Двигатель 40210 технические характеристики

Если бы каждому мотору присуждали звание, то «легендарным» стал бы двигатель ЗМЗ 402. Тяговая установка начала выпускаться на Заволжском предприятии, во времена, когда рост промышленного развития набирал обороты.

Старт использования агрегата положен в 80 году. Изделие, после «лёгкой» доработки двигателя «ЗМЗ-24Д» (выпускался с 68 года) получило новую маркировку, а заодно и пополнило численность почитателей.

На тот момент, не каждая техника имела присущие изделию характеристики и ресурс, поэтому спрос закономерен.

Индексом «402 двигатель» обозначают линейку агрегатов, которая после доводки и усовершенствования исчисляется несколькими экземплярами. Объединяющий фактор, это использование бензина и четыре камеры, выстроенные в ряд. Тяговое семейство эксплуатировалось на продукции ГАЗ («Волга», «Газель»), Рижских автобусах «Латвия», автомобилях Ульяновского завода.

ЗМЗ-402:

Двигатель 40210 технические характеристики

История создания 402 двигателя

Изначально силовая установка разрабатывалась для автомобиля «Волга» с целью замены устаревшего ГАЗ-21. Конструирование проходило медленно, за это время мотор обзавёлся модификациями ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-4021.

Первое изделие поставили на конвейер в 1958 году, для того времени это новое устройство, которое планировалось эксплуатировать на ГАЗ-56. Однако автомобиль так и не выпустили, поэтому мотор перекочевал на Волгу-24.

Эксплуатационные показатели двигателя на высоте, поэтому изделие начали применять и на других машинах.

Поскольку починка «24Д» обходилась дорого, двигатель просуществовал до 72 года. Впоследствии, мотор подвергся доработки и в 1980 сменил маркировку на «ЗМЗ-402». Говоря о 402 моторе, стоит подразумевать линейку изделий. За время эксплуатации двигатель переделывали и дорабатывали, пытаясь то приспособить под дешёвый бензин, то улучшить показатели горения.

Базой оставалась модель ЗМЗ-402.10, на основе которой строились остальные установки. Узнаваемой чертой мотора флагманского мотора было новое, для того времени зажигание, позаимствованное у японского производителя «Honda». Год 96 ознаменовался выходом младшего собрата, «ЗМЗ-406», который превосходил предшественника по показателям.

До 2006 года моторы выпускались параллельно, после, создание «402» было остановлено.

ГАЗ 24-10:

Двигатель 40210 технические характеристики

Устройство — 402 двигателя

Двигатель ЗМЗ-402, это доработанный и усовершенствованный мотор ГАЗ-24Д. Что касается переделки, главная часть пришлась на головку остова, масляную помпу, патрубок выхлопа.

Улучшенный 402 двигатель Газель получил новый распределяющий вал, поднимающий вентиль на 9,5мм, вместо девяти на старой модели. Размещение вала распределения снизу, вентили активируются толкателями.

В задней части вал уплотнён сальником из верёвки, это минус конструкции, поскольку из-за сборки элемент часто протекает, теряя масло.

  Двигатель 4216 УМЗ : Устройство и технические характеристики

Для того времени установка получилась удачной конструкции, мотор надёжен, починка возможна в условиях гаража, качества топлива не требовалось, плюс живучесть. За время эксплуатации недостатки изучены и периодически выходили улучшенные модификации агрегата. Ресурсный потенциал не впечатлял показателями, однако при «щадящей» эксплуатации установка спокойно выходила 250000-300000км.

Головка остова:

Двигатель 40210 технические характеристики

Технические характеристики 402 двигателя

Модернизируя силовую установку, перед конструкторами стояла задача улучшить показатели надёжности. Поскольку о мощности и приёмистости речь не шла, то двигатель претерпел минимальные изменения.

  • Остов мотора:
  • Двигатель 40210 технические характеристики
  • Технические показатели мотора ЗМЗ-402:
Показатель: Значение:
Сборка мотора налажена Заволжский завод моторов
Мотор выпускается с момента 1981-2006
Сырьё остова мотора алюминий
Питание мотора карбюратор
Охлаждение мотора Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией
Число и расположение камер мотора Четыре, ряд
Порядок работы камер мотора «один – два – четыре — три»
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) 2
Сечение камеры мотора, (мм.) 92
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) 92
Компрессия мотора 8,2/6,7 (4021.10 и 4025.10)
Суммарный объём камер мотора, (л.) 2,445
Мощь мотора, (лошадей/мин-1) 100/4500
90/4500 (4021.10 и 4025.10)
Импульс мотора, (Нм.) 182/2500
172/2500 (4021.10 и 4025.10)
Зазор клапанов 402 двигатель, (мм.) 0,4
Горючее, вид  АИ-92/А-76(4021.10 и 4025.10)
Соответствие стандарту мотора, (Евро.) «0»
Вес базового мотора, (кг.) 181/184 («Газель»)
Расход «город», (л/сотню км.) 13,5
Система смазки мотора Напор + брызги + пар
Масло мотора, марка 5(10,15)W-30(40)
Утрата смазки мотором, (гр./1000 км.) Менее «ста»
Объём масла в двигателе, (л.) 6
Смена смазки в моторе, (км.) 10000
Работа мотора при температуре, (°С) 90
Запас прочности мотора, (км.) 200000
Использование мотора 2410, 3110, «Газель», «Соболь» и др.

Зажигание ЗМЗ-4022.10:

Двигатель 40210 технические характеристики

Разновидности двигателя

Доведение агрегата до совершенства привело к появлению модификаций. Распространённость мотора сказалась на заказах. Несмотря на то, что главным заказчиком оставались автомобили марки ГАЗ, 402 двигатель на УАЗ так же нашёл применение.

Мотор 402… Описание Применение
…10 Базовый мотор. Сдавливание 8,2, бензин АИ-92. Волга
…1.10 Пониженная степень сжатия (6,7), бензин А-76. Волга
…2.10 Мотор с форкамерно-факельным зажиганием. Волга
…5.10 Аналог «…1.10», для машин типа «Газель» Газель
…6.10 Аналог «…1.10», для машин типа «Соболь» Соболь

Модификация «4022.10» была экспериментальным агрегатом, конструкцию рабочей камеры которого позаимствовали у моторов «Honda». Изначально планировалось, что нововведения улучшат технические показатели.

Полагалось, что двигатель станет экономичней, «резвей», прочней, экологически чище. На деле, достигнутые улучшения нивелировались сложностью конструкции, мотор нуждался в доработке и финансовых вложениях.

Как результат, в 92 году испытание и доводку моторов свернули.

УАЗ-31512:

Двигатель 40210 технические характеристики

Основные проблемы 402 двигателя

Поскольку мотор считается массовым агрегатом того времени, владельцы, эксплуатирующие изделие встречаются и сегодня. С момента первого выхода прошло много времени, поэтому о «болячках» известно много.

Неполадки мотора:

  • Утечка масла через сальник.

Это главная причина неудобств, с которой сталкивался каждый владелец. Уплотнитель коленчатого вала, расположен в задней части и визуально представляет собой пропитанную графитом верёвку. Если при эксплуатации мотора развивать обороты выше отметки 2500, верёвка пропускает масло и начинается утечка жидкости наружу. Решение проблемы — замена набивки.

Важно: Особенность мотора в том, что центральная часть головки подвержена влиянию повышенных температур. Как результат, с течением времени гайки крепления ослабевают. Если вовремя не отрегулировать момент затяжки крепежа, уплотнитель повредится.

Набивка заднего сальника распределительного вала:

Двигатель 40210 технические характеристики

  • Вибрации и рывки при работе мотора.

Конструкция карбюратора и коллекторов впуска выполнена с неточностями. Как результат, при работе без нагрузки топливо поступает не равномерно. По этой причине и происходят рывки и перебои. Некоторые умельцы, что бы устранить проблему переделывают моторы под инжектор, но для этого требуются знания.

  • Стук на работающем моторе.

Изделие нуждается в уходе, поэтому регулировка клапанов на 402 моторе проводится каждые 15000км пробега, иначе двигатель будет стучать. Решить проблему могут установленные гидравлические компенсаторы, и некоторые владельцы идут на такой шаг. Кроме клапанов, стук вызывает распределительный вал, или вкладыши шатунов.

Снятие термостата:

Двигатель 40210 технические характеристики

  • Работа мотора сопровождается повышенной вибрацией.

Главная причина кроется в износе опорных подушек, которые меняют. Если с деталями порядок, то возможно нарушен баланс механизма кривошипов и шатунов, или неполадки с зажиганием. В последних двух случаях поможет только регулировка. Кроме того, проверяются детали, связанные с электросхемой мотора, которая периодически замыкает.

  • Мотор часто перегревается.

Для этого силового агрегата такое поведение в порядке вещей. Проблема кроется в приборе, поддерживающем постоянную температуру, помпе, либо явление возникло по вине пробки в контуре охлаждения. Кроме того, желательно проверить настройку и выставить зажигание на 402 двигателе.

Регулировка клапанов — 402 двигатель

Конструкция силовой установки устаревшая: распределительный вал, расположенный внизу, тяги, и качество деталей — причина вибраций и неравномерности нагрузок на механизм распределения газов. По этой причине, после пробега 5000-15000км выставляют нужный зазор в клапанном механизме.

Стоит заметить, что диапазон пробега связан с манерой эксплуатации мотора. Бережное использование, без резких стартов разрешает регулировать клапана после 15000км пробега, умеренные нагрузки — 10000км, эксплуатация на газу — 5000км пробега.

Подход позволит снизить риск повреждения клапанов и выхода мотора из строя.

Набор щупов:

Двигатель 40210 технические характеристики

Необходимые инструменты

Для регулировки зазора потребуются инструменты, без которых выполнение процедуры попросту не возможно. К таким изделиям относятся:

  • Вороток с храповиком, укомплектованный удлиняющей насадкой с наконечником (10мм);
  • Гаечные ключи (восемь, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать мм);
  • Свечной ключ;
  • Отвёртки с плоским и крестовым наконечником;
  • Молоточек;
  • Набор щупов;
  • Ветошь.

Порядок регулировки клапанов 402 двигатель

  • Демонтируйте шланги, подсоединённые к крышке клапанов и зажиганию;
  • Отсоедините привод газа, прикреплённый к заглушке клапанов мотора;
  • Демонтируйте заглушку клапанов, для этого снимите шесть фиксаторов, возможно, придётся снять воздушный фильтрующий элемент;
  • Демонтируйте свечи мотора;
  • Поставьте вытеснитель камеры «1» в верхнюю мёртвую точку: соедините метку «3» на шкиве с наплывом на остове мотора;
  • Демонтируйте заглушку трамблёра, контролируйте, чтобы положение ходового ролика совпадало с контактом камеры один. В противном случае проверните вал, повторите процедуру;
  • Отрегулируйте вентили: «1246» после прокрутите вал так, чтобы насечки шкива и остова совпали, отрегулируйте вентили «3578»;
  • Что бы отрегулировать вентиль, пошевелите вращательную пару, после, не прикладывая много сил, ударьте по ней молотком со стороны клапана;
  • Придерживая винт регулировки ключом на «11», открутите гайку;
  • Проконтролируйте зазор, при необходимости отрегулируйте. Сколько миллиметров выставлять связано с нагрузками на двигатель, стандартная регулировка предусматривает 0,4мм;
Читайте также:  Вибрация прогретого двигателя на холостых оборотах

Двигатель 40210 технические характеристики

  • Придерживая болт при помощи ключа или отвёртки, зафиксируйте деталь гайкой. Если зазор нужного размера, регулируйте следующий клапан, если нет — повторите настройку;
  • Соберите свечи, крышку, проводники в обратном порядке;
  • Заведите мотор, убедитесь, что каждый элемент механизма смазывается. В противном случае, отпустите фиксатор оси коромысла (камера «4»);
  • Выключите мотор, установите крышку клапанов, зафиксируйте болты, установите патрубки;
  • Запустите и прогрейте мотор, проконтролируйте отсутствие стука на агрегате. Правильная регулировка исключает металлический звон и цокот.

Двигатель ГАЗ ЗМЗ 402 2,45 л/100 л. с

Проектировался двигатель ЗМЗ 402 из мотора 24Д в 70-х годах, прототип которого использовался, еще в «полуторках» ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально был цельноалюминиевым, со штангами и коромыслами механизма ГРМ и нижним распредвалом. Уплотнение коленвала осуществлялось пропитанным графитовой смазкой жгутом, а не полноценным резинотехническим изделием.

Двигатель 40210 технические характеристики

Текущий ремонт и обслуживание можно было производить, не только в гараже, но и в чистом поле, «на коленке» ввиду предельно простой конструкции. Однако для капремонта требовался тельфер или кран-балка, поскольку силовой привод весит под 200 кг, учитывая навесное оборудование.

Технические характеристики ЗМЗ 402

Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.

Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.

Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:

Изготовитель ЗМЗ
Марка ДВС 402
Годы производства 1981 – 2006
Объем 2445 см3 (2,45 л)
Мощность 73,5 кВт (100 л. с.)
Момент крутящий 182 Нм (на 2500 об/мин)
Вес 181 – 184 кг
Степень сжатия 8,2 (7,6)
Питание карбюратор, распределенный впрыск
Тип мотора рядный, бензиновый, 4 цилиндровый
Зажигание коммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал оригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндров алюминиевый сплав с пропиткой смолой
Диаметр цилиндра 92 мм
Поршни оригинальные
Коленвал от 2103
Ход поршня 92 мм
Горючее А-76, АИ-92
Нормативы экологии Евро-0
Расход топлива трасса – 5,3 л/100 км
смешанный цикл 6,6 л/100 км
город – 13,5 л/100 км
Расход масла максимум 0,2 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 10W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для ЗМЗ 402 по составу  синтетика, полусинтетика, минеральное
Объем масла моторного 6 л
Температура рабочая 80 – 110°
Ресурс ДВС заявленный 200000 км
реальный 250000 км
Регулировка клапанов винты регулировочные + щупы
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 3,5 л без учета шлангов, отопителя и радиатора
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Термостат двухклапанный ТА107-05 либо ТС107-05
Свечи на ЗМЗ 402 чешские Brisk DR17YC/A
Зазор свечи 0,7 – 0,85 мм
Шестерня ГРМ Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst, сменный картридж
Масляный фильтр Mannol SCT SH415, Mann H727/4
Маховик  диаметр 330 мм, вес 13,2 кг
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки
Компрессия от 7 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 800 – 850 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм

  • маховик – 62 – 87 Нм
  • болт сцепления – 19 – 30 Нм
  • крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)
  • головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

В таблице приведено описание базового мотора, которое подходит для всех вариантов этой серии.

Особенности конструкции

В сравнении с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил весьма незначительные улучшения конструкции, так как задача увеличить мощность не стояла:

  • изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
  • затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
  • позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.

Двигатель 40210 технические характеристики

Очередной особенностью силового привода является использование масляного радиатора, чтобы система охлаждения работала эффективнее.

Двигатель 40210 технические характеристики

Газораспределительный механизм имеет морально устаревшую уже на момент создания ДВС схему OHV – распредвал снизу, управление коромысло-штанговым механизмом. Именно из-за этого узла мотор получился очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.

Перечень модификаций ДВС

Маркировка ЗМЗ 402 – это целое семейство однорядных 4 цилиндровых моторов, в которое входят модификации:

  • 10 – базовая версия со степенью сжатия 8,2 под топливо АИ-92 для комплектации автомобиля Волга;
    Двигатель 40210 технические характеристики
  • 10 – адаптация под бензин А-76 для установки на Волгу;
    Двигатель 40210 технические характеристики
  • 10 – форкамерное воспламенение для улучшения парамеров, снят с производства в 1992 году;
    Двигатель 40210 технические характеристики
  • 10 – разработка для Газели под соответствующую коробку КПП и А-76;
    Двигатель 40210 технические характеристики
  • 10 – аналог 402.10 под Газель для АИ-92, соответственно.
    Двигатель 40210 технические характеристики

При этом навесное оборудование осталось без изменений. В модификациях движков использована заводская форсировка механическим способом без применения турбины.

Плюсы и минусы

Основными недостатками серии двигателей ЗМЗ 402 являются:

  • морально устаревшая конструкция ГРМ;
  • головка блока цилиндров затрудняет тюнинг;
  • очень слабые прокладки и задний сальник коленвала;
  • высокие вибрации, приводящие к ослаблению резьбовых соединений.

Двигатель 40210 технические характеристики

С другой стороны, мотор очень надежный, рассчитан на высокие эксплуатационные нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300 – 350 тысяч км пробега.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:

  • ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
  • ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
  • ГАЗ-31029 Волга – 1992 – 1997;
  • ГАЗ-3110 Волга – 1997 – 2005;
  • ГАЗ-31105 Волга – 2002 – 2006;
  • ГАЗ-3302 Газель – 1994 – 2003;
  • ГАЗ-33023 Газель-Фермер – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-2705 Газель грузопассажирская – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-3221 Газель микроавтобус – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32213 Газель микроавтобус повышенной комфортности – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-322132 Газель маршрутное такси (сдвижная дверь) – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32214 Газель «скорая помощь» – 1996 – 2003;
  • РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
  • РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
  • РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
  • РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.

Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод –  БАЗ-2215 Дельфин.

Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.

Регламент обслуживания ЗМЗ 402

Официальный мануал содержит сроки замены расходных материалов, чтобы двигатель ЗМЗ 402 прослужил весь заявленный ресурс:

  • моторное масло через 10000 км;
  • охлаждающая жидкость после 60000 км или 2 лет эксплуатации;
  • регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15000 км;
  • протяжка гаек ГБЦ каждые 20000 км;
  • картридж воздушного фильтра служит 20000 км, а топливный фильтр 30000 км.

Изначально в устройство ДВС заложены очень ненадежные прокладки. Пропитанный графитом асбестовый лист толщиной 1,5 мм между блоком и головкой нормально держит температуру, но от вибраций ослабляются гайки. Крышка ГРМ и поддон картера уплотняются паранитовыми прокладками, обладающими низким ресурсом и маслостойкостью.

ГРМ привод зубчатым колесом

Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет, передача вращения на нижний распредвал осуществляется зубчатой шестерней. Ее ресурс значительно выше, но контроль за состоянием венца необходим периодически.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.

Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин-1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:

Читайте также:  Автомобильное одеяло для двигателя своими руками
Течь масла прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ замена прокладки и своевременная протяжка
Перегрев мотора поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения замена помпы/термостата, удаление пробки
Вибрации дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек балансировка систем, замена подушек

Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.

Варианты тюнинга мотора

В заводской комплектации двигатель ЗМЗ 402 выдает 182,4 Нм крутящего момента и 100 л. с. мощности, поэтому для увеличения этих характеристик может использоваться механический тюнинг нескольких видов:

  • расточка цилиндров под гильзы – максимум 100 мм диаметра;
  • шлифовка ГБЦ – повышает степень сжатия для использования топлива с большим октановым числом АИ-95;
  • модернизация выпускного тракта – увеличение диаметра выхлопного патрубка.

Первый способ опасен перегревом силового привода, так как толщина стенок блока снижается на 4 мм, капремонт потребуется быстрее. В последнем варианте снижается экологичность ДВС. Изготовителем рекомендовано либо использовать инжектирование, что очень дорого либо применить более простой, но менее эффективный тюнинг:

  • замена свечей модификациями с иридиевыми контактами и высоковольтных проводов;
  • облегченный распредвал с регулировкой настроек клапанов, установленных с завода;
  • замена карбюратора производителя К-151 более свежими версиями, например, Солекс;
  • использование облегченной ШПГ и маховика;
  • расточка седел клапанов и замена их модификациями большего диаметра.

Комплексный механический тюнинг позволяет добавить 30 л. с мощности максимум. Турбировать моторы производитель не рекомендует, так как это резко снижает ресурс.

Таким образом, мотор ЗМЗ 402 является базовым вариантом целой серии движков 402.10, 4021.10, 4022.10, 1025.10 и 4026.10. Изначально до 1980 года он маркировался ЗМЗ-24Д, устанавливался на Волги, Газели и РАФ.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автомобильные двигатели на базе ЗМЗ 402.10

  • * Посмотрите Двигатели ЗМЗ /полный перечень/
  • Двигатели ЗМЗ /складские позиции/
  • Здесь Каталог двигателей ЗМЗ /техническая информация/
  • Здесь Карта сайта

ЗМЗ-402 -семейство бензиновых 4-цилиндровых автомобильных двигателей, производства ОАО «Заволжский моторный завод». Модернизированный вариант ЗМЗ-24, в свою очередь созданного на базе ЗМЗ-21.

Данное семейство двигателей использовалось на автомобилях Горьковского автозавода, таких как: «Волга-2410», «Волга-3102», «-31029», «Волга-3110» и «ГАЗель».

Четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения с электронным зажиганием (используется коммутатор). Интересной особенностью является наличие маслорадиатора.

Базовый двигатель семейства ЗМЗ-402.10 в заводской комплектации использовал бензин с октановым числом 92, но варианты для такси (ЗМЗ-4021.10) и «Газелей» были рассчитаны на топливо с октановым числом 80 (76 по моторному методу определения октанового числа).

Конструкция в значительной степени архаична и не претерпела серьёзных изменений с 50-х годов. Используется коромысло-штанговый ГРМ с нижним расположением распределительного вала (OHV), схема, считавшаяся морально устаревшей даже в СССР уже в 70-е годы по причине высокой массы деталей ГРМ, приводящей к недостижимости высоких оборотов.

Преимущество двигателя состояло в том, что он был прост в устройстве и обслуживании, неприхотлив, и способным выдерживать такие перегрузки, от которых, подчас другой двигатель быстро вышел бы из строя (перегрев, работа в повышенной нагрузке и т.п.).

Простота устройства давала возможность проводить сложный ,но не капитальный ремонт двигателя в обычной мастерской, разумеется, при условии выдерживания всех требований завода — изготовителя.

Надежность двигателя, в сочетании с его простотой, стали предпосылками к тому, что несмотря на то, что он был разработан много лет назад, находится в эксплуатации и по настоящее время. Помимо преимуществ у двигателя имелись также и недостатки.

Один из таковых известен каждому автолюбителю, который когда-либо эксплуатировал автомобиль с таким двигателем — это задний сальник коленчатого вала, представляющий собой обычную набивку (веревка, пропитанная графитовой специальной смазкой).

Если двигатель эксплуатировался в бережном режиме, и число его оборотов не превышало 2000 — 2500 в минуту, то набивка более или менее выдерживала, но при эксплуатации свыше 3000 об/мин она быстро теряла свои свойства, и двигатель начинал выгонять масло.

ещё одной проблемой стало несовершенство проработки геометрической конфигурации газопроводов от карбюратора к ГБЦ. В результате при закрытой дроссельной заслонке карбюратора в цилиндры подавалось неравномерное количество смеси и двигатель дергался на холостых оборотах. Автолюбители старались свести такие дерганья к минимуму: наиболее ответственно относящиеся к этому обычно поддерживали необходимый зазор в клапанах на постоянном уровне, меняли свечи зажигания на более современные и надёжные, а также замене подвергались коммутатор и катушка зажигания — обычно использовались компоненты от двигателей автомобилей семейства «ВАЗ»

К семейству ЗМЗ-402.10 относятся карбюраторные, бензиновые двигатели с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком. Для уменьшения загрязнения окружающей среды двигатели оборудованы системой рецеркуляции отработавших газов (СРОГ). Двигатели ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.

10 предназначены для установки на легковые автомобили среднего класса типа «Волга», микроавтобусы, автомобили повышенной проходимости Ульяновского автозавода. Двигатели ЗМЗ-4025.10 и ЗМЗ-4026.

10 предназначены для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности типа «Газель» и микроавтобусы.

Двигатель 40210 технические характеристикиДвигатель карабюраторный, бензиновый, с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов. Предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса типа «Волга», микроавтобусы ОАО «ГАЗ», а/м повышенной проходимости Ульяновского автозавода и микроавтобусы РАФ. В двигателе применены блок из алюминевого сплава, отливаемый в кокиле или под давлением, система охлаждения с приводом охлаждающей жидкости в блок по двум напорным каналам, усовершенствованные механизмы газораспределения и детали цилиндропоршневой группы.

Количество цилиндров 4
Рабочий объем, л 2,445
Рабочий режим 4-тактный
Степень сжатия 8,2 : 1
Номинальная мощьность при частоте вращения коленчатого вала 4500 мин(-1), кВт (л.с.) 73,5 (100)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2400 — 2600 мин(-1), Н*м (кгс*м) 182,4 (18,6)
Минимальный удельный расход топлива г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 285,6 (210)
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,4
Ресурс от первого кап. ремонта, км 250 000
Масса, кг 181
Топливо (автомобильный бензин) А-93
Двигатель 40210 технические характеристикиДвигатель четырёхцилиндровый, карабюраторный, бензиновый, с рядным расположением цилиндров. Предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса типа «Волга» , микроавтобусы ОАО «ГАЗ» и а/м повышенной проходимости Ульяновского автозавода.В двигателе применены блок из алюминевого сплава, отливаемый под давлением, система охлаждения с приводом охлаждающей жидкости в блок по двум напорным каналам, усовершенствованные механизмы газораспределения и детали цилиндропоршневой группы.

Количество цилиндров 4
Рабочий объем, л 2,445
Рабочий режим 4-тактный
Степень сжатия 6,7 : 1
Номинальная мощьность при частоте вращения коленчатого вала 4500 мин(-1), кВт (л.с.) 66,2 (90)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2400 — 2600 мин(-1), Н*м (кгс*м) 172,6 (17,6)
Минимальный удельный расход топлива г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 292,4 (215)
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,4
Ресурс от первого кап. ремонта, км 250 000
Масса, кг 181
Топливо (автомобильный бензин) А-76
Двигатель 40210 технические характеристикиДвигатель карабюраторный, бензиновый, с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов. Предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузопдъёмности типа ГАЗ-33021, «Газель» и микроавтобусы ОАО ГАЗ.В двигателе применены блок из алюминевого сплава, отливаемый под давлением, система охлаждения с приводом охлаждающей жидкости в блок по двум напорным каналам, усовершенствованные механизмы газораспределения и детали цилиндропоршневой группы.

Количество цилиндров 4
Рабочий объем, л 2,445
Рабочий режим 4-тактный
Степень сжатия 6,7 : 1
Номинальная мощьность при частоте вращения коленчатого вала 4500 мин(-1), кВт (л.с.) 66,2 (90)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2400 — 2600 мин(-1), Н*м (кгс*м) 172,6 (17,6)
Минимальный удельный расход топлива г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 299 (220)
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,4
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 92*92
Масса, кг 184
Топливо (автомобильный бензин) А-76
Двигатель 40210 технические характеристикиДвигатель карабюраторный, бензиновый, с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов. Предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъёмности типа ГАЗ-33021, «Газель» и микроавтобусы ОАО ГАЗ.В двигателе применены блок из алюминевого сплава, отливаемый под давлением, система охлаждения с приводом охлаждающей жидкости в блок по двум напорным каналам, усовершенствованные механизмы газораспределения и детали цилиндропоршневой группы.

Количество цилиндров 4
Рабочий объем, л 2,445
Рабочий режим 4-тактный
Степень сжатия 8,2 : 1
Номинальная мощьность при частоте вращения коленчатого вала 4500 мин(-1), кВт (л.с.) 73,5 (100)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2400 — 2600 мин(-1), Н*м (кгс*м) 182,4 (18,6)
Минимальный удельный расход топлива г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 292 (215)
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,4
Ресурс от первого кап. ремонта, км 160 000
Масса, кг 184
Топливо (автомобильный бензин) А-93

Областные центры России: Архангельск Астрахань Белгород Биробиджан Благовещенск Брянск Великий Новгород Владимир Волгоград Вологда Воронеж Гатчина Екатеринбург Иваново Иркутск Калининград Калуга Кемерово Киров Кострома Красногорск Курган Курск Липецк Магадан Москва Мурманск Нижний Новгород Новосибирск Омск Орёл Оренбург Пенза Псков Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Смоленск Тамбов Тверь Томск Тула Тюмень Ульяновск Челябинск Южно-Сахалинск Ярославль

Читайте также:  Гидроник на дизельный двигатель что это

ГАЗ-3110

Характеристики ГАЗ-3110 «Волга»

Характеристики ГАЗ-24 «Волга»

Двигатели ЗМЗ 402-й серии — неприхотливы в эксплуатации и
достаточно просты в техническом обслуживании. Бензиновые, с
карбюратором, имеют по 4 в ряд расположенных цилиндра.
Устанавливались преимущественно на автомобили ГАЗ: «Волгу» и
«Газель».

В конструкции двигателя учтено удобство обслуживания его в процессе эксплуатации.

С левой стороны двигателя расположены бензиновый насос 11, стартер 13, распределитель зажигания 8, указатель давления масла и датчик 29 указателя давления масла, масляный фильтр 30, фильтр 32 тонкой очистки топлива, свечи 6 зажигания, с правой стороны — генератор 16, газопровод с сектором 14 регулирования подогрева смеси, сливной кран охлаждающей жидкости с тягой 17, кран отопителя кузова, датчик температуры воды и карбюратор 3. Смазка подшипников насоса охлаждающей жидкости осуществляется через пресс-масленку с правой стороны двигателя. Достаточность количества нагнетаемой смазки определяется визуально по выходу смазки из контрольного отверстия на корпусе насоса.
Регулирование зазора между коромыслами и клапанами производится при снятой крышке коромысел; доступ к ним очень удобен.

Двигатель 40210 технические характеристики

Схема двигатель ЗМЗ-402

Рабочий объем силового агрегата — 2,445 л, что позволяет
развивать мощность в 100 л. с. или 73,5 кВт. Степень сжатия
составляет 8,2 — это позволяет использовать бензин марки АИ-92.

Диаметр цилиндров и ход поршней — 92 мм. Общая масса агрегата —
181 кг.

Выхлопная система имеет в составе рециркуляцию выхлопных
газов, что значительно снижает загрязнение окружающей среды и
позволяет соответствовать нормам.

Двигатель 40210 технические характеристики

Головка блока ЗМЗ-402

Блок цилиндров составляет одно целое с верхней частью картера.
Он отлит под давлением из высокопрочного алюминиевого сплава. Блок
цилиндров разделен на две части горизонтальной перегородкой, в
которой сделаны четыре отверстия для установки гильз цилиндров.

Верхняя часть образует общую для всех цилиндров охлаждающую рубашку.
По контуру рубашки имеется десять бобышек для шпилек крепления
головки цилиндров.

Нижняя (картерная) часть блока разделена на
четыре отсека поперечными перегородками, в которые устанавливаются
коренные подшипники коленчатого вала.

Каждая чугунная крышка подшипников закрепляется к блоку с
помощью двух 12-мм шпилек. Так как расточка блока происходит
вместе с крышками, их нельзя менять местами. Поэтому для удобства
им присвоены номера, выбитые на всех, кроме 1-й и 5-й.

К передней части блока закрепляется крышка ГРМ, выполненная из
алюминиевого сплава. А к задней — картер сцепления. Все соединения
притягиваются болтами крепления через паронитовые прокладки.

402
двигатель имеет общую для 4 цилиндров алюминиевую головку.
Крепление к блоку производится десятью 12- мм шпильками.
Прокладка ГБЦ изготавливается из асбеста, покрытого графитом,
и окантовывается армированным каркасом.

Её минимальная толщина
составляет 1,5 мм.

Коленчатый вал — пятиопорный, с большой рабочей поверхностью
как шатунных, так и коренных подшипников. Вследствие этого удельные
нагрузки на подшипники сравнительно малы. Вкладыши коренных и
шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты, залитой
алюминиевым сплавом. Такие вкладыши способны воспринимать большие
нагрузки, сохраняя высокую работоспособность.

Распределительный вал опирается на пять подшипников, выполненных из сталебаббитовой ленты.
Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна высокой твердости, выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки. Направляющие втулки клапанов выполнены из металлокерамики с высокими износостойкими качествами.

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали:
фаска тарелки выпускных клапанов заправлена более жаропрочным сплавом.
Все ответственные поверхности, подвергающиеся истиранию (кулачки и шейки распределительного вала, наконечники штанг толкателей, толкатели, коромысла, регулировочные винты коромысел и т. д.

), изготовлены из специального материала и подвергнуты термической обработке. В верхнюю часть цилиндра установлены вставки, выполненные из кислотоупорного износоустойчивого чугуна.
Все трущиеся поверхности смазываются под давлением.

В системе смазки установлен полнопоточный фильтр тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.

У модификаций 402.10 и 4021.10 головки блоков разной толщины.
Это объясняется различными объемами камер сгорания. По сути,
головка 402.10 получается путём фрезирования нижней кромки головки
4021.10 на 3,6 мм.

Двигатель ЗМЗ-402 технические характеристики

Двигатель 40210 технические характеристики
Двигатель ЗМЗ-402
Изготовитель ЗМЗ
Годы выпуска 1981-2006
Модель ЗМЗ-24, ЗМЗ-24Д
Модификации ЗМЗ 4021, ЗМЗ 4022, ЗМЗ 4025, ЗМЗ 24С
Тип бензиновый
Система питания карбюратор К-151-С
Конфигурация 4-х цилиндровый рядный продольный ДВС
Цилиндров 4
Клапанов 8
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Охлаждение жидкостное
Максимальная мощность 100 л.с. 73,5 кВт (90 л.с.) при 4500 об/мин
Рабочий объём 2,445 см3
Максимальный крутящий момент 182 (172)Н·м, при 2500 об/мин
Диаметр цилиндров 92 мм.
Ход поршня 92 мм
Степень сжатия 8,2
Клапанный механизм OHV
Охлаждение жидкостное
Материал блока цилиндров: алюминиевый сплав
Материал ГБЦ алюминиевый сплав
Общая масса агрегата 181 кг.
Объём масла в двигателе 6 л.
Расход масла на 1000 км. до 100 г.
Рабочая температура 90 o
Двигатель устанавливался на: ГАЗ-2410
ГАЗ-3102
ГАЗ-31029
ГАЗ-3110
ГАЗ-31105
ГАЗ-2410
ГАЗ-Газель
ГАЗ-Соболь

Перечень комплектаций автомобильных двигателей ЗМЗ-402

Двигатель ЗМЗ-402 — бензиновый, карбюраторный, 4-х цилиндровый, с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком. Отработанный в эксплуатации, этот надежный и недорогой двигатель был в свое время широко распространен. Для снижения загрязнения окружающей среды двигатель оборудован системой рециркуляции отработавших газов.

Простой и неприхотливый, доступный в техническом обслуживании и не сложный в ремонте, он не требовал высокой квалификации обслуживающего персонала. Двигатель ЗМЗ-402.10 предназначен для установки на легковые автомобили среднего класса. Двигатель ЗМЗ-4026.10 предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности. 

Перечень комплектаций автомобильных двигателей ЗМЗ-402 с рабочим объемом 2,44 литра

Комплектации двигателей ЗМЗ-402 с карбюратором К151С, СРОГ, блоком цилиндров, отлитым под давлением

4021.1000400-02 или 40210А.

Базовая комплектность в едином исполнении с головкой цилиндров 4021.1003007-40.

40217.1000400-02 или 40217А.

То же, в тропическом исполнении.

4021.1000400-80 или 40210К.

Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, кронштейном ГУР.

40217.1000400-80 или 40217К.

То же, в тропическом исполнении для ГАЗ-3102, ГАЗ-310297.

402.1000400-01 или 40200А.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10.

4021.1000400-51 или 40210Н.

Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом 4022.1306008-11.

402.1000400-11 или 40200К.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, с кронштейном ГУР.

402.1000400-62 или 40200D.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11.

4021.1000400-90 или 40210В.

Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками со штекерным соединением под новую панель приборов.

402.1000400-91 или 40200F.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под новую панель приборов.

402.1000400-101 или 40200М

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов.

4021.1000400-110 или 40210F.

Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками под новую панель приборов – для автомобилей с ГУР.

402.1000400-111 или 40200S.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под новую панель приборов, кронштейном ГУР.

402.1000400-121 или 40200U.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов, кронштейном ГУР.

4021.1000400-100 или 40210D.

Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом 4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов.

Комплектации двигателей ЗМЗ-402 с карбюратором К151У, блоком цилиндров, отлитым под давлением

4021.1000400-60 или 40210U.

Комплектность с ведомым диском сцепления 451-1601130-02.

40217.1000400-60 или 40217U.

То же, в тропическом исполнении.

4021.1000400-70 или 40210L.

  • Комплектность с диафрагменным сцеплением.
  • 40217.1000400-70 или 40217L
  • То же, в тропическом исполнении.

4021.1000400-71 или 40210Р.

Комплектность с диафрагменным сцеплением, кронштейном ГУР.

40217.1000400-71 или 40217Р.

То же, в тропическом исполнении.

4021.1000400-72 или 40210R.

Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под муфту привода вентилятора, с кронштейном ГУР.

40217.1000400-72 или 40217R.

То же, в тропическом исполнении.

40217.1000400-М или 40217Е.

Комплектность в тропическом исполнении, со степенью сжатия Е = 7,0 с диафрагменным сцеплением, с головкой цилиндров 4021.1003007-70, без ремня привода агрегатов.

4021.1000400-130 или 40210М.

Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую панель приборов.

40217.1000400-130 или 40217М.

То же, в тропическом исполнении.

4021.1000400-131 или 40210N.

Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую панель приборов, с кронштейном ГУР

40217.1000400-131 или 40217N.

То же, в тропическом исполнении.

4021.1000400-132 или 40210S.

Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под муфту привода вентилятора, датчиками под новую панель приборов, с кронштейном ГУР.

40217.1000400-132 или 40217S.

То же, в тропическом исполнении.

Комплектации двигателей ЗМЗ-402 с карбюратором К151С, блоком цилиндров отлитым под давлением, отдельным приводом вентилятора с передаточным отношением 1,27

4025.1000400-01 или 40250F.

Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40.

4026.1000400-01 или 40260F.

Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10.

4026.1000400-30 или 40260Н.

Комплектность для работы на газовом топливе с проставкой.

4026.1000400-10 или 40260Т.

Комплектность с блоком цилиндров 4021.1002010-01, колоколообразным картером сцепления 410.1601015.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector