В двухтактный двигатель масло заливают

Одним из глобальных классификаторов при подборе смазочных материалов для ДВС является конструкция мотора. По количеству отдельных законченных операций, так называемых тактов, современные поршневые двигатели подразделяются на:

  • двухтактные;
  • четырехтактные.

В двухтактный двигатель масло заливаютДвухтактные масла разных производителей

Четырехтактными моторами оснащаются практически все мотоциклы и легковые автомобили, а также другая более тяжелая техника. Двухтактные двигатели заняли нишу среди малолитражных и кроссовых мотоциклов, различного портативного инструмента, легкого водного транспорта, а также в некоторых других отраслях.

В материале статьи рассмотрим особенности двухтактного масла, а также кратко разберем некоторые важные моменты применения и основы выбора.

Особенности работы двухтактного двигателя

Двухтактные ДВС имеют некоторые отличия в принципе работы относительно четырехтактных. Этот тип двигателей так же, как и четырехтактный, включает в себя коленчатый вал, шатун, поршень и цилиндр.

Однако механизм газораспределения здесь реализован не при помощи распределительного вала и клапанов, а набором, так называемых окон различного назначения.

В двухтактный двигатель масло заливаютдвухтактный мотор схема работы с клапаном впускного окна

В общем случае, для простейших моделей этих ДВС, три окна:

  1. Впускное.
  2. Выпускное.
  3. Продувочное.

Продувочное и выпускное окно открывается и закрывается телом поршня. Поршень в двухтактных ДВС имеет однородную удлиненную юбку. Продувочное окно может закрываться специальным клапаном или так же, как и остальные окна – поршнем.

В двухтактный двигатель масло заливаютПоршень двухтактного двигателя

Со стороны подачи топлива расположены два окна. Впускное, которое находится ниже, и продувочное, которое расположено выше. Отработавшие газы выходят через выпускное окно, которое находится с противоположной стороны.

Топливно-воздушная смесь из карбюратора или системы впрыска попадает в камеру перед впускным окном. Впускное окно не имеет прямой связи с цилиндром. Оно открывает доступ в полое пространство под поршневой камерой, где находится коленчатый вал с шатуном.

Кривошипная камера изолирована от окружающей среды. При подъеме поршня в камере создается разряжение. И ближе к верхней мертвой точке топливно-воздушная смесь всасывается в пространство под поршнем.

В двухтактный двигатель масло заливают

В процессе движения поршня вниз, ближе к концу рабочего такта, сначала открывается выпускное окно, через которое в атмосферу выбрасываются под давлением отработавшие газы.

Далее открывается продувочное окно, через которое в камеру сгорания закачивается свежая смесь. Свежая смесь выталкивает до конца отработавшие газы. Цикл повторяется.

Существуют и другие конструкции с более сложно организацией циркуляции топливно-воздушной смеси и отработавших газов. Однако рассматриваемая конструкция базовая, и она в полной мере описывает суть работы двухтактных моторов.

Поршень, стенки цилиндра и шатунные втулки смазываются за счет масла, растворенного в топливе. То есть в картере двухтактного двигателя, именно в кривошипной камере, нет масла.

Двухтактное моторное масло добавляется только в топливо. Смазка в традиционном ее понимании есть только в коробке передач и иногда в отсеке с дисками сцепления.
Именно эти эксплуатационные особенности определяют свойства двухтактного масла.

Основные отличия двухтактного масла от четырехтактного

Из предыдущего пункта становится понятно, что двухтактные моторы довольно сильно отличаются по принципу работы от четырехтактных. Рассмотрим ниже, чем отличается двухтактное масло от четырехтактного.

  • Двухтактное масло должно не просто идеально смешиваться с топливом, но и быть достаточно летучим, чтобы не парализовать работу системы питания. Любая смазка без проблем растворится в бензине, так как сам по себе бензин – отличный растворитель. Но касательно двухтактного масла, при образовании топливно-воздушной смеси, оно должно легко переходить во взвешенное состояние и не выпадать быстро в осадок.
    В двухтактный двигатель масло заливаютЧетырехтактное и двухтактное и масло
    В противном случае смазка будет просто оседать на стенках впускной и кривошипной камеры.
  • Активные компоненты должны обладать хорошей термостойкостью и разлагаться только под воздействием вспышки бензина. В противном случае они будут деградировать еще до того, как смажут рабочие поверхности. С другой стороны, двухтактные смазочные материалы должны сгорать полностью без образования твердых отложений на поршнях и кольцах.
  • Двухтактные смазки должны при своем горении выделять минимальное количество дыма. Это требование экологии. Второе требование экологии распространяется отдельно на смазочные материалы для лодочных силовых агрегатов: эти масла должны быть биоразлагаемыми и в случае попадании в воду не загрязнять экосистему.

Классификация и основы подбора

Сегодня в мире применяются три основных классификатора для описания свойств и сферы применения двухтактных масел:

Рассмотрим только актуальные, действующие сегодня стандарты. Устаревшие и вышедшие из оборота классификации нет смысла обозревать, так как их в продаже на сегодня найти практически невозможно.

В двухтактный двигатель масло заливаютКлассификация двухтактных масел по API

По SAE сегодня распространены два типа моторных масел TD и TC-W3. Первый тип, TD, подходит для большинства двухтактных двигателей, эксплуатируемых сегодня. Смазочные материалы с маркировкой TC-W3 предназначены для лодочных ДВС. Главным отличием этих смазок является их высокая экологичность. По рабочим характеристикам существенных различий нет.

По JASO сегодня можно встретить масла с маркировкой FB, FC и FD. Качество и рабочие качества повышаются с отдалением второй буквы от начала алфавита. Смазки с маркировкой FB подойдут для низконагруженных двигателей без специфичных требований.

Параметры испытаний для JASO и ISO
ISO EGB EGC EGD
JASO FA FB FC
Смазочные свойства 90 min 95 min 95 min 95 min
Индекс крутящего момента 98 min 98 min 98 min 98 min
Моющие свойства 80 min 85 min 95 min 125 min
Отложения на юбке поршня 85 min 90 min 95 min
Дымность 40 min 45 min 85 min 85 min
Отложения в системе выхлопа 30 min 45 min 90 min 90 min

Категория FC обладает пониженным выделением дыма. У FD, помимо сниженной дымности, повышенные очищающие свойства.

Классификация по ISO основана на японской JASO. Однако здесь дополнительно введено несколько уровней проверки, которые обязательно должно пройти каждое сертифицируемое масло.

Аналогично JASO, здесь есть три класса:

  1. ISO-L-EGB — аналог FB.
  2. ISO-L-EGC — аналог FC.
  3. ISO-L-EGD — аналог FD.

В случае с классификацией по ISO, первым двум классам дополнительно проводятся тесты на чистоту поршней после использования. Последнему классу необходимо пройти тест на моющие свойства.

Стандарты двухтактных моторных масел — видео

Важные моменты, о которых не стоит забывать

Есть несколько важных моментов при выборе и использовании двухтактного масла, о которых не следует забывать.

  • Использовать смазочные материалы для двухтактных двигателей необходимо обдуманно в плане дозировки. Например, для отечественной техники часто указываются пропорции 1:25 или 1:33. Но здесь важно помнить, что эта пропорция актуальна для масел российского производства, которые не всегда бывают эффективными и качественны.
    В двухтактный двигатель масло заливаютДвухтактный поршень после использования неподходящей смазки
  • Для лодочных моторов кратковременно можно использовать синтетические масла. Отличия в роботе лодочных двигателей от обычных четырехтактников минимальны. Основное качество лодочного масла – его высокая экологичность.
  • Даже кратковременное использование обычного четырехтактного моторного масла в двухтактном двигателе может привести к необратимым последствиям. Поэтому лучше не рисковать и отказаться от поездки или использования бензоинструмента без наличия подходящих смазочных материалов.

И самое главное. Никогда не экономьте на двухтактных маслах. Как показала практика, этот тип двигателей гораздо чувствительнее относится к качеству смазочных материалов.

Как отличить оригинальное 2-х тактное масло штиль от подделки — видео

Соотношение масла и бензина в 2т двигателе: таблица, правила смешивания

Владельцы скутеров и мотоциклов, а также хозяева бензоинструмента, имеющего двухтактный двигатель, сталкиваются с необходимостью заливать в топливный бак предварительно подготовленную смесь бензина и масла, выдержав необходимые пропорции.

Мотолюбители знают, что нельзя заправлять технику с силовым агрегатом двухтактного типа чистым бензином. Это отрицательно скажется на работе мотора, его ресурсе и приведет к неизбежным поломкам.

Таблица масло-бензин поможет определиться с правильным соотношением количества топлива и смазочной жидкости.

Познакомимся поближе с принципом функционирования двухтактника, разберемся с пропорциями смешивания, а также правилами подготовки топливной смеси.

В двухтактный двигатель масло заливаютСмешивание масла с бензином поможет технике двухтактного типа избежать поломок

Особенности и принцип работы 2т двигателя

Любой хозяин мототехники должен иметь представление о конструкции двигателя и принципе его функционирования.

Силовой агрегат двухтактного типа применяется не только в мототехнике, но и в других технических устройствах – бензокосилках, триммерах и прочих.

Несмотря на комплектацию многих моделей современной техники четырехтактниками, двухтактный мотор по-прежнему широко используется. Он прост в эксплуатации, удобен в обслуживании и ремонте, а также достаточно надежен.

Рабочий цикл такого двигателя осуществляется за пару тактов сжатия и рабочего хода в результате энергии от воспламенения топлива. Оба цикла осуществляются во время одного оборота коленвала.

У двухтактного мотора отсутствует фаза впуска топливной смеси и выпускной цикл, характерные для четырехтактников.

Процесс впуска топлива и выпуска отработанных газов происходит во время фаз сжатия и расширения.

Благодаря такой конструктивной особенности повышается крутящий момент и развиваемая мотором мощность при одинаковой с 4-тактным мотором кубатуре.

И хотя КПД двухтактной силовой установки ниже по сравнению с четырехтактной, благодаря двухтактной работе поршня, элементы двигателя выполняют меньшее количество перемещений.

При условии качественной смазки сопрягаемых деталей мотора, он имеет достаточно высокий ресурс эксплуатации и менее подвержен внутреннему износу.

Для функционирования двухтактника необходимо включить зажигание, обеспечить подачу топлива и прокрутить стартером или кикстартером коленвал двигателя.

Читайте также:  60сс двигатель что такое

В двухтактный двигатель масло заливаютНе только в мототехнике применяется силовой агрегат двухтактного типа

Дальнейшая работа двухтактного мотора осуществляется по следующему алгоритму:

  • поршень начинает перемещаться в сторону свечи зажигания с нижней мертвой точки. В это время топливная смесь попадает в рабочую камеру цилиндра. Происходит открытие выпускного окна, предназначенного для выхода выхлопных газов, и рабочая смесь сжимается;
  • в начальной фазе цикла сжатия в камере кривошипно-шатунного механизма происходит перепад давления, способствующий поступлению новой порции бензина. В верхней фазе перемещения поршня происходит воспламенение рабочей смеси искрой от свечи;
  • возникшая в результате воспламенения бензина энергия заставляет поршень смещаться к нижней точке. Благодаря открытому каналу выпускного окна выходят отработанные газы через колено, соединенное с глушителем;
  • последующее перемещение поршня вызывает открытие продувочного канала и поступление бензина в рабочую зону цилиндра. Фаза смещения поршня к нижней точке завершает рабочий цикл мотора и цикл повторяется.

В процессе подачи бензина, перемешанного с маслом, происходит смазывание составных элементов силового агрегата. Этим отличается смазочная система двухтактного мотора от системы смазки четырехтактника, в котором имеется шестеренный насос для подачи масла в зону сопрягаемых частей мотора.

В двухтактный двигатель масло заливаютМасло смешанное с бензином осуществляют смазку в кривошипно-шатунном механизме

Почему нужно смешивать бензин с маслом

Не все знают, как разбавлять бензин для двухтактного китайского скутера, и почему возникает необходимость перемешивания бензина с маслом в строго определенных пропорциях.

Дело в том, что конструктивные особенности и принцип действия двухтактного мотора не позволяют для его работы использовать чистый бензин.

Благодаря маслу, введенному в состав топливной смеси, осуществляется смазка и снижается трение в кривошипно-шатунном механизме.

Смешивание масла с бензином при подготовке топливной смеси является обязательным условием для нормальной работы двухтактных моторов.

Разбавление бензина маслом позволяет:

  • повысить ресурс работы силовой установки;
  • обеспечить эффективную смазку трущихся частей;
  • избежать заклинивания частей двигателя из-за перегрева;
  • предотвратить возможные поломки при работе мотора.

Кроме того, использование бензина, смешанного с маслом в необходимом процентном соотношении, позволяет избежать появления задиров, являющихся причиной ремонта. Недостаток масла способен вызвать перегрев элементов цилиндропоршневой группы и выход двухтактного мотора из строя.

Повышенная концентрация масла вызовет повышенный износ двигательного аппарата из-за образования толстого слоя нагара. Именно поэтому важно определиться с пропорцией, воспользовавшись таблицей, в которой указано необходимое количество масла для различных объемов бензина.

В двухтактный двигатель масло заливаютПричиной образования нагара в рабочей камере является применение некачественного масла

Каким маслом разводить бензин для мотоцикла

В двухтактных двигателях не предусмотрена отдельная заливка смазочной жидкости в картер двигателя.

К маслу, сгорающему вместе с топливом, предъявляются жесткие требования:

  • смазочная жидкость должна обеспечивать эффективную смазку всех частей;
  • масло должно легко гореть и после сжигания не образовывать нагар.

Применение некачественного масла для двухтактных моторов является причиной образования нагара в рабочей камере и уменьшения мощности.

Определяясь с видом масла, следует ориентироваться на рекомендации изготовителя техники, указанные в руководстве по эксплуатации. Следует отдавать предпочтение фирменным маслам, произведенным известным изготовителями. Предпочтительный класс масла – API-TB. Возможно также использование масла с маркировкой API-TC.

Выбор типа смазочной жидкости осуществляется в зависимости от климатических условий:

  • в теплое время года бензин можно разводить минеральным маслом;
  • в зимние месяцы стоит отдать предпочтение синтетическим маслам;
  • для всесезонного использования подойдет фирменная полусинтетика.

В двухтактный двигатель масло заливаютНа рекомендации изготовителя техники следует ориентироваться определяясь с видом масла

Для получения детальной информации о температурном пороге использования следует прочитать информацию на упаковочной таре масла. Зная необходимое для стабильной работы двигателя соотношение топлива и масла, а также объем бензобака, можно легко посчитать, сколько масла потребуется на определенный период, учитывая периодичность поездок или использования бензоинструмента.

Покупая масло для подготовки топливной смеси, следует обращать внимание на его назначение. Эта информация указана на упаковке. Недопустимо использование тракторного масла или лодочной смазочной жидкости для смешивания с бензином для заправки скутера или мотоцикла. Обратите внимание, что на фирменной этикетке масла для двухтактных двигателей обязательно имеет обозначение 2Т.

Таблица масло бензин – выбираем правильную пропорцию

Начинающие владельцы мототехники не всегда имеют представление, сколько масла добавлять в бензин. В зависимости от рекомендаций изготовителя, указанных в инструкции, объем добавляемой смазочной жидкости может изменяться. Наиболее распространенные соотношения 1: 50, а также 1:40. Незначительные отклонения от указанных пропорций не скажутся на работе двухтактного двигателя.

В двухтактный двигатель масло заливают

В период обкатки, когда происходит интенсивная притирка сопрягаемых частей двигателя, количество масла немного увеличивается. Когда обкатка завершена, переходят на другое соотношение топливной смеси, предусматривающее введение меньшего количества масла.

Разобраться с пропорцией несложно. Например, соотношение 1:50 означает, что в 50 литров бензина следует добавить литр смазочной жидкости. Использование мерных емкостей значительно облегчит процесс приготовления смеси. В зависимости от объема имеющейся тары, изменяется количество добавляемого масла.

В двухтактный двигатель масло заливаютБыстро приготовить смесь можно определившись с пропорциями

В частности, для пропорции 1:50 таблица поможет определиться с объемом вводимого масла:

  • для разбавления 5 л бензина понадобится 100 мл смазочной жидкости;
  • в десятилитровую емкость потребуется залить 200 мл масла;
  • в 20-литровую канистру следует ввести 400 мл смазки.

Определившись с пропорциями, можно быстро приготовить смесь. Однако, не стоит для этого использовать бензобак, поочередное заливая бензин и масло. Смешивание обязательно должно выполняться в отдельной емкости.

Сколько масла лить в бензин – правила приготовления смеси

Разобравшись, сколько масла лить в бензин, можно заняться приготовлением топливной смеси. Для этого потребуется чистая металлическая или пластиковая канистра. Вначале заливается требуемое количество бензина, а потом добавляется в нужном объеме смазочная жидкость. Завершив разбавление, пару раз наклоняют канистру.

В результате многократного встряхивания жидкости перемешиваются, и подготовленное топливо приобретает однородную окраску. В зависимости от цвета добавляемого масла, готовая жидкость может быть зеленоватой, голубоватой или красноватой.

При выполнении работ следует соблюдать технику безопасности и пожарные правила. Работы по смешиванию необходимо выполнять в проветриваемом помещении, а еще лучше в уличных условиях. При работе с легковоспламеняющимися жидкостями не допускается курение. Смешивание необходимо выполнять в перчатках для защиты кожи от попадания агрессивных жидкостей.

Подготовленной смесью заполняется топливная емкость и плотно закрывается крышка бензобака. Хранение бензина, перемешанного с маслом, может осуществляться в плотно закрытых канистрах. Бензин, перемешанный с маслом, сохраняет свои свойства на протяжении месяца.

Именно поэтому производить смешивание следует непосредственно перед заливкой, учитывая периодичность использования скутера или мотоцикла.

Как определить нарушение пропорции смешивания

Имеется ряд косвенных признаков, по которым можно определить несоответствие количества бензина и масла при подготовке смеси:

  • образование загрязнений в поплавковой камере и каналах карбюратора;
  • значительные смолистые отложения на элементах топливной системы;
  • окисление карбюраторных стенок и снижение эластичности резиновых деталей.

Любой из указанных признаков говорит о необходимости корректировки процесса перемешивания. Соблюдая пропорции, рекомендованные предприятием-изготовителем, можно обеспечить продолжительный ресурс работы двухтактного двигателя, а также избежать непредвиденного и, порой, дорогостоящего ремонта.

Масло для двухтактных двигателей — какое лучше

Сегодня для дачников и сельских жителей предлагается довольно большое количество технических средств, в основе которых используются малогабаритные двигатели внутреннего сгорания.

Чтобы получить более высокое значение мощности на выходном валу, используется двухтактный мотор.

При одном и том же объеме подобные силовые агрегаты способны выдавать на 70…75 % больше мощности, чем получают от четырехтактного собрата.

Еще одна важная причина, на которую ориентируются производители техники – это реальное упрощение конструкции ДВС. Отсутствие газораспределительного механизма удешевляет агрегат почти в два раза.

Единственная проблема таких моторов заключается в том, что нужно готовить бензо-масляную смесь для заливки в топливный бак. Здесь от качества используемого масла во многом зависит моторесурс двигателя.

Как происходит смазка в двухтактном моторе

В двухтактный двигатель масло заливают

Основное конструктивное отличие ДВС, работающих в двухтактном режиме, заключается в наличии трех окон.

  1. Нижнее впускное окно предназначено для подачи бензо-воздушной смеси в кривошипную камеру.
  2. Среднее продувочное окно используется для подачи горючей смеси (бензин, смешанный с маслом и воздух) в цилиндр двигателя.
  3. Третье верхнее окно необходимо для выпуска продуктов горения в окружающую среду.

Всего выполняется два такта.

Первый такт

  1. Поршень движется вверх.
  2. Среднее и верхние окна перекрыты поршнем, а нижнее открыто. Здесь создается разряжение.
  3. Из карбюратора за счет разряжения, созданного в кривошипной камере, горючая смесь поступает в нее.

  4. Внутри цилиндра происходит сжатие рабочего заряда.
  5. Когда остается всего несколько миллиметров движения вверх, подается искра. Она воспламеняет сжатый заряд.

  6. Поршень преодолевает верхнее мертвое положение (ВМП) за счет инерции маховика.

Второй такт

  1. Давление увеличивается в 20…40 раз (зависит от конструктивного исполнения).
  2. Сгорающие газы давят на поршень, заставляя его двигаться вниз.
  3. Совершается рабочий ход.

    Разность между энергией расширения и сжатия определяет величину выдаваемой мощности.

  4. Когда открывается среднее окно, продукты сгорания горючей смеси выбрасываются через него в систему выхлопа, оборудованную глушителем.

Оба такта выполняются за один оборот коленчатого вала. Все процессы повторяются многократно.

В двухтактный двигатель масло заливают

Для осуществления смазки в бензин добавляется моторное масло. При нахождении горючей смеси в кривошипной камере часть смазки попадает:

  • в область расположения шатунной шейки. Происходит образование масляной пленки на поверхности контакта;
  • в зону соединения поршня с шатуном. Здесь имеется поршневой палец. Осаждающаяся смазка попадает на поверхность пальца;
  • поступив в цилиндр, часть масляного содержимого горючей смеси остается на поверхности зеркала цилиндрической образующей. Между поршневыми кольцами и окружающей поверхностью также формируется контактная пленка моторного масла;
  • частично смазка накапливается и в канавках, где располагаются кольца. При движении вверх и вниз смазочная жидкость выдавливается, распределяясь по внутренней поверхности цилиндра;
  • примерно 85…95 % масла сгорают в такте расширения. Несгоревшие частицы в нагретом состоянии распадаются на простые молекулы и выбрасываются в глушитель. Большая часть оседает внутри этого устройства. Поэтому периодически требуется очистка выхлопной системы для получения максимума мощности от мотора.

Требования к моторному маслу для двухтактного двигателя

Технологическое решение обеспечения смазки в ДВС двухтактного цикла осуществляется двумя способами.

  1. Смешивание бензина и смазки при заправке в топливный бак.
  2. Раздельная подача горючего и смазочного компонентов. Подобным образом решается вопрос в двухтактных дизелях. Имеются два бака: в основной заливается топливо; во вспомогательный – масло.

Промышленность использует двухтактные дизели довольно ограничено. Чаще всего – это судовые моторы с большим ходом поршня. Для пользователей более распространенным является первый способ. Его применяют

  • на мобильной технике: мотоциклы, скутеры, мотовелосипеды, мотоблоки, мотокультиваторы и другие устройства;
  • для малой механизации в быту: бензопилы, мотокосы, буровые установки и ряд иных устройств.

Основные характеристики моторного масла

  1. Вязкость – это способность образовывать устойчивую пленку на поверхности контакта механических элементов. Для тепловых машин нужно обеспечивать стабильность данного показателя в широком температурном диапазоне (-20…+60 ⁰С).
  2. Текучесть является вторым важным показателем.

    Жидкость для смазки должна заполнять предоставляемое ей пространство. При запуске двигателя его температура еще довольно мала, поэтому необходимо проникновение масла в кривошипно-шатунном механизме, оседание на стенках цилиндра.

  3. Наличие противопригарных присадок. Это требование возникло сравнительно недавно.

    Компоненты начали добавлять примерно 20…25 лет назад. В результате реже возникают поломки из-за залегания колец в канавках поршней. При температуре более 2000…2100⁰С, которая наблюдается при сгорании топлива присадки не позволяют маслу образовывать кристаллы, оседающие в разных точках, где их вымывание затруднено.

  4. Противопенные присадки не позволяют образовывать пузыри газа на поверхности масляной пленки. Там, где присутствует пузырек газа, толщина пленки минимальная. Возможен «сухой» контакт между сопрягаемыми деталями.
  5. Противокоррозионные свойства. Смазка не должна окисляться кислородом, содержащимся в воздухе.

    Поэтому в составе обязательно присутствует небольшое количество предельных углеводородов (парафинов). Они образуют на поверхности защитное покрытие, предотвращающее доступ кислорода к металлу.

  6. Растворимость в бензине показатель, без которого использовать смазочное вещество нельзя.

    В практике требуется создавать топливо-смазочные смеси с разными соотношениями. Для тяжелых мотоциклов требуется готовить тяжелую пропорцию, в которой на 1 часть масла заливают 15…25 частей топлива. Для легких моторов триммеров нужна легкая смесь, в ней поддерживают пропорцию 1 : 40…50.

  7. Стабильность свойств характеризуется сохранением исходных показателей в течение длительного периода. Жидкость не должна расслаиваться. Не допускается выпадение включений в осадок.

В основе моторной смазки имеется несущая часть, а также присадочные компоненты, которые задают основные характеристики материалу.

Минеральные, полусинтетические и синтетические масла

В двухтактный двигатель масло заливают

При переработке нефти в крекинг процессе разделяют разные фракции. Часть используется в качестве топлива. Тяжелые части применяют для производства масел. Так производят минеральные смазочные материалы.

Внимание! Часто задают вопрос, почему не применяют растительные масла для моторов.

У смазок растительного происхождения наблюдается эффект испарения значительного количества вещества с образованием лаковой пленки.

Если подобную жидкость залить в двигатель, то возможно застывание лака после остывания мотора. Провернуть коленчатый вал и завести двигатель будет весьма затруднительно.

Синтетические масла производят путем сжижения газа и образования длинных полимеров. Их отличает стабильность в широком диапазоне температур. В частности, вязкость остается постоянной даже при низкой температуре. Текучесть сохраняется довольно высокой.

Комбинируя минеральные и синтетические составляющие, получают полусинтетические смазочные материалы. От минеральной основы берут примерно 25…30 % легких фракций. Остальное – синтетическая часть. Присадками добиваются получение необходимых свойств.

Экологические характеристики

В двухтактный двигатель масло заливают

Для легких моторов рекомендуют смазки по стандарту . Этот критерий был разработан в 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС. Тогда было принято решение искать энергию в возобновляемых источниках: ветер, солнце, приливы, реки и иные производные для энергетики. Отработавшее масло по приведенному стандарту должно распадаться на безопасные составляющие в течение 10…15 дней.

Для тяжелых моторов (моторные лодки) разработан стандарт утилизации TC-W3. При контакте с водой масляная пленка должна разлагаться на простые молекулы в течение 30…40 часов. Минеральные масла не могут гарантировать выполнение подобного требования, поэтому они не допускаются к использованию для двухтактных двигателей, мощность которых превышает 12 кВт.

Как готовить топливную смесь

В двухтактный двигатель масло заливают

На практике пользователи сталкиваются с необходимостью часто готовить топливные смеси при использовании средств малой механизации. Многие при этом испытывают определенные затруднения в отмеривании нужного количества масла.

В двухтактный двигатель масло заливают

  1. Можно приобрести готовые емкости для смешивания разных жидкостей в необходимых пропорциях. Их отличает от обычных наличие отметок по бензину и маслу. В интернет-магазинах реализуют подобные канистры в разном исполнении. Они рассчитаны на объем от 0,5…0,6 л до 5…8 л.
  2. Однокамерные предусматривают поочередную заливку бензина и масла. В двухкамерные разные жидкости заливают через разные горловины.
  3. После заливки энергичное встряхивание позволяет качественно перемешать смесь. Удлиненный носик помогает заливать ГСМ в бак механического помощника.
  4. При отсутствии подобных приспособлений можно самому изготовить подобное. В пластиковой бутылке отмечают объемы бензина и масла. Остается только заливать нужное количество, а затем перемешивать и заливать в бак своего устройства.

В двухтактный двигатель масло заливают

Двухтактные масла

Каждый, кто покупает бензопилу или мотокосу, надеется на то, что этот инструмент будет надежно служить ему на протяжении многих лет.

Но не все покупатели понимают то, что осуществление этого желания зависит в первую очередь от его действий.

Надеяться на то, что инструмент не подведет в ответственный момент, можно лишь в случае, когда вы своевременно и квалифицированно ухаживаете за ним.

Если взглянуть на полки магазинов, заставленные канистрами масел для садовой техники, то складывается впечатление, что практически каждый производитель садовой техники выпускает и собственные масла для нее: Husqvarna, Stihl, Briggs&Stratton, Efco, UOA, Hitachi, Tecomec, ALCO.. и этот список можно продолжать долго. В действительности, конечно, сами они не производят ничего, а лишь заказывают на стороне. Надо сказать, что относиться к этому факту пренебрежительно не стоит.

В зависимости от основы маслa делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Отдельной строкой идут так называемые биоразлагаемые масла, которые в основном применяются для смазки цепей бензопил. Их главная особенность в том, что при попадании в почву или водоем они быстро разлагаются микроорганизмами.

К 2-х тактным маслам для садово-парковой минитехники предъявляются довольно жесткие требования, связанные с особенностями конструкции 2-х тактного двигателя. Вот наиболее важные из них.

Топливная смесь подается к трущимся деталям двигателя потоком маслобензовоздушной смеси, поэтому масло должно хорошо распыляться, обладать высокой адгезией к поверхностям для предотвращения смывания каплями топлива и совместимостью с топливом.

В настоящее время многие двухтактные двигатели имеют так называемую раздельную систему смазки, когда масло подается в двигатель специальным дозатором порциями из отдельной емкости. Для обеспечения равномерной и гарантированной подачи оно должно иметь низкую температуру застывания и пологую вязкостно-температурную характеристику.

Характер эксплуатации техники с такими двигателями предполагает резкую смену нагрузки на двигатель за очень короткий промежуток времени. Для предотвращения всевозможныхнатиров, задиров и схватывания масло должно обладать противозадирными свойствами и в то же время обеспечивать минимальный износ двигателя.

Двухтактный двигатель при прочих равных условиях является более теплонапряженным по сравнению с четырехтактным, поэтому одно из важнейших требований к маслу — низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность.

У двухтактных двигателей, опять же по сравнению с четырехтактными, в силу специфики смесеобразования и конструкции механизма смазки деталей ЦПГ более высокий расход масла на угар, поэтому для современных масел крайне важна экологическая безопасность, что проявляется в жестких требованиях к ограничению дымности и токсичности выхлопных газов.

Еще одна особенность двигателей мототехники — их форсировка по оборотам от 5000 до 15 000 об/мин.

Несмотря на кажущуюся простоту таких двигателей, для их изготовления используются материалы, хорошо зарекомендовавшие себя в других транспортных средствах, например, грузовых и легковых автомобилях.

Цилиндры делают из чугуна (форсированные варианты) или из алюминиевого сплава с обязательным нанесением износостойкого покрытия на поверхность зеркала, поршни – из специальных алюминиевых сплавов, поршневые кольца – из чугуна с покрытием из гальванического хрома или без покрытия.

Из списка требований видно, что изготовление качественного масла – не такая уж простая задача. Вот критерии, по которым принято оценивать качество:

  • смазывающие свойства
  • задирный износ
  • пригорание колец
  • моющие свойства
  • образование отложений, нагара, лаков
  • калильное зажигание
  • экологические свойства
  • токсичность выхлопных газов
  • дымообразование
  • биологическая разлагаемость.

Необходимые характеристки масел для 2-х тактных моторов изложены в требованиях API TC JASO FC, API TC JASO FC ISO GD, API TC JASO FC E-GC. Наиболее распространена классификация по API. Вот какие классы в него входят:

  • API TA – масла, предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 см3, с воздушным охлаждением (мопеды, бензопилы, травокосилки и компактные электрогенераторы)
  • API TB – масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50–200 см3, с воздушным охлаждением, работающих при больших нагрузках (мотороллеры, мотоциклы, бензопилы, мотокосы);
  • API TC – масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50–200 см3 и большим соотношением топливо/масло (мотоциклы, снегоходы и прочие транспортные средства, кроме моторных лодок); соответствуют требованиям ASTM D 4859-88;
  • API TD – масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок с водяным охлаждением; соответствуют требованиям качества ASTN D 4681-87 и NMMA TC-W. Начиная с 1993 г. действующими остались только два класса: API TC и API TD (API TSC-4), хотя в торговой сети еще встречаются масла прежних классов.

Отметим, что производители масел в своих рекламных проспектах позиционируют 2-х тактные масла либо как собственно масла для приготовления топливной смеси, либо как присадки к топливу.

Различие заключается в составе этих продуктов: масла представляют собой смесь базовых (минеральных, полусинтетических и синтетических) масел и пакетов присадок, а «присадки к топливу» – смесь базовых масел, пакета присадок и растворителя (20–25%).

Наличие растворителя производители объясняют необходимостью улучшить такие показатели, как текучесть и температура застывания в холодное время года. Базовые масла имеют температуру вспышки не ниже 200 градусов, введение растворителя этот показатель резко уменьшает – до 70–100 оС.

В принципе в некоторых случаях наличие растворителя можно определить по температуре вспышки. Если этот показатель находится в районе нижней границы, то велика вероятность, что в этом масле присутствует растворитель. Если ТВ указана в районе верхней границы, то можно надеяться, что основа здесь — синтетическая.

О вероятности наличия растворителя в масле может сигнализировать и еще один показатель, а именно рекомендуемая пропорция топливной смеси. Если производитель советует готовить смесь с содержанием масла выше 2% (1:40 например), это может свидетельствовать о том, что масло уже разбавлено растворителем.

Понятно, что в этом случае нужно потратить больше масла, чтобы сделать топливную смесь, которая по характеристикам будет близка к фактически ставшей стандартом 2%-ной смеси (1:50). В то же время подобное требование может означать не наличие растворителя, а всего лишь другой состав пакета присадок.

В открытых источниках много информации о стандартах и выборе автомобильных моторных масел. Однако сложно найти данные о стандартах применяемым к двухтактным маслам. Мы надеемся, что данная статья поможет потребителям разобраться какое масло лучше подходит для из двухтактного двигателя.

Классификация моторных масел для двухтактных двигателей по API.

Стандарт Актуальность Описание стандартов Примеры применения
TA Устаревший Планируемая категория для маленьких двухтактных двигателей, менее 50 кубических сантиметров. В период разработки тестов для этой категории европейский координационный совет перестал поддерживать ее создание. (CoordinatingEuropeanCouncil — CEC) Мопеды, газонокосилки, культиваторы
TB Устаревший Планируемая категория для двухтактных двигателей от 50 до 200 кубических сантиметров. Маломощные мотоциклы, мотороллеры
TC Действующая Различные высоко нагруженные двухтактные двигатели от 200 до 500 кубических сантиметров. Категория включает тесты на проверку от пригорания поршневых колец, преждевременного зажигания и задиров на цилиндрах. Этот стандарт неприменим для лодок с подвесным лодочным мотором. Мотоциклы, снегоходы. Не для подвесных лодочных моторов!
TD Устаревший Стандарт разработан для подвесных лодочных моторов с водяным охлаждением. Для получения этой категории использовались тесты аналогичные с категории TC-W . Это стандарт Национальной Ассоциации Судостроителей США (NMMA). Стандарт API TD был замещен и больше не принимается NMMA, которая сейчас рекомендует стандарт TC-W3 для двигателей с водяным охлаждением. Подвесные лодочные моторы (с водяным охлаждением)

Национальная Ассоциация Судостроителей или NationalMarineManufacturersassociation (NMMA) занимается разработкой стандартов для морского транспорта. NMMA TC-W3 – это последний стандарт на сегодняшний день и он превышает предыдущие стандарты TC-WII, TC-W.

JapaneseEngineOilStandardsImplementationPanel (JASO) – это японская организация по стандартизации масел. По мнению JASO стандарт API TC является довольно неопределенным и масла, соответствующие только этому стандарту могут вызывать чрезмерные выхлопы и дым при работе двигателя. JASO разработала собственные стандарты:

Стандарт Описание
JASO FA Стандарт устанавливает требования по уровню смазывающих способностей масла, моющим свойствам, крутящему моменту и уровню выхлопов отработавших газов
JASO FB Более строгие требования по смазывающим и моющим свойствам, уровню выхлопов, чем у JASO FA
JASO FC Аналогичные с JASO FB требования к уровню смазочных свойств и крутящему моменту, но более жесткие требования к моющим свойствам и уровню выхлопов отработавших газов.
JASO FD Аналогичные требования с JASO FC, но более жесткие требования к уровню моющих свойств

В середине 90-х годов международная организация по стандартизации ISO разработала серию стандартов, удовлетворяющих требованиям современных европейских двухтактных двигателей.

Толчком к созданию новых стандартов стало недостаточно жесткие требования JASO FC к чистоте поршней и моющим свойствам масел.

Стандарты ISO базируются на стандартах JASO, но к ним добавлены 3-х часовые испытания на HondaDio для определения степени чистоты поршней и моющего эффекта.

Стандарт Требования
ISO-L-EGB JASO FB + тест на чистоту поршней
ISO-L-EGC JASO FC + тест на чистоту поршней
ISO-L-EGD JASO FD + тест на чистоту поршней + моющий эффект

Масло для 2х-тактных двигателей

Всем понятно, что масло для двухтактных двигателей отличается от масла для четырехтактных двигателей. В чём же различие между ними — вроде, и то, и другое предназначены для смазки трущихся поверхностей деталей двигателя?

Первое и основное отличие кроется в принципе работы 2х- и 4х-тактных двигателей. Двухтактные двигатели не имеют картера и смазываются смесью топлива и масла, масло двухтактных двигателей сгорает вместе с топливом в камере сгорания цилиндра двигателя. Предназначение масла четырехтактного двигателя — только смазка, контакт с топливом ему противопоказан.

Отсюда и разные требования к свойствам масла: в двухтактных двигателях: масло должно сгорать полностью, с минимумом дыма, оставляя как можно меньше твердых остатков в виде золы и сажи.

К тому же, несгоревшие остатки масла, покидающие двигатель вместе с выхлопными газами, должны поддаваться биоразложению.

В четырёхтактных двигателях: масло должно обеспечивать стабильность смазывающих свойств в течение как можно более длительного времени. Требований к беззольному сгоранию и биоразлагаемости нет.

Масла для любых типов лодочных двигателей должны обладать высокими противокоррозионными свойствами, (с учетом влияния воды в т.ч. соленой морской) и антиокислительными свойствами.

Кроме того, масло в течение продолжительного времени должно хорошо защищать от коррозии в режиме простоя двигателя.

Ввиду этого рекомендуется применять специализированные масла, рекомендованные производителями моторов и имеющие набор необходимых присадок, учитывающих условия эксплуатации лодочных моторов.

Влияние вязкости масла

Важным критерием является вязкость масла. Этот параметр наиболее полно регулирует SAE (SocietyofAutomotiveEngineers -Общество автомобильных инженеров). Вязкость кинематическая указывается цифрами в градусах Энглера (например, 20,40 и т.д.). Чем выше указанная цифра, тем гуще масло.

Хотя этот параметр наиболее критичен для 4-х тактных двигателей, но и в 2-х тактных двигателях эффективность работы зависит от вязкости масла и концентрации его в топливе.

Исследования показывают, что оптимальные значения этих характеристик для двигателей разных моделей различны и наиболее разумным будет следование рекомендациям производителя двигателя. Уменьшение вязкости при низкой концентрации масла может вызвать повышение интенсивности изнашивания деталей двигателя, появление задиров.

Напротив, увеличение концентрации масла (особенно — высоковязкого) ухудшает процессы сгорания, повышает потери на трение, увеличивает нагарообразование и токсичность выхлопа.

Минеральное или синтетическое?

Минеральные масла предназначены в основном для двигателей малого (до 30 л.с.) и, в меньшей степени, среднего (до 70 л.с.) класса, а так же двигателей старшего поколения не нагруженных системами автоматического дозирования масла и прямого впрыска. Синтетические масла продукт более высоких технологий.

Все синтетические масла имеют одинаковую основу, но благодаря специальным добавкам зачастую обладают свойствами, недостижимыми в маслах на минеральной основе. Более высокая стоимость таких масел оправдана, если ваш двигатель оснащен системой впрыска или дозировки масла.

А вот в старых двигателях их использовать не рекомендуется.

BIO — это круто?

На рынке можно встретить масла с повышенной биоразлагаемостью (Biodegradable или Bio). В основном это масла, превышающие требования TC-W3 в части скорости распада продуктов сгорания в воде. Они дороже обычных масел на 50 — 80 %.

Единственным их достоинством является то, что продукты их сгорания быстро и целиком разлагаются в воде.

Влияния на работу двигателя приставка Bio не оказывает и появлению таких масел на зарубежных рынках мы обязаны шумной деятельности «зелёных» по снижению загрязнения водоемов мотороводниками.

Несколько коротких рекомендаций

Соблюдайте дозировку, рекомендованную производителем. Если масло предназначено для смеси в пропорции 1:50, а ваш двигатель требует 1:100 не используйте это масло. Если ваш двигатель должен работать на смеси 1:50, то масло предназначенное для смеси 1:100 может быть использовано.

В общих случаях масло-бензиновая смесь сохраняется в течение 3 суток. После этого смесь может начать расслаиваться. Масла, продаваемые под торговой маркой производителей двигателей (Quicksilver, Yamalube, Bombardier) — это масла высокого качества, но они ничем не отличаются от масел, которые продают нефтяные концерны Shell, Castrol, Elf.

← Вернуться к списку

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector