Вазовский дизельный двигатель и его характеристики

Во-первых, такой мотор сложнее в производстве, чем обычный бензиновый двигатель. Во-вторых, дизели тех лет существенно уступали отто-моторам по удельной мощности и слыли настоящими тихоходами.

В-третьих, существовала проблема запуска мотора на солярке в мороз. Да и специфический звук (и запах выхлопа) приводил к тому, что дизель долгие годы оставался уделом советских танкистов и трактористов.

Наконец, была еще одна очень важная причина: в стране с планово-административной экономикой при наличии огромных запасов нефти бензин стоил сущие копейки.

Поэтому на «обычном» топливе ездили не только легковые машины, но и грузовики – как «газоны» и ЗиЛы, так и огромные армейские крейсеры. Верх экзотики – УРАЛ-375, работающий на… «девяносто третьем» (!) бензине.

Как шутили современники, «чтобы прапорщику было, чем заправлять личные Жигули».

При этом легковушки производства СССР дизельными моторами все же оснащались – но не дома, а за рубежом. Бельгийский импортёр Волг уже в 1960 году начал устанавливать на «двадцать первые» несколько разновидностей атмосферных дизелей – разумеется, иностранного производства. Правда, машина при этом «переставала ехать», но в Западной Европе уже 50 лет назад экономия была куда важнее динамики.

Тем не менее, на рубеже восьмидесятых годов и советские конструкторы задумались о дизельном моторе для легковых автомобилей.

После грянувшего в 1973 году мощнейшего энергетического кризиса легковой дизель все активнее начали внедрять на автомобили малого и среднего класса – как оказалось, по мощности он уже не так сильно уступал аналогичным «овощным» версиям, работавшим на бензине.

Зато дизель был заметно экономичнее: если легковой автомобиль класса Жигулей в среднем потреблял около 8 литров топлива, то дизель близкой мощности – около 6 литров.

При этом версии с наддувом по энерговооруженности вообще не уступали бензиновым моторам, а в части максимального крутящего момента заметно превосходили их. Было у дизеля и еще одно важное преимущество: в силу большей механической прочности деталей и низких рабочих оборотов ресурс такого агрегата примерно в 1,5–2 раза превосходил аналогичный бензиновый.

А коль уж дизель набирал обороты в Европе, в СССР не могли игнорировать эту тенденцию хотя бы потому, что экспорт легковых машин являлся важной частью валютного дохода страны. Следовательно, впору было заняться «дизельной темой».

«Если «тракторно-танковые» агрегаты в СССР были хорошо известны, то легковыми моторами всерьез практически никто не занимался».

Своя игра

В начале восьмидесятых на ВАЗе занялись разработкой собственного дизеля, причем в Тольятти решили делать так называемый конвертор – мотор, детали которого изготовлены по «бензиновой» технологии, отработанной на проекте двигателя 2108. Единственной существенной проблемой было отсутствие в СССР топливной аппаратуры для малогабаритных и высокофорсированных дизелей.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиНа фото: ВАЗ-341 в разрезе

Тем не менее уже в середине восьмидесятых на базе блока 2103 был разработан атмосферный дизель объемом 1,45 л и мощностью 55 л. с. Его особенность – предкамерная конструкция, при которой смесеобразование происходит в специальной камере, а не в зоне поршня.

Разумеется, никакой управляющей электроники – распределением топлива по цилиндрам ведал классический топливный насос высокого давления. Конструктивно такой агрегат напоминал «фольксвагеновские» и «фордовские» моторы начала восьмидесятых годов.

По современным меркам ВАЗовский дизель, конечно, далёк от идеала, поскольку он не может похвастаться ни высокой мощностью, ни хорошими экологическими параметрами.

Во время доводки двигателя также выяснилось, что он требует куда более высокой точности изготовления и механической прочности деталей – особенно это касалось цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиНа фото: Чертежи двигателя ВАЗ-341

«Пятерка» с дизельным мотором, получившая индекс 21055, в 1988 году успешно прошла государственные испытания, но…

Даже несмотря на определённую технологическую унификацию с бензиновыми моторами, запустить в серийное производство дизель на ВАЗе в то время не смогли по целому ряду причин, среди которых не последнее место занимало отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Именно поэтому обернулась обидной неудачей попытка в начале девяностых годов наладить выпуск дизельных моторов на Кировском заводе.

Именно поэтому к «дизельной» теме на ВАЗе всерьез вернулись лишь в 1996 году, причем совместно с предприятием «Барнаултрансмаш».

Для производства в Барнауле в НТЦ ВАЗа разработали целое семейство вихрекамерных дизелей – «базовый» 341 объемом 1,5 л, более мощный 343 (1,8 л) и его турбированная версия с индексом 3431.

Кроме самих моторов в Тольятти подготовили и соответствующие модификации автомобилей. Было принято решение, что дизель будет использоваться на «утилитарно-практичных» моделях – «четвёрке» и Нивах.

Универсалы 21045 и 21048 должны были довольствоваться безнаддувными дизелями 314 и 343 соответственно, в то время как Нивам 21215-50 и 21215-70 полагались лишь 1,8-литровые агрегаты как в атмосферном, так и в наддувном вариантах.

Для тяжелой «длинной» Нивы 21315 планировали использовать лишь 1,8-литровый турбодизель 3431.

После того, как на барнаульском заводе в начале двухтысячного года освоили изготовление дизелей, в опытно-промышленном производстве ВАЗа небольшими партиями начали собирать дизельные «четвёрки» и «пятерки».

Опыт показал, что относительно слабый дизель неплохо подходил степенному тольяттинскому универсалу – динамика по сравнению с обычной «четвёркой» ухудшалась не критично, а экономичность заметно выросла.

Увы, несмотря на технологические ухищрения, механическая прочность поршневой группы барнаульских моторов оказалась далека от желаемой.

В итоге многие дизельные ВАЗы «бегали» до серьезных проблем с «сердцем» каких-то 30–40 тысяч, после чего на поршнях и цилиндрах появлялись повреждения, несовместимые с дальнейшей работой агрегата без капитального ремонта, который сводился к замене блока вместе с поршневой…

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиК топливной аппаратуре производства Bosch вопросов не было. А вот к качеству самого дизельного двигателя…

Со временем в Барнауле смогли решить технологические проблемы, и двигатели стали долговечнее.

Да вот только дальнейшего развития дизельная тема не имела: в 2003 году универсал ВАЗ-21045 сняли с производства, а имевшиеся в распоряжении ОПП 500 моторов ВАЗ-341 установили на седаны с индексом 21055.

В общей сложности за несколько лет было выпущено около 6 000 товарных автомобилей ВАЗ с дизельными моторами.

«Впоследствии ни новые владельцы «Барнаултрансмаша», ни АВТОВАЗ легковыми дизелями больше не занимались».

Возникает резонный вопрос – почему? В первую очередь, по финансовым соображениям. Предкамерные атмосферники в нулевые годы стали очевидным анахронизмом как по уровню мощности, так и по экологическим показателям.

Легковые ВАЗы нуждались совсем в другом моторе – тяговитом, экономичном, мощном.

Достичь таких требований без разработки конструкции «с чистого листа» с применением самых современных технологий было невозможно, а разработать и освоить такой мотор своими силами в Тольятти сочли нецелесообразным.

Увы, на тот момент вероятных технических партнеров, как это было в девяностые с барнаульским предприятием, не наблюдалось, а российский рынок неплохо поглощал и бензиновые ВАЗы.

Чужое сердце

Несмотря на трудную судьбу собственного дизеля, под капотом разных ВАЗов неоднократно оказывались чужие моторы, работающие на тяжелом топливе.

Еще в 1990 году на ВАЗе при участии немецкого импортёра Deutsche Lada решили создать экспортную модификацию Нивы с дизелем производства Volkswagen. Однако немецкий производитель категорически отказался вносить в конструкцию агрегата какие-либо изменения для его адаптации к платформе тольяттинского внедорожника.

«Немцы отказались, а французы согласились: совместно с Peugeot была разработана версия мотора XUD-9L, пригодного для установки на ВАЗ-2121».

Вазовский дизельный двигатель и его характеристики

В 1993-м по заказу Жана Пока – французского импортера – в подмосковном Чехове на фирме «Лада-Экспорт» (бывший «Автоэкспорт») происходила «пересадка сердца» – установленный в Тольятти «технологический» мотор заменяли 1,9-литровым дизелем Peugeot. Всего для рынков Франции, Испании, Италии и Европы было произведено около 6 000 Нив с французским «сердцем».

Читайте также:  Газель некст фургон технические характеристики двигателя

Кроме того, занимавшийся «советской темой» итальянец Марторелли также оснащал Нивы моторами VM и FNM.

Увы, как только в Европе ввели нормы Евро-2, мелкосерийное производство дизельных Нив тут же прекратили.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристики

В 1998 году уже на самом ВАЗе совместно с Peugeot и тем же Марторелли предприняли очередную попытку выпуска Нивы с дизелем Peugeot более современной модификации XUD-9SD, однако введение в Европе норм токсичности Евро-3 вновь заставило вазовцев свернуть производство дизельных внедорожников.

Но не Нивой единой! Существовала и дизельная… «девятка»!

С 1995 по 1997 годы на некоторые Самары для рынка Франции и стран Бенилюкс ставили полуторалитровый 58-сильный двигатель TUD5 производства PSA с оригинальным креплением и импортным навесным оборудованием, в то время как узлы трансмиссии оставались «зубильными».

Снаружи дизельная «девятка» отличалась только характерным дизельным тарахтеньем да скромным шильдиком на задней двери.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиРеальный шильдик дизельного ВАЗ-2109…
Вазовский дизельный двигатель и его характеристики…и юмор владельца, наклеившего на свою машину шильдик от Hyundai

В 2007 году была предпринята еще одна попытка дизелизации ВАЗов – только уже не тех, которые имели ладью на решетке, а «крестоносцев» марки Chevrolet Niva. Тольяттинская компания «Тема Плюс» по индивидуальным заказам начала устанавливать на «Шниву» дизель FNM (Fratelli Negri Motori). Как и предыдущие «штучные» попытки «перевести ладью на солярку», дальнейшего продолжения история не имела.

P.S. В качестве эксперимента на ВАЗе в 2014 году установили на Lada 4×4 1,3-литровый турбодизель Fiat Multijet мощностью 85 л. с.

, хотя данный двигатель не уживался по параметрам ни с трансмиссией (ограничение по крутящему моменту), ни с аналоговой электропроводкой (у Фиата – CAN-шина).

Эксперимент, очевидно, не слишком удобрил сухую почву – никаких новых ростков по итогам реализации проекта не появилось…

Ваз 2104 дизель: технические характеристики, преимущества, отзывы владельцев

Отечественный автопром представлен множеством самых различных моделей. Однако в истории АвтоВАЗа есть одна модификация, которая и сегодня вызывает самые разноречивые отзывы.

Это ВАЗ 2104, оборудованный дизельной силовой установкой.

Зачем нужен был такой инженерный ход? Получилось ли создать автомобиль с более чёткими характеристиками и мощностями? Что думают сами владельцы о дизельной версии «четвёрки»?

Ваз 2104 дизель

Для отечественно автопрома дизельные силовые установки не характерны. Поэтому появление ВАЗ 2104 с дизелем стало сенсацией. Однако насколько успешной можно считать эту модификацию?

На ВАЗ 2104 устанавливался вихрекамерный дизельный мотор ВАЗ-341. Двигатель производили на отечественном предприятии АО «Барнаултрансмаш». Из-за этого устройства инженеры АвтоВАЗа несколько изменили и саму конструкцию авто:

  • установили пятиступенчатую КПП;
  • подключили радиатор повышенной мощности;
  • увеличили ёмкость АКБ до 62 Ач;
  • разработали новую форму стартера;
  • дорабатали передние пружины подвески;
  • усилили шумоизоляцию салона.

При этом на практике благодаря использованию дизельного агрегата удалось существенно снизить потребление топлива, когда как по всем остальным параметрам дизельный ВАЗ 2104 ничуть не уступал бензиновому.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиДизельная версия стала существенно экономичней бензиновой

История возникновения дизельного мотора ВАЗ

Впервые ВАЗ 2104 был выпущен в Тольятти в 1999 году. Изначально планировалось оснащение автомобиля более мощной силовой установкой объёмом 1.8 литра, но эта задумка так и не была реализована.

Новый дизельный двигатель ВАЗ-341 характеризовался высокой стоимостью и пониженной мощностью. И даже учитывая низкую цену на дизельное топливо в 1999 году, целесообразность такой модификации ставилась экспертами под сомнение.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиДизельный силовой агрегат 52 л.с. отлично «вписался» в конструкцию «четвёрки»

Дизельный двигатель ВАЗ-341 был создан в 1983 году. По сути, новый образчик стал результатом модернизации «троечного» двигателя. Инженеры существенно усилили имеющийся блок цилиндров и соотношение хода поршней. Из-за множества мелких доработок двигатель ВАЗ-341 впервые стал испытываться на автомобилях только в конце 1999-ых годов.

Технические характеристики

Двигатель на ВАЗ 2104 (дизельная версия) состоит из четырёх цилиндров, расположенных в ряд. Рабочий объём мотора — 1.52 литра. Как уже говорилось ранее, изначально были планы по установке двигателя 1.

8 литра, но испытания провалились. Мощность агрегата составляет всего 52 лошадиных силы. Изначально дизельная версия ВАЗ 2104 была рассчитана на новичков в вождении и неторопливых водителей.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиМаломощный мотор рассчитан на езду по городу

Для работы двигателя используется жидкостная система охлаждения.

Важным отличием от бензиновой установки считается дополнительное оснащение стартером высокой мощности и модифицированный блок предпусковых свечей накаливания. Это необходимо для того, чтобы двигатель быстро заводился в зимний период.

Таким образом, ВАЗ-341 нельзя назвать мощной силовой установкой. Однако именно благодаря этому автомобиль получил звание одного из самых экономичных в линейке ВАЗ: расход топлива на трассе составляет всего 5.8 литра, в городской среде — 6.7 литра. Учитывая низкие цены на дизтопливо на рубеже 2000-х годов, можно говорить о том, что эксплуатация модели была не затратной.

Время разгона до скорости 100 км/ч у неторопливого дизельного ВАЗ 2104 составляет 23 секунды.

Производители обозначили и ресурс дизельного мотора — он требует капитального ремонта по прохождению каждых 150 тысяч километров.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиДаже по современным меркам тяга дизельной «четвёрки» делает её конкурентам многим отечественным и зарубежным маркам

Преимущества дизельного двигателя ВАЗ-341

Зачем производителям потребовалось экспериментировать с двигателями ВАЗ 2104? Гонка среди автомобилестроителей на рубеже XX — XXI века привела к тому, что нужны были новые модификации и разработки, чтобы завоевать «свой» сегмент покупателей.

Главным преимуществом дизельного ВАЗ 2104 является низкий расход топлива, что при минимальных ценах на топливо делает автомобиль самым бюджетным в линейке производителя.

Вторым преимуществом модели можно считать её надёжность — дизельная установка и усиленные узлы сделали автомобиль повышенной работоспособности. Соответственно, владельцам не требовался частый ремонт и профильное обслуживание так, как это необходимо было делать на бензиновых версиях «четвёрки».

И третьим достоинством ВАЗ 2104 можно считается высокая тяга мотора даже при мощности в 52 лошадиных силы. Поэтому автомобиль очень активно приобретается:

  • для дачных перевозок;
  • для эксплуатации в больших семьях;
  • любителями путешествовать большими компаниями.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиУниверсальный кузов модели рассчитан на грузовперевозки, а с дизельным мотором тяга авто с грузом существенно повышается

И, разумеется, дизельный двигатель ВАЗ-341 отлично выдерживает русские морозы. Например, установленная температура холодного запуска мотора возможна даже при температуре минус 25 градусов. Это преимущество очень актуально для российских водителей всех категорий.

Недостатки дизельного двигателя ВАЗ-341

Владельцы дизельных версий ВАЗ 2104 отмечают несколько недостатков своих автомобилей:

  1. Сложность ремонта топливной системы. Действительно, использованию низкокачественного топлива или пренебрежение необходимым уровнем обслуживания быстро приводят к тому, что ТНВД выходит из строя. Её ремонт возможен только в специализированных автомастерских и стоит недёшево.
  2. При обрыве ремня ГРМ гнутся клапана. То есть при рядовой поломке приходится тратиться ещё и на покупку новых клапанов и их регулировку.
  3. Высокая стоимость. При всей своей экономичности в работе, дизельные модели ВАЗ 2104 стоят гораздо дороже бензиновых.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиКлапана считаются самым слабым местом модели

Ваз 2104 дизель: отзывы владельцев

  • Рекламная кампания при старте продаж дизельного ВАЗ 2104 была ориентирована на неспешных и экономичных водителей. При этом производитель обещал предоставить российским автолюбителям модель, которая хорошо бы заводилась при низких температурах:
  • При усиленной шумоизоляции салона водители всё равно продолжают жаловаться на сильный шум во время движения:
  • Однако большинство владельцев подчеркивает надежность автомобиля ВАЗ 2104 (дизель) и её долгий срок службы:
Читайте также:  Давление в двигателе камаза на холостом ходу

Таким образом, в целом задумка инженеров АвтоВАЗа удалась: водители получили качественное авто для многолетней эксплуатации. Однако производство дизельных ВАЗ 2104 было прекращено в 2004 году, так как из-за высокой конкуренции на рынке производитель не смог удержать своих позиций.

Двигатель ВАЗ-341

В 80-х наконец-то стало понятно, что без дизельного двигателя на легковых автомобилях не обойтись. Инженеры АвтоВАЗа приступили к решению этой проблемы.

Описание

Разработка нового дизельного двигателя производилась по схеме конвертора, т. е. основой являлись узлы и детали ДВС, созданных по «бензиновой» технологии. Исходником стал блок от знаменитого ВАЗ-2103. Коленвал тоже был взят с Нивы.

Учитывая дешевизну бензина, возможность оснащения легковых автомобилей дизельными двигателями в СССР до 1980 года даже не рассматривалась. Но ситуация в стране изменилась, и такая необходимость появилась.

В качестве пробных образцов на ВАЗе было изготовлено 20 моторов. Для испытания они были установлены на автомобиль ВАЗ 2105, который получил индекс ВАЗ 21055. Испытания прошли успешно, но в собственное производство дизельный ВАЗ-341 запустить не удалось.

Начиная с 1997 года мотор производился на Барнаульском заводе АО «Барнаултрансмаш». Планировалось выпускать от 5 до 75 тыс. агрегатов в год на протяжении шести лет. Основное применение агрегат нашел на модели ВАЗ 2104 (индекс ВАЗ 21045).

ВАЗ-341 представляет собой рядный четырехцилиндровый дизельный атмосферник объемом 1,45 литра, мощностью 53 л. с и крутящим моментом 96 Нм.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиПод капотом ВАЗ 21045 ВАЗ-341

На ДВС устанавливали усиленную поршневую группу. Сами поршни имели традиционную схему исполнения. Три кольца, два из которых компрессионные и одно маслосъемное поставлялись фирмой «Шоттле» и были достаточно износоустойчивыми.

А вот канавка первого кольца нуждалась в упрочнении. Технология такой операции была сложной и требовала большой точности, которой часто не удавалось добиться. Такой вид брака ЦПГ приводил к капитальному ремонту всего двигателя.

Нужно отметить, что завод впоследствии устранил эту недоработку, усовершенствовав технологию изготовления поршней.

На агрегате отсутствовали гидрокомпенсаторы, поэтому тепловой зазор клапанов приходилось регулировать вручную.

Своей топливной аппаратуры в те времена на заводах не было, приходилось использовать импортную. На ВАЗ-341 ставили знаменитую «Бош». Даже на нашем не всегда качественном топливе ТНВД и форсунки работали без нареканий.

Несмотря на то, что в целом мотор был «сырым», многие автолюбители находили в нем ряд положительных аспектов. В первую очередь радовала его экономичность – не очень большой расход дешевого топлива не остался без внимания.

Сюда же можно добавить уменьшенные затраты при ТО (отсутствие регулировок зажигания, проверки зазоров свечей, увеличение сроков регулировки клапанов). Таким образом обслуживание в автосервисе стало более бюджетным.

Динамика мотора уступает бензиновому, но в то же время имеет ряд преимуществ. Например, удобная характеристика крутящего момента делает езду в зимнее время более безопасной.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиВнешняя скоростная характеристика ВАЗ-341

На представленном графике четко прослеживается зависимость крутящего момента от числа оборотов двигателя.

Еще одно не маловажное преимущество – продолжительность работоспособности дизеля была выше, чем у аналогичных бензиновых моторов.

Прежде всего из-за большей механической прочностью комплектующих и низких рабочих оборотов коленвала.

Технические характеристики

Производитель Автоконцерн «АвтоВАЗ»
Год начала выпуска 1984
Объем, см³ 1452
Мощность, л. с 53
Крутящий момент, Нм 96
Степень сжатия 23
Блок цилиндров чугун
Количество цилиндров 4
ГБЦ алюминий
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 84
Привод ГРМ ремень
Количество клапанов на цилиндр 2 SOHC)
Турбонаддув нет
Гидрокомпенсаторы нет
Регулятор фаз газораспределения нет
Емкость системы смазки, л 3.75
Расход масла (расчетный), л/1000 км 0.6
Система питания топливом непосредственный впрыск
Топливо дизельное
Экологические нормы Euro 2
Ресурс, тыс. км 125
Вес, кг 130
Расположение продольное

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

Надежность ВАЗ-341 возрастала по мере срока его производства. Первые партии агрегата имели множество недоработок. Соответственно ресурс пробега был крайне низким – всего 30-40 тыс. км.

Особенно низкой надежностью отличалась поршневая группа. Неоднократные доработки конструкции агрегата привели к значительному улучшению технико-эксплуатационных характеристик.

Например, в первых партиях мотора наблюдался усиленный износ канавок поршневых колец. Производитель ликвидировал эту проблему путем упрочнения канавок методом переплава контактирующей с кольцом зоны.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикигде: темный участок – упрочняющий переплав. Его минимальные размеры приводили к износу канавки. Увеличение зоны переплава (показано пунктиром) навсегда избавило поршень от недостатка.

Увеличению надежности способствовала модернизация системы вентиляции картера. На первых моторах в результате ее несовершенства масло проникало в воздушный фильтр и замасливало его, сводя на «нет» работу воздушного фильтра. После доработки система вентиляции картера работает по другой схеме, минуя воздухофильтр.

Одним из основных показателей надежности любого двигателя является ресурс его межремонтного пробега. Производитель определил его в 125 тыс. км. На практике он превышается в разы. Как говорит tarella из Ефремова на одном из форумов: «… не экономьте на масле и тогда двигатель будет работать долго…».

Испытательная группа журнала «За рулем» в 2000 году провела тестирование ВАЗ-341 после пробега 125 тыс. км на Барнаульском заводе.

После полной разборки агрегата и тщательной диагностики каждого узла результат был ошеломляющим – двигатель оказался в отличном состоянии. Даже на стенках цилиндров сохранился хон. Коленвал, ЦПГ сохранили чертежные допуски размеров, т. е. износа почти не имели.

Таким образом, соблюдая правила и рекомендации производителя по эксплуатации и обслуживанию двигателя, смело можно делать вывод – ВАЗ-341 вполне надежный силовой агрегат.

Слабые места

Не обошли они стороной и ВАЗ-341. Но сразу нужно сделать оговорку: в процессе эксплуатации они выявлялись, и производитель сразу начинал искать пути их устранения.

Перегрев двигателя. Основной причиной был пробой прокладки ГБЦ. Виновниками неисправности оказались болты крепления головки. Раньше они были унифицированы с выпускающимися бензиновыми ДВС.

Но, как оказалось, для дизеля они были абсолютно не пригодны – слабые. Заменив их усиленными дизельными проблема выхода из строя прокладки была успешно решена.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристикиПрокладка и усиленный болт крепления ГБЦ (справа)

Перегреву могли способствовать слабый подшипниковый узел водяного насоса и не всегда качественный термостат.

Вибрация. Это явление сопровождает практически любой дизельный мотор.

Повышенный уровень шума при работе двигателя. Также «принадлежность» дизеля. Учитывая простоту конструкции мотора и бюджетное исполнение автомобиля приходилось мириться с этими недостатками.

Затрудненный пуск двигателя при температурах ниже -20˚C. Позднее и эта проблема была успешно решена.

Ну и, пожалуй, еще одна общая деталь, вызывающая общее недовольство у всех автовладельцев – низкая мощность мотора.

Производитель не обошел стороной этот недостаток. Последующие модификации, созданные на базе ВАЗ-341, стали более мощными.

Ремонтопригодность

Конструкция ВАЗ-341 обеспечивает простоту его ремонта (за исключением топливной аппаратуры). Но при восстановлении двигателя возникают серьезные проблемы.

Первая связана с поиском запчастей. Известно, что за все время выпущено около шести тысяч дизельных автомобилей ВАЗ. Моторов произведено чуть больше, но не на много. Отсюда становится понятным, что рынок в полном объеме оригинальными запчастями не обеспечен.

По имеющимся сведениям, их можно найти только в Тольятти и Барнауле. На форумах автовладельцы постоянно делятся своими впечатлениями по этому поводу.

Юрий Л. из Беларуси об этом высказывается так: «… проблема одна — сложности с поиском запасных частей. … удалось найти фирму, напрямую поставляющую запасные части из Тольятти, и там есть все…».

Исходя из сложившегося положения далеко не каждый автосервис берется за восстановление дизельного ВАЗ-341. Восстанавливать двигатель с использованием аналогов запчастей просто нецелесообразно.

Читайте также:  Двигатель 139qmb не заводится с электростартера

Как и пользоваться услугами разборки. Остаточный ресурс у таких узлов и деталей определить невозможно, а это означает, что успех ремонта под большим сомнением.

Как вариант стоит рассмотреть возможность приобретения контрактного двигателя. Стоимость такого мотора зависит от года выпуска, пробега и комплектации навесным оборудованием. Цены колеблются в широком диапазоне – от 8 до 90 тыс. рублей.

ВАЗ-341 по мнению автовладельцев надежный и экономичный двигатель, простой в обслуживании и эксплуатации. Что особенно радует – не прихотливый к качеству топлива. Доказательство сказанному – и сегодня на дорогах можно встретить ВАЗ 21045 с этим мотором.

Двигатель ВАЗ-343: характеристики, поломки и надежность

Довольно интересным силовым агрегатом является двигатель ВАЗ-343, рабочий объем которого составляет 1.8 литра. При этом мотор работает на дизельном топливе и развивает максимальную мощность в 63 лошадиных силы. Это довольно перспективный мотор, который планировали производить еще в 2000-х годах. Но к большому сожалению этого не произошло по различным на то причинам.

В конце 80-х годов инженеры из Волжского автомобильного завода сделали двигатель ВАЗ-341, который имел 1.5 литра рабочего объема и тоже работал на дизельном топливе. На основе этого двигателя компания приняла решение сделать целую линейку моторов с разными показателями мощности и объема. Так и получился мотор ВАЗ-343, а его турбированная версия получила индекс ВАЗ-3431.

Вазовский дизельный двигатель и его характеристики

Технические характеристики

Объем двигателя, куб.см 1774
Максимальная мощность, л.с. 63
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 114 (12) / 2500
Используемое топливо Дизельное топливо
Расход топлива, л/100 км 5.5
Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый
Доп. информация о двигателе Непосредственный впрыск
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. 63 (46) / 4800
Количество клапанов на цилиндр 2

Особенности

Предположительно, в 2002 году должен был начаться выпуск силового агрегата ВАЗ-343. В основе лежал мотор 341, в котором увеличили диаметр цилиндров до 82 миллиметров, что дало возможность увеличить рабочий объем. В остальном строение двигателей были идентичными.

Результатом таких доработок стало увеличение мощности до показателей в 63 лошадиных силы, а пиковый крутящий момент достигал показателей в 114 Нм.

Двигатель ВАЗ 343 также имел модификацию, которая предусматривала установку турбокомпрессора НАМИ, что позволило значительно увеличить показатели до 75 лошадиных сил, а крутящий момент начал составлять 147 Нм.

В последующем производители предлагали устанавливать интеркулер, который благоприятно сказывался на сроке службы силового агрегата.

Испытания проводились на двух различных автомобилях, поэтому ВАЗ-2104 приводился в движение атмосферным силовым агрегатом, а ВАЗ-21315 Нива имела под капотом турбированный двигатель ВАЗ-3431. Во время тестов автомобили уверенно двигались по дорожному потоку.

Особые показатели были у автомобиля Нива, который благодарю установленному турбокомпрессору начинал нормально ехать уже после 1800 оборотов двигателя в минуту. Помимо этого автомобили с такими двигателями под капотом отличались довольно небольшим потреблением топлива.

К примеру, атмосферный двигатель потреблял порядка 6 литров на 100 километров, а потребности турбированого мотора составляли не более 8 литров. Но несмотря на достаточно большое количество преимуществ, производство моторов в серии так и не было налажено.

Причин для отсутствия налаженного серийного производства было достаточно. В первую очередь свою роль сыграла малая заинтересованность самих производителей.

Руководство предприятия не могло предположить высокого спроса на моторы подобного рода, поэтому они посчитали нерациональным вкладывать денежные средства в разработку.

Также свою роль сыграла сырость конструкции и большое количество проблем с двигателем ВАЗ 343.

Последний силовой агрегат был выпущен в 2003 году заводом Барнаултрансмаш, что ознаменовало окончание истории дизельных силовых агрегатов для легковых автомобилей ВАЗ.

Преимущества

В первую очередь, стоит понимать то, что дизель ВАЗ 343 являлся экспериментом от производителей, который так и не был отправлен в серийное производство. Но несмотря на это, силовой агрегат отличался достаточно большим количеством преимуществ, которые заключались в следующем:

  • Минимальный расход топлива. Силовой агрегат работал на дизельном топливе, что позволяло существенно снизить обороты для комфортной езды. Это привело к тому, что потребление топлива было намного меньше, чем в классических и привычных двигателях.
  • Одним из самых главных положительных качеств является достаточно большой ресурс силового агрегата, поскольку конструкция работы на дизеле и усиление различных узлов давало возможность существенно повысить работоспособность. Это привело к тому, что владельцы автомобилей с такими силовыми агрегатами под капотом не сталкивались с необходимостью постоянного ремонта и обслуживания.
  • Хороший крутящий момент, который обеспечивается дизельным мотором в сравнении с его достаточно небольшой мощностью тоже можно отнести к плюсам. Дизельные автомобили обычно покупают люди для того, чтобы ездить на них на дачу и для дальних путешествий всей семьей, поэтому хорошая тяга позволяла комфортно ездить.
  • Морозы для этого мотора также не составляли больших проблем. Производители установили температуру для холодного пуска на достаточно низкой отметке в -25 градусов по Цельсию. Российские водители, которые ездили на дизельном топливе, с радостью приняли такое преимущество двигателя.

Поломки

Несмотря на то, что силовой агрегат имеет достаточно большое количество преимуществ, поскольку он был экспериментальным образцом, то и без проблем в конструкции не обошлось. В основном все поломки были известны и их можно легко устранить даже в гаражных условиях. Самые частые поломки заключаются в следующем:

  • Двигатель просто отказывается заводится, но при этом к такой проблеме может привести несколько факторов. Если мотор не начинает нормально набирать обороты, то стоит обратить внимание на наконечники проводов, отвечающих за питание стартера. Если вы заметили, что контакты окислились, то проблему можно исправить их зачисткой. Если это не помогло, то нужно обратить внимание на уровень заряда аккумулятора, а также на состояние стартера.
  • Мотор может завестись, но сразу после этого начинает глохнуть. Причиной этой проблемы может оказаться два варианта. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются когда засоряется топливный фильтр, который просто следует заменить. Второй причиной может оказаться поломка нагревателя топливного фильтра, который тоже можно легко поменять на новый.
  • Двигатель может выдавать не максимальную мощность. В большинстве случаев это возникает из-за попадания воздуха в топливопровод. Устранить проблему можно достаточно просто, поскольку потребуется снять заглушку с четвертого цилиндра, а потом вручную прокачать топливный насос. Процедура проводится ровно до того момента, пока с заглушки не начнет литься бензин без пузырьков воздуха. После этого заглушка просто возвращается на свое место.

Расход

Об этом моторе достаточно мало информации, но есть один подтвержденный факт о том, что он потребляет не более 5.5 литров дизельного топлива на 100 километров пути в смешанном режиме. В современных реалиях такие показатели достаточно небольшие и довольно привлекательные, поэтому он мог получить большое распространение среди обычных потребителей.

Куда устанавливался

Силовой агрегат оказался экспериментальным, только вот его все-таки устанавливали под капот серийных автомобилей. Единственной моделью, которая приводилась в движение оказался автомобиль ВАЗ 2104 в кузове универсал, который производился с 1984 по 2012 годы.

Двигатель ВАЗ-343 Ссылка на основную публикацию Вазовский дизельный двигатель и его характеристики Вазовский дизельный двигатель и его характеристики

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector