Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

  • РњРћР РЎРљРћР™ ГАЗОТУРБР�ННЫЙ ДВР�ГАТЕЛЬ Рњ70ФРУ MARINE GAS TURBINE ENGINE M70FRU
  • Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

17.12.2016
Газотурбинный двигатель м70фру характеристики
Вторую тройку фрегатов проекта 11356, строительство которых было приостановлено из-за отказа Украины поставлять газотурбинные установки производства фирмы «Зоря-Машпроект» в Николаеве, могут оснастить российскими главными энергетическими установками на основе газотурбинных двигателей М-70ФРУ. Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в Министерстве обороны России.
«Строительство этих кораблей было заморожено после отказа Украины в 2014 году поставлять установки М7Н1 — это комбинированные двухтурбинные энергетические установки мощностью 30 450 лошадиных сил, каждый фрегат проекта 11356 оснащается двумя такими установками, работающими на две линии вала», — напомнил собеседник редакции.
По словам источника, в настоящее время прорабатывается несколько вариантов оснащения фрегатов новыми ГЭУ, основой которых будет модернизированный газотурбинный двигатель М-70ФРУ разработки рыбинского НПО «Сатурн».
«Один из вариантов — две всережимные двухтурбинные установки (COGAG) в комбинации с дизельгенераторами для работы корабельной электросети, другой — две установки с маршевыми дизелями и форсажными турбинами (CODAG)», — отметил источник.
Кроме того, собеседник редакции сообщил, что корабли могут быть оснащены новыми установками в районе 2020 года. Пока неизвестно, будут эти работы выполнены для ВМФ России или же на экспорт для ВМФ �ндии. «Юридическим владельцем кораблей пока остается ВМФ России», — сказал специалист.

Лента.ру

ФРЕГАТ ПРОЕКТА 11356Р ДЛЯ ВМФ РОСС��

30.12.2016

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

Новейшие фрегаты проекта 22350 первыми получат СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ газотурбинные двигатели производства РќРџРћ «РЎР°С‚СѓСЂРЅ», разработанные для замены украинских аналогов, сообщил Р Р�Рђ Новости РІ четверг президент Объединенной судостроительной корпорации (РћРЎРљ) Алексей Рахманов.
Ранее Украина отказалась от поставки оплаченных Россией газотурбинных двигателей, которые предназначались для установки на фрегаты проекта 22350 и 11356. В результате сроки строительства части боевых кораблей были сдвинуты.
«РџРѕ газотурбинным двигателям Сѓ нас работа идет РІ соответствии СЃ планом, первыми двигатели производства РќРџРћ «РЎР°С‚СѓСЂРЅ» получат фрегаты проекта 22350, затем корветы, СЃСѓРґР° СЃ динамическим принципом поддержания, Рё Рє середине 2018 РіРѕРґР° РѕРЅРё РїРѕР№РґСѓС‚ РЅР° фрегаты проекта 1135″, — сказал Рахманов.

Р�А Новости

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) Т�ПА «АДМ�РАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350

04.02.2017
Россия за минувшие два года предприняла меры по формированию новых компетенций в корабельном двигателестроении.

РћР± этом заявил журналистам вице-премьер Р Р¤ Дмитрий Р РѕРіРѕР·РёРЅ РІ С…РѕРґРµ осмотра двигателестроительного предприятия РќРџРћ «РЎР°С‚СѓСЂРЅ», входящего РІ состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
«Р¤РѕСЂРјРёСЂСѓРµС‚СЃСЏ самая новая, ранее РЅРµ существовавшая (РІ Р Р¤) компетенция РІ корабельном двигателестроении, чему РјС‹ рады Рё РІРёРґРёРј, что буквально Р·Р° РґРІР° РіРѕРґР° эта работа была проведена»,- сообщил Р РѕРіРѕР·РёРЅ. «РњС‹ безусловно удовлетворены той работой, которую РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ ОДК; ей досталось очень сложное наследство, РѕРЅР° сейчас разобралась», — отметил вице-премьер.
«РЎРµРіРѕРґРЅСЏ стоят Рё новые задачи, которые связаны СЃ авиационным двигателестроением, РІ частности, РїРѕ двигателю РЅР° 35 тонн тяги; эта работа разворачивается», — сказал Р РѕРіРѕР·РёРЅ. «Р¤РѕСЂРјРёСЂСѓРµС‚СЃСЏ РЅРѕРІРѕРµ семейство двигателей для авиации», — добавил РѕРЅ.
Вице-премьер подчеркнул, что «Р·Р°РґР°С‡Рё, которые были поставлены президентом Р Р¤ — РІ рамках программы импортозамещения, создания предела новых компетенций, новых знаний, РЅРѕРІРѕРіРѕ мастерства, РЅРѕРІРѕРіРѕ производства, — реализуются РїРѕ плану, штатно, четко». «Р� флот, Рё авиация получат РІСЃРµ необходимое, что станет для флота Рё авиации необходимым Рё достаточным условием, чтобы стать лучшими», — заключил Р РѕРіРѕР·РёРЅ.

РўРђРЎРЎ

МОРСКОЙ ГАЗОТУРБ�ННЫЙ ДВ�ГАТЕЛЬ М90ФР
ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕН�Я

04.02.2017

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

Почему газотурбинный двигатель от "Сатурна" лучше ГТД от "Зоря-Машпроект"

25 апреля, президент РФ Владимир Путин сказал, что КПД и ресурс новых российских морских газотурбинных двигателей превзойдут зарубежные на 10-15%.

Такое заявление он сделал на церемонии открытия нового комплекса НПО «Сатурн» по производству морских ГТД. Большинство таких двигателей рыбинского «Сатурна» имеют больший КПД, чем аналоги из Николаева – 36% против 32%.

Однако при сравнении с украинской продукцией преимущество, которое озвучил президент, есть пока не у всех отечественных агрегатов.

Запуск на рыбинском НПО «Сатурн» с 2018 года серийного производства морских ГТД сделает ВМФ России независимым от импортных газотурбинных агрегатов. А поскольку разработки «Сатурна» современнее изделий николаевского «Зоря-Машпроекта» (Украина), у них несколько выше и КПД.

По словам Владимира Путина, коэффициент полезного действия отечественных двигателей вырастет на 10-15%, ведь это «более современная техника по сравнению с той, что мы брали раньше».  Газотурбинный двигатель м70фру характеристикиЛинейка морских ГТД производства НПО «Сатурн». Фото Алексей Буланов

В рамках импортозамещения НПО «Сатурн» с 2014 года ведет три опытно-конструкторские работы по двигателям М90ФР, «Агрегат-ДКВП» и М70ФРУ-Р. Новыми двигателями российского производства оснастят фрегаты проектов 22350 и 11356, малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр», а также другие корабли и суда ВМФ России.

25 апреля в Рыбинске продемонстрировали два корабельных газотурбинных двигателя – М70ФРУ и М70ФРУ-2. Смотрите таблицу с характеристиками этих ГТД в сравнении с украинскими аналогами и двигателем М90ФР.

Производитель «Зоря-Машпроект» НПО «Сатурн» «Зоря-Машпроект» НПО «Сатурн» НПО «Сатурн»
Силовая установка М35 М27 М27/М7Н1 М55Р
Двигатель ДП71/ДМ71 (UGT6000) М70ФРУ-2 Д090 (UGT15000R) М70ФРУ М90ФР
КПД, % 32 32,4 32 36 ~36
Мощность, МВт 7,35 7,35 14,7 14 20,2
Частота вращения силовой турбины, об/мин 7000 7200 4400 6500 3450
Температура на выходе из силовой турбины, °C 440 506 430 523

Двигатель М70ФРУ-2 производства НПО «Сатурн» станет основой для силовой установки малого десантного корабля на воздушной подушке «Зубр» (проект 12322). Главной энергетической силовой установкой «Зубра» первоначально была ГТУ типа М35.

Она включает в себя три тяговых газотурбинных агрегата (ГТА) М35-1 и два нагнетательных ГТА М35-2. В состав каждого из агрегатов входят ГТД еще советской разработки ДП71 (в украинской классификации – UGT6000) разработки и производства «Зоря-Машпроект».

Двигатели ДП71 производятся в Николаеве с 1978 года. 

Для замены украинских ГТД «Сатурн» в 2014 году начал работы по ОКР «Агрегат ДКВП». Цель опытно-конструкторской работы – создание газотурбинного двигателя М70ФРУ-2 и корабельных ГТА М35Р-1, М35Р-2 и М70Р мощностью 10 000 л.с. В характеристиках двигателя М70ФРУ-2, представленных 25 апреля НПО «Сатурн», указан КПД в 32,4%. Это всего на 0,4% лучше украинского ГТД. 

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики 

ГТД М70ФРУ2 для ДКВП типа «Зубр» фото Алексей Булано

Возможно, характеристики рыбинских ГТД (особенно М70ФРУ-2) в будущем улучшатся, так как завершение всех трех ОКР запланировано на декабрь 2017 года, и не все испытания еще окончены. В ОДК 25 апреля заявили, что «дальнейшее развитие морских ГТД может пойти по пути увеличения мощности, а также повышения КПД двигателей». Кроме того, «Сатурн» осваивает сплавы из кобальта.

В николаевском «Зоря-Машпроект», применение новых кобальтовых сплавов, используя аддитивные технологии, может «несколько улучшить характеристики газотурбинного двигателя, в том числе способствовать повышению его КПД». На украинском предприятии назвали использование кобальтовых сплавов и аддитивных технологий своим «ноу-хау», работа над которым ведется уже несколько лет.

Рыбинские двигатели М70ФРУ и М90ФР созданы для замены ГТД украинского производства ДС71 и Д090 соответственно. В главной энергоустановке М27, использующейся на СКР «Ярослав Мудрый» проекта 11540 «Ястреб», «девяностые» двигатели являются форсажными, а «семидесятые» – маршевыми. При этом российские двигатели имеют КПД в 36% против 32% у ГТД украинского производства.

 

ГЭУ фрегатов проекта 11356 – установка М7Н1, в которой маршевыми являются все те же двигатели ДС71 (в украинской классификации – UGT6000), а форсажными – ДТ59 (UGT16000). КПД последнего – всего 30%. 

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики 

ГТД М70ФРУ фото Алексей Буланов

По мнению главного конструктора «Коломенского завода» Валерия Рыжова КПД газотурбинного двигателя «находится в пределах 36%, не более. Для повышения этого показателя надо увеличить температуру сгорания в камере.

Это в свою очередь приводит к тому, что наступает предел длительной прочности материала рабочих лопаток при высокой температуре.

В дизельном двигателе максимальная температура сгорания достигает 1700 градусов, в газотурбинном двигателе такую температуру создать нельзя – сгорят рабочие лопатки турбины». 

По информации Объединенной двигателестроительной корпорации, КПД большинства их новых двигателей составляет 36%.  На предприятии «Зоря-Машпроект»КПД газотурбинных двигателей можно довести максимум до 38-40%.

Последние украинские разработки – например, двигатель UGT 25000, имеет заявленный производителем КПД от 36 до 37% (в разных модификациях).

При этом британская компания Rolls-Royce в 2016 году заявила, что КПД ее двигателя MT-30 составляет свыше 40%.

В группе компаний «Дизельзипсервис», которая занимается в том числе ремонтом газотурбинных двигателей, КПД, заявленный «Роллс-Ройсом», выглядит сомнительно, это скорее маркетинговый ход.

Представитель компании добавил, что КПД газотурбинных силовых установок сильно зависит от особенностей эксплуатации двигателя, а также от качества материалов и запчастей.

«Так, после модернизации системы топливоподачи у двигателя ДЖ59 и установки на него новых лопаток из современных сплавов, коэффициент полезного действия ГТД увеличился, а расход топлива – уменьшился», – сказал представитель ГК «Дизельзипсервис». 

Он также отметил, что новшества вроде кобальтовых сплавов и аддитивных технологий могут еще улучшить этот показатель. «Например, двигатель ДВ71Л (UGT6000+) до капремонта был «усталым», его КПД уменьшился вполовину с 30%.

Ремонт на «Кингисеппском машиностроительном заводе» с применением новых материалов позволил восстановить это значение почти до показателей нового двигателя.

Но заводское качество изготовления ГТД принципиально важно», – резюмировали в «Дизельзипсервисе». 

Сердце боевых кораблей. Каковы перспективы развития морского двигателестроения России

В преддверии Международного военно-морского салона (МВМС-2021) в Санкт-Петербурге специалисты Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») рассказали ТАСС о создании силовых установок для новейших российских кораблей

Строительство двигателей для военных кораблей океанской и морской зоны является одной из ключевых технологий — любой современный военно-морской флот (ВМФ) немыслим без надежных, мощных и эффективных силовых установок. Серийное производство двигателей для корветов и фрегатов во многом определяет дальнейшие перспективы и направления модернизации ВМФ.

В период холодной войны Советский Союз делал акцент на развитие морского двигателестроения — страна производила собственные силовые установки для всех типов военных кораблей.

Особое внимание данной сфере машиностроения уделяется и в России — после распада СССР было принято решение о создании российской морской базы газотурбостроения.

Уже в 2006 и 2008 годах по заказу Министерства обороны РФ были успешно завершены опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию отечественных морских газотурбинных двигателей: в частности, были разработаны два морских газотурбинных двигателя — М75РУ мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14 000 л.с.

В 2014 году был дан старт второму этапу программы по разработке и освоению изготовления морских газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных агрегатов. В частности, в конце 2017 года в ОДК были выполнены три ОКР:

• по разработке технологии серийного изготовления двигателя мощностью 27 500 л.с. для применения в составе газотурбинных агрегатов (ГТА) водоизмещающих кораблей;

• по разработке ГТА на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке;

• по разработке реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для водоизмещающих кораблей.

«В рамках имеющегося научно-технического задела и результатов ОКР по базовому ГТД М70ФРУ за три года были созданы новые модификации двигателей и агрегатов, которые позволяют полностью заменить украинские силовые установки для кораблей на воздушной подушке и реверсивные двигатели, находящиеся в эксплуатации», — рассказал ТАСС заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. «Освоение в серийном производстве ГТД мощностью 27 500 л.с. позволяет обеспечить комплектование главных энергетических установок заказчика и дает возможность создавать агрегаты для перспективных кораблей», — добавил он.

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

Двигатель М70ФРУ

Источник изображения: © Объединенная двигателестроительная корпорация

За три года были выполнены не только три сложнейшие работы, но и проведены техническое перевооружение предприятия, технологическая подготовка производства, строительство стендовой базы для испытаний морских двигателей и агрегатов. В конце 2017 года конструкторские работы и строительство сборочно-испытательного комплекса были успешно завершены.

«На сегодня в ОДК создана линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7000 до 27 500 л.с.

, которая в краткосрочной и среднесрочной перспективе закрывает потребности флота в газотурбинных двигателях для всех строящихся и перспективных кораблей различных классов», — сообщил заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков.

Таким образом, ОДК обладает компетенциями в проектировании (разработке), серийном изготовлении, гарантийном, послепродажном сервисном обслуживании и ремонте ГТД морского исполнения и агрегатов на их основе.

На сегодня в ОДК создана линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7000 до 27 500 л.с., которая в краткосрочной и среднесрочной перспективе закрывает потребности флота в газотурбинных двигателях для всех строящихся и перспективных кораблей различных классов

Виктор Поляков , заместитель генерального директора ОДК

В настоящее время ОДК освоила производство морских двигателей для всех надводных кораблей ВМФ РФ с газотурбинными энергетическими установками.

«В частности, корпорация готова предоставить ВМФ двигатели для применения в составе десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061 и 12322, корветов проекта 20386, фрегатов проектов 22350/22350М и 11356, а также кораблей, находящихся в эксплуатации при их модернизации», — отметили в ОДК.

Двигатели для фрегатов

Для новейших фрегатов проекта 22350 корпорация освоила в производстве ГТД М90ФР, который применяется в составе дизель-газотурбинного агрегата М55Р. «В 2020 году ОДК осуществила поставку «Северной верфи» двух первых агрегатов М55Р для фрегата «Адмирал Головко».

На текущий момент успешно проведены испытания третьего агрегата для фрегата «Адмирал Исаков» и проводятся испытания четвертого агрегата для укомплектования этого корабля», — добавили в ОДК, отметив, что четвертый дизель-газотурбинный агрегат планируется к поставке после завершения стендовых испытаний в июле-августе 2021 года.

Фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» являются третьим и четвертым кораблями серии.

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

Газотурбинный двигатель М90ФР

Источник изображения: © Объединенная двигателестроительная корпорация

Предполагается, что М90ФР станет основой для перспективных морских двигателей. В частности, ОДК прорабатывает варианты создания двигателя мощностью 25 МВт на базе М90ФР. Шмотин рассказал, что результаты также будут являться научно-техническим заделом для разработки двигателей в мощностном диапазоне 25-35 МВт.

В корпорации подчеркнули, что корпорация может полностью поставить государственному заказчику ГТД и ГТА в необходимых объемах. «На сегодня планируемый объем поставок составляет порядка 20 ГТД М90ФР», — сообщили в ОДК.

Стоит отметить, что корабли с двигателями иностранного производства также могут быть оснащены М90ФР в ходе ремоторизации.

«Однако, учитывая «возраст» кораблей и необходимость привлечения серьезных средств для модернизации главных энергетических установок и систем управления корабля, такого решения не принималось, — рассказывают в корпорации.

— Выполняется ремонт существующих газотурбинных двигателей украинского производства, который также производится на предприятиях ОДК».

Корпорация также подготовилась к послепродажному обслуживанию двигателей М90ФР — с этой целью было создано отдельное дочернее предприятие. По оценкам экспертов, двигатель М90ФР не уступает иностранным аналогам и соответствует мировым тенденциям развития морских ГТД 4-го поколения.

Ведутся работы и по созданию новейших силовых установок. В частности, на стадии реализации находится проект по разработке газотурбинного агрегата для перспективного фрегата. В качестве маршевого двигателя будет применен М70ФРУ, а форсажного — М90ФР, разработанные ОДК.

Новым корветам — новые двигатели

Для применения в составе энергетической установки перспективных корветов проекта 20386 ОДК разработала модификацию двигателя М90ФР. «Два двигателя изготовлены, успешно испытаны и готовы к передаче заказчику», — добавили в пресс-службе.

Кроме того, корпорацией создан ряд унифицированных двигателей М70ФРУ мощностью 8000-10000 МВт для кораблей различного назначения — корветов, малых ракетных кораблей, малых артиллерийских кораблей, а также кораблей с динамическим поддержанием (десантных кораблей на воздушной подушке).

Базовая модификация М70ФРУ была разработана в 2008 году (по результатам МВИ документации на изделие присвоена литера «О1»).

Первоначально этот двигатель предназначался для корветов проекта 20380, однако указанные корабли тогда были укомплектованы дизельными энергетическими установками (в том числе иностранного производства), поэтому заказы на поставку серийных двигателей М70ФРУ не поступали.

В рамках государственной программы импортозамещения в период с 2014 по 2017 год ОДК созданы две модификации данного двигателя — ГТД М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной (для надводных кораблей) и ГТД М70ФРУ-2 с передним отводом мощности (для десантных кораблей на воздушной подушке).

В рамках этих работ на двигателе внедрены новые, более современные системы двигателя — локальная система автоматизированного управления, система вибродиагностики, агрегаты топливной системы и прочее.

В ходе разработки М70ФРУ и его модификаций были применены технологии, соответствующие актуальным мировым тенденциям, — по оценкам экспертов, данная силовая установка относится к четвертому поколению и находится на уровне зарубежных аналогов.

Газотурбинный двигатель м70фру характеристики

Газотурбинный двигатель М70ФРУ

Источник изображения: © Объединенная двигателестроительная корпорация

По результатам выполненной работы подтверждена готовность серийного производства новых модификаций ГТД М70ФРУ, причем несколько опытно-поставочных двигателей М70ФРУ-2 уже изготовлены для последующего применения в составе десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061 «Мурена» и 12322 «Зубр». Кроме того, базовая модификация ГТД М70ФРУ с учетом указанной выше модернизации планируется к применению в составе главного газотурбинного агрегата перспективного фрегата.

Морские двигатели и диверсификация производства

На данный момент ОДК создана двухтопливная модификация двигателя М90ФР, которая может быть востребована в газодобывающей отрасли, например в составе буровых платформ.

На основе М70ФРУ также разработан морской двигатель гражданского назначения — Е70/8РД. «На базе Е70/8РД создан газотурбоэлектрогенератор СГТГ-8», — сообщил Шмотин. Как Е70/8РД, так и СГТГ-8 прошли весь необходимый комплекс испытаний и готовы к серийному производству.

ОДК готова к поставкам всех вышеупомянутых гражданских двигателей, добавили в корпорации.

Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоемкий высокотехнологичный процесс. Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире. Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых силовых установках

Владимир Артяков, первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех»

Перспективы развития

ОДК уже формирует научно-технический задел для создания морского двигателя 5-го поколения.

«В качестве задела имеются в виду результаты реализации аванпроекта по разработке морского двигателя мощностью 25 МВт с малоэмиссионной камерой сгорания морского исполнения и разработке новых высокотемпературных коррозионностойких сплавов», — проинформировал Шмотин, добавив, что корпорация также создает морскую силовую установку повышенной мощности — в частности, в рамках договора с Минпромторгом РФ реализуется аванпроект по разработке двигателя мощностью 34 000 л.с. (25 МВт). В качестве приоритетных направлений дальнейшего развития корабельных двигателей ОДК выделяет создание двигателей мощностью 25-35 и 13 МВт.

Наряду с созданием новых морских двигателей проводится и модернизация процессов их разработки и производства.

С декабря 2020 года в рамках договора с Минпромторгом РФ реализуется научно-исследовательская работа по созданию цифрового двойника морского ГТД и редуктора. «Срок окончания работ — октябрь 2023 года.

В процессе реализации данного проекта ОДК должна получить действующую технологию/платформу создания цифровых двойников, которая будет применяться во всех последующих разработках новых изделий», — сообщил Шмотин.

Все большее применение при проектировании двигателей находят аддитивные технологии — первый положительный опыт их применения в сфере морских двигателей был получен в ходе создания двигателя М70ФРУ-Р.

В настоящее время ОДК применяет уже отечественные материалы, созданные при помощи аддитивных технологий и не уступающие по своим характеристикам иностранным аналогам

ОДК,

Кроме того, выполняется разработка и применение новых материалов для создания термобарьерных покрытий лопаток горячей части двигателя, позволяющих повысить температуру газа перед турбиной и тем самым повысить мощность силовой установки. «В рамках договора с Минпромторгом РФ реализуется научно-исследовательская работа, направленная на разработку новых высокотемпературных коррозионностойких сплавов», — подытожил Шмотин.

Дмитрий Федюшко

ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ОДК

Сердце боевых кораблей. Успехи и перспективы развития морского двигателестроения России

Газотурбинный двигатель м70фру характеристикиГазотурбинный двигатель М90ФР © Объединенная двигателестроительная корпорация © phototass4.cdnvideo.ru

В преддверии Международного военно-морского салона (МВМС-2021) в Санкт-Петербурге специалисты Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех») рассказали ТАСС о создании силовых установок для новейших российских кораблей.

Строительство двигателей для военных кораблей океанской и морской зоны является одной из ключевых технологий — любой современный военно-морской флот (ВМФ) немыслим без надежных, мощных и эффективных силовых установок. Серийное производство двигателей для корветов и фрегатов во многом определяет дальнейшие перспективы и направления модернизации ВМФ.

В период холодной войны Советский Союз делал акцент на развитие морского двигателестроения — страна производила собственные силовые установки для всех типов военных кораблей.

Особое внимание данной сфере машиностроения уделяется и в России — после распада СССР было принято решение о создании российской морской базы газотурбостроения.

Уже в 2006 и 2008 годах по заказу Министерства обороны РФ были успешно завершены опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию отечественных морских газотурбинных двигателей: в частности, были разработаны два морских газотурбинных двигателя — М75РУ мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ мощностью 14 000 л.с.

В 2014 году был дан старт второму этапу программы по разработке и освоению изготовления морских газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных агрегатов. В частности, в конце 2017 года в ОДК были выполнены три ОКР:

  • по разработке технологии серийного изготовления двигателя мощностью 27 500 л.с. для применения в составе газотурбинных агрегатов (ГТА) водоизмещающих кораблей;
  • по разработке ГТА на базе двигателя М70ФРУ-2 для кораблей на воздушной подушке;
  • по разработке реверсивного ГТД М70ФРУ-Р для водоизмещающих кораблей.

«В рамках имеющегося научно-технического задела и результатов ОКР по базовому ГТД М70ФРУ за три года были созданы новые модификации двигателей и агрегатов, которые позволяют полностью заменить украинские силовые установки для кораблей на воздушной подушке и реверсивные двигатели, находящиеся в эксплуатации», — рассказал ТАСС заместитель генерального директора — генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. «Освоение в серийном производстве ГТД мощностью 27 500 л.с. позволяет обеспечить комплектование главных энергетических установок заказчика и дает возможность создавать агрегаты для перспективных кораблей», — добавил он.

За три года были выполнены не только три сложнейшие работы, но и проведены техническое перевооружение предприятия, технологическая подготовка производства, строительство стендовой базы для испытаний морских двигателей и агрегатов. В конце 2017 года конструкторские работы и строительство сборочно-испытательного комплекса были успешно завершены.

Газотурбинный двигатель м70фру характеристикиДвигатель М70ФРУ © Объединенная двигателестроительная корпорация © phototass4.cdnvideo.ru

«На сегодня в ОДК создана линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7000 до 27 500 л.с.

, которая в краткосрочной и среднесрочной перспективе закрывает потребности флота в газотурбинных двигателях для всех строящихся и перспективных кораблей различных классов», — сообщил заместитель генерального директора ОДК Виктор Поляков.

Таким образом, ОДК обладает компетенциями в проектировании (разработке), серийном изготовлении, гарантийном, послепродажном сервисном обслуживании и ремонте ГТД морского исполнения и агрегатов на их основе.

На сегодня в ОДК создана линейка морских газотурбинных двигателей мощностью от 7000 до 27 500 л.с., которая в краткосрочной и среднесрочной перспективе закрывает потребности флота в газотурбинных двигателях для всех строящихся и перспективных кораблей различных классов, сказал Виктор Поляков. заместитель генерального директора ОДК.

В настоящее время ОДК освоила производство морских двигателей для всех надводных кораблей ВМФ РФ с газотурбинными энергетическими установками.

«В частности, корпорация готова предоставить ВМФ двигатели для применения в составе десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061 и 12322, корветов проекта 20386, фрегатов проектов 22350/22350М и 11356, а также кораблей, находящихся в эксплуатации при их модернизации», — отметили в ОДК.

Двигатели для фрегатов

Для новейших фрегатов проекта 22350 корпорация освоила в производстве ГТД М90ФР, который применяется в составе дизель-газотурбинного агрегата М55Р. «В 2020 году ОДК осуществила поставку „Северной верфи“ двух первых агрегатов М55Р для фрегата „Адмирал Головко“.

На текущий момент успешно проведены испытания третьего агрегата для фрегата „Адмирал Исаков“ и проводятся испытания четвертого агрегата для укомплектования этого корабля», — добавили в ОДК, отметив, что четвертый дизель-газотурбинный агрегат планируется к поставке после завершения стендовых испытаний в июле-августе 2021 года.

Фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» являются третьим и четвертым кораблями серии.

Предполагается, что М90ФР станет основой для перспективных морских двигателей. В частности, ОДК прорабатывает варианты создания двигателя мощностью 25 МВт на базе М90ФР. Шмотин рассказал, что результаты также будут являться научно-техническим заделом для разработки двигателей в мощностном диапазоне 25-35 МВт.

В корпорации подчеркнули, что корпорация может полностью поставить государственному заказчику ГТД и ГТА в необходимых объемах. «На сегодня планируемый объем поставок составляет порядка 20 ГТД М90ФР», — сообщили в ОДК.

Стоит отметить, что корабли с двигателями иностранного производства также могут быть оснащены М90ФР в ходе ремоторизации.

«Однако, учитывая „возраст“ кораблей и необходимость привлечения серьезных средств для модернизации главных энергетических установок и систем управления корабля, такого решения не принималось, — рассказывают в корпорации.

— Выполняется ремонт существующих газотурбинных двигателей украинского производства, который также производится на предприятиях ОДК».

Корпорация также подготовилась к послепродажному обслуживанию двигателей М90ФР — с этой целью было создано отдельное дочернее предприятие. По оценкам экспертов, двигатель М90ФР не уступает иностранным аналогам и соответствует мировым тенденциям развития морских ГТД 4-го поколения.

Ведутся работы и по созданию новейших силовых установок. В частности, на стадии реализации находится проект по разработке газотурбинного агрегата для перспективного фрегата. В качестве маршевого двигателя будет применен М70ФРУ, а форсажного — М90ФР, разработанные ОДК.

Новым корветам — новые двигатели

Для применения в составе энергетической установки перспективных корветов проекта 20386 ОДК разработала модификацию двигателя М90ФР. «Два двигателя изготовлены, успешно испытаны и готовы к передаче заказчику», — добавили в пресс-службе.

Кроме того, корпорацией создан ряд унифицированных двигателей М70ФРУ мощностью 8000-10000 МВт для кораблей различного назначения — корветов, малых ракетных кораблей, малых артиллерийских кораблей, а также кораблей с динамическим поддержанием (десантных кораблей на воздушной подушке).

Базовая модификация М70ФРУ была разработана в 2008 году (по результатам МВИ документации на изделие присвоена литера «О1»).

Первоначально этот двигатель предназначался для корветов проекта 20380, однако указанные корабли тогда были укомплектованы дизельными энергетическими установками (в том числе иностранного производства), поэтому заказы на поставку серийных двигателей М70ФРУ не поступали.

В рамках государственной программы импортозамещения в период с 2014 по 2017 год ОДК созданы две модификации данного двигателя — ГТД М70ФРУ-Р с реверсивной силовой турбиной (для надводных кораблей) и ГТД М70ФРУ-2 с передним отводом мощности (для десантных кораблей на воздушной подушке).

В рамках этих работ на двигателе внедрены новые, более современные системы двигателя — локальная система автоматизированного управления, система вибродиагностики, агрегаты топливной системы и прочее.

В ходе разработки М70ФРУ и его модификаций были применены технологии, соответствующие актуальным мировым тенденциям, — по оценкам экспертов, данная силовая установка относится к четвертому поколению и находится на уровне зарубежных аналогов.

Газотурбинный двигатель м70фру характеристикиГазотурбинный двигатель М70ФРУ © Объединенная двигателестроительная корпорация © phototass4.cdnvideo.ru

По результатам выполненной работы подтверждена готовность серийного производства новых модификаций ГТД М70ФРУ, причем несколько опытно-поставочных двигателей М70ФРУ-2 уже изготовлены для последующего применения в составе десантных кораблей на воздушной подушке проектов 12061 «Мурена» и 12322 «Зубр». Кроме того, базовая модификация ГТД М70ФРУ с учетом указанной выше модернизации планируется к применению в составе главного газотурбинного агрегата перспективного фрегата.

Морские двигатели и диверсификация производства

На данный момент ОДК создана двухтопливная модификация двигателя М90ФР, которая может быть востребована в газодобывающей отрасли, например в составе буровых платформ.

На основе М70ФРУ также разработан морской двигатель гражданского назначения — Е70/8РД. «На базе Е70/8РД создан газотурбоэлектрогенератор СГТГ-8», — сообщил Шмотин. Как Е70/8РД, так и СГТГ-8 прошли весь необходимый комплекс испытаний и готовы к серийному производству.

ОДК готова к поставкам всех вышеупомянутых гражданских двигателей, добавили в корпорации.

Ростех последовательно реализует программы разработки современных двигателей всех типов. Создание морских газотурбинных силовых установок и агрегатов — наукоемкий высокотехнологичный процесс.

Подобными компетенциями обладают всего несколько производителей в мире.

Мы готовы обеспечить потребность российских судостроителей в новых силовых установках, сказал Владимир Артяков, первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех».

Перспективы развития

ОДК уже формирует научно-технический задел для создания морского двигателя 5-го поколения.

«В качестве задела имеются в виду результаты реализации аванпроекта по разработке морского двигателя мощностью 25 МВт с малоэмиссионной камерой сгорания морского исполнения и разработке новых высокотемпературных коррозионностойких сплавов», — проинформировал Шмотин, добавив, что корпорация также создает морскую силовую установку повышенной мощности — в частности, в рамках договора с Минпромторгом РФ реализуется аванпроект по разработке двигателя мощностью 34 000 л.с. (25 МВт). В качестве приоритетных направлений дальнейшего развития корабельных двигателей ОДК выделяет создание двигателей мощностью 25-35 и 13 МВт.

Наряду с созданием новых морских двигателей проводится и модернизация процессов их разработки и производства.

С декабря 2020 года в рамках договора с Минпромторгом РФ реализуется научно-исследовательская работа по созданию цифрового двойника морского ГТД и редуктора. «Срок окончания работ — октябрь 2023 года.

В процессе реализации данного проекта ОДК должна получить действующую технологию/платформу создания цифровых двойников, которая будет применяться во всех последующих разработках новых изделий», — сообщил Шмотин.

Все большее применение при проектировании двигателей находят аддитивные технологии — первый положительный опыт их применения в сфере морских двигателей был получен в ходе создания двигателя М70ФРУ-Р.

В настоящее время ОДК применяет уже отечественные материалы, созданные при помощи аддитивных технологий и не уступающие по своим характеристикам иностранным аналогам, сказали в ОДК.

Кроме того, выполняется разработка и применение новых материалов для создания термобарьерных покрытий лопаток горячей части двигателя, позволяющих повысить температуру газа перед турбиной и тем самым повысить мощность силовой установки. «В рамках договора с Минпромторгом РФ реализуется научно-исследовательская работа, направленная на разработку новых высокотемпературных коррозионностойких сплавов», — подытожил Шмотин.

Дмитрий Федюшко

ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ОДК

Россия успешно создала собственное морское двигателестроение

Приветствую читателей канала!

Мы уже несколько раз писали о больших успехах России как в сфере авиастроения, так и в сфере авиационного двигателестроения.

Обе эти сферы взаимосвязаны, так как нельзя быть авиационной державой, не умея при этом производить авиационные двигатели. Благо, что в России данные предприятия сохранились со времен Советского Союза.

За последние годы авиастроение, в том числе, стало тем сектором в экономике, которое двигает её вперед.

Но нельзя не вспомнить, что кроме авиации, в нашей стране есть не менее мощный кластер — судостроительный. И тут, действительно, государство вкладывается на полную.

Судостроительная сфера настолько важна России, так как наша страна имеет доступ к трем океанам, а значит и флот должен быть приемлемым, как военный, так и гражданский. И тут у России большие успехи.

Полностью обновляется, либо модернизируется Военно-Морской Флот России. Строятся новые военные корабли.

Российский газотурбинный двигатель М70ФРУ. Взято из Яндекс-картинок
Российский газотурбинный двигатель М70ФРУ. Взято из Яндекс-картинок
Российский газотурбинный двигатель М90ФР. Взято из Яндекс-картинок Российский газотурбинный двигатель М70ФРУ. Взято из Яндекс-картинок

И тут, мы вспоминаем еще раз, что мы имеет выход в Мировой океан. Это значит, что Россия сильно нуждается в строительстве новейшего военного флота морской и океанской зоны.

И как мы понимаем, без надёжных и мощных двигателей для этих кораблей — Россия построить такой флот просто не сможет.

Всё потому что после начала политического кризиса на Украине в 2014 году, Россия лишилась рынка морских газотурбинных силовых агрегатов как в странах Запада, так и на Украине.

Напомню, что тут речь идёт о корабельных газотурбинных двигателях. Такие двигатели производились в Советском Союзе только на территории Украины в Николаеве на НПО «Машпроект».

К слову, дизельные силовые агрегаты производились и в РСФСР. Их производят в России и сейчас. Но большие корабли требуют большие и мощные агрегаты, которых в России не было. Но теперь, данная ситуация в нашей стране исправлена.

И как не странно, этот процесс подстегнула ситуация на Украине.

Закрыв рынок для России, Запад и Украина — думали, что положат конец созданию новейшего российского военно-морского флота.

Итог оказался совсем другим: Украина лишилась основного покупателя продукции украинского двигателестроения, а значит нет заказов и работа остаётся на плаву. Европе и США украинские корабельные газотурбинные силовые агрегаты не нужны.

А Россия долго не думая, просто создала у себя на территории эту отрасль с нуля. Конечно, в России задумались о создании российской отрасли корабельного газотурбостроения еще 20 лет назад.

Новейший российский фрегат проекта 22350, оснащённый газотурбинным двигателем М90ФР. Взято из Яндекс-картинокНовейший российский фрегат проекта 22350, оснащённый газотурбинным двигателем М90ФР. Взято из Яндекс-картинок

Еще в 2006 и 2008 годах были сконструированы первые опытные образцы российских морских газотурбинных двигателей. Но то были двигатели с максимальной мощностью до 14 000 л.с. после 2014 года в был дан старт разработке более мощных двигателей, которые заменили бы импортные.

Такими стали двигатели мощностью до 27 500 л.с. Совершенно новая для нашей страны отрасль, создана на предприятиях «Объединённой двигателестроительной корпорации», входящей в государственную корпорацию «Ростех».

И это не предел, теперь идёт разработка более мощного корабельного газотурбинного двигателя, мощностью 34 000 л.с.

Справедливости ради скажем, что Россия огромными темпами (менее, чем за 15 лет) форсировала создание с нуля данной отрасли машиностроения, научилась сама производить столь сложные в техническом плане газотурбинные двигатели для кораблей.

Всё это говорит лишь об одном, что наука и техника в России не стоит на месте, а огромными темпами развивается.

Ну не может страна, в которой нет науки и промышленности, разрабатывать и производить в столь короткие сроки сложнейшие в техническом плане агрегаты.

Даже, если Запад или Украина откроют свои рынки и позволят России покупать у них силовые агрегаты, то России это уже не выгодно. Всё потому, что уже разработаны свои двигатели и они перекрывают реальные заказы кораблей на ближайшие годы.

И эти заказы будут только расти, а лишать работы свои собственные предприятия в угоду ненадежных зарубежных поставщиков, Россия не станет. Ведь они показали то, что они ненадежные в прямом смысле этого слова.

Пожелаем России удачи и дальнейших успехов на данном направлении.

  • Наш канал в Youtube
  • Наша группа в ВК

А на сегодня всё. Если вам понравилась статья — поставьте лайк. Будем рады, если вы подпишетесь на наш канал в Дзен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector