Война как двигатель культуры

Скрыть

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова Война как двигатель культуры Война как двигатель культуры

Скрыть

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Советская культура во время Великой Отечественной войны

2 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!».

Уже с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс.

работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

3 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Управление пропаганды и агитации Главное политическое управление Красной Армии Республиканские наркомы просвещения Комитет по делам искусств при СНК СССР Отдел культуры ВЦСПС

4 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий ожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс.

дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте.

В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

5 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Многие художественные ценности спасти не удалось. От бомбежек и артобстрелов пострадали десятки древних русских городов, в том числе Киев, Смоленск, Псков, Новгород. Разрушению подверглись 3 тысячи памятников архитектуры.

Пострадал древнейший памятник новгородской архитектуры Софийский собор. Большой ущерб был нанесен памятникам архитектуры Ленинграда.

От обстрелов пострадали Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний и Таврический дворцы, здание Биржи, Русский музей, Александрийский театр, Казанский и Исаакиевский соборы.

6 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Наука и техника В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими.

Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

7 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Михаил Кошкин (1898-1940) Начальник КБ танкостроения Харьковского завода транспортного машиностроения Средний танк Т-34, лучший танк Второй мировой войны

8 слайд Война как двигатель культуры Описание слайда:

Художественная культура. Литература В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А.

Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова «Наука ненависти» и главы его романа «Они сражались за Родину», поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие.

В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова «Нашествие», К.М. Симонова «Русские люди», Е.Е. Корнейчука «Фронт» . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры. М.А. Шолохов Н.С. Тихонов К.М. Симонов А.Т.

Твардовский Л.М. Леонова

9 слайд Описание слайда:

Киноискусство В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события.

Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Два бойца» Л.Д. Лукова, «Она защищает Родину» Ф.М.

Эрмлера. И.А. Пырьев Ф.М. Эрмлер

10 слайд Описание слайда:

Музыка В годы войны была создана седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде.

Финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве.

«Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таков был эпиграф к этому произведению.

11 слайд Описание слайда:

24 июня 1941 г. композитор А.В. Александров написал ставшую знаменитой песню «Священная война» на слова поэта В.И. Лебедева-Кумача. Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

12 слайд Описание слайда:

В.И. Лебедев-Кумач

13 слайд Описание слайда:

Константин Симонов Писатель, поэт, драматург Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

14 слайд Описание слайда:

Советский детский писатель и киносценарист, журналист, военный корреспондент. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

15 слайд Описание слайда:

Новые образы героев: Николая Гастелло, юных партизан Зои Космодемьянской и Саши Чекалина, бойцов дивизии генерала И.В. Панфилова и др. Образ Василия Теркина Генерал И. Панфилов

16 слайд Описание слайда:

«Молодая гвардия» Пусть эта книга будет твоим верным товарищем. Герои ее — твои сверстники. Если бы они жили сейчас, они были бы твоими друзьями. Береги эту книгу, ее написал хороший человек — для тебя.

И все равно, как ты получил ее: в подарок от школы или от родителей, или сам заработал деньги и купил на свою первую получку, — пусть она будет всегда с тобой.

Она поможет тебе вырасти настоящим гражданином нашей великой Родины.

17 слайд Описание слайда:

Роман «Они сражались за Родину» рассказ «Судьба человека»

18 слайд Описание слайда:

Александр Твардовский (1910-1971) Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца».

19 слайд Описание слайда:

Памятник А. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске

20 слайд
21 слайд
22 слайд Описание слайда:

Немногое было снято кинохроникерами на военных дорогах 1941 года. Ростовский кинооператор Г. Попов снял взрыв моста через Днестр. М. Трояновский зафиксировал на пленке уничтожение заводов и уход мирных жителей из городов, оставляемых Красной Армией. Кинооператорам Б.

Макасееву, Е. Мухину и Н. Самгину довелось снимать в августе 1941 года горестную картину эвакуации мирного населения Украины. С осени 1941 года характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменятся.

Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов.

Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики.

23 слайд Описание слайда:

Два бойца (1943) Реж. Леонид Луков (1909-1963) В главных ролях: Борис Андреев (1915-1982) Марк Бернес (1911-1969) Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Муз. Никиты Богословского Сл. Владимира Агатова

24 слайд Описание слайда:

Говорят, что многие пережили войну и не свихнулись, потому что все время повторяли про себя Симоновскую строчку «Жди меня — и я вернусь…». Она же стала лейтмотивом сценария, который написал Константин Симонов. Это не фильм-агитка, это фильм-надежда. Про пропавшего без вести летчика и ждущую его жену. Про людей, оказавшихся в ситуации полнейшей неизвестности.

25 слайд Описание слайда:

Премьера 18 декабря 1944 года 18 января 1944 года было прорвано блокадное кольцо, а через 11 месяцев страна увидела фильм о том, что пережили блокадники. Увидела глазами двух девочек: семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. Это очень страшное и одновременно очень трогательное кино.

26 слайд Описание слайда:

Премьера 16 ноября 1944 года Люди расставались и обещали друг другу продолжить жизнь после войны. Например, что они встретятся на мосту в шесть часов вечера и все будет как раньше. И жить этим долгие пять лет. Фильм вышел на экраны до победы, но во многом её предсказал. Весеннюю Москву и салют над Кремлем, как минимум.

27 слайд
28 слайд Описание слайда:

В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Уже с начала войны были приняты меры по борьбе с детской беспризорностью, по обеспечению бесперебойной работы школ.

Создавались школы-интернаты, вечерние школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д

29 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Ваз 2109 инжектор падают обороты при горячем двигателе

Изменение содержания обучения, учебных программ – была введена военная подготовка, патриотическое воспитание. 1943 – создана Академия педагогических наук РСФСР во главе с В. П.

Потемкиным На 41% был сокращен прием в ВУЗы, уменьшилось их число (с 817 до 460), более чем в 2 раза уменьшилось число преподавателей, сокращались сроки обучения (3-3,5 г.).

В учебные программы вводилось военное дело, курсы по противопожарной и противохимической защите.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Проверен экспертом

Общая информация

Война — двигатель прогресса… Рассуждения историка о сущности человечества

Добрый день, уважаемые читатели! Вы никогда не задумывались, почему люди почти непрерывно уничтожают друг друга — с момента зарождения первых очагов цивилизации до современности? Я вот периодически задумываюсь и создается у меня впечатление, что войны являются некой важной составляющей жизни общества, подобно искусству, государственному аппарату или хозяйственной деятельности. Не могут же люди, (вроде бы) разумные существа тысячелетиями заниматься чем-то ненужным, невыгодным.

Думаю, если бы художник Василий Васильевич Верещагин жил в наше время, свой «Апофеоз войны» он бы изобразил примерно так…Думаю, если бы художник Василий Васильевич Верещагин жил в наше время, свой «Апофеоз войны» он бы изобразил примерно так…

Сразу скажу, статья носит исключительно характер личных рассуждений. Не согласны — излагайте свое мнение в х, непременно в корректной форме. Согласны — тем более, пишите)))

Сдается мне, в одну статью уместить рассуждения не получится. Поэтому сейчас поговорим о войне исключительно как о средстве развития технологий…

Война — двигатель прогресса..

Помните, как нам в школе рассказывали, что «обезьяна взяла в руки палку и стала человеком»? Сдается мне, что она палку взяла отнюдь не коренья выкапывать и рыбу на реке глушить.

А чтобы отколотить ею ближнего своего, с которым без палки было не совладать))) А потом обезьяны без палок начали швыряться камнями, додумались камень насадить на палку, получив копье… И пошло-поехало)))

Как ни странно, истребление себе подобных неизбежно приводит к прогрессу. Технологическому, разумеется.

В любом другом отношении воюющие стороны оказываются (даже если ненадолго) в состоянии упадка — проседают и демография, и экономика, и культурный уровень.

Однако оружие всегда беспрестанно совершенствовалось.

На нас идет толпа парней с копьями? Отлично! Мы выставим своих парней с копьями подлиннее. Да не толпой, а стройной, организованной фалангой! Мы же культурные люди, не чета этим варварам неотесанным!)))

Собственно говоря, это Спарта!)))Собственно говоря, это Спарта!)))

Бросаться в лоб на фалангу — что-то у ребят нет никакого желания, особенно, если они сами такой же фалангой не являются. Куда интереснее издалека закидать камнями, копьями, обстрелять из луков эту самую фалангу. А еще лучше — оседлать коняшек да ударить этим грекам по флангам! По флангам фаланги! Таки шикарная скороговорка!)))

И технологический прогресс в военном ключе уже не остановить! Совершенствуется доспех, за ним совершенствуется оружие, чтобы сделать этот доспех уязвимым, все повторяется вновь. Случаются и настоящие революции, вроде появления огнестрельного оружия или танков и авиации.

Первый танк в истории человечества. Да, были еще и «самки». С пулеметами вместо пушек…Первый танк в истории человечества. Да, были еще и «самки». С пулеметами вместо пушек…

Военный прогресс несомненно, быстрее, нежели мирный, сугубо экономический. Какие изменения произошли в истории сельского хозяйства? От мотыги человек перешел к сохе, от сохи — к бороне и плугу. Плюс вместо животных додумался «запрячь» в плуг трактор. А сколько и раз и каким кардинальным образом изменилась «экипировка» солдата со времен, например, Древнего Египта до начала XXI века?

За некоторыми мирными и военными изобретениями стоит одна и та же технология. Возьмем к примеру, технологии использования энергии атома…

6 и 9 августа 1945 года были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Первая в мире атомная электростанция — Обнинская АЭС, начала вырабатывать «мирную» энергию лишь 26 июня 1954 года — спустя 9 лет после применения той же технологии в военном ключе…

Римская империя имела довольно высокий уровень развития медицины — римские врачи умели сращивать переломы, останавливать кровотечение, по всей видимости, применяли анестезию, имели представления об эпидемиологии. Почему?

Имея огромную по численности армию, необходимо возвращать в строй раненых, избегать эпидемий (а любое массовое скопление людей — потенциальная угроза эпидемии), словом, поддерживать десятки тысяч человек в боеспособном, здоровом состоянии. Исследователи утверждают, что лишь к XIX веку Европа достигла того же уровня медицины, который знали римляне — грозные завоеватели…

Чтобы такая толпа народу не вымерла от тифа, холеры и прочих напастей — нужен колоссальный уровень знаний. Скриншот из игры Rome II Total warЧтобы такая толпа народу не вымерла от тифа, холеры и прочих напастей — нужен колоссальный уровень знаний. Скриншот из игры Rome II Total war

По сей день самые развитые направления науки связаны с военным делом. Военная медицина, военная психология, военная инженерия… Человечество изобретает и бешенными темпами внедряет военные технологии. А вслед за ними подтягиваются технологии мирные…

Знали ли Вы, что благодаря военным технологиям появились привычные нам вещи: чайные пакетики (удобнее уже расфасованный чай пить, чем отмерять порции в окопе), консервы (как еще накопить и долго хранить продукты для армии или флота?), антибиотики (снова салют военной медицине), пластическая хирургия (после Первой мировой войны появилось множество изувеченных ветеранов, нуждавшихся в подобных услугах), синтетические ткани, системы геолокации, одноразовые шприцы, застежки «молнии»… Даже такой исключительно мирный бытовой прибор, как микроволновка был изобретен случайно в результате испытаний на военном полигоне.

Как бы не была ужасна война, приходится все же признать, что она является двигателем технологического прогресса…

На этом все, спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал Magistra vitae и ставьте лайки)

Культурное пространство великой отечественной войны

Наука

Советская наука ориентировалась на военные нужды. Задачам обороны была подчинена работа физиков А. Иоффе, С. Вавилова, П. Капицы, Л. Мандельштама; химиков Н. Зелинского, И. Гребенщикова, А. Несмеянова, Н. Семенова. В 1943 г.

на фронт отправили новые самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, сконструированные С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и др. Пускали в строй новые модели танков и стрелковое автоматическое оружие. Учеными И.В. Курчатовым и А.П.

Александровым разработан новый метод защиты кораблей от мин.

К концу войны С. Королев и М. Янгель заложили основы ракетной техники. В Москве была организована лаборатория во главе с И. Курчатовым, занимавшаяся расщеплением урана.

Литература и стихи

Основное внимание уделялось патриотической тематике. Началась печать стихов и произведений в газетах, их декламирование по радио. Центральные газеты с июня 1941 г. публиковали стихи таких авторов, как Н.Н. Асеев, М.В.

Исаковский, А.А. Сурков, а также публицистические статьи  А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и др.

Особая популярность принадлежала агитационно-политическим плакатам «Окна ТАСС», которых за годы войны подготовили более 1200.

Такие писатели, как В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А. Шолохов, трудились военными корреспондентами, готовя сообщения для центральных газет, радио, Совинформбюро и ТАСС.

Созданы произведения, описывающие подвиги советских людей на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанском деле. Это романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Произведения на сатирические темы писали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Д. Бедный, лирические стихи – К.М. Симонов, С.П. Щипачев, М.И. Алигер, А.А. Ахматова.

Кинематограф

Основная тема – героическая борьба советского народа против нацистов. Получила широкое распространение военная хроника. События Великой Отечественной войны освещались киногруппами, снимавшими бои, отдых солдат. К концу 1941 г.

ими были подготовлены специальные выпуски – «Все силы на разгром врага» и «На защиту родной Москвы».

Военная хроника в дальнейшем была положена в основу документальных фильмов, таких, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др.

За годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л.Д. Луков), «Она защищает Родину» (режиссер Ф.М. Эрмлер).

Тематика художественных фильмов – борьба коммунистов-подпольщиков, партизан, жизнь на оккупированной территории и др. Была распространена комедия, исторический жанр. Историко-революционной теме посвящены художественные фильмы «Оборона Царицына» (режиссеры С.Д. и Г.Н.

Читайте также:  Bmw 123d что за двигатель

Васильевы), «Александр Пархоменко» (режиссер Л.Д. Луков).

Музыка и театр

Преобладал антифашистский репертуар. Одно из выдающихся произведений, созданных в военное время, – седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, которую он начал в осажденном Ленинграде и закончил в эвакуации, в Куйбышеве.

Особый трепет вызывали песни, прежде всего, «Священная война» А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера. Широко распространяется лирическая песня.

Золотой фонд советских песен составляют песни «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь».

Подлинные шедевры театрального искусства – пьесы «Нашествие» (Л.М. Леонов), «Русские люди» (К.М. Симонов), «Фронт» (Е.Е. Корнейчук).

Действовали фронтовые театральные бригады и театры. Они создавались Всероссийским театральным обществом. Выступая на фронте, в прифронтовых районах, госпиталях, бригады прошли всю войну вместе с советской армией. За годы войны бригады провели 1350 тыс. спектаклей, концертов, творческих встреч.

Живопись

Превалируют бытовой и пейзажный жанры, связанные с войной. Этой тематики касаются картины А.А. Пластова «Фашист пролетел» (1942) и «Жатва» (1945). Исторический жанр представлен в картинах  К.Ф.

Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942), батальный – в картинах А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942). В историческом жанре выполнил триптих «Александр Невский» (1942 – 1943) П.Д.

Корин, серию «Полтавская битва» (1942) Е.Е. Лансере.

В годы войны трудились Кукрыниксы – творческое объединение советских художников-графиков и живописцев М. Куприянова, П. Крылова и Н.

Соколова, получившее известность благодаря своим многочисленным  карикатурам и шаржам. Первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», выполненный еще в 1941 г.

, изображает Гитлера, разорвавшего договор о ненападении между Германией и СССР.

Потери культуры

За годы Великой Отечественной войны прекратили свою работу более 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Украдено 180 млн.

книг, утрачено 564 тыс. художественных произведений, разграблено 430 музеев. Уничтожены фрески XII в. в новгородском Софийском соборе, рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского в Сталинграде.

Литература

  • Ксенофонтов В.В. Культура в годы Великой Отечественной войны // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2010. № 3 (27). С. 8 – 19; Ушакова В.С., Кравченко И.Н. Культура в годы Великой Отечественной войны // НаукаПарк. 2015. № 5 (35). С. 30 – 33; Сперанский А.В. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Екатеринбург, 1997; Красноженова Е.Е. Советская культура в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.): учеб. пособие. Астрахань, 2015.

О "культуре" войны

Первое издание было подготовлено к Международному форуму мэров городов и деятелей культуры и науки «За Культуру Мира и Диалог между Цивилизациями в Третьем Тысячелетии» (Москва, 13–16 мая 1999 года) под патронажем Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора

и мэра г. Москвы Ю. М. Лужкова

В истории человечества немало парадоксальных явлений. Более всего меня поражают два.

Первый парадокс — это совершенно незначительное любопытство человека к самому себе в сравнении с его страстным стремлением познать окружающий мир.

В результате невероятные средства уходят на изучение космических далей, земных ширей и океанских глубин и хронически не хватает денег на то, чтобы поскорее победить болезни, ежегодно уносящие миллионы жизней, изжить социальные язвы, заставляющие миллиарды людей, по сути дела, и не жить, а мучиться и страдать от жизни. Разумеется, я вовсе не считаю, что внешний мир изучать не следует. Конечно же, необходимо. Странной мне кажется эта несоразмерность.

Второй парадокс — это людская страсть все живое превращать в неживое, это неистовость, последовательность и жестокость, с которой человек истребляет себе подобных. Истребляет веками, тысячелетиями. Только за пять с половиной последних веков по Земле огненным смерчем пронеслось около 15 тыс.

войн и вооруженных конфликтов, которые унесли 3,5 млрд человеческих жизней1. Взять уходящий ХХ век… В Первой мировой войне погибло 10 млн человек, во Второй — 50 млн. В локальных войнах и конфликтах 1945–1995 гг. погибло еще около 50 млн человек2. 110 миллионов жизней! Из них более 70 миллионов — мирные жители.

И более 400 миллионов искалеченных…

Однажды я встретил определение истории, которое дал русский философ Н. Ф. Федоров. Он писал: «История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление и расхищение через эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е.

земли), есть собственное вырождение и умирание… История как факт есть всегда взаимное истребление, будет ли оно открытым, как во времена варварства, или же скрытым, как при цивилизации, причем жестокость делается только утонченною, а вместе с тем и злою».

Прямо скажем: обидные слова, но если смотреть на мир открыто и честно, то в главном — справедливые.

А что натворил человек с природой? Страшно сказать, да и не нужно, ибо все уже известно. А с самим собой, с человечеством?.. Оценить затраты на войну и потери от разрушений просто невозможно. Известно лишь, что «холодная» война обошлась человечеству в 10 трлн долл. Поэтому давно признано, что война — безумие.

Удивительно то, что при этом во все века были люди, которые воспевали войну, доказывали ее неизбежность, более того – необходимость. И это не какие-то сумасшедшие, нет, а умные и даже гениальные люди.

Вот, например, цитата из произведения блестящего немецкого философа Фридриха Ницше «Человеческое, слишком человеческое»3. Сюжет так и называется — «Война необходима». Ницше писал: «Только мечтательность и прекраснодушие могут ожидать от человечества еще многого (или даже особенно многого), когда оно разучится вести войны.

Доселе же нам неведомы иные средства, которые могли бы так же сильно и верно, как всякая великая война, внушать слабеющим народам такую грубую походную энергию, такую глубокую безличную ненависть, такое хладнокровие убийцы со спокойной совестью, такой общий организованный пыл в уничтожении врага, такое гордое равнодушие к великим потерям, к своей собственной жизни и к жизни близких, такой глухой, подобный землетрясению, трепет души; пробивающиеся здесь ручьи и потоки, которые, правда, катят с собой камни и всякий сор и уничтожают поля нежных культур, позднее, при благоприятных обстоятельствах, с новой силой приводят во вращение механизмы духовной мастерской. Культура отнюдь не может обойтись без страстей, пороков и злобы. Когда римляне в императорскую эпоху несколько утомились от войн, они пытались обрести новую силу в травле зверей, в битвах гладиаторов и в преследовании христиан. Современные англичане, которые в общем также, по-видимому, отказались от войны, прибегают к иному средству, чтобы возродить исчезающие силы: они пускаются в те путешествия, мореплавания, восхождения на горы, которые предпринимаются будто бы с научными целями, в действительности же для того, чтобы из всякого рода приключений и опасностей привезти домой избыточную силу. Придется, вероятно, изобрести еще немало подобных суррогатов войны, но именно из них будет все более уясняться, что такое высокоразвитое и потому неизбежно вялое человечество, как современное европейское человечество, нуждается не только вообще в войне, но даже в величайшей и ужаснейшей войне — т. е. во временном возврате к варварству, — чтобы не потерять из-за средств к культуре самой своей культуры и жизни».

«Железом и кровью» — вот выражение, характеризующее политику грубого насилия. Говорят, оно пошло от поэмы английского поэта Теннисона (1809–1892), в которой есть строки: «Не мечтаниями, а кровью и железом будет образована нация». Его многократно повторял прусский канцлер Бисмарк.

Но это представители немецкой нации с ее, как известно, извечным стремлением к тысячелетнему рейху, господству в мире и «дранг нах Остен». Война у немцев издревле в крови. По этому поводу есть даже старый афоризм: «Если собираются два немца, то они начинают маршировать».

А что же русские? Они что — лишь «оборонщики» и сплошь миростроители? Среди нашего брата певцов войны не было и нет? Увы, были и есть.

Вот некоторые фразы о войне одного из лучших русских философов ХХ века Н. А. Бердяева: «Народы должны периодически сходить с ума, чтобы воевать». «Война, при духовно должном отношении к ней, облагораживает и возвышает человеческую душу». «Война говорит о самобытной исторической действительности, она дает мужественное чувство истории»4.

Война стала наукой. На войну, ее идею и практику, с древних времен работал и работает сонм мыслителей, философов, разного рода гуманитариев, естествоиспытателей и «технарей», военные академии, институты, издательства, газеты, журналы, а с некоторых пор еще радио и телевидение.

Читайте также:  Быстроходные дизельные двигатели что это

Война сама по себе считается высоким искусством, требующим выдающихся личных качеств от полководцев и военачальников, и потому мы знаем имена Македонского, Наполеона, Суворова, Кутузова, Жукова и других бессчетных полководцев, которыми гордится тот народ и та страна, ради которых ими одержаны блистательные победы и которым с тех пор принадлежит слава этих побед. Быть военным во все времена и во всех странах считалось честью. Военная служба притягивает все новые и новые поколения людей, которые грезят военной формой, военными званиями и наградами, военными заслугами и военной славой. Но что в своей сути значит быть военным? В конечном счете это значит уметь и быть готовым убивать и умирать. По приказу. Ради… Да разве важно, ради чего? Учиться убивать, мечтать о смерти — что может быть абсурдней!

Война — предмет высокого искусства. О войне написано и создано несчетное количество романов, повестей, поэм и стихотворений; опер, кантат, ораторий, симфоний и песен; художественных полотен, скульптур, памятников и обелисков. Все они посвящены великим и выдающимся полководцам и военачальникам, мужеству и героизму павших на поле брани известных и неизвестных солдат.

Война стала элементом, целой сферой человеческой культуры, спутником, образом нашего мышления, более того — образом жизни. Справедливо говорить о «культуре» войны. В связи с этим с некоторых пор стали говорить о культуре мира.

Два этих понятия, взятые в широком смысле и пока еще, на мой взгляд, не вполне очерченные по объему и содержанию, являются антонимами: мы говорим «культура войны» — и прямо противоположным ему понятием предполагаем «культуру мира».

В общем, все правильно. А в частности?..

В пьесе английского драматурга Тома Стоппарда «Аркадия» одному из персонажей принадлежат следующие слова: «Это будет замечательно — жить в третьем тысячелетии, особенно в его начале. Человек каждый день будет убеждаться: почти все, что мы знали о любом явлении и считали, что это объективная истина, — оказывается неверным».

Верно замечено. Эта мысль справедлива и относительно понятий «война» и «мир» и, стало быть, вырастающих на их основе понятий «культура войны» и «культура мира». Чтобы утверждать культуру мира, надо знать «культуру» войны.

Не в том общем смысле, где война — Зло, а мир — Добро, а с точки зрения конкретного содержания понятия «война» в конце ХХ века, в узком смысле этого понятия.

Каково сегодня содержание понятия «война» с точки зрения ее целей, характера, форм и методов ведения? Каково, если хотите, ее философское понимание? Какова ныне, если она существует, новая концепция войны? Как надобно понимать войну: в ее старом, традиционном смысле — грохочут пушки, строчат пулеметы, рвутся гранаты и бомбы, несутся танки и самолеты, идут корабли и подводные лодки, короче — сшибаются в смертельной схватке огромные множества людей, все вокруг рушится, кровь, стоны, крики, смерть, но вот — победа! и — долгожданный дележ захваченного? Или в войне есть нечто новое, нами пока не замеченное, не до конца, а то и совсем не осознанное?

Если ныне все еще действует старая концепция войны, то и концепция мира и миростроительства остается традиционной.

Но если в концепции войны уже произошли или на наших глазах происходят какие-либо изменения, о которых мы пока (почему — вопрос другой) не знаем или не догадываемся, то ясно, что эти изменения должны быть учтены миростроителями, концепция мира должна быть тоже откорректирована.

Если же изменения в концепции войны радикальны, то радикально измениться должна и концепция мира, концепция культуры мира и все вытекающие из нее программы конкретных действий.

Есть немало оснований думать, что старая концепция войны себя изжила. Широкое использование оружия, и прежде всего ядерного, против армии и населения по хорошо известным причинам сегодня уже практически невозможно.

Растущая взаимосвязанность мира делает все более недопустимой даже саму мысль об очередной мировой войне в ее традиционном понимании.

Если численность населения стран, участвовавших во Второй мировой войне, составляла 1,7 млрд человек, а в рядах вооруженных сил находилось 110 млн человек, то какой же была бы картина новой традиционной войны? Втянутой в нее и воюющими оказались бы едва ли ни все страны и народы, то есть буквально весь мир.

Воевали бы уже не армии, а именно народы. Если в Первой мировой войне среди погибших гражданское население составляло 5%, то во Второй мировой уже 48% среди погибших — мирные жители. Из 35 млн погибших в локальных войнах 1945–1995 гг. мирные жители составляют около 90%.

Казалось бы, если мы понимаем все это, то с войной и даже мыслью о ней надо покончить немедленно и навсегда. Увы. Вряд ли это удастся. Более того, вероятность крупномасштабной, в том числе ядерной войны в грядущем веке, что бы ни говорили об этом политики сегодня, на мой взгляд, исключать никак нельзя.

Тем более вероятны локальные войны и конфликты, количество которых растет год от года. С 1900 по 1914 г. произошло 35 войн и конфликтов, т. е. 2,5 в год; с 1917 по 1933 — 78, т. е. 3,5 в год. С начала 1990 г. по конец 1995 г. имели место 93 войны (19 войн в год), в которых участвовало 70 государств.

Число погибших в этих войнах составило примерно 5,5 млн человек.

ХХI век запрограммирован на взрыв. Сегодня в мире насчитывается 190 государств, то есть вдвое больше, чем в начале ХХ столетия, и на 21 больше, чем их было на момент распада Советского Союза в 1991 г.

Процессы интенсивной дифференциации в мире и появления новых независимых государств будут продолжаться, и уже в обозримом будущем свои государства могут оформить около 400 «микронационализмов» по всему миру, включая, естественно, и Россию. На планете сохраняется более 70 «горячих точек»; свыше 20 районов оцениваются как зоны потенциальных конфликтов.

Многие из них находятся на территории бывшего СССР, представляя непосредственно угрозу безопасности России. НАТО настойчиво лезет на Восток. США не скрывают, что одной из потенциальных опасностей является неустойчивая политическая ситуация в России. Врагом ее считают не только Запад, Восток, но и «ближнее зарубежье», например, националистические круги стран Балтии.

В военных концепциях США, развитых стран Запада, Китая, Японии, Индии, Израиля, Турции, Пакистана четко определены источники военных угроз. Среди них и Россия.

И то, что Президент России заявляет, будто у него вокруг одни «друзья» («друг Коль», «друг Билл», «друг Ширак»), что он полагает, будто «у России нет врагов», то я это воспринимаю лишь как политическое легковерие и все в таком и еще более постыдном роде.

С той позицией, которую уже многие годы занимают наши правители в вопросах войны и мира, я, как гражданин России, которого никто не может лишить права нести ответственность за судьбы своего Отечества, согласиться никак не могу.

При том, что я не специалист в военных вопросах, хочу выразить свое общее понимание происходящего и в этой области, поразмышлять на эту тему в социально-философском, социологическом плане и прежде всего о сущности и содержании войны в современных условиях, хотя предмет моей научной и практической деятельности лежит на противоположном полюсе — в области проблем мира, точнее — культуры мира. Однако что поделать, если все происходящее сегодня я воспринимаю как «военный мир» или «мирную войну»? Говоря о мире, о культуре мира я, хочу того или нет, не могу не думать о войне как абстракции и о войне как реальности. Предлагаю читателю некоторые свои «непричесанные» мысли, которые могут показаться кому-то, особенно узким специалистам и прежде всего военным, скажем так, «странными» уже по предмету рассуждений.

Но что поделаешь, если мне действительно странно слышать, например, слова об угрозе третьей мировой войны. В эти дни, во время агрессии США и НАТО в Югославии об этой угрозе кто только ни говорит: президенты, премьеры, политики, военачальники. А вот мне это слышать, повторяю, странно.

Потому что, по моему убеждению, третья мировая война уже состоялась и закончилась — «холодная» война. В ходе и в результате этой третьей мировой войны родилась, в частности, новая концепция войны. И эта концепция войны реализуется: идет четвертая мировая война. Обращаю ваше внимание, война не готовится, а идет! И идет полным ходом.

Говорю все это не из желания произвести сенсацию, кого-то шокировать или напугать, а потому что убежден: все происходит именно так.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector