Дайте полную логическую характеристику понятиям вечный двигатель

2. Виды понятий по их объему

Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему — количественные различия. Соответственно этому выделяются следующие основные их виды.

Пустые и непустые понятия. Они различаются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли. Понятия с нулевым объемом (т. е. представляющие пустой класс) называются пустыми. Примеры: «кентавр», «русалка», «вечный двигатель», «идеальный газ». В научном плане это не обязательно фикции.

Некоторые из таких понятий действительно носят фантастический (мифологический) характер («кентавр», «русалка», «леший»).

Но некоторые выдвигались в качестве научных или технических понятий, и лишь в ходе развития науки или техники рано или поздно обнаруживалась их несостоятельность («теплород», «флогистон», «магнитная жидкость», «vis vitalis» — «жизненная сила» («жизненный дух»), «вечный двигатель»).

К пустым относятся и понятия об идеализированных объектах, играющие довольно значительную вспомогательную роль в различных науках: «идеальный газ», «чистое вещество», «абсолютно черное тело», «идеальное государство». Наконец, к разряду «пустых» относятся понятия о реально не существующем, но возможном: «коммунистическое общество», «инопланетяне», «неземная цивилизация».

Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет: «столица Российской Федерации», «город», «космическое тело».

Деление понятий на пустые и непустые тоже в известной мере относительно. Оно обусловлено прежде всего подвижностью границ между несуществующим и существующим, нереальным и реальным. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других и обратно.

Так, понятие «Президент СССР» было до поры до времени пустым, ибо такой должности в стране не существовало. Затем, когда она была законодательно введена и был избран М. Горбачев, понятие о ней стало непустым.

Но в условиях, когда СССР распался и отпала надобность в соответствующем президенте, понятие сохраняет лишь исторический характер.

Относительность деления понятий на пустые и непустые определяется и тем, что в более или менее развитом обществе они, как правило, не существуют отдельно друг от друга, изолированно, вне связи с той или иной понятийной системой.

Поэтому понятия, являющиеся непустыми в одной системе («шкале ценностей»), могут оказаться пустыми в другой, и наоборот. Так, понятие «похититель божественного огня Прометей» в мифологии входит в разряд «мифологические образы» и оказывается здесь отнюдь не пустым.

А в научном плане — это пустое понятие, не имеющее аналога в действительности.

Единичные и общие понятия. Если объем понятия составляет лишь один предмет мысли, то оно называется единичным, например: «Солнце», «Земля», «Россия», «московский Кремль», «первый советский космонавт».

К единичным относятся также понятия, охватывающие совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т. е. употребляются в собирательном смысле: «Солнечная система», «человечество», «ООН».

Юристы часто пользуются единичными понятиями: «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Трудовой кодекс Российской Федерации», «адвокат Петров».

Общие понятия заключают в своем объеме группу предметов (от двух до бесконечности), причем они приложимы к каждому элементу этой группы, т. е. употребляются в разделительном смысле: «звезда», «планета», «государство», «столица». Примеры общих юридических понятий: «суд», «свидетель», «приговор».

Относительность деления понятий на единичные и общие проявляется в том, что одно и то же понятие в одних условиях может быть единичным, а в других — общим, и наоборот.

Например, понятие «президент» применительно к условиям СССР было единичным, поскольку в нем мыслилось одно лицо, но со временем превратилось в общее, так как президенты стали избираться и в союзных республиках: России, Украине, Казахстане и др.

А теперь даже в самых маленьких автономных республиках России избираются свои президенты. Так что по числу президентов на душу населения мы превосходим все страны мира. Нечто подобное произошло с понятием «Президент Российской Федерации». До выборов нового Президента оно было единичным, а теперь стало общим.

Наоборот, некогда общее понятие «советская социалистическая республика» со временем превратилось в единичное (последней такой республикой была Мордовия), а теперь не заключает в своем объеме уже ни одной республики. Еще пример.

Применительно к нашей стране понятие «политическая партия» было в первые годы Советской власти общим, так как охватывало собой ряд тогдашних партий — большевиков, меньшевиков, эсеров. Позднее, в условиях однопартийной политической системы оно превратилось в единичное, ибо единственной политической партией осталась КПСС. А ныне в условиях многопартийности оно снова стало общим.

Деление понятий на виды по их содержанию и объему имеет немаловажное значение. Оно позволяет в огромном понятийном материале, накопленном науками и повседневной практикой людей, выделять немногие, наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять себе особенности этих групп.

Знание видов понятий — одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность всякого мышления. Это тем более важно в юридической теории и практике.

Чтобы правильно оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику.

Например, «преступление» — понятие конкретное, положительное, безотносительное, общее, употребляется в разделительном смысле.

Однако формально-логическое деление понятий на виды имеет и свои существенные недостатки. Так, различение понятий конкретных и абстрактных носит в значительной мере условный характер. На самом деле всякое понятие одновременно и конкретно и абстрактно.

Оно конкретно потому, что имеет вполне определенное содержание, позволяющее отличать одно понятие от другого.

В то же время оно абстрактно, потому что представляет собой результат выделения общего и существенного в предметах, отвлечения от них, абстрагирования.

Другой недостаток распространенного деления понятий на конкретные и абстрактные состоит в том, что в одну категорию абстрактных понятий объединяются весьма разнородные вещи: понятия, отражающие свойства предметов, и понятия, в которых отражаются связи и отношения между предметами. Первые образуются путем отвлечения от одного предмета или группы предметов, обладающих одним и тем же свойством. Вторые же предполагают наличие не менее двух предметов или двух групп их, так или иначе соотносящихся между собой.

  • Было бы, видимо, разумнее исходить из принятого в современной философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Поэтому можно было бы выделить следующие виды понятий по их содержанию:
  • 1) субстанциальные понятия (от лат. substantia — первооснова, наиболее глубокая сущность вещей), или понятия самих предметов в узком, собственном смысле этого слова («человек»);
  • 2) атрибутивные понятия (от лат. attributum — присовокупленный, признак), или понятия свойства («разумность» человека);

3) реляционные понятия (от лат. relativus — относительный) («равенство» людей).

Подобное деление позволило бы полнее раскрыть связь суждения с понятием, глубже уяснить виды суждения по характеру предиката.

Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дает возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные и т. п., как соотносится между собой абстрактное и конкретное в одном и том же понятии. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика.

Она показывает, в частности, что более общее понятие (например, «производство» вообще, «труд» вообще, «государство» вообще) в то же время более абстрактно (и менее конкретно), чем менее общее («первобытнообщинный способ производства», «феодальный способ производства» и т. д.), которое выступает в то же время как менее абстрактное (и более конкретное).

Диалектическая логика, исследуя понятия в их взаимосвязи с действительностью и между собой, в их взаимодействии, изменении и развитии, ставит много новых проблем. Такова, например, фундаментальная проблема восхождения от абстрактного к конкретному.

Ее суть состоит в разработке такого метода изложения научного материала, когда осуществляется последовательный переход от наиболее абстрактных и бедных содержанием общих понятий ко все более богатым содержанием и конкретным, когда одни понятия выводятся из других, до тех пор пока конкретное (та или иная область самой действительности) не предстанет во всей своей полноте. Этот метод был апробирован в философии, политической экономии, других науках. Он может успешно использоваться также в теории государства и права.

Глава III. Отношения между понятиями

Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и объема.

Виды понятий

  • Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов.
  • По объему они бывают:
  • единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой),

— общими (в объем понятия входит много объек­тов, например: небесное тело, город, президент, писатель) и..

нулевыми (в объем понятия не входит ни одного объекта, например: Баба Яга, Кащей Бессмертный, Дед Мороз, вечный двигатель, марсианский житель, т.е. понятие существует, а объект, который оно обозначает, не существу­ет).

  1. По объему понятия бывают также:
  2. собирательными (понятие обо­значает объект, который состоит, собирается из какого-то ограниченно­го набора элементов, делится, распадается на какие-то составные части, например: 10 класс «А», рота солдат, музыкальный коллектив, вол­чья стая, созвездие) и
  3. несобирательными (понятие обозначает объект, который не состоит, не собирается из какого-то ограниченного набора элементов, не делится, не распадается на какие-то составные части, яв­ляясь чем-то единым, целым, например: человек ,растение, звезда, оке­ан, карандаш).
  4. По содержанию понятия бывают:
  5. конкретными (понятие обозначает какой-либо объект, например: стол, гора, дерево, планета) и
  6. абстрактными (понятие обозначает не объект, а признак, свойство, например: мужество, глупость, неряшливость, темнота).
  7. Также по содержанию понятия бывают:
  8. положительными (понятие обозначает наличие чего-либо, например: животное, школа, небоскреб, комета) и
  9. — отрицательными (понятие обозначает отсутствие чего-либо, например: не живот­ное, не школа, неправда, бестактность).
  10. Легко заметить, что понятие является отрицательным, когда слово, которым оно выражено, употреб­ляется с частицей не или без, однако если эта частица входит в состав слова, которое без нее не употребляется (неряха, неряшливость, ненас­тье, нерадивость, невежество), то понятие, выраженное таким словом, является положительным.
Читайте также:  Lotus elise какой двигатель

Любому понятию можно дать логическую характеристику. Это зна­чит — разобрать его по объему и содержанию. Сначала надо определить — единичным, общим или нулевым оно является, потом установить — со­бирательное оно или несобирательное, затем выяснить — конкретное оно или абстрактное и, наконец, ответить на вопрос — положительное оно или отрицательное.

Например, понятие Солнце единичное (потому что в его объем входит только один объект, одно небесное тело), несобирательное (так как Солнце не состоит ни из каких частей, не делится на них), конк­ретное (ведь Солнце это объект, а не признак или свойство), положитель­ное (потому что этим понятием обозначается наличие, а не отсутствие объекта).

Точно так же растение — это понятие общее, несобирательное, конкретное, положительное, а понятие созвездие Ориона единичное, собирательное, конкретное, положительное.

Наиболее частые ошибки при составлении логической характеристи­ки понятий заключаются в том, что понятия темнота, красота, прав­да, нерадивость и т. п. часто называют нулевыми, так как они обозна­чают не какой-либо объект, а некий признак объекта.

Данные понятия абстрактные, но не нулевые, а общие, потому что, хотя они и обознача­ют не объекты, а признаки, эти признаки являются существующими (а нулевые понятия обозначают то, чего не существует вообще — ни как предмета, ни как признака: Змей Горыныч, бессмертный президент, сухая вода, холодный огонь, яркая темнота, черная белизна и т. п.).

Также часто говорят, что понятие, например, темнота — единичное. Оно общее, так как охватывает собой множество однородных явлений (темнота в этой комнате и в той, и еще в какой-то, и на улице, и в лесу и т. д. и т. п.). А вот понятие темнота в этой конкретной комнате бу­дет единичным.

Еще одна распространенная ошибка состоит в том, что характеризуя понятия Илья Муромец, богиня Афродита, Кащей Бес­смертный, вечный двигатель и т. п., называют их абстрактными, так как этих объектов не существует.

Данные понятия нулевые, но не аб­страктные, а конкретные, так как они обозначают, пусть не существую­щие, но объекты, а не признаки (Кащей Бессмертный — это фантасти­ческое существо, объект, но не признак или свойство). Также иногда ха­рактеризуют понятия человек, животное, растение, небесное тело и т. п.

как собирательные, мотивируя это тем, что объекты, обозначаемые дан­ными понятиями, состоят из частей (например, руки, ноги, туловище человека и т. д.).

Понятие является собирательным в том случае, когда объект, обозначаемый им, представляет собой механическую, а не орга­ническую сумму частей (например: набор фломастеров, футбольная команда, созвездие Большой Медведицы, букет роз, фруктовый сад и т. п.). Если же понятие обозначает объект, не сводимый к механиче­скому набору частей, а представляющий собой их органическое, нераз­рывное единство, то такое понятие будет несобирательным. Поэтому понятия человек, животное, растение, небесное тело и т. п. являются несобирательными.

Виды понятий. Логическая характеристика понятия

В логике выделяют различные виды понятий.

По количественной характеристике объема понятия делят на:

  • — единичные;
  • — общие;
  • — пустые.
  • Единичное понятие — это понятие, объем которого включает один элемент.
  • Приведем пример.
  • Понятия «Аристотель», «самая высокая гора на Земле», «Михаил Ломоносов» являются единичными понятиями.
  • Общее понятие — это понятие, объем которого включает класс однородных предметов.
  • Приведем пример.
  • Понятия «город», «университет», «преступление», «государство», «афоризм» являются общими.
  • Пустое понятие — это понятие, объем которого не содержит ни одного элемента.
  • Пустота понятия может быть обусловлена различными причинами.

Во-первых, возможностью фиксации в понятии логически несовместимых признаков. Такие понятия можно квалифицировать как логически пустые.

Приведем пример.

Понятия «преступник, не совершивший ни одного преступления», «круглый квадрат», «женатый холостяк» являются логически пустыми.

Во-вторых, понятия могут быть пустыми, если их содержание противоречит законам природы. Такие понятия можно квалифицировать как фактически пустые.

  1. Приведем пример.
  2. Понятия «мост через Атлантический океан», «кентавр», «вечный двигатель» являются фактически пустыми.
  3. По типу элементов объема понятия делят на:
  • — конкретные;
  • — абстрактные.
  • Конкретное понятие — это понятие, элемент объема которого — предмет или класс предметов.
  • Приведем пример.
  • Понятия «компьютер», «кража», «антология», «сборник» являются конкретными понятиями.
  • Абстрактное понятие — это понятие, элемент объема которого — свойства предметов или отношения между ними.
  • Приведем пример.

Понятие «талантливый человек» является конкретным, поскольку его объем включает талантливых людей: Пушкина, Моцарта, Сальвадора Дали. А понятие «талант» — абстрактное, поскольку его объем включает свойства людей, а именно — их талант: талант Пушкина, талант Моцарта, талант Сальвадора Дали.

  1. Деление имен на абстрактные и конкретные иногда порождает логическую ошибку гипостазирования.
  2. Гипостазирование — это логическая ошибка, которая состоит в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования.
  3. Приведем пример.

Ошибку гипостазирования, например, совершает тот, кто считает, что рядом со здоровыми и больными людьми в реальном мире существуют и такие реальные вещи, как «здоровье» и «болезнь». Ошибка состоит в желании найти в ре&пьном мире некоторую вещь, отвечающую абстрактному понятию.

По характеру элементов объема понятия делят на:

  • — собирательные;
  • — разделительные.
  • Собирательное понятие — это понятие, элемент объема которого — класс предметов.
  • Разделительное понятие — это понятие, элемент объема которого — отдельный предмет.
  • Приведем примеры.
  • Примером собирательного понятия может быть понятие «созвездие», поскольку элементами объема этого понятия являются различные множества звезд — созвездия: созвездие Большой Медведицы, созвездие Малой Медведицы.
  • Примером разделительных понятий могут быть понятия «университет», «планета Солнечной системы», «человек».
  • По наличию или отсутствию в содержании понятий признаков, которые являются существенными для обобщения предметов в классы, понятия делят на:
  • позитивные;
  • негативные.
  1. Позитивное понятие — это понятие, в содержании которого фиксируют наличие определенных признаков.
  2. Негативное понятие — это понятие, в содержании которого фиксируют отсутствие определенных признаков.
  3. Приведем примеры.
  4. Понятие «дееспособность» позитивное, понятие «недееспособность» негативное.
  5. По наличию или отсутствию в содержании понятия признаков, указывающих на отношения с другими понятиями, понятия делят на:
  • относительные;
  • безотносительные.
  • Относительное понятие — это понятие, в содержание которого включены признаки, указывающие на отношения с другими понятиями.
  • Безотносительное понятие — это понятие, в содержании которого отсутствуют признаки, указывающие на отношения с другими понятиями.
  • Приведем примеры.

Относительные понятия «родитель» (относительно понятия «ребенок»), «начальник» (относительно понятия «подчиненный»), «должник» (относительно понятия «кредитор»). Безотносительные понятия: «государство», «литература», «книга».

  1. Определить, к какому виду принадлежит понятие, значит дать ему логическую характеристику.
  2. Приведем пример.
  3. Дадим логическую характеристику понятию «Франция»: единичное, конкретное, разделительное, позитивное, безотносительное.
  4. Дадим логическую характеристику понятию «невменяемость»: общее, абстрактное, разделительное, негативное, безотносительное.

Виды понятий — Содержание и форма

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий американский писатель Теодор Драйзер»; «река Кама»). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «велосипед», «компьютер» и др.).

Задание: Приведите примеры общих и единичных понятий.

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т.е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называются универсальными). Например, натуральные числа — в арифметике, растения — в ботанике и др.

Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустой класс (например, «вечный двигатель», « человек, проживший 300 лет», «Снегурочка», «Дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.).

  • Задание:  Приведите примеры пустых понятий.
  • Чему равен объем понятий (общие, единичные или пустые): «столица России»; «столица», «город»,                «знаменитый полководец», «бесконечность», «Змей-Горыныч».
  • По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.
  • Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальных, так и идеальных). К их числу относятся понятия « школа», «опера», «Александр Македонский», «землетрясение» и др.

Читайте также:  Двигатель robin subaru ex17 плавают обороты

Конкретные — это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом», «поэма А. Блока «Двенадцать» и др.

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», « честность»).

В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют.

Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», « сходство» и др.).

  1. Задание: Приведите примеры абстрактных понятий.
  2. Относительные и безотносительные понятия
  3. Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого («дети» — «родители», «ученик» — «учитель», « начальник» — «подчиненный», «северный полюс магнита» — « южный полюс магнита»).
  4. Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («карандаш», «город», «овца», «сильное наводнение»).
  5. Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного свойства или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «отстающий ученик», «красивый поступок» и т. д. 

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное свойство отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «ненормальный режим», «бескорыстная помощь»).

Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок» и др.

Если частица «не» или «без» («бес») слились со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», « безупречность», «ненависть», «неряха»), то понятия, выраженные такими словами, называются положительными.

В русском языке нет понятия «нависть» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а поэтому понятия «ненастье», «ненависть» и другие являются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества (может быть, даже и плохого — «неряха», «беспечность»). В словах иностранного происхождения — чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др.

Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.

Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»).

Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом, а один футболист не составляет футбольную команду.

Собирательные понятия бывают общими (например, «роща», «детский хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка», «растение»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.

В суждениях (высказываниях) общие и единичные понятия могут употребляться как в несобирательном (разделительном), так и в собирательном смысле. Возьмем суждение: «Все яблоки в этой корзине спелые».

В нем понятие «яблоко в этой корзине» является общим и употребляется в несобирательном смысле, т. е. каждое отдельное яблоко является спелым.

В суждении «Все яблоки в этой корзине весят 5 кг» понятие « яблоки в этой корзине» употреблено в собирательном смысле, так как они весят 5 кг все вместе, а не каждое в отдельности.

  • Задание:       Приведите примеры пустого и конкретного понятия.
  • Приведите примеры отрицательного конкретного понятия.
  • Приведите примеры отрицательного абстрактного понятия.
  • Приведите примеры отрицательного пустого понятия.
  • Приведите примеры отрицательного единичного понятия.
  • Приведите примеры положительного единичного понятия.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие «невнимательность» — общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

  1. Таким образом, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом:
  2. «коллекция» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное;
  3. «нерешительность» — общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное;
  4. «поэма» — общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.
  5. Упражнения:
  6. Запишите логическую характеристику следующих понятий (укажите объем, раскройте содержание – можно воспользоваться словарем), определите их вид и укажите какие-либо элементы объема:
  7. а) человек, имеющий брата, но не имеющий сестры;
  8. б) населенный пункт, расположенный севернее Новгорода и южнее Москвы;
  9. в) жидкость, которая кипит при нормальном атмосферном давлении при 1000°С;
  10. г) государство;
  11. д) столица.

Логические операции с понятиями

  • современные   государства   можно    разделить    на    демократические    и
  • недемократические, всех граждан – на совершеннолетних и несовершеннолетних.
  •       Дихотомическое деление  не  всегда  заканчивается  установлением  
    двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь  делится  на  два понятия,  что  помогает  выделить  из  большого   круга   предметов   группу
  • предметов,  интересующих  нас  в  каком-либо  отношении.  
  •       По сравнению  с  делением  по  видоизменению  признака  дихотомическое
  • деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии  не  надо  перечислять все виды
  • делимого 
    рода:  мы  выделяем  один  вид,  а  затем  образуем  противоречащее
  • понятие, в которое включаются все другие виды.
  •        Членами дихотомического деления 
    являются два противоречащих  понятия,

исчерпывающих весь объем делимого  понятия.

  Члены  дихотомического  деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться  только  в  одном из противоречащих понятий.

      Вместе с тем этот  вид  
деления  имеет  недостатки.  Во-первых,  объем отрицательного   понятия   оказывается   слишком   широким   по   объему   и неопределенным.

  Во-вторых,  строгим   и   последовательным   является,   по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при  дальнейшем делении   эта   строгость   и   последовательность    нарушаются.

    Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

       Рефлексы делят на условные 
и безусловные, человеческие общества 
—  на классовые и  бесклассовые,  общественно  опасные  деяния  —  на  действия  и

бездействия. 

      5.3.3 Классификация.

  1.     Особым видом  деления  является  классификация,  представляющая  собой
  2. распределение предметов по  группам  (классам),  при  котором  каждый  класс
  3. имеет свое постоянное, определенное место.
  4.       Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления

она отличается относительно устойчивым характером и  сохраняется  более  или менее длительное  время.  Кроме  того,  классификация  образует  развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены,  разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в  таблицах,  схемах,  кодексах  и т.п.

      Такова, например, классификация животных 
в биологии,  охватывающая  до

1,5 млн. 
различных видов животных, или 
растений в ботанике,  включающая  500 тыс.  видов  растений.  Классификация  дает  возможность   рассмотреть   это многообразие  в  определенной  системе,  выделить  интересующие   нас   виды растений или животных.

  •       Вместе с тем всякая классификация 
    относительна. Многие явления природы
  • и общественной жизни не  могут  быть  отнесены  безоговорочно  к  какой-либо
  • определенной 
    группе явлений.
  •       Например, семью как общественно — историческое  явление  нельзя  целиком отнести к какой-либо одной области социальной жизни,  семья  характеризуется как материальными, так и духовными процессами.
  •         Кроме  того,  с  развитием  
    знаний   классификация,   как   правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной.  Поэтому  ни
  • к  одной  классификации  нельзя  подходить  как  к завершенной.  Необходимо
  • учитывать,  что  и  сама  действительность,  и  знания  о  ней  находятся  в непрерывном процессе изменения и развития. 

      5.4 Операции с классами.

        При помощи логических операций 
из двух или нескольких классов  
могут

быть образованы новые классы. К этим операциям относятся: объединение классов, вычитание классов, пересечение классов и образования дополнения к классу.

      Операция объединения классов (сложение) состоит в объединении двух  или нескольких классов в один класс, состоящий из  всех  элементов,  входящих  в слагаемые классы.

Множество, полученное в результате сложения называется суммой.

Например, объединяя класс «суверенное государство» и «несуверенное государство» получим класс «государство», включающее и «суверенное государство» и «несуверенное государство».

      Операция  вычитания  классов  дает  класс,  состоящий  из  элементов, исключающих элементы вычитаемых классов. Вычитая, например, элементы класса «следователь» из класса «юрист», получаем класс юристов-не-следователей.

      Операция пересечения классов 
(умножение) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств). Множество, полученное в результате умножения, называется произведением. Так, в результате умножения множеств, мыслящихся в понятии «юрист» и «депутат», получаем новое множество: «юристов-депутатов».

      При умножении множеств, входящих в несовместимые 
понятия, например «следователь» и 
«адвокат», получаем нулевой (пустой) класс, так как элементов, входящих в 
оба понятия не существует.

      Образование  дополнения   (отрицание)    состоит,   таким   образом,   в образование  нового  множества  путем  исключения   данного   множества   из

универсального 
класса, в который оно входит. Так, исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем дополнение: множество юристов-неадвокатов. В своей сумме оба понятия образуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «юрист».  

      6. Практические задания.

  1. 1. Дать логическую 
    характеристику понятиям:
  2. Государство — простое, положительное, конкретное, общее,  безотносительное.
  3. Западные 
    границы государства
    — простое, положительное, абстрактное, общее,                                                        соотносительное.
  4. Невиновность — простое, отрицательное, абстрактное, общее, безотносительное.
  5. Законность
    – простое, положительное, абстрактное, общее, безотносительное.
  6. Кража – простое, положительное, абстрактное, общее, безотносительное.
  7. Бескорыстие – простое, отрицательное, абстрактное, общее, безотносительное.
  8. Отечество
    – простое, положительное, абстрактное, единичное, относительное
  9. Министерство 
    Юстиции
    – простое, положительное, конкретное, общее, безотносительное.
  10. 2. Проведите операцию деления данных понятий по избранным Вами признакам двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите основание деления:
  11. а) транспорт; б) религия
  12. Деление по видообразующему признаку:
  13. Основные 
    виды транспорта – 
    воздушный, водный, наземный
    .
  14. Данное 
    деление было произведено по среде 
    передвижения транспорта.
  15. Дихотомическое деление:
  16. Транспорт использует естественные источники движения и искусственные 
    источники движения.
  17. Данное 
    деление было произведено на основании 
    источников движения транспорта.
  18. Видообразующее 
    деление:
  19. Религия исповедует христианство, католицизм, ислам, иудаизм и др.
  20. Данное 
    деление было произведено на основании 
    вероисповедания.
  21. Дихотомическое 
    деление:
  22. Религия делится на древнюю 
    и современную.
  23. Основанием 
    для деления послужило время, когда эти религии исповедовались.
Читайте также:  Rx400h какое масло в двигатель

3. Проверьте правильность деления понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются.

     Многоугольники бывают правильные 
и ромбы.

ошибка: члены данного деления не исключают 
друг друга, т.к. ромб является правильным многоугольником

  • Многоугольники 
    бывают правильные и 
    неправильные.
  • Среди птиц есть водоплавающие, перелетные и не перелетные.
  • ошибка: деление произведено по двум основаниям
  •  Среди птиц есть водоплавающие и не водоплавающие.
  • или Среди птиц есть перелетные и не перелетные.

4. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются и дайте правильное определение.

  1. Книга – лучший подарок.
  2. Это истинное суждение представляет собой интересную метафору, которой мы пользуемся при 
    передаче информации, но оно не является определением понятия.
  3. Правильное 
    определение понятия:
  4. Книга – это произведение печати в виде переплетенных листов с каким-нибудь текстом.
  5. Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности больших групп людей.

В данном случае определение понятия не соразмерено, а именно – узкое. Из данного определения можно сделать вывод, что девиз выражает руководящую идею в поведении или деятельности только больших групп людей, но девиз может выражать руководящую идею в поведении и одного человека.

  • Правильное 
    определение понятия:
  • Девиз – это краткое изречение, выражающее руководящую идею в поведении 
    или деятельности.
  • 5. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:
  • а) западная граница 
    государства;
  • б) министерство юстиции
  • а) Операция обобщения:
  • Западная 
    граница государства → граница 
    государства → граница республик 
    в составе государства → граница 
    краев и областей → граница 
    городов и населенных пунктов;
  •        
    Операция ограничения:
  •  Граница 
    городов и населенных пунктов 
    → граница краев и областей → граница республик в составе государства → западная граница государства → граница государства
  •         б) Операция ограничения:
  •        Министерство юстиции → министерство 
    юстиции республик Российской         Федерации → министерство юстиции 
    краев и областей → отделы министерства юстиции
  •       Операция 
    обобщения:
  • Отделы 
    министерства юстиции → министерство юстиции краев и областей → 
    министерство юстиции республик 
    Российской Федерации → министерство юстиции → министерство юстиции 
    Российской Федерации  

Вывод:
В своей работея подробно рассмотрела виды понятий и логические операции с ними. На конкретных примерах продемонстрировала применение данной темы в юриспруденции. 
      
  

Список 
литературы

  1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. Москва «Юристъ» 1999., 254с.
  2. Кузнецова О.С. Краткий курс по логике. Москва «Окей-книга» 2007г., 126с.
  3. Казаков А.Н., Якушев А.О. Логика-I. Парадоксология: пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий.-М.:АО «Аспект Пресс».1994.-256 с.
  4. Классическая логика: учебное пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1996.-192 с.
  5. Логика: пособие для учащихся.-М.:Просвещение.1996.-206 с.
  6. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 96 г., 320 с.

Читать

ВВЕДЕНИЕ

В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в настоящее время вызван многими обстоятельствами, и в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Специфической областью его применения является право.

Высокие требования к законотворчеству, правоприменительной практике и правовой теории распространяются также на профессиональное мышление юриста.

Поскольку юридическая практика опирается на четкое знание и единообразное применение законов, поскольку она строго регламентирована, постольку необычайную значимость в правовом мышлении приобретает рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей.

Знание логики позволяет юристу точно и аргументированно строить свою речь, видеть несогласованность в показаниях потерпевших, свидетелей, подозреваемых, а также в имеющихся письменных источниках, помогает убедительно опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять план работы, служебные документы, выстраивать следственные версии и т. п.

Главная дидактическая цель пособия состоит в том, чтобы вооружить будущих юристов теоретическими знаниями о формах абстрактного мышления, формально-логических законах, вопросно-ответном комплексе, основах теории аргументации. Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов.

Очевидно, что изучение логики юристом не может заменить специальных правовых знаний. Однако оно способствует тому, чтобы каждый будущий правовед стал хорошим специалистом в своей области. Недаром известный русский юрист А.Ф. Кони считал, что образованный юрист должен быть человеком, в котором общее образование идет впереди специального.

А в системе общего образования одно из ведущих мест принадлежит формально-логической подготовке. Вот почему, по мнению выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского, логика должна стоять в преддверии всех наук.

Развивая способность правильно мыслить, логика дает знания, необходимые для основательного, глубокого усвоения студентами профилирующих юридических учебных дисциплин.

Логика, обладая прикладным характером, позволяет обучаемым освоить теоретически и научиться применять практически логику научного исследования, логику принятия решения (в условиях определенности, неопределенности и риска), логику спора, логику общения, логику конфликтов (межличностных, политических, экономических) и т.д.

При изучении проблем логики важно иметь в виду, что усвоение теоретических вопросов не является самоцелью. Теория — лишь исходное условие и сред­ство, помогающее приобрести навыки правильного рассуждения.

Главное — научиться применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе рассуждения. Важную роль в приобретении этих навыков играют специально подобранные практические упражнения.

Однако перед выполнением этих упражнений студентам рекомендуется проверить глубину усвоения теоретических проблем, ответив на контрольные вопросы.

Определения основных логических терминов, которые даны в словаре, могут быть дополнительно использованы при изучении конкретных вопросов, при решении задач и выполнении упражнений или для предварительного ознакомления при самостоятельной работе.

Проблемы, возникшие в ходе изучения теоретических положений, не поддающиеся решению с помощью средств, изложенных в данном пособии, необходи­мо решать, обращаясь к рекомендуемой дополнительной литературе.

Затем следует перейти к выполнению практических упражнений и тестовых заданий, решению занимательных логических задач. В пособии содержится необходимый минимум для активного усвоения теории конкретного вопроса.

Изучение формально-логических проблем требует серьезной и вдумчивой работы. Поэтому глубина проникновения в содержание проблем, последовательность в изучении материала, связь с практикой мышления, решение логических задач, выполнение упражнений и тестовых заданийнепременные условия, которые нужно выполнять не формально, а с пользой для дела.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов вузов. Оно может быть полезно также преподавателям, аспирантам и соискателям юридических кафедр, занимающимся исследованием теоретических проблем права и решением практических юридических вопросов.

Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА

Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи.

Познание предмета логики, истории ее возникновения и развития имеет большое практическое значение, поскольку означает освоение прикладного характера логики, ее нормативных требований, а также превращение их в норму собственной мыслительной деятельности будущих юристов.

§ 1. Мышление как объект логики

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности.

Зна­ние в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам.

Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно.

Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т.д. Восприятие представляет собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Например, образ орудия преступле­ния, места совершения преступления, конкретного человека и т.д. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Если ощущение и восприятие возникают лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется в сознании тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше.

Чувственное познание, таким образом, дает нам непосредственные знания об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Оно эмоционально ярко, многогранно, но редко позволяет по­знать объект более глубоко, в его существенных признаках и качестве.

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых достигается опосредованно, то есть с помощью других знаний, не всегда обращаясь к показаниям органов чувств. Эти знания являются результатом логического познания, мышления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector