Давления масла в системе смазки дизельных двигателей

Для обеспечения работоспособности двигателей последние должны быть оборудованы устройствами для хранения масла, подвода его трущимся поверхностям, очистки масла от загрязняющих веществ, охлаждения, а также для контроля процессов смазки и состояния масла. Совокупность всех этих устройств образует систему смазки двигателя.

Система смазки служит для обеспечения жидкостного трения между трущимися поверхностями сопряжённых деталей двигателя, отвода тепла от этих поверхностей, удаления продуктов износа из зоны трения и защиты от коррозии.

Наиболее благоприятными для двигателей являются условия жидкостного трения в сопряжениях цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. В таких условиях детали разделены слоем масла толщиной, превышающей в 1,5-2 раза суммарную высоту микроскопических неровностей трущихся поверхностей.

При этом скорость изнашивания деталей и потери мощности на преодоление трения наименьше, поскольку предотвращается непосредственный контакт рабочих поверхностей, а сопротивление их перемещению обусловлено лишь трением между слоями жидкости и её вязкостью.

Слой жидкости между деталями (например, подшипником и шейкой коленчатого вала, поршневым кольцом и гильзой цилиндра) образуется при движении подвижной детали за счёт смачивающего эффекта и сцепления масла с поверхностью трения.

В процессе вращения вала в подшипнике масло на поверхности шейки увлекается в суживающуюся часть зазора сопряжения, в результате чего давление между шейкой и подшипником увеличивается настолько, что вал, нагруженный внешними силами, отрывается от поверхности подшипника и в процессе последующей работы двигателя вращается в жидкости. 

В зависимости от способа организации подвода масла к трущимся поверхностям системы смазки подразделяются на системы смазки разбрызгиваемым маслом, принудительные и комбинированные. Система смазки разбрызгиваемым маслом конструктивно самая простая.

Масло из картера разбрызгивается специальными черпачками, имеющимися на нижних головках шатунов. При этом образуются мельчайшие капельки масла, которые оседают на всех деталях двигателя, расположенных в полости картера, и смазывают их. Масло, стекающее с деталей, скапливается в нижней части картера и вновь разбрызгивается черпачком.

Смазочная система, при которой все детали двигателя смазывались бы только разбрызгиванием, в настоящее время не применяется.

Принудительные системы смазки применяются в двигателях, в которых для устранения перегрева трущихся поверхностей и масла с помощью специальных насосов создаётся его интенсивная циркуляция не только через подшипники коленчатого вала, но и через подшипники поршневого пальца, распределительного вала, валов передач, охладители и фильтры. Кроме того, масло подаётся в поршни для их охлаждения, к приводам агрегатов, в устройства для управления двигателем и его агрегатами. К принудительной системе относят также смазку с дозированной подачей масла смазочными насосами высокого давления.

Комбинированные системы смазки позволяют упростить конструкцию двигателя, так как часть трущихся поверхностей смазывается разбрызгиваемым маслом, а под давлением оно подводится только к наиболее напряжённым узлам трения.

У тронковых двигателей, как правило, шатунные и коренные подшипники, подшипники распределительного вала, приводы вспомогательных агрегатов и иногда поршневая головка шатуна смазываются принудительно. Втулка цилиндра, поршень, поршневые кольца, ряд других деталей и иногда поршневой палец смазываются разбрызгиванием, а у некоторых двигателей – принудительно (от лубрикаторов).

По месту расположения основной ёмкости для масла различают двигатели с сухим и мокрым картером. При сухом картере масло, стекающее в поддон, сливается в один или два отстойника, откуда отсасывается насосами в бак, стоящий отдельно от двигателя.

Сухие картеры обычно применяют на двигателях, подвергающихся при работе значительным наклонам (например, на авиационных, танковых и некоторых судовых). При мокром картеренеобходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в поддоне.

  • В комбинированную систему смазки входят:
  • * насос, подающий масло для смазки основных трущихся деталей:
  •  *фильтры грубой очистки, в которых масло очищается от относительно крупных частиц;
  • *фильтры тонкой очистки, в которых часть масла, подаваемого насосом, очищается от мельчайших абразивных частиц и продуктов окисления масла:
  • * масляные холодильники или радиаторы, служащие для охлаждения масла;
  • * редукционные устройства, обеспечивающие регулирование давления масла в системе;
  • *маслопроводы и масляные каналы внутри двигателя, служащие для подвода масла к основным элементам смазочной системы и смазываемым деталям двигателя;
  • *контрольные приборы для измерения давления масла (манометры) и температуры (термометры);
  • *маслосборник для сбора масла, из которого масло вновь забирается и направляется насосом в смазочную систему (обычно маслосборником является поддон или картер);
  • * магистраль, состоящая из разветвлённой системы каналов и маслопроводов, подводящих масло ко всем поверхностям трения.

В быстроходных дизелях имеется дополнительная очистка масла с помощью магнитных фильтров. Схема системы смазки дизеля приведена на рис.2.40.                      Циркуляционный насос 3 засасывает масло из масляного картера двигателя 1 через приёмный (обычно магнитный) фильтр 2 и нагнетает в напорную линию.

Пройдя фильтр 7, масло по маслопроводам 10,12 и 13 поступает под давлением соответственно к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам кулачкового вала механизма газораспределения и деталям клапанного механизма.

Подача смазки к шатунным подшипникам коленчатого вала и поршневым пальцам осуществляется по просверленным каналам малого диаметра, выполненным в шейках и щеках коленчатого вала и стержне шатуна.

В ряде конструкций шатуны не имеют просверленных каналов в стержне и смазывание поршневых пальцев обеспечивается подачей масла от маслосъёмных колец по каналам в бобышках поршней. Кулачковый вал механизма газораспределения часто выполняют полым.

По этой внутренней полости и каналам малого диаметра масло от подшипников кулачкового вала поступает под давлением к деталям клапанного механизма. Масло от поверхностей трения 14 сливается в масляный картер.

Часть масла, нагнетаемого циркуляционным масляным насосом, поступает ко второй ступени очистки — масляной центрифуге 9, где проходит тонкую очистку.    В системе предусмотрен масляный радиатор 5 (охладитель масла), установлены редукционный клапан 4 циркуляционного насоса и перепускной клапан 8щелевого или сетчатого фильтра, а также датчики дистанционных приборов – манометра 11 и термометра 6. Масло в картер двигателя заливают через заправочную трубу 15 с сапунной крышкой и реечным указателем уровня масла.

Давления масла в системе смазки дизельных двигателей

1-масляный картер двигателя; 2=фильтр, 3-циркуляционный насос; 4-редукционный клапан; 5-масляный радиатор; 6-термометр; 7-фильтр; 8-перепускной клапан щелевого или сетчатого фильтра; 9-масляная центрифуга; 10,12,13-маслопроводы; 11-манометр;         14-поверхности трения; 15-заправочная труба с сапунной крышкой и реечным указателем уровня масла.

Масляные насосы. На большинстве современных двигателей устанавливают шестеренчатые смазочные насосы, получившие широкое распространение благодаря своей простоте, надежности в работе, равномерности подачи, дешевизне и способности создавать большие давления масла.

Двигатели с мокрым картером снабжаются обычно односекционным шестеренчатым насосом. У некоторых дизелей смазку деталей выполняют с помощью лубрикатора – многоплунжерного насоса, предназначенного для подачи под высоким давлением дозированной порции масла к смазываемым деталям.

С помощью этого насоса обычно смазывают гильзы цилиндров, при этом давление, развиваемое им, достигает 10 МПа.

На рис.2.41 показан шестеренчатый односекционный смазочный насос двигателя. В корпусе 8 насоса, отлитом из алюминиевого сплава, расположены две сцепленные между собой стальные шестерни 6 и 9. Торец корпуса закрыт фланцем 12.

Ведомая шестерня 6 вращается свободно на оси 7, ведущая шестерня 9 закреплена шпонкой 10 на валике 11. На торце валика имеются два кулачка, входящие в пазы приводного механизма. Валик опирается на два скользящих подшипника, один из которых расположен в корпусе насоса, а другой – во фланце.

Между корпусом и фланцем помещена уплотняющая прокладка из текстолита.

Насос работает следующим образом. Масло поступает в подводящий канал 14 в корпусе насоса и заполняют впадины между зубьями шестерён. При вращении валика ведущая шестерня вращает ведомую.

Масло, находящееся между зубьями шестерен, перемещается из подводящего канала 14 в отводящий канал 13.

Перед каналом 13 зубья одной шестерни входят во впадины другой и вытесняют заключенное во впадины масло.

 При выдавливании масла из впадин создаётся высокое давление, и масло по каналу 13 нагнетается в масляную магистраль.

Давления масла в системе смазки дизельных двигателей

1-клапан, 2-пружина, 3-регулировочный винт, 4-корпус, 5- колпачковая гайка, 6-шестерня, 7-ось, 8-корпус насоса, 9- шестерня, 10-шпонка, 11- валик, 12-фланец, 13-отводящий канал, 14- подводящий канал.

При пуске двигателя холодное масло имеет высокую вязкость и проход его через фильтры и зазоры в подшипниках затруднён. Вследствие этого давление масла может сильно возрасти и превысить допустимое, что вызывает поломку насоса, маслопроводов, манометров и других частей масляной системы.

Для устранения чрезмерного давления масла в насосе имеется редукционный клапан, установленный на ответвлении отводящего канала. В корпусе 4 редукционного клапана помещён клапан1, который удерживается в закрытом положении пружиной 2,затянутой регулировочным винтом 3. Редукционный канал закрыт колпачковой гайкой 5. Клапан отрегулирован на определённое давление и запломбирован.

При чрезмерном повышении давления он открывается, соединяя нагнетательную полость со всасывающей.

Масляные фильтры.Масляные фильтры служат для удаления из масла продуктов износа металлов и окисления масла (нагар, смолистые вещества, пыль, частицы несгоревшего топлива). По принципу действия все фильтры подразделяются на механические, поглощающие (ёмкостные), магнитные и гидродинамические.

Поглощающие фильтры не только задерживают механические примеси, но и поглощают кислоты, щёлочи, воду и другие продукты , производя тем самым глубокую очистку масла.

В качестве фильтрующих элементов служат войлок, пряжа и некоторые другие материалы со специальными пропитками. Поглощающие фильтры применяют в качестве фильтров тонкой очистки.

При засорении фильтрующий элемент заменяют.

Гидродинамические фильтры (центрифуги) очищают масло от механических примесей на основе использования центробежных сил. Масло очищают в роторе, который в отдельных случаях делает до 40 тысяч об/мин.

Магнитные фильтры представляют собой постоянные магниты, вмонтированные в сливные пробки или другие места смазочной системы. Они хорошо удерживают частицы металлов, предохраняя таким образом трущиеся детали дизеля от преждевременного износа.

Фильтры по степени очистки масла подразделяют на фильтры грубой очистки, тонкой очистки и комбинированные. Через фильтры грубой очистки проходит всё масло, поступающее в нагнетательную магистраль двигателя. Эти фильтры обладают больщой пропускной способностью и имеют относительно большие проходы, поэтому они не в состоянии задерживать мелкие примеси.

Читайте также:  Датчик повышения оборотов холодного двигателя

Механические фильтрыпо характеру набивки различают сетчатые, щелевые и пластинчатые и используют в качестве фильтров грубой очистки. К числу механических фильтров относят также войлочные, хлопчатобумажные и бумажные, применяемые как для грубой (кроме бумажных), так и для тонкой очистки. На рис.2.

42 показан элемент щелевого фильтра грубой очистки, представляющий собой гофрированный стакан 4 с намотанной на него виток к витку фильтрующей лентой 3, на которой имеются выступы 2. Между выступами одного витка и плоской частью ленты другого образуются щели 1 (размером 0,07 или 9,125 мм), через которые при фильтрации проходит масло.

Средняя скорость прохождения масла через этот фильтр равна 2,5-5см/с.

Давления масла в системе смазки дизельных двигателей

1-щели; 2-выступы; 3-фильтрующая лента; 4-гофрированный стакан.

На некоторых двигателях установлены пластинчатые фильтры грубой очистки.(рис.2.43), фильтрующий элемент которых состоит из набора пластинок 3 и дистанционных прокладок 1.

Давления масла в системе смазки дизельных двигателей

Размер щелей, через которые проходит масло, определяется толщиной прокладок. Элемент набран на подвижном штыре 6, который можно при необходимости повернуть рукояткой. На неподвижном штыре 5 насажены счищающие скребки 2 и 4 входящие в щели между пластинками.

При поворачивании фильтрующего элемента валиком щели очищаются от загрязнений. Тонкую очистку масла обеспечивают фильтры, обладающие способностью задерживать мельчайшие частицы, содержащиеся в масле.

При полнопоточной схеме тонкой очистки масла все циркулирующее масло проходят через фильтр грубой очистки, а затем через фильтр тонкой очистки.

При частично-поточной схеме после очистки масла в грубом фильтре основная его часть идёт на смазку двигателя, а небольшая его часть проходит через фильтр тонкой очистки и сливается обратно в поддон двигателя.

Наиболее предпочтительны полнопоточные фильтры тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами из волокнистых или пористых материалов, которые обеспечивают хорошую очистку масла (тонкость отсева 20-40 мкм) и получают всё большее распространение.

На многих двигателях для тонкой очистки масла устанавливают реактивную масляную центрифугу, которая хорошо отбирает из масла абразивные частицы, снижая тем самым износ основных трущихся деталей двигателя.

В основу движения масляной центрифуги положен реактивный принцип действия: при истечении масла через сопла на ротор действуют реактивные силы, вызывающие его вращение в направлении, противоположном истечению масла, с частотой более 5 тыс. об/мин.

Давления масла в системе смазки дизельных двигателей

Основная часть центрифуги – это ротор, состоящий из корпуса 13 и крышки 12.

Он свободно вращается на вертикальной оси 17, которая закреплена в корпусе 1 центрифуги на двух подшипниках скольжения 7 и 15 и упорном шарикоподшипнике 16. Ротор выполнен из алюминиевого сплава.

В нижнюю часть корпуса ротора ввернуты форсунки с калиброванными отверстиями – соплами 14, которые сообщаются с помощью каналов и двух маслозаборных трубок 9 с внутренней полостью ротора.

Центрифуга работает следующим образом. Масло, нагнетаемое насосом, разветвляется на два параллельных потока, один из которых идёт к фильтру грубой очистки, а другой — к центрифуге. Попав в неё, масло под давлением около 0,6 МПа поступает по маслопроводящему каналу 11 в оси внутрь ротора, где и очищается от грязи.

Процесс центробежной очистки заключается в непрерывном удалении из масла содержащихся в нём механических примесей. Взвешенные в масле твёрдые частицы, плотность которых превышает плотность масла, под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора с маслом, отбрасываются на внутренние стенки ротора, где и скапливаются в виде плотного осадка.

Очищенное масло из ротора через маслозаборные трубки и сопла вытекают наружу и попадает в картер дизеля. Ротор центрифуги периодически от накопившегося осадка. Нижняя шейка оси ротора имеет несколько больший диаметр, чем верхняя.

Вследствие разности между площадями поперечных сечений нижней и верхней шеек при нормальном давлении масла в роторе возникает сила, направленная вверх. Эта сила уравновешивает массу ротора и содержащегося в нём масла. Ротор как бы всплывает вверх и не оказывает осевого давления на подшипники, что значительно уменьшает трение и износ сопряжённых деталей.

Для ограничения подъёма ротора предусмотрена плавающая шайба 5, упирающаяся в головку болта 4. Крышка 6 центрифуги предохраняет ротор и сливающееся в картер масло от попадания грязи извне.

Центробежная очистка масла обеспечивает хорошее осаждение металлических и неорганических примесей, так как под действием центробежной силы даже мелкие частицы (размером 1мкм и меньше) выделяются из масла. В первую очередь из масла удаляются крупные абразивные частицы, вызывающие наибольший износ деталей двигателя.

Степень очистки масла в центрифуге зависит от частоты вращения ротора, плотности, размеров частиц и вязкости масла. Частота вращения ротора меняется при изменении давления в смазочной системе и вязкости масла, которая, в свою очередь, зависит от температуры. Чем ниже давление масла и его температура, тем меньше частота вращения ротора.

Таким образом, вязкость масла существенно влияет на полноту осаждения примесей – при её увеличении очистка масла ухудшается. На многих двигателях устанавливаются так называемые полнопоточные центрифуги. В них очищается весь поток масла, нагнетаемый насосом в систему смазки. Большинство масляных фильтров имеет перепускной клапан, который открывается при перепаде давлений 0,08-0,12 МПа для пропуска неотфильтрованного масла в магистраль, минуя фильтр. Это происходит при слишком вязком масле во время пуска и при сильном засорении фильтра.

Давление масла в дизельном двигателе, его состояние и сроки замены + видео » АвтоНоватор

Четыре наиболее распространенных причины низкого давления масла в автомобиле

  1. Низкий уровень масла
  2. Изношенное масло
  3. Перегревание
  4. Изношенные подшипники

Масло может стать источником жизненной силы вашего двигателя. Но без хорошего давления масла у вашего двигателя серьезные проблемы.

Хотя низкий уровень этой важнейшей для двигателя жидкости является наиболее распространенной причиной низкого давления масла, существуют другие предотвратимые условия, которые вызывают его, и владельцы автомобилей могут ими пренебречь. Например, с новыми увеличенными периодами замены масла в современных двигателях, владельцы автомобилей не только забывают проверять уровень масла между сменами, но и забывают менять масло, когда оно теряет свою эффективность.

И если вы ездите в основном в режиме «нонстоп», масло обычно нужно менять до рекомендованного интервала замены.

Предложенные большинством производителей интервалы замены применяются к идеальным условиям вождения: движение на скоростях по шоссе не менее 20 минут каждый день.

Но большинство транспортных средств ездят по городу, в короткие поездки с частыми остановками. Короткие поездки не позволяют моторному маслу достигать рабочей температуры и сокращают срок его службы.

  • Конечно, есть и другие вещи, которые могут вызвать не только низкое, но и высокое давление.
  • Что в этом руководстве
  • Это руководство объяснит:
  • какое давление должно быть или как его проверить
  • что значит низкое для вашего двигателя
  • как нормальное давление масла
  • и некоторые симптомы, вызванные низким давлением

В конце вы найдете некоторые процедуры устранения неполадок, которые могут помочь вам определить, работает ли ваша система смазки за пределами ее надлежащих параметров.

Когда проводится замена масла в дизельном двигателе?

Возврат масла в поддон картера происходит самотеком, при этом оно попадает на вращающиеся детали и разбрызгивается внутри двигателя, образуя своего рода туман.

Со временем качество его снижается, особенно, если дизельный двигатель ест масло, поскольку оно загрязняется микроскопическими частицами металла и продуктами сгорания, которые при высокой температуре коксуются и образуют различные смолы.

Поэтому со временем требуется замена масла в дизельном двигателе. Интервал указан в сервисной документации любого автомобиля. Однако это всего лишь рекомендации производителя, при разработке которых учитывалось среднее число различных факторов, влияющих на сроки эксплуатации смазки (степень загрязнения воздуха, качество топлива и другие).

В наше время существует общепризнанная международная система классификации моторных масел по степени вязкости SAE J300.

Автомасла для дизельных двигателей по этой системе подразделяются в зависимости от вязкости на три типа: зимние, летние и всесезонные.

Кроме того, существует специальный вариант для турбированных дизельных двигателей, который представляет собой новейшую полусинтетическую смазку всесезонного применения для высокооборотных моторов.

Каким должно быть мое давление масла

  1. Нормальное давление может незначительно отличаться в зависимости от модели автомобиля.
  2. Когда будет правильное, вы увидите стрелку на манометре примерно в середине шкалы и не увидите, как загорается сигнальная лампа низкого давления.
  3. Когда ваш двигатель имеет рабочую температуру, типичное давление в системе может падать в диапазоне от 20 до 30 фунтов на квадратный дюйм на холостом ходу (от 140 до 200 кПа ) и от 45 до 70 фунтов на квадратный дюйм (от 310 до 482 кПа ) на скорости движения.

Система работы системы смазки дизельного двигателя

От качества и соответствия дизельного моторного масла, а также от общего состояния системы смазки напрямую зависит ресурс дизельного двигателя. Эффективная работа системы смазки в дизеле влияет на качество запуска двигателя, повышает экономичность ДВС, снижает уровень содержания токсичных элементов в отработавших газах.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы питания дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных элементах и принципах работы системы подачи топлива в дизельный мотор.

Основные функции

  • Главной задачей системы смазки является подача моторного масла для образования масляной пленки между парами трения (трущиеся поверхности).Так достигается уменьшение износа нагруженных деталей, снижение фрикционных потерь.
  • Также масло осуществляет эффективное удаление посторонних частиц, которые возникают в результате механического износа, смывает нагар, защищает детали от коррозии.
  • Еще одной важной функцией системы смазки является охлаждение трущихся поверхностей. В отдельных конструкциях ДВС подача масла дополнительно служит для охлаждения днища поршня.

Схема системы смазки дизеля с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником

Применяется на дизелях с установленным полнопоточным масляным фильтром с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником.

Читайте также:  Выброс вредных веществ при работе двигателя

  Распределительный вал: что и как будем распределять?

  1. картер масляный
  2. форсунки охлаждения поршней
  3. вал коленчатый
  4. вал распределительный
  5. шестерня промежуточная
  6. горловина маслозаливная
  7. пробка масляного картера
  8. маслоприемник
  9. насос масляный
  10. жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ)
  11. клапан перепускной
  12. фильтр масляный
  13. клапан перепускной
  14. клапан предохранительный
  15. датчик давления
  16. турбокомпрессор
  17. компрессор
  18. топливный насос высокого давления
  19. масляный канал оси коромысел
  • Масляный насос через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в жидкостно-масляный теплообменник, а затем в полнопоточный масляный фильтр, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.
  • Из масляного фильтра очищенное масло поступает в масляную магистраль дизеля.
  • Перепускные (редукционные) клапаны установлены:
  • в корпусе жидкостно-масляного теплообменника — 11 (значение давления срабатывания — 0,15 МПа)
  • в масляном фильтре — 13 (значение давления срабатывания — 0,15 МПа)

При пуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла в жидкостно-масляном теплообменние превышает значение 0,15…0,2 МПа, перепускной клапан открывается, и масло, минуя жидкостно-масляный теплообменник, поступает в масляный фильтр, а при сопротивлении в масляном фильтре 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан масляного фильтра и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль. Перепускные клапаны нерегулируемые.

В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25…0,35 МПа. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

В случае чрезмерного засорения фильтровальной бумаги, когда сопротивление масляного фильтра становится выше 0,13…0,17 МПа, перепускной клапан масляного фильтра также открывается, и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль.

На работающем дизеле категорически запрещается отворачивать пробку редукционного клапана.

Из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов.

От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале масло поступает ко всем шатунным подшипникам.

От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу.

Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.

К компрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.

Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора поступает по трубке, подключенной на выходе из корпуса масляного фильтра. Из подшипникового узла турбокомпрессора масло по трубке отводится в масляный картер.

Источник

Принцип работы системы смазки дизельного мотора

Подавляющее большинство дизельных ДВС имеют систему смазки, в которой моторное масло подается к наиболее нагруженным деталям (элементы кривошипно-шатунного механизма, ГРМ) под давлением. Другие детали, которые подвержены меньшей нагрузке, смазывается посредством разбрызгивания.

В списке основных элементов системы смазки двигателя находятся:

  Какой размер ремня на генератор двигатель 409

  • поддон картера двигателя, который служит резервуаром для масла;
  • масляный насос, закачивающий смазочный материал;
  • масляный фильтр, очищающий моторное масло;

Маслонасос в дизеле может приводиться в действие от коленвала, распредвала или дополнительного приводного вала. Наибольшее количество смазки подается к подшипникам коленчатого вала по специальным масляным каналам. Шестерни маслонасосов могут иметь внешнее или внутреннее зацепление. Что касается второго варианта, такие конструкции отличаются меньшими габаритами, менее шумны в работе, износ шестерен наименее влияет на снижение производительности насоса.

Показатель необходимой производительности насоса зависит от того, какое давление в системе смазки необходимо для того или иного двигателя с учетом ряда особенностей.

Высокофорсированный дизельный мотор должен иметь такой масляный насос, который способен обеспечить большой запас по производительности. Это необходимо для поддержания эффективности работы системы смазки в условиях любых нагрузок, а также с учетом потенциального износа самого насоса, подшипников распредвала и коленчатого вала.

Реализация охлаждения поршней особенно необходима в турбодизелях мощных грузовиков, которые отличаются высоким показателем наддува, имеют камеру сгорания в днище поршня.

Распространенной и относительно простой схемой является способ подачи масла посредством форсунок-распылителей, которые находятся снизу цилиндра. Эффективность такого решения уступает второму способу, который заключается в осуществлении подачи смазочного материала по специальному каналу, высверленному в шатуне.

Далее смазка попадает в верхнюю головку, после чего оказывается в распылителе. Посредством распылителя масло попадает в область днища поршня.

Самой эффективной схемой выступает способ подачи масла через канал в шатуне в специальную полость, которая изготовлена в днище поршня.

Эта полость служит для улучшенного охлаждения. Стоит добавить, что функция охлаждения поршней требует также качественного охлаждения самого моторного масла, для чего в системе смазки используются масляные радиаторы.

Основные бренды

Современный рынок смазочных материалов обширен. Существует много производителей, выпускающих высококачественное масло, продлевающих работоспособность мотора.

Для дизеля с турбиной разрабатываются специальные виды смазок, осуществить выбор среди которых непросто, ведь каждый производитель добавляет свою «фишку», привлекая клиента.

По мнению специалистов, среди зарубежных брендов тройку лидеров составляют:

  • Shell – крупнейшая британская нефтегазовая компания, продукция которой пользуется стабильно высоким спросом у владельцев автомобилей. Используемая в производстве собственная запатентованная технология позволяет выпускать ММ, которые эффективно охлаждают дизельные ДВС и длительное время сохраняют их работоспособность даже при стабильно высоких нагрузках;
  • Mobil 1 – полностью синтетические масла, выпускаемые известной американской корпорацией. Эффективно защищают динамичные детали мотора от деструкции, перегрева и деформации. Способны увеличить мощность турбированного дизеля;
  • Castrol – отлично преодолевает температурные скачки. Прекрасно устраняет многолетние наслоения в моторном отсеке, предупреждает развитие окислительных процессов и не требует доливки в период межу заменами масла.

Не стоит обходить вниманием и отечественных производителей. Они имеют высокий класс качества, а благодаря отсутствию таможенных сборов – доступную стоимость. Лучшими считаются марки:

  • Лукойл – выпускает специальную линейку для турбодизелей. Оно подходит как для легковых автомобилей, так и грузовиков малой грузоподъемности. Натуральное. Лучшее соотношение цена/качество;
  • Газпромнефть – предлагает большой ассортимент синтетических и натуральных масел. Фасовка – от 5 до 205 литра. Высокое качество обеспечивается технологией производства и оптимальным набором присадок. Разрабатываются линейки для легковых и грузовых автомобилей, эксплуатируемых в самых различных условиях;
  • Роснефть – выпускает масла на полусинтетической основе. Их можно использовать в моторах российских и зарубежных ТС. Всесезонные – положительно зарекомендовали себя при низких температурах.

На каком бренде остановить выбор – решает автовладелец. Основываться необходимо на отзывах, репутации производителя и предоставляемых гарантиях качества.

Распространенные неисправности

Главной проблемой в работе системы смазки двигателя считается низкое давление масла. Такая неисправность проявляется в результате износа маслонасоса или подшипников коленвала, закупорки масляных каналов, использования некачественного смазочного материала.

В ряде случаев снижение давления масла в дизеле приводит к необходимости серьезного ремонта. Перегрев дизельного двигателя, попадание большого количества горючего или ОЖ в масляную систему приводит к разжижению смазочного материала. Это приводит к закономерному падению давления и сокращению ресурса мотора.

Рекомендуем также прочитать статью о том, в каких случаях необходимо промывать дизельный двигатель перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете о том, когда рекомендована промывка двигателя и какими средствами лучше осуществлять данную процедуру.

Схема системы смазки дизеля с бумажным масляным фильтром

Применяется на дизелях с установленным полнопоточным масляным фильтром с неразборным фильтр-элементом и масляным радиатором в составе транспортного средства.

  Почему ВАЗ 21099 инжекторного типа дергается при езде?

  1. картер масляный
  2. форсунки охлаждения поршней
  3. вал коленчатый
  4. вал распределительный
  5. шестерня промежуточная
  6. горловина маслозаливная
  7. пробка масляного картера
  8. маслоприемник
  9. насос масляный
  10. радиатор масляный
  11. клапан редукционный
  12. фильтр масляный
  13. клапан перепускной
  14. клапан предохранительный
  15. датчик давления
  16. турбокомпрессор
  17. компрессор
  18. топливный насос высокого давления
  19. масляный канал оси коромысел

Масляный насос через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в полнопоточный масляный фильтр, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления. Из масляного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения. Из масляного радиатора масло поступает в масляную магистраль дизеля.

При пуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла через масляный фильтр превышает 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан 13 масляного фильтра, перепускной (радиаторный) клапан 11 масляного радиатора также открывается, и масло, минуя масляный фильтр и масляный радиатор, поступает в масляную магистраль.

В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25…0,35 МПа. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

Назначение системы смазки двигателя

Система смазки направлена на поддержание непрерывной подачи к подшипникам смазочных материалов и непосредственное решение следующих задач:

  • Уменьшение трения между сопряженными деталями. Причем компоненты системы направлены на уменьшение всех видов трения – сухого – непосредственного соприкосновения деталей друг с другом, жидкостного – с разделением масла, полужидкостного (масляный слой присутствует, но полного разделение трущихся поверхностей маслом нет). Сухое трение в чистом виде на практике – самое редкое. Его можно встретить при деформации контактирующих тел (например, подшипников), при разрушении граничных плёнок в местах повышенного давления. Гораздо же более распространённая ситуация – полужидкостное и жидностное трение. С жидкостным трением детали, например, часто встречаются при высоких окружных скоростях при попадании масла в клиновой зазор между цапфой и вкладышем подшипника скольжения.
  • Отвод тепла и охлаждение деталей двигателя. Осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения. Сначала охлаждается масло, а затем уже сами детали ДВС.
  • Освобождение двигателя от продуктов износа механизмов в отработанном масле (в виде прямоугольников, «листочков», пыли). Наиболее распространён усталостный износ. Он возникает при трении качения и трении скольжения. Также существует адгезионный, абразивный, коррозионный износ.
  • Удаление нагара. Чаще всего нагар характерен для транспортных систем с прямым впрыском топлива (топливо идет непосредственно в камеру сгорания, отсутствует этап промывки клапанов). Также проблема нагара актуальна в ситуациях, если транспортное средство используется только время от времени, есть постоянные простои, или при использовании авто в холодное время года его владелец не прибегает к прогреву двигателя.
  • Защита деталей двигателя от коррозии. Смазочные вещества в системе помогают ей противостоять окислением под влиянием кислорода.
  • Чтобы решить поставленные задачи, давление масла в ССД должно быть достаточно высоким. Масла должно хватит для обеспечения жидкостного и отвода от поверхностей тепла.
Читайте также:  Двигатель глохнет на холостом ходу заз шанс

Система смазки дизеля и уход за ней

От качества и соответствия дизельного моторного масла, а также от общего состояния системы смазки напрямую зависит ресурс дизельного двигателя.

Эффективная работа системы смазки в дизеле влияет на качество запуска двигателя, повышает экономичность ДВС, снижает уровень содержания токсичных элементов в отработавших газах.

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве системы питания дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных элементах и принципах работы системы подачи топлива в дизельный мотор.

Основные функции

  • Главной задачей системы смазки является подача моторного масла для образования масляной пленки между парами трения (трущиеся поверхности).Так достигается уменьшение износа нагруженных деталей, снижение фрикционных потерь.
  • Также масло осуществляет эффективное удаление посторонних частиц, которые возникают в результате механического износа, смывает нагар, защищает детали от коррозии.
  • Еще одной важной функцией системы смазки является охлаждение трущихся поверхностей. В отдельных конструкциях ДВС подача масла дополнительно служит для охлаждения днища поршня.

Принцип действия системы смазки двигателя

Самой распространенной системой смазки двигателей в настоящее время является комбинированная. В такой системе одни детали смазываются под давлением, а другие – самотеком или разбрызгиванием.

https://www.youtube.com/watch?v=sZaJEfm3Yds\u0026t=33s

Двигатель смазывается циклически. После его запуска, масло закачивается в систему масляным насосом. Насос создает необходимое давление и подает масло в масляный фильтр, в котором происходит его очистка от механических примесей. Далее масло по каналам подается к:

  Двигатель заводится и сразу глохнет на карбюраторе

  • шатунным шейкам коленчатого вала
  • коренным шейкам коленчатого вала
  • опорам распределительного вала
  • верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца

К рабочей поверхности цилиндра масло поступает из отверстий в нижней опоре шатуна или от специальных форсунок.

Другие части двигателя смазываются разбрызгиванием, т.е. часть масла вытекающего из зазоров в соединениях разбрызгивается подвижными частями КШМ и ГРМ. При разбрызгивании масла создается масляный туман, который при оседании смазывает детали двигателя.

Масло стекает в поддон картера двигателя под действием силы тяжести, после чего цикл смазки повторяется.

Также в некоторых автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В такой системе основной запас масла содержится в автономном масляном баке, откуда подается в главную масляную магистраль двигателя нагнетающей секцией масляного насоса.

Такие системы обеспечивают бесперебойный подвод масла к трущимся деталям двигателя на длительных крутых подъемах, спусках и при кренах без какого-либо масляного голодания и утечек масла через сальники коленчатого вала.

Кроме того, применение системы с сухим картером позволяет уменьшить высоту двигателя, снизить расход масла и сохранять его физико-химические свойства в течение более длительного периода благодаря возможности удаления из масла картерных газов.

Принцип работы системы смазки дизельного мотора

Подавляющее большинство дизельных ДВС имеют систему смазки, в которой моторное масло подается к наиболее нагруженным деталям (элементы кривошипно-шатунного механизма, ГРМ) под давлением. Другие детали, которые подвержены меньшей нагрузке, смазывается посредством разбрызгивания.

В списке основных элементов системы смазки двигателя находятся:

  • поддон картера двигателя, который служит резервуаром для масла;
  • масляный насос, закачивающий смазочный материал;
  • масляный фильтр, очищающий моторное масло;

Маслонасос в дизеле может приводиться в действие от коленвала, распредвала или дополнительного приводного вала. Наибольшее количество смазки подается к подшипникам коленчатого вала по специальным масляным каналам.

Шестерни маслонасосов могут иметь внешнее или внутреннее зацепление.

Что касается второго варианта, такие конструкции отличаются меньшими габаритами, менее шумны в работе, износ шестерен наименее влияет на снижение производительности насоса.

Показатель необходимой производительности насоса зависит от того, какое давление в системе смазки необходимо для того или иного двигателя с учетом ряда особенностей.

Высокофорсированный дизельный мотор должен иметь такой масляный насос, который способен обеспечить большой запас по производительности. Это необходимо для поддержания эффективности работы системы смазки в условиях любых нагрузок, а также с учетом потенциального износа самого насоса, подшипников распредвала и коленчатого вала.

Реализация охлаждения поршней особенно необходима в турбодизелях мощных грузовиков, которые отличаются высоким показателем наддува, имеют камеру сгорания в днище поршня.

Распространенной и относительно простой схемой является способ подачи масла посредством форсунок-распылителей, которые находятся снизу цилиндра. Эффективность такого решения уступает второму способу, который заключается в осуществлении подачи смазочного материала по специальному каналу, высверленному в шатуне.

Далее смазка попадает в верхнюю головку, после чего оказывается в распылителе. Посредством распылителя масло попадает в область днища поршня.

Самой эффективной схемой выступает способ подачи масла через канал в шатуне в специальную полость, которая изготовлена в днище поршня.

Эта полость служит для улучшенного охлаждения. Стоит добавить, что функция охлаждения поршней требует также качественного охлаждения самого моторного масла, для чего в системе смазки используются масляные радиаторы.

  Поломки АКПП с двигателем 1.6

Система смазки автомобилей: виды

Систему смазки двигателя условно можно классифицировать по способу подачи масла к смазываемым деталям:

  • Под давлением;
  • Самотёком (разбрызгиванием);
  • Комбинированная.

Подача смазки под давлением, осуществляется при помощи масляного насоса. Масло забирается из картера двигателя и по специальным каналам подводится к трущимся поверхностям.

После выполнения своей функции, стекает в картер двс.

Преимущество такого способа в том, что к определенным поверхностям можно подать ровно столько смазки, сколько им необходимо и четко в промежутке времени, который требуется для нормальной работы детали.

Подача смазки самотеком (разбрызгиванием) происходит под воздействием сил, создаваемых вращающимися деталями мотора. Масло разбивается на мелкие капли, образуя масляный туман. Мельчайшие частички заполняют все свободное внутреннее пространство силовой установки и таким образом, происходит процесс смазывания всех поверхностей.

Эффективность такого метода крайне низкая, основные недостатки: попадание мала на смазываемую поверхность случайным образом, большой перерасход, быстрое окисление.

Комбинированная смазочная система сочетает в себе характеристики обоих предыдущих методов.

Немаловажно в процессе циркуляции масла по двигателю, обеспечить его регулярное охлаждение, которое происходит в картере двс. Это препятствует окислению рабочего продукта и преждевременному старению. По способу охлаждения масла можно выделить:

  1. Открытая вентиляция картера;
  2. Закрытая вентиляция картера.

При использовании открытой системы газы, образованные в картере, через отверстие выходят в атмосферу. Закрытая система направляет газ обратно в цилиндр двигателя для сжигания.

В некоторых конструкциях используется охлаждение масла с помощью радиатора. Сам процесс охлаждения происходит посредством обтекания радиатора воздухом, либо жидкостью.

Распространенные неисправности

Главной проблемой в работе системы смазки двигателя считается низкое давление масла. Такая неисправность проявляется в результате износа маслонасоса или подшипников коленвала, закупорки масляных каналов, использования некачественного смазочного материала.

В ряде случаев снижение давления масла в дизеле приводит к необходимости серьезного ремонта. Перегрев дизельного двигателя, попадание большого количества горючего или ОЖ в масляную систему приводит к разжижению смазочного материала. Это приводит к закономерному падению давления и сокращению ресурса мотора.

Рекомендуем также прочитать статью о том, в каких случаях необходимо промывать дизельный двигатель перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете о том, когда рекомендована промывка двигателя и какими средствами лучше осуществлять данную процедуру.

Типичные неисправности системы смазки дизельного ДВС

Самая распространенная проблема в работе смазывающей системы двигателя — падение давление масла.

Причин такой ситуации много — от износа масляного насоса и закупорки маслопроводящих каналов до ошибочно выбранного масла. Водитель может узнать о проблеме по соответствующему значку на приборной панели.

  Падают обороты при нажатии на педаль газа

Другая частая ситуация — когда уровень масла в двигателе падает. В результате такого явления, как масляное голодание, двигатель преждевременного выходит из строя, и его ресурс значительно сокращается.

Если дизельный двигатель перегрелся в процессе работы или в масляную систему попало топливо или антифриз, моторное масло разжижается и теряет свою смазочную эффективность. Результат схож с последствиями масляного голодания.

Профилактика

Чтобы продлить жизнь своему дизельному двигателю:

Симптомы неисправности системы смазки ДВС

Можно выделить следующие основные симптомы неправильной работы системы смазки:

  • после запуска контрольная лампа давления не гаснет в течение длительного времени (более 3 секунд);
  • посторонние стуки некоторое время после старта, которые потом пропадают;
  • стук гидрокомпенсаторов (ГКК);
  • стуки на прогретом двигателе.
  • Любой из этих симптомов — сигнал к немедленному принятию мер, а при внезапном загорании лампы давления масла необходимо сразу выключить двигатель и прекратить дальнейшую эксплуатацию до выяснения причины.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector