Анализ работы двигателя по свечам зажигания



Нагар на свечах зажигания появляется в любом случае — выступающая в камеру сгорания часть свечи подвержена колоссальным тепловым и механическим перегрузкам, а также воздействию агрессивной среды. Поэтому металл электродов и поверхность теплового конуса изолятора постепенно покрываются налетом толщина и цвет которого зависят от многих факторов, основными из которых являются:

  • соответствие тепловой характеристики свечи зажигания типу двигателя;
  • качество используемого топлива в системе питания;
  • качественный состав горючей смеси;
  • состояние отдельных деталей и узлов цилиндропоршневой и клапанной группы;
  • оптимальная работа системы зажигания и правильность установки опережения зажигания;
  • исправность ЭСУД — электронной системы управления работой двигателя (для инжекторных двигателей);
  • качество используемого моторного масла;
  • исправность свечи зажигания.

Свеча зажигания, длительно работающая в номинальном режиме, соответствующем ее тепловой характеристике, имеет нагар желто-коричневого цвета небольшой толщины.

Такой нагар или налет свидетельствует о нормальной работе двигателя и его систем.

Если же нагар на электродах свечи и тепловом конусе изолятора имеет черный, белый или красный оттенок или цвет — необходимо провести диагностирование двигателя и устранить выявленные неисправности.

***

Диагностирование двигателя по нагару на свечах

Анализ работы двигателя по свечам зажигания

Если двигатель и его системы функционируют в нормальном режиме, электроды и тепловой конус свечей зажигания имеют нагар от светло-серого до светло-коричневого цвета. Любые другие цвета и оттенки нагара свидетельствует о неисправностях или нештатной работе механизмов или систем двигателя.

Ниже приведена таблица, в которой приведены возможные цвета нагара на элементах свечи, характеризующие те или иные неполадки в работе двигателя, а также рекомендации по устранению этих неполадок.

Следует отметить, что для правильной оценки состояния двигателя по цвету нагара на электродах свечи зажигания, необходимо, чтобы двигатель достаточно долго поработал на всех режимах.

И лишь после этого свечи можно вывернуть и тщательно изучить налет на электродах и тепловом конусе.

***



Цвет нагара на электродах и тепловом конусе свечи зажигания Наиболее вероятная причина отклонения цвета нагара от нормы Рекомендации по устранению неисправностей и неполадок
Анализ работы двигателя по свечам зажигания От светло-серого до светло-коричневого (нормальный цвет свечи) Работа двигателя и его систем может быть оценена, как нормальная, а характеристика свечей соответствует типу двигателя В случае, если толщина нагара минимальна, на электродах нет следов выгорания, и тепловой конус не поврежден, свечу можно ввернуть на место.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Беловато-серый цвет нагара Свидетельствует о чрезмерном обеднении воздушно-топливной смеси, особенно в режиме средних нагрузок. Такой нагар может образовываться при неправильной дозировке топлива системой питания, использовании некачественного топлива, слишком раннем зажигании, либо подсосе воздуха во впускном тракте. Дальнейшая эксплуатация двигателя при таком составе смеси может привести к перегреву камеры сгорания, подгоранию фасок клапанов. Проверить и отрегулировать на стенде карбюратор или протестировать работу датчиков электронной системы управления двигателем.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Белый нагар с сероватым оттенком Такой нагар также свидетельствует о бедной смеси, раннем или калильном зажигании. При этом калильное зажигание вероятнее всего имеет место из-за неправильного подбора свечей зажигания – они слишком «горячие». Характерными признаками калильного зажигания являются оплавленные электроды. Проверить как ведет себя двигатель при выключении зажигания – калильное зажигание проявит себя в нежелании двигателя глохнуть. Свечу следует поменять, уточнив рекомендуемую тепловую характеристику для данного двигателя. Прочие возможные неполадки аналогичны рассмотренным в предыдущей строке.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Белый налет на электродах либо электроды и тепловой конус чистые и мокрые Белый налет (не нагар!) появляется при попадании антифриза в цилиндр двигателя. Такая неисправность сопровождается белым цветом отработавших газов на выхлопе, а свечи имеют сладковатый запах. Уровень масла в смазочной системе поднимется выше нормы, а в расширительном бачке или верхнем бачке радиатора во время работы двигателя возможно появление пузырьков воздуха или бурление. Проверить возможные места утечки охлаждающей жидкости в цилиндры и устранить выявленные неисправности. Наиболее вероятные причины попадания жидкости в цилиндры – прогар прокладки головки блока, трещины в головке блока, гильзах или блоке цилиндров. Свечи, как правило, работоспособность не теряют, их необходимо почистить и просушить.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Грязно-белые (свинцового цвета) пористые отложения Нагар такого цвета обычно имеет запах сероводорода (тухлого яйца). Наиболее характерная причина образования такого нагара — использование чрезмерно этилированного бензина с антидетонационными присадками. Если боковые и центральные электроды не имеют следов прогара, свечу можно очистить пескоструйным аппаратом или прожечь, после чего она может быть использована для работы. Некачественное топливо необходимо заменить.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Бархатисто-черный цвет нагара из сухой копоти или влажный глянцевый нагар черного цвета Такой нагар характерен для свечей зажигания, когда система питания чрезмерно обогащает горючую смесь. Побочные признаки излишнего обогащения смеси – повышенный расход топлива и явный запах бензина в нагаре. Регулировка карбюратора или системы управления подачи топлива (в инжекторном двигателе), проверка состояния воздушного фильтра. Наиболее вероятные неисправности системы управления впрыском топлива – отказ датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ), датчика кислорода (λ-зонда), неисправность форсунок, заедание привода дроссельной заслонки.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Глубокий черный нагар в виде твердого шлака с маслянистым блеском Маслянистый черный шлак на изоляторе, сопровождающийся повышенным расходом масла в системе смазки двигателя, свидетельствует о попадании смазочного материала в камеру сгорания. Это может быть вызвано неисправностью маслосъемных колец на поршнях или маслосъемных колпачков на клапанах ГРМ, чрезмерным износом или залеганием компрессионных колец, а также направляющих втулок клапанов. Произвести углубленную диагностику деталей цилиндропоршневой и клапанной группы, устранить выявленные неисправности, после чего поменять свечи зажигания.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Чёрная копоть на электродах и тепловом конусе свечи Нагарообразование на свечи черного цвета, напоминающее замшу, может возникнуть в результате неправильно определённой тепловой характеристики свечи для данного двигателя и режима эксплуатации. Скорее всего свеча слишком «холодная», при этом не происходит ее самоочищения. Наиболее характерная причина – городской цикл езды, сопровождающийся невысокими скоростями и частыми остановками. При отсутствии «горячих» свечей можно очистить с имеющихся копоть и продолжать их эксплуатацию. Но лучше поменять свечи на более подходящие по тепловой характеристике (с меньшим калильным числом), поскольку копоть появится вновь, если не поменять режим поездок.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания Нагар красного или кирпичного цвета Оттенок красноватого цвета на изоляторе говорит о работе двигателя на бензине с примесями свинца, марганца и других добавок, повышающих октановое число некачественного бензина. Отложения красноватого или кирпичного цвета существенно ухудшают искрообразование, поскольку такой налет является токопроводящим. Поменять топливо и заменить свечи зажигания.
Оранжевый или коричневый налет с сухой копотью Такой нагар характерен для свечей, работающих в двигателе с детонационными явлениями, вызванными использованием бензина с низким октановым числом, или в результате установки слишком раннего зажигания. Необходимо срочно поменять топливо на соответствующее степени сжатия данного двигателя, поскольку детонация приведет к разрушению деталей цилиндропоршневой группы.
Глянцевый налет желтого цвета на изоляторе (тепловом конусе) свечи Желтая глазурь на изоляторе свечи зажигания образуется в результате частого использования режима интенсивных ускорений (драгрейсинга), который сопровождается увеличением температуры в камере сгорания. В результате перегрева свечи зажигания находящиеся на тепловом конусе отложения плавятся, образуя стекловидное покрытие желтоватого цвета. Такой налет является токопроводящим, поэтому искрообразование нарушится. Удалить желто-глазуревый налет с изолятора сложно, поэтому свечи следует заменить.

При подборе свечей зажигания следует учитывать рекомендации завода-производителя автомобильного двигателя, поскольку неправильно выбранные свечи могут привести не только к снижению динамических, экологических и экономических показателей работы двигателя, но и привести к отказу элементов системы зажигания, износу и поломке деталей цилиндропоршневой группы, и другим неприятностям технического характера. А в процессе эксплуатации не поленитесь периодически проверять нагар на свечах – он может многое поведать о состоянии двигателя и его систем.

***

Катушки зажигания и модули зажигания



Главная страница

Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Автомобильные свечи зажигания и их состояние по цвету нагара на электродах

Бензиновому двигателю без свечки не жить! Она представляет собой простой разрядник с центральным и боковым электродами. Между ними образуется дуга, поджигающая сжатую смесь топлива и воздуха в необходимые периоды времени.

Работать своеобразной «спичкой» тяжело, поскольку температурные условия имеют широкий диапазон.

Свою лепту вносят отложения на деталях воспламеняющего элемента и аккумулятор, который может «устать» как внезапно, так и в течение коротких поездок в пределах города.

Читайте также:  Асинхронный двигатель тип алу71р2р4 схема

Прогноз состояния силовой установки по цвету нагара свечей зажигания: признаки нормального состояния и перенасыщения присадками

Анализ работы двигателя по свечам зажигания
Достать использованную свечу, взглянуть на ее состояние, ужаснуться, и тут же заменить с мыслью о том, что на новом комплекте не будет нагара – это слишком просто и ошибочно. Да, комплект новых поджигателей недорог. К примеру, владельцу Lada Priora он встанет в 600-800 рублей. Но ведь причину, скажем, черных электродов это не решит – и замененные разжигатели через 100-200 км станут такими же.

Проверить свечи зажигания и их состояние по цвету нагара совсем нетрудно. Их градация по колеру рабочих поверхностей такова:

  • Светло-коричневый.
  • Светло-серый.
  • Черный.
  • Красный.
  • Белый.

Воспламенитель нормально работающего мотора с кондиционным смесеобразованием и должной экономичностью имеет кремово-коричневатый или порошкообразный серый цвет.

Он же указывает на то, что двигатель либо не кушает масло, либо его расход сопоставим с заводскими рекомендациями.

По такой раскраске конуса изолятора можно сделать вывод о том, что калильное число разжигателя соответствует показателю, заложенному при проектировании мотора.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания

К сведению. Калильное число – интерпретированное время, по истечении которого смесь будет самопроизвольно воспламеняться (калильное зажигание). Эффект нежелательный.

Любителей заливать присадки в топливо специалисты спешат предостеречь. Чрезмерные дозы вызывают покраснение электродов «зажигалок» до уровня красного кирпичного оттенка. Предотвратить это легко – достаточно прекратить использование автомобильной химии, сменить бензин.

Если же есть монолитная уверенность в том, что добавка нормальная, то корень проблемы может скрываться в передозировке. Сокращение объема использования средств, добавляемых в бензин или масляную жидкость – верный путь к исключению красного налета.

Единственно правильным он будет в том случае, если рыночное снадобье не содержит запрещенные к употреблению марганец и свинец. Встречаются случаи, когда концентрация металлосодержащих веществ в бензине и на АЗС превышает норму.

При таком положении дел стоит задуматься о смене источника топлива.

Для информации. Красный налет опасности для свечного элемента не представляет.

Как выполняется диагностика свечей зажигания на основании внешнего вида: черный нагар

Темный непрозрачный налет на электродах может указывать на многочисленные неполадки. Прежде чем анализировать их, разделим черные образования по структуре на три независимые группы:

  1. Маслянистая (влажные отложения).
  2. Бархатистая или рыхлая (сухая копоть).
  3. Твердая.

Маслянистая текстура

Анализ работы двигателя по свечам зажигания
В ответ на наличие маслянистого нагара диагностика свечей зажигания по внешнему виду изолятора выдаст экспертное заключение – в камеру сгорания попадает масло. Электроды мокрые из-за смазки – капремонта не избежать. Изображенная на фото ситуация может произойти по трем причинам:

  • Изношены маслосъемные колпачки клапанов.
  • Ресурс поршневых колец подходит к концу.
  • Направляющие втулки клапанов разбиты.

Разделить виновников поможет измерение компрессии. Если она в норме, то проблема связана с герметичностью хода клапанов. Имеет право на жизнь и такой аспект: резьба в масле – причина в ГБЦ (с втулками/колпачками клапанов). Возможно попадание смазки из-под клапанной крышки через свечной колодец.

Параллельно с осаждением масла на электродах свечей глушитель выводит газы бело-синего цвета. Еще один возможный симптом – троение силовой установки в начале прогрева.

Для справки. Частная вариация признаков попадания масляно-воздушной эмульсии в камеру сгорания – зольные отложения. Возникает такой налет из-за сгорания пакета присадок, включенных производителем в масло. При обнаружении этого факта следует провести раскоксовку колец.

Рыхлая черная сухая копоть

Бархатистый черный цвет в первую очередь указывает на повышенный расход топлива. Он может быть вызван неправильной регулировкой карбюратора. На инжекторном же моторе причина может скрываться в неправильности функционирования ЭБУ, связанном с некорректными показаниями некоторых датчиков.

Забитый воздушный фильтр также вызовет переобогащение смеси.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания
Матовый рыхлый черный налет также появляется при длительной работе ДВС на холостых или коротких поездках в черте города. Примечательно, что эта структура образуется только на электродах. Резьба остается чистой. Более же подробные причины рассматриваются отдельно по методам приготовления ТВС и будут приведены далее.

Твердые черные отложения

Такой налет говорит об одном – свеча не соответствует мотору по температурной характеристике. Иными словами – у вомпламенителя слишком высокое калильное число. На деле это указывает на то, что изделие «холодное», то есть температура ее самоочищения в камере сгорания не достигается.

Белый нагар на элементах системы воспламенения

Градация цветов электродов от светло-серого до белого (возможен и светло-желтый) является свидетельством того, что мотор работает на обедненной смеси. Сопутствующими причинами могут быть:

  • Слишком «горячее» изделие. Калильное число изделия ниже рекомендуемого производителем.
  • Большой угол опережения зажигания.
  • Использование бензина с низким октановым числом.

Анализ работы двигателя по свечам зажигания
Медлить с выяснением обстоятельств, вызвавших такое состояние цвета нагара новой свечи зажигания, не стоит. Обедненная смесь прямым образом организует перегрев и разжигателя, и камеры сгорания. В конечном счете эта ситуация способна привести к прогару выпускных клапанов.

При анализе факторов, спровоцировавших приготовление смеси низкого качества, полезно проверить присутствие аномального калильного воспламенения. Симптом, указывающий на его наличие – нежелание мотора глохнуть при выключенном зажигании.

В сумме это означает, что «спичка» создана не для этого двигателя. Этот вывод не будет спонтанным, если отвод тепла от поджигателя не нарушен вследствие неплотной затяжки резьбового соединения, а под уплотнительной прокладкой отсутствует грязь.

Ежели это так, то придется покупать новый комплект, предварительно посоветовавшись с руководством по эксплуатации.

Крайние состояния свечей зажигания

Металлическая пыль, масло, бензин

Наличие на электродах масла, капель бензина и мелких металлических фракций показатель того, что цилиндр не функционирует. Виновником является либо разрушенный клапан, либо поломанные перегородки между поршневыми кольцами. Параллельные симптомы:

  • Постоянное троение мотора.
  • Существенная потеря мощности.
  • Двухкратное увеличение аппетита.

Разрушение центрального электрода с керамическим изолятором

Анализ работы двигателя по свечам зажигания
Длительная работа в детонационном режиме и низкооктановое топливо – ключевые причины крушения. Однако не стоит списывать со счетов брак при изготовлении изделия и неправильную работу системы воспламенения смеси. Двигатель при этом троит, много «кушает» и плохо отдает мощность.

Ситуация на самом деле опасная, особенно для ДВС, работающих на пропане. При проведении диагностики свечей зажигания и обнаружении такого неудовлетворительного внешнего вида, следует принять во внимание, что частицы электрода могут застрять под выпускным клапаном. Это чревато ремонтом ГБЦ.

Разрушение керамической юбки и эрозия

Изолятор может разрушиться только по причине брака или неправильного обращения со свечкой. Например, поджигатель выкрутили с горячего мотора и опустили в холодную воду или просто выпустили из рук на определенной высоте.

Эрозия происходит из-за несоблюдения интервала замены свечек и чрезмерного подгибания бокового электрода. Также она может быть вызвана ездой на освинцованном топливе. При этом мотор:

  • Плохо пускается.
  • Неустойчиво функционирует даже после прогрева.
  • Троит.
  • Пропускает зажигание.
  • Не обеспечивает должную мощность.

Этот вариант развития событий часто имеет место быть по причине неисправности системы поджига или из-за того, что льет карбюратор/инжектор. Вполне вероятно, что здесь потребуется самостоятельная чистка инжектора спецсредствами.

Впрочем, зимой это явление может произойти из-за того, что бензин не успевает испариться и оседает на электродах. В этом случае мотор не заведется, пока свечи не будут почищены в спирте и должным образом высушены. Сушить стоит в щадящем режиме, чтобы не повредить изолятор. Строительный фен и большая температура духовки не подходят.

Известные причины черного нагара на свечах зажигания или что не так в карбюраторе двигателя

Темный рыхлый налет свидетельствует о переобогащении смеси топливом. Копоть также возникает из-за кратковременных поездок по городу или чрезмерного «тарахтения» на холостых оборотах.

Чтобы точно знать, что проблема кроется в настройках карбюратора, необходимо установить новый комплект свечек и проехаться 100-200 км по трассе. Только после этого можно проводить диагностику.
Анализ работы двигателя по свечам зажигания
То, от чего появляется черный нагар на свечах зажигания и карбюратор с причинами его неполадок раскроем в следующих подпунктах:

  • Засорение воздушных жиклеров дозирующих систем.
  • Неверно настроено качество топливного состава, регулируемое специальным винтом.
  • Оконченный ресурс или потеря герметичности шарикового клапана экономайзера.

Часто народные эксперты грешат на повышенный уровень бензина в поплавковой камере. Явление имеет место при таких обстоятельствах:

  • Неправильная настройка уровня.
  • Негерметичность игольчатого запорного клапана.
  • Потеря герметичности поплавком или он задевает за стенки камеры.
  • Бензонасос дает избыточное давление (сильно выпирает толкатель привода).

Неисправный инжектор и причины черного нагара на выкрученных свечах зажигания: разбираемся в нюансах

Перечень первопричин получения бархатистого налета темного оттенка таков, как и на карбюраторном двигателе. При выявлении по результатам испытания отложений черного цвета стоит сразу проанализировать лямбда-зонд. Функционирует ли кислородный датчик вообще? Если да, то какие показания он выдает.

Читайте также:  Где у нового логана температура двигателя

Диагностировать черный нагар на свечах зажигания и причины как инжектор реагирует на переобогащение ТВС можно по ДМРВ. На некоторых моторах его нет. Вместо него установлен сенсор давления.

Эти датчики определяют количество и температуру воздуха, подаваемого на вход. Если эти параметры неизвестны по причине поломки сенсора, форсунки открываются на более длительное время, тем самым переобогащая смесь.

Все симптомы легко распознаются диагностическим сканером, подключаемым к ЭБУ.

Крайний вариант – форсунки не держат давление. Потеря герметичности может быть вызвана их засорением. Примечательно то, что это чаще это явление бывает лишь в каком-то одном цилиндре.

Как определить состояние двигателя по свече зажигания? Советы водителю

Фото wapshared.com

При неправильной работе двигателя первое место, куда необходимо заглянуть — это свечи зажигания. Если водитель опытный — он сразу же определит по внешнему виду свечей о проблемах двигателя.

Перед тем, как начинать выкручивать свечи осмотритесь вокруг них. Если есть рядом грязь — необходимо от нее избавиться, чтобы она не попала внутрь цилиндра.

Если все в порядке — начинаем выкручивать свечи.

Для этого я для вас подготовил несколько фото:

1 фото

Фото avtoblog.ua

Нормальная свеча имеет такой вид. Серо-коричневого цвета, со слегка изношенными электродами.

2 фото

Фото avtoblog.ua

На этой фотографии изображена свеча с черным нагаром на изоляторе. Это объясняется тем, что смесь переобагащена и у автомобиля повышенный расход топлива. Можно сделать предварительный вывод, что неправильно настроен карбюратор или инжекторов. Также, как один из вариантов — забит воздушный фильтр.

3 фото

Фото avtoblog.ua

Если смесь воздушно-топливная смесь очень обедненная, то счеча имет вид, как на третьем фото. Можно сказать, что это очень опасный вид свечи. Если и дальше ездить с таким состоянием, то в перспективе может произойти не только перегрев свечей, но и камер сгорания. А то и хуже — перегорание выпускных клапанов.

4 фото

Фото avtoblog.ua

На данном фото можно увидеть, что юбка изолятора имеет красноватый цвет. Это говорит о том, что в топливе содержится очень много присадок, которые содержат металл. При эксплуатации автомобиля в таком случае может произойти отказ свечи.

5 фото

Фото avtoblog.ua

На этом фото можно наблюдать замасленную свечу. Это отчетливо видно на резьбе. В данном случае можно гвоорить о том, что маслоотражающие колпачки изношены. Двигатель в таком случае может троить, а из выхлопной трубы можно наблюдать белый выхлоп. После этого состояние нормализуется. В таком режиме двигатель в большем количестве расходует масло.

6 фото

Фото avtoblog.ua

Такая свеча находилась в неработающем цилиндре. Можно увидеть, что юбка и электрод замаслены и имеют частицы не сгоревшего топлива и металла. Это может произойти при повреждении клапана или поршня. В таком режиме работа двигателя нарушена: он троит, расходует больше топлива и не держит давление.

7 фото

Фото avtoblog.ua

На этой фотографии вы наверняка увидели, что разрушен центральный электрод вместе с юбкой. Данное разрушение элементов свечи происходит по причине детонации двигателя когда используется низкооктановый бензин. Также не исключена бракованная свеча. В таком случае конечно же двигатель будет троить.

8 фото

Фото avtoblog.ua

Свеча на фото обросла зольными отложениями. Они бывают разных цветов: и белого и черного. Такое может произойти в случае износа маслосьемных поршневых колец. В таком случае двигатель очень много расходует масла, а при перегазовке выхлопные газы имеют черный и едкий дым

Как по свечам определить состояние двигателя

Свечи зажигания в бензиновых двигателях непосредственно участвуют в процессе сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, осуществляя воспламенение топливного заряда при помощи электрической искры. Свеча зажигания, которая выполнена из металла и керамики, фактически, находится в камере сгорания. Другими словами, данный элемент системы зажигания частично находится внутри ДВС.

Благодаря такой особенности расположения по внешнему виду свечей зажигания можно определить исправность работы и общее состояние двигателя, так как различные неполадки силового агрегата существенно влияют на эффективность сгорания топливно-воздушной смеси.

С учетом относительной простоты демонтажа многие специалисты и опытные автолюбители проводят быструю диагностику состояния двигателя именно по свечам.

Давайте посмотрим, по каким признакам определяются различные неисправности мотора после анализа внешнего вида свечей зажигания.

Состояние мотора по свечам зажигания

Начнем с того, что свечи зажигания необходимо выкручивать для поверки уже после того, как двигатель полностью вышел на рабочую температуру и прошел несколько десятков километров с учетом различных режимов нагрузки.

Например, перед осмотром свечей можно проехать по трассе на средних оборотах. Отметим, что считается неправильным выкручивать свечи сразу после запуска холодного двигателя.

Дело в том, что во время прогрева  мотор определенное время работает на обогащенной смеси, сама работа агрегата бывает неустойчивой, особенно в морозы.

В результате на свечах в холодном моторе может образоваться серо-черный нагар, который ошибочно принимается за явный показатель неисправности ДВС. Также сбои в работе непрогретой силовой установки на холостом ходу (троение, рывки, провалы) могут быть результатом изношенных высоковольтных проводов зажигания или распределителя зажигания, забитых форсунок и т.д. Как показывает практика, с дальнейшим прогревом мотора большинство из этих симптомов зачастую практически полностью исчезают. Соответственно, меняется и состояние свечей.

Для максимальной уверенности оптимально приобрести новый комплект свечей зажигания или установить заведомо исправные, чистые свечи.

Обратите внимание, свечи должны полностью соответствовать данному типу двигателя по основным параметрам (калильное число, физический размер и т.д.). Далее потребуется пройти на них не менее пары сотен километров.

Затем, непосредственно перед самой проверкой, двигатель прогревается и активно эксплуатируется 15-20 км, после чего элементы можно выкручивать для диагностики состояния ДВС.

Проверка свечей и оценка работы двигателя

В исправно работающем двигателе на свечах не должно быть явных обильных отложений, нагара, следов моторного масла.

При этом допускается окрашивание юбки центрального электрода в светлый коричневатый оттенок.

Такое состояние свечи зажигания говорит о том, что двигатель оптимально расходует топливо, то есть полноценно сжигает смесь, не перегревается, не отличается повышенным расходом масла.

  1. Появление «пушистого» черного нагара на центральном электроде четко указывает на увеличенный расход топлива и работу двигателя на переобогащенной топливно-воздушной смеси. Такой нагар может быть результатом неправильно настроенного карбюраторного впрыска или проблем с инжектором. Также следует уделить внимание состоянию системы впуска, так как нехватка воздуха по причине забитого воздушного фильтра вызывает излишнее обогащение смеси.
  2. Серый оттенок или побеление центрального электрода является верным признаком того, что мотор работает на бедной смеси или сильно перегревается. Такое состояние свечей зажигания указывает на необходимость детальной проверки двигателя, работы системы топливоподачи, системы охлаждения, ЭСУД и т.д. Помните, активная эксплуатация агрегата под нагрузками на бедной смеси вызывает перегрев не только свечей зажигания, но и камеры сгорания. В результате может возникнуть детонация, локальные перегревы мотора, прогар выпускных клапанов и т.д.
  3. Наличие красного (кирпичного) цвета на юбке центрального электрода свечи зажигания свидетельствует о повышенном содержании металлосодержащих присадок в бензине, на котором эксплуатируется автомобиль. В таких случаях необходимо уделить внимание качеству заправляемого топлива, полностью сменить привычную АЗС. Дело в том, что регулярная езда на таком горючем с присадками металла вызывает образование налета, который проводит электрический ток. В результате искра не проходит должным образом между электродами свечи, сама свеча зажигания быстро выходит из строя. Стоит добавить, что от такого топлива сильно страдает система электронного управления двигателем и система по очистке отработавших газов в выпускном тракте. Речь идет о кислородном датчике (лямбда-зонд) и каталитическом нейтрализаторе, которыми оборудованы все современные инжекторные автомобили.
  4. Замасливание свечей зажигания часто определяется по оценке состояния той части свечи, где на данном элементе выполнена резьба. На витках резьбы можно увидеть моторное масло, перемешанное с серо-черным нагаром и другими отложениями. В таких случаях мотор «на холодную» после простоя часто троит до прогрева, после чего температура растет и работа ДВС стабилизируется. Также двигатель может дымить серовато-синим или сизым дымом некоторое время после холодного пуска. С выходом на рабочую температуру такое дымление прекращается или становится почти незаметным. Добавим, что наличие на свече обильных отложений в виде толстого черно-серого слоя также указывает на то, что в камере сгорания вместе с топливом горит лишнее масло. Смазка попадает в рабочую камеру в результате износа или залегания маслосъемных поршневых колец. В случае проблем с кольцами двигатель дымит сизым дымом при резком нажатии на газ, на переходных режимах в выхлопе появляется характерный запах, присутствуют частицы несгоревшего масла и т.д.
  5. Если двигатель начал троить постоянно, это значит, что цилиндр полностью не работает. Двигатель теряет мощность, дымит, сильно расходует топливо и масло. Сначала необходимо точно определить неисправный цилиндр. Затем можно попытаться диагностировать проблему по состоянию свечи зажигания, которую выкручивают из проблемного цилиндра. В том случае, если центральный электрод и его юбка сильно замаслены, на поверхности присутствуют частицы топлива, которое не сгорело в рабочей камере, заметны металлические фракции, тогда проблема «троения» мотора явно не в системе зажигания или топливоподачи. Высока вероятность того, что произошло разрушение поршневых колец или клапана ГРМ. После оценки состояния свечи дополнительно рекомендуется замерить компрессию в двигателе.
  6. Одним из наиболее тревожных показателей также является свеча, у которой полностью разрушен центральный электрод и керамический материал в области юбки. К таким последствиям приводит детонация двигателя, эксплуатация ДВС на топливе, октановое число которого ниже рекомендуемого для данного мотора. К разрушениям может также привести слишком ранний угол опережения зажигания, неправильно подобранный комплект свечей. Также разрушиться может свеча, которая изначально является низкосортным изделием или случайным браком. Кроме возможных имеющихся неисправностей двигателя дополнительную опасность представляют отпавшие от электрода части, которые могут застрять под клапаном или вызвать другие дефекты. В отдельных случаях после разрушения свечи зажигания неизбежен ремонт ГБЦ.
Читайте также:  Влияние сигнализации на запуск двигателя

Советы и рекомендации

Как видно, свечи зажигания являются индикатором, который позволяет сразу заметить определенные сбои в работе ДВС.

По этой причине рекомендуется проверять состояние свечей на каждом плановом ТО, то есть через 10-15 тыс. км. пробега.

Для исправной работы двигателя иногда необходимо производить регулировку зазора между центральным и боковым электродом, очищать свечи от нагара при помощи щетки с металлической щетиной.

Более того, чтобы не допустить случайного разрушения свечи зажигания в цилиндре, нужно правильно подбирать и своевременно менять свечи зажигания. Также отметим, что многие владельцы бюджетных моделей и авто среднего класса используют следующую схему. Автолюбители из этой группы предпочитают использовать самые простые и приемлемые по цене свечи зажигания известных производителей надлежащего качества.

Такой подход вполне оправдан. Хотя дешевые свечи рассчитаны всего на 25-30 тыс. пробега (что в два-три раза меньше дорогостоящих иридиевых, платиновых и других аналогов), комплект таких свечей регулярно меняется на новый на каждом плановом ТО параллельно замене моторного масла и фильтров.

Логика таких действий заключается в том, что новая свеча, даже самая простая, будет работать в двигателе лучше сравнительно с дорогим изделием, которое рассчитано на срок службы около 60-80 тыс. км.

и уже отработало больше половины своего ресурса. Еще одним аргументом в пользу более частой замены свечей является низкое качество топлива на территории СНГ, высокое содержание присадок в бензине и т.п.

В таких условиях ресурс любых свечей значительно сокращается.

Получается, проще и не особо дороже использовать более дешевые варианты и чаще их менять. При этом отпадает необходимость чистить свечи, переставлять их с учетом разных температурных режимов по цилиндрам, следить за зазорами и общим состоянием. Также снижается риск самопроизвольного разрушения свечи в результате эксплуатации, что иногда бывает, когда владелец пытается отъездить на одном комплекте «элитных» свечей зажигания весь заявленный производителем срок.

В качестве итога необходимо упомянуть двигатели, которые оборудованы ГБО и постоянно работают на газу. Следует помнить, что на таком виде топлива ресурс свечей зажигания сокращается до двух раз.

Так происходит по причине повышенной температуры во время сгорания газа в цилиндрах двигателя.

Дополнительно нужно учитывать и такой нюанс, что моторы с газобаллонным оборудованием чаще работают на обедненной топливно-воздушной смеси по сравнению с агрегатами на бензине, что также негативно сказывается на общем ресурсе свечей зажигания.

Определение состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания

 01 август 2019  Лада.Онлайн    14 828         

Свечи зажигания выворачивают как для плановой замены, так и при поиске причин неисправностей в работе двигателя. В обоих случаях сравните внешний вид свечей зажигания с приведенными ниже фотографиями. Это позволит вам определить состояние двигателя.

1. Нормальная свеча

Коричневый или серовато-желтый цвет и небольшой износ электродов. Точное соответствие теплового значения свечи для двигателя и рабочих условий.

2. Металлосодержащий налет

Признак низкокачественного бензина. Отложения на юбке изолятора окислов железа кирпично-красного цвета из антидетонационных железосодержащих присадок (ферроценов) к бензину откладываются ровным, плотным слоем. При работе двигателя с большой нагрузкой под воздействием высокой температуры и давления в камере сгорания окислы восстанавливаются в токопроводящие дорожки чистого железа, замыкающие центральный электрод на «массу». Это вызывает пропуски зажигания и, как следствие, падение мощности двигателя и повышенный расход топлива.

Помимо этого может быть поврежден каталитический нейтрализатор отработавших газов, сильно перегревающийся при попадании в него не сгоревшего в цилиндрах двигателя бензина. Налет практически не удаляем механическим способом и не выгорает при длительном движении с большой скоростью. Если этот налет появляется на новых свечах после небольшого пробега, смените место заправки.

Совет: Если нет возможности сразу же заменить свечи новыми, попробуйте удалить этот налет, погрузив свечи на десять минут юбками изоляторов в преобразователь ржавчины (содержит ортофосфорную кислоту). После этого очистите налет неметаллической щеткой (можно старой зубной щеткой) и промойте свечи сначала водой, а затем бензином.

3. Пепельные отложения

Светло-коричневые отложения покрывающие коркой центральный и боковой электроды. Выделяются из присадок к маслу или бензину. Большое их количество может привести к изоляции электродов свечи, вызывая пропуски в искрообразовании и перебои при разгоне. Если чрезмерные отложения образуются за короткое время или при небольшом пробеге, замените маслосъемные колпачки направляющих клапанов, чтобы предотвратить попадание масла в камеру сгорания.

Совет: Если отложения стабильно образуются при длительном пробеге, причина в качестве бензина — смените место заправки.

4. Отложения сажи

Отложение сухой копоти указывает на переобогащение топливовоздушной смеси в результате неправильной работы управляющего датчика концентрации кислорода. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск двигателя и неустойчивую работу двигателя. Проверьте состояние управляющего датчика концентрации кислорода и его жгута проводов, а также герметичность системы выпуска отработавших газов на участке от головки блока цилиндров до места установки датчика.

5. Масляные отложения

Замасленные электроды и изолятор свечи. Причина — попадание масла в камеру сгорания. Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и «подергиваниях работающего двигателя. Необходим ремонт головки блока цилиндров и поршневой группы двигателя. Свечи зажигания подлежат замене.

6. Оплавленные электроды

Перегрев свечи зажигания из-за несоответствия ее характеристик типу двигателя (свеча слишком «горячая») или в результате общего перегрева двигателя. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания.

Иногда двигатель продолжает работать после выключения зажигания («калильное зажигание»), что приводит к его повреждению. Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, работу систем охлаждения и смазки.

7. Изолятор свечи растрескавшийся или со сколами

Детонационное сгорание топлива. Причиной может быть использование бензина с низким октановым числом или выход из строя датчика детонации. Детонация в двигателе может привести к повреждению поршней и клапанов.

Напомним, ранее мы рассказывали, какие свечи зажигания для автомобилей LADA лучше выбрать.

Ключевые слова: система зажигания лада приора | система зажигания лада калина | система зажигания лада гранта | двигатель лада приора | двигатель лада калина | двигатель лада гранта | система зажигания лада веста | двигатель лада веста | система зажигания лада ларгус | система зажигания 4х4 | система зажигания lada xray | двигатель лада ларгус | двигатель 4х4 | двигатель lada xray | система зажигания нива | двигатель нива | универсальная статья

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector