая стала причиной этой проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector