Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

27.06.2015
Американское военное командование опровергло сообщения в печати о том, что Пентагон заключал контракты на закупку российских ракетных двигателей РД-180 по завышенной цене.

Двигатели, используемые РЅР° носителях «РђС‚лас-5″, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ компания «Р­РЅРµСЂРіРѕРјР°С€» РёР· подмосковных РҐРёРјРѕРє, Р° РёС… СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ РІ РЎРЁРђ осуществляет совместное американо-СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ предприятие «Р Р”-РђРјСЂРѕСЃ».

«Р­С‚Рѕ был нормальный контракт», – заявил РЅР° слушаниях РІ Палате представителей Конгресса глава Центра космических Рё ракетных систем Р’Р’РЎ РЎРЁРђ генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, подчеркнувший, что цены РЅР° Р Р”-180 полностью соответствовали рыночной конъюнктуре. РџРѕ его словам, специальная проверка показала, что «РІСЃРµ было сделано РїРѕ правилам». «РњС‹ РЅРµ согласны СЃ выводами тех сообщений», – сказал РѕРЅ, выступая РІ комитете РїРѕ делам вооруженных СЃРёР».

РўРђРЎРЎ

ВОЕННО-ТЕХН�ЧЕСКОЕ СОТРУДН�ЧЕСТВО

17.07.

2015
ВВС США успешно запустили 15 июля навигационный спутник нового поколения, который пополнит орбитальную группировку американской Системы глобального позиционирования (GPS).

Ракета-носитель Atlas 5 с аппаратом под названием GPS 2F-10 стартовала с пускового комплекса военно-воздушных сил страны на космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида).

Atlas 5, которая выведет GPS 2F-10 РЅР° орбиту высотой около 20,4 тыс. РєРј, произведена компанией United Launch Alliance – совместным предприятием американских корпораций Boeing Рё Lockheed Martin.

Как сообщается, спутник был помещен в специальную капсулу в верхней части носителя, в первой ступени которого установлен российский ракетный двигатель РД-180.

Стоимость 2F-10, расчетный СЃСЂРѕРє службы которого составляет 12 лет – 245 млн долларов. РћРЅ является десятым РёР· 12 спутников, призванных заменить устаревающие аппараты американской системы позиционирования, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ круглосуточно обеспечивать военных Рё гражданских потребителей сверхточной навигационной информацией. Программа РїРѕ замене спутников началась РІ мае 2010 РіРѕРґР°.

РўРђРЎРЎ

27.11.

2015
НПО «Энергомаш» отправило в США партию ракетных двигателей РД-180, используемых на ракете «Атлас-5» в соответствии с контрактом, сообщает �нтерфакс-АВН со ссылкой на пресс-службу предприятия.
«Данная отправка завершает программу поставки двигателей РІ 2015 Рі.В», – сказано РІ сообщении, размещенном РЅР° сайте «Энергомаша».
По контракту с американскими заказчиками в 2014 году НПО «Энергомаш» поставило компании United Launch Alliance пять двигателей. Контракт также предусматривает поставки по восемь двигателей в 2015, 2016 и 2017 годах.

После 2018 года ВВС США планируют совершить 28 космических миссий, в 25 из них будет использоваться «Атлас-5».

В связи с этим United Launch Alliance, выполняющая запуски этих ракет-носителей, заинтересована в приобретении дополнительной партии российских ракетных двигателей РД-180 в количестве от 18 до 22 единиц.

ВОЕННО-ТЕХН�ЧЕСКОЕ СОТРУДН�ЧЕСТВО

07.12.2015

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Американская ракета-носитель Atlas V с грузовым кораблем Cygnus стартовала в воскресенье к Международной космической станции с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).
Р’ ведомстве оценили запуск как «Р±РµР·СѓРїСЂРµС‡РЅС‹Р№». Перед этим его откладывали три раза РёР·-Р·Р° неблагоприятных погодных условий. Рљ настоящему времени РґРІРµ панели солнечных батарей аппарата уже полностью раскрыты, РѕРЅ вышел РЅР° заданную орбиту. Cygnus должен пристыковаться Рє орбитальному комплексу 9 декабря, примерно РІ 14:10 РјСЃРє (6:10 РїРѕ времени Восточного побережья РЎРЁРђ).
Для захвата грузовика и его навигации к шлюзовому отсеку будет использован автоматический манипулятор Canadarm2. В случае успеха Cygnus станет первым грузовым кораблем, пришвартовавшимся к соединительному модулю Unity, обращенному к Земле, отметили в космическом ведомстве США.
На Cygnus находятся более 3,3 тонны научных приборов, оборудования, воды и продовольствия для экипажа орбитального комплекса.
Первоначально планировалось, что космический грузовик состыкуется со станцией 6 декабря. Эту задачу должны были поручить американским астронавтам Скотту Келли и Челлу Линдгрену, несущим вахту в составе экипажа орбитального комплекса.
Предыдущий полет Cygnus производства компании Orbital Sciences завершился катастрофой. Во время старта с космодрома на острове Уоллопс в штате Вирджиния у атлантического побережья США в октябре 2014 года взорвалась ракета-носитель Antares. Корабль и 2 тонны грузов, предназначавшихся для экипажа МКС, были уничтожены.

РўРђРЎРЎ

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Р�А Новости

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Лента.ру

ВОЕННО-ТЕХН�ЧЕСКОЕ СОТРУДН�ЧЕСТВО

25.06.2016
Ракета-носитель Atlas V с навигационным спутником для ВМФ США стартовала с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), трансляцию запуска ведет компания United Launch Alliance.

Старт ракеты Atlas V состоялся в расчетные 17:30 мск. Миссия MUOS 5 выведет на орбиту спутник для передачи навигационных сигналов ВМФ США.

Через три минуты после старта ведущий трансляции сообщил, что все системы ракеты работают хорошо.

Ранее сообщалось, что запуск пятого спутника завершит формирование созвездия спутников MUOS и расширит возможности системы за счет передачи сигнала на ультра-звуковых частотах (UHF).

Первая ступень ракеты Atlas V оснащена двигателем российского производства РД-180.

Этот запуск станет первым после того, как в марте при запуске к МКС грузового корабля Cygnus из-за сбоя в работе топливной системы ракеты Atlas V первая ступень нештатно отделилась раньше срока. Тогда работа второй ступени компенсировала сбой и миссия была успешно выполнена. В июне United Launch Alliance сообщила, что расследование внештатной ситуации завершено и компания готова возобновить запуски.

Р�А Новости

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Лента.ру

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Лента.ру

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Р�А Новости

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

РўРђРЎРЎ

С�СТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕН�Я О РАКЕТНОМ НАПАДЕН�� (США)

02.03.2017

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

США запустили в космос тяжелую ракету-носитель Atlas V со спутником для американской разведки. Об этом в среду, 1 марта, сообщает ТАСС.
Пуск был осуществлен американской компанией United Launch Alliance (ULA) в 09:51 по времени Западного побережья Соединенных Штатов (20:51 мск) с базы ВВС Ванденберг в штате Калифорния. Задача Atlas V — вывести на орбиту спутник NROL-79 Национального управления военно-космической разведки (НУВКР).
Специальная капсула со спутником в верхней части ракеты должна отделиться от нее после выхода носителя на заданную высоту. НУВКР, деятельность которого засекречена, не раскрывает данные о назначении аппарата.
Это 70-й старт Atlas V. Первая ступень ракеты оснащена двигателем РД-180 производства подмосковного предприятия «Энергомаш».
28 июля 2016 года ULA доставила в космос еще один спутник НУВКР — NROL-61.

Лента.ру

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

С�СТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕН�Я О РАКЕТНОМ НАПАДЕН�� (США)

Ракета Атлас-5 (Atlas-5). История, фото, характеристики

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Разработчик ULA, Lockheed Martin
Статус Эксплуатируется
Первый полет 2002
Произведено пусков 61 (2016)

Atlas 5 (Атлас 5) — американская ракета-носитель, разработанная компанией Lockheed Martin и применяемая в рамках консорциума United Launch Alliance (ULA) ULA c 2000-хх годов.

История ракет Атлас-5

В конце 1990-хх годов рынок космических запусков стал значительно уплотняться: европейцы стали предлагать свои высокоэффективные хоть и дорогие ракеты, Китай уже начинал активно осваивать космос, и, в первую очередь, Россия стала активно использовать свои ракеты Союз и Протон в коммерческих целях.

Для поддержания конкурентоспособности компания Lockheed Martin начала работу над новой эффективной ракетой. Была инициирована программа развития одноразовых ракет-носителей EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle) для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США. Общей целью программы было сокращение стоимости запуска полезной нагрузки на орбиту.

Для экономии средств было решено отказаться от идеи создания носителя с нуля и провести глубокую и всестороннюю модернизацию крайних версий ракет семейства Атлас, не первое десятилетие применяемое США для коспических полетов. Так появился проект Атлас-5.

Большую часть конструкции, силовых установок и авионики Атлас-5 унаследовал от своих предшественников: ракет Атлас-2 и Атлас-3. Значительной переработке подверглась первая ступень с новыми баками и отказом от идеологии Lockheed «1,5» ступени, когда  в процессе полета отстреливались «лишние» по тяге двигатели. Были применены технологии и опыт создания элементов кораблей Space Shuttle.

Первый запуск ракеты Lockheed Martin осуществила в августе 2002 года. Ракета успешно забросила коммерческий спутник связи Hot Bird на геопереходную орбиту (ГПО). Атлас-5 показал свою высокую надежность: на начало 2016 года было осуществлено более 60 успешных запусков, лишь 1 из которых можно отнести к «частично» успешным.

Конструкция ракет Атлас-5

Атлас-5 двухступенчатая ракета-носитель среднего класса, оснащенная дополнительными твердотопливными ускорителями по пакетной схеме.

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Первая ступень ракеты представляет собой переработанный универсальный ракетный модуль. Идеология универсального модуля распространена на современных ракетах (Дельта-4, Ангара) и позволяет использовать его в качестве главного блока в легкой версии ракеты и одного из дополнительных в тяжелых.

Читайте также:  Объем масел и жидкостей гсм opel antara

Ступень оснащена двухкамерным двигателем РД-180 (НПО Энегромаш, Россия). В качестве топлива применяется керосин, в качестве окислителя – жидкий кислород. Баки с окислителем расположены в ступени над баками с топвилом. В зависимости от режима полета, двигатель может работать до 253 секунд.

Вторая ступень – модернизированный разгонный блок Центавр, активно применявшийся в ракетах Титан-4 и сейчас использующийся для ракет Атлас-5 и Дельта-4. Ступень использует криогенные компоненты в качестве топлива: жидкий водород и, в качестве окислителя, жидкий кислород.

Силовая установка: 1 или 2 (в зависимости от модификации) двигатель RL-10A-4-2 (с 2014 года RL-10C-1). Двигатель имеет возможность многократного запуска, что крайне полезно для маневрирования в космосе при выводе полезных нагрузок. Общее время работы двигателя – до 842 секунд

Так же, Центавр оснащен восемью малыми маневровыми двигателями для пространственной ориентации.

Твердотопливные ускорители устанавливаются по бокам к первой ступени ракеты Атлас-5. Количество ускорителей: от 1 до 5 монтируется в зависимости от модификации и требований миссии. Каждый блок это твердотопливный ускоритель AJ-60A, разработанный компанией Aerojet.

Каждый ускоритель запускается на старте ракеты для придания начального ускорения и действует в течение 94 секунд (еще 10 секунд двигатель работает после отстрела от первой ступени).

Головной обтекатель ракеты Атлас-5 представлен двумя типами. Первый обтекатель – алюминиевый, диаметом 4,2 метра является классическим для ракет семейства Атлас. Вытянутый обтекатель имеет длину от 12 до 13,8 метров и устанавливается непосредственно над разгонным блоком. Применяется на ракетах серии 400.

Второй обтекатель – более совершенный, применяется на ракетах серии 500. Он разработан швейцарской RUAG Space, имеет диаметр 5,4 метра и составлен из ячеистого алюминия и карбона. Длина обтекателя: от 20,7 метров до 26,5 метров в зависимости от модификации.

Обтекатель крепится через промежуточный адаптер и разгонный блок, фактически, оказывается внутри него.

В связи с этим, при запусках модификаций Атлас V серии 500, обтекатель отделяется приблизительно на 1 минуту раньше, чем при запусках серии 400, еще до остановки двигателя первой ступени и расстыковки ступеней.

  • Модификации
  • У ракет Атлас-5 имеется трехзначная кодификация версий ракет. Из трех цифр:
  • Первая зависит от обтекателя (4 для малого и 5 для широкого от RUAG).

Вторая цифра зависит от количества монтированных к ракете твердотопливных ускорителей. Всего ускорителей может быть от 1 до 5. Соотвественно, на ракету с узким обтекателем устанавливается от 0 (их может и вовсе не быть) до 3 ускорителей, а на ракету с широким обтекателем до 5 ускорителей.

Третья цифра отображает модификацию разгонного блока Центравр, т.е. от количества двигателей. Соотвественно, если двигатель 1, то и цифра 1, если 2, то 2.

  1. Например: в соответствии с классификацией ракета Атлас-5 вариант 542 означает, что это ракета с широким обтекателем, четырьмя твердотопливными ускорителями и разгонным блоком Центавр, оснащенным двумя двигателями.
  2. Запуск и полет ракеты-носителя Атлас-5

Эксплуатация ракет Атлас-5

Ракеты запускаются с двух стартовых площадок:

  • первый – SLC-41, на мысе Канаверал, Флорида,
  • второй – SLC-3E на базе Вандернберг, Калифорния.
  • На начало 2016 года был осуществлен 61 запуск ракет Атлас-5, все признаны успешными (во время одного из пусков спутник не вышел на заданную орбиту, но все равно эксплуатируется – запуск признан частично успешным).
  • Проекты
  • Атлас-5 CTS (Crew Transportation System)
  • С 2006 года Lockheed Martin и концерн ULA работают над созданием версии ракеты для обеспечения пилотируемых полетов.

Lockheed Matin и Bigelow Aerospace заключили соглашение о модернизации ракеты с доведением безопасности до уровня, требуемого для пилотируемых полетов. В 2011 году подразделение NASA COTS предоставило компании заказ на коммерческие запуски.

В том же году Boeing  в рамках консорциума ULA выбрала ракету Атлас-5 в качестве носителя своего перспективного корабля CST-100. А в 2014 году Sierra Nevada Corp. так же выбрала эту ракету для доставки на орбиту своего пилотируемого корабля Dream Chaser.

Таким образом, в случае успеха, Атлас-5 станет носителем сразу двух типов пилотируемых космических кораблей.

Замена двигателя РД-180

Развитие геополитического конфликта США и России, а так же начало санкционного противостояния заставили концерн ULA искать замену российскому двигателю РД-180, ранее успешно применявшемся на первых ступенях ракет. Рассматриваются варианты вплоть до создания новой ракеты на замену Атлас-5 и Дельта-4 (проект Вулкан).

  1. Так же рассматривается возможность установки двигателя Aerojet AR-1, который разрабатывается с 2015 года для ремоторизации ракет Атлас-5.
  2. Новые твердотопливные ускорители
  3. В 2015 году ULA объявило о разработке для ракеты Атлас-5 нового ускорителя GEM 63 от Orbital ATK для замены ускорителей AJ-60A фирмы Aerojet Rocketdyne.
  4. Проект Вулкан (Vulcan)
  5. Ракета-носитель Вулкан предполагается, как замена нынешних носителей концерна ULA: ракет Атлас-5, Дельта-2 и Дельта-4.

Изначально, для ракет Атлас-5 на замену двигателям РД-180 был предложен кислородно-метановый двигатель BE-4 компании Blue Origin.

Однако, ракета была разработана под керосин, а не метан и переход на новый двигатель фактически означает создание новой первой ступени. Второй ступенью предполагается разгонный блок Центавр, прошедший модернизацию.

Твердотопливные ускорители GEM 60XL от Orbital ATK. Первые запуски ракеты Вулкан предполагаются с 2019-2020 года.

Атлас-5 HLV

В 2006 году ULA анонсировало создание тяжелой версии ракеты HLV (Heavy Lift Vehicle). В качестве первой ступени предполагалось применять три универсальных ракетных модуля (первая ступень обычной Атлас-5).

Ракета имела расчетную возможность заброски до 29,4 тонн нагрузки на низкую орбиту. Однако, низкая потребность в носителях такой мощности (при их высокой стоимости) не дали проекту реализоваться.

Модификация HLV никогда не летала, а ресурсы по разработке перенаправлены на ракету Вулкан.

Фаза 2

После объединения космических подразделений Lockheed Martin и Boeing в рамках консорциума ULA появилась возможность применять некоторые узлы и методики совместно по ракетам обеих фирм (широкий обтекатель Атлас-5 получил как раз от боинговской Дельта-4). С появившейся возможностью улучшения производства возникла идея создания обновленной ракеты на базе Атлас-5 – так называемой Фазы 2 (Atlas Phase 2 или PH2).

Ракета GX

В конце 2000-хх годов Lockheed Martin заключило контракт с рядом японских компаний по созданию для Японии новой ракеты под наименованием GX. Универсальный ракетный модуль ракеты Атлас-5 предлагался в качестве первой ступени этой ракеты. Запуски был запланирован в 2012 года с космодрома Ванденберг. В 2009 году проект был свернут правительством Японии.

Американская ракета атлас 5 какой двигатель

Конструкция ракеты Атлас-5

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТ АТЛАС-5 (модель 542)

Тип ракета-носитель среднего класса
Топливо Керосин + жидкий кислород, твердотопливные ускорители
I ступень 1 РД-180 + 5 ускорителей AJ-60A
II ступень 2 RL-10C-1
Стартовая масса 546,7 т.
Тяга (на уровне земли) 1250,7 тс. (390,2 тс. УРМ + 860,5 тс. ускорители)
Полезная нагрузка (НОО) 18,8 т.
Длина ракеты 58,3 м.

Американская ракета-носитель Atlas V. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 23 марта 2016 г. США осуществили запуск с космодрома на мысе Канаверал ракеты-носителя Atlas V 401 («Атлас-5-401») с автоматическим грузовым кораблем Cygnus («Сигнус»). Корабль доставит на Международную космическую станцию около 3,6 т различных грузов.

Atlas V («Атлас-5») — американская одноразовая ракета космического назначения. Принадлежит к семейству ракет Atlas, которое было создано в 1960-х гг.

на базе первой американской межконтинентальной баллистической ракеты SM-65 Atlas (находилась на вооружении США до 1965 г.).

Предназначена для запуска различных космических аппаратов, в том числе военного назначения (около 70% запусков — правительственные заказы).

Разработана корпорацией Lockheed Martin («Локхид- Мартин»; Бетесда, шт. Мэриленд) в конце 1990-х гг. в рамках программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle — «усовершенствованная одноразовая ракета-носитель») по заказу Министерства обороны США. Сумма контракта составила около 500 млн долларов США.

Изготовитель — United Launch Alliance («Юнайтед лонч эллайенс»; ULA; «Ю-эл-эй»; Сентенниал, шт. Колорадо), совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing («Боинг»; Чикаго), создано в 2006 г.

  • Выпускается в двух сериях — 400-й и 500-й.
  • Характеристики
  • Представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего или тяжелого класса (в зависимости от конфигурации).
  • Максимальная длина — 61 м, диаметр — 3,75 или 4,572 м, стартовая масса — от 334,5 до 546,7 т.
Читайте также:  Автозапуск двигателя своими руками по доп каналу

Первая ступень, центральный ракетный блок CCB («Си-си- би»), оснащена российским кислородно-керосиновым жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-180 (НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко; г. Химки Московской обл.). Конкурс на разработку двигателя для американских ракет был выигран российским предприятием в 1996 г., впервые РД-180 был установлен на Atlas III (первый запуск — в 2000 г.).

Летом 2001 г. РД-180 был сертифицирован для использования на Atlas V. Также предусмотрено дооснащение первой ступени боковыми стартовыми твердотопливными ускорителями AJ-60A компании Aerojet Rocketdyne («Аэроджет рокетдин»; Сакраменто, шт. Калифорния) — от одного до пяти.

Вторая ступень — разгонный блок Centaur («Центавтр»; разрабатывался для Atlas II и Atlas III) с одним или двумя (в зависимости от конфигурации) кислородно-водородными ЖРД RL10A-4-2 (Aerojet Rocketdyne).

Atlas V 400-й серии может выводить полезный груз массой до 7,7 т на геопереходную орбиту (ГПО) и до 15,13 т на низкую опорную (НОО). Atlas V 500-й серии — до 8,9 т на ГПО и до 18,51 т на НОО.

Запуски и инциденты

Запуски проводятся с пусковых площадок баз Военно- воздушных сил США на мысе Канаверал (шт. Флорида) и Ванденберг (шт. Калифорния). Стоимость одного запуска ракеты в 2009 г. оценивалась в 170 млн долларов США.

Впервые Atlas V стартовал 21 августа 2002 г. с мыса Канаверал с европейским спутником связи Hot Bird («Хот Берд»). 15 июня 2007 г.

из-за преждевременного отключения двигателя второй ступени (Centaur) не удалось вывести на расчетную орбиту два американских военных спутника, однако они смогли достичь нужной орбиты при помощью собственных двигательных установок (заказчик классифицировал выполнение полета как штатное).

Всего до 23 марта 2016 г. был осуществлен 61 запуск ракеты — 60 успешных и один частично успешный. Предыдущий запуск состоялся 5 февраля 2016 г.: стартовавшая с мыса Канаверал ракета Atlas V 401 вывела на орбиту навигационный спутник GPS IIF («Джи-пи-эс-2-эф»).

Планы замены российского РД-180 на двигатель американского производства

В декабре 2014 г. Конгресс США принял законодательный акт, запрещающий с 2019 г. использование российских ЖРД РД-180 на ракетах Atlas V для вывода на орбиту военных спутников (ограничения были введены в связи с конфликтом на Украине).

Одновременно законодатели потребовали от американских компаний разработать к 2019 г. новый ракетный двигатель, который составил бы конкуренцию российскому (на это планируется выделить 220 млн долларов).

В настоящее время работы по созданию нового американского ракетного двигателя ведут компании ULA, Blue Origin («Блю ориджин»; Кент, шт. Вашингтон) и Aerojet Rocketdyne.

Первоначальный контракт на поставку в США двигателей РД-180 был заключен в 1997 г., тогда Lockheed Martin заявила о намерении приобрести 101 двигатель РД-180 на сумму 1 млрд долларов США.

В том же году НПО «Энергомаш» и Pratt and Whitney («Пратт энд Уитни», США) образовали совместное предприятие RD AMROSS («РД АМРОСС»), на которое была возложена реализация соглашения. В декабре 2012 г. был подписан еще один контракт на 29 двигателей, а в декабре 2015 г.

заключено дополнительное соглашение на поставку до 2019 г. еще 20 двигателей для Atlas V.

Сша отказались от покупок российских ракетных двигателей — рбк

Как отмечает издание, всего США купили 122 двигателя РД-180. Последние шесть двигателей американская сторона приобрела в апреле.

Вместо ракет с российскими двигателями ULA будет использовать для миссий Пентагона более дешевые Vulcan Centaur с двигателями BE-4, которые разрабатывает Blue Origin Джеффа Безоса. Он работает на кислороде и метане.

Последнее время, пишет The Verge, Space X подорвала монополию ULA на государственные контракты на запуски. У компании Илона Маска есть многоразовая ракета Falcon 9, более дешевая, чем Atlas V.

ULA снизила стоимость миссий Atlas V с примерно $187 млн до примерно $100 млн из-за усиления конкуренции, но так и не приблизилась к стартовой цене Falcon 9, составляющей около $62 млн.

В прошлом году Космические силы США выделили ULA и SpaceX миллиарды долларов на запуск от 30 до 35 миссий для Пентагона в период с 2022 по 2027 год, причем ULA получает 60% рабочей нагрузки, а SpaceX — остальную долю.

Российские ракетные двигатели РД-180 собирали по заказу США на НПО «Энергомаш» (входит в состав госкорпорации «Роскосмос»).

В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил ULA производить какие-либо покупки или платежи с «Энергомашем». Однако в мае того же года Вашингтон отменил запрет.

В сентябре 2017 года газета The Wall Street Journal сообщала, что из-за отсутствия аналогов Пентагон не сможет отказаться от импорта двигателей РД-180 как минимум до 2025 года.

Однако уже в октябре 2017 года компания Blue Origin провела первые огневые испытания двигателя BE-4. В сентябре 2018-го предприятие Безоса договорилось о поставке двигателя подрядчику NASA.

По сообщению The Verge, поставки первых готовых к полетам двигателей ожидаются к концу 2021 года.

Генерал Джейсон Котерн, заместитель командующего ракетным подразделением Космических сил, уточнил, что если поставки сорвутся, часть рабочей нагрузки Vulcan Пентагон может отдать SpaceX.

Замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров говорил, что отказ США от РД-180 не приведет к «катастрофическим» последствиям для России.

Первый замгендиректора «Роскосмоса» по экономике и финансам Максим Овчинников в то же время сообщил, что продажа в США двигателей РД-180/РД-181 составляла около трети общей выручки предприятия. Без нее «Энергомаш» потеряет от 10 млрд до 13 млрд руб.

годовой прибыли, говорил он.

«Понятно, что это [прекращение поставок ракетных двигателей] для «Энергомаша» будет достаточно знаковая потеря в экономике, но тем не менее мы прорабатываем отдельные варианты поставок этой продукции другим заказчикам и будем делать все, чтобы уходить от прямой зависимости только от одного-двух-трех заказчиков на этом рынке», — сказал Овчинников.

Подпишись на FB РБК

Получайте новости быстрее всех

«Атлас-5». Ракета, которая летает

Сегодня мы поговорим о ракете, которая очень часто упоминается патриотически настроенными любителями российского космоса. Ее имя — «Атлас-5». Чем же она знаменита? Дело в том, что в ее первой ступени используется российский двигатель РД-180. Который якобы американская промышленность создать не в силах. На самом деле это, конечно, не так.

Компания Blue Origin уже завершает разработку своего кислородно метанового двигателя BE-4. Считается что именно он придет на смену российскому РД-180. Заключение контрактов на поставку которого в США пока запрещено.

Итак, «Атлас-5». Что же это за ракета? Обычно она используется для отправки в космос межпланетных миссий и военных спутников. А также выполнения грузовых рейсов на Международную космическую станцию. Ракеты подобного типа запускались в космос, на настоящий момент, 83 раза. Без каких-либо серьезных отказов. Что делает «Атлас-5», несомненно, одной из самых надежных ракет в мире.

Именно с помощью ракеты «Атлас-5» в космос были запущены миссия «Новые горизонты», сверхсекретный космический самолет «X-37B» и марсоход «Curiosity».

«Атлас-5» планируется использовать в будущем для осуществления полетов космического корабля «Boeing CST-100» на МКС. ​

Характеристики ракеты «Атлас-5»

Высота: 62,5 метра. Диаметр : 3,81 метр. Масса: 21 173 килограмма. Первая ступень: с использованием российского двигателя РД-180, работающего на керосине и жидком кислороде.

Вторая ступень: с использованием американского двигателя RL-10 производства компании Aerojet Rocketdyne. Работает на жидком водороде и жидком кислороде.

Твердотопливные ракетные ускорители: до трех (зависит от полезной нагрузки) SRB Aerojet Rocketdyne на серии 400, и до пяти ускорителей на серии 500. Грузоподъемность: низкая околоземная орбита: от 8 250 до 20 520 кг; геостационарная орбита: от 4750 до 9900 кг.

Читайте также:  График мощность двигатель обороты крутящий момент

Стартовые площадки: космический стартовый комплекс на мысе Канаверал во Флориде; космический стартовый комплекс на авиабазе Ванденберг в Калифорнии.

История и достижения

Впервые ракета «Атлас-5» стартовала в космос 21 августа 2002 года. На орбиту был успешно выведен связной спутник «Eutelsat Hot Bird 6».

12 августа 2005 года ракета «Атлас-5» впервые была использована в интересах НАСА. В космос была запущена межпланетная миссия Mars Reconnaissance Orbiter (MRO).

АМС НАСА «Новые горизонты», направлявшийся к Плутону, стартовала с помощью ракеты «Атлас-5» 19 января 2006 года. Межпланетная станция успешно пролетела рядом с Плутоном в 2015 году. И в данный момент находится на пути к поясу Койпера. Множество других межпланетных миссий тоже покинули Землю с помощью ракеты «Атлас-5». Это:

  • Марсоход «Curiosity». Он отправился к Марсу 26 ноября 2011 года. Роверу удалось обнаружить множественные свидетельства существования на поверхности Марса в прошлом жидкой воды.
  • Космический аппарат «Юнона». Стартовал к Юпитеру 5 августа 2011 года. И все еще находится на орбите вокруг газового гиганта. Успешно передает информацию о погоде и условиях на самой большой планете Солнечной системы.
  • Миссия НАСА «MAVEN» покинула Землю 18 ноября 2013 года тоже с помощью ракеты «Атлас-5». MAVEN исследует потерю Марсом своей атмосферы. Это может помочь ученым понять, почему на Красной планете сегодня нет огромных потоков проточной воды, которые существовали там раньше, что следует из геологических данных.
  • Другие интересные космические миссии: экспедиция по забору грунта на астероиде Бенну и доставке его на Землю OSIRIS-REx (дата старта — 8 сентября 2016 года), лунный разведывательный орбитальный аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) (дата старта — 19 июня 2009 года), посадочный аппарат «Mars InSight» (дата старта — 5 мая 2018 года).

Ракеты «Атлас-5» использовались также для полетов к МКС. Таинственные полеты космического корабля «Boeing X-37B» тоже осуществляются с помощью ракеты «Атлас-5». Этот многоразовый неуправляемый космический корабль используется ВВС США. Его истинное предназначение неизвестно.

Отказы

Ракеты «Атлас-5» известны своей невероятной надежностью. Более 80 пусков, которые были осуществлены в период с августа 2002 года по март 2018 года прошли без каких-либо серьезных сбоев. Однако по крайней мере в двух случаях имели место небольшие неполадки.

Которые (к счастью) не повлияли на исход миссии. Первая произошла 15 июня 2007 года, когда ракета «Атлас-5» вывела два разведывательных спутника на более низкую орбиту, чем ожидалось. Второй произошел в начале миссии к МКС корабля Cygnus.

Это произошло 23 марта 2016 года.

«Атлас-5» является на настоящий момент одной из самых надежных ракет, используемых человеком. С ее помощью были запущены практически все ныне действующие межпланетные миссии. И нам, жителям России, должно быть немного теплее в душе от того, что при запусках к другим мирам используется продукт интеллекта и наших людей — ракетный двигатель РД-180.

Atlas V

Reliability.Flexibility.

Performance.

Get to Space Safely and on Time

  • Starting at $109 million.
  • More than 15 years of 100% mission success founded on a heritage of more than 600 Atlas program launches.
  • Delivers the most sensitive and critical missions – including planetary exploration missions, classified defense systems and key commercial assets.
  • Launching astronauts to the International Space Station aboard Boeing’s Starliner capsule.
  • Atlas V Launches
  • Atlas V Photos

Atlas V uses a standard common core booster, up to five solid rocket boosters (SRBs), a Centaur upper stage in a single- or dual-engine configuration, and one of several sizes of payload fairings.

Centaur is the world's highest-performing upper stage. The pressure-stabilized tanks combined with the lightweight Aerojet Rocketdyne RL10C-1 engine provides industry best thrust-to-weight ratio. The stage has demonstrated long-coast relight capability that enables it to service any orbital need.

Find the optimal configuration for your spacecraft at RocketBuilder.com

Optimal orbit for each customer, delivering industry-best spacecraft orbital insertion accuracy

GEO0.0° GTO27.0° LEO28.7° LEO90.0° LEO ISS51.6°
401 4,750 kg10,470 lbs 9,800 kg21,600lbs 8,080 kg17,820 lbs 8,910 kg19,640 lbs
411 1,935 kg4,270 lbs 5,950 kg13,110 lbs 12,030 kg26,530 lbs 9,980 kg22,020 lbs 10,670 kg23,530 lbs
421 2,480 kg5,460 lbs 6,890 kg15,180 lbs 13,600 kg29,980 lbs 11,140 kg24,560 lbs 12,060 kg26,600 lbs
431 2,820 kg6,210 lbs 7,700 kg16,970 lbs 15,260 kg33,660 lbs 12,310 kg26,750 lbs 13,250 kg29,220 lbs
501 3,780 kg8,330 lbs 8,210 kg18,100 lbs 6,770 kg14,930 lbs 7,540 kg16,630 lbs
511 5,250 kg11,570 lbs 11,000 kg24,250 lbs 9,060 kg19,990 lbs 10,160 kg22,410 lbs
521 2,540 kg5,610 lbs 6,480 kg14,280 lbs 13,500 kg29,760 lbs 11,160 kg24,610 lbs 12,510 kg27,590 lbs
531 3,080 kg6,800 lbs 7,450 kg16,420 lbs 15,530 kg34,250 lbs 12,880 kg28,410 lbs 14,480 kg31,920 lbs
541 3,530 kg7,800 lbs 8,290 kg18,270 lbs 17,410 kg38,400 lbs 14,480 kg31,940 lbs 16,290 kg35,920 lbs
551 3,850 kg8,500 lbs 8,900 kg19,620 lbs 18,850 kg41,570 lbs 15,760 kg34,750 lbs 17,720 kg39,080 lbs

GEO (Geosynchronous Orbit)=35,786 km Circular at 0 degGTO (Geosynchronous Transfer Orbit)=35,786 km x 185 km at 27.0 deg LEO (Low Earth Orbit-Reference) =200 km circular at 28.7 deg or 90 deg

LEO ISS (Low Earth Orbit-International Space Station) =407 km circular at 51.6 deg

The payload fairing (PLF) provides a controlled, safe environment for spacecraft during ascent. All ULA PLFs are configured for off-pad payload encapsulation to enhance payload safety and security and minimize on-pad time.

The Atlas V payload fairings are configurable to fit a variety of spacecraft heights, both 4-m and 5-m diameter variants are available in three lengths. The 4-m PLF is a metallic design, configured by adding additional cylindrical plugs to achieve the desired length. The 5-m PLF is a carbon composite bi-sector design manufactured by ULA partner RUAG Space.

Delivering more than 860,000 pounds of thrust at liftoff and an impressive range of continuous throttling capability, the RD-180 main engine is a powerful combination of innovation and performance.

Designed and manufactured by NPO Energomash, the liquid oxygen/liquid kerosene, two-thrust-chamber RD-180 engine is a complete propulsion unit equipped with hydraulics for control valve actuation and thrust vector gimbaling, pneumatics for valve actuation and system purging, and a thrust frame to distribute loads.

  • Nominal Thrust (sea level): 860,300 lbs
  • Specific Impulse (sea level): 311 seconds
  • Length: 140 in Weight: 12,081 lbs
  • Fuel/Oxidizer: Liquid Oxygen/Liquid Kerosene

When missions demand additional thrust at liftoff, Atlas integrates up to three Aerojet Rocketdyne solid rocket boosters (SRBs) on the Atlas V 400 series launch vehicle and up to five SRBs on the Atlas V 500 series vehicles.

  • Peak Vacuum Thrust: 380,000 lbs
  • Specific Impulse: 279.3 seconds
  • Length: 787 in
  • Maximum Diameter: 62.2 in
  • Weight: 102,950 lbs
  • Nominal Burn Time: 88.3 seconds

Both the Atlas V and the Delta IV rely on the RL10 propulsion system to power their second stages.

Logging an impressive record of nearly 400 successful flights and nearly 700 firings in space, RL10 engines, manufactured by Aerojet Rocketdyne, harness the power of high-energy liquid hydrogen.

The RL10 boasts a precision control system and restart capability to accurately place payloads into orbit.

The Atlas V Centaur upper stage is powered by the RL10C and can be configured with either one or two engines.

  • Nominal Thrust: 22,900 lbs
  • Specific Impulse: 450.5 seconds
  • Fuel/Oxidizer: Liquid Hydrogen/Liquid Oxygen
  • Diameter: 46 in
  • Weight: 367 lbs
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector