Волга с роверским двигателем характеристики

Ахиллесова пята отечественной автомобильной промышленности — узкий выбор современных силовых агрегатов. Например, ГАЗ хотя и осваивает все новые модификации «Газели» и «Волги», но основным двигателем для них остается устаревший ЗМЗ-402.

Объемы выпуска нового 16-клапанного мотора в Заволжье пока слишком малы. Сложившаяся ситуация открывает широкое поле деятельности серьезным тюнинговым фирмам, которые предлагают покупателям автомобили в нестандартной комплектации. О таких машинах и пойдет речь.

«Пежо» для «Газели»

Визитная карточка. «Газель» ГАЗ-3302 — долгожданная российская полуторка, заполнившая пустовавшую нишу в типаже грузовиков. Выпускается с 1994 года. Имеет несколько модификаций: бортовая платформа, самосвал, цельнометаллический фургон, микроавтобус и др. Возможна установка 16-клапанного двигателя ЗМЗ-406 и полноприводной трансмиссии. Нижегородское АО «Техносервис» комплектует автомобиль дизелем «Пежо-ХD-3ТР».

Волга с роверским двигателем характеристики

«Газель с пересаженным сердцем — внешних отличий 

от стандартной машины не заметно

К сожалению, в нашей стране дизельного мотора такого класса пока не делают — пришлось выбирать среди иностранных. Французский 2,5-литровый дизель с турбо-наддувом сверхсовременным не назовешь. Однако его конструкция хорошо отработана, проверена временем и допускает установку под капот «Газели» без серьезных переделок. Но основной аргумент в пользу «Пежо» — неприхотливость и долговечность двигателя, способного выдержать все сюрпризы эксплуатации в тяжелых российских условиях.

Внешне дизельную «Газель» отличают от бензиновых лишь по двум признакам — характерному звуку мотора и специальному топливному фильтру возле бака. Но это только на первый взгляд, в действительности конструктивных изменений больше. Чтобы состыковать дизель с «газовской» коробкой передач, изготовлен оригинальный картер сцепления.

Да и само оно отличается от стандартного — ряд деталей позаимствован от нового сцепления ЗМЗ-406. Для лучшего охлаждения установлен алюминиевый радиатор ГАЗ-3102. Сразу отметим, что данный вариант комплектации — не окончательный. В дальнейшем АО «Техносервис» планирует ставить на «Газель» сцепление фирмы LUK и коробку передач ZF.

Волга с роверским двигателем характеристики

Французский дизель «Пежо-XD-3TP» 

в моторном отсеке горьковской полуторки

Оснастить дизелем «Пежо» можно любую модификацию «Газели». Нам довелось посидеть за рулем обычного бортового грузовика. Первое впечатление — в машине тихо. Работающий на холостых оборотах дизель немногим «громче» бензинового мотора.

Пытаемся тронуться (в кузове полторы тонны балласта) — двигатель легко справляется со своей задачей и тут же требует второй передачи. Проводим эксперимент -груженый автомобиль почти так же уверенно трогается и со второй. Приятное наблюдение — почти нет характерных «газовских» рывков сцепления.

Стандартная «Газель» с полной загрузкой при попытке тронуться «внатяг» дергалась куда сильнее.

На шоссе дизель настойчиво «просит» включить высшую передачу. Стандартная трансмиссия, рассчитанная на менее тяговитый мотор, слишком «легкая» для дизеля.

Если бензиновый двигатель базовой модели на низших передачах тянет достаточно уверенно, а на высших пытается «скиснуть», особенно на затяжном подъеме, то дизель сначала буквально рвет с места, и лишь включив четвертую передачу, удается смирить его норов.

Зато езда по городу на дизельном — приятное времяпрепровождение. Потерял скорость — не беда, много работать рычагом коробки не придется, прибавил газу — и поехал. На ровном участке дороги дизельная «Газель» уверенно разгоняется на пятой передаче с 50 км/ч, на третьей — с 25-30 км/ч.

У «Пежо» с турбокомпрессором не ощущаешь провала на низких оборотах, что зачастую свойственно таким агрегатам. Очевидно, это явление несколько сглаживается и очень «тяговитой» трансмиссией.

Но все-таки другую коробку передач подбирают не зря. Посмотрите внимательно на характеристику мотора. С увеличением оборотов резко повышается удельный расход топлива.

Именно поэтому дизельная «Газель», потребляющая в городском цикле 11,7 л/100 км, а при 60 км/ч чуть больше 10 литров на сотню, сильно повышает аппетит с ростом скорости. При 100 км/ч расход «солярки» увеличивается почти в полтора раза и составляет 15,7 л/100 км.

Уменьшение передаточных чисел трансмиссии понизит обороты двигателя и позволит ему работать в экономичном режиме, особенно на шоссе, с высокими скоростями.

Волга с роверским двигателем характеристики

Внешние скоростные характеристики двигателя «Пежо-XD-3TP»

Теперь об ощущениях водителя. На рычаг коробки передач передается значительная вибрация, но это свойственно почти всем дизельным машинам. К счастью, кабина и рулевое колесо почти не дрожат. Баранка начинает противно зудеть в руках не раньше, чем стрелка спидометра перевалит за отметку 100 км/ч. Но для грузовика такой режим движения нехарактерен.

Последний вопрос — экономический. За «Газель» с французским дизелем придется заплатить почти вдвое дороже, чем за обычную. Стоит ли? Да, стоит. Коммерческий автомобиль должен работать долго и безотказно, не требуя от хозяина (в том числе и частного владельца) чрезмерных затрат на ремонт и эксплуатацию.

Экономия расходов на топливо при больших среднегодовых пробегах будет ощутимой, особенно с учетом разницы в цене «солярки» и высокооктанового бензина. К тому же дизель при правильном обслуживании в процессе эксплуатации отличается большим ресурсом. «Пежо-XD-3TP» — не исключение.

Учитывая повышенную нагрузку на бензиновый мотор, установленный на «Газели» (ЗМЗ-402 все-таки силовой агрегат легковой «Волги»), сделаем вывод — дизель прослужит значительно дольше.

Резюме. 

Дизель «Газели» необходим. Недаром ГАЗ привлекает зарубежных партнеров для производства двигателей этого типа. Так что в перспективе полуторка должна обзавестись новым мотором.

А сейчас наиболее приемлемый ее вариант с двигателем «Пежо» предлагает АО «Техносервис».

Конечно, такой автомобиль не лишен недостатков, которые фирма в ближайшем будущем планирует устранить, но главное — уже сегодня потребитель может приобрести вполне работоспособный дизельный грузовик.

«Ровер» для «Волги»

Визитная карточка. ГАЗ-3102 «Волга» — прямой потомок знаменитой «двадцать — четверки», выпускаемой с конца шестидесятых. Автомобиль, недавно доступный лишь немногим, нынче сравнялся в цене с некоторыми моделями ВАЗа.

Несмотря на, мягко говоря, не первой свежести конструкцию, «Волга» прославилась редкой живучестью.

АО «Техносервис» устанавливает на легковые автомобили ГАЗ силовые агрегаты (двигатель, сцепление, коробку передач) английской фирмы «Ровер».

Волга с роверским двигателем характеристики

Кто бы мог подумать, что номенклатурная «баржа» станет чуть ли не народным автомобилем! Большая, вместительная, долговечная и все еще престижная машина по относительно умеренной цене прельщает многих. Кроме того, «волги» по-прежнему несут служебно-представительские функции и трудятся в такси.

Одно плохо — ходовые качества со стандартным мотором оставляют желать лучшего. На часть машин, правда, устанавливают современный двигатель ЗМЗ-406. Но агрегат этот пока выпускается малыми сериями и потому дорог.

Альтернативный вариант — комплектацию силовым агрегатом зарубежного производства — предлагает фирма «Техносервис» совместно с АО «ГАЗАТО».

Под капотом автомобиля ГАЗ-3102 (или -31029, но с дисковыми передними тормозами) двухлитровый 16-клапанный двигатель с распределенным впрыском топлива «Ровер-T16 MPI» со сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач R380.

О коробке разговор особый: она полностью синхронизирована, в том числе передача заднего хода, а для смазывания под давлением служит масляный насос. Вдобавок заправляют коробку не обычным трансмиссионным маслом, а специальным — «DEXTRON» для автоматических коробок передач. Максимальный передаваемый момент — 380 Н/м — цифра внушительная. Учитывая, что максимальный крутящий момент двигателя 180 Н/м, выходит — коробка работает вполсилы и на «Волге» станет практически вечным агрегатом.

Волга с роверским двигателем характеристики

«Волга» от «Техносервиса» на первый взгляд обычная машина. 

Но под капотом у нее силовой агрегат «Ровер»

В моторном отсеке переделанной «Волги» на редкость просторно — «роверовский» двигатель намного короче «родного». В системе охлаждения — вентилятор с электроприводом.

В трансмиссии — оригинальный карданный вал с промежуточной опорой и крестовинами от «Газели». В салоне иную «начинку» автомобиля выдает расположение рычага коробки. Он сильно сдвинут назад по сравнению со штатным «волговским».

В систему выпуска, которая на стандартной машине отличается резким звуком, введен дополнительный резонатор.

Волга с роверским двигателем характеристики

Английский «Ровер» под капотом российской «Волги»

Теперь — на дорогу. Вспомнив, как ездят на обычной «Волге», быстро переходим на высшую передачу, и… двигатель скисает. Оказывается, у «Ровера» другой характер и стиль езды здесь ближе к «жигулевскому» — «англичанин» любит высокие обороты. Приспособившись к новому силовому агрегату, получаешь массу впечатлений.

Степенный, по общему мнению, автомобиль «стреляет» со светофора, как из рогатки, -его провожают удивленными взглядами и владельцы «вазовских» «восьмерок», и водители престижных иномарок. Прекрасная динамика, немалый запас мощности при обгоне плюс хорошие тормоза — основные козыри этой машины.

Еще один плюс — высокая средняя скорость на трассе. Хотя выжимать из «Волги» с «Ровером» максимально возможные 180 км/ч, вряд ли разумно. Уже после ста сорока на спидометре она начинает «плавать» по дороге, да и слишком замедлена реакция машины на движения рулем.

Зато какую крейсерскую скорость ни держи — 90 или 120 км/ч, душу греет сознание, что есть еще хороший запас для быстрого обгона или перестроения.

Поскольку знакомство происходило зимой, у нас сложилось мнение, что столь резвому автомобилю шипованные покрышки просто необходимы. Прежде всего, из соображений безопасности. Неопытному или самоуверенному водителю «Волга» с английским сердцем ошибок не простит — чуть передавил газ и занос неизбежен.

Кроме силового агрегата, клиент может заказать массу дополнительного оборудования — от молдингов и пластиковых подкрылков — локеров до кожаной обивки салона, предпускового подогревателя двигателя и кондиционера.

Нам довелось проехаться в богато оборудованной «Волге»: обивка из вишневого велюра, вставки под дерево на панели приборов и дверях, тонированные стекла, электростеклоподъемники, аудиосистема, сигнализация, зеркала улучшенной конструкции.

За рулем какой машины сидишь, напоминала разве эмблема ГАЗа на «волговской» баранке.

Читайте также:  В чем разница между 402 и 406 двигателем

Очень хотелось бы получить в комплекте с «роверовским» двигателем тахометр. Установка этого прибора планируется, он заменит на панели приборов часы. Что касается механических узлов, задняя опора силового агрегата от ГАЗ-24-10 вскоре уступит место опоре оригинальной конструкции. В ближайших планах — установка газонаполненных амортизаторов.

Основные заказчики «Волги» с «Ровером» — юридические лица, не желающие изменять привычке к «газовским» машинам. Есть и частные лица, которые дилемму «иномарка или отечественный автомобиль» решили по-своему: «Волга», но с английским сердцем Так спится чуть спокойней, и ремонт подешевле, в том числе неизбежные в наше время жестяные работы.

Резюме. 

Старушку «Волгу» рано сбрасывать со счетов. Наряду с привычными машинами выпускается вариант с более мощным и современным двигателем ЗМЗ-406. Именно ему составит серьезную конкуренцию (в том числе и по цене) автомобиль с английским силовым агрегатом.

  • Краткая техническая характеристика ГАЗ-3102 с двигателем «Ровер» 
  • (в скобках — отличающиеся характеристики с двигателем ЗМЗ-402):
  • число и расположение цилиндров — 4, рядное
  • количество клапанов на цилиндр — 4 (2) 
  • диаметр и ход поршня — 84,5×89 (92×92) мм
  • рабочий объем — 1994 (2445) см3
  • степень сжатия — 10 (8,2)

мощность — 140 л.с./103 кВт при 6000 об/мин (102 л.с./75 кВт при 4500 об/мин)

  1. максимальный крутящий момент — 180 Н/м при 4500 об/мин (181 Н/м при 2600 об/мин)
  2. максимальная скорость — 180 (152) км/ч
  3. время разгона с места до 100 км/ч — 11 (17) с
  4. расход топлива при 90 км/ч — 9,5 (12) л/100 км

И.Твердунов, В.Крючков

По материалам журнала «За Рулем» за 1996 год 

Автомобили Волга с двигателями Rover и Toyota 5VZ-FE, 3RZ-FE, 3S-FE, 2L-T, особенности конструкции, преимущества и недостатки

Установка на серийные автомобили «Волга» двигателя Ghrysler не первый пример применения импортных силовых агрегатов на легковых автомобилях ГАЗ. В 90-е годы существовало несколько мелкосерийных модификаций «Волги» с моторами от иномарок. Их строили вне ГАЗа тюнинговые фирмы, В частности нижегородское предприятие «Техносервис».

В 1994 году на автосалоне в Москве были представлены образцы трех автомобилей с английскими силовыми агрегатами Rover разных моделей: «Волга», «Самара» и «Ока». Из них только «Волга» подвергалась такой переделке серийно. Для нее был выбран сравнительно легкий и компактный четырехцилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом 1998 см3 и мощностью 140 л.с.

Максимальную мощность такой мотор развивал при 6000 об/мин. А максимальный крутящий момент 180 Нм — при 4500 об/мин.

Вместе с этим двигателем обязательно устанавливалась механическая пятиступенчатая коробка передач той же фирмы Rover. Карданный вал использовался оригинальный с крестовинами от «Газели».

Динамика разгона «Волги» с английским двигателем заметно улучшилась по сравнению с серийными газовскими машинами. А максимальная скорость достигала 180 км/ч.

Автомобили Волга с двигателем Toyota 5VZ-FE, 3RZ-FE, 3S-FE, 2L-T

Значительно большую популярность завоевала «Волга» с японскими двигателями Toyota. Самым мощным из них был V-образный шестицилиндровый 5VZ-FE. Его рабочий объем составлял 3378 см3, а мощность 179 л.с. На ГАЗ-3110 или ГАЗ-3102 такой двигатель устанавливали в паре с механической или автоматической коробкой передач Toyota.

От автомобиля этой марки брали и карданный вал. Главную передачу изготавливали оригинальной с передаточным числом 3,37. Усиленные пружины передней подвески и рессоры задней подвески с увеличенным количеством листов применялись такие, какими в прежние годы ГАЗ комплектовал специальные автомобили на базе «Волги» с восьмицилиндровыми двигателями от «Чайки».

В обязательную комплектацию входили также гидроусилитель руля и импортные амортизаторы. Из недостатков автомобиля отмечались высокая цена и большой расход топлива. Более дешевым и экономичным считался вариант с другим двигателем Toyota — рядным четырехцилиндровым 3RZ-FE. Его рабочий объем составлял 2694 см3, а максимальная мощность 152 л.с.

Вместе с ним ставилась только механическая коробка. Оснащенная этим силовым агрегатом «Волга» по динамике не проигрывала автомобилю с «шестеркой» и автоматической коробкой. На «Волге» пробовали применять еще две модели двигателей Toyota — бензиновый 3S-FE (1998 см3, 128 л.с.) и дизельный 2L-T (2446 см3, 92 л.с). Но такие автомобили встречались реже.

Другие особенности автомобилей Волга с импортными двигателями

Автомобили с импортными двигателями в 90-е годы закупали в основном государственные структуры в качестве служебного транспорта.

Помимо «нестандартного» силового агрегата, обычно в таких машинах делали салон повышенной комфортности.

Но в то время специалисты отмечали, что мощные японские моторы плохо сочетаются с устаревшими агрегатами ходовой части «Волги». Особенно со шкворневой передней подвеской.

Машины, свободно развивавшие максимальную скорость до 160-180 км/ч, требовали очень высокой квалификации водителя. В неопытных руках они представляли опасность на дороге.

Обслуживать «Волги» с силовыми агрегатами Toyota и Rover приходилось в фирменных техцентрах этих компаний. Их эксплуатация выходила значительно дороже, чем эксплуатация «Волг» с обычными двигателями ЗМЗ.

Правда, отмечалось, что ресурс иномарочных силовых агрегатов выходил больше, чем ресурс всего автомобиля в целом.

Когда появился ГАЗ-3111, японские силовые агрегаты пробовали устанавливать и на него.

Так, в 2000 году демонстрировался удлиненный на 520 мм бронированный лимузин «Волга-Губернатор» на базе этой модели с шестицилиндровым 3,4-литровым двигателем и автоматической коробкой.

Второй длинный вариант ГАЗ-3111 2002 года, на этот раз не бронированный, уже оснащался двигателем ЗМЗ-405 и автоматической коробкой ZF.

Использовав автомобиль ГАЗ-3111 со стандартной длиной базы, «Техносервис» в 2000 году демонстрировал образец с названием «Жар-птица» в яркой выставочной желто-красной окраске.

На этой машине стояли 290-сильный двигатель Toyota 2JZ-GE и автоматическая четырехступенчатая коробка передач. Для установки такого мотора пришлось серьезно переработать переднюю подвеску.

Применить рулевой механизм ZF и наполненные газом амортизаторы Koni.

С годами полноценные иномарки высокого класса становились все более доступными и распространенными. Это сделало подобные переработки «Волги» нерациональными и неоправданно дорогими.

Волга перестройки: как «демократизировали» ГАЗ-3102

Завод — и тем более его смежники — от невыгодной мелкосерийной модели были, разумеется, не в восторге. Даже затраты на оснастку окупить не удавалось.

Хитрый ход

И тогда на ГАЗе придумали внедрить на модернизированную Волгу ГАЗ‑24–10 часть комплектующих от «запретного» ГАЗ‑3102.

Поменяли наружные ручки дверей, практически все элементы салона, поставили вакуумный усилитель тормозов вместо гидровакуумного, правда, сохранив передние барабанные механизмы.

А тут и демократизация второй половины 1980‑х подоспела, и вот уже с самой главной Волгой страны тоже стали происходить метаморфозы.

Ранняя серийная Волга ГАЗ‑3102.

Ранняя серийная Волга ГАЗ‑3102.

Материалы по теме

Метаморфозы демократии

Материалы по теме

Демократизация, она же унификация, пошла полным ходом.

В 1992 году, когда с начала производства собрать успели лишь 27 тысяч ГАЗ‑3102, сняли с производства спорный форкамерный двигатель ЗМЗ‑4022.10. Он требовал повышенного внимания, а расход топлива и экология были последними показателями, которые волновали водителей начальственных машин и, тем более, тех, кого они обслуживали.

Кстати, уже в 1980‑х на часть ГАЗ‑3102 ставили обычные моторы семейства ЗМЗ‑402.

Форкамерный двигатель ЗМЗ‑4022.10 был на 7 л.с. мощнее базового, более экономичен, но капризен в настройках.

Форкамерный двигатель ЗМЗ‑4022.10 был на 7 л.с. мощнее базового, более экономичен, но капризен в настройках.

Материалы по теме

Слабая изношенность штампов малосерийной модели подтолкнула руководство Горьковского автозавода сменить, наконец, Волгу ГАЗ‑24 1968 года рождения на ГАЗ‑31029, близкий по дизайну и компонентам к недавно недоступной «генеральше».

В результате обе модели постепенно стали получать одинаковые новинки: 15‑дюймовые колеса, новые дисковые тормоза по лицензии фирмы Lucas, появившиеся ещё на стадии проектирования мелкосерийной Волги ГАЗ‑3105, пятиступенчатую коробку передач, унифицированный салон, а позднее — гидроусилитель рулевого управления.

Заднюю часть автомобиля отличали большие горизонтальные фонари и ниша в полу багажника для запасного колеса.

  • Заднюю часть автомобиля отличали большие горизонтальные фонари и ниша в полу багажника для запасного колеса.
  • Заодно ГАЗ‑3102, к расстройству поклонников, лишили 70‑литрового бака и ниши для запаски в полу багажника.
  • Впрысковой 16‑клапанный двигатель на ГАЗ‑3102 и ГАЗ‑3110, сменившей модель 31029, появился почти одновременно.

Поздний ГАЗ‑3102 — максимально унифицированный с Волгой ГАЗ‑31105.

Поздний ГАЗ‑3102 — максимально унифицированный с Волгой ГАЗ‑31105.

Еще шикарнее!

Самую престижную Волгу не только не снимали с производства. Параллельно с демократизацией недоступной совсем недавно машины из нее стали делать нечто еще более шикарное. Уже в 1988 году в НАМИ соорудили странный автомобиль с иной задней частью крыши — ни дать ни взять Lincoln Town Car. Позднее нечто подобное мелкосерийно делала нижегородская тюнинговая фирма «Самотлор-НН».

Вариант рестайлинга ГАЗ‑3102, предложенный НАМИ, 1988 г.

Вариант рестайлинга ГАЗ‑3102, предложенный НАМИ, 1988 г.

Материалы по теме

В 1990‑е, на которые пришелся расцвет попыток сделать нечто свое, оригинальное, ГАЗ‑3102 стал желанным объектом для улучшений тюнинговыми фирмами, в первую очередь — нижегородскими.

Облагораживали, как могли, внешность и особенно салон, имплантировали усилители руля и доморощенные климатические установки. Ставили даже импортные двигатели. Например, марки Toyota: четырехцилиндровый 152‑сильный объемом 2,7 л и даже V6 3.4 мощностью 178 л.с.

при 4000 об/мин. С импортными двигателями предлагали и автоматические коробки передач.

Тюнинговая Волга ГАЗ‑3102 Cardinal от фирмы «Техноволга».

Тюнинговая Волга ГАЗ‑3102 Cardinal от фирмы «Техноволга».

— Только этого Волге не хватало! ­Смотри!

Заводской испытатель сел за руль обычного автомобиля со 130‑сильным мотором ЗМЗ‑406, набрал обороты и отпустил сцепление. Задний мост, подвешенный на рессорах, сначала заметался в арке колеса миллиметров на 50 в каждую сторону, а уж потом машина сорвалась с места.

Читайте также:  Датчик температуры воздуха двигателя рено сценик

— Ну и зачем ей более мощный двигатель?

Было это давно, и с заводским испытателем я согласился. Впрочем, немногочисленные любители таких Волг в 1990‑е встречались. Знакомый некоторое время ездил на внешне непримечательном черном ГАЗ‑3102 со 135‑сильным мотором Rover. Правда, катался он на этой машине недолго, вскоре сменив ее на подержанную, но близкую по классу крепкую иномарку.

Для военных парадов на армейских заводах на базе ГАЗ‑3102 делали кабриолеты.

Для военных парадов на армейских заводах на базе ГАЗ‑3102 делали кабриолеты.

Длиннее!

Материалы по теме

Призыв вице-премьера Бориса Немцова пересадить чиновников, уже сполна распробовавших иномарки, на Волги по времени совпал с логичным в этом контексте процессом наращивания Волг в длину.

Почин, как говаривали во времена социализма, организовал сам завод, соорудив прототип с небольшой вставкой в средней стойке. Машину планировали делать малыми сериями именно для чиновников.

Прыжки в длину

ГАЗ‑3102 — самая желанная для удлинения Волга. Занимались этим делом несколько фирм. Но первым подобный автомобиль сделал сам ГАЗ.

Фирма «Рида» предлагала Волги, удлиненные на 300 мм. В том числе бронированные.

Фирма «Рида» предлагала Волги, удлиненные на 300 мм. В том числе бронированные.

ГАЗ‑3102 от компании «АвтосоюзГАЗ» нарастили на 500 мм и снабдили всеми возможными в 1990‑х удобствами.

ГАЗ‑3102 от компании «АвтосоюзГАЗ» нарастили на 500 мм и снабдили всеми возможными в 1990‑х удобствами.

Свой вариант лимузина, удлиненного аж на метр, предложил в 1990‑х и рижский завод РАФ.

Свой вариант лимузина, удлиненного аж на метр, предложил в 1990‑х и рижский завод РАФ.

Салон РАФ-ГАЗ‑3102.

Салон РАФ-ГАЗ‑3102.

Тюнинговые же фирмы наращивали длину куда смелее.

Заводской вариант удлиненной Волги для производства малыми сериями.

Заводской вариант удлиненной Волги для производства малыми сериями.

Пиршеству отечественного тюнинга пришел конец уже в начале нынешнего века.

Модернизация

Материалы по теме

Но генеральский ГАЗ‑3102 пережил еще и последние обновления — внедрение модернизированной коробки передач, переднюю подвеску на шаровых опорах (без шкворней) и стабилизатор в задней подвеске.

Когда в 2003 году мы сравнивали на Дмитровском полигоне машины со старой и новой подвесками, испытание на «переставке» (экстренная смена полосы движения) собрало немало любопытных работников полигона.

Ведь с точки зрения управляемости у Волги, небезосновательно прозванной «баржей», давно сложилась прочная репутация.

Однако машина с новой подвеской на «переставке» выиграла у старой почти 6 км/ч в предельной скорости прохождения маневра — и это много!

Прототип такси ГАЗ‑31021 с 86‑сильным двигателем ГАЗ‑24–01.

Прототип такси ГАЗ‑31021 с 86‑сильным двигателем ГАЗ‑24–01.

Опытный образец универсала ГАЗ‑31022.

Опытный образец универсала ГАЗ‑31022.

Материалы по теме

Тем не менее, это лишь слегка оттянуло уход ГАЗ‑3102 и модели ГАЗ‑31105 на давно заслуженный отдых. Производство окончательно свернули в 2008 году. С 1982‑го в общей сложности сделали около 160 тысяч ГАЗ‑3102.

Прошло совсем немного времени, и ранние машины, над которыми недавно иронизировали, стали числить коллекционными. В общем, история самой престижной социалистической Волги оказалась причудливой — длинной и интересной, а потому в каком-то смысле счастливой.

Тайное и явное

Как и на базе предыдущих Волг, на основе ГАЗ‑3102 делали мелкосерийные версии для спецслужб. ГАЗ‑31011 оснащали мотором V8 объемом 4,25 л, мощностью 120 л.с. и механической четырехступенчатой коробкой передач.

Волга ГАЗ‑31013 с мотором V8.

Волга ГАЗ‑31013 с мотором V8.

ГАЗ‑31012 — вариант с V8 5,3 л мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой, как у Чайки. Эту версию максимально маскировали от любопытных, а поэтому даже выхлопную трубу, несмотря на мотор V8, ставили одну.

Материалы по теме

ГАЗ‑31013 — незамаскированный аналог с двумя выхлопными трубами. На часть таких машин ставили 220‑сильные моторы от Чайки ГАЗ‑14 с двумя карбюраторами. В 1984 году восьмицилиндровую Волгу впервые показали публике на ВДНХ. С 1985 по 1997 год изготовили 283 автомобиля с моторами V8.

Благодарим Владимира Носакова за помощь в подготовке материала.

из архива «За рулем»

Волга-Volga

Журнал Попытки вживить в Волгу импортное «сердце» предпринимались еще в 60-х годах и известны нам в основном по экспортным дизельным машинам ГАЗ-24 с латинскими шильдиками Volga. Но вот уже около года Волга с импортным двигателем выпускается серийно — это бензиновая рядная «четверка» Chrysler.

Наши коллеги из Авторевю-Украина познакомились с такой машиной еще весной прошлого года, а у нас дошли руки только сейчас. Итак, что собой представляет нынешняя Волга ГАЗ-31105 — с американским двигателем и с обычным мотором ЗМЗ-406?

Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.» src=»https://quto.ru/journal/articles/volga-volga.htm»>ГАЗ-31105 "Волга". Фото Степана Шумахера с сайта autoreview.ru.

Попытки вживить в Волгу импортное «сердце» предпринимались еще в 60-х годах и известны нам в основном по экспортным дизельным машинам ГАЗ-24 с латинскими шильдиками Volga. Но вот уже около года Волга с импортным двигателем выпускается серийно — это бензиновая рядная «четверка» Chrysler. Наши коллеги из Авторевю-Украина познакомились с такой машиной еще весной прошлого года, а у нас дошли руки только сейчас. Итак, что собой представляет нынешняя Волга ГАЗ-31105 — с американским двигателем и с обычным мотором ЗМЗ-406?

Отличить обычную Волгу от «американской» может только наметанный взгляд — выхлопная труба у машин с мотором Chrysler «смотрит» немного вбок. А так — все та же Волга.

Внутри сориентироваться проще — в Волге с мотором Chrysler новая «электронная» панель приборов на шаговых электромоторах. По сравнению с шестью архаичными разнокалиберными шкалами в обычной Волге — рывок вперед.

Но в остальном… Как и 37 лет назад, рослый водитель сидит в нижегородской машине, подперев макушкой потолок и по-итальянски «обнимая» руль коленями. Резкий запах в салоне, смещенная вправо баранка, высокие педали, короткие салазки передних кресел, недостаточный диапазон регулировки зеркал…

Поворот ключа зажигания — и обе Волги вздрагивают всем телом, словно очнувшись от короткого сна. Заволжский мотор оживает со своим неповторимым фамильным тембром, а двигатель Chrysler работает на холостых явно тише и мягче. Еще один плюс.

Сцепление, первая передача… Беда! Хоть и стоит на «американке» новое сцепление с более легкой диафрагменной пружиной и «жестким» ведомым диском (крутильные колебания гасит двухмассовый маховик), но коробка передач осталась той же — с длинноходным рычагом, который упирается изо всех сил, давая прочувствовать рукой все металлические «потроха» коробки. Может, просто нужно время на приработку?

На рычаге обычной Волги усилия тоже велики, да еще привод сцепления «дубовый». И педаль газа странная — сначала ее не продавишь, а потом она «проваливается».

Тяга у мотора ЗМЗ до 2300 об/мин средненькая, но потом разгон ободряется. Но «американская» Волга явно быстрее! Отклики чувствуются уже с 1700 об/мин.

После 4000 об/мин следует небольшое оживление и… Несмотря на «несезон», мы все-таки решили замерить некоторые параметры разгона обеих машин на влажном асфальте, поскольку пробуксовки ведущих колес практически не было.

И бесстрастный комплекc V-box показал, что с американским мотором Волга достигает 100 км/ч почти на две секунды быстрее. Увы, замерить максимальную скорость не удалось, но, судя по паспорту, она возросла на 13 км/ч.

Правда, на резкое нажатие акселератора «американская» Волга реагировала неприятным рывком, на верхах заокеанский двигатель шумит не меньше заволжского. Зато крайслеровский мотор эластичнее: уверенно разгоняет машину даже на пятой передаче, в то время как двигатель ЗМЗ откровенно «киснет» уже на четвертой передаче.

На ходу обе машины ведут себя примерно одинаково — увы, одинаково плохо. «Гуляют» на прямой, рыскают на неровностях, заваливаются набок в поворотах, пугают сонными реакциями и невысокими пределами устойчивости.

Ведь серьезных изменений архаичное шасси не претерпевало с 2003 года, когда у машины появились бесшкворневая подвеска спереди и стабилизатор сзади.

Волга с мотором Chrysler отличается еще и новым насосом гидроусилителя (с отдельным радиатором охлаждения), но на информативности это никак не сказалось — руль еще «легче», чем у обычных машин. Да, на парковке баранку можно крутить одним пальцем. Но в поворотах бывает просто страшно!

А плавность хода? Легенды о комфортности Волг — родом из далеких советских времен, когда сравнивать было просто не с чем. На самом деле Волга проходит мягко лишь мелкие стыки и неровности.

На пологих волнах обе машины раскачиваются, на разбитой дороге вибрации от неподрессоренных масс расходятся по всему кузову, а на самых глубоких колдобинах еще и подпрыгивает корма с тяжелым неразрезным мостом, сопровождая прыжки погромыхиванием «запаски». Она как лежала, так и лежит на полке в багажнике.

По-прежнему воет коробка передач, гудит набегающий поток воздуха, шумят шины, что-то грохочет в выпускной системе.

Эх, Волга-Волга…

А надежность? На одной из машин (новеньких, из дилерского салона) не работал стеклоомыватель. Периодически на обеих Волгах «сходил с ума» отопитель.

На «американке» с пробегом 800 км уже буксовало сцепление! А потом на полном газу она вдруг задымила, а стрелка тахометра забилась в судорогах… Оказалось, с впускного коллектора соскочил шланг вентиляции картера, на который при сборке забыли надеть хомут.

А «волговоды» рассказывают о проблемах с вентилятором охлаждения, с вентиляцией бензобака…

Да, двигатель Chrysler сделал Волгу ГАЗ-31105 лучше: заметно быстрее, эластичнее и чуть тише. Паспортные данные обещают еще и выигрыш в экономичности.

Наверное, это действительно стоит доплаты в $1000: Волга с американским «сердцем» стоит $9900, в то время как обычную машину с двигателем ЗМЗ можно купить за $8900.

Причем газовские планы по локализации производства моторов Chrysler позволяют надеяться на то, что в будущем особых проблем с запчастями и сервисом быть не должно и Волга с американским мотором не повторит путь в никуда Святогоров с двигателями Renault.

Но куда девать весь остальной «букет» волговских прелестей? Неужели России не стыдно оставаться одной из немногих стран, массово выпускающих автомобили сорокалетней давности — наряду с Индией и Пакистаном?

Читайте также:  В чем состоит преимущество торможения двигателем на скользкой дороге

«Да мы бы сняли Волгу с конвейера, — уверяют газовцы. — Но спрос-то есть…»

Волгу любят в российской глубинке! И когда ГАЗ объявил о прекращении выпуска Волги (завод зарабатывает на ней в 6 — 7 раз меньше, чем на Газели), в Нижний Новгород хлынула лавина писем с просьбами и даже угрозами. Мол, только попробуйте — устроим вам теракты!

Велика инертность мышления на просторах нашей необъятной родины. А подпитывает ее относительная дешевизна Волги. Кто еще предлагает менее чем за $10000 большую машину со 137-сильным мотором, гидроусилителем, четырьмя электростеклоподъемниками и электрозеркалами?

Поэтому ГАЗ, несмотря на сокращение объемов выпуска, будет делать Волги еще как минимум пару лет — и даже с некоторой модернизацией. Производство уже посещали японские специалисты — предпринимаются попытки внедрения знаменитого кайзена, который давно есть на ТагАЗе и УАЗе.

В апреле появится Волга с новым салоном — с регулируемой рулевой колонкой и новыми креслами, диапазон продольной регулировки которых вырос на 40 мм, а по высоте — на 35 мм.

Температурный датчик системы отопления у обновленных машин будет стоять на потолке, а не в центральной консоли, что сулит нормальную работу автоматического обогревателя. Уже увеличен на 15 мм диаметр сцепления на Волгах с американским мотором.

Вот-вот освоят технологию шлифовки зубьев шестерен коробки передач — она должна притихнуть, как притих «отшлифованный» задний мост. Вроде готово и лекарство против занудного гудения гидроусилителя. На подходе машины с «автоматом» ZF…

Лет тридцать назад в СССР мы об этом только мечтали, верно ведь?

|Паспортные данные||| |Параметры|Автомобили|| |ГАЗ 31105-120 (ЗМЗ)|ГАЗ 31105-501 (Chrysler)| |Тип кузова|4-дверный седан|4-дверный седан| |Число мест|5|5| |Объем багажника, л|500|500| |Снаряженная масса, кг|1400|1400| |Полная масса, кг|1890|1890| |Двигатель|ЗМЗ-4062.10, бензиновый, с распределенным впрыском|Chrysler 2.

4L EDZ, бензиновый, с распределенным впрыском| |Расположение|спереди, продольно|спереди, продольно| |Число и расположение цилиндров|4, в ряд|4, в ряд| |Рабочий объем, см³|2287|2429| |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм|92,0/86,0|87,5/101,0| |Степень сжатия|9,3:1|9,5:1| |Число клапанов|16|16| |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин|131/5200|137/5200| |Макс.

крутящий момент, Нм/об/мин|188/4000|210/4000| |Коробка передач|механическая, 5-ступенчатая|| |Передаточные числа| || |I|3,78|4,05| |II|2,19|2,34| |III|1,30|1,40| |IV|1,00|1,00| |V|0,79|0,85| |задний ход|3,28|3,51| |главная передача|3,90|3,58| |Рулевое управление|»винт-шариковая гайка», с гидроусилителем|| |Передняя подвеска|независимая, пружинная, на поперечных рычагах, бесшкворневая, со стабилизатором|| |Задняя подвеска|зависимая, рессорная, со стабилизатором|| |Передние тормоза|дисковые|дисковые| |Задние тормоза|барабанные|барабанные| |Шины|195/65 R15|195/65 R15| |Максимальная скорость, км/ч|165|178| |Время разгона 0 — 100 км/ч, с|13,5|12,8| |Расход топлива, л/100 км| || |при 90 км/ч|8,8|7,8| |при 120 км/ч|11,0|10,8| |в городском цикле|13,5|13,7| |Объем топливного бака, л|70|65| |Топливо|бензин АИ-92|бензин АИ-92|

|Оснащение участвовавших в тесте автомобилей||| |Оснащение|Автомобили|| | |ГАЗ 31105-120|ГАЗ 31105-501| |Двигатель|ЗМЗ-4062.10|Chrysler 2.4L EDZ| |Базовая цена автомобиля, руб.

*|226000|257000| |Усилитель рулевого управления|+|+| |Регулируемая рулевая колонка по высоте| — | — | |Велюровая обивка сидений| — |+| |Центральный замок|+|+ | |Иммобилайзер| — | — | |Электропривод и обогрев наружных зеркал|+|+| |Электростеклоподъемники|+|+| |Маршрутный компьютер| — | — | |Складывающееся по частям заднее сиденье| — | — | |Аудиоподготовка|+|+| |Противотуманные фары|+|+| |Полноразмерное запасное колесо|+|+| |Металлическая защита моторного отсека|+|+| |Легкосплавные колеса| — | — | |Окраска «металлик»|+|+| |»Детская» блокировка задних дверей|+|+| |Задние подголовники|+|+| |Дистанционный замок багажника| — | — | |Цена тестируемого автомобиля, руб.*|226000|257000| |* Цена на автомобили 2006 модельного года ||| |(+) Комплектация базовой версии||| |( — ) В базовой комплектации отсутствует||| |(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили|||

|Некоторые результаты измерений Авторевю|||| |Параметры||Автомобили|| |Волга (с двигателем ГАЗ)|Волга (с двигателем Chrysler)| |Время разгона, с|0 — 50 км/ч |4,8|4,7| |0 — 100 км/ч|14,7|13,0| |0 — 150 км/ч| — |32,7| |на пути 400 м|19,5|18,9| |на пути 1000 м|35,7|34,4| |60 — 100 км/ч (III)|9,6|7,8| |60 — 100 км/ч (IV)|13,2|12,0| |80 — 120 км/ч (V)|23,4|16,9|

Что за Chrysler?

Двигатель Chrysler 2.4L с заводским обозначением EDZ выпускается с 1994 года.

В разное время им оснащались однообъемники Dodge Caravan и Chrysler Voyager, близнецы семейства Dodge Stratus/Chrysler Cirrus и Chrysler Sebring/Plymouth Breeze, внедорожники Jeep Liberty и Jeep Wrangler, Chrysler PT Cruiser… У двигателя чугунный тонкостенный блок цилиндров, но шестнадцатиклапанная двухвальная головка — алюминиевая и конструктивно похожа на головку мотора Mitsubishi 4G63B семейства Orion: японцы и американцы в то время тесно сотрудничали. Распредвалы приводятся зубчатым ремнем, в нижней части блока есть два чугунных балансирных вала с цепным приводом. Масляный картер отштампован из двуслойной листовой стали, впускной коллектор и клапанная крышка — пластмассовые. Впрыск топлива — распределенный.

На Волге из топливопровода исчезла «обратная» магистраль. Кстати, топливный фильтр на «американках» обычный волговский, а воздушный и масляный — оригинальные.

Масса американского двигателя 179 кг (мотор ЗМЗ-406 весит 187 кг).

Предыстория

Эксперименты по установке под капот Волги двигателей зарубежного производства начались еще в 60-х годах. Например, с 1960 года на Волги ГАЗ-21 для продажи в Европе по инициативе бельгийского импортера, фирмы Scaldia Volga, устанавливали дизели Perkins объемом 1,6 л и мощностью всего 43 л.с., а в 1962 году их сменили дизельные моторы Rover (2,3 л, 65 л.с.).

Потом на экспортные Волги ставили двухлитровые безнаддувные дизели Peugeot-Indenor мощностью 68 л.с. На Волги ГАЗ-24 французские дизели ставили начиная с 1976 года — эти машины с черными пластиковыми фальшрадиаторными решетками попадали и в СССР. На более поздних моделях встречались дизели Peugeot (2,3 л) мощностью 69 л.с.

— такие же, как и на автомобилях Ford Granada и Sierra.

А вот Волги с импортными бензиновыми двигателями были только экспериментальными — их на ГАЗе делали в единичных экземплярах. Например, в 1973 году появилась Волга ГАЗ-24 с рядной «шестеркой» BMW, через три года — с аналогичным двигателем Mercedes-Benz объемом 2,6 л, а в 1984 году под капот имплантировали мотор Ford V6 (2,8 л).

«Новая история» Волг с зарубежными моторами началась в середине 90-х — такие машины собирали на заказ в тюнинговых фирмах Москвы и Нижнего Новгорода. Первенцем в 1995 году оказался ГАЗ-31029, оснащенный двигателем Rover.

Двухлитровая рядная «четверка» с шестнадцатью клапанами развивала 136 л.с. и устанавливалась в тандеме с пятиступенчатой «механикой» или «автоматом» от того же донора. Позже появилась возможность заказать Волгу с двигателем V8 (3,9 л, 185 л.с.

) от внедорожника Land Rover Discovery.

В 1997 году под капотом Волг появились двигатели Toyota — то были бензиновые «четверка» 3RZ-FE (2,7 л, 152 л.с.) и «шестерка» 5VZ-FE (3,4 л, 178 л.с.) от модели Land Cruiser, а также турбодизель 2L-T (2,5 л, 92 л.с.) от седанов Cresta и Crown.

Механические или автоматические коробки передач тоже были японскими. Кстати, Волгу с мотором Toyota можно заказать и сейчас: на выбор предлагаются бензиновые двигатели объемом 2,7 (165 л.с.) и 3,0 л (255 л.с.), последний — только с «автоматом».

Помимо тюнинговых ателье сборкой Волг с двигателями Toyota и Rover занимался Завод автомобилей малых серий (ЗАМС) при ГАЗе — на эти машины распространялась заводская гарантия.

Кроме того, в 2004 году на ЗАМСе адаптировали для Волги ГАЗ-3110 еще один силовой агрегат — рядную «четверку» Ford (2,3 л) мощностью 147 л.с. с четырехступенчатым «автоматом».

Но таких машин было сделано совсем немного.

Нельзя не упомянуть и Волгу с лицензионным турбодизелем Steyr (2,1 л, 95 л.с.), выпуск которого был налажен в Нижнем Новгороде в конце 90-х под маркой ГАЗ-560. Но проект не получил развития из-за высокой стоимости и сложности моноблочных дизелей.

А американский мотор появился на Волге после нашумевшего конфликта c Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), принадлежащим группе Северсталь.

Заволжцы подняли цены на двигатели, в ответ ГАЗ отказался от закупок и прекратил поставки на ЗМЗ чугунных заготовок для блоков. Встали оба завода и УАЗ в придачу.

В итоге соседи, конечно, договорились — двигатели ЗМЗ по-прежнему поставляются в Нижний Новгород. Но «спор хозяйствующих субъектов» только обострил проблему отсутствия современного легкового мотора для Волги.

В итоге нижегородцам удалось договориться с концерном DaimlerChrysler: ГАЗ получил чертежи и возможность собирать четырехцилиндровые моторы семейства Chrysler Sebring из заграничных комплектов.

«Четверка» Chrysler 2.

4L EDZ близка по характеристикам к мотору ЗМЗ-406 и может устанавливаться под капот не только поперечно, как на Себринге, но и продольно, как на внедорожниках Jeep Cherokee и Wrangler.

Для адаптации двигателя к Волгам пришлось настраивать систему впрыска — в этом помогли американцы, к которым специально возили одну Волгу. Результат — 137 л.с. вместо оригинальных 150 л.с. Все остальное газовцы делали сами.

У Волги изменились места крепления силового агрегата, балка передней подвески опустилась на 17 мм, исчезла часть ребра жесткости на внутренней стороне капота, в коробке передач и заднем мосту — шестерни под иные передаточные числа, появились топливный насос погружного типа и новая выпускная система.

Пока ГАЗ получает готовые моторы с мексиканского завода в Салтилло, но одновременно с пуском линии по сборке Себрингов будет запущено и собственное моторное производство.

Scriptio: Сергей Знаемский, Ярослав Цыпленков.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector