Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

С перегревом по тяжести последствий для двигателя мало что сравнится. Если из-за перегрева «винтом» пошла только головка цилиндров и прогорела ее прокладка, значит, мотор еще неплохо отделался.

Могло быть гораздо хуже, если бы вследствие температурного расширения зазоры между трущимися деталями стали не только меньше необходимых, что само по себе ведет к вытеснению из них масла и ухудшению условий смазывания, но и были выбраны полностью.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

В последнем случае на поверхностях деталей появляются задиры, детали могут и вовсе заклинить. Такой исход вызывает необходимость капитального ремонта силового агрегата либо замены его другим двигателем, пусть «бэушным», но исправным.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Однако мотор необходимо защищать не только от перегрева, вызываемого превышением допустимой температуры, но и не допускать его работы при температурах, которые ниже оптимальных с точки зрения смесеобразования и качественной смазки.

Пока двигатель не прогрет, топливо хуже испаряется, что ведет к некачественному смесеобразованию, из-за чего горючая смесь сгорает не так хорошо, как должна.

Более того, топливо может конденсироваться на стенках цилиндров и смывать с них смазку. 

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Кроме того, при низких температурах моторное масло остается слишком вязким.

Из-за этого оно, во-первых, хуже поступает в места смазки и сопротивляется прокачиванию по системе смазки, из-за чего предохранительный клапан, чтобы не допустить масляного голодания, открывается и пропускает грязное масло к трущимся деталям в обход масляного фильтра. Во-вторых, вязкое масло создает лишнее сопротивление движущимся деталям.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

В результате увеличиваются потери мощности, растет расход топлива, а по влиянию на срок службы силового агрегата холодный запуск и последующий прогрев до рабочей температуры часто приравнивают к 300-400-километровым пробегам в прогретом состоянии. Зафиксированный исследованиями факт — при работе двигателя с температурой моторного масла 50°С износ увеличивается в 1,6 раза.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Для ускорения прогрева двигателя после запуска, поддержания оптимального теплового режима во время работы силового агрегата после прогрева и недопущения перегрева служит система охлаждения. Из двух способов охлаждения, жидкостного и воздушного, к настоящему времени всеобщее распространение получил первый.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Система жидкостного охлаждения состоит из рубашки охлаждения, насоса, с помощью которого осуществляется принудительная циркуляция жидкости по системе, термостата, радиатора, вентилятора, расширительного бачка и соединительных шлангов и патрубков. Отдельным контуром к системе охлаждения подключен отопитель салона. Помимо этого, к системе охлаждения двигателя могут быть подключены генератор, турбокомпрессор, теплообменник «автомата», если это предусмотрено их конструкцией.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

После запуска, когда холодный двигатель требуется не столько охлаждать, сколько быстрее прогреть до рабочей температуры, жидкость циркулирует по малому кругу, фактически включающему только рубашку охлаждения, представляющую собой полости в блоке и головке цилиндров, и насос, или помпу, как этот узел еще называют. Достигается это благодаря термостату, клапан которого перекрывает проход жидкости в радиатор.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Когда температура охлаждающей жидкости достигла определенного значения, клапан термостата открывается и пропускает жидкость в радиатор. После этого жидкость в системе охлаждения начинает перемещаться по большому кругу циркуляции.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Радиатор состоит из двух бачков, между которыми находится сердцевина, набранная из трубок и тонких пластин или лент, увеличивающих охлаждающую поверхность. Снаружи трубки обдуваются воздухом, которому передается тепло, вынесенное жидкостью из рубашки охлаждения.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Для увеличения количества и скорости воздуха, проходящего через радиатор, служит вентилятор. Для поддержания выгодного теплового режима привод вентилятора делают автоматически выключаемым. Пока отсутствует опасность перегрева, вентилятор отключен. Так система охлаждения работает, но что может ей помешать справляться с обязанностями?

Основополагающее условие работоспособности системы — она должна быть заполнена достаточным количеством охлаждающей жидкости. Из-за потери жидкости забирать и отводить избыточное тепло становится нечему, стало быть, появляется угроза перегрева.

  • Одной из распространенных неисправностей, вызывающих убыль жидкости, являются течи.
  • Причиной может быть ослабление затяжки крепежных хомутов, коррозия металлических патрубков и радиатора, разрывы резиновых шлангов, трещины в пластмассовых деталях, износ сальника, изолирующего подшипниковый узел помпы от жидкости, проблемы с уплотнениями.

Однако убывать жидкость способна и из-за испарения. Современные системы охлаждения работают под некоторым избыточным давлением, чем не допускается преждевременное закипание жидкости.

Поддерживает избыточное давление в системе клапан в пробке расширительного бачка.

Когда давление пара под пробкой становится чрезмерным, что может вызвать повреждение радиатора и выдавливание жидкости по стыкам, клапан открывается и выпускает испарения в окружающую среду. 

При неисправности клапана, наличии в пробке трещины либо неплотном закрытии пробки, что часто делают сознательно, чтобы поберечь от прорыва изнутри сердцевину радиатора, истонченную коррозией, жидкость не только быстро испаряется, но может и вовсе закипеть, даже когда температура не превысила рабочий диапазон.

Кроме того что в системе во избежание перегрева двигателя должно быть достаточное количество охлаждающей жидкости, необходимо обеспечить эффективный отвод тепла. Обеспечивает циркуляцию жидкости внутри системы водяной насос, однако он может подвести, если по какой-то причине разрушилась или проворачивается на валу его крыльчатка.

  1. Отдельная тема — привод помпы.
  2. Если насос приводится тем же зубчатым ремнем, что и ГРМ, то неисправность подшипника помпы может не вызвать перегрев, а стать причиной повреждения ремня с последствиями, тяжесть которых как раз с перегревом сравнима.

Теплоотвод нарушается также при загрязнении системы накипью и продуктами коррозии. Одна часть накипи, осевшая на поверхностях рубашки охлаждения и трубок радиатора, работает как теплоизоляция, другая вместе с частицами коррозии забивает каналы, оседает в патрубках и бачках, чем нарушает нормальный проток охлаждающей жидкости.

Следующее звено в теплопередаче — воздух, которым охлаждается радиатор. Нарушить свободное и достаточное поступление воздуха в сердцевину радиатора способно ее загрязнение тополиным пухом, насекомыми, дорожной пылью. При наличии кондиционера его конденсор устанавливают перед радиатором двигателя — засорение конденсора также ухудшает охлаждение мотора. 

Другая напасть, которая угрожает двигателю перегревом со стороны радиатора, — проблемы с приводом вентилятора, где в зависимости от устройства привода не исключены вопросы с приводным ремнем, вискомуфтой, температурным датчиком, электродвигателем или реле его включения.

Наконец, термостат. В первую очередь он попадает под подозрение в случае, когда двигатель прогревается слишком долго или не достигает рабочих температур вовсе, то есть, говоря проще, работает в условиях переохлаждения, но и к перегреву термостат тоже бывает причастен. Все зависит от того, в каком положении заклинил клапан термостата. 

  • У медленного прогрева и недобора рабочей температуры бывает и другой виновник — вентилятор, если из-за неисправности в управлении он перестает выключаться и «молотит» без перерыва.
  • На проблемы, имеющие ресурсный характер, повлиять трудно, но что в таком случае может и должен делать владелец автомобиля, чтобы уменьшить вероятность неприятных сюрпризов, которые способна преподносить система охлаждения?

Первое — следить за уровнем жидкости. При этом контролировать уровень в расширительном бачке желательно на холодном двигателе при температуре не ниже 15°С и не выше 25°С.

Связано это со способностью антифризов более существенно изменять объем в зависимости от температуры по сравнению с водой, что, к слову, и было причиной появления расширительных бачков в конструкции систем охлаждения после того, как антифризы вместо воды стали использоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Второе — своевременно менять антифриз, памятуя, что это агрессивная жидкость, срок службы которой определяется в основном долговечностью присадок, сдерживающих химическую активность субстанции по отношению к материалам, из которых выполнены узлы системы охлаждения.

Наиболее широко используются и представлены в продаже силикатные и карбоксилатные антифризы. Название отражает природу используемых антикоррозийных присадок.

Силикатные антифризы в наших условиях нежелательно использовать без замены свыше трех лет, карбоксилатные — больше пяти лет.

При отсутствии единого стандарта, который бы регламентировал охлаждающие жидкости, и единообразия в обозначениях при покупке антифриза для замены или доливки ориентиром должна быть инструкция по эксплуатации. В ней указано, требованиям каких стандартов и спецификаций должен удовлетворять антифриз.

Что касается цвета, то следует знать, что окрашивают антифризы не для того, чтобы позиционировать их по типам. Окраска должна помогать определять уровень в расширительном бачке, ибо без добавления красителя все антифризы бесцветные. Другое назначение окраски — предупреждать пользователя, что он имеет дело с небезопасной для здоровья жидкостью. 

Третье — уход за радиатором, заключающийся в очистке его от грязи, набившейся в сердцевину, с целью обеспечить свободный и достаточный обдув трубок и пластин. Поскольку снаружи на радиатор губительно действуют составы, применяемые для обработки дорог против гололеда, по окончании зимнего сезона не будет лишним промыть радиатор из поливочного шланга.

  1. Ни одна из этих процедур не является настолько обременительной и затратной, чтобы ею пренебрегать в ущерб пользе, которую можно получить взамен. 
  2. Сергей БОЯРСКИХ Фото автора и из открытых источников
  3. ABW.BY

Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Одной из самых опасных и распространенных проблем, влекущих за собой серьезные последствия в виде капитального ремонта ДВС или его замены, является перегрев двигателя.

В основном такая проблема возникает в летнее время, однако некоторые неисправности могут вызвать такую незадачу и в более прохладный период.

Перегревания сердца автомобиля проще избежать, чем потом устранять серьезные последствия даже однократного превышения рабочей температуры. Для этого необходимо знать симптомы и способы быстрого устранения подобной проблемы

Как понять, что двигатель греется: признаки

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Перегрев двигателя, даже однократный, чреват неприятными последствиями. Для избегания подобной неисправности необходимо контролировать температуру ДВС и его состояние.

Основные симптомы перегрева ДВС:

  • перемещение стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели в красную зону (от 120 градусов);
  • на многих автомобилях помимо температурной шкалы на панели имеется индикатор, который загорается при превышении температурного диапазона, так же это может сопровождаться специфическим звуком;
  • значительное уменьшение тяги, мощности автомобиля;
  • более громкая работа ДВС, в которой можно заметить звонкие металлические звуки;
  • при значительном перегреве двигателя появляется белый налет на свечах, видимые повреждения на них;
  • при сильном перегреве внешний осмотр состояния мотора может выявить протекания антифриза, масла, трещины в корпусе и деформации отдельных частей ДВС;
  • появление темных хлопьев в охлаждающей жидкости и потемнений на стенках расширительного бачка (данную проверку необходимо осуществлять после значительного снижения температуры двигателя);
  • вспенивание масла ДВС или изменение его цвета на серо-рыжеватый;
  • постоянно включенный вентилятор радиатора или его не включение при движении в теплую погоду в пробках или с небольшой скоростью;
  • появление пара под капотом, сообщающее о закипании охлаждающей жидкости.
Читайте также:  Двигатель pvp от чего

Причины, из-за которых двигатель может перегреться

Защищает ДВС от перегрева система охлаждения, в которой может быть залит антифриз, тосол или обычная вода.

Основными устройствами, осуществляющими контроль рабочей температура и ее снижение, являются:

  • вентилятор радиатора, который включается программным путем при достижении определенной температуры;
  • термостат, который открывает движение охлаждающей жидкости по большому кругу;
  • датчики температуры, которые передают показания в ЭБУ, их бывает несколько, располагаться могут как на двигателе, радиаторе;
  • электронный блок управления двигателем.

Неисправность в любом из выше перечисленных узлов может повлечь за собой перегрев. Помимо сбоев в работе вышеперечисленных устройств, причинами для перегрева могут стать как внешние факторы, так и другие внутренние неисправности.

Большинство вышеуказанных причин можно диагностировать с помощью автосканера Scan Tool Pro Black Edition.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Помимо базовой диагностики и сброса ошибок, сканер отлично работает в качестве бортового компьютера и позволяет в реальном времени наблюдать показания со всех имеющихся в автомобиле датчиков, что может заблаговременно информировать водителя о неисправности. Сканер подойдет как для отечественных, так и для импортных автомобилей начиная с 1996 года выпуска.

Внешний перегрев

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

При появлении симптомов перегрева необходимо произвести внешний осмотр радиатора, мотора и системы охлаждения.

 Покраска автомобиля жидкой резиной

Основные причины внешнего перегрева:

  • забитый грязью радиатор;
  • мотор покрыт значительным слоем грязи, масла или других веществ, что снижает охлаждение корпуса воздухом из подкапотного пространства;
  • неисправность или повреждение штор радиатора;
  • критически высокие внешние температуры, в том числе нахождение машины на солнцепеке при высоких температурах окружающей среды;
  • появление клубов пара из глушителя;
  • внешние повреждения вентилятора вследствие воздействия извне (удар, отсоединение рядом находящихся узлов, неаккуратный ремонт).

Внутренний перегрев

Причин для внутреннего перегрева множество и не все из них можно обнаружить визуально, а некоторые придется поискать и квалифицированному автослесарю.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Причины внутреннего перегревания ДВС:

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • повреждение узлов системы охлаждения, приведшие к появлению течи антифриза;
  • вместо охлаждающей жидкости в системе охлаждения залита вода, что во многих случаях приводит к перегреву, особенно при передвижении в жару, пробках или других ситуациях;
  • неисправный термостат, оставшийся в закрытом положении;
  • неисправность вентилятора;
  • неисправность датчика вентилятора;
  • неисправность водяного насоса или привода ремня помпы;
  • неисправность датчиков температуры охлаждающей жидкости;
  • слабое натяжение ремня вентилятора, при его наличии;
  • длительная работа ДВС в режиме буксировки, на холостом ходе или передвижении в пробках;
  • продолжительная работа мотора в условиях детонации (в первую очередь относится к бензиновым ДВС);
  • неправильно отрегулированная система зажигания или впрыска, приводящая к продолжению сгорания топливной смеси при открытии выпускных клапанов, что значительно повышает температуры отработанных газов;
  • прогорание выпускного клапана;
  • значительное количество отложений внутри камеры сгорания;
  • отложения в каналах системы охлаждения;
  • прогорание прокладок в ДВС;
  • некачественный бензин с низким октановым числом или значительным числом опасных присадок;
  • добавление присадок в систему охлаждения или масло;
  • повышенный износ поршневой группы;
  • воздушные пробки в охлаждающей системе.

Последствия слабого, среднего и сильного перегрева

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

От степени перегрева ДВС зависят последствия и стоимость ремонта. Своевременное обслуживание автомобиля, контроль уровня охлаждающей жидкости и температурный режим при передвижении снижает возникновение перегрева в разы.

Слабый перегрев ДВС происходит при работе мотора при превышении температуры в течение 4-12 минут. В основном это происходит при неисправности термостата или вентилятора, а водитель своевременно обнаруживает это и принимает меры.

Во многих случаях подобная ситуация при ее однократном возникновении не отражается на состоянии мотора, особенно если у него небольшой пробег. Частенько слегка плавятся поршни, при значительном превышении температуры, даже кратковременном, появляется темного цвета дым из глушителя, возникает ощущение, что мотор все время работает при нагрузках.

Даже после однократного кратковременного перегревания мотора впоследствии он начнет чаще греться из-за изменений в поршнях и остатке оплавленного металла в цилиндрах.

Средняя степень перегрева ДВС появляется при работающем моторе на предельных температурах не менее 20 минут. Причины для подобной ситуации множество и все они были описаны ранее.

Последствия подобного перегревания уже более печальны.

Помимо последствий, характерных для слабого перегревания, проявляющихся в большей степени, добавляются перекос головки блока цилиндра или появление трещин в ней, прогорание прокладок ГБЦ, вылетание клапанного гнезда, сильная деформация поршней, разрушение межкольцевых перегородок поршней, протекание масла из-под всевозможных прокладок и сальников.

Сильное перегревание ДВС вызывает всевозможные и очень серьезные последствия. В таком случае могут уцелеть единичные рабочие узлы или двигатель можно будет выкинуть.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Основные последствия чрезмерного перегрева мотора:

  1. Основные последствия такого перегрева начнутся в камерах сгорания, в которых начнут оплавляться и прогорать поршня, вплоть до появления в них отверстий и полнейшего разрушения. Расплавленные остатки поршней налипнут к стенкам цилиндров, еще больше осложняя движение поршней. Также появляются зазубрины на стенках цилиндров. На этой стадии двигатель может остановиться.
  2. При разрушениях поршней и повреждениях камеры сгорания начинает перегреваться масло, полностью теряя свои смазывающие характеристики, вызывая повышенное трение между деталями. От увеличения трения начинают оплавляться шатунные и коренные вкладыши, прилипая к коленчатому валу. Также вкладыши могут провернуться как в блоке, так и на шатунах, что также может вызвать остановку мотора.
  3. Под влиянием критических для ДВС температур начинается деформирование головки блока цилиндров, прогорают как впускные, так и выпускные клапана, вылетают со своих мест одно или больше клапанных гнезд, становится заметным громкий звонкий звук вверху движка. Возможна остановка ДВС.
  4. Поршень выдержал подобные нагрузки, в таком случае ломается коленвал из-за образовавшейся на нем ранее трещины на одной из шеек на месте провернутого вкладыша. Даже в этом случае ДВС иногда продолжает работать.
  5. Один (или несколько поршней) не выдерживает значительных перегрузок и он заклинивает в цилиндре, что приводит к его разрыву пополам. Нижняя часть оказывается в поддоне, верхняя же в цилиндре. Облегченный шатун и поршневой палец начинают свободно болтаться в блоке и проделывают дыру в одной из стенок. Такая ситуация в простонародье называется кулак дружбы. При ней всегда останавливается работа мотора.

Что делать если двигатель уже начал перегреваться

При обнаружении начавшегося перегрева или подозрений на него необходимо срочно принимать меры, для избегания в последствии серьезных проблем с мотором.

Если стрелка только вошла в красную зону (зону перегрева), то можно заглушить двигатель, но желательно немного охладить его, включив на максимальную температуру и обдув печку.

В любом случае необходимости произвести осмотр радиатора и подкапотного пространства. Если жидкость в расширительном бачке присутствует, то немного охладить мотор можно включением вентилятора печки на максимальную температуру и режим обдува.

При полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке включение печки на максимальном режиме не поможет охладить ДВС, а может усугубить ситуацию. В таком случае необходимо заглушить мотор и доставить автомобиль на место ремонта на эвакуаторе.

При обнаружении незначительных течей в системе охлаждения после охлаждения двигателя возможно доливание воды или охлаждающих жидкостей. Ни в коем случае нельзя доливать в расширительный бачок горячего двигателя никакую жидкость, так как разница в температурах может привести к появлению трещин в разных узлах ДВС или к иным последствиям.

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

Категорически запрещено поливать мотор водой, так как в таком случае его ремонт неизбежен из-за появления трещин на корпусе блока цилиндров.

 Ремонт Автоматической Коробки Передач самостоятельно: фото и видео инструкция

  • Перегретый мотор глушится только в определенных случаях: при появлении пара из-под капота, свидетельствующий о появлении значительной течи в системе охлаждения, или полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке.
  • Даже незначительный перегрев мотора в лучшем случае в будущем приведет к неприятным последствиям, а значительный его перегрев способен практически полностью разрушить его внутренности, что приведет к необходимости установки другого мотора.
  • Подобные ситуации можно предотвратить, для этого необходимо постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости, не заливать воду в охлаждающую систему, своевременно менять помпу охлаждения и рабочие жидкости, регулярно оглядывать патрубки на появление трещин в них, следить за чистотой радиатора и корпуса ДВС.

Влияние температурных параметров на работу мотора

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и их составные части подвергаются сильному нагреву во время эксплуатации различных транспортных средств. При этом, как перегрев, так и переохлаждение мотора способны спровоцировать выход его из строя.

В связи с этим одной из важнейших задач разработчиков силовых агрегатов является обеспечение оптимального теплового режима их работы.

Грамотно организованная система охлаждения двигателя способствует получению наилучших эксплуатационных параметров ДВС, к которым относятся:

  1. Максимальная мощность.
  2. Минимальный расход горючего.
  3. Увеличенный срок эксплуатации.

За один рабочий цикл температура в цилиндрах ДВС изменяется от 80…120 градусов Цельсия во время впуска горючей смеси до 2000…2200 градусов Цельсия в процессе ее сгорания. При этом силовой агрегат достаточно сильно нагревается.

Принято считать, что двигатель нормально функционирует, если интервал изменения температуры в районе блока цилиндров находится в пределах 90 – 110 градусов Цельсия.

Читайте также:  Bmw 120d тюнинг двигателя

Если мотор во время работы охлаждается недостаточно интенсивно, то его детали сильно нагреваются и изменяются в размерах. Значительно уменьшается (из-за выгорания) и объем моторного масла, залитого в картер. В итоге увеличивается трение между взаимодействующими деталями, что приводит к их быстрому износу или даже заклиниванию.

Однако и переохлаждение ДВС отрицательно сказывается на его работе. На стенках цилиндров холодного двигателя происходит конденсация паров топлива, которые, смывая слой смазки, разжижают моторное масло, находящееся в картере.

Для исключения негативных последствий, связанных с нарушением теплового режима, системы охлаждения проектируются так, чтобы исключить перегрев и переохлаждение мотора в процессе эксплуатации.

В результате химические свойства последнего ухудшаются, что способствует:

  • увеличенному расходу моторного масла;
  • интенсивному износу трущихся поверхностей;
  • падению мощности силового агрегата;
  • увеличению расхода горючего.

Классификация

При работе мотора необходимо обеспечить отвод от 25 до 35% выделяемого тепла. Для его эффективного поглощения (отвода) чаще всего используют воду, воздух или специальную жидкость (тосол, антифриз). Материал теплоносителя определяет способ охлаждения силового агрегата.

Различают системы:

  1. Принудительного воздушного охлаждения.
  2. Жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

Жидкостная система охлаждения

Влияние перегрева и переохлаждения деталей двигателя на его работу

В настоящее время для эффективного охлаждения автомобильных двигателей используют закрытую систему жидкостного охлаждения с замкнутым циклом.

Конструкция

В обязательном порядке система содержит расширительный бачок, который служит для компенсации изменения объема жидкости при изменении ее температуры. Кроме того, через него заливают теплоноситель.

Это интересно:  Почему для некоторых моделей АвтоВАЗ отменил ТО-1

Также в состав системы входят:

  • водяная рубашка силового агрегата (пространство между двойными стенками блока цилиндров и его головки в местах отвода чрезмерного количества тепла);
  • датчик температуры;
  • биметаллический или электронный термостат, обеспечивающий оптимальную температуру в системе;
  • помпа-насос центробежного типа, обеспечивающий принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе;
  • вентилятор, с помощью которого усиливается поток встречного воздуха на основной радиатор системы;
  • радиатор, осуществляющий передачу тепла окружающей среде;
  • радиатор отопителя, предназначенный для передачи тепла непосредственно в салон автомобиля;
  • контрольный прибор, встроенный в панель приборов автомобиля.

Принцип действия

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Постоянно циркулируя внутри системы, она отводит тепло от составных частей мотора, нагревающихся в процессе работы, нагревается, попадает в радиатор, охлаждается в радиаторе встречным потоком воздуха и возвращается обратно.

При необходимости включается вентилятор, усиливая эффективность охлаждения. Для замкнутых систем охлаждения температура теплоносителя не должна превышать 126 градусов Цельсия. Таким образом, обеспечивается оптимальный тепловой режим работы силового агрегата.

Дополнительные функции

Кроме своей главной задачи – отвода тепла от нагревающихся элементов, жидкостная система охлаждения двигателя обеспечивает также:

  • Прогрев силового агрегата в холодное время года

В современных системах жидкостного охлаждения предусмотрено два контура, по которым может циркулировать охлаждающая жидкость. Это сделано для того, чтобы в момент пуска холодного двигателя, когда его детали и сама жидкость имеют низкую температуру, циркуляция теплоносителя осуществлялась по малому кругу (мимо радиатора).

Обеспечивается это термостатом, который в момент, когда температура поднимется до определенного уровня (70-80 градусов Цельсия), открывается, давая возможность теплоносителю циркулировать по большому кругу (через радиатор). Таким образом, осуществляется ускоренный процесс прогрева двигателя.

  • Нагревание воздуха в салоне автомобиля

В холодное время года с помощью горячего теплоносителя происходит нагревание воздуха в салоне автомобиля. Для этого служит дополнительный радиатор, установленный в салоне и оснащенный собственным вентилятором. С их помощью тепло, отобранное от горячей жидкости, распространяется по всему объему салона.

  • Снижение температуры нагнетаемого в цилиндры воздуха

Специально для двигателей, оснащенных турбонагнетателями, предусмотрены двухконтурные системы, в которых один контур обеспечивает охлаждение жидкости, а второй – охлаждение воздуха.

Кроме того, контур охлаждения теплоносителя также представляет собой двухконтурную систему, один контур которой охлаждает головку блока цилиндров, а другой – сам блок.

Это вызвано тем, что в турбированном моторе температура головки блока цилиндров должна быть ниже температуры самого блока на 15…20 градусов Цельсия. Особенностью такой системы охлаждения является то, что каждый контур контролируется собственным термостатом.

Достоинства и недостатки

Жидкостная система охлаждения двигателя присутствует практически у всех современных автомобилей. Принципиально отличаясь от систем воздушного охлаждения, она гарантирует:

  • равномерное и быстрое прогревание силового агрегата;
  • эффективный отвод тепла в любых условиях эксплуатации двигателя;
  • снижение затрат мощности;
  • стабильный тепловой режим работы мотора;
  • возможность использования выделяемого тепла для нагревания воздуха в салоне и пр.

Это интересно:  Грузовики в городе

Среди немногочисленных недостатков жидкостной системы охлаждения можно отметить:

  • необходимость регулярного обслуживания и сложность ремонта;
  • повышенную чувствительность к изменениям температуры.

Неисправности и способы их устранения

Всем системам жидкостного охлаждения свойственны характерные неисправности. Чаще всего встречаются:

  1. заклинивание термостата в закрытом положении (циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу);
  2. поломка помпы;
  3. повреждение выпускного клапана, встроенного в пробку расширительного бачка;
  4. утечка теплоносителя вследствие разгерметизации системы (повреждение уплотнителей, коррозия и пр.).
  5. Кроме того, достаточно часто термостат заклинивает в положении «Открыто» (теплоноситель циркулирует по большому кругу), что увеличивает время прогрева холодного мотора и способствует нестабильности теплового режима при его дальнейшей работе.

Все эти неисправности характеризуются значительным повышением рабочей температуры силового агрегата, что может привести к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.

Устраняются все дефекты путем замены неисправных и/или поврежденных деталей или комплектующих.

Воздушная система охлаждения

Моторами воздушного охлаждения оснащались транспортные средства в 50-70 годах прошлого века. Типичными представителями таких автомобилей являются «Запорожец» или FIAT 500. Сейчас моторы с воздушным охлаждением в автомобилестроении практически не встречаются.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно система принудительного воздушного охлаждения монтируется в подкапотном пространстве транспортного средства и состоит из:

  • отсасывающего или нагнетающего вентилятора;
  • направляющих ребер рубашки охлаждения двигателя;
  • органов управления (дроссельные заслонки, управляющие подачей воздуха или муфта, регулирующая частоту вращения вентилятора в автоматическом режиме);
  • температурного датчика, установленного в силовом агрегате;
  • контрольного прибора, выведенного на приборную панель в салоне автомобиля.

Охлаждение мотора осуществляется встречным холодным воздухом. Для усиления его потока чаще всего используют вентилятор нагнетающего типа. Он усиливает поток холодного плотного воздуха и обеспечивает его подачу в больших количествах при малых энергетических затратах.

Отсасывающий вентилятор требует больших затрат мощности, однако обеспечивает более равномерный отвод тепла от деталей силового агрегата.

Достоинства и недостатки

Моторы с принудительным воздушным охлаждением отличаются:

  • простотой конструкции;
  • низкими требованиями к изменению температуры окружающей среды;
  • небольшим весом;
  • несложным техническим обслуживанием.

К недостаткам системы воздушного охлаждения относят:

  • большую потерю мощности мотора, которая расходуется на обеспечение работы вентилятора;
  • высокий уровень шума во время работы вентилятора;
  • недостаточное охлаждение отдельных элементов двигателя из-за неравномерного обдува;
  • невозможность использования излишков тепла для обогрева салона.

ПОИСК

Неисправности системы охлаждения. Основными неисправностями системы являются течь охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.
[c.

41]

Зимой эксплуатация мотоцикла значительно затрудняется вслед-ствие тяжелых дорожных условий и низкой температуры воздуха.

Хранение мотоциклов на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях связано с дополнительными мероприятиями, обеспечивающими надежность эксплуатации мотоциклов. Возможны перебои в подаче топлива из-за замерзания воды, попавшей в топливный бак и топливопровод.

Снижается работоспособность аккумуляторных батарей и уменьшается эластичность мотоциклетных шин. Переохлаждение двигателя ухудшает смесеобразование, увеличивает расход топлива, снижает мощность двигателя и резко увеличивает износ его деталей.
[c.105]

Переохлаждение двигателя при установившемся движении обычно предотвращается работой термостата, а в зимнее время капот двигателя и радиатор дополнительно утепляют чехлами. Термостат, устраняя переохлаждение двигателя, выполняет еще одну, не менее важную функцию — способствует ускоренному прогреву и уменьшению износа двигателя после его запуска. На графике, изображенном на рис. 18, приведены кривые роста температуры воды в зависимости от времени прогрева двигателя на холостом
[c.46]

Устранение переохлаждения двигателя и ускорение его прогрева делают применение термостата особенно необходимым в осенне-зимний период эксплуатации автомобилей опасность же замерзания воды в радиаторе устраняется надежной защитой его утеплительным чехлом. В процессе работы двигателя, особенно при его перегреве, возможно нарушение работы термостата.
[c.46]

При сгорании бензина она образует окислы, которые попадают на масляную пленку на стенках цилиндров. На эту же пленку из камеры сгорания могут попасть пары воды. Если температура стенок цилиндров ниже 100°С (при прогреве или при переохлаждении двигателя), то пары воды конденсируются на масляной пленке, растворяют окислы серы и образуют
[c.71]

Основными и е и с п р а в н о с т я ми системы охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, недостаточное охлаждение или переохлаждение двигателя.
[c.38]

Переохлаждение двигателя сопровождается также потерей мощности и усиленным износом деталей двигателя.
[c.38]

При эксплуатации автобуса в холодное время года (при температуре ниже —10°С во избежание переохлаждения двигателя, жалюзи 5 вентилятора 6 прикрывают и теплый воздух направляют по малому циркуляционному кругу. По каналу 12 воздух из салона поступает
[c.165]

Неисправностями системы охлаждения могут быть перегрев или переохлаждение двигателя, течь охлаждающей жидкости, попадание охлаждающей жидкости в систему смазки, замерзание воды в системе охлаждения.
[c.71]

Перегрев или переохлаждение двигателя определяется по указателю температуры охлаждающей жидкости (выше или ниже нормы), а также по выбрасыванию пара из. пароотводящей трубки.
[c.72]

В зимнее время уход за системой охлаждения усложняется.

От водителя требуется особое внимание, чтобы предотвратить переохлаждение двигателя и замерзание воды, так как это может привести к замораживанию блока цилиндров, радиатора и других приборов системы охлаждения и выводу из строя двигателя.

В зимнее время необходимо в систему охлаждения заливать горячую воду, хорошо подогревать двигатель перед его пуском, для предупреждения переохлаждения на радиатор надевать утеплительный
[c.72]

Переохлаждение двигателя ухудшает смесеобразование и вследствие этого увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя и резко увеличивается износ его деталей.
[c.288]

Переохлаждение двигателя при низкой температуре охлаждающего воздуха может быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается основной клапан), отсутствием утеплителя и заеданием жалюзи в открытом положении.

Причиной заедания жалюзи обычно является отсутствие смазки в приводе. Для устранения неисправности необходимо снять трос привода с оболочкой, промыть его в керосине, смазать и установить на место.
[c.

Читайте также:  Датчик числа оборотов двигателя туарег

39]

Переохлаждение двигателя, как правило, происходит из-за неправильной работы термостата. При отрицательных температурах
[c.121]

В зимнее время при переохлаждении двигателя следует установить утеплительный чехол. Если это не дало положительных результатов, то следует проверить работоспособность термостатов и исправность гидравлической муфты привода вентилятора. Обнаруженные неисправности следует устранить.
[c.79]

При работе двигателя в условиях пониженной температуры окружающего воздуха необходимо особенно внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости и не допускать переохлаждения двигателя.
[c.322]

При достижении заданной температуры датчика контакты 5К замыкаются и реле /(V включает электродвигатель вентилятора в работу. Переохлаждение двигателя заставляет вентилятор вновь отключиться. Система обеспечивает оптимальный тепловой режим работы двигателя и, как следствие, экономию топлива.
[c.292]

При достижении нужной температуры контакты SK датчика замыкаются, и реле KV включает электродвигатель вентилятора. При переохлаждении двигателя вентилятор отключается. Такая работа вентилятора обеспечивает оптимальный тепловой режим работы двигателя и, как следствие, экономичный расход топлива.
[c.232]

Также отрицательно сказывается на работе двигателя и переохлаждение его.

Неполное испарение топлива у переохлажденного двигателя ухудшает процесс сгорания неиспарившиеся частицы топлива оседают на стенках цилиндров и смывают с них масляную пленку, увеличивая износ стенок цилиндров и поршней.

Топливный конденсат попадает в картер и разжижает в нем масло. Кроме того, увеличение потерь тепла вызывает увеличение расхода топлива и снижение мощности двигателя.
[c.46]

Экономичное расходование автомобильного горючего во многом зависит от организации рационального использования автомобилей.

Уменьшение расхода топлива достигается за счет регулярной проверки технического состояния автомобиля и поддержания в технически исправном состоянии всех его систем и агрегатов, своевременного выполнения всех операций по техническому обслуживанию, уменьшения потерь от разлива при заправке автомобиля.

Каждый водитель, будь то профессионал или любитель, должен знать экономичные приемы вождения и уметь ими пользоваться. Для уменьшения расхода топлива следует использовать ту его марку, которая соответствует конструкции двигателя и сезону года.

Необходимо следить за исправностью системы охлаждения, не допуская перегрева и переохлаждения двигателя. В зимний период двигатель утепляют, применяя для этого чехлы на облицовку радиатора и на капот автомобиля. Следует регулярно проверять техническое состояние прерывателя распределителя, свечей и катушки зажигания.

Нельзя допускать работу двигателя с превышением норм на токсичность отработавших газов, а также на повышенных оборотах холостого хода. Загрязнение фильтрующих элементов воздушных и топливных фильтров также ведет к значительному перерасходу топлива, поэтому очень важна их своевременная замена.
[c.82]

При недостаточном отводе теплоты двигатель перегревается, при этом его мощность уменьшается и возрастает расход топлива. Кроме того, в карбюраторном двигателе может возникнуть детонация.

При сильном перегреве происходит задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня и т. п.

С другой стороны, переохлаждение двигателя также нежелательно из-за ухудшения его топливной экономичности и значительного снижения срока службы.
[c.39]

Для экономии топлива важно также исключать всякие нарушения теплового режима двигателя. При переохлажденном двигателе капельки топлива осаждаются на стенках впускного трубопровода, и состав смеси, попадающий в цилиндры, неодинаков. Работа двигателя ухудшается, особенно при резком открытии дроссельной заслонки, что в свою очередь ведет к увеличению расхода топлива. Снижение температуры воды в радиаторе с 80 до 60° С вызывает дополнительное увеличение расхода топлива до 3%. Отсюда следует вывод, что крановщик должен регулировать тепловое состояние двигателя в зависимости от условий работы при помощи жалюзи перед радиатором, и контролировать его по указателю температуры воды.
[c.270]

Чтобы детали двигателя нагружались равномерно и хорошо смазывались, нельзя сразу после пуска давать высокие обороты двигателю. Число оборотов надо прибавлять постепенно, с прогревом двигателя.

Многочисленными наблюдениями установлено, что большая часть износов двигателя приходится именно на период его пуска смазка недостаточна, бензин успевает конденсироваться, соединения серы, всегда находящиеся в отработавших газах, губительно действуют на металл.

У недостаточно прогретого (или переохлажденного) двигателя износ резко увеличивается. Вот почему первым условием обеспечения длительной работы двигателя следует считать поддержание достаточного теплового
[c.433]

Значительное снижение температуры работающего двигателя также нежелательно.

В переохлажденном двигателе мощность снижается за счет потери тепла, увеличиваются потери на трение из-за более густой смазки, часть рабочей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндра, и увеличивается износ деталей.

В переохлажденном двигателе увеличивается коррозионный износ стенок цилиндров в результате образования серных и сернистых соединений.
[c.35]

ВОЗМОЖНО переохлаждение двигателя н даже замерзание воды в системе.
[c.302]

Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. При заедании термостата в открытом положении происходит переохлаждение двигателя, В обоих случаях, выпустив жидкость из системы охлаждения, осторожно снимают патрубок и термостат.
[c.303]

Перевозка грузов 273 Перегрев двигателя 301 Передаточное число 176, 192, 216 Передняя подвеска 202 Переключатель света 158 Перекрытие клапанов 33 Переохлаждение двигателя 302 Планирование ремонта автомобилей 281 Платформа автомобиля 245
[c.343]

Прн сильном переохлаждении двигателя увеличиваются потери теплоты с охлаждающей жидкостью, не полностью испаряется и сгорает топливо которое в жидком виде проникает в картер и разжижает масло. Это приводит к снижению мощности и экономичности двигателя и быстрому износу деталей, а в дизелях-, кроме того, — к засмолению поршней, поршневых колец и выпускных клапанов.
[c.23]

Переохлаждение двигателя, как правило, происходит из-за неправильной работы термостата. При отрицательных температурах воздуха переохлаждение двигателя может произойти, если не принять предохранительных мер (не прикрыть жалюзи, не надеть утеплительный чехол).
[c.129]

Неисправности в системе охлаждения вызывают в большинстве случаев перегрев, реже — переохлаждение двигателя. Основными неисправностями являются  [c.188]

Переохлаждение двигателя может быть при заедании термоста и жалюзи в открытом положении, а также при отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.
[c.54]

При переохлаждении двигателя происходят недостаточное испарение и неполное сгорание топлива, разлш-жается смазка, увеличиваются отложения смолистых зе-щестБ на деталях цилиндро-поршнев й группы и клапанах, резко возрастает изнашивание деталей, падает мощность и снн кается экономичность двигателя.
[c.31]

Высокая температура газов во время рабочего хода вызывает интенсивный нагрев деталей, напосредственно соприкасающихся с горячими газами (цилиндры, головки цилиндров, поршни, клапаны). На нагрев деталей двигателя затрачивается 20—35% тепла, выделяющегося при сгорании топлива в цилиндрах. Если это тепло не отводить, т. е.

не охлаждать двигатель, то на многих движущихся деталях масло выгорит и вследствие чрезмерного расширения произойдет их заедание. Чтобы избежать перегрева деталей, от них принудительно отводится тепло в зависимости от режима и условий работы двигателя.

При недостаточном отводе тепла двигатель перегревается, не развивает максимальной мощности, увеличивается расход топлива, а детали двигателя из-за недостаточной смазки быстро изнашиваются. В случае чрезмерного отвода тепла, т. е. при переохлаждении двигателя, также ухудшается его топливная экономичность и значительно снижается срок службы.

Поэтому двигатель следует охлаждать до оптимальной температуры, обеспечивающей получение максимальной мощ-.ности и высокой экономичности, а также длительного срока службы (моторесурса) двигателя.
[c.54]

Отложения образуются как на горячих деталях двигателя (высокотемпературные отложения), так и на охлажденных поверхностях (низкотемпературные отложения). Отложения на горячих деталях ведут к пригоранию поршневых колец (лакообразные отложения), ухудшению условий смазки цилиндров, увеличению расхода масла — угару.

Отложение твердых продуктов окисления в камере сгорания и на днище поршня способствует появлению детонационных явлений при работе двигателя. Внутренние поверхности картера, клапанной коробки и маслопроводов покрываются липкими отложениями, что ухудшает условия подачи масла к трущимся поверхностям, может вызвать зависание клапанов и т. д.

Попадание бензина в масло при запуске и переохлаждении двигателя приводит к разжижению масла. Значительное разжижение масла ведет к ухудшению его смазывающих свойств и связано с ослаблением масляной пленки в цилиндрах и подшипниках двигателя.

Образующиеся при окислении масла кислоты корродируют рабочие поверхности деталей и особенно интенсивно воздействуют на свинцовые компоненты подшипников скольжения.
[c.52]

Переохлаждение двигателя увеличивает потери тепла, уносимого охлаждающей средой, что ведет к увеличению расхода топлива. Неполное испарение топлива ухудшает процесс сгорания, неиспарившиеся частицы топлива оседают на стенках цилиндров и смывают с них масляную пленку, а часть топливного конденсата попадает в картер и разжижает масло. Все это приводит к усиленному износу деталей двигателя и у.меньшает его мощность.
[c.19]

Переохлаждение двигателя может быть из-за неисправногс термостата или недостаточного утепления радиатора в холодное время года.
[c.72]

При переохлаждении двигателя прежде всего следует убедиться, закрыты ли жалюзи, нет ли заедания тяги управления л[c.79]

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой термостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Зимой, при низкой температуре воздуха, если не принять предохранительных мер (прикрыть жалюзи, надеть утеп-
[c.302]

Основные не-исправности системы охлажде-н и я. Признаками неисправной работы системы охлаждения двигателя являются подтекэние жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.

Перегрев двигателя может произойти из-за недостатка воды в системе охлаждения, пробуксовки ремня привода вентилятора и водяного насоса, загрязнения или отложения накипи в системе или вследствие неправильной работы термостата.
[c.129]

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector