Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Основной боевой танк (ОБТ) – термин, присвоенный боевой машине, способной сочетать высокую маневренность, защищенность а так же огневую мощь. Примером советского ОБТ служит тяжелый танк Т-80, который несет свою службу уже 42 года.

Это первая машина, где в качестве двигателя конструкторами была использована газотурбинная установка, опередившая свое время. По данным Западного военного округа сейчас в армии Российской Федерации находится около 4000 единиц техники. Всего было выпущено более 10000 машин разнообразнейших модификаций, в том числе 6000 танков Т-80У.

Как создавали легендарную машину

На самом деле корни создания Т-80 уходят к далеким 1942-1948 годам прошлого столетия.

Именно тогда конструктор Александр Старосенко спроектировал первый танк с газотурбинным двигателем вместо стандартного дизельного двигателя. К сожалению, проект не был пущен в свет, но и забыт не был.

Через семь лет в 1955 году конструкторы Чистяков и Оглоблин на ленинградском заводе имени Кирова спроектировали и выпустили «Объект 278», с двигателем ГТД-1.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Его мощность составила тысячу лошадиных сил. Данная машина, имевшая массу 53,6 т развивала не шуточную для своего веса скорость – целых 57,3 км/ч. Но снова неудача – выпущенные немного ранее версии с дизельным двигателем «Объекта» были отвергнуты Хрущевым, и танк вновь ушел в тень, на сей раз на три года.

В 1963 году вместе с новым средним танком Т-64 была сконструирована его газотурбинная версия под кодовым названием Т-64Т.

Конструкцию продолжали модифицировать до 1976. В итоге от «шестьдесят четверки» мало что осталось. Помимо двигателя была переделана ходовая часть, форма корпуса, даже башня. Конструкторы оставили только орудие, автомат заряжания и боеприпасы.

А летом 1976 года от армии СССР поступил заказ на совершенно новый основной боевой танк под названием «Т-80». Техника получилась удачной и пригодной к глубокой модификации, которая продолжалась до конца девяностых годов. Именно так начался тернистый и сложный путь нашей «восьмидесятки».

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 был, по факту, переделанной «шестьдесят четвёркой», изменений в его конструкции предостаточно, и касается она не только двигателя. Компоновку оставили прежней – классической, экипаж состоит из трех человек. Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним.

В отличии от предшественников конструкторы добавили возможность обогрева его места теплым воздухом из компрессора турбины.

Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Угол наклона его лобовой детали тоже решено было не менять – он остался равен 68°. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования.

Материалы – сталь вместе с керамикой. Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов.

Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа.

Вторая функция – снижение воздействия гамма излучения. Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита.

Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон.

После модернизации присутствует возможность крепления динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус».

Конструкторы разместили оборудование подводного вождения танка на корме башни, таким способом прикрыв отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

Вооружение Т-80

Танк имеет в наличии 125 мм гладкоствольное орудие 2А46-1, позже 2А46-2 / 2А46М-1, способное стрелять управляемыми ракетами типа «Кобра», «Инвар», «Рефлекс-М».

Дальность выстрела прямой наводкой – 4000 метров, ракеты летят до 5000 метров. Боекомплект вмещает в себя подкалиберные, осколочно-фугасные и конечно кумулятивные снаряды, с раздельно-гильзовым зарядом.

Общее количество варьируется от модификаций танка (38-45 зарядов).

Механизм заряжания конструкторы тоже перенесли из Т-64А.

Карусель механизированной боевой укладки Т-80 вмещает 28 снарядов, средняя скорострельность 6-9 выстрелов. На серийных образцах пушка получила термокожух. Танк оснащен спаренным пулеметом Калашникова, калибр 7,62 мм. На башенке командира расположен зенитный 12,7 мм «Утес», дальность ведения огня 1500 метров по воздушным и 2000 метров по наземным целям.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

В таблице приведены ТТХ различных танков типа Т-80

ТипТ-80Т-80БТ-80УТ-80УД
Завод-конструктор Кировский завод тяжелого танкостроения Харьковский завод тяжелого танкостроения
Танк поступил в войска 1976 1978 1986 1987
Масса техники 42 42,5 46 46
Основные размеры
Длина, (мм) 6781 6983 7013 7021
Ширина, (мм) 3526 3583 3604 3756
Высота, (мм) 2300 2220 2216 2216
Клиренс, (мм) 450 527
Наличие и тип динамической защиты машины
Динамическая броня Нет «Контакт-1» «Контакт-5» «Кактус»
Активная защита Нет «Штора»
Броня Литая, сварная, комбинированная
Вооружение Т-80
Главное орудие 2А46 2А46-2 2А46М-1 2А46М-1 2А46М-4 2А46-1
Дальность ведения стрельбы, м 0-4000
Боекомплект танка 40 38 45 45
Экипаж Т-80 3
Двигатель
Тип Газотурбинный (ГТД) Дизельный
Мощность, л.с. 1000 1110 1200 1000
Максимальная скорость по асфальту 70 60
Скорость по проселочным дорогам 40-50
Мощность двигателя 23,8 25,7 21,73 21,6
Запас топлива, л 1845
Расход топлива л/км 3,65
Подвеска Торсионная

Двигатель и трансмиссия

Главным отличием Т-80 от предшественников и современников является газотурбинный двигатель. Конструкторам пришлось увеличить длину корпуса, из-за его продольного расположения.

Масса двигателя составляет 1050 килограмм, а максимальные обороты – около 26 тысяч оборотов в минуту. В моторном отделении находятся четыре бака с горючим общей емкостью 1140 литров.

Главное достоинство ГТД это его многотопливность.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Двигатель успешно работает на разнообразном авиационном топливе (ТС-1/2), а также на солярке и низкооктановом бензине. Благодаря направленному назад выхлопу турбины, шумовая заметность танка заметно снизилась, что положительно сказалось на общей маскировке.

Для облегчения пуска газотурбинного двигателя на Т-80 конструкторы установили систему автоуправления работы двигателя (САУР). Это позволило повысить его износостойкость в 10 раз. Двигатель запускается в пределах от -40° до +40° по шкале Цельсия. Оперативная готовность 3 минуты, расход масла у двигателя минимален.

Трансмиссия была сильно переработана по сравнению с Т-64.

Возросшая масса и мощность заставила конструкторов заменить ведущие и направляющие колеса, поддерживающие и опорные катки. Новые гусеницы обзавелись прорезиненными дорожками. Некоторые специалисты считают телескопические амортизаторы бичом танка, но их замена не составляет труда даже в полевых условиях. Благодаря этим изменениям ходовая часть Т-80 считается лучшей в своем классе.

Сравнение с ОБТ вероятного противника

По праву главным конкурентом Т-80 является американский основной боевой танк М1А1 Абрамс. Это вполне логично, ведь машины поступили на вооружение своих стран примерно одновременно. Американский конкурент моложе отечественного танка всего лишь на 4 года.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Интересным фактом является еще то, что обе машины оснащены газотурбинными двигателями. При этом размеры Т-80 меньше чем у М1А1. Это делает его менее заметным на поле боя. Хотя при возможностях современного высокоточного оружия это довольно спорное преимущество, ради которого конструкторам пришлось пожертвовать теплообменником двигателя.

По заявленным данным степень воздухоочистки двигателя М1А1 является стопроцентной, а у Т-80 на 1,5 % меньше. Но в условиях пустыни Абрамс почему-то сложнее эксплуатировать. Глохнет американский двигатель, из-за засоренного фильтра. Отечественный аналог прекрасно себя чувствует при любой погоде и климатических условиях.

Масса М1А1 составляет 60 тонн, запас хода 395-430 километров с максимальной скоростью 70 км/ч. Наш Т-80 может похвастаться 46 тоннами живого веса, и 355 километрами запаса хода. Это можно обусловить меньшим расходом топлива у Абрамса. Исправляется установлением дополнительных баков на корпусе Т-80, к сожалению, это не позволяет повысить потолочную скорость в 60 км/ч.

Вооружение американца немного отличается от Советского конкурента.

М1А1 оснащен 120 мм гладкоствольной пушкой, с боекомплектом 40 снарядов (против наших 45 у Т-80У). Имеется возможность вести огонь подкалиберными и кумулятивными снарядами, управляемыми ракетами. Заряд орудия проводится вручную, поэтому количество танкистов равно четырем. На башне у Абрамса установлен 12,7 мм зенитный пулемет, еще два 7,62 мм спарены с главным орудием.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Самый главный вопрос – цена. Стоимость М1А1 Абрамс составляет примерно 6 миллионов долларов. Т-80 обходится казне около двух миллионов, что дешевле.
Спорить чей основной боевой танк лучше можно до бесконечности. Плюсы и минусы есть у каждого, самое главное, чтобы они встречались только на танковых соревнованиях, листках в клеточку и виртуальном пространстве.

Боевое применение самого мощного танка советского союза

Как ни странно, техника, созданная для защиты рубежей советской родины в их защите участия не принимала. Ни один экземпляр Т-80 в боях за СССР не участвовал. Первое боевое применение произошло на территории Российской Федерации осенью 1993 года.

Читайте также:  Все о чип тюнинге дизельных двигателей

Именно «восьмидесятые» вели огонь по зданию «Белого Дома» в Москве.

А потом была Чечня. С 1995 по 1996 год танки Т-80 участвовали в боях против республики Ичкерия. Хочется отметить, что техника использовалась неадекватно, порой не по назначению.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Плохая подготовка экипажей, отсутствие динамической защиты, применение машин в городских и горных условиях привело к потерям. Командование сделало выводы и во второй Чеченской кампании Т-80 больше не использовали.

Следует сказать, что большинство танков после распада СССР осталось на территории Украины, вместе с Харьковским заводом, на котором эта техника и выпускалась.

Победы на виртуальном пространстве

Танк Т-80 ассоциируется у геймеров с противостоянием СССР – США. В большинстве игр, где эти сверхдержавы сталкиваются лбами, главной бронетанковой силой страны советов является эта машина. Новые «Free to play» игры, такие как «Armored Warfare» тоже обещают в конце ветки прокачки этот экземпляр советской техники. Он пользуется популярностью у разработчиков военных стратегий.

Т-80 стал финальным аккордом советских конструкторов, которые трудились над созданием техники 10 лет.

В 2015 году правительство Российской Федерации решило заменить данную модель техники на модернизированные Т-72Б-3. Причина замены – бесперспективность модернизации танка.

Вместо него в войска также поступят новейшие танки «Армата». Нельзя сказать, что это конец Т-80, ведь замена будет происходить постепенно, и техника еще долго прослужит своей родине. Особенно в холодных регионах России, где газотурбинный двигатель является хорошим козырем в рукаве. Все-таки для танка 42 года — самый расцвет сил, а никак не срок завершения жизненного пути.

Видео

Тест-драйв танка Т-80У с газотурбинным двигателем. Тихий гигант

В конце 40-х годов ХХ века газотурбинные двигатели прокладывали себе путь в основу движущей силы авиации. Методом проб и ошибок инженеры передовых стран доводили их до совершенства, внося модели летательных средств в списки рекордов скорости, а имена пилотов — в некрологи. Со временем надежность моторов улучшилась, и они перестали превращать технику и экипаж в пепел.

Следующая мысль, которая посетила инженеров: а почему бы не установить газотурбинный двигатель на боевую технику? С таким «сердцем» динамика машин заставит капиталистов открыть рты! Мысль развилась в идею, а идею воплотили в жизнь в 1969 году, когда увидел свет первый в мире рабочий танк с газотурбинной силовой установкой. Назывался он тогда «Объект 219 СП2».

Сейчас же больше известен как Т-80.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Сегодня речь пойдет о более поздней модификации — Т-80У. Само собой, интересует вопрос: а в чем же различия? Углубляться не будем, вкратце — по сравнению с оригинальной машиной масса увеличилась с 42 до 46 тонн, а табун «лошадей» — с 1000 до 1250, на броне появилась активная защита «Контакт-5».

Немного подробнее о модификации танка Т-80У. Объект 219АС — основной боевой танк семейства Т-80. Принят на вооружение в 1985 году. Включает комплекс управляемого вооружения (ПТУР) «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш». С 1990 года на машину устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.)

Несведующий человек не отличит Т-80 от Т-72. Последние полвека все основные русские танки похожи. Традиционная схема расположения отделений, размещение и вид вооружения — стандартный набор опций на выезде из сборочного цеха. Но мы поможем вам найти различия.

На слух танк Т-80У можно опознать по едва слышному свисту авиационного двигателя, а на вид — по решетке выхлопной системы.

По сути, это сопло газотурбинного двигателя: мясо на нем поджарить не получится, а характерный тепловой след даст понять, что лучше и не приближаться.

В этом тесте мы не будем углубленно анализировать боевой потенциал этого танка, а расскажем о том, сколько нужно топлива для запуска двигателя Т-80У, что общего у этого танка с VW Golf, и почему вы не услышите и, возможно, даже не почувствуете надвигающиеся на вас 46 тонн броневой стали.
Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Танк Т-72 на скорости гремит, словно всадник апокалипсиса. Наш образец — прямая противоположность, скрытный диверсант. Стоишь прямо перед ним или сбоку, без разницы — акустического сопровождения нет. Никакого лязга металла и рева двигателя.

Очень мягкая поступь 46 тонн комбинированной брони и относительная бесшумность пушки поражают. Но Т-80У хорошо слышно, когда смотришь ему вслед: он свистит и гремит, как вертолет. Потом эта какофония смешивается с ветром на полигоне, танк исчезает за поворотом, и наступает полная тишина.

И снова приходится всматриваться, откуда вдруг появится этот тихий гигант.

Газотурбинный двигатель ГТД-125

ГТД-1250 — доработанный двигатель от вертолета Ми-2. Огромная мощность газотурбинного двигателя — это, конечно, хорошо. Но есть и существенный минус: высокий расход (400 граммов горючего на одну лошадиную силу в час).

Это означает, что за час танк «выпивает» почти полтонны топлива! Только для того, чтобы просто запустить турбину, нужно целых 70 литров.

Такой «холодный пуск» не снился ни одному американскому «биг-блоку»! Поэтому почти весь свободный внутренний объем танка занимают топливные баки.

Однако с появлением вспомогательной силовой установки, питающей системы машины без запуска ГТД, расход топлива заметно снизился. По рассказам экипажа, он стал даже ниже, чем у танков с двигателями внутреннего сгорания. Кстати, ВСУ настолько мощная, что может «прикурить» свой же газотурбинный мотор.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Рабочие циклы ГТД: впуск, сжатие, расширение и выпуск. Три основных составляющих: компрессор (нагнетает воздух), камеры сгорания и турбина (передает мощность через редуктор). Силовой агрегат входит в состав моноблока с трансмиссией.

Вся система весит 1050 кг и крепится в силовом отделении тремя опорами. Двигатель непригоден для войскового ремонта, а про полевые условия вообще речь не идет. Возможный максимум — замена навесного оборудования.

Турбина легко запускается при температурах от -40 до +40 градусов, а «раскручивается» до рабочих 26 000 оборотов за 3 минуты, практически не расходуя масло. ГТД «употребляет» любой вид топлива, но лучше использовать дизель, так как октановые числа бензина уменьшают ресурс.

В двигатель заливают 45 литров авиационного масла ЛЗ-240, в коробку передач — 60 литров трансмиссионного масла ТСЗП-8.

Вот и сейчас за спиной тихо «подошли» 46 тонн броневой стали. Настал момент сесть за рычаги.

Ну что ж, посмотрим, каков он внутри! Традиционно — высокий человек испытывает сущие мучения, когда погружается на место механика-водителя. С этим нужно просто смириться. Кресло привычно регулируется по высоте и наклону.

В общем, ничего нового на месте мехвода нет. Хотя… Зачем здесь три педали, если коробка передач полуавтоматическая? Скоро узнаете.

Чтобы перевести калибры в метрическую систему, нужно миллиметраж дула ствола умножить на количество калибров. В нашем случае получится 125 х 48 = 6000 мм. То есть длина ствола составляет ровно 6 метров.

Двигатель запускается двумя способами: «с воздуха» и со стартера. Роторы компрессора раскручиваются с помощью двух электромашин.

Когда слышишь нарастающий свист турбины, мурашки бегут по коже: будто ветер гудит перед надвигающейся бурей. Никакой вибрации, просто особенное акустическое сопровождение.

Проходит пара минут, двигатель выходит на рабочие обороты, можно стартовать… Но зачем же здесь три педали?

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Коробка передач у Т-80У, как ранее говорилось, полуавтоматическая. Правая педаль — газ, по центру — тормоз, а слева — педаль РСА (расшифровывается как регулируемый сопловой аппарат).

Он состоит из поворотных лопаток в проточной части двигателя перед рабочим колесом свободной турбины.

За счет поворота этих лопаток можно регулировать частоту вращения свободной турбины (которая через редуктор соединена с трансмиссией) и заставить машину тормозить двигателем во время движения.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива

Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80У нет. Эту роль также выполняет тот самый РСА. При переключении передач педаль РСА нужно утопить до упора.

В этом случае лопатки соплового аппарата поворачиваются на 80 градусов от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Таким образом, обороты падают и можно переключить скорость.

Причем переместить рычаг КП можно только при выжатой педали РСА, поскольку в другом положении система механически и электрически блокирует гидросервопривод переключения передач. Иначе турбину просто-напросто разнесло бы на части, ведь ротор двигателя раскручивается до 26 000 оборотов в минуту.

Такое и спортбайкам не снилось! Кстати, именно отсутствие РСА в более раннем двигателе ГТД-ЗТ «Объект 167-Т» привело к разрушению лопаток турбины во время испытаний.

Читайте также:  Kia cerato 2013 тюнинг двигателя

На месте мехвода наиболее сильно ощущается неистовый свист газотурбинного двигателя.

Но мы отвлеклись, а пора в бой! Турбина посвистывает, выжимаем педаль РСА, врубаем первую передачу, отпускаем педаль и…танк Т-80У с ГТД стартует с задержкой, в отличие от дизеля, который сразу срывает машину с места. Как VW Golf с «роботом» DSG первых генераций! Но после этой небольшой задержки накатывает плавная и мощная волна разгона.

Пошла вторая скорость, третья — танк прет словно под напором урагана, вырывающегося из сопла двигателя. Т-80У создавался как скоростной маневренный танк для прорыва обороны и важных направлений. «По паспорту» на твердом покрытии машина способна развить 70 км/ч. Но, по словам мехвода, и 90 км/ч для нее не проблема.

Охотно верится, но пробовать не будем.

Многие считают ходовую часть Т-80У самой лучшей и надежной. Гусеницы нашего танка «перешли» на поздние версии танков Т-72 и Т-90. Т-80У отлично приспособлен к действиям на территории с разветвленной сетью автомобильных дорог: для снижения шума и уменьшения ущерба для покрытия гусеницы и катки покрыты резиновыми накладками

Ход танка мягкий, не заставляет волноваться за сохранность зубных пломб. По ощущениям езда на Т-80У напоминает таковую на БМП-3, которая, между прочим, в два раза легче нашей машины. На рычаги машина отзывается проворно и понятно. Изменять угол поворота можно на полном ходу.

Нет ощущения, как на Т-72Б3, когда долго тянешь рычаг фрикциона, а зацепление происходит только в конце хода. К тому же отсутствует момент жесткого переключения фрикциона на пониженную передачу. И вот танк уже плавно совершает вираж.

Можно даже не бояться «встретиться» лицом с краем люка!

Двигатель танка оборудован системой центробежной фильтрации воздуха. Благодаря этому он невосприимчив к пыли — до 500 кг твердых частиц задерживается системой за время службы двигателя. Танки «вероятного противника» оборудованы простыми фильтрами, и решение вопроса с попаданием мусора во впуск вызывает у них зависть

Удивительная подвижность! По нашим ощущениям, да и по словам механика-водителя, танк Т-80У — самый маневренный из тех, на которых приходилось служить. Он настолько проворный и шустрый, а управление им настолько чувствительное, что, если нужно, можно без проблем сделать даже полицейский разворот. Мощный, быстрый и с прекрасным выбором вооружения. Отличная машина на вооружении нашей армии!

Вооружение танка Т-80У

Т-80У укомплектован 125-мм орудием 2А46М-1 с длиной ствола 48 калибров. Пушка способна стрелять управляемыми ракетами — «Кобра», «Рефлекс» и «Инвар» (в зависимости от модификации). На серийных танках она оснащена термокожухом.

Механизм заряжания остался прежним, с гидроэлектромеханическим приводом и расположенными вертикально 28-ю снарядами из 42-х. Скорострельность орудия составляет 7 выстрелов в минуту.

В роли вспомогательного вооружения выступают 2 пулемета: спаренный с орудием 7,62 мм ПКТ с боекомплектом 1250 патронов и зенитный пулемет 12,7 мм НСВТ с боекомплектом 300 патронов. Для постановки дымовых завес используются уже привычные дымовые гранатометы «Туча».

Технические характеристики танка Т-80У (данные производителя)

Кузов
Двигатель
Трансмиссия
Размеры, объем, вес
Динамические характеристики и расход топлива
Стоимость, руб.
Тип Танк
Количество мест/люков 3/3
Тип Газотурбинный (ГТД-1250)
Расположение двигателя Сзади
Мощность, л.с. 1250
Привод Гусеничный, полный
Коробка передач Гидромеханическая, 4 передних, 1 задняя скорости
Подвеска Независимая, торсионная
Длина/ширина/высота, мм 6982х3525х2193
Клиренс, мм 450
Снаряженная масса, кг 46 000
Объем топливных баков, л 1200 + 500
Максимальная скорость, км/ч по шоссе — 90 (по паспорту — 70), по грунту — 65
Расход топлива на шоссе/грунте/комбинированный, л/1 км 4/7/5
Экологический класс Euro-0
Тестовый экземпляр 58 000 000

Фотобонус

Как газотурбинный Т-80 стал «летающим» танком

Газотурбинный двигатель танк расход топлива Ministry of Defence of the Russian Federation / CC BY 4.0 Советское руководство полвека назад приняло революционное
решение о создании газотурбинного танка. Так появился легендарный Т-80. За
выдающиеся скоростные характеристики свои  называли его «летающим», а чужие за высокие
боевые качества дали имя «танк Ла-Манша».

Настоящая танковая битва разыгралась в феврале 1993 в
Абу-Даби. На оружейной выставке IDEX впервые сошлись старые враги — отечественный
Т-80У и американский M1A2 Abrams. Сражение было
мирным. Танкисты не стреляли друг в друга. Им предстояло показать динамические
и маневренные характеристики машин.

Российская восьмидесятка на большой скорости с лихими
поворотами, словно раллийный болид, пронеслась по танкодрому. Гвоздем выступления стал прыжок Т-80У с трамплина. 46-тонная машина пролетела 14 метров и, мягко
приземлившись, продолжила движение.

M1A2 попытался повторить этот трюк, но съехал на бок с трамплина
и сошел с дистанции. Так был посрамлен хваленый Abrams, а Т-80У заслужил
репутацию «летающего» танка.

Турбина вместо дизеля

На конец 1960-х годов пришелся пик научно-технической революции,
когда во всех сферах жизни внедрялись инновационные решения. Советское руководство
решило устроить революцию в танкостроении. 16 апреля 1968 года было принято
совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании газотурбинного
танка.

В бензиновых и дизельных двигателях главным рабочим
элементом служат поршни в цилиндрах. В газотурбинах силовых установках эту
функцию выполняет турбина. Газы, выбрасываемые из камеры сгорания, крутят лопатки
турбины. Крутящий момент от нее через вал передается на ведущие колеса
(звездочки) танка.

По такому принципу устроены вертолетные газотурбинные двигатели
(ГТД). Советские конструкторы поначалу
попытались их адаптировать к танку, но ничего не вышло. Тяжелейшие условия
работы боевых бронированных машин быстро разрушали ГТД вертолетов.

НПО имени Климова разработала танковый газотурбинный
двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 лошадиных
сил. В 1970 году его установили опытном «объекте 219» — прототипе Т-80.

Плюсы и минусы ГТД

  • Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при
    установке на танки и другие тяжелые боевые машины:
  • — Компактность;
  • — Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля
    размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;
  • — По ресурсу ГТД в
    два-три раза превосходят поршневые двигатели;
  • — Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади
    он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя
    самолета;

— Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного
прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно
минуты.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива Ministry of Defence of the Russian Federation / CC BY 4.0

  1. Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных
    недостатков:
  2. — Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;
  3. — ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли.
    В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных
    условиях;

— Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель
В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в
104 000 рублей.

Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении
газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным
сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что
развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.

«Танк Ла-Манша»

В 1976 году на вооружение советской армии был принят Т-80.
Это был первый газотурбинный танк в мире. Серийное производство другого танка с
ГТД — M1 Abrams — начнется только через четыре года, в 1980 году.

Восьмидесятка постоянно совершенствовалась. В 1978 году на
вооружение была принята модификация Т-80Б, а затем и Т-80БВ. Эти машина
получили более мощный двигатель ГТД-1000ТФ в 1100 лошадиных сил.

Это были элитные и секретные танки. Ими в первую очередь комплектовались
ударные соединения Группы советских войск в Германии. Тогда-то их на Западе и назвали
«танками Ла-Манша».

Считалась, что танковые дивизии на Т-80Б после начала
большой войны должны быстро прорвать оборону стран НАТО и примерно через неделю
выйти к северо-западным берегам Франции — к проливу Ла-Манш. В Германии ходили слухи,
что русские «реактивные» танки на дорогах легко обгоняли даже автобусы.

Газотурбинный двигатель танк расход топлива Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 4.0

Шедевром советского танкостроения стал танк Т-80У, принятый
на вооружение в 1985 году. Его оснастили двигателем ГТД-1250 мощностью в 1250 лошадиных
сил. Производство этих машин развернули на Омском заводе транспортного машиностроения.
Один из этих танков и станет триумфатором IDEX-1993.

В 2019 года Омский завод транспортного машиностроения отправил
Вооруженным силам РФ первую партию модернизированных танков Т-80БВМ.

«Это новая модернизированная версия машины Т-80, которая
получила и новый модернизированный двигатель, усиленное бронирование и
улучшенное средство управления огнем. Эта машина на порядок лучше предыдущих
версий Т-80», — сказал директор завода Игорь Лобов.

Где рулит прожорливый Т-80

 Сергей Булкин/News.ruСергей Булкин/News.ru

Читайте также:  Двигатель бриггс страттон 650 серии характеристика

Впечатления гражданских

Отличительная черта Т-80 — газотурбинный двигатель (ГТД). Это силовой агрегат, в котором энергия сжигаемых газов преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины.

Такие движки применяют в авиации, судостроении и при создании спортивных автомобилей.

Газотурбинные двигатели, устанавливаемые на танках, имеют при схожих с дизельными размерах гораздо большую мощность, меньший вес и меньшую шумность, а также меньшую дымность выхлопа. В то же время, подобные агрегаты требуют большего количества топлива.

Эксперименты по установке ГТД на танки начали проводиться в 1940-е годы в Третьем рейхе. Первой серийной машиной с подобной силовой установкой был шведский основной боевой танк Strv 103, состоявший на вооружении Сухопутных войск Швеции в 1966–1990 годы. Сейчас помимо Т-80 ГТД установлен также на американских танках M1 Abrams.

У советского газотурбинного Т-80 непростая судьба. Он был принят на вооружение в 1976-м году и изначально выпускался на Кировском заводе в Ленинграде. Танк успел поучаствовать только в одной военной кампании, проводившейся российскими силовиками — первой чеченской.

Тогда «вскрылся» главный недостаток боевой машины: чрезмерная прожорливость двигателя, приводившая к непланомерным остановкам танковых колонн во время марш-бросков.

Дизельные Т-72 расходуют около 240л100км, а газотурбинные Т-80 в зависимости от модели двигателя — до 420 литров.

Западные эксперты считают, что высокие потери и технические недостатки «восьмидесяток» в Чечне (было уничтожено несколько десятков машин) повлияли на решение Минобороны РФ больше не отправлять эти машины в «горячие точки». Какое-то количество различных модификаций Т-80 использовалось украинскими силовиками в Донбассе.

В 2015-2016 годах Киев «расконсервировал» для участия в «АТО» десятки старых машин советского производства, но точных данных об эффективности их боевого применения в конфликте в Донбассе нет.

Некоторое количество Т-80 участвовало в вооружённом противостоянии повстанцев-хуситов с правительственными войсками и силами арабской коалиции в Йемене — партия из нескольких десятков машин была поставлена в 2013 году йеменскому правительству.

Чрезмерная «прожорливость» и непрактичность газотурбинных Т-80 неоднократно были поводом для скепсиса и среди российских военных и аналитиков, многие из которых полагают, что эта машина создана исключительно для выставок и участия в показательных выступлениях, а не для войны. Впрочем, динамические характеристики «летающего турбо-танка» действительно до сих пор производят сильное впечатление на «гражданскую» публику.

Неоднозначные оценки

Сейчас на вооружении ВС РФ находятся около 500 Т-80БВ и Т-80У, ещё около трёх тыс. танков стоят на хранении. С 2016 года в воинские части на Крайнем Севере поступили несколько образцов модернизированных на предприятии «Омсктрансмаш» танков Т-80БВМ.

У машины усовершенствована система управления огнём, танки оснащены многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и встроенной динамической защитой «Реликт». Считается, что ГТД лучше заводится и лучше обогревает салон в условиях аномального холода.

На Украине с 2009 года вторую жизнь получила дизельная модификация танка Т-80 УД. На её базе в Харькове был разработан ОБТ Т-84 БМ «Оплот».

Независимый эксперт в области бронетанковой техники Алексей Хлопотов рассказал News.ru о том, почему всё же не стоит отказываться от танков с газотурбинными двигателями, несмотря на их многочисленные недостатки.

— Почему, на ваш взгляд, Т-80 вызывают столь неоднозначные оценки у военных?

— Главный недостаток газотурбинных Т-80 — очень прожорливый двигатель. Если экипажи подготовлены, если машина хорошо отрегулирована, двигатели подтверждали свои паспортные данные. Но в реальной войсковой эксплуатации «прожорливость» Т-80 оказывалась ещё выше. В два-три раза больше, чем прописано в документированных тактико-технических характеристиках машины.

— То есть правы те, кто называл газотурбинные танки «гробом для экипажа», опираясь на опыт их использования в Чечне?

— Не совсем. Большие потери Т-80 в Чечне обусловлены стечением обстоятельств и неграмотной тактикой применения танков, а не конструктивными особенностями машины. Единственные случаи, когда Т-80 действительно проявлял свои недостатки — марши танковых подразделений.

Танки Т-72 проходили их в установленное время, колонны «восьмидесяток» вставали из-за того, что на марше у них заканчивалось топливо. Ещё один нюанс: по своим техническим характеристикам Т-80 оптимизирован для средней скорости движения выше 40-45 кмч. Скидываешь скорость — повышается расход топлива.

Статистика реальных танковых маршей показывает, что средняя скорость движения танковой колонны — 30-40 кмч, и ходовая Т-72 и Т-90 оптимизирована под эту скорость. Т-80 изначально создавался как «одиночный» танк, о его эксплуатации в колоннах никто не задумывался. Да и танки по одиночке никогда не используются.

Во всех остальных характеристиках — защита, вооружение и др. — танк в принципе мало отличается от Т-72 и Т-90.

— Какие преимущества у этой машины вы можете выделить?

— Многие офицеры, для которых Т-80 был первой курсантской или лейтенантской машиной, привязались к этому танку на всю жизнь. Дело в том, что за счёт силовой установки танк проще в эксплуатации. ГТД обладает лучшей приёмистостью, соответственно, машиной приятней управлять.

Во время движения меньше нужно переключать передачи, механик-водитель меньше переутомляется. Т-80 расходует относительно мало масла. При этом, если двигатель ломается, нет необходимости для экипажа лезть в моторно-трансмиссионное отделение и стоять там по колено в мазуте.

Т-80 восстанавливается посредством замены моноблоков целиком. Экипаж в ремонте танка практически не участвует.

— Насколько справедлива репутация Т-80 как лучшего «полярного» танка?

— Как у танка для Крайнего Севера, у Т-80 есть свои преимущества и недостатки. Турбина действительно в морозы запускается без проблем. Но лишь в одном случае — если полностью заряжены аккумуляторы. Если мы говорим о дизелях, то мы можем полчаса промаяться, используя подогреватели, и в итоге машина будет заведена.

Но в случае, если сел аккумулятор на «восьмидесятке», нужно либо подгонять вторую машину, либо нести аккумулятор из тёплого места. В трансмиссии масло замерзает так же, как и у других танков. Лучшая приёмистость ГТД позволяет Т-80 лучше ездить по каменистой почве. Похожие рельефы есть на Кольском полуострове и на Камчатке.

Но скорость при этом маленькая, а расход топлива огромный. Кроме того, турбине нужно для работы очень много чистого воздуха. В пыли, в степи, в пустыне турбина моментально забивается, требуется специальный режим очистки. Износ существенно возрастает.

Если мы не считаем деньги на топливо, тогда «восьмидесятка» однозначно «рулит».

— Возможно, что от танков с ГТД откажутся из соображений экономии?

— Лет десять назад танковые конструкторы вели целые войны вокруг целесообразности газотурбинных двигателей. Питерцы отстаивали преимущества турбины, тагильчане — дизелей.

По моему мнению, в данной ситуации дизель практичней, но в будущем, возможно, у военных появится запрос на танки с газотурбинными силовыми установками, если будет решён вопрос с оптимизацией расхода топлива.

Есть целый ряд перспективных направлений, позволяющих снизить прожорливость ГТД.

Кроме того, как показывает практика, масса танков у нас постоянно растёт, в процессе модернизации вес машины существенно возрастает.

Посмотрите на Т-14 «Армата»: конструкторы не смогли уложиться в заложенную техзаданием массу машины, существенно превысив её. Мощности двигателя уже не хватает для того, чтобы обеспечить заданные по ТЗ характеристики.

У нас же есть ещё в 1980-е годы созданные турбины, в частности, двигатель ГТД 1500.

Двигателестроение в РФ сейчас в упадке — проблемы с движками не только у танков, но и у легковых автомобилей. Отдельная проблема — разработка узлов для двигателей, которая проявляется во флоте и авиации. Но наработки есть, как и реальные образцы двигателей. Мы не можем отказаться от этого направления, чтобы не потерять последние наработки.

— С перспективными разработками понятно, но почему Минобороны до сих пор не отказывается от «непрактичных» «восьмидесяток» в войсках?

— В 2009 году была принята концепция развития бронетанковой техники, из которой Т-80 с газотурбинными двигателями были вычеркнуты.

Предполагалось, что оставшиеся машины доработают свой ресурс и будут списаны. Но реалии нашей экономики привели к тому, что армия осталась без современных танков.

Т-90 принят на вооружение в 2005 году, но серийно выпускался только пять лет — в армии их всего несколько сотен.

Есть ещё модернизированные Т-72, при этом модернизация проводится частично и по упрощённой схеме — обновляется в основном только система управления огнём, слегка — защищённость от лёгких противотанковых средств.

Как показал опыт Сирии, лобовая часть наших танков ещё обеспечивает относительную защиту, но у боевиков были устаревшие ПТРК TOW.

Минобороны решило пропустить через частичную модернизацию максимальное количество машин, чтобы на случай большой войны у страны был хоть какой-то запас бронетехники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector