Высокие обороты турбо двигателя

Популярность турбированных двигателей стремительно растёт. Это отличный способ из малого рабочего объёма выжать максимальную мощность. Не все признают турбины на автомобилях, но с фактом их превосходства над атмосферными двигателями в плане мощности и производительности спорить бессмысленно.

Высокие обороты турбо двигателя

При этом турбомоторы имеют свои недочёты и особенности, с которыми иногда можно мириться, а в некоторых случаях приходится обязательно бороться. Одним из таких явлений считается эффект турбоямы.

Турбоямой называют следствие происходящих в турбинном механизме инерционных процессов. При появлении ямы отмечается провал в наборе скорости, когда водитель нажимает на педаль акселератора, после чего идёт рывок машины.

Подобное поведение транспортного средства негативно сказывается на уровне комфорта самого водители и его пассажиров. Особенно сильно турбояма становится заметной, когда предпринимается попытка обогнать другой автомобиль. Из-за задержки реакции авто на нажатую педаль газа не редко случаются аварии и ДТП.

Причины возникновения

Все уже примерно поняли, что такое турбояма двигателя. Такая проблема знакома многим, кто эксплуатирует машины с турбированными моторами. И если у вас стоит движок с турбонагнетателем, всегда есть вероятность ощутить на себе эффект турбоямы.

Сильнее всех проблему в турбине ощущают те водители, которые предпочитают достаточно быструю и динамическую езду. Вряд ли они получают удовольствие от того, что при нажатии педали газа до упора, вместо ускорения наблюдается провал, а затем машину резко дёргает вперёд. Это происходит лишь тогда, когда турбина двигателя выходит на своё рабочее давление.

Важно заметить, что подобный эффект встречается на всех типах турбированных моторов. А потому и бензиновые и дизельные двигатели находятся в зоне риска.

Наверняка все знают о возрастании мощности силового агрегата при увеличении количества подаваемого топлива внутрь камеры сгорания. Но такого эффекта удастся достичь лишь в той ситуации, когда образовавшаяся топливовоздушная смесь полностью сгорит. На турбомоторах возникает дефицит кислорода, из-за чего падает крутящий момент.

Чтобы турбомотор получал необходимое количество воздуха, здесь предусмотрено наличие турбины. Именно на неё возлагается функция по обеспечению необходимого объёма кислорода для полного сгорания поступающего в камеру топлива.

Высокие обороты турбо двигателя

Классическая турбина представлена в виде пары крыльчаток, которые располагаются на едином валу в двух раздельных камерах.

Вращение первой крыльчатки осуществляется за счёт выхлопных газов, что позволяет активировать вторую. Вторая крыльчатка захватывает воздух, и начинает подавать его в камеру сгорания под давлением.

Чем активнее выхлопы будут вращать первую крыльчатку, тем больше свежего кислорода сможет подать вторая.

Когда водитель нажимает на педаль акселератора, объём поступающего топлива моментально увеличивается. Когда горючее сгорает, газы воздействуют на крыльчатку. При этом увеличение оборотов турбины происходит только с определённой инерцией. Именно это не позволяет турбомотору развить свою максимальную мощность. Как только турбина достигнет нужных оборотов, начнётся требуемое ускорение.

  Что такое автозапуск на автомобиле и как его подключить

Турбированные двигатели прекрасно работают на высоких оборотах. Но на низких начинают проявляться недостатки системы. Турбояма возникает по причине того, что для работы крыльчатки требуется большое количество выхлопных газов.

А для этого сначала нужно, чтобы топливовоздушная смесь попала в цилиндры двигателя. Водитель нажимает на газ, смесь сгорает и выделяется выхлоп.

Но когда обороты низкие, выхлопной газ образуется в незначительном количестве, из-за чего крыльчатка вращается слабо.

Создаётся своего рода замкнутый круг. Чем больше топлива, тем больше нужно кислорода, подаваемого турбиной. Но чтобы турбина могла подать требуемое количество воздуха, она сама нуждается в большом количестве выхлопа. Период между нажатием педали газа и увеличением количества выхлопа, позволяющего ускорить вращение крыльчатки, и называется турбоямой.

Устранение проблемы на дизельных двигателях

Владельцы дизельных турбированных автомобилей часто задумываются над тем, как можно убрать турбояму. Ведь такой эффект постоянно отвлекает и мешает нормальному ускорению.Особенно важно обеспечить стабильный набор скорости при совершении обгонов.

Наиболее актуальным и действенным способом уменьшения турбоямы применительно к дизельным турбированным двигателям считается применение системы улиток, которые имеют различное сечение. За счёт такого решения можно обеспечить подачу выхлопных газов через каналы с разными диаметрами. Это приводит к постепенному ускорению турбины. А потому провалов и рывков водитель ощущать не будет.

Когда машина движется на небольшой скорости, то есть обороты приближаются к показателям холостого хода, в основном функционирует только маленькая улитка.

Если водитель начинает давить на педаль акселератора, постепенно и по очереди подключаются каналы с большим сечением.

Для каждой машины, двигателя и его конфигурации предусмотрена возможность установки разного количества улиток с различными характеристиками.

Борьба с турбоямами на бензиновых двигателях

Хотя в большей степени с проблемой турбоямы сталкиваются владельцы дизельных автомобилей, аналогичные провалы при ускорении могут наблюдаться и на бензиновых силовых агрегатах.

При работе бензинового двигателя, когда сгорает топливо, происходит образование несколько меньшего количества выхлопного газа. Это способно воздействовать на скорость изменения текущей частоты вращения турбосистемы.

Чтобы избавить водителей от проблемы провалов на ускорении, автопроизводители стараются использовать и внедрять разные конструктивные решения. Самым эффективным считается нагнетатель.

Его появление дало возможность избавиться от главной проблемы турбированных силовых агрегатов.

Речь идёт о зависимости объёма поступающего в камеру сгорания кислорода от количества образующихся выхлопных газов.

Высокие обороты турбо двигателяТурбокомпрессор — механический нагнетатель

При производстве мощных бензиновых автомобилей, автокомпании устанавливают специальные изменённые по своей компоновке радиаторы. Важной их особенностью является установка под определённым углом.

Хотя отказ от фронтального или вертикального расположения имеет свои недостатки. Такое размещение радиатора приводит к уменьшению количества поступающего воздуха, необходимого для охлаждения двигателя. Но зато мощные потоки воздуха способны эффективно раскручивать турбину, создавая необходимое высокое давление на крыльчатке. Отсюда и повышенная производительность без явных турбоям.

Не только сами автовладельцы думают над тем, как избавиться от трубоямы. Над этим вопросом активно работают сами автопроизводители. Причём вполне успешно.

Как избавиться от эффекта

Автомобилисты хотят получать максимум от турбированного двигателя. А в этом им мешает эффект турбояма. Потому актуальным вопросом является поиск решения подобной проблемы.

Чтобы избавиться от этого неприятного явления, характерного для силовых агрегатов с турбонаддувом, опытные водители советуют непосредственно перед началом обгона включать низшую передачу на трансмиссии.

За счёт такого действия удаётся справиться с эффектом турбоямы. Но параллельно нужно быть готовым к тому, что двигатель начнёт сжигать и потреблять большее количество горючего.

Дополнительный дискомфорт создаёт потребность в работе ручкой коробки переключения передач.

Одним из вариантов устранения порой раздражающего эффекта турбоямы считается применение чип-тюнинга. Тут уже результат полностью зависит от того, насколько квалифицированным и опытным является сам мастер по чип-тюнингу. Доверять рекомендуется исключительно проверенным и хорошо себя зарекомендовавшим специалистам.

Прежде чем отдавать машину на чип-тюнинг, подумайте относительно гарантии. Если автомобиль всё ещё находится на гарантии официального дилера, перепрошивка электронного блока управления с целью избавления от эффекта турбоям лишит вас этой привилегии.

Высокие обороты турбо двигателя

В настоящее время автопроизводители ведут активную работу над устранением эффекта турбоямы. У них получается добиться существенного прогресса. Новые машины, выпущенные с доработанными турбомеханизмами, всё меньше проявляют подобный недостаток. Но избавиться от турбоям полностью пока не удалось никому. Задача не из лёгких, а потому впереди автокомпании ждёт большой объём работ.

Владельцам автомобилей с турбированными двигателями рекомендуется учитывать особенности поведения такого мотора, совершая обгоны и эксплуатируя автомобиль на малых и средних оборотах. Если вам требуется резкое ускорение, приготовьтесь к тому, что машина не сразу отреагирует на выжатую в пол педаль акселератора.

Хотя на новых машинах с турбированным двигателем турбоямы ощущаются всё меньше и меньше. Это результат упорной работы инженеров ведущих автомобильных компаний.

Почему турбомоторы не такие экономичные, как нам обещают

Если вы не хотите лезть в технические подробности, то всё, что вам нужно знать — при спокойной езде на невысоких оборотах турбомотор экономичнее атмосферного.

Но на оборотах выше средних аппетит турбомотора может становиться больше, чем у атмосферного, примерно на 30%.

Проблема в том, что тяжело ездить на турбомоторе как «овощ», поэтому показатели расхода топлива в реальности несильно отличаются от атмосферных.

Теория шашлыка

В теории турбомотор в самом деле эффективнее. Если не хочется и не можется вспоминать физику, то давайте вспомним шашлыки. Когда угли остывают, мы их раздуваем специальным веером или чем-то ещё. Раздуваем = нагоняем больше воздуха = больше кислорода, который и поддерживает горение. В итоге угли вновь разгораются и снова появляется жар.

То же самое происходит в турбомоторе.

Читайте также:  Где находиться датчик оборотов двигателя на ваз 2110

Если в атмосферном моторе давление в цилиндре, когда поршень находится в нижнем положении, не больше атмосферного (воздух сам заходит в цилиндр под действием разряжения), то в турбомоторе давление больше атмосферного, потому что он нагнетается турбиной или нагнетателем (в зависимости от производительности турбины и степени наддува в цилиндры может нагнетаться в 1,5−2, а то и три раза больше воздуха).

В итоге в цилиндре больше воздуха, горение происходит активнее, выше температура, топливо сгорает почти полностью, КПД увеличивается, меньше вредных выбросов. Результатом всего этого является то, что для совершения запланированной работы требуется меньше топлива. Как итог — объем турбомоторов меньше при тех же характеристиках.

В чем секрет

При спокойной езде турбомотор в самом деле экономичнее.

Основная причина этой экономичности как раз в том, что турбины на современных гражданских машинах настроены таким образом, что начинают раскручиваться с самых малых оборотов, выдавая максимальный крутящий момент на очень низких оборотах, на которых атмосферник, говоря простым языком, просто не едет. А чем ниже обороты двигателя, тем меньше взрывов происходит в цилиндрах за одно и то же и время.

Если грубо, то секрет экономичности турбомоторов в том, что, во-первых, они работают на более низких оборотах, чтобы выдать тот же крутящий момент, что и атмосферный мотор, во-вторых, объем цилиндров турбомотора меньше, чем у атмосферного, соответственно и бензина нужно меньше.

Трудно жить с провокатором

Но есть два нюанса. 1. Турбомотор — это провокатор. Сложно ездить медленно и спокойно, когда знаешь, что у тебя под педалью огромный запас тяги и мощности. 2.

Так как тяги у турбомоторов намного больше, чем у атмосферных моторов, и эта тяга равномерна размазана по большому диапазону оборотов (так называемая «полка» крутящего момента), а мощность — это произведение количества оборотов коленчатого вала на крутящий момент, при высоких оборотах компьютер начинает готовить такую смесь, чтобы выдать как можно больше этой самой мощности и крутящего момента. В результате при напористой езде расход топлива турбированного мотора может быть на треть больше, чем у атмосферного той же мощности.

Для тех, кто не понял, постараюсь объяснить проще. Снова вспомним шашлыки. Если угли не раздувать, они будут очень долго тлеть. Если же их постоянно раздувать, они сгорят и превратятся в пепел намного быстрее. То есть в зависимости от количества поступаемого кислорода, который содержится в воздухе, одно и то же количество топлива может сгорать быстрее или медленнее.

Если вы жмете на газ до упора (или просто держите высокие обороты двигателя) в машине с турбомотором, в цилиндры впрыскивается больше топлива, чем впрыскнулось бы в цилиндры атмосферного мотора по той простой причине, что в атмосферном моторе все это топливо не смогло бы сгореть, а в турбированном, благодаря нагнетаемому воздуху, может.

Закончить остается тем, с чего я и начал. Турбомотор экономичнее атмосферника на небольших оборотах при спокойной езде. А вот на ускорениях и при активной езде, турбомотор может быть даже прожорливее атмосферного.

Правильная эксплуатация машины с турбодвигателем: особенности, правила

Знаете ли вы, дорогие читатели, что во время использования автомобилей с двигателем TSI, почти каждый владелец авто имеет просчеты в его эксплуатировании?

Бензиновый двигатель с турбонаддувом – серьезная вещь, и в управлении им нужно знание.

Так, например не достаточная забота о системе впуска и смазки может стать причиной сбоя нормальной работы мотора.

Главный принцип правильного использования турбодвигателя – это все время следить за количеством и добротностью используемых масел, завод и остановка двигателя по правилам и безукоризненное выполнение всех норм.

Уровень масла

Рекомендаций по эксплуатации машин с турбодвигателем множество. Сначала разберемся с количеством масла. Данному движку нехватка масел категорически противопоказана. За его уровнем необходимо следить постоянно.

Смазка просто необходима для продуктивной работы подшипников и всех основных частей турбодвигателя.

Понятно, что при падении уровня масла, детали двигателя, оставшись без необходимого объема покрытия, быстро износятся и придут в негодность.

Если при проверке смазки турбодвигателя, будет выявлена нехватка ее рекомендованного объема, значит, масло необходимо в срочном порядке добавить. Наряду с этим сразу нужно определить источник быстрого расходования масла. Проверить исправность масляного насоса и других основных деталей. При решении данной проблемы нужна предельная внимательность. Причину надо тут же устранить.

  Лучшее масло для Мазда 3: Выбираем вместе

О том, как правильно проверять уровень масла в двигателе, а также какой уровень масла должен быть в двигателе на щупе, можете узнать, перейдя по этой ссылке.

Масло, его уровень и качество

Рекомендаций, касательно эксплуатации турбодвигателя, работающего на бензиновом топливе в Сети, существует – масса, некоторые из них, надо признать, дельные, скажем те, что касаются контроля уровня и качества моторного масла.

Интересно, но такому мотору явно противопоказана «безмасляная диета», кроме того, не идёт на пользу его подшипникам и прочим не менее важные элементам использование некачественного, или уже отработанного свой срок масла.

Владельцам автомобилей с таким двигателем необходимо завести хорошую привычку: каждый день проверять уровень масла, и если шип «намекнёт» о недостатке масла, то необходимо немедленно его пополнить.

Уровень масла в турбодвигателе

Можно доверять и тем рекомендациям, в которых говорится о том, что использовать в автомобиле с турбодвигателем необходимо моторное масло от производителя, и любая экономия на звание «разумная» претендовать никак не может.

Более того, залить некачественное или дешёвое моторное масло в систему автомобиля с турбированной силовой установкой означает смерть, и установке, и автомобилю.

Какое моторное масло идеально подойдёт для вашего автомобиля можно узнать, открыв его паспорт, в котором производитель даёт чёткие и точные рекомендации.

Качество используемых масел в турбодвигателе

Нужно хорошо запомнить, что при содержании машины с турбодвигателем сэкономить на ней не удастся. Также очень важно понимать, что заливаемое масло берется исключительно от изготовителя и только указанное производителем. Использование некачественного масла губительно для мотора.

Еще большое значение имеет то, что смазки, предложенные производителями для турбированных моторов, рассчитаны на сильнейшие нагрузки и пагубное влияние высокотемпературных режимов. Так как в простом моторе нагрузки столь сильными не бывают. И поэтому их характеристики отличаются от масел, рассчитанных на простые движки.

Еще сделаем акцент на том, что не стоит смешивать разные виды масел. Если в машине с турбодвигателем использовалось масло одного вида вязкости, то заливать отличающееся запрещено. Марку смазки также изменять не желательно, лучше всего пользоваться все время одной. Это все существенно продлит время жизни турбодвигателя. Помните, что турбированному двигателю нужно дать самое наилучшее масло!

Также советуем прочитать статью на тему: можно ли смешивать моторные масла разных производителей, групп или категорий, перейдя по данной ссылке.

Рекамендуем еще одну полезную статью: нужно ли промывать двигатель при замене масла на другого производителя, можете ознакомиться, перейдя по этой ссылке.

Дизель с турбиной: правильная эксплуатация

Несмотря на обилие схожих черт, дизельные моторы разительно отличаются от бензиновых. Соответственно, их эксплуатация также имеет свои особенности.

  • Если на дизеле установлен турбонаддув, то его характеристики будут сходны с высокооборотистыми двигателями на бензине. Однако, система дизельного агрегата изначально не рассчитана на езду на высоких оборотах, как большая часть бензиновых аналогов.
  • Процесс управления дизельным автомобилем отличается: он хорошо тянет на пониженных оборотах, дополнительная раскрутка на требуется. Кроме того, рационально будет раньше повышать передачу, тогда как в случае с бензиновым авто это следует делать на более высоких оборотах.
  • Если автомобиль был куплен недавно, стоит грамотно его обкатать, соблюдая все рекомендации специалистов и производителя.
  • При холодном запуске откажитесь от перегазовки, даже если на улице стоит мороз. В такой ситуации давление масла пониженное, а смазка не идет в масляные каналы мотора. Давление на турбину резко взлетает вверх из-за недостаточного уровня масла в системе. Именно поэтому в холодное время необходимо тщательно прогреть дизмотор на холостых оборотах, а затем плавно начать медленное движение без внезапного ускорения.
  • После окончания поездки следует дать мотору еще немного поработать вхолостую. Резкая остановка и выключение двигателя могут вызвать проблемы. Дело в том, что крыльчатка прогретой турбины продолжает быстро вращаться. При резком падении давления масла падает и мощность охлаждения турбины. В итоге турбокомпрессор может перегреться, а разгоряченное масло в системе турбонаддува начнет коксоваться. Во избежание таких проблем рекомендуется дать мотору функционировать на холостом ходу в течение 4 минут, и только потом заглушить двигатель. Выполнение этой задачи можно доверить автоматизации – просто купите турботаймер, который оставит двигатель работать в течение требуемого времени после того, как вы заберете ключ зажигания и закроете авто.
Читайте также:  4g63 какой ресурс двигателя

Оптимальный режим работы дизеля зимой – движение на средних оборотах с периодическими ускорениями и раскруткой оборотов до максимума. Такие нагрузки обеспечат качественную прочистку турбокомпрессора и активируют режим восстановления сажевого фильтра.

Однако, высокие обороты рекомендованы лишь на краткие промежутки, поскольку длительные нагрузки может не выдержать ротор турбины.

При этом нужно знать, что для активации такой функции необходимо будет каждый раз ставить машину на ручник, включая нейтральную передачу на механике.

Помните о том, что длительная работа мотора на холостом ходу (более 15 мин) и привычка ездить «на низах» может привести к постепенной закоксовке турбокомпрессора, в особенности при оснащении двигателя турбиной. При таком стиле вождения масло может проникнуть в камеру сгорания, что приведет к закоксовке дизеля.

Устранить эту проблему можно и своими руками, но, в любом случае, лучше избежать такого развития событий. Если вы застряли в пробке, и стоящий на месте дизель нельзя заглушить, следует намеренно разгонять обороты до показателя 1400 в минуту каждые 10 минут.

Качество топлива турбодизеля

В случае если ваш автомобиль с турбодвигателем работает на дизельном топливе, то горючее нужно брать очень высокого качества.

При заливке низкопробного топлива возрастает вероятность скорого засорения системы питания автомобиля и соответственно потери мощности двигателя. Из-за данной неисправности турбине придется работать на полную мощность для восполнения перебоев в работе системы.

В итоге она быстро выйдет из строя. Поэтому, если нет уверенности в качестве дизтоплива, лучше всего его дополнительно очистить.

  Замена датчика включения вентилятора ваз 2114 инжектор

Чем бережней отношение к машине, чем добротней заливаемые в нее топливо и масла, тем дольше двигатель будет радовать вас своей работой. Заливайте в турбодвигатель только самое лучшее.

Заводим и останавливаем турбодвигатель

Необходимо помнить, каким образом заводить турбодвигатель при отрицательной температуре. Перед запуском многие специалисты советуют провернуть турбомотор от трех до пяти раз. И уже после проведения процедуры «предзапуска» окончательно запустить и «погонять» мотор на холостых оборотах, не трогаясь с места.

Данная операция делается для начала циркуляции масла и заполнения системы, во избежание образования перегрузок. Существуют определенные нюансы, относящиеся к остановке турбомотора. Перед остановкой нужно позволить двигателю чуть-чуть охладиться. Между прочим, это относится и к атмосферным моторам.

Давно известен факт, что эксплуатация при повышенных оборотах приводит к работе систем внутри мотора в условиях повышенных температур. Нельзя допускать мгновенного останова, ведь это приводит к резкому температурному скачку, который негативно сказывается на долголетии турбомотора. Долговечность и надежность турбоагрегата значительно уменьшается.

Турбомотор обладает большей мощностью, но это приводит и к высоким нагрузкам. Из этого следует пониженный ресурс эксплуатации такого мотора. При хорошем уходе и правильной эксплуатации турбоагрегата, он без хлопот перепрыгнет отметку в 150000 км.

Как запускать и останавливать машину с турбодвигателем?

Перед запуском в холодное время года движок нужно хоть немного провернуть. И только потом, окончательно заведенному, предоставить возможность поработать в холостую. Это необходимо для запуска циркуляции масла и во избежание появления перегрузок в двигателе.

Перед тем как выключить мотор после интенсивной работы турбонаддува, позвольте ему немного охладиться на холостых оборотах.

Установлено, что при больших нагрузках, когда мотор работает на высоких оборотах – температура внутри турбины также огромна.

Поэтому, быстрое прекращение работы мотора в этом случае создаст теплоперепад, который не лучшим образом скажется как на ресурсе турбины, так и самом турбодвигателе в целом.

Благодаря турбине у турбинного мотора количество лошадиных сил и мощностей намного больше, чем у простых двигателей. Соответственно изнашивание механизмов мотора и прочих деталей также происходит намного быстрее. Но при надлежащем уходе агрегат легко преодолеет свои сто пятьдесят тысяч км.

Как правильно ездить на моторе с турбиной?

После запуска турбодвигателя в морозы необходимо около пяти минут подождать, пока масло не прокачается насосом ко всем узлам и агрегатам. На холостых оборотах турбонаддув не активируется, а ждет, пока дефицит смазки будет побежден. После этого можно начинать движение, но только в щадящем режиме.

Нельзя раскручивать мотор свыше 2,3-2,5 тыс. оборотов, за пределами которых активируется наддув. Иначе холодная турбина будет испытывать повышенные нагрузки из-за температурного дисбаланса. Прогревание мотора на ходу занимает около 15 минут.

Только когда температура охлаждающей жидкости достигнет 90 градусов и из печки потянет горячий воздух, можно пришпорить автомобиль.

Вопрос-ответ

Как поднять мощность мотора без переделок и чип-тюнинга?

Остановка турбированного двигателя после активной езды тоже должна подчиняться нехитрому алгоритму действий. Перед выключением зажигания необходимо дать мотору поработать около двух минут на холостых оборотах, чтобы прокачиваемое через турбину масло успело охладить ее.

Если этого не сделать и бросить раскаленную турбину остывать самостоятельно на морозе, то избыток тепла может вновь привести к неравномерному расширению деталей и даже к изменению структуры поверхностных слоев материала. Изменяется микрозернистость металла вала турбины, отчего она хуже держит.

На поверхности вала образуются микротрещины и выщербины, которые впоследствии снижают ресурс технического узла.

Кроме того, застаивающееся после выключения зажигания масло коксуется в подшипниках и на металлических поверхностях с образованием твердой корки нагара, которая тоже снижает ресурс технического узла.

  Подбор свечей зажигания по автомобилю

Грамотный стиль вождения

При езде на автомобиле с турбодвигателем нужно понимать, что данный мотор, не предназначен для длительных поездок на малых оборотах двигателя. Этому движку нужно хотя бы раз в неделю давать потрудиться на полную мощность. Это позволит не только активировать очистительный процесс системы турбонаддува, но и увеличить его срок службы.

Бросаться в крайности форсажа тоже не стоит, турбина может просто «перекрутится». Так что лучше всего ездить на средних оборотах.

Смотрим видео, как убивает мотор стиль вождения:

Высокие обороты

Любителей раскручивать моторы легко понять: авто уверенно откликается на газование, совершать маневры даже в условиях резко ограниченного времени легко и приятно. Да и расход топлива возрастает не критически. Но есть свои нюансы.

Во-первых, что именно считать высокими оборотами. Точных цифр тут нет, ориентироваться нужно на рекомендации производителя. Например, для бензиновых моторов высокими считаются обороты превышающие 70% общедоступных. Для дизельного, из-за особенностей конструкции, высокие обороты те, что превышают крутящий момент.

Постоянная езда на высоких оборотах увеличивает нагрузку на детали двигателя и на систему охлаждения, из-за роста температуры. Как результат – повышенный износ мотора и риск его перегрева.

Как правильно управлять автомобилем с турбированным двигателем

Теперь о самом главном — об управлении автомобилем с турбированным двигателем. Специалисты дают следующие рекомендации по управлению автомобилем с таким мотором:

  • Лучше избегать работу двигателя на низких оборотах в течение продолжительного времени. Например, если вы движетесь по трассе с примерно одинаковой скоростью, лучше держать средние обороты, а не низкие;
  • Двигателю с турбиной время от времени нужно работать “на полную”. Это значит, что хотя бы раз в неделю следует выполнять “разгон” при высоких оборотах;
  • Постоянно ездить на высоких оборотах не рекомендуется — это может привести к “перекрутке” турбины;
  • Двигателю с турбиной не рекомендуется в течение продолжительного времени работать на холостых оборотах. Это способно привести к образования сажи и налета в турбине, в результате чего она засорится. В перспективе, такая проблема приведет к выходу из строя не только турбины, но и двигателя в целом.

Обратите внимание

Обычно, производители автомобилей с турбированными двигателями настраивают коробку передач (автоматическую или робота) именно с учетом приведенных выше рекомендаций.

Качество топлива

Качество топлива важно для любого двигателя, но в случае с турбированным оно может сыграть критическую роль. Не рекомендуется заправлять автомобиль на непроверенных заправках, особенно если речь идет о дизельном топливе.

Опасность использования плохого топлива в турбированном моторе кроется в том, что топливная система может засориться, что приведет к снижению мощности мотора. Это вынудит турбину работать “на износ”, чтобы автомобиль имел прежнюю мощность, что приведет к скорому выходу турбины из строя.

Читайте также:  Влияет ли датчик абс на работу двигателя

(17

Ваз и турбонаддув: за и против

Вопросы о возможности турбирования вазовских моторов не дают покоя автомобилистам­патриотам. Может, пришло время попытаться ответить на них? Первый и главный вопрос — ЗАЧЕМ? Смысл любой доводки мотора — увеличение его мощности.

Этой цели можно достичь двумя способами: вышеупомянутым турбированием двигателя или же его форсированием. Второй способ в этой статье не рассматриваем — не до него пока.

С наддувом бы разобраться… Как известно, мощность ДВС определяется, помимо прочего, массой топливовоздушного заряда, попадающего в цилиндры в единицу времени, поэтому — чем больше воздуха (и топлива) поступает в цилиндры, тем больше мощности можно выжать из мотора.

Азы! Поэтому моторы и «наддувают», силой загоняя воздух в цилиндры. Мощность и момент (при прочих равных условиях) повышаются, ответ на первый вопрос — получен.

Немного теории Двигатели с наддувом имеют меньшую геометрическую степень сжатия. Если в двигателях без наддува (бензиновых) ее значение порядка 9,5­11,0, то с наддувом степень сжатия, как правило, не превышает 8,5.

Дело в том, что при увеличении давления смеси в начале сжатия (что и дает наддув) пропорционально увеличивается и давление в конце его. Если давление не уменьшить увеличением объема камеры сгорания (т.е. уменьшением геометрической степени сжатия), то двигатель не сможет надежно работать из­за детонации.

Снижение геометрической степени сжатия — важнейший нюанс, который необходимо учитывать, приступая к турбированию любого двигателя! Далее: поскольку количество топливовоздушной смеси увеличивается (с сохранением рабочего объема), то увеличивается и количество выделившегося при сгорании тепла.

Возрастает температура и давление в цилиндрах, что приводит к необходимости усиливать и изменять детали двигателя. Чем выше давление наддува — тем больше изменений требует конструкция. Аксиома, которую упорно игнорируют… Ученье — свет, а неученых — тьма!..

Конструктивные особенности установки ТКР на двигатели ВАЗ Прежде всего необходимо определить максимальное избыточное давление, создаваемое ТКР, при котором у двигателя будет сохранен запланированный вами ресурс (чем больше давление наддува — тем ресурс меньше).

В зависимости от запланированного давления и определяется, на сколько нужно понижать исходную (заводскую) степень сжатия. Конструктивно это осуществляется утолщением прокладки ГБЦ либо увеличением камеры сгорания путем выборки металла в поршне, или сочетанием перечисленных методов.

Далее — установка турбокомпрессора требует замены штатного выпускного коллектора на специальный, предусмотренный под ТКР. Следующие шаги: установка «интеркулера» (радиатора охлаждения надуваемого воздуха), масляного радиатора, замена форсунок на более производительные (для сохранения пропорций топливной смеси).

Да и свечи желательно поменять… Заключительный этап — настройка фаз газораспределения и перепрошивка ЭБУ.
Роберт Ишкулов, мастер одной из тюменских СТО:*- Я собирал ВАЗ­21 083 для участия в ралли. Мотор подверг форсировке — от родного двигателя, грубо говоря, остался только блок цилиндров.

Остальные узлы были заменены на более прочные — кованые, но и они не устроили — некоторые узлы дорабатывали вручную, на заводе. Сначала я участвовал в гонках на атмосферном моторе, потом — на турбированном. Честно говоря, турбированный понравился меньше: в гонках двигатели традиционно работают на высоких оборотах, а турбодвигатель особо не раскрутишь.

Поэтому турбина здесь скорее мешает, нежели помогает. А вот в городском режиме турбовой ВАЗ великолепно показал себя. Нет рывков, смесь более качественно сгорает в цилиндрах. Как следствие — выше КПД. Однако мы не смогли решить проблему «турбоямы» на низких оборотах.

Решение видится в установке системы «битурбо»: маленькой «улитки», работающей «на низах», и большой, добавляющей жару «на верхах». …Говорить о сохранении моторесурса нет смысла — автомобиль собирался исключительно для спорта, а там одна гонка — один двигатель… Так что отстраивали работу мотора так, чтобы получить максимальную отдачу.

Остальное — неважно! Стоимость установки турбины (с учетом интеркулера, масляного радиатора, патрубков и т. д.) составила приблизительно 100 тысяч рублей, что в сравнении с постройкой высокофорсированного атмосферного мотора — мелочь!..

*
Денис Ефимов — главный механик завода «СибЭС»; Станислав Чикишев — выпускник ИнТра ТюмГНГУ:*- Мы установливали на ВАЗ­21 083 «турбокит», заказанный в Москве. Когда начинали — думали, что равных машине не будет, все японцы будут глотать выхлоп, но — увы!.. Ожидаемого эффекта мы не получили.

Да, на «низах» двигатель действительно хорошо «подрывает», но «крутить» его бесконечно нельзя — в инструкции к турбине указан рекомендуемый предел — 6500 об./мин. (максимальные обороты стандартного 8­клапанного «восьмерочного» мотора по инструкции — 6300 об./мин.). Турбированный ВАЗ очень хорошо зарекомендовал себя в городском трафике с постоянными рывками и ускорениями.

Пропадают рывки, которые так раздражают водителей отечественных автомобилей, плавность хода напоминает иномарку. При установке ТКР на ВАЗ динамические характеристики автомобиля впечатляют. Моторесурс же при грамотной установке «турбокита» не снижается, он остается приблизительно равным заводскому. Однако не все так гладко.

Турбированный двигатель требует к себе больше внимания, чем атмосферный — нужно обязательно следить за уровнем масла. Далее — синонимом к слову «турбоВАЗ» должен стать турботаймер. Минусом турбированного мотора является и увеличение расхода топлива — ведь новые форсунки впрыскивают его больше
(мы устанавливали волговские).

*При тестировании автомобиля на трассе после 150 км/час температура двигателя начала подниматься до 130° С и более. Причину мы так и не нашли, но решили, что тосол нужно менять на более теплоемкую жидкость…
…Наше мнение: если «турбокит» устанавливается для городской — «овощной» — езды, то это выход.

А вот для спорта вряд ли — там нужны кардинальные конструктивные изменения, моторы там работают на максимальных оборотах!..
Евгений Виноградов, директор «Турбо­Центра»:­ Не готов был я к такому развитию событий — не ожидал столь высокого интереса молодежи к установке турбины на ВАЗ.

Непрекращающиеся звонки побудили разобраться в этом не интересном мне с технической точки зрения вопросе. ТКР на ВАЗ? Зачем? Мощность увеличить? Резонно, но на сколько и для чего? Хочешь быть самым быстрым — купи «японку» с «твин­турбо»! Быть самым быстрым из ВАЗов? Это что­то дает?.. Автомобиль при рождении наделен некими генами. Грузовик — для грузов, F­1 — для гонок.

«Смарт» — для города, джип — понятно для чего, лимузин — для шика… «Лада» — для чего? Явно не для гонок. Сделай ты хоть «химию» дворняжке — не станет она болонкой……А если серьезно — материалы, применяемые в отечественном машиностроении, не соответствуют требованиям, которые предъявляет им турбированный двигатель.

Пока мы не научимся создавать качественные материалы, турбировать «наш» двигатель бес­по­лез­но! Он все равно долго не «проживет» — даже при грамотной установке ТКР наши материалы не выдержат возросших нагрузок.

Еще в СССР на заводах велись работы по созданию «турбокитов» для «атмосферного» двигателя, но когда при расчетах выяснилось, что затраты на изменение конструкции двигателя таковы, что легче создать новый, изначально турбированный мотор — работы прекратились! Полученный эффект не соответствует материальным и трудовым затратам… При установке ТКР нагрузки возрастают кратно, а вазовский мотор на них не рассчитан. Я считаю, что увеличивать динамические характеристики автомобиля ВАЗ необходимо методом форсирования «атмосферного» мотора. Этим способом можно добиться большего соответствия материальных затрат и полученного эффекта.
Самостоятельно заниматься «творчеством» можно (мотивация у всех своя), но никто не отменял принцип разумности. Установка ТКР на ВАЗ возможна, как, впрочем, и на ЗАЗ. Но! 1. Как рассчитать соотношение воздуха и топлива («настроить» топливо)? 2. Как оптимизировать работу двигателя и турбокомпрессора? Задачка не из легких — переборщили с наддувом, и мотор развалили в первой же поездке. Покупка второго?.. 3. Турбина — импортный агрегат, данных на который, как правило, нет… 4. Как «прошить мозги»? К специалистам? 5. Коллекторы — их геометрию надо рассчитывать. Как и распредвал, кстати. 6. Поршни, вал, шатуны, блок — читай выше про материалы… 7. Усиление кузова, тормозов (разогнаться проще, чем тормозить!), сцепления, КПП… 8. При штатном масляном фильтре турбина долго жить не будет, масла — только для турбированных моторов… 9. А детонация?.. Достаточно? У вас еще не пропало желание? Тогда — вперед, и кто знает — может, вы измените ВАЗ, как никто другой! Но что­то не видно турбо­ВАЗов на улицах города… Может, в гаражах — на ремонте?.. Плюсы турбированного двигателя ВАЗ (по сравнению с атмосферным)

  • Увеличение мощности и крутящего момента.
  • Больший КПД и, соответственно, меньший удельный расход топлива.
  • Лучшая экологичность.
  • Более комфортная езда в условиях города.
  • Более устойчивая работа двигателя, нежели атмосферного, но форсированного.
  • Турбирование дешевле, нежели форсирование при условии достижения одинаковых динамических показателей (мощность, крутящий момент).

Минусы турбированного двигателя ВАЗ

  • Снижение моторесурса (на практике при установке нагнетателя с избыточным давлением 0,3 атм. двигатель проезжает 75­80 тыс. км).
  • Двигатель становится более требовательным к качеству топлива и масла.
  • Трудно избежать возникновения детонации.
  • Необходима установка дополнительных приспособлений — таких как турботаймер.
  • При движении по трассе двигатель может перегреваться.
  • Главный минус — невозможность добиться идеальной совместной работы нагнетателя и двигателя ввиду изначального расчета двигателя на его работу в нетурбированном варианте.

Где найти в Тюмени?Мы обзвонили некоторые из тюменских автомагазинов и столов заказов: выяснилось, что привезти «турбокит» для автомобиля ВАЗ возможно. В наличии таковых наборов в Тюмени нет. Все тюменские продавцы работают с москвичами — фирмой «Гладков­Сервис».

На сайте фирмы представлено целых пяти «китов» — стоимостью от 51 996 руб. (для 8­клапанных двигателей) до «монстра», рассчитанного на двигатели объемом 1,7 л (обещанная мощность — 280 л.с. при избыточном давлении наддува 1,4­1,8 атм., максимальный крутящий момент 356 Нм).

Цена такого монстра — 94 976 руб. P.S. На недавно прошедшем втором этапе Чемпионата Урала и Поволжья по дрэг­рейсингу в Самаре Евгений Дмитриев занял первое место на «девятке» с двигателем 1,6 л и турбонаддувом.

Время прохождения quarter mile (четверть мили — 402 метра) — 13, 92 сек. Без комментариев…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector