Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

Сера — нежелательный элемент в составе дизельного топлива. Допустимое количество серосодержащих примесей строго ограничено современными ГОСТами. Так как они негативно влияют на экологическую обстановку и повышают износ оборудования.

  • «ОРГ-Маркет» предлагает купить нефтепродукты в рассрочку с беспроцентным периодом
  • США расширяют санкции против Венесуэлы
  • Саудовская Аравия сокращает поставки нефти в Китай

Нормы содержания серы в дизельном топливе

ДТ получают путем переработки нефти. В составе нефтесырья всегда есть серосодержащие компоненты. В среднем их объем составляет от 0,6 до 6 %.

В России требования по количеству серы в дизельном топливе определяет ГОСТ 32511-2013. Документ выделяет три экологических класса по допустимому содержанию серы в ДТ: К3, К4, К5.

Эта классификация совпадает с европейским стандартом ЕВРО-5, который также регламентирует содержание серы в дизельном топливе. Документ был принят в России в 2016 году. Он устанавливает нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах.

По нормам судят о качестве топлива и его экологичности.

В России, каки и во всем мире ведется активная работа по ужесточению экологических стандартов для всех видов топлива. Для сравнения, для ЕВРО-3 нормой содержания серы считалось 350 мг/кг, а для ЕВРО-5 — уже 10 мг/кг. Российские ГОСТы допускают производство топлива, в котором содержится 500 (вид II); 200 (вид I) и менее 200 мг/кг (высший сорт).

Большая разница в требованиях старых и новых норм объясняется тем, что вся российская военная техника работает на дизеле.

В настоящее время невозможен резкий переход к производству солярки по новым требованиям, потому, что основная масса НПЗ производит топливо с 0,05-0,2 % серы. Для перехода на новые стандарты необходимо модернизировать оборудование, а это требует больших инвестиций.

Сейчас производство дизтоплива производится не только по ГОСТ 305-82, но и по более 30 разных ТУ. Они регламентируют производство ДТ для легковых авто, с/х техники, тепловозов, дорожных или строительных машин, судов. Около 80% дизтоплива выпускается в соответствии с ГОСТ. Поэтому содержание серы в солярке на уровне 0,2 % — это базовый уровень для российского рынка.

В крупных городах с экологическими проблемами производится городское дизельное топливо с улучшенными экологическими характеристиками. В нём содержание серы составляет 0,05 %.

  1. Международное энергетическое агентство может снова понизить прогнозы
  2. Китай и Россия договариваются о поставках природного газа
  3. Инвестиционный фонд Катара перекупит часть акций Роснефти

Характеристики топлива класса Евро-5

Цетановое число, не менее 51. Цетановый индекс, не менее 46. Плотность при 15 °С, кг/м³ 820-845. Плотность при 15 °С, кг/м³, для класса 1 800-845. Полициклич. ароматич. углеводороды, % (по массе), не более 11. Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива: 10. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, выше 55. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более 0,30.

Зольность, % (по массе), не более 0,01. Содержание воды, мг/кг, не более 200. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24. Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С), единицы по шкале Класс 1. Окислительная стабильность: общ. кол-во осадка, г/м³, не более 25. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60 °С, мкм, не более 460.

Кинематическая вязкость при 40 °С, мм²/с 2-4,5.

  • Кинематическая вязкость при 40 °С, мм²/с – для класса 1 1,5-4.
  • Фракционный состав:
  • для класса 1 — при температуре 180 °С, % (по объему), не более 10, при температуре 250 °С, % (по объему), менее 65;
  • для класса 1, при температуре 340 °С, % (по объему), не менее 95, при температуре 350 °С, % (по объему), не менее 85;
  • 95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше 360.

Температура помутнения, °С, не выше -16 – для класса 1.

Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

  • -5 – для сорта С;
  • -15 – для сорта Е;
  • -26 – для класса 1

Классификация дизтоплива

Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

  1. Дизель делят по двум параметрам: содержание серы и температура фильтруемости.
  2. Маркируют дизельное топливоДТ-Е-К5, или ДТ-З-К5, где «ДТ» – это дизельное топливо.
  3. Следующая буква означает климатические условия, при которых может использоваться горючее:
  • «Л» — летний дизель. В этой категории топлива не определяется температура фильтруемости;
  • «Е» — межсезонное топливо. Температура фильтруемости -15°С;
  • «З» — зимнее ДТ. Температура фильтруемости -20°С;
  • «А» — арктическое горючее.Температурой фильтруемости -38°С.

Последнее сочетание буквы и цифры указывает на содержание серы:

  • К2 – содержится не более 500 мг/кг;
  • К3 – не более 350 мг/кг;
  • К4 – не больше 50 мг/кг;
  • К5 – не более 10 мг/кг.

На что влияет сера в дизельном топливе

Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

Сера вступает в реакцию с водяными парами и образуются кислоты. Большое содержание серы влияет на эксплуатационные характеристики горючего. Основные последствия повышенного содержания серы:

  • сильная коррозия поршневой системы двигателя;
  • сокращение срока службы мотора;
  • нагарообразование и появление отложений на контактирующих с продуктами сгорания участках;
  • общее снижение эффективности топливной и выхлопной систем;
  • загрязнение окружающей среды.

Некое содержание серы в дизельном топливе всегда присутствует, так как полностью ее удалять очень дорого. Если процент концентрации серосодержащих компонентов составляет ниже 0,035%, то это приводит с следующим проблемам:

  • смазывающие способности топлива ухудшаются;
  • увеличивается износ плунжера насоса высокого давления;
  • снижается срок службы других агрегатов топливной системы.

Если процент содержания серы ниже 0,035, используют дополнительные присадки, улучшающие смазывающие свойства. Но в России такие присадки не производят.

Как определить массовую долю серы в горючем

Существует несколько видов определения:

  • методы, основанные на процессе окисления серы;
  • методы, в основе которых лежит восстановление серы до сероводорода (H2S);
  • спектральные методы анализа, в том числе с применением УФ-флуоресцентного, рентгеновского излучений и атомно-эмиссионные методы. Они описаны в ГОСТ ISO 20846-2012, ГОСТ Р 56342-2015, ГОСТ 34237-2017.

Как очистить дизтопливо от серы

Сокращения содержания серы — это основная задача при производстве горючего. Производится она при помощи:

  • физико-химических методов. ДТ обрабатывают специальными сорбционными реагентами, впитывающими серосодержащие компоненты;
  • химических методов. Это процесс гидроочистки.

Почему дизтопливо оптом покупают у Trader-oil

Trader-oil предлагает оптовые поставки следующих видов нефтепродуктов:

Мы гарантируем высокое качество продукции, потому что работаем с зарекомендовавшими себя производителями:

  • Ярославский НПЗ,
  • Марийский НПЗ,
  • Новошахтинский НПЗ,
  • Антипинский НПЗ,
  • Белгородский НПЗ,
  • Славянский НПЗ,
  • Ильский НПЗ и других нефтеперерабатывающих предприятий.

Если вас интересует конкретное НПЗ, его можно найти на нашей карте. По ней можно проверить наличие и стоимость нефтепродуктов на нефтебазах в нужном вам регионе.

Для этого кликните на значок нефтебазы. Появится карточка организации с информацией о графике работы, стоимости товара, варианты доставки.

Для отправки заявку на покупку, выберите кнопку «Заказать сейчас». Далее заполните появившуюся форму заказа. С вами свяжется менеджер, уточнит информацию по заявке и проконсультирует по продуктам. Например, расскажет, почему дизтопливо дороже 95 бензина.

Ознакомиться с паспортами качества дизельных нефтепродуктов можно на нашем сайте.

Контролируем качество отгружаемого товара от НПЗ до конечного покупателя.

Поставляем быстро, так как у нас собственный автопарк. Возможна перевозка товаров железнодорожным и водным транспортом.

У нас гибкая ценовая политика и оптовые цены. Предлагаем рассчитать стоимость заказа с доставкой в специальном «Калькуляторе расчета топлива» на нашем сайте.

Дизельное топливо и сера: проблемы и решения

Эта статья родилась из случайного разговора с коллегой, когда прозвучала фраза о том, что по оценкам представителей зарубежных автостроительных компаний при том содержании серы, которым отличается российское топливо, ни один дизель не может пройти больше 600 тыс. км.

Но ведь ходят! Мы задумались, и поняли, что здесь все не так просто, как хотелось бы нашему коллеге.

И чтобы не плодить домыслы и легенды обратились к специалистам: уже хорошо известному нашим читателям Виктору Давидовичу Резникову и его коллеге по ВНИИ НП, специализирующемуся на топливе, Аркадию Мироновичу Бакалейнику.

Сера и ее соединения в качестве естественной составляющей входят в состав сырой нефти в виде элементарной серы, сероводорода и различных органических соединений (меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др.

), при этом в более тяжелых погонах нефти серы и сернистых соединений содержится больше, чем в легких.

Элементарная сера, сероводород, меркаптаны обладают высокой коррозионной агрессивностью, поэтому в бензинах и дизельных топливах их присутствие не допускали (сера и сероводород) или строго ограничивали (меркаптаны).

Читайте также:  Ваз 2110 инжектор плохо заводится прогретый двигатель

Общее содержание остальных соединений серы в топливе ограничивают предельной нормой показателя «массовая доля серы». Ужесточение норм по этому показателю требует углубления очистки от серы и, соответственно, дополнительных затрат на производство топлива, повышает его стоимость, сокращает ресурсы. Поэтому в определенном количестве сера присутствует во всех коммерческих топливах.

Напомним, что действующий стандарт делит дизельное топливо на «сернистое» и «малосернистое». В эти термины в разное время вкладывали различный смысл.

Когда производители техники совсем не имели или имели минимальные ограничения выбросов вредных веществ, содержание серы нормировали, исходя из возможности обеспечения надежной работы двигателя без существенного снижения его ресурса, но так, чтобы это не уменьшало выход топлива и не повышало его стоимости.

На этом этапе, т.е. в 50-х – 70-х годах, к «сернистому» относили дизельное топливо с содержанием серы около 1,0%, а «малосернистым» считали топливо, в котором ее было не более 0,2%. Главной проблемой при использовании сернистых топлив было увеличение износа деталей цилиндро-поршневой группы дизелей и рост количества отложений на них под действием продуктов сгорания серы.

Большая часть этих продуктов (SO2 и SO3) выбрасывается с отработавшими газами в атмосферу, но и то количество SO2 и SO3, которое с парами воды образовывает сернистую и серную кислоты, значительно увеличивает коррозионное изнашивание цилиндров, поршневых колец и других деталей, способствует нагарообразованию, нарушающему теплоотвод от поршня, подвижность поршневых колец, снижающему компрессию.

Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

Для решения этих проблем дизельным маслам с помощью щелочных моющих присадок придали нейтрализующую способность. Присадки практически полностью предотвращают коррозионное изнашивание деталей двигателей и повышенное нагарообразование.

При достаточной щелочности масла (около 8 – 10 мг КОН/г) износ комплекта поршневых колец при работе на топливах с содержанием серы 1,0; 0,5 и 0,2% практически одинаков, если смена масла выполняется своевременно.

При работе на топливе с высоким содержанием серы щелочное число масла убывает быстрее и пробег до смены масла сокращается.

Сегодня ситуация изменилась. Теперь «сернистым» называют топливо, содержащее 0,2% серы, а в «малосернистом» ее может иметься всего 0,035% и менее. В чем причина таких резких перемен?

В последние годы в связи с остротой проблемы загрязнения окружающей среды от эксплуатации быстро растущего многомиллионного парка автомобилей вводятся все более строгие нормы на выбросы автомобилем токсичных соединений, твердых частиц, других загрязнителей воздуха.

Соблюдение этих норм потребовало от производителей техники применения в конструкции автомобилей различных систем управления выбросами (дожигателей, каталитических нейтрализаторов, фильтров и т.д.

), а также изменений в организации процесса сгорания, введения рециркуляции отработавших газов, новых систем впрыскивания топлива.

Наличие сернистых соединений в топливе повышает токсичность отработавших газов не только непосредственно – за счет увеличения в них концентрации оксидов серы и твердых частиц, но и опосредованно – за счет снижения эффективности и надежности работы современных систем управления составом отработавших газов. Поэтому в настоящее время наряду с разработкой и производством техники, отвечающей новым стандартам на выбросы вредных веществ, постепенно вводятся более строгие ограничения на содержание серы в автомобильных топливах.

Дизельные топлива в России в настоящее время вырабатывают по ГОСТ 305-82 и по более тридцати техническим условиям (ТУ). По этим документам дизельные топлива производятся не только для автотранспорта, но также для сельскохозяйственной техники, строительных и дорожных машин, тепловозов, судов и т.д.

В соответствии с ГОСТ 305-82 сейчас в России вырабатывается 80 – 85%, т.е. основной объем дизельного топлива. Уровень содержания серы в 0,2% можно считать для России базовым. В дизельном топливе вида 2 по этому стандарту допускается даже содержание серы до 0,5%.

Однако эта норма пересматривается в сторону ужесточения в отношении содержания серы, вводится также топливо с предельным содержанием в 0,05%.

Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

Для использования в крупных городах или регионах со сложной экологической обстановкой разработаны технические условия на дизтопливо с улучшенными экологическими свойствами – городское (ТУ 38.401-58-170-96) с содержанием серы не более 0,05% и «экологически чистые» топлива (ТУ 38.1011348-99), предусматривающие среди прочих ограничений выпуск топлива с содержанием серы не более 0,035%.

С 1 ноября 2001 г. утверждены и введены в действие ТУ 38.401-58-296-2001 «Топливо дизельное автомобильное. Технические условия», разработанные на базе аутентичного перевода EN-590-2000 с нормой содержания серы не более 0,035%, для автомобилей, соответствующих требованиям Euro-3. К 2003 – 2005 гг.

намечается гармонизация отечественных стандартов на бензин и дизельное топливо с европейскими требованиями для автомобилей уровня Euro-3. Это означает ограничение содержания серы в бензинах до 0,015%, а в дизельном топливе до 0,035%. Но введение подобных стандартов не будет означать одновременный переход на новые требования: процесс продолжится не менее 5 лет.

В этот период будут одновременно действовать «старые» и «новые» требования.

Дизельные топлива с содержанием серы меньше 0,035% имеют худшие смазывающие свойства.

Их применение приводит к существенному увеличению износа плунжеров насоса высокого давления и снижению срока безотказной работы других агрегатов топливной аппаратуры.

Стал необходимым ввод в топлива присадок, улучшающих их смазывающие свойства. В России такие присадки пока еще серийно не производятся. И это не единственная проблема, связанная с переходом на новые стандарты.

К сожалению, на наших АЗС до сих пор не организован раздельный сбыт дизельных топлив разных марок, отличающихся по содержанию в них серы и другим показателям, характеризующим их экологичность.

Эта актуальная задача должна быть решена, так как смешение топлив в одной емкости АЗС приводит к ухудшению качества экологичных сортов.

Но это уже вопрос реформирования инфраструктуры, которое потребует немалого времени.

Сера в дизельном топливе

Сера в дизельном топливе — один из нежелательных элементов в его составе. Допустимое количество серосодержащих примесей строго ограничено, поскольку их присутствие негативно влияет на экологическую обстановку и снижает ресурс оборудования.

Нормы, регламентирующие содержание серы в дизельном топливе

Дизтопливо изготавливают путем переработки нефтяного сырья, в составе которого всегда содержатся серосодержащие компоненты в количестве от 0,6 до 6 %, попадающие в ДТ. Существуют нормы, регулирующие содержание серы в дизельном топливе.

В России для каждого типа топлива разработаны ГОСТы. Например, в ГОСТ 32511-2013, который был введен в качестве национального стандарта 1 января 2015 года, выделяют три экологических класса по допустимому содержанию серы в ДТ: К3, К4, К5.

Эта классификация частично совпадает с нормами, прописанными в европейском стандарте ЕВРО-5.

Допустимые пределы концентраций серы для различных видов дизтоплива

Европейский стандарт ЕВРО-5 был принят на территории РФ 1 января 2016 года.

Документ определяет нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах, по которым можно судить о качестве топлива и его экологической безопасности.

Горючее, изготовленное по европейским стандартам, имеет лучшие характеристики, например, при его эксплуатации снижается дымность отработанных газов и уровень выбросов продуктов сгорания.

Классификация дизтоплива осуществляется по двум основным параметрам: содержание сернистых соединений и температура фильтруемости.

Дизтопливо может маркироваться следующим образом: ДТ-Е-К5, или ДТ-З-К5. Расшифровываются данные условные обозначения следующим образом:

  • «ДТ» – дизельное топливо;

Следующая литера обозначает климатические условия, также эта характеристика содержит данные о температуре фильтруемости:

  • «Л» — летнее ДТ. В данном виде не определяется температура фильтруемости.
  • «Е» — межсезонное, температура фильтруемости -15°С;
  • «З» — зимнее, с температурой фильтруемости -20°С;
  • «А» — арктическое, с температурой фильтруемости -38°С.

Следующее цифробуквенное обозначение говорит, о том, какое содержание серы присуще данному типу горючего:

  • К2 – содержится не более 500 мг/кг;
  • К3 – не более 350 мг/кг;
  • К4 – не больше 50 мг/кг;
  • К5 – не более 10 мг/кг.

Чем грозит превышение допустимых норм содержания серы в дизельном топливе

Соединения серы, присутствующие в горючем, вступают в реакцию с водяными парами, образуя кислоты. Последствием подобного взаимодействия будет сильный коррозирующий эффект и множественное нагарообразование при сгорании топлива. Поэтому, превышение серы в дизельном топливе оказывает негативное влияние на его эксплуатационные характеристики.

Основными последствиями повышенного содержания серы будут:

  • Сильная коррозия поршневой системы двигателя, снижение срока службы;
  • Нагарообразование и появление отложений на контактирующих с продуктами сгорания участках;
  • Общее снижение эффективности топливной и выхлопной систем;
  • Загрязнение окружающей среды.
Читайте также:  Высокие обороты двигателя на прогретом двигателе

Так как полное удаление серосодержащих соединений нерентабельно, некоторый процент серы всегда остается в ДТ, кроме того, снижение концентрации серосодержащих компонентов до 0,035% и ниже приводит к уменьшению смазывающей способности топлива.

Определение массовой доли серы в дизельном топливе

Массовая доля серы в дизельном топливе — важная характеристика горючего. Все стандартизированные методы определения количества серы можно разделить на несколько типов:

  • методы, основанные на процессе окисления серы;
  • методы, в основе которых лежит восстановление серы до сероводорода (H2S);
  • спектральные методики анализа, в том числе с применением УФ-флуоресцентного, рентгеновского излучений и атомно-эмиссионные методы.

Рассмотрим метод ультрафиолетовой флуоресценции, который позволяет установить, сколько серы содержится в ДТ. Эта методика описана в нескольких российских нормативных документах: ГОСТ ISO 20846-2012, ГОСТ Р 56342-2015, ГОСТ 34237-2017.

Влияние повышенного содержания серы в дизельном топливе на работу двигателя

Рис. 1. Анализатор NSX-2100H, производства Mitsubishi Chemical Analytech Co.,Ltd, с детектором SD-210 для анализа серы в дизельном топливе

Анализ серосодержащих примесей включает стадию пиролитического сжигания образца с последующим детектированием ультрафиолетового флуоресцентного излучения, интенсивность которого соответствует содержанию серы в пробе.

Преимуществами данного способа можно считать:

  1. Минимальное влияние присадок и соотношения С-Н на результаты измерений;

  2. Доступность сертифицированных СО для построения калибровочных кривых;

  3. Возможность определения низкого содержания серы в пределах от 0,02 до 10000 ppm (1 ppm = 1 мг/кг);

  4. Множество типов устройств для ввода, позволяющих анализировать образцы в различном агрегатном состоянии.

Очистка дизельного топлива от серы

Задача уменьшения количества серы в дизтопливе является основной при его производстве. Очистка дизельного топлива от серы производится с помощью физико-химических и химических методов.

Физико-химические методы удаления серы представляют собой очистку, при которой ДТ обрабатывают специальными сорбционными реагентами.

Они впитывают серосодержащие компоненты, очищая ДТ от нежелательных примесей.

Химический метод основан на процессе гидроочистки. Устранение серы происходит вследствие химической реакции с водородом в условиях высокого давления и высокотемпературного нагрева. В результате гидроочистки серосодержащие примеси преобразуются в водорастворимый сернистый газ. Промывка обработанного сырья водой приводит к значительному снижению количества серы в конечном продукте.

Содержание серы в дизельном топливе

Дизельное топливо получают путем переработки нефти, поэтому одним из его компонентов остаются сернистые соединения.

Хотя чистой серы в составе горючего нет, ее производные все же присутствуют в достаточно большом количестве (до 7 %).

Чтобы удалить часть сернистых веществ и повысить экологичность дизтоплива, применяют различные виды очистки — гидрокрекинг и щелочную обработку едким натром.

Причинами ограничения содержания серы в топливе являются:

  1. коррозийное воздействие на элементы поршневой;
  2. появление нагара и отложений;
  3. преждевременный износ топливной и выхлопной системы;
  4. дымность выхлопа;
  5. выброс сернистых соединений и других вредных веществ в атмосферу;
  6. несоответствие стандартам, что ограничивает применение автомобилей.

Чтобы продлить сроки эксплуатации дизелей и избежать загрязнения окружающей среды, приняты ограничения на содержание серы в дизельном топливе.

Влияние серы в дизельном топливе на двигатель

Действующие стандарты жестко регламентируют фракционный состав горючего, в том числе и сернистых соединений. Однако определенный процент таких веществ все же остается, несмотря на очистку и обработку исходного сырья. Полностью удалять сульфиды и другие сернистые элементы очень дорого и нерентабельно.

Присутствие таких сернистых веществ при взаимодействии с парами воды приводит к образованию сернистой и серной кислоты. В результате появляется коррозия металлических деталей поршневой группы, топливной и выхлопной системы. Образование отложений ухудшает отвод тепла, снижает компрессию, ограничивает подвижность колец.

Влияние серы на свойства топлива ограничивает и технические характеристики самих дизельных двигателей, а именно:

  • снижается мощность;
  • повышается расход топлива;
  • ухудшаются мощностные и разгонные характеристики.

Из-за высокого содержания серы в судовом топливе или горючем для других дизелей изменяется сам процесс сгорания смеси. В результате возможна потеря мощности, снижение экономичности и ухудшение динамики дизеля.

Нужно учитывать, что низкое содержание серы тоже не очень хорошо для дизеля. При уменьшении сернистых соединений ниже 0,035 % ухудшаются смазывающие свойства горючего. В результате появляется преждевременный износ и сокращаются сроки эксплуатации топливной системы. Чтобы устранить эту проблему, используют специальные присадки.

Стандарты экологичности дизтоплива

Определенного баланса между содержанием серных веществ и экологичностью горючего удалось добиться с появлением соответствующих стандартов (Евро 0-6). Эти нормы регламентируют выброс вредных элементов и технические характеристики дизтоплива. Последние принятые варианты — Евро 5 и 6 (2009 и 2015 г. соответственно), согласно которым вредные выбросы не должны превышать следующих значений:

  1. оксид углерода — 0,5;
  2. оксид азота — 0,18 — 0,08;
  3. взвешенные частицы — 0,005.

Совсем не допускается присутствие углеводорода и летучих органических веществ.

Технические характеристики дизтоплива

Легковые машины, грузовики, автобусную и специальную технику заправляют горючим в соответствии с климатическими условиями. Есть летнее, зимнее и арктическое топливо. По температуре применения горючее разделяют на сорта (A-F) и классы (0-4). Такое топливо отличается следующими показателями:

  • цетановое число 45–51;
  • содержание серы в дизельном топливе Евро 5 и 6 — не более 10 мг;
  • температура фильтрации — до -55 °С;
  • плотность в пределах 0,830-0,860 г/см3.

Согласно российского ГОСТ содержание серы в дизельном топливе тоже не должно превышать 10 мг.

Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7

Содержание серы в дизельном топливе

Наличие серы в дизельном топливе неизбежно даже при самой эффективной очистке. Но её массовая доля при этом может быть разной. Это важно потому, что при сгорании топлива происходит образование серного и сернистого газа, и их объём будет зависеть от содержания серы в дизтопливе. В условиях высокой температуры будет происходить газовая коррозия металлов, а при низких – образовываться серная и сернистая кислота. Это означает, что в любом случае они будут отрицательно влиять на состояние двигателя, его работу, сократят его физический ресурс.

Содержание серы: нормы и требования

В зависимости от степени очистки дизельное топливо можно назвать сернистым или малосернистым. В первом случае массовая доля серы в солярке будет составлять 0,2 %, во втором – до 0,035 %.

Работа по ужесточению экологических стандартов для всех видов топлива неразрывно связана со снижением количества этого вещества. В результате с показателя 350 мг/кг, актуального для Евро 3, удалось снизить долю серы до 10 мг/кг (Евро 5).

Но в то же время в соответствии с требованиями профильного отечественного ГОСТ 305-82 возможен выпуск топлива, в котором содержится 500 (вид II); 200 (вид I) и менее 200 мг/кг (высший сорт).

В результате сложилась ситуация, когда производство дизтоплива происходит не только по ГОСТ 305-82, но и по более, чем трём десяткам различных ТУ.

В соответствии с ними на нефтеперерабатывающих предприятиях выпускается солярка для автомобилей, сельскохозяйственной техники, тепловозов, дорожных или строительных машин, судов.

Основной объём дизтоплива всё же выпускается в соответствии с ГОСТ (около 80 %). В связи с этим можно считать 0,2 % базовым для российского рынка уровнем содержания серы.

Кроме того, для крупных городов с проблемной экологической обстановкой выпускается городское дизельное топливо с улучшенными экологическими характеристиками. В нём норма содержания серы составляет 0,05 %. Также потребителю предлагается «экологичное» горючее, в котором этот показатель не превышает 0,035 %.

Сернистые соединения в дизтопливе: польза и вред

Принято считать, что основной задачей процесса гидроочистки дистиллятного дизельного топлива является разрушение всех содержащихся в нём сернистых соединений для того, чтобы образовался сероводород, который можно будет впоследствии легко отделить. Но в то же время всё чаще между специалистами в данной области ведутся споры о том, насколько целесообразным будет удаление из топлива всех сернистых соединений, не учитывая при этом их химическое строение.

На самом деле в нефтепродуктах содержится столько разных видов сернистых соединений, что их количество превышает число углеводородов.

При этом важно, что среди них имеются коррозионноактивные составляющие, которые заметно снижают стабильность дизельного топлива, становятся причиной образования осадка, смол.

Но есть и достаточно стабильные соединения, которые оказывают на дизтопливо антиокислительный эффект и являются некоррозионноактивными.

ООО «Компания «Нипетойл» специализируется на поставках дизельного топлива в Москве и Московской области. У нас имеется собственный автопарк спецтранспорта, который позволяет перевозить горючее в любом необходимом заказчику объёме.

Читайте также:  111 двигатель мерседеса схема

Мы гарантируем качество нефтепродуктов, оптимальную цену, наличие всей необходимой в таких случаях документации. Сроки поставки минимальны. При необходимости могут быть задействованы автомобили с разделёнными на отсеки цистернами, чтобы доставить дизтопливо сразу в несколько пунктов назначения, указанных заказчиком.

Обращайтесь за более детальной информацией к нашим специалистам по указанным на сайте телефонам.

Экспертиза дизтоплива: Не отравится ли дизель?

Экспертиза дизтоплива: Не отравится ли дизель?

Шутки шутками, а когда наш материал был уже почти готов к публикации, в американском журнале Microbiology проскочила новость: обнаружен гриб, вырабатывающий… дизельное топливо! Чудо-дерево, в древесине которого проживает столь продвинутая плесень, растет где-то в северной Патагонии. Интересно, знакомы ли эти грибы с Евро IV?

Конечно, такие сообщения — на уровне журналистской утки. Реальное дизтопливо состоит примерно из 900 углеводородных соединений, и никакой гриб ничего подобного не сотворит. Поэтому гоняться за «грибным» топливом не будем, ограничимся анализом того, что продают на российских АЗС.

Расхожая страшилка: наше дизтопливо — полная дрянь, заправляться им нельзя. Вот и посмотрим, насколько эти страхи оправданны.

Забегая далеко вперед, скажем главное: полученные результаты хотя и выявляют кучу проблем, но говорят однозначно: не так страшен черт, как его малюют.

По крайней мере ни один из образцов топлива, выставленных нами на испытания, к скоропостижному летальному исходу мотора не приведет. Но обо всем по порядку.

Для проведения этой работы мы привлекли шесть (!) лабораторий в двух столицах. О стоимости работ скромно умолчим, но именно из-за нее мы решили ограничиться шестью пробами дизтоплива с различных заправок — от столичных до затерянных в провинции.

Начали, как всегда, с поездок по АЗС. Методику отбора мы описывали еще в ЗР, 2008, № 1, однако…

МЕТОДИКА ОТБОРА И ДОБРЫЕ ЛЮДИ

Бытует мнение, что каждый покупатель может сам выяснить, качественное ли топливо продают на АЗС. Для этого надо всего лишь попросить копию паспорта качества. И мы попробовали.

— Эй, любезный, я что-то не догоняю… Я тебе снимать разрешал? Машину в сторону, сам — за мной. Понял?

Добрый человек с замызганной АЗС был очень недоволен. Он ткнул пальцем в древнюю бумажку, висящую на его «избушке»: читай и запоминай, если такой любопытный, а копий мы не держим. Но когда вместо ксерокса мы применили фотоаппарат, он покинул убежище и решительно потребовал сатисфакции.

Вот такая у нас работа. Нагнетать страсти не будем, отметим главное: машина не пострадала, доброго человека удалось перевоспитать, а сертификат — на фото.

Итак, шесть образцов отобраны, все по 40 литров. О том, какие параметры мы проверяли и что в стране называют дизтопливом, читайте ниже.

Напомним также, что страна Россия далеко не южная, а отбор проб происходил в конце октября.

Обладателям современных дизелей, которым неохота вдумываться в содержание таблиц, предлагаем просто взглянуть на фоторяд с АЗС. Чем дальше от начала, тем меньше это топливо подходит для вас.

ЦЕТАН И СЕРА, ЗИМА И ЛЕТО

Не написать сегодня на раздаточной колонке «Евро IV» — себя не уважать.

Пусть по корявенькому трафарету да на ржавую поверхность, но как звучит! И не важно, что ни в действующих, ни в перспективных нормативных документах такой марки дизельного топлива нет! Упоминание «Евро» пока что надо рассматривать не как признак высокого качества, а скорее как маркетинговый ход! Что, кстати, подтвердили чеки и паспорта качества — нигде заветного слова с римской цифрой нет и в помине.

Что касается полученных данных, такого разнобоя мы не ожидали. Убедитесь сами — все сведено в таблицы. Разброс величины ЦЧ составил целых шесть единиц.

Самое низкое — 49 единиц — у образцов с контейнерных заправок эпохи паровоза Черепановых. А лидер в этой номинации — топливо «Киришиавтосервиса», в которое заложили аж 55 цетановых единиц.

На перспективное Евро V по этому параметру тянет! Только вот зачем? Впрочем, об этом ниже.

Сера в дизельном топливе: проблема и решение

Однажды представители зарубежного автостроения высказали свою оценку российскому дизельному топливу.

Они посчитали, что вряд ли какой работающий на нём двигатель автомобиля способен перешагнуть 600 000 км пробега. Практика же показала обратное, бывает, и больший пробег выдерживают.

После обращения за разъяснением к таким специалистам «ВНИИ НП», как Резников В. Д. и Бакалейник А. М., стала понятна общая картина.

Откуда сера в топливе

Наличие серы и ее соединений в сырой нефти никого не удивляет, она просто там содержится в элементарном состоянии.

А элементарная сера, сероводород и меркаптаны довольно агрессивно вызывают коррозию металла, если допустить ее наличие в дизтопливе или бензине.

На нефтеперегонных предприятиях выводят их из конечного продукта, меркаптаны же строго ограничивают. На другие соединения серы выставлены лимит, выше которого переходить нельзя, и называется он «массовой долей серы».

Поскольку эта норма становится все более жесткой, то и переработчики нефти все больше средств тратят на очистку и производство дизельного топлива, и оно тоже растет в цене. Сера не удаляется полностью, небольшое количество (в пределах нормы) все же имеет место в составе любого “коммерческого” топлива.

Немного истории и химии

Согласно настоящему стандарту, топливо может быть «малосернистым» и «сернистым». Эти слова понимали раньше неоднозначно.

Когда не было или почти не было ограничений на количество вредных выбросов, норма на содержание серы нужна была только для того, чтобы она не вредила двигателю.

Этот подход в производстве топлива не был таким затратным, как сейчас, и приходится на период с 1950 до 1970 гг.

В то время «сернистым» считалось топливо, имеющего в составе 1% серы, «малосернистое» ограничивалось 0,2%. Кроме износа узлов и деталей дизельного двигателя проблемы не видели. Беспокоили также и отложения на металле, образовавшиеся при сгорании серных соединений SO3 и SO2.

В основном эти соединения выбрасываются из двигателя вместе с отработанными газами. Другая же часть данных серных продуктов вступает во взаимодействие с водяным паром, и образует серную и сернистую кислоты.

Результат их воздействия на двигатель следующий:

  • увеличение коррозии на деталях поршневой группы;
  • образование нагара снижает теплоотдачу от поршня;
  • нагар ограничивает подвижность колец, и компрессия снижается.

Влияние щелочного числа масла на износ поршневых колец дизеля

Решать эту проблему начали с помощью химического состава масла. Присадки в нём должны были нейтрализовать кислоты за счет своих щелочных и моющих свойств. Если менять масло своевременно, то полностью предотвращается коррозия и образование нагара.

Топливо с большим процентом серы требует более частых замен масла, пробег таких двигателей меньше.

Сейчас обстановка несколько другая. Лимиты изменились в разы:

  • сернистое топливо содержит 0,2% серы;
  • малосернистое – 0,035%.

Вся причина в том, что начали бороться и за состояние окружающей среды. Парк машин вырос многократно и чтобы спасти природу, ужесточили нормы выбросов в атмосферу всего того, чем автомобиль ее загрязняет. Соответственно, напряглись производители техники, снабдив двигатели дожигателями, катализаторами и фильтрами. Вносились изменения в процесс подготовки сгорания топлива.

Сернистые соединения в составе топлива при сгорании повышают уровень токсичности отработанных газов. Поэтому не только технику модернизируют под новые стандарты, но и реализуются требования снизить процент серы в автомобильном топливе.

ГОСТы и ТУ на дизельное топливо, производимое в России, регламентируют его качество не только для дорожных автомобилей, но и для кораблей, тепловозов, сельскохозяйственных машин, парка ремонта дорог и строительства.

ГОСТ 305-82 распространен на 85% выпускаемого дизельного топлива. Процент серы 0,2% принят за основу. Топливо второго вида допускает увеличение процента серы до 0,5%.

Но уже сейчас стандарты предусматривают содержание серы до 0,05%.

Этапы ужесточения нормы к содержанию серы в топливе автомобилей

Разработаны специальные технические условия на качество дизельного топлива, которое будет использовано в сложных экологических районах и крупных городах страны. Содержание серы в топливе должно быть максимум 0,05%.

С 01.11.2011 ввели ТУ 38,401-58-296-2001, ограничивающие процент серы в топливе до 0,035%.

Несколько позже промышленность ориентируется на выпуск бензина и дизельного топлива с учетом требований ЕВРО-3 и содержанием серы не более 0,015% в бензине. Это процесс не одного дня и растянулся на 5 лет. А значит, еще действовали и прежние технические условия.

Когда процент серы стал менее 0,035%, у дизельного топлива ухудшились смазывающие свойства. Это ускоряет износ топливных насосов и других элементов топливной системы. Появилась нужда в присадках с целью улучшения смазывающих характеристик.А они в основном импортного происхождения.

Да и на отечественных заправках пока нет раздельных колонок на различные марки дизельного топлива. Смешивая в одной емкости разные сорта, продавец (владелец АЗС) ухудшает экологические свойства горючего.

И тут надо уже решать вопрос инфраструктуры, чтобы от производителя к потребителю дизтопливо поступало без потери качества. А это дело не одного дня.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector