Двигатель автомобиля как основное средство

Как учитывать запчасти по ФСБУ 5/2019, если их стоимость несущественна? Занимаемся продажей б/у оборудования и приобретаем запчасти для его ремонта.

В результате деятельности – восстановление б/у оборудования для дальнейшей его продажи, образуется готовая продукция – отремонтированное оборудование, пригодное для использования.

Затраты на приобретение б/у оборудования, а так же запчастей для восстановления необходимо классифицировать как прямые производственные материалы. Учитывайте их, как запасы в соответствии с пп. а п.

3 ФСБУ 5/2019 на счете 10.01 «Сырье и материалы».

Если сумма запчастей несущественна и она не оказывает существенное влияние на формирование фактической себестоимости готовой продукции, которой является для вас отремонтированное оборудование, то можете в БУ руководствоваться правилом рациональности и признавать стоимость запчастей в расходах в момент их приобретения, если укажете это в УП.

Не забывайте, что для признания прямых расходов в НУ, требуется документальное подтверждение факта использования запчастей. На наш взгляд, лучше оставить стандартный учет производственных материалов (запчастей) на счете 10.01 «Сырье и материалы».

Слышали комментарии к ФСБУ 5/2019, что запчасти на ремонт ОС не являются запасами, т. к. они не используются в производстве. Поясните, как учитывать запчасти для текущего ремонта погрузчика, используемого для строительных работ?

Учет затрат на ремонт ОС регламентирует ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» – обязательно применение с 2022. Затраты на приобретение запчастей для ремонта ОС учитываются как капитальные вложения (Дт 08) если используются для

  • улучшения, восстановления ОС (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция);
  • * планового ремонта (техобслуживания), проводимого с периодичностью > 12 мес. (пп. ж п. 5 ФСБУ 26/2020).

Стоимость запчастей — в Разделе I «Внеоборотные активы» баланса.

В капитальные вложения не включаются затраты на проведение:

  • текущего ремонта периодичностью < 12 мес.;
  • поддержание работоспособности или исправности ОС;
  • неплановый ремонт из-за поломок, аварии, дефектов, ненадлежащей эксплуатации,

если они не улучшают показатели и не продлевают СПИ ОС (пп. б, в, д п. 16 ФСБУ 26/2020).

В 1С автоматизация планируется в течение 2021. До этого продолжаем учитывать запасы на счете 10.05 «Запасные части».

Организация заключила договор с ООО «АВТОТРЕЙД» на поставку запасных частей для текущего ремонта фронтального погрузчика.

17 марта запчасти поступили на склад:

  • Стартер – 1 шт. на сумму 21 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

24 августа проведен текущий ремонт.

Двигатель автомобиля как основное средство

  • [19.05.2021 эфир] Практика применения ФСБУ 5/2019 Запасы в 1С — Часть 1

Двигатель автомобиля как основное средство

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи.

Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи.

Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61.

Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль.

Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам. 

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины.

Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете.

Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Двигатель автомобиля как основное средство

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

АвтомобильСрок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации.

В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля.

Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ.

Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы.

Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства.

Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).

При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Бухгалтерский учёт основных средств в 2021 году

В 2021 году производить учёт информации об основных средствах можно по новым правилам, установленным в ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Новый стандарт приходит на замену ПБУ 6/01 «Учёт основных средств», который полностью утратит силу 1 января 2022 года.

Между старым стандартом и новым есть существенные различия, разобраться в нюансах которых мы постараемся в этой статье.

Важно: применять «Основные средства» можно начиная с этого года.

Действующие правила учёта основных средств в 2021 году

Под основными средствами подразумевают материальные объекты, которые используются организацией для производства или реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Управление организацией также входит в этот список.

В 2021 году действуют правила, установленные в стандарте ПБУ 6/01, который был утверждён в 2001 году.

Под «Основными средствами» в Налоговом Кодексе РФ понимается часть имущества, которое используется для производства или реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Первоначальная стоимость такого имущества должна быть более 100 тысяч рублей (п. 1 ст. 257 НК РФ).

По действующим правилам организации могут устанавливать предельную стоимость объекта или, другими словами, актива, который выполняет условия основного средства в учётной политике.

Этот лимит, в свою очередь, не должен превышать 40 тысяч рублей за единицу (п. 5 Общих положений ПБУ 6/01), но может быть меньше. При соблюдении этих условий и условий, прописанных в п.

4 Общих положений ПБУ 6/01 такие активы можно причислить к материально-производственным запасам.

Читайте также:  Ваз 2110 богдан температура двигателя

Важно: объекты стоимостью более 40 тысяч рублей и до 100 тысяч рублей не считаются амортизируемыми (п. 1 ст. 256 НК РФ).

  1. Стоимость имущества составляет более 100 тысяч рублей.

  2. Срок полезного использования должен превышать 12 месяцев.

  3. Имущество должно быть использовано в работе.

Только при выполнении всех трёх критериев имущество считается в бухгалтерском учёте, как основное средство.

Новые правила учёта основных средств в 2021 году

Новый стандарт, который полноценно вступит в силу 1 января 2022 года, установлен Приказом Минфина № 204н от 17 сентября 2020 г. Несмотря на то, что ФСБУ 6/2020 начнёт действовать для всех в следующем году, в 2021 году его можно применять на добровольной основе.

Первое значительное изменение, которое приносит ФСБУ 6/2020 — возможность самостоятельно устанавливать предельную стоимость объекта, относящегося к основным средствам. Лимит при этом может быть любым, а всё, что оказывается ниже этой суммы, можно учитывать, как текущие расходы.

Новый стандарт вводит новые значимые правила касательно основных средств:

  1. Амортизация с первого дня пользования имуществом.

  2. Организация может не ждать начала следующего месяца, чтобы начать начисление амортизации, а производить его уже с первого дня. Но бухгалтер имеет право использовать старый метод. Те же правила касаются и прекращения амортизации.

    Выбранный способ должен быть прописан в учётной политике.

  3. Использование ликвидационной стоимости.

  4. Сумма, которая останется после затрат на выбытие основного средства, называется ликвидационной стоимостью. Она нужна для амортизации линейным способом и пропорционально количеству.

    Для расчёта ликвидационной стоимости имущество рассматривается таким образом, как будто подошёл срок полезного использования, а основное средство находится в состоянии, характерном для окончания срока службы.

  5. Приостановка амортизации.

  6. В новом стандарте отсутствует необходимость приостанавливать амортизацию в случае, если производится консервация или работы по восстановлению имущества, признанного основным средством.

    Приостановить отчисления можно, если балансовая стоимость актива стала равной ликвидационной. Если же балансовая стоимость вновь стала больше ликвидационной, то амортизацию можно продолжать.

Элементы амортизации

К элементам амортизации причисляются: срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Их определяют в момент принятия к бухгалтерскому учёту, а затем, в конце каждого отчётного года проверяют на соответствие условиям использования.

Про ликвидационную стоимость уже было сказано в предыдущем разделе, однако нужно уточнить, что она вычисляется по следующей формуле:

Двигатель автомобиля как основное средство

  • Где:
  • ЛС — ликвидационная стоимость, СВО — сумма, которую организация получила бы в случае выбытия имущества, ПРВ — предполагаемые расходы на выбытие.
  • Ликвидационная стоимость может быть равной нулю, если выполняется одно из условий, перечисленных в п. 31 ФСБУ 6/2020:
  • в конце срока полезного использования поступления от выбытия имущества не ожидаются;
  • сумма от выбытия объекта основных средств ожидается несущественной;
  • сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Срок полезного использования определяется периодом, в течение которого имущество будет приносить экономическую выгоду владельцу. Она рассчитывается на основе ожидаемых сроков использования объекта и физического износа.

Срок использования объекта рассчитывается исходя из ожидаемой мощности и производительности. Ожидаемый износ рассчитывается на основе режима эксплуатации, естественных условий, проведения ремонта и влияния среды.

Способ начисления амортизации напрямую зависит от формата определения срока полезного использования. Может применяться линейный метод, метод уменьшаемого остатка и амортизация пропорционально количеству продукции.

При линейном методе стоимость имущества погашается равномерно в течение всего срока полезного использования.

При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации уменьшается через равные промежутки времени по формуле, разработанной организацией.

Амортизация пропорционально количеству продукции начисляется исходя из количества продукции, которую организация ожидает получить от использования имущества.

Другие нововведения

Новый стандарт вносит не только крупные изменения, но и другие, более мелкие, но всё же значительные. Некоторые правила будут отменены, в том время, как другие, новые, правила вступят в силу. Вот только некоторые из нововведений:

  • теперь государство проверяет имущество на обесценение и учитывает результаты по МСФО;
  • при учёте имущества по первоначальной стоимости она может быть изменена не только на сумму капиталовложений — теперь сюда входят оценка будущих демонтажа, утилизации объекта и восстановления окружающей среды;
  • ежегодной проверке с 2022 года будут подлежать элементы амортизации;
  • в ФСБУ 6/2020 убрали способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

ФСБУ 6/2020 можно использовать начиная с января 2021 года, несмотря на то, что полностью новый стандарт вступит в силу только в 2022 году.

Используйте «Астрал Отчёт 5.0» для сдачи электронной отчётности во все контролирующие органы. Сервис не привязан к рабочему месту, а значит воспользоваться функциям сервиса — быстрой отправкой документов и умным редактором отчётов — можно из любой точки мира.

Постановка на учет автомобиля в бухгалтерском учете

Учет автомобиля в бухгалтерском учете имеет ряд особенностей по сравнению с учетом других основных средств. Из предложенной статьи вы узнаете о том, как правильно поставить на учет автомобиль в зависимости от источника его поступления.

Исходя из положений ФСБУ 6/2020 «Основные средства», действующим с 2022 года (до 2022 года — ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), автомобиль относится к основным средствам (ОС).

С 2022 года ПБУ 6/01 утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как правильно учитывать изменение первоначальной стоимости ОС при применении новых стандартов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

  • Исключением являются автомобили, приобретенные для перепродажи (тогда они являются товаром) и автомобили, произведенные на предприятии (тогда они учитываются как готовые изделия).
  • О том, какое имущество относится к основным средствам предприятия, узнайте здесь.
  • Для учетных целей автомобили как ОС подразделяются по следующим признакам:
  1. В зависимости от цели использования в деятельности предприятия: производственные или непроизводственные.
  2. В зависимости от степени использования: находящиеся в запасе, в эксплуатации, на консервации, в аренде.
  3. В зависимости от принадлежности: собственные и арендованные.

Перед тем как оприходовать поступивший автомобиль на счете 01 «Основные средства», все сопутствующие затраты бухгалтер аккумулирует на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Накопленные на счете 08 затраты бухгалтер списывает в дебет счета 01 при приведении автомобиля в состояние, в котором его можно использовать.

К учету данный вид имущества принимается по первоначальной стоимости. Она определяется в момент ввода в эксплуатацию и остается неизменной на протяжении всего периода нахождения на предприятии.

В зависимости от источника поступления автомобиля первоначальной его стоимостью будет являться:

  1. При покупке — стоимость, определенная договором купли-продажи (без НДС), включая стоимость: информационных услуг; услуг, связанных с приобретением, доставкой; расходов посредников; таможенных и прочих пошлин и сборов; процентов по кредиту.
  1. Пример
  2. ООО «Фортуна» приобрело в автосалоне новую машину марки Ford стоимостью 1 200 000 руб. без НДС
  3. Государственная пошлина, уплаченная за регистрацию автомобиля, составила 2 000 руб.
  4. Бухгалтер «Фортуны» оформил следующие проводки:
  • перечислена оплата автосалону за автомобиль: Дт 60 Кт 51 — 1 200 000 руб.;
  • автомобиль поступил от автосалона: Дт 08 Кт 60 — 1 200 000 руб.;
  • ООО «Фортуна» перечислило с р/с государственную пошлину: Дт 68 Кт 51 — 2 000 руб.;
  • затраты на оплату пошлины учтены при определении первоначальной стоимости: Дт 08 Кт 68 — 2 000 руб.
  • автомобиль введен в эксплуатацию: Дт 01 Кт 08 — 1 202 000 руб.
  1. При внесении в счет вклада в уставный капитал — стоимость автомобиля по заключению оценщика.

Пример

Участник ООО «Стиль» Борисов П. П. осуществил взнос в уставной капитал ООО автомобилем Volvo. В представленном Борисовым акте независимого оценщика автомобиль был оценен в 800 000 руб.

Бухгалтер предприятия выполнит следующие действия:

  • отражена задолженность Борисова по оплате доли в уставном капитале: Дт 75 Кт 80 — 800 000 руб.;
  • Борисовым передан в качестве оплаты доли автомобиль Volvo: Дт 08 Кт 75 — 800 000 руб.;
  • полученный автомобиль введен в эксплуатацию: Дт 01 Кт 08 — 800 000 руб.
  1. При получении безвозмездно — рыночная цена автомобиля на дату его принятия к учету и стоимость услуг по его доставке, постановке на регистрационный учет и подготовке к использованию.
  • Для определения рыночной цены передаваемого объекта можно воспользоваться информацией, содержащейся в СМИ, данными органов статистики, организаций-изготовителей, ценами, определенными в экспертных заключениях.
  • Пример
  • ООО «Солнышко» по договору дарения получило от единственного участника автомобиль LADA Granta стоимостью 250 000 руб.
  • В автосервисе был произведен ремонт LADA Granta на сумму 52 000 руб.
  • Государственная пошлина составила 2 500 руб.
  • Бухгалтер ООО ввел автомобиль в эксплуатацию в следующем порядке:
  • Дт 08 Кт 98 — 250 000 руб. — от единственного участника получен LADA Granta в безвозмездном порядке;
  • Дт 08 Кт 60 — 52 000 руб. — расходы на авторемонт отражены в учете;
  • Дт 68 Кт 51 — 2 500 руб. — с расчетного счета ООО оплачена пошлина;
  • Дт 08 Кт 68 — 2 500 руб. — расходы вошли в состав первоначальной стоимости LADA Granta;
  • Дт 01 Кт 08 — 304 500 руб. — технически готовый автомобиль введен в эксплуатацию.
  1. При передаче по договору мены — стоимость ценностей, которые подлежат передаче или уже переданы в оплату стоимости автомобиля.

При невозможности установления стоимости ценностей она определяется по аналогии с тождественными (п. 11 ПБУ 6/01).

Пример

ООО «Альфа» отгрузило ООО «Станин» бытовую технику на сумму 1 416 000 руб., в том числе НДС — 216 000 руб.

Согласно договору мены «Станин» в оплату поставленной бытовой техники передал «Альфе» автомобиль Nissan.

Эти операции бухгалтер «Альфы» отразит так:

  • Дт 62 Кт 90 — 1 416 000 руб. — показана задолженность ООО «Станин» за реализованную бытовую технику;
  • Дт 90.3 Кт 68 — 216 000 руб. — отражен НДС в составе выручки, подлежащей получению от ООО «Станин»;
  • Дт 08 Кт 60 — 1 200 000 руб. — от ООО «Станин» поступил автомобиль Nissan по договору мены;
  • Дт 19 Кт 60 — 216 000 руб. — отражен входящий НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 216 000 руб. — НДС по счету-фактуре ООО «Станин» принят к вычету;
  • Дт 60 Кт 62 — 1 416 000 руб. — осуществлен зачет взаимных обязательств ООО «Альфа» и ООО «Станин» по договору мены;
  • Дт 01 Кт 08 — 1 200 000 руб. — Nissan введен в эксплуатацию.

Как отразить в бухгалтерском учете покупку автомобиля у организации или физического лица по правилам новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Читайте также:  На что обратить внимание при покупке киа спортейдж 3

Документальное оформление и аналитический учет поступления автомобиля

Срок полезного использования автомобиля в месяцах определяется на основании классификатора ОС.

С классификатором ОС можно ознакомиться здесь.

При поступлении автомобиля на предприятие за ним закрепляется инвентарный номер, который остается неизменным на протяжении всего срока службы автомобиля на данном предприятии. При последующем выбытии автомобиля этот номер для учета других ОС использованию не подлежит.

Поступление автомобиля оформляется актом приемки-передачи ОС-1 или самостоятельно разработанной и утвержденной формой. Акт составляется на каждый автомобиль с обязательным приложением технической документации.

Бланк формы ОС-1 можно скачать бесплатно, кликнув по  картинке ниже:

Двигатель автомобиля как основное средство Акт приема передачи основных средств по форме ОС-1 Скачать

Учет автомобилей на предприятии должен быть осуществлен в аналитике по каждой классификационной группе, по месту нахождения и по источникам приобретения. Данный порядок учета обеспечивается данными, содержащимися на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом по счету 01. Типовой формой карточки является форма ОС-6.

Предприятиям, имеющим небольшое количество ОС, разрешается вести их учет в инвентарной книге по местам учета и классификационным группам.

Примеры заполнения первичных документов по поступлению ОС см. в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

При постановке на учет автомобиля необходимо особо уделять внимание правильному формированию его стоимости и документальному оформлению.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

«Начинка» для автомобиля

Представим себе ситуацию: организация покупает машину, а спустя какое-то время начинает оснащать ее различными гаджетами (приобретает навигатор, видеорегистратор, трекер, автомобильную зарядку, держатель для телефона). Рассмотрим, как в бухгалтерском и налоговом учете отражать подобного рода автомобильную «начинку», если она будет установлена в транспортном средстве, используемом в предпринимательской деятельности.

Чем сегодня можно «начинить» автомобиль

В наше время обыкновенные бумажные карты отошли на второй план, уступив свое место GPS-навигаторам – техническим устройствам, дающим графическую и звуковую информацию водителю автомобиля о маршруте следования.

Не менее популярным устройством является автомобильный GPS-трекер. Данное устройство позволяет определять местоположение автомобиля в режиме реального времени, место и время остановок. Также GPS-трекер может дистанционно считывать параметры любых автомобильных систем, показания датчиков (к примеру, уровень топлива) и т.д.

Широко применяется и видеорегистратор. Это своего рода «дорожный свидетель». Такое устройство регистрирует изображение дороги, звук, дату и время, а иногда координаты и скорость. В случае ДТП данные с видеорегистратора могут помочь доказать невиновность водителя организации, тем самым – избежать проблем при получении страховки.

Популярность обрели и так называемые скрещенные устройства, т.е. такие, в которых в одном корпусе находится сразу несколько устройств (например, навигатор со встроенным видеорегистратором).

Перечисленные автомобильные устройства можно условно разделить на два подвида: съемные и встраиваемые. Съемные легко крепятся в автомобиль и так же легко снимаются. Встраиваемые – монтируются в панель приборов автомобиля, т.е. требуют монтажа.

  • Если устройство съемное…
  • В таком случае навигатор, трекер или видеорегистратор можно принять к учету как основное средство (ОС), ведь все необходимые для этого условия выполняются .
  • Во-первых, данное имущество предназначено для использования в деятельности организации более года.

Во-вторых, в результате их применения процесс использования автотранспорта становится более эффективным. Например, навигатор позволяет проложить наиболее короткий маршрут до точки назначения, может выбирать пути объезда пробок, что позволяет эффективно использовать рабочее время и экономить топливо.

  1. В-третьих, стоимость таких устройств может быть достоверно определена.
  2. В-четвертых, организация не предполагает отчуждения автомобильных устройств в течение 12 месяцев с даты их приобретения.
  3. В-пятых, данные устройства могут самостоятельно выполнять определенную работу (поиск маршрута, видео- и аудиофиксация обстановки).

Однако полагаем, что рассматриваемые устройства могут быть отнесены и в состав запасов, если это вытекает из учетной политики организации . Остановимся на этом подробнее.

Итак, имущество, относящееся к инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструментам, оснастке и приспособлениям (далее – инвентарь), может учитываться в составе ОС или запасов .

На сегодняшний день законодательно перечень имущества, относящегося к инвентарю, в целях его разграничения между ОС и запасами не определен.

Следовательно, организация вправе самостоятельно его разработать, исходя из специфики своей деятельности, и закрепить в учетной политике.

При этом следует отметить, что составление указанного перечня инвентаря, позволяющего облегчить его классификацию, является правом организации, а не обязанностью. Вместо такого перечня организация может закрепить в учетной политике какой-либо дополнительный критерий включения инвентаря в состав запасов (например, стоимостной) .

Если исходя из учетной политики организации навигатор, трекер или видеорегистратор относятся к запасам, их принимают к бухучету по фактической себестоимости. Она определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение данных устройств .

Порядок списания стоимости рассматриваемой автомобильной «начинки» устанавливается в учетной политике . Например, 50% стоимости списывается при передаче в эксплуатацию и 50% – при выбытии в связи с непригодностью. Стоимость такого оборудования списывается на затратные счета и учитывается при налогообложении прибыли .

Навигатор или трекер, отнесенный к ОС, имеет шифр 45632 и нормативный срок службы (НСС), равный шести годам .

Диапазон сроков полезного использования (СПИ) для данного оборудования – от 0,5 до 1,5 НСС .

Это значит, что СПИ указанных устройств комиссия по проведению амортизационной политики (далее – комиссия по амортизации) может установить в диапазоне от трех (6 лет × 0,5) до девяти лет (6 лет × 1,5) .

Видеорегистратор, отнесенный к ОС, имеет шифр 70105 и НСС 5 лет. Диапазон СПИ – также от 0,5 до 1,5 НСС. Это значит, что СПИ может быть от 2,5 года (5 лет × 0,5) до 7,5 года (5 лет × 1,5).

Указанные автомобильные устройства принимаются к бухучету по первоначальной стоимости. Она формируется из фактических затрат на приобретение таких ОС. Как правило, первоначальная стоимость навигатора (трекера, видеорегистратора) равняется покупной стоимости этих устройств .

Изначально все затраты на приобретение ОС собираются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». Затем при введении устройств в эксплуатацию их первоначальная стоимость отражается на счете 01 «Основные средства» .

Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода устройств в эксплуатацию .

Если навигатор, трекер или видеорегистратор установлены в автомобиле, который используется в предпринимательской деятельности, амортизационные отчисления по таким устройствам включаются в затраты на производство или расходы на реализацию (счета 25, 26, 44 и т.д.) и учитываются при налогообложении .

Следует отметить, что навигаторы и трекеры относятся к оборудованию (шифр 4). Поэтому по ним можно применить инвестиционный вычет (ИВ). Это можно сделать при условии, что данные устройства будут использоваться в предпринимательской деятельности.

Предельный размер ИВ – 20% от первоначальной стоимости устройств. Сумма ИВ включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в том месяце, с которого начато начисление амортизации по данному объекту .

А вот по видеорегистратору применить ИВ организация не сможет, так как указанное устройство имеет шифр 7 «Инвентарь и принадлежности» .

Учет навигатора в составе ОС

/Условие/ Производственная организация в мае 2017 года приобрела съемный навигатор для служебного автомобиля директора. Стоимость навигатора – 140 руб. (в том числе НДС 23,33 руб.).

В этом же месяце навигатор введен в эксплуатацию. В установленные сроки ЭСЧФ получен от поставщика и подписан ЭЦП организации-покупателя. Амортизация начисляется линейным способом исходя из месячной суммы .

СПИ – 6 лет.

/Решение/ В бухучете производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Май 2017 года
Отражено приобретение навигатора (140 – 23,33) 08-1 60 116,67
 Отражен «входной» НДС 18 60 23,33
 «Входной» НДС принят к вычету на основании ЭСЧФ, подписанного ЭЦП 68-2 18 23,33
 Навигатор принят к учету в составе ОС 01 08-1 116,67
С июня 2017 года в течение срока эксплуатации навигатора
Отражена сумма начисленной амортизации
(116,67 руб. / 6 лет / 12 мес.)
26 02 1,62
Сумма начисленной амортизации отражена в составе управленческих расходов (без учета иных операций) 90-5 26 1,62

Если устройство встраиваемое…

Указанные устройства монтируются в панель приборов автомобиля. Возникает вопрос: является ли подключение данного оборудования дооборудованием?

Для начала определим, что такое дооборудование.

Это совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и (или) количественных технико-экономических показателей. В результате дооборудования изменяются конструкция и комплектация объекта ОС, его стоимость, может пересматриваться срок службы и увеличиваться его ресурс .

Встраиваемое оборудование подключается к частям автомобиля, системе электропитания. Это позволяет говорить о том, что данную установку можно отнести к дооборудованию автомобиля. Ведь в результате такого подключения меняются комплектация транспортного средства и его стоимость. У автомобиля появляются новые дополнительные возможности.

Однако, исходя из того что в определении понятия «дооборудование» затрагиваются главным образом технические аспекты, целесообразно учитывать, прежде всего, мнение членов комиссии по амортизации. Ведь в состав такой комиссии входят специалисты технического профиля, которые могут правильно квалифицировать работу по установке автомобильных устройств .

Если комиссия определяет, что установка навигатора, трекера или видеорегистратора – это дооборудование ОС, то все затраты (включая стоимость приобретения оборудования) собираются на счете 08. После окончания работ по дооборудованию данные суммы списываются на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости автомобиля. В результате увеличивается и его амортизируемая стоимость .

В бухгалтерском учете сумма расходов на дооборудование автомобиля списывается на затраты в составе общих амортизационных отчислений .

Осталось разобраться, с какого месяца амортизация будет начисляться уже исходя из «обновленной» стоимости. Полагаем, что в месяце проведения работ по дооборудованию амортизация начисляется еще по-старому. А вот со следующего месяца (т.е. с месяца, следующего за месяцем завершения работ по дооборудованию) – исходя из новой амортизируемой стоимости , которая рассчитывается так:

Двигатель автомобиля как основное средство

  • Амортизационные отчисления по ОС, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации, учитываются при расчете налога на прибыль .
  • Отметим, если комиссия определит, что установка встроенных автомобильных устройств не отвечает условиям дооборудования, такие устройства учитывают как отдельные объекты (ОС или запасы) .
  • Учет дооборудования автомобиля навигатором

/Условие/ В мае 2017 года торговая организация установила на грузовую машину, которая используется для доставки товаров, встроенный навигатор. Его стоимость (с учетом работ по установке) составила 320 руб. (в том числе НДС 53,33 руб.). В установленные сроки организация получила ЭСЧФ и подписала его своей ЭЦП.

Комиссией по амортизации определено, что установка встроенного навигатора является дооборудованием автомобиля.

Амортизация по данному ОС начисляется линейным способом. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений до мая 2017 года включительно составляла 59,03 руб. Остаточная стоимость автомобиля на 1 июня 2017 года – 7791,64 руб. Остаточный СПИ – 132 мес.

Читайте также:  В чем преимущества турбины для двигателя

/Решение/ В бухучете производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Май 2017 года
Отражена сумма начисленной амортизации по автомобилю 44 02 59,03
 Отражены вложения в долгосрочные активы в сумме расходов на дооборудование автомобиля (320 – 53,33) 08-1 60 266,67
 Отражен «входной» НДС 18 60 53,33
 Стоимость затрат по установке встроенного навигатора отнесена на увеличение стоимости автомобиля 01 08-1 266,67
 «Входной» НДС принят к вычету на основании ЭСЧФ, подписанного ЭЦП 68-2 18 53,33
С июня 2017 года в течение срока эксплуатации автомобиля
Отражена сумма начисленной амортизации по автомобилю ((7791,64 руб. + 266,67 руб.) / 132 мес.) 44 02 61,05

Автомобильная зарядка и держатель для телефона: как учесть

Сегодняшнюю жизнь сложно представить без автомобильной зарядки для телефона. Не имея такого «аксессуара», можно остаться без связи в самый неподходящий момент. В первую очередь это касается командированных работников или тех, чья работа в основном протекает в дороге.

Держатель для телефона также значительно облегчает жизнь работнику, находящемуся в пути. Особенно если мобильный телефон используется в качестве навигатора. Без подобного держателя просто не обойтись.

Перечисленная «мелочевка», как правило, предназначена для довольно длительного использования (от полугода до нескольких лет).

Поэтому ее целесообразно относить к отдельным предметам в составе средств в обороте и учитывать на субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты».

Принимаются к учету такие материалы по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение .

Порядок списания перечисленных автомобильных «аксессуаров» устанавливается учетной политикой . Например, 100% их стоимости можно списывать при передаче в эксплуатацию.

Стоимость данных материалов переносится на затратные счета при условии, что эти запасы используются в предпринимательской деятельности (например, применяются в автомобиле, на котором осуществляется доставка товара).

Полагаем, стоимость таких «аксессуаров» может быть учтена при налогообложении прибыли в составе затрат .

Учет держателя для телефона

/Условие/ Организация для служебного автомобиля приобрела держатель для телефона стоимостью 20 руб. (в том числе НДС 3,33 руб.). ЭСЧФ получен от поставщика в установленный срок и подписан ЭЦП.

  1. Держатель был передан водителю автомобиля для дальнейшего использования.
  2. Учетной политикой организации предусмотрено, что средства в обороте списываются в размере 100% стоимости при передаче их в эксплуатацию.
  3. /Решение/ В бухучете производятся следующие записи:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена стоимость приобретенного держателя (20 – 3,33) 10-9 60 16,67
 Отражен «входной» НДС 18 60 3,33
 Сумма «входного» НДС принята к вычету на основании ЭСЧФ, подписанного ЭЦП 68-2 18 10
 Стоимость держателя списана на общехозяйственные расходы при передаче его в эксплуатацию 26 10-9 16,67
Списаны общехозяйственные расходы (без учета иных операций) 90-5 26 16,67

Как учесть "сложное" имущество: как один объект ос или несколько

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » КАК УЧЕСТЬ «СЛОЖНОЕ» ИМУЩЕСТВО: КАК ОДИН ОБЪЕКТ ОС ИЛИ НЕСКОЛЬКО

Распечатать

Полянская В.А.

Многие из бухгалтеров, принимая к учету имущество, в котором есть несколько составляющих, задумывались над этим вопросом. Ведь не всегда можно однозначно определить, являются ли активы отдельными объектами ОС или это один (единый) объект.

Однако, необоснованно разделив одно ОС на несколько инвентарных объектов и списав единовременно на расходы стоимость тех объектов, которые стоят не более 40 000 руб. , можно занизить налог на прибыль и налог на имущество. Кроме того, при разделении объекта на несколько частей существует вероятность неправильного определения его первоначальной стоимости.

  • Давайте посмотрим, на что нужно ориентироваться.
  • Бухгалтерский учет и налог на имущество
  • Главным ориентиром является ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в котором установлено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть :
  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

При этом он может включать в себя один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте и могут выполнять свои функции только в составе комплекса.

Но, как видим, это лишь общие принципы. А никакого конкретного определения в ПБУ 6/01 нет.

Единственное, о чем в ПБУ говорится более конкретно применительно к нашему вопросу, — при существенном различии сроков полезного использования (СПИ) составляющие части надо учитывать как отдельные инвентарные объекты .

Хотя что считать существенным различием сроков полезного использования, не уточняется. Это остается на усмотрение самого бухгалтера.

  1. Сроки же полезного использования вы определяете самостоятельно, исходя из следующих критериев :
  2. ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  3. ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  4. нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Конечно, бухгалтеру, как правило, проще дробить имущество. Особенно если части сложного объекта стоят менее 40 000 руб. Тогда можно учесть их как отдельные объекты, чтобы расходы на их приобретение списать единовременно и не заводить на них инвентарные карточки.

Или, например, если СПИ объектов существенно различается, то на тот момент, когда часть ОС с небольшим сроком использования сломается, можно будет ее просто списать. Это особенно актуально, если такая часть имеет значительную стоимость. Иначе в случае замены именно этой части придется либо ликвидировать весь объект и создавать новый, либо отражать его реконструкцию.

  • Минфин в отношении составных частей объектов недвижимости считает, что можно учитывать их как самостоятельные инвентарные объекты, если :
  • — такое имущество не требует монтажа;
  • — его можно использовать отдельно от имущественного комплекса;
  • — его назначение не совпадает с функциональным предназначением всего комплекса;
  • — его демонтаж не повлияет на их назначение.
  • Под эти критерии, в частности, подпадают лифты, встроенные системы вентиляции, локальные сети, другие коммуникации здания.
  • В итоге вариант учета сложного ОС нужно выбрать самостоятельно на основе своего профессионального суждения и технических характеристик объекта.

Единственный риск, с которым вы можете столкнуться, — занижение, по мнению налоговиков, базы по налогу на имущество. Ведь объектом по налогу на имущество является имущество, учитываемое на балансе в качестве ОС по правилам бухучета . И, если вы спишете части сложного ОС стоимостью менее 40 000 руб. единовременно, вас могут обвинить в занижении налоговой базы.

Но суды, как правило, на стороне организаций . Поэтому важно подготовить обоснование выбранного способа. Например, если вы решили учесть объекты раздельно, основываясь на существенном различии их СПИ, то лучше, чтобы это подтверждалось технической документацией на имущество.

  1. Налог на прибыль
  2. В НК РФ понятия «инвентарный объект» нет, а есть понятие «основное средство» — имущество, используемое в качестве средства труда .
  3. И Минфин в своих последних разъяснениях использует именно этот термин, указывая, что при выделении единиц учета в качестве отдельных объектов амортизируемого имущества нужно ориентироваться на способность каждой составляющей сложного объекта выполнять свои функции по отдельности и возможность использования каждой части в качестве самостоятельного средства труда .

Но чаще всего бухгалтеры обращаются к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы . Если принимаемое к учету имущество поименовано там как отдельный объект, которому устанавливается свой срок полезного использования, то для целей исчисления налога на прибыль его можно учесть как самостоятельный объект амортизируемого имущества.

  • И суды поддерживают организации, которые учли имущество пообъектно, руководствуясь сроком их полезного использования согласно Классификации .
  • Хотя если вы учтете сложное ОС как один объект, основываясь на единой целостности всех его частей, несмотря на сроки, а налоговики предъявят вам претензии (ведь когда такое ОС начинает ломаться, замену даже дорогостоящих частей проводят как ремонт ), то и тут суд все равно вас поддержит .
  • * * *

Вы вправе самостоятельно выбрать вариант учета. При этом лучше принимать во внимание все факторы: специфику деятельности организации, вид имущества, срок полезного использования, возможность применения каждой составляющей как самостоятельного средства труда.

——————————-

п. 1 ст. 256 НК РФ; п. 5 ПБУ 6/01

Как учитывать дорогостоящий ремонт основного средства?

Л. М. Золинаавтор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Приобрели запчасть стоимостью 200 000 рублей для автомобиля. Цель — смена детали, пришедшей в негодность. Можно ли всю сумму списать на расходы через требование-накладную в бухгалтерском и налоговом учете? Это не отдельное основное средство и не модернизация. Нужно ли амортизировать?

Ответ

Замена изношенной части основного средства является ремонтом и учитывается в расходах на дату проведения ремонта как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли.

При подрядном способе ремонта расходы принимаются на дату подписания акта выполненных работ с подрядчиком, при проведении ремонта собственными силами — на дату составления акта об установке запасной части взамен изношенной. Требование-накладная отражает внутреннее перемещение материалов, но не является подтверждением установки запчасти.

Обоснование

Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

В свою очередь расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).

Порядок учета расходов на ремонт основных средств определен статьей 260 НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы. Признаются расходы на ремонт в целях налогообложения в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

В аналитическом учете налогоплательщик согласно пункту 1 статьи 324 НК РФ формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех произведенных расходов, включая:

  • стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта;
  • расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением ремонта силами организации;
  • затраты на оплату работ, выполненных сторонними организациями.

Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности и используемое им для извлечения дохода (пункт 1 статьи 256 НК РФ).

Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (статья 257 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector