В продолжение темы старых двигателей BMW хочу рассказать о динозавре, который первым покорил мое сердце и заставил полюбить старые BMW, к которым я раньше относился мягко скажем не очень, просто по причине не знания их истории и технического устройства. В итоге я купил авто с таким мотором.
Итак двигатель BMW M30 — шестицилиндровый рядный поршневой двигатель с одним верхним распределительным валом (SOHC), который использовался в течение 27 лет на многих автомобилях BMW. Двигатель БМВ М30 был признан «Лучшим Двигателем 20-го века», и был прозван «Большой шестеркой».
Выпускался с 1966 по 1993 год и устанавливался на e3/e9, потом на 5, 6 и 7 серию, производимые в те годы.
основой стал «младший брат» М10, появившийся в 1962 году (который впервые был использован на BMW 1500 «Neue Klasse»): 1 верхний распредвал с цепным приводом, 2 клапана на цилиндр, привод через рокера с эксцентриками, чугунный блок, алюминиевая гбц. Первые версии были объемами 2.5 и 2.8л и оснащались 1 и 2 карбюраторами. Потом появились 3.0, 3.2, 3.4 и 3.5л.
M30B25 145-150лс/212-215нм-диаметр 86мм ход 71.6мм объем 2494см2-степень сжатия 9.5-1/2 карбюратора, инжектор Jetronic-распредвал карб 236гр/6.85мм-распредвал инж 248гр/7.42мм
-компрессионная высота 47.1мм
M30B28 165-184лс/235-240нм:-диаметр 86мм ход 80 объем 2788см2-степень сжатия 9.3-1/2 карбюратора, инжектор Jetronic-распредвал карб 236гр/6.85мм-распредвал инж 248гр/7.42мм
-компрессионная высота 42.8мм
M30B30 180-200лс/260-275нм:-диаметр 89 ход 80 объем 2986см2-степень сжатия 9.0-1/2 карбюратора, «3 горизонтальных карбюратора (дросселя)», инжектор Motronic-распредвал карб 236гр/7.03мм-распредвал инж 260гр/7.42мм
- -компрессионная высота 42.8мм
- M30B32 197лс/285нм:-диаметр 89 ход 86 объем 3210см2-степень сжатия 9.0-инжектор Jetronic, Motronic
- -распредвал 260гр/7.42мм
M30B34 самая распространенная версия 3.5 185-218лс/290-310нм:-диаметр 92 ход 86 обем 3430см2-степень сжатия 8.0/9.0/10.0-распредвал 248гр/8.04мм-инжектор Jetronic, Motronic
-компрессионная высота 39.85мм
M30B35 (не путать с B34) 218лс/310нм редкая версия 3.5-диаметр 93.4! ход 84! объем 3453см2
- -компрессионная высота 41мм
- M102T-M30B32LAE 252лс/380нм:-диаметр 92 ход 86 объем 3430см2-степень сжатия 8.0
- -инжектор Jetronic
- M106-M30B34MAE 252лс/380нм:-диаметр 92 ход 86 обем 3430см2-степень сжатия 8.0-инжектор Jetronic
- -компрессионная высота 39.85мм
Как видно, развитие у мотора было приличное как по объему, так и по системе управления.Были даже 2 турбированные версии для 7 серии е23. Они хотели V8 2х клапанный сделать в то время, но что то у них не получилось и дунули в м30.
И буквально через несколько лет сделали всё таки V-образник, но уже 12-цилиндровый — М70, тот еще персонаж получился, нет чтоб сразу все моторы новые на 4 клапана разрабатывать.
Потому что уже даже на тот момент система с 2мя клапанами на цилиндр стала устаревать и кпд сильно страдал, но это не помешало м70 выпускаться до 94 года, а его последователю М73 аж до 2001.
Очень мало информации о m30b30 на 3х горизонтальных карбюраторах, который стоял на е9 3000csl, ходят слухи о 250лс и 300нм+. Если кто что знает — буду рад услашать.
Но это еще не все, ведь на его блоке построены несколько М моторов, таких как M88, M88/3, S38B35/36/38, а это уже не «внушительные» 218лс/310нм с 3,5л, а намного веселее:
M88 277лс/330нм BMW E26 M1:-двухвальная головка и 24 клапана (4 на цилиндр)-равнодлинные выпускные коллектора-диаметр 93.4 ход 84 объем 3453см2-степень сжатия 9.0
- -компрессионная высота 30мм
- М88/3 286лс/340нм BMW E24 BMW 635 CSi / BMW E12 BMW M535i:-диаметр 93.4 ход 84 объем 3453см2
- -степень сжатия 10.5
S38B35 260лс/330нм BMW E28 М5 / BMW Е24 M6 1986:-диаметр 93.4 ход 84 объем 3453см2-степень сжатия 9.8
-компрессионная высота 32мм
S38B36 315лс/360нм BMW E34 M5 1988:-диаметр 93.4 ход 86 объем 3535см2-степень сжатия 10.0
-компрессионная высота 31.5мм
S38B38 340лс/400нм BMW E34 M5 1992:-диаметр 94.6 ход 90 объем 3795см2-степень сжатия 10.5-индивидуальные катушки зажигания
-компрессионная высота 30.7мм
Последняя версия несомненная одна из лучшего, что сделали BMW за все время производства двигателей.Ведь выжать 340лс из 3.8л без турбин хорошее достижение, а уж 400нм, которые доступны в широченном диапазоне оборотов без систем смешения фаз — это просто шедевр. И всё это с огромным запасом по ресурсу, доработкам и ремонту.
Кстати, его детали применяются для тюнинга м30: например коленвал с ходом 90мм, в купе с шатунами поршнями 94.6мм, очень прилично добавит объема и крутящего момента. Тем самым можно получить m30b38 с характеристиками в районе 250лс/340нм, что само по себе уже прилично.
А если взять впуск с 6ю дросселями — они улучшат наполнение цилиндров, и равнодлинные коллектора для лучшего выпуска отработанных газов, к этому всему распредвал с улучшенными характеристиками, можно дожать до 300лс/370нм, подкорректировав конечно программу под все это дело.
В идеале м30 перевести на систему управления 3.1 от м50 или сторонние, это касается всех объемов, и потом уже начинать различные доработки, такие как увеличение объема, повышение степени сжатия, или же вообще турбирования.
Хорошая статейка, подробно описывающая всю историю динозавра:www.drive2.ru/c/1646463/
Двигатели BMW M30
BMW M30 – популярный двигатель немецкого концерна, выполненный в разных модификациях. Он получил 6 цилиндров с 2 клапанами на каждом из них, использовался на автомобилях BMW с 1968 по 1992 год. Сегодня ДВС считается устаревшим, хотя разные машины ездят на нем до сих пор.
Данный агрегат заслуженно считается одним из самых удачных моторов концерна BMW из-за неприхотливости обслуживания, отсутствия серьезных проблем и огромного эксплуатационного ресурса.
Есть 6 основных версий двигателя:
- M30B25
- M30B28
- M30B30
- M30B32
- M30B33
- M30B35
Некоторые версии получили дополнительные модификации.
Характеристики
Основные параметры мотора соответствуют табличным.
Головка цилиндров | Чугунная |
Питание | Инжектор |
Тип | Рядный |
Число цилиндров | 6 |
Кол-во клапанов | По 2 на цилиндр, всего 12 штук |
Ход поршня | 86 мм |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Степень сжатия | 8-10 (зависит от точной версии) |
Объем | 2.5-3.5 л (зависит от версии) |
Мощность | 208 – 310 при 4000 об/мин. (зависит от версии) |
Крутящий момент | 208-305 при 4000 об/мин. (зависит от версии) |
Потребляемое топливо | Бензин АИ-92 |
Расход топлива | Смешанный – около 10 литров на 100 км. |
Возможный расход масла | До 1 л на 1000 км. |
Требуемая вязкость смазки | 5W30, 5W40, 10W40, 15W40 |
Объем масла в моторе | 5.75 л |
Рабочая температура | 90 градусов |
Ресурс | Практический – 400+ тысяч километров |
Моторы M30 и модификации устанавливались на машины BMW 5-7 серии 1-2 поколений с 1982 по 1992 год.
Улучшенные версии (например, M30B28LE, M30B33LE) ставились на машины BMW 5-7 поколений ранних годов выпуска, а продвинутые турбированные ДВС типа M30B33LE можно найти только на автомобилях 6-7 поколений.
Модификации
Рядный двигатель BMW M30 получил версии, отличающиеся между собой объемом цилиндров. Естественно, конструктивно они слабо отличаются между собой и кроме мощности и величины крутящего момента не имеют серьезных отличий.
Версии:
- M30B25 – самый маленький мотор с рабочим объемом 2.5 литра. Он выпускался концерном с 1968 года и использовался с 1968 по 1975 годы на машинах BMW 5 серии. Мощность составила 145-150 л.с. (достигается при 4000 об/мин).
- M30B28 – мотор с объемом 2.8 литра и мощностью 165-170 л.с. Его можно найти на седанах 5 и 7 серий.
- M30B30 – ДВС с объемом цилиндров 3 литра и мощностью 184-198 л.с. при 4000 об/мин. Версия устанавливалась на седаны BMW 5 и 7 серий с 1968 по 1971 год.
- M30B33 – версия с объемом 3.23 л, мощностью 185-220 л.с и крутящим моментом 310 Нм при 4000 об/мин. Агрегат ставился на автомобили BMW 635, 735, 535, L6, L7 с 1982 по 1988 годы.
- M30B35 – модель с самым большим объемом в линейке – 3.43 л. Мощность в 211 л.с. достигается при 4000 об/мин, крутящий момент – 305 Нм. Устанавливался на модели 635, 735, 535 с 1988 по 1993 годы. Версия также получила разные модификации. В частности, силовая установка M30B35LE развивала мощность до 220 л.с., а ее крутящий момент достигал 375 Нм при 4000 об/мин. Другая модификация – M30B35MAE – оснащена нагнетателем-турбиной и развивает мощность 252 л.с., а ее максимальный крутящий момент переведен на низкие обороты – 2200 об/мин, что обеспечивает быстрый набор скорости.
Описание моторов
Моторы M30 с разными объемами встречаются на автомобилях 5, 6 и 7 серий. Вне зависимости от объема, двигатели считаются надежными и живучими.
Большой ресурс ДВС во многом оправдан именно высокой мощностью, так как сильные двигатели нагружаются меньше при умеренной городской езде, отчего и живут дольше. Единственная менее удачная модификация – с объемом 3.5 литра.
Она получилась энергонагруженной и менее живучей по сравнению с другими версиями.
Самым популярным в серии является двигатель M30B30 – он ставился в 70-80 гг на все машины с индексом 30 и 30i. Как и его предшественники B25 и B28, этот мотор с 6 цилиндрами, расположенными в ряд. В основе агрегата – блок из чугуна с цилиндрами диаметром 89 мм.
В головке блока цилиндров всего один распредвал (система SOHC), также здесь нет гидрокомпенсаторов, поэтому через 10 тыс. км. потребуется регулировка клапанов.
В механизме ГРМ используется цепь с большим ресурсом, система питания может быть инжекторной или карбюраторной. Последняя применялась до 1979 года, а после использовались только инжекторы для подачи топливно-воздушных смесей в цилиндры. То есть инжекторные двигатели получили наибольшее распространение.
В течение всего срока выпуска моторы M30B30 (это касается и двигателей с другими объемами) модифицировались, поэтому не существует стандартной мощности и крутящего момента для них.
Например, карбюраторный двигатель, выпущенный в 1971 году, получил степень сжатия 9, а его мощность достигала 180 л.с. В тот же год выпустили и инжекторный мотор со степенью сжатия 9.5 и мощностью 200 л.с.
, достигаемой при меньших оборотах – 5500 об/мин.
Позже, в 1971 году, применялись другие карбюраторы, что изменило технические характеристики мотора – его мощность повысилась до 184 л.с. В то же время инжекторные установки модифицировали, что отразилось на мощности. Они получили степень сжатия 9.2, мощность – 197 л.с.
при 5800 об/мин. Именно такой агрегат ставился на BMW 730i E32 1986 года выпуска.
Именно M30B30 стал «плацдармом» для производства моторов M30B33 и M30B35 с объемами 3.2 и 3.5 литра соответственно. В 1994 году двигатели M30B30 перестали выпускать, заменив их на более новые агрегаты M60B30.
BMW M30B33 и M30B35
Моторы с объемами 3.3 и 3.5 литра представляют собой расточенные версии M30B30 – у них больший диаметр цилиндров (92 мм) и ход поршня – 86 мм (в B30 80 мм). Головка блока цилиндров также получила один распредвал, 12 клапанов; гидрокомпенсаторов там нет, поэтому через 10 тысяч километров требовалась регулировка зазоров клапанов.
Кстати, многие специалисты путем нехитрых манипуляций превращали M30B30 в M30B35. Для этого растачивался блок цилиндров, устанавливались другие поршни, шатуны. Это самый простой вариант тюнинга данного ДВС, позволяющий получить прибавку в 30-40 л.с.
Если поставить улучшенный распредвал Schrick 284/280 и сделать прямоточный выхлоп, установить правильную прошивку, то мощность удастся поднять до 50-60 л.с.
Версий данного мотора было несколько – одни имели степень сжатия 8 и оснащались катализаторами, развивали мощность до 185 л.с.; другие получали сжатие 10, но не имели катализаторов, развивали 218 л.с. Также есть мотор с сжатием 9 и мощностью 211 л.с., поэтому стандартного значения мощности и крутящего момента нет.
Возможности тюнинга M30B35 обширны – в продаже есть тюнинговые комплектующие, позволяющие раскрыть потенциал ДВС. Варианты тюнинга разные: можно установить коленвал с ходом поршня 98 м, расточить цилиндры увеличить объем до 4-4.2 литра, поставить кованые поршни. Это прибавит мощность, но стоимость работ будет высокой.
Также можно купить какой-нибудь китайский турбо-комплект мощностью 0.8-1 бар – с его помощью мощность удастся поднять до 400 л.с., правда всего на 2-3 тысячи километров, так как турбо-киты живут недолго.
Проблемы моторов M30
Как и все моторы, двигатели M30 имеют некоторые проблемы, хотя свойственные серии серьезные «болезни» и технические просчеты отсутствуют. За огромный срок эксплуатации двигателей удалось выявить недостатки:
- Перегрев. Проблема имеет место на многих ДВС от BMW с объемом 3.5 литра. Если заметили повышение температуры, то лучше сразу проверить состояние охлаждающей системы, иначе очень быстро ГБЦ поведет. В 90% случаев причина роста температуры кроется в системе охлаждения – радиаторе (он может быть банально загрязнен), помпе, термостате. Не исключено банальное образование воздушных пробок в системе после замены антифриза.
- Трещины в блоке цилиндров, образующиеся возле резьбы болтов. Очень серьезная проблема моторов M Типичные симптомы: снижение уровня антифриза, образование в масле эмульсии. Часто трещины образуются из-за того, что мастер не удалил смазку из резьбовых колодцев при сборке мотора. Решается эта проблема путем замены блока цилиндров, редко его ремонтируют.
Стоит также учитывать, что все двигатели M30 на середину 2018 года являются старыми – их давно не выпускают, и их ресурс практически выкатан. Поэтому с ними обязательно будут возникать проблемы, связанные с естественным старением. Не исключены перебои в работе механизма газораспределения, клапанов (они изнашиваются) и коленвала, втулок.
Надежность и ресурс
Двигатели M30 – это классные и надежные агрегаты с большим ресурсом. Автомобили на их базе могут «пробежать» 500 тысяч километров и даже больше. На данный момент на дорогах России полно машин с данными ДВС, которые до сих пор на ходу.
Также стоит выделить изученность конструкции и проблем двигателей M30, поэтому замена или ремонт комплектующих осуществляется легко, но часто возникают проблемы с поиском нужных комплектующих. Поэтому ремонт двигателя M30 может занять больше времени.
Стоит ли покупать?
Сегодня эти агрегаты продаются на специализированных площадках. Например, контрактный двигатель M30B30 1991 года выпуска можно приобрести за 45000 рублей.
По заявлению продавца, он «пробежал» всего 190000 км, что для данного мотора мало с учетом того, что его практический ресурс достигает 500+ тысяч километров.
M30B35 можно найти за 30000 рублей без навесного оборудования.
Конечная цена зависит от состояния, пробега, наличия или отсутствия навесного оборудования.
Несмотря на надежность и технически удачную конструкцию, моторы все M30 не рекомендуются к покупке сегодня. Их ресурс подходит к концу, поэтому обеспечить нормальную бесперебойную работу они не способны в силу естественной старости.
Двигатель M30B28
Что касается преимуществ, то М30 — это первоклассные и по-настоящему немецкие двигатели. Они олицетворяют немецкое качество. Обладают большим ресурсом, разумеется при должном уходе и правильном техническом обслуживании на специализированных станциях технического обслуживания двигателя.
Если соблюдать простые правила эксплуатации, можно добиться того, что силовой агрегат пробегает больше, чем полмиллиона километров. Даже сейчас на дорогах России Вы можете встретить сотни тысяч автомобилей с этим двигателем внутреннего сгорания.
При этом они до сих пор на ходу, и дадут фору некоторым современным малолитражных двигателям.
К преимуществу также стоит отнести возраст двигателя. Исключительно в плане изученности конструкции и основных неприятностей, которые с ними связаны.
Все сертифицированные мастера на станции технического обслуживания автомобиля знают, как решить проблему с этим двигателем внутреннего сгорания. А секреты в обслуживании передаются из поколения в поколение (но это не точно).
Ремонтировать комплектующие довольно просто, но оригинальные запчасти найти очень сложно. В основном используются китайские новые или поддержанные немецкие запасные части от автомобилей на разборке.
Но есть проблемы их поиск и доставка в отдельные регионы России занимает колоссальный пласт времени. Если же двигатель вышел из строя, купить его можно на специализированных площадках от 30 000 до 45 000 руб.
Поэтому, если сумма ремонта превышает этот ценник вы смело можете покупать Б/У двигатель.
При этом, на специализированных ресурсах мы находили двигатель внутреннего сгорания серии М30 с пробегом меньше 190 000 км, что очень немного для силовой установки, которая была выпущена в конце семидесятых годов.
Поговорим о проблемах силового агрегата M30B28. Как мы сказали выше, это была колоссальная серия силовых двигателей.
Она оснащалась целой горой модификаций, использовалась и используется на миллионах автомобилей, которые на ходу по сегодняшний день.
Но несмотря на то, что силовой агрегат был одним из самых успешных проектов Бавария Моторс, и всего автопрома семидесятых годов прошлого века, есть некоторые проблемы с этими словами агрегатами.
Необходимо начать с того, что в блоках цилиндров присутствовали трещины. Наиболее ярко эта проблема проявляется на двигателях серии М10 и М30. Трещина соединяет головку болта, а точнее отверстие под него, и плавно переходит в полость рубашки охлаждения.
В результате чего, на блоках цилиндров остаются следы эмульсии и появляется увеличенный расход антифриза.
Силовые агрегаты серии М10 и М30 не оснащались гидрокомпенсаторами, поэтому необходимо каждые 7-10 тысяч километров заезжать на станцию технического обслуживания автомобиля и регулировать зазоры.
Следующее, на что необходимо обратить внимание, это высокий уровень шума двигателя, особенно на низких оборотах. Всему виной износ «эксцентриковая шайба-торец стержня клапана». Это ещё одна типичная проблема с двигателями М30 и М10. Эта техническая проблема также существенно затрудняет корректировку теплового зазора, который необходимо проводить в механизме привода клапана.
Следующий недостаток, на который необходимо обратить внимание — это чрезмерная чувствительность силовой установки к качеству моторного масла. В целом, это правило применимо ко всем двигателям BMW, особенно в современной интерпретации.
Всегда нужно помнить о том, что этот силовой агрегат имеет гоночные модификации, но именно M30B28 не рассчитан на продолжительные перегрузки в спортивном стиле вождения. Не нужно насиловать двигатель и стартовать с каждого светофора, если вам важен длительный ресурс этого двигателя.
Но правды ради необходимо заметить то, что все проблемы и недочеты, которые присущи двигателям с индексом М30 проявляются исключительно после длительного срока эксплуатации.
Заметим то, что этому двигателю необходим уход и особая профилактика отдельных узлов двигателя, чтобы ограничиться исключительно заводскими и мелкими неисправностями. В целом силовой агрегат был довольно популярным и надежным
BMW M30 — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M30.
BMW M30
Общие данные
Производитель
BMW
Годы производства
1976—1994
Камера сгорания
Конфигурация
Рядный 6-цил.
Объём
2,5 литра / 2494 мм³2,8 литра / 2788 мм³3,0 литра / 2986 мм³3,2 литра / 3210 мм³3,4 литра / 3430 мм³ см3
Клапанной механизм
SOHC
Хронология
Преемник
BMW M60
Медиафайлы на Викискладе
BMW M30 Медиафайлы на Викискладе
BMW M30 — рядный шестицилиндровый двигатель, производства компании BMW. Выпускался объёмами 2.5, 2.8, 3.0, 3.2 и наиболее удачный — 3.4 литра.
Концерн BMW переманил Бернарда Освальда из компании Ford для разработки второго поколения шестицилиндровых двигателей в середине шестидесятых. Первыми были шестицилиндровые двигатели с семью опорами коленвала.
Они использовались в новых седанах серии Е3 в 1968 году. Была вновь применена успешная формула M10 — чугунный блок, алюминиевая головка с цепным приводом распредвала.
После 1972 года разработки проходили под контролем Густава Едерера и именно тогда появилась первая модель с 4 клапанами — M88.
M30B25
Двигатель M30B25 — это 2.5-литровая (2494 см³) версия двигателя M30. Мощность составляет 150 лошадиных сил при 5500 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент — 215 Нм при 4000 об/мин. Двигатель использует инжекторную систему питания L-Jetronic. Диаметр цилиндров 86 мм. Ход поршней — 71.6 мм. Степень сжатия — 9.6.
Устанавливался на:
- BMW E12 525
- BMW E28 525i
- BMW E23 725i (экспортная модель для стран с высоким налогом: Япония, Швеция, etc.)
M30B28
Двигатель M30B28 — это 2.8-литровая (2788 см³) версия двигателя M30. Мощность составляет 184 лошадиные силы при 5800 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент — 240 Нм при 4200 об/мин. Двигатель использует инжекторную систему питания L-Jetronic. Диаметр цилиндров 86 мм. Ход поршней — 80 мм. Степень сжатия — 9.3.
Устанавливался на:
- BMW E24 628CSi (1979—1989)
- BMW E28 528i
- BMW E23 728i
- BMW E12 528i
M30B30
Двигатель M30B30 — это 3.0-литровая (2986 см³) версия двигателя M30. Мощность составляет 188 лошадиных сил при 5800 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент — 260 Нм при 4000 об/мин. Двигатель использует инжекторную систему питания Motronic. Диаметр цилиндров 89 мм. Ход поршней — 80 мм. Степень сжатия — 9.0.
Устанавливался на:
- BMW E23 730
- BMW E24 630CS
- BMW E32 730i (1986—1994)
- BMW E34 530i (1988—1991)
M30B32
Двигатель M30B32 — это 3.2-литровая (3210 см³) версия двигателя M30. Мощность составляет 200 лошадиных сил при 5000 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент — 285 Нм при 4300 об/мин. Двигатель использует инжекторную систему питания L-Jetronic. Диаметр цилиндров 89 мм. Ход поршней 86 — мм. Степень сжатия — 9.0.
Устанавливался на:
- BMW E23 733i, 732i
- BMW E24 633CSi
M30B34
Двигатель M30B34 — это 3.4-литровая (3430 см³) версия двигателя M30. Мощность в различных версиях составляет от 185 до 220 лошадиных сил при 5400-5700 об/мин.
Максимальный крутящий момент — 305—311 Нм при 4000 об/мин. Двигатель использует инжекторную систему питания Motronic. Диаметр цилиндров 92 мм. Ход поршней — 86 мм. Степень сжатия — 8.
0 на катализаторной версии и 9.0 на бескатализаторной.
Устанавливался на:
- BMW E32 735i
- BMW E34 535i
Турбомодификации
Также были турбомодификации данных двигателей. Это м102в32 и м106в34. Отличие от обычных версий было в поршнях (они были под СС 8.0:1 в версии в34 и 7.0:1 в версии в32), а также в блоках, были выполнены масляные форсунки для охлаждения поршней. Оба мотора имели мощность 252 л.с.
Устанавливался на:
- BMW E23 745i
Для улучшения этой статьи желательно:
После исправления проблемы исключите её из списка. Удалите шаблон, если устранены все недостатки. |
Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=BMW_M30&oldid=113534024
Двигатель BMW M30 — характеристика — фото
Двигатель BMW M30 (в ранних моделях иногда называют M06) шестицилиндровый поршневой двигатель с одним верхним распределительным валом (SOHC), который использовался в течение 28 годов на многих автомобилях BMW. Двигатель БМВ М30 был признан «Лучшим Двигателем 20-го века», и был прозван «Большой шестеркой».
Содержание:
- Двигатель BMW M30B25
- Характеристики двигателя BMW M30B25
- Двигатель BMW M30B28
- Характеристики двигателя BMW M30B28
- Двигатель BMW M30B30
- Характеристики двигателя BMW M30B30
- Двигатель BMW M30B32
- Характеристики мотора BMW M30B32
- Двигатель BMW M30B33
- Характеристики двигателя BMW М30Б33
- Двигатель BMW M30B34
- Характеристики мотора BMW M30B34
- Двигатель BMW M30B35
- Характеристики мотора BMW M30B35
Мотор БМВ М30 был разработан в конце 1960-х на основе четырех-цилиндрового двигателя M10 (который впервые был использован на BMW 1500 «Neue Klasse»). Этот силовой агрегат разрабатывался под руководством легендарного гонщика Александра Фалькенхаузена и был доступен как с карбюратором, так и с инжектором и является основой для турбированных двигателей M102 и M106.
Объем мотора составляет от 2,5 до 3,5 литров. Порядок работы цилиндров всех двигателей M30 – 1-5-3-6-2-4.
Этот двигатель был разработан с целью отличать его от менее мощного 6-цилиндрового двигателя M20 для новой серии роскошного класса автомобилей «BMW Neue Klasse» и неофициально известен как Big Six (большая шестерка).
М30 устанавливался на BMW E3, E9, 3 серии (E30 (седан, туринг, купе и кабриолет)), 5 серии (E12, E28, E34), 6 серии (E24) и 7 серии (E23, E32). Двигатели семейства M30 выпускались дольше всех по сравнении с другими двигателями BMW, а последняя модификация мотора была установлена в 1994 году на BMW 730i E32.
Двигатель BMW M30B25
Первая модель двигателя М30Б25, она же «М06» имела объем 2,5 литра. 6-цилиндровый двигатель имел конструкцию схожую с M05, показал неплохие параметры и выпускался с 1968 года. Вначале двигатель комплектовался двумя карбюраторами Zenith 35/40 INAT, развивал 150 л.с. мощности и устанавливался на BMW E3 2500 и BMW E9 2,5 CS.
В 1973 году карбюратор Zenith 35/40 был заменен на 32/40, мощность мотора М68 снизилась до 145 л.с. и в этой конфигурации мотор устанавливался с 1973 по 1976 года на BMW E12 525.
С 1976 по 1981 год на E12 525 устанавливался двигатель M68. Вместо прежних двух карбюраторов Zenith INAT был установлен – 4А1. Этот карбюратор позволял избежать проблем с синхронизацией, ранее существовавших с двойной системой. Замена системы питания приводит к более высоким значениям крутящего момента и мощности в 150 л.с. при 5800 об/мин.
С 1981 по 1987 год 2,5-литровый мотор с внутренним обозначением M107 был оснащен электронной системой впрыска Bosch Jetronic. Мотор был установлен под капот BMW E28 525i и BMW E23 725i.
В 1972 году проходили тестирования двигателя M54 объемом 2400 куб.см, но мотор был слишком тяжелый и дорог в производстве, в результате чего проект был закрыт.
Характеристики двигателя BMW M30B25
М06 | М06 | М68 | М107 | |
Объем, см³ | 2494 | 2494 | 2494 | 2494 |
Диаметр цилиндра/Ход поршня, мм | 86,0/71,6 | 86,0/71,6 | 86,0/71,6 | 86,0/71,6 |
Степень сжатия, :1 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,6 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 150 (110)/6000 | 145 (107)/6000 | 150 (110)/5800 | 150 (110)/5500 |
Крутящий момент, Нм/об,мин | 215/3700 | 212/4000 | 212/4000 | 215/4000 |
Вес двигателя, ∼ кг | 145 | 145 | 145 | 139/158 |
Двигатель BMW M30B28
2,8-литровый мотор БМВ M30 дебютировал в 1968 году. На двигателе использовался карбюратор Zenith 35/40 INAT и топливная система Jetronic. Объем силового агрегата был увеличен путем увеличения хода поршня до 80 мм.
С 1968 по 1976 год 2,8-литровый 170-сильный мотор М06 (M30B28V) устанавливалась на:
- BMW 2800/Bavaria E3
- BMW 2.8 L E3 Sedan
- BMW E9 2800CS
- BMW E12 528
С 1976 по 1979 год уже как M68 этот мотор поставлялся с карбюратором Solex 4A1 и устанавливался на BMW E23 728 и E12 528. Силовые параметры остались неизменными, и так же как в 2,5-литровой версии этот карбюратор позволил устранить проблемы с синхронизацией двойной системы.
В 1977 году на BMW E12 528i и E28 528i как замена карбюраторной версии М68 для Северной Америки был представлен 177-сильный инжекторный вариант M86 (M30B28 LE). Этот мотор оснащался электронной системой впрыска топлива Jetronic, чем и отличался от предшествующей модификации М30Б28.
В 1979 году коэффициент сжатия M86 был увеличен, в результате чего мощность двигателя возрастает на 7 лошадиных сил. Так же мотор получил систему электронного впрыска топлива L-Jetronic.
В 1980 году силовой агрегат вместо двойной цепи распределительного вала получил обычную цепь и был переименован в M30B28.
Устанавливался мотор на:
- BMW E12 528i
- BMW E23 728i
- BMW E24 628 CSi
- BMW E28 528i
Характеристики двигателя BMW M30B28
М06 | М68 | М86 | M86 | |
Объем, см.куб | 2788 | 2788 | 2788 | 2788 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/80,0 | 86,0/80,0 | 86,0/80,0 | 86,0/80,0 |
Степень сжатия, :1 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,3 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 165 (121)/5800 | 170 (125)/6000 | 177 (130)/5800 | 184 (135)/5800 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 238/3700 | 238/4000 | 235/4300 | 240/4200 |
Масса мотора, ∼ кг | 145 | 139 | 144 | 148 |
Двигатель BMW M30B30
3,0-литровый мотор был основан на 2,8-литровой версии, диаметр цилиндра которого был увеличен с 86 до 89 мм, в результате чего объем составил 2986 куб.см..
3-литровая версия M20 (M30B30 LU) была представлена в 1971 году и основана на М06. Мотор устанавливался на BMW 3.0 CSi E9 и оснащался электронным впрыском топлива D-Jetronic.
Также существует версия М20 для 3.0 CSL E9 с увеличенным объемом до 3003 куб.
см (диаметр был увеличен до 89,25 мм, ход остался неизменным), но это на производительность не влияло.
В 1973 году для BMW 3.0 Si E3 мотор M20 был оснащен системой впрыска L-Jetronic и был обозначен как M57.
Этот двигатель имел более низкую степень сжатия и развивал 195 лошадиных сил.
M21 (M30B30V) дебютировала на седане BMW 3.0S/Bavaria E3 с двумя карбюраторами Zenith 35/40 INAT и в дальнейшем был установлен на BMW 3.0 L E3, BMW 3.0 CS E9 и BMW 3.0 CSL E9.
С 1976 по 1979 года 3-литровый двигатель M68 с одним двух-камерным карбюратором Solex 4A1 был установлена на BMW E24 630 CS и BMW E23 730.
M49 в отличии от М21 был оснащен системой впрыска D-Jetronic и развивал максимальную мощность 197 л.с.. Этот мотор выпускался до 1977 года и устанавливался на BMW E12 530 MLE (только для Южной Африки).
С 1977 по 1979 год для экспортных автомобилей в Японию и США производился мотор M73 с механическим впрыском (K-Jetronic) и электронной системой впрыска топлива (L-Jetronic, Motronic).
В 1986 3-литровый мотор М30 был обновлен: изменена система питания. На этот раз установлен электронный впрыск топлива Bosch DME. Эта версия двигателя выпускался до 1994 года и стала последней в хронологической таблице семейства двигателей M30.
Силовой агрегат был установлен на следующих моделях:
Характеристики двигателя BMW M30B30
M21 | M68 | M30B30 Kat | M57 | M30B30 | M20 | |
Объем, куб.см | 2986 | 2986 | 2986 | 2986 | 2986 | 2986 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 89,0/80,0 | 89,0/80,0 | 89,0/80,0 | 89,0/80,0 | 89,0/80,0 | 89,0/80,0 |
Степень сжатия, :1 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,0 | 9,2 | 9,5 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 180 (132)/6000 | 185 (136)/5800 | 188 (138)/5800 | 195 (143)/5800 | 197 (145)/5800 | 200 (147)/5500 |
Крутящий момент, Нм/об,мин | 260/3700 | 260/3500 | 260/4000 | 267/4300 | 275/4000 | 270/4200 |
Масса двигателя, ∼ кг | 145 | 145 | 134 | 135 | 132 | 145 |
Двигатель BMW M30B32
Этот двигатель так же известен как «M69» (M30B32LE) дебютировал в 1976 году и был основан на 3-литровом. По сравнению с B30, ход поршня был увеличен от 80 до 86 мм, в результате чего рабочий объем увеличился до 3210 куб.см. Диаметр цилиндра остался неизменным, а система впрыска D-Jetronic была заменена на L-Jetronic. В 1979 году L-Jetronic был заменен на Motronic.
3,2-литровый М69 устанавливался на:
Двигатель M102 (или M102T/M30B32 LAE) устанавливался исключительно на модели BMW 745i E23, производимые с 1980 по 1982 год. Этот мотор основан на B32 и отличается от 3,2-литрового силового агрегата системой управления топливом LE-Jetronic и наличием турбонагнетателя, что позволяло развивать максимальную мощность 252 л.с..
Еще одна версия 3,2-литрового мотора M30 была использована на BMW 3.0 CSL Batmobile. Основан этот мотор на том же 3-литровом М30Б30. Ход поршня был увеличен с 80 до 84 мм, в результате чего объем двигателя был увеличен до 3153 куб.см.. Максимальная мощность выросла до 206 л.с.. Эта модификация комплектовалась новыми топливными форсунками и электронным управлением Bosch D-Jetronic.
Характеристики мотора BMW M30B32
М69 | М102 | М30Б32 | |
Объем, см³ | 3210 | 3210 | 3153 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 89,0/86,0 | 89,0/86,0 | 89,25/84,0 |
Степень сжатия, :1 | 9,0 | 7,0 | 9,5 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 197 (145)/5500 | 252 (185)/5200 | 206 (151)/5600 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 285/4300 | 380/2600 | 292/4200 |
Вес двигателя, ∼ кг | 139 | 150 | 145 |
Двигатель BMW M30B33
Этот мотор дебютировал как M55 (M30B33V) в конце 1973 года, и был представлен на 3,3-литровом седане BMW 3.3 L E3 с двухкамерным карбюратором Zenith 35/40 INAT.
Характеристики двигателя BMW М30Б33
М55 (M30B33V) | |
Объем, куб.см | 3295 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 89,0/88,4 |
Степень сжатия, :1 | 9,0 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 190 (140)/5500 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 300/3500 |
Вес мотора, ∼ кг | 151 |
Двигатель BMW M30B34
3,4-литровый мотор с каталитическим нейтрализатором и мощностью 185 л.с.. Устанавливался на экспортные автомобили для Северной Америки и Японии:
- BMW E28 535i
- BMW E23 735i
- BMW E23 L7
- BMW E24 L6
- BMW E28 535is
M30B34 MAE – также известный как M106 устанавливался только на E23 745i и в отличии от M30B34M имеет турбонагнетатель Garrett, который увеличил максимальную мощность до 252 л.с., и крутящий момент до 380 Нм.
Характеристики мотора BMW M30B34
М30Б34 | M106 | |
Объем, см³ | 3430 | 3430 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 92,0/86,0 | 92,0/86,0 |
Степень сжатия, :1 | 8,0 | 8,0 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 185 (138)/5400 | 252 (185)/4900 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 290/4000 | 380/2200 |
Вес двигателя, ∼ кг | 136 | 145 |
Двигатель BMW M30B35
В 1982 году был представлен 218-сильный двигатель М30Б35 (M30B35M), который представлял собой измененную конструкцию мотора M90 с диаметр цилиндра 92 и ходом поршня 86 мм. Турбо версия этого двигателя обозначалась как M106.
Этот, 3.5-литровый силовой агрегат был оснащен новой цифровой электроникой Bosch Motronic, которые регулируют все функции, касающиеся формирования топлива и зажигания. Таким образом была оптимизирована работа и эксплуатационные характеристики которые повлияли на выбросы отработавших газов и расхода топлива.
Двигатель устанавливался на:
M30B35 Kat – обновленная версия 3.5-литрового мотора M30 предложенная в 1986 году с каталитическим нейтрализатором.
Этот мотор производился до 1993 года и был сменен мотором V8.
Для поддержания мощности и крутящего момента на том же уровне, что и предыдущие модели без каталитических преобразователей, были модифицированы фазы газораспределения. Таким образом, вначале, двигатель для BMW 535i развивает только 185 л.с. мощности, а позже производительность силового агрегата для всех моделей была увеличена до 211 л.с..
Мотор применялся на:
Характеристики мотора BMW M30B35
M30B35 | M30B35 Cat | |
Объем, см³ | 3430 | 3430 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 92,0/86,0 | 92,0/86,0 |
Степень сжатия, :1 | 10,0 | 9,0 |
Мощность, л.с. (кВт)/об.мин | 218 (160)/5200 | 211 (155)/5700 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 310/4000 | 305/4000 |
Вес двигателя, ∼ кг | ∼137 | ∼146 |
Двигатель BMW M30 был заменен на M60.